Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-009-02 является важным инструментом для точного определения ресурсных затрат при выполнении земляных работ, связанных с разработкой и погрузкой грунта в железнодорожный транспорт. Эта норма включена в Сборник №2 "Горновскрышные работы" Государственных элементных сметных норм на строительные работы ГЭСН-2001 .

Назначение и область применения нормы

Норма ГЭСН 02-01-009-02 предназначена для расчета затрат, связанных с механизированной разработкой и погрузкой грунта в железнодорожные вагоны-самосвалы (думпкары). Она применяется в случаях, когда работы выполняются экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 4 м3. Ключевым условием применения данной нормы является категория грунтов по трудности экскавации – 2-я категория .

Эта норма актуальна для проектов, включающих горновскрышные работы, строительство и реконструкцию железнодорожных путей, разработку карьеров и другие объекты, где требуется массовое перемещение грунта с использованием железнодорожного транспорта. ГЭСН обязательны для применения при строительстве с привлечением средств федерального бюджета, а для частных проектов носят рекомендательный характер .

Основные характеристики

  • Код нормы: 02-01-009-02
  • Полное наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша 4 м3, категория грунтов по трудности экскавации: 2
  • Единица измерения: 1000 м3 грунта
  • Тип работ: ГЭСН (Государственная элементная сметная норма)
  • Категория: 02-01-009 (группа норм, относящихся к разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием)

Техническая информация

Понимание состава работ, необходимых материалов, ресурсов и трудозатрат является основой для корректного применения ГЭСН 02-01-009-02 в сметной документации.

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 02-01-009-02 охватывает комплекс операций, необходимых для выполнения задачи. В состав работ включены следующие технологические процессы :

  1. Экскавация грунта: Непосредственная разработка грунта экскаватором с удлиненным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и ковшом вместимостью 4 м3. Это включает все подготовительные и основные операции по выемке грунта из забоя.
  2. Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары): Перемещение разработанного грунта из забоя непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы для дальнейшей транспортировки. Данная операция подразумевает точное позиционирование экскаватора и думпкаров для эффективной загрузки.
  3. Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Эта часть работ учитывает необходимость обеспечения бесперебойного движения железнодорожного транспорта. Включает в себя перемещение путей по мере продвижения работ, их текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии для безопасной и эффективной погрузки и транспортировки грунта. Это может включать подсыпку балласта, замену шпал, выправку пути и другие сопутствующие операции.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, предусмотренных ГЭСН 02-01-009-02, нормой учтены следующие основные материалы и ресурсы:

  • Средний разряд работы: 4,7 (указывает на квалификацию рабочих, выполняющих работы)
  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 4 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.76 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4 м3 (с удлиненным рабочим оборудованием): 4 маш.-ч (основная машина для экскавации и погрузки)
  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.57 маш.-ч
  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1.25 маш.-ч
  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 98.96 маш.-ч (основное транспортное средство)
  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.54 маш.-ч
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 8.99 маш.-ч (для перемещения думпкаров)
  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.26 маш.-ч
  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1.38 маш.-ч
  • Машины путерихтовочные: 1.1 маш.-ч
  • Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.28 маш.-ч
  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.88 м3
  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.88 м3
  • Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3
  • Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.048 м3
  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2.16 шт
  • Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.222 м3
  • Клеммы ПК: 0.002 т
  • Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.004 т
  • Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 т
  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
  • Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 т
  • Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т
  • Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 шт
  • Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.01 т
  • Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 компл

Трудозатраты и время выполнения

Норма ГЭСН 02-01-009-02 предусматривает следующие трудозатраты:

  • Затраты труда рабочих-строителей: 73.04 чел.-ч на 1000 м3 грунта при среднем разряде работы 4,7 . Эти затраты включают время, необходимое для выполнения всех операций, входящих в состав работ, а также вспомогательные работы, не учтенные машинами.
  • Затраты труда машинистов: Учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов (ЭМ) и не выделяются отдельно в трудозатратах рабочих-строителей .

Требования к квалификации

Средний разряд работы 4,7 указывает на то, что для выполнения данного вида работ требуются высококвалифицированные рабочие-строители. Это обусловлено сложностью эксплуатации крупногабаритной техники, необходимостью точного выполнения операций по экскавации и погрузке, а также работами по перемещению и содержанию железнодорожных путей, требующими специальных знаний и навыков.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 02-01-009-02 требует от сметчика внимательности к деталям проекта и понимания технологических процессов.

Пошаговый алгоритм расчета

Для расчета сметной стоимости работ по норме ГЭСН 02-01-009-02 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема работ: Исходным данным является объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, выраженный в тысячах кубических метров (м3). Этот объем должен быть определен по проектным данным в плотном теле .
  2. Проверка категории грунта: Убедитесь, что грунт на объекте соответствует 2-й категории по трудности экскавации. Классификация грунтов производится на основании их краткой характеристики, а не только по средней плотности . При несоответствии категории грунта следует применять другие нормы или корректирующие коэффициенты, если таковые предусмотрены.
  3. Применение нормы: Умножьте объем работ (в 1000 м3) на нормативные показатели, указанные в ГЭСН 02-01-009-02, для определения потребности в трудозатратах рабочих, времени эксплуатации машин и расхода материалов.
  4. Учет индексов пересчета: ГЭСН содержат прямые затраты в базисных ценах (например, 2000 или 2001 года) . Для получения стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые уполномоченными органами .
  5. Дополнительные затраты: Учтите накладные расходы и сметную прибыль, которые рассчитываются в соответствии с действующими методическими указаниями.

Примеры использования

Пример 1: Разработка карьера

Предположим, необходимо разработать 50 000 м3 грунта 2-й категории в карьере и погрузить его в железнодорожный транспорт. Работы будут выполняться экскаватором с удлиненным рабочим оборудованием и ковшом 4 м3.

  • Объем работ для расчета по норме: 50 000 м3 / 1000 м3 = 50 единиц измерения.
  • Трудозатраты рабочих: 50 * 73.04 чел.-ч = 3652 чел.-ч.
  • Далее рассчитываются затраты на машины и материалы аналогичным образом, а затем применяются индексы пересчета и учитываются накладные расходы и сметная прибыль.

Пример 2: Уширение железнодорожной выемки

При уширении железнодорожной выемки, где требуется разработка 15 000 м3 грунта 2-й категории и его вывоз железнодорожным транспортом, также применяется данная норма. Важно учитывать, что при работах в условиях действующей железной дороги могут применяться повышающие коэффициенты к нормам затрат труда и эксплуатации машин, если это предусмотрено технической частью сборника ГЭСН .

Особенности и ограничения

  • Категория грунта: Норма строго привязана ко 2-й категории грунтов по трудности экскавации. Для других категорий (например, 1, 3, 4, 5) существуют аналогичные нормы в той же группе 02-01-009 (например, ГЭСН 02-01-009-01, ГЭСН 02-01-009-03, ГЭСН 02-01-009-04, ГЭСН 02-01-009-05), которые отличаются только категорией грунта .
  • Тип оборудования: Норма учитывает использование экскаватора с удлиненным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и ковшом 4 м3. При использовании другого типа или вместимости ковша, а также другого рабочего оборудования (например, "обратная лопата" или "драглайн"), следует применять другие соответствующие нормы (например, ГЭСН 01-01-009-02 для обратной лопаты в траншеях) .
  • Дальность транспортировки: В нормах на разработку и погрузку грунта железнодорожными составами широкой колеи учтены затраты на транспортирование грунта до 5 км . При необходимости транспортировки на большие расстояния, а также при пересечении действующих железнодорожных путей, могут применяться дополнительные коэффициенты или нормы на перевозку грунта .
  • Условия производства работ: Применение нормы предполагает стандартные условия производства работ. При наличии усложняющих факторов (например, стесненные условия, работа в зимнее время, наличие воды) могут применяться соответствующие поправочные коэффициенты из общих положений к сборникам ГЭСН.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 02-01-009-02 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение категории грунта: Одна из наиболее частых ошибок. Категория грунта определяется по его трудности экскавации, а не только по плотности . Необходимо тщательно изучать инженерно-геологические изыскания и классификацию грунтов, приведенную в технических частях сборников ГЭСН. Использование неверной категории приведет к некорректным затратам на машины и трудозатраты.
  2. Игнорирование типа и вместимости ковша: Норма 02-01-009-02 четко указывает на экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием, прямой лопатой и ковшом 4 м3. Применение нормы для экскаваторов с другим объемом ковша или типом оборудования (например, обратная лопата, драглайн) является ошибкой. Для таких случаев существуют другие нормы (например, ГЭСН 01-01-009-02 для обратной лопаты) .
  3. Неучет дальности транспортировки: Норма включает транспортировку грунта железнодорожным транспортом на расстояние до 5 км . Если проект предусматривает большую дальность, необходимо дополнительно учитывать затраты на перевозку, используя соответствующие нормы на транспортировку грунта или применяя поправочные коэффициенты.
  4. Отсутствие индексов пересчета: ГЭСН содержат базисные цены. Неприменение индексов пересчета в текущие цены приведет к занижению или завышению сметной стоимости . Всегда используйте актуальные индексы, утверждаемые Минстроем России или региональными органами.
  5. Неправильный учет накладных расходов и сметной прибыли: Эти составляющие стоимости рассчитываются по установленным нормативам и методикам. Ошибки в их расчете могут существенно исказить итоговую сметную стоимость.

Практические советы

  • Всегда сверяйтесь с Технической частью сборника: Техническая часть сборника ГЭСН 81-02-02-2001 "Горновскрышные работы" и ГЭСН 81-02-01-2001 "Земляные работы" содержит важные указания и рекомендации по применению норм, классификации грунтов, а также поправочные коэффициенты для различных условий производства работ .
  • Используйте актуальные редакции ГЭСН: Нормативные документы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете последнюю редакцию ГЭСН (например, ГЭСН-2001 в редакции 2020 или 2022 года) и актуальные индексы пересчета .
  • Внимательно изучайте проектную документацию: Способы производства работ, дальность перемещения грунта, характеристики землеройных машин и транспортных средств должны приниматься по проектным данным .
  • Учитывайте сопутствующие работы: Норма 02-01-009-02 включает перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Убедитесь, что эти работы не дублируются в других позициях сметы.
  • Применяйте коэффициенты: При наличии усложняющих факторов (например, работа в стесненных условиях, вблизи действующих коммуникаций, в зимнее время) не забывайте применять соответствующие повышающие коэффициенты, если они предусмотрены нормативными документами .

Связанные нормы

Для комплексного составления сметы на земляные работы сметчику могут потребоваться следующие связанные нормы:

  • Нормы той же группы:
  • ГЭСН 02-01-009-01: Разработка и погрузка грунта 1-й категории.
  • ГЭСН 02-01-009-03: Разработка и погрузка грунта 3-й категории.
  • ГЭСН 02-01-009-04: Разработка и погрузка грунта 4-й категории.
  • ГЭСН 02-01-009-05: Разработка и погрузка грунта 5-й категории. Эти нормы отличаются только категорией грунта по трудности экскавации, но используют то же оборудование и транспорт .
  • Нормы на другие виды земляных работ:
  • ГЭСН 01-01-006-04: Разработка грунта в котлованах экскаваторами. Применяется для разработки грунта в котлованах, если грунт не вывозится железнодорожным транспортом или используется другое оборудование .
  • ГЭСН 01-01-008-08: Разработка грунта в отвал. Используется, когда грунт не погружается в транспорт, а перемещается в отвал .
  • ГЭСН 01-01-009-02: Разработка грунта в траншеях экскаватором "обратная лопата". Актуальна для траншейных работ с другим типом экскаватора .
  • ГЭСН 01-02-009-02: Уплотнение грунта под основание здания. Может потребоваться после разработки грунта для подготовки основания .
  • ГЭСН 01-02-062-06: Разработка грунта вручную на действующей железной дороге. Применяется для небольших объемов или в условиях, где механизированная разработка невозможна .
  • ГЭСН 01-03-042-09: Возведение насыпей из резервов. Используется, если требуется создание насыпей из грунта, разработанного из резервов .

Контрольные моменты

При проверке смет, составленных с применением ГЭСН 02-01-009-02, следует обратить внимание на:

  • Соответствие категории грунта: Убедиться, что категория грунта, указанная в смете, подтверждена инженерно-геологическими изысканиями.
  • Правильность выбора оборудования: Проверить, что тип и вместимость ковша экскаватора, а также использование железнодорожного транспорта, соответствуют проектным решениям и условиям применения нормы.
  • Учет дальности транспортировки: Проконтролировать, что дальность транспортировки грунта не превышает учтенную нормой (5 км) или что дополнительные затраты на перевозку учтены корректно.
  • Применение коэффициентов: Проверить обоснованность применения любых повышающих или понижающих коэффициентов, если таковые были использованы.
  • Актуальность индексов: Убедиться, что применены актуальные индексы пересчета в текущие цены.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов при работе с ГЭСН 02-01-009-02.