Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 02-01-009-04

02-01-009

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша 4 м3, категория грунтов по трудности экскавации: → 4

Подробное описание
Группа: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша 4 м3, категория грунтов по трудности экскавации: Состав работ: Экскавация грунта.; Погрузка в вагоны-самосвалы.; Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0

Быстрая информация

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-009
Тип работ
GESN
Трудозатраты
71.51 чел.-ч при разряде 4,7
Основное назначение
Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша 4 м3, категория грунтов по трудности экскавации: 4

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,7 71.51
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) 6.32
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3 1.2
Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4 м3 (с удлиненным рабочим оборудованием) 6.32
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм 0.91
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т 2
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т 157.59
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т 0.87
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) 14.32
Машины для балластировки железнодорожного пути 1.98
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками 2.18
Машины путерихтовочные 1.74
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт 2.03
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм м3 1.4
Песок природный для строительных работ II класс, средний м3 2.06
Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.001
Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов м3 0.005
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 1.55
Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог м3 0.356
Клеммы ПК т 0.002
Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50 т 0.005
Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24 т 0.001
Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22 т 0.001
Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм т 0.002
Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм т 0.002
Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50 шт 0.418
Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50 т 0.011
Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00 компл 0.004

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 1.35

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-009-04 является одним из важнейших инструментов для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости горновскрышных и земляных работ. Эта норма включена в Сборник ГЭСН 2001-02 "Горновскрышные работы" и детально регламентирует затраты на разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт.

Основное назначение ГЭСН 02-01-009-04 – это определение потребности в ресурсах (трудозатраты рабочих, время эксплуатации строительных машин и механизмов, расход материальных ресурсов) при выполнении работ по экскавации и транспортировке грунта. Норма применяется для грунтов 4-й категории по трудности экскавации, что подразумевает определенные характеристики грунта, влияющие на сложность его разработки. Единицей измерения для данной нормы является 1000 м3 разработанного и погруженного грунта.

Применение ГЭСН является обязательным для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств федерального бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер. Это подчеркивает важность точного следования нормативным требованиям для обеспечения прозрачности и обоснованности сметной стоимости.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 02-01-009-04 охватывает комплекс операций, необходимых для разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт. В состав работ, учтенных данной нормой, входят следующие основные этапы и сопутствующие операции:

  1. Экскавация грунта. Этот этап включает непосредственное рыхление и выемку грунта экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 4 м3. Процесс экскавации подразумевает не только черпание грунта, но и позиционирование машины, управление ковшом для эффективной выемки материала из забоя.
  2. Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары). Разработанный грунт незамедлительно погружается в железнодорожные вагоны-самосвалы для дальнейшей транспортировки. Эффективность этого процесса напрямую влияет на общую производительность работ.
  3. Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Данная операция является критически важной, поскольку работы ведутся с использованием железнодорожного транспорта. В этот пункт включены следующие детализированные операции:
  • Планировка подошвы забоя, отвала и основания под транспортные железнодорожные пути и автодороги. Это обеспечивает стабильность и безопасность движения железнодорожного состава и вспомогательной техники.
  • Очистка ковшей экскаваторов, конвейеров, ходовых частей машин, кузовов вагонов и автомобилей-самосвалов, подъездных загрузочных и разгрузочных площадок. Поддержание чистоты оборудования и рабочих зон предотвращает поломки и обеспечивает бесперебойность процесса.
  • Отсыпка трассы под железнодорожные пути по мере продвигания забоя. По мере разработки грунта и перемещения экскаватора требуется постоянное продление и обустройство железнодорожных путей для подачи вагонов.
  • Устройство и содержание водоотводных канав в забое и на отвале. Это необходимо для отвода поверхностных и грунтовых вод, предотвращения заболачивания и обеспечения устойчивости грунта.
  • Водоотлив с подошвы забоя до ближайшей водоотводной канавы. Данная операция обеспечивает осушение рабочей зоны, что повышает безопасность и эффективность экскавации.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, предусмотренных ГЭСН 02-01-009-04, нормой учтены следующие основные материалы и ресурсы:

  • Трудовые ресурсы:
  • Средний разряд работы 4,7: 71.51 чел.-ч на 1000 м3 грунта.
  • Машины и механизмы:
  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 6.32 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 1.2 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4 м3 (с удлиненным рабочим оборудованием): 6.32 маш.-ч
  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.91 маш.-ч
  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 2 маш.-ч
  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 157.59 маш.-ч
  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.87 маш.-ч
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 14.32 маш.-ч
  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.98 маш.-ч
  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 2.18 маш.-ч
  • Машины путерихтовочные: 1.74 маш.-ч
  • Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 2.03 маш.-ч
  • Материалы:
  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 1.4 м3
  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.06 м3
  • Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3
  • Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.005 м3
  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.55 шт
  • Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.356 м3
  • Клеммы ПК: 0.002 т
  • Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.005 т
  • Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 т
  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
  • Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 т
  • Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т
  • Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 шт
  • Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.011 т
  • Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 компл
  • Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 1.35 т

Трудозатраты и время выполнения

Основной показатель трудозатрат по ГЭСН 02-01-009-04 составляет 71.51 человеко-часов на каждые 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Этот показатель отражает суммарные затраты труда рабочих-строителей, необходимых для выполнения всех операций, предусмотренных нормой. Средний разряд работы, учтенный в норме, составляет 4,7. Это означает, что для эффективного выполнения работ требуется персонал с соответствующей квалификацией, способный управлять сложной техникой и выполнять специализированные задачи по обслуживанию железнодорожных путей.

Требования к квалификации

Учитывая состав работ и используемое оборудование, для выполнения работ по ГЭСН 02-01-009-04 необходим квалифицированный персонал. В частности, требуются:

  • Машинисты экскаваторов с опытом работы на крупногабаритной технике, способные эффективно управлять экскаватором с ковшом 4 м3 и удлиненным рабочим оборудованием.
  • Машинисты бульдозеров для планировочных работ и содержания дорог.
  • Машинисты тепловозов и дрезин для управления железнодорожным транспортом.
  • Рабочие по обслуживанию железнодорожных путей (путейцы), имеющие навыки укладки, ремонта и содержания рельсового полотна, стрелочных переводов, а также балластировки и подбивки шпал.
  • Рабочие по водоотливу для обеспечения осушения забоя.

Средний разряд 4,7 указывает на то, что большинство операций требуют высокой квалификации и опыта, что необходимо учитывать при формировании бригад и расчете фонда оплаты труда.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 02-01-009-04 в сметной документации сметчику необходимо следовать четкому алгоритму:

  1. Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт. Объем измеряется в тысячах кубических метров (1000 м3) согласно проектной документации.
  2. Классификация грунта: Убедитесь, что грунт на объекте относится к 4-й категории по трудности экскавации. Классификация грунтов осуществляется на основании инженерно-геологических изысканий и в соответствии с таблицами, приведенными в Технической части Сборника ГЭСН 2001-01 "Земляные работы" (например, Таблица 1-1, 1-3, 1-4). Если на участке присутствуют грунты разных категорий, объем работ для каждой категории должен быть определен отдельно.
  3. Проверка соответствия оборудования и технологии: Удостоверьтесь, что проект предусматривает использование экскаваторов с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 4 м3, а также погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт. Отклонения в типе оборудования или способе транспортировки потребуют применения других норм или корректирующих коэффициентов.
  4. Применение нормы: После подтверждения всех условий, примените ГЭСН 02-01-009-04 к определенному объему работ. Все ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) умножаются на объем работ в тысячах кубических метров.
  5. Учет сопутствующих работ: Помните, что норма уже включает в себя затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, а также водоотлив с подошвы забоя до ближайшей водоотводной канавы. Не следует дублировать эти работы в смете отдельными позициями, если они не выходят за рамки, предусмотренные нормой.
  6. Применение поправочных коэффициентов: При наличии специфических условий производства работ, не учтенных напрямую в норме (например, работа в стесненных условиях, в зимнее время, при наличии грунтовых вод, требующих более сложного водоотлива), необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты из Общих положений и Технических частей сборников ГЭСН.

Примеры использования

Пример 1: Расчет ресурсов для разработки 5000 м3 грунта

Предположим, необходимо разработать и погрузить 5000 м3 грунта 4-й категории в железнодорожный транспорт. Объем работ в единицах измерения нормы (1000 м3) составит 5000 / 1000 = 5.0.

Для расчета потребности в ресурсах, все показатели из состава нормы умножаются на 5.0:

  • Трудозатраты рабочих: 71.51 чел.-ч/1000 м3 * 5.0 = 357.55 чел.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые электрические (4 м3): 6.32 маш.-ч/1000 м3 * 5.0 = 31.6 маш.-ч
  • Вагоны-самосвалы (думпкары): 157.59 маш.-ч/1000 м3 * 5.0 = 787.95 маш.-ч
  • Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 1.35 т/1000 м3 * 5.0 = 6.75 т

Аналогично рассчитываются и другие ресурсы, учтенные в норме.

Особенности и ограничения

Применение ГЭСН 02-01-009-04 имеет ряд важных особенностей и ограничений, которые сметчику необходимо учитывать:

  • Тип оборудования: Норма строго привязана к использованию экскаваторов с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 4 м3. Использование экскаваторов другого типа, объема ковша или с иным рабочим оборудованием (например, обратная лопата, драглайн) потребует применения других норм из Сборника ГЭСН 2001-02 или соответствующих корректирующих коэффициентов.
  • Категория грунта: Норма разработана специально для грунтов 4-й категории по трудности экскавации. Для грунтов других категорий (1, 2, 3, 5) следует использовать соответствующие нормы из той же группы 02-01-009 (например, ГЭСН 02-01-009-01 для 1-й категории, ГЭСН 02-01-009-05 для 5-й категории). Неправильное определение категории грунта является одной из наиболее частых ошибок.
  • Способ транспортировки: Норма четко определяет погрузку грунта в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Если грунт вывозится автомобильным транспортом, необходимо применять другие ГЭСН, предназначенные для погрузки в автомобили-самосвалы.
  • Водоотливные работы: В норме учтен только базовый водоотлив с подошвы забоя до ближайшей водоотводной канавы. Если проект предусматривает более сложные или масштабные водоотливные работы (например, из котлованов большой площади или при значительном притоке грунтовых вод), затраты на них должны быть рассчитаны дополнительно по соответствующим нормам, таким как ГЭСН 01-02-068 из Сборника ГЭСН 2001-01 "Земляные работы".
  • Содержание железнодорожных путей: Включенные в норму работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей подразумевают стандартные условия. При необходимости капитального ремонта или значительного строительства новых путей, эти работы могут быть учтены отдельно.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Применение ГЭСН 02-01-009-04, как и любых других сметных норм, требует внимательности и глубокого понимания. Сметчики часто сталкиваются со следующими типичными ошибками:

  1. Неправильное определение категории грунта. Это одна из самых распространенных ошибок. Определение категории грунта "на глаз" или без должных инженерно-геологических изысканий может привести к существенному искажению сметной стоимости. Грунты 4-й категории значительно сложнее в разработке, чем, например, 1-й или 2-й, и требуют больших затрат ресурсов. Как избежать: Всегда основывайтесь на официальных данных инженерно-геологических изысканий и используйте классификацию грунтов, приведенную в Технической части Сборника ГЭСН 2001-01 "Земляные работы".
  2. Дублирование или пропуск работ. Норма 02-01-009-04 включает в себя не только экскавацию и погрузку, но и ряд сопутствующих операций, таких как перемещение и содержание железнодорожных путей, а также базовый водоотлив. Ошибочное включение этих работ в смету отдельными позициями приводит к завышению стоимости, а их пропуск – к недооценке. Как избежать: Внимательно изучайте полный состав работ, предусмотренных нормой, и сверяйтесь с ним при составлении сметы.
  3. Неправильный выбор транспортного средства. Данная норма четко указывает на погрузку грунта в железнодорожный транспорт. Применение ее для погрузки в автомобили-самосвалы является ошибкой, так как для этого существуют другие нормы. Как избежать: Всегда проверяйте соответствие используемого транспорта и оборудования условиям нормы.
  4. Игнорирование поправочных коэффициентов. Условия на строительной площадке редко бывают идеальными. Работа в стесненных условиях, в зимнее время, при наличии обводненных грунтов или других усложняющих факторов требует применения соответствующих поправочных коэффициентов. Их игнорирование приводит к недооценке реальных затрат. Как избежать: Ознакомьтесь с Общими положениями и Техническими частями сборников ГЭСН, где приведены условия применения коэффициентов.

Практические советы

Для эффективной работы с ГЭСН 02-01-009-04 и избежания ошибок, сметчикам рекомендуется:

  • Глубокое изучение нормативной базы: Не ограничивайтесь знанием только самой нормы. Изучайте Общие положения и Технические части Сборников ГЭСН, особенно Сборника 2 "Горновскрышные работы" и Сборника 1 "Земляные работы". Это поможет понять контекст применения норм, классификацию грунтов и условия для поправочных коэффициентов.
  • Использование актуальных редакций: Сметные нормы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете самую актуальную редакцию ГЭСН (например, 2020 года), а также учитываете все дополнения и изменения.
  • Взаимодействие с проектировщиками и производственниками: Тесное сотрудничество с инженерами-проектировщиками и специалистами, непосредственно выполняющими работы на объекте, поможет получить точные данные о категории грунта, условиях производства работ и используемом оборудовании. Это минимизирует риски ошибок в смете.
  • Детализация состава работ: При составлении сметы, помимо указания кода нормы, полезно кратко прописывать состав работ, чтобы избежать недопонимания и дублирования позиций.
  • Обоснование отклонений: Если по каким-либо причинам приходится отступать от прямых указаний нормы (например, использовать другое оборудование), всегда имейте четкое обоснование и, при необходимости, разрабатывайте индивидуальные сметные нормы.

Связанные нормы

ГЭСН 02-01-009-04 является частью группы норм, регулирующих разработку и погрузку грунта экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием в железнодорожный транспорт. К связанным нормам относятся:

  • ГЭСН 02-01-009-01: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша 4 м3, категория грунтов по трудности экскавации: 1. Применяется для грунтов 1-й категории трудности экскавации с аналогичным оборудованием и способом транспортировки.
  • ГЭСН 02-01-009-02: Разработка и погрузка грунта... категория грунтов: 2. Применяется для грунтов 2-й категории трудности экскавации.
  • ГЭСН 02-01-009-03: Разработка и погрузка грунта... категория грунтов: 3. Применяется для грунтов 3-й категории трудности экскавации.
  • ГЭСН 02-01-009-05: Разработка и погрузка грунта... категория грунтов: 5. Применяется для грунтов 5-й категории трудности экскавации.

Кроме того, могут быть актуальны нормы из других сборников:

  • ГЭСН 01-02-068: Водоотлив из котлованов и траншей. Эта норма применяется дополнительно в случаях, когда объем водоотливных работ превышает учтенный в ГЭСН 02-01-009-04 (например, при водоотливе из котлованов площадью по дну более 30 м2 или траншей шириной более 2 м).
  • Нормы на погрузку грунта в автомобильный транспорт: Если по проекту предусматривается вывоз грунта автомобилями-самосвалами, необходимо использовать соответствующие нормы из Сборника ГЭСН 2001-02, которые регламентируют погрузку в автотранспорт.

Контрольные моменты

Для обеспечения точности и обоснованности сметы, а также для контроля за выполнением работ, сметчику и другим участникам проекта следует уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие категории грунта: Убедитесь, что фактическая категория грунта на объекте соответствует той, что указана в проектной документации и для которой применяется норма 02-01-009-04. Любые расхождения должны быть зафиксированы и обоснованы.
  • Объем работ: Точность определения объема разрабатываемого и погружаемого грунта является фундаментальной. Проверяйте исходные данные, полученные от геодезистов и проектировщиков.
  • Используемое оборудование: Фактически применяемые экскаваторы и транспортные средства должны соответствовать тем, что учтены в норме. Отклонения могут потребовать корректировки сметы.
  • Выполнение сопутствующих работ: Контролируйте выполнение всех операций, включенных в состав нормы (планировка путей, очистка, водоотлив), чтобы убедиться, что они не дублируются и не пропускаются.
  • Условия производства работ: Оценивайте наличие усложняющих факторов (например, стесненность, наличие воды, работа в зимних условиях) и своевременно применяйте соответствующие поправочные коэффициенты, если это необходимо.

Тщательный контроль на всех этапах позволяет избежать ошибок, оптимизировать затраты и обеспечить успешное выполнение строительного проекта.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 02-01-009-04 применяется для разработки и погрузки грунта 4-й категории трудности экскавации.

  • Работы выполняются экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 4 м3.

  • Транспортировка разработанного грунта осуществляется исключительно железнодорожным транспортом (вагонами-самосвалами).

  • Норма включает в себя комплекс сопутствующих работ, таких как перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, а также базовый водоотлив с подошвы забоя.

  • Общая трудоемкость по норме составляет 71.51 человеко-часов на 1000 м3 грунта при среднем разряде рабочих 4,7.

Часто задаваемые вопросы

Норма ГЭСН 02-01-009-04 применяется для определения затрат на разработку и погрузку грунта 4-й категории по трудности экскавации в железнодорожный транспорт. Она используется при выполнении горновскрышных работ с применением экскаваторов с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 4 м3.

В норме учтены следующие основные материалы: щебень, песок природный, лесоматериалы круглые, брус пропитанный, шпалы (деревянные и железобетонные), клеммы ПК, противоугоны пружинные, шайбы пружинные, болты клеммные и путевые, шурупы путевые, накладки рельсовые, подкладки для железных дорог, перевод стрелочный, а также рельсы железнодорожные широкой колеи.

Норма предусматривает 71.51 человеко-часов затрат труда рабочих-строителей на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы для данной нормы составляет 4,7.

Основное отличие ГЭСН 02-01-009-04 от других норм в группе 02-01-009 (например, 02-01-009-01, -02, -03, -05) заключается в категории грунта по трудности экскавации. Данная норма предназначена для грунтов 4-й категории, в то время как остальные нормы в этой группе охватывают грунты других категорий (с 1-й по 5-ю).

Практические советы

1

Всегда сверяйтесь с технической частью Сборника ГЭСН 2001-02 "Горновскрышные работы" для точного определения категории грунта и условий применения нормы.

2

Внимательно изучайте полный состав работ, предусмотренных нормой, чтобы избежать задвоения или пропуска операций при составлении сметы.

3

Применяйте поправочные коэффициенты из общих положений и технических частей сборников ГЭСН, если фактические условия производства работ отличаются от нормативных (например, стесненность, работа в зимнее время).

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы и искажению сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Игнорирование состава работ, включенных в норму, и дублирование их в смете отдельными позициями, или, наоборот, неучет необходимых дополнительных работ.

!
Ошибка 3

Применение нормы для погрузки грунта в автомобильный транспорт вместо железнодорожного, что требует использования других ГЭСН.

1
02-01-009-01

Разработка и погрузка грунта... категория грунтов: 1

Применяется для грунтов 1-й категории трудности экскавации с аналогичным оборудованием и способом транспортировки.

2
02-01-009-05

Разработка и погрузка грунта... категория грунтов: 5

Применяется для грунтов 5-й категории трудности экскавации с аналогичным оборудованием и способом транспортировки.

3
01-02-068

Водоотлив из котлованов и траншей

Применяется дополнительно для водоотливных работ из котлованов площадью более 30 м2 или траншей шириной более 2 м, если объем водоотлива превышает учтенный в 02-01-009-04.

Технические характеристики

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-009
Тип работ
GESN
Материалы
Средний разряд работы 4,7: 71.51Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 6.32Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 1.2Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4 м3 (с удлиненным рабочим оборудованием): 6.32Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.91Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 2Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 157.59Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.87Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 14.32Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.98Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 2.18Машины путерихтовочные: 1.74Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 2.03Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 1.4 м3Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.06 м3Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.005 м3Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.55 штШпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.356 м3Клеммы ПК: 0.002 тПротивоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.005 тШайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 тБолты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 тБолты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 тШурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 тНакладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 штПодкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.011 тПеревод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 комплРельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 1.35 т

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: