Введение: Назначение и область применения ГЭСН 02-01-029-03
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-029-03 является одним из важнейших нормативов в сфере горновскрышных и крупномасштабных земляных работ. Она регламентирует затраты ресурсов на "Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием «драглайн", вместимость ковша: → 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3».
Эта норма предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсах) при выполнении работ по формированию отвалов из вскрышных пород или некондиционных руд. Ее основная область применения – это крупные карьеры, горнодобывающие предприятия и масштабные инфраструктурные проекты, где требуется перемещение значительных объемов грунта с использованием мощных экскаваторов-драглайнов и железнодорожного транспорта для доставки породы к месту отвалообразования.
Ключевой особенностью данной нормы является учет специфики работы драглайнов с большой вместимостью ковша (от 15 м3) и обязательное наличие железнодорожной инфраструктуры для транспортировки грунта. Грунты 3-й категории по трудности экскавации относятся к средним по сложности разработки, что также учитывается в нормативе.
Техническая информация: Детальный анализ нормы
Состав работ по норме
ГЭСН 02-01-029-03 охватывает комплекс операций, необходимых для полного цикла отвалообразования с применением драглайнов и железнодорожного транспорта. Согласно описанию, состав работ включает:
- Переэкскавация грунта. Это основная операция, при которой экскаватор-драглайн осуществляет выемку и перемещение грунта. Драглайны, благодаря своей конструкции и длинной стреле, способны разрабатывать грунт ниже уровня стоянки и укладывать его в отвал на значительном расстоянии.
- Укладка грунта в отвал. После экскавации грунт укладывается в заранее определенное место, формируя отвал. Этот процесс требует соблюдения проектных отметок и профилей для обеспечения устойчивости отвала.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах. Это критически важный аспект данной нормы, отличающий ее от общих земляных работ. Отвалообразование с железнодорожным транспортом подразумевает постоянное перемещение путей по мере заполнения отвала, их ремонт и поддержание в рабочем состоянии для бесперебойной подачи думпкаров с грунтом.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по ГЭСН 02-01-029-03 предусмотрен следующий перечень машин, механизмов и материалов. Расход ресурсов указан на 1000 м3 отвалообразованного грунта:
Машины и оборудование:
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.26 маш.-ч. Используются для планировки отвальной площадки, разравнивания грунта, сбрасывания породы с откоса и вспомогательных работ.
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.66 маш.-ч. Могут применяться для вспомогательных работ, таких как зачистка, устройство водоотводных канав или мелких планировочных работ.
- Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием "драглайн", емкость ковша 15 м3: 2.26 маш.-ч. Это основная землеройная машина, выполняющая переэкскавацию и укладку грунта в отвал.
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.86 маш.-ч. Могут использоваться для бурения скважин под опоры, дренажные системы или для вспомогательных работ, связанных с перемещением оборудования.
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.8 маш.-ч. Применяются для укладки и перемещения железнодорожных путей, монтажа стрелочных переводов и других подъемно-транспортных операций на отвале.
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 72.26 вагоно-рейсов. Основное средство транспортировки грунта от места разработки до отвала.
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.58 маш.-ч. Используются для обслуживания и ремонта железнодорожных путей, доставки материалов и персонала.
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 5.77 маш.-ч. Обеспечивают перемещение думпкаров и других железнодорожных составов на отвальных путях.
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.64 маш.-ч. Необходимы для уплотнения балластного слоя под шпалами и рельсами, обеспечивая стабильность пути.
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.6 маш.-ч. Применяются для выравнивания шпал и обеспечения равномерной опоры рельсам.
- Машины путерихтовочные: 0.56 маш.-ч. Используются для выравнивания железнодорожного пути по уровню и в плане.
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.72 маш.-ч. Могут быть задействованы для водоотлива на отвальной площадке или для гидравлического отвалообразования, если это предусмотрено проектом.
Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.29 м3. Используется для балластировки железнодорожных путей на отвале.
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 4-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт IV: 0.02 м3. Применяется для вспомогательных работ, временных настилов, креплений.
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.22 шт. Необходима для устройства и ремонта железнодорожных путей.
- Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0 ч. Хотя расход указан как "0 ч", рельсы являются неотъемлемым элементом железнодорожного пути. Их стоимость, как правило, учитывается в составе эксплуатации машин (например, кранов для укладки) или в других нормах, связанных с устройством временных путей, либо они являются оборотными средствами, не списываемыми на объем работ.
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты рабочих-строителей по норме ГЭСН 02-01-029-03 составляют 108.03 чел.-ч на 1000 м3 отвалообразованного грунта. Средний разряд работы, указанный в норме, составляет 4.5. Это отражает квалификацию персонала, необходимого для выполнения данного вида работ, включая машинистов и рабочих, занятых на обслуживании железнодорожных путей и вспомогательных операциях.
Требования к квалификации
Высокий средний разряд (4.5) указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов. Это включает опытных машинистов экскаваторов-драглайнов, способных эффективно управлять сложной техникой и выполнять точную укладку грунта, а также квалифицированных путейцев для обеспечения безопасности и непрерывности движения железнодорожного транспорта на отвале.
Категория грунтов по трудности экскавации 3
Категоризация грунтов по трудности экскавации является ключевым фактором при выборе норм ГЭСН. Грунты 3-й категории по трудности экскавации характеризуются средней сложностью разработки. К ним могут относиться:
- Плотные пески с примесью гравия.
- Суглинки и глины средней плотности, пластичные.
- Гравийно-галечные грунты с размером частиц до 40 мм.
- Мергель плотный.
- Неплотные известняки и доломиты.
Определение категории грунта должно производиться на основании инженерно-геологических изысканий и проектных данных.
Практическое применение: Алгоритм и особенности
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСН 02-01-029-03 в сметной документации, сметчику следует придерживаться следующего алгоритма:
- Определение объемов работ: Первым шагом является точное определение объема грунта, подлежащего отвалообразованию, согласно проектной документации. Важно помнить, что объемы горновскрышных работ в ГЭСН сборника 2 (к которому относится данная норма) определяются в плотном теле.
- Подтверждение условий применения: Убедитесь, что проектные условия соответствуют характеристикам нормы: используется экскаватор-драглайн с ковшом вместимостью от 15 м3, грунт относится к 3-й категории по трудности экскавации, и для транспортировки грунта к отвалу применяется железнодорожный транспорт.
- Применение нормы: На основании определенного объема грунта (в 1000 м3) примените норму 02-01-029-03. Это позволит получить нормативные затраты труда рабочих, машино-часы эксплуатации механизмов и расход материалов.
- Учет коэффициентов: Проверьте техническую часть сборника ГЭСН 02 "Горновскрышные работы" и приложения к нему на предмет применения повышающих или понижающих коэффициентов. Например, коэффициенты могут применяться при разработке влажных и вязких грунтов, сильно налипающих на ковш экскаватора, или при работе тупиковым забоем.
- Формирование сметы: Полученные ресурсные показатели переведите в стоимостное выражение, используя текущие сметные цены на ресурсы (оплата труда, эксплуатация машин, стоимость материалов) для соответствующего региона и периода.
Примеры использования
ГЭСН 02-01-029-03 наиболее часто применяется в следующих случаях:
- Разработка угольных разрезов: Отвалообразование вскрышных пород при открытой добыче угля, где объемы перемещаемого грунта исчисляются миллионами кубометров, а железнодорожный транспорт является основным средством логистики.
- Добыча рудных полезных ископаемых: Формирование отвалов пустых пород на крупных рудных карьерах.
- Крупные гидротехнические сооружения: В некоторых случаях, при строительстве дамб или каналов, где требуется перемещение больших объемов грунта и формирование насыпей, если технология предусматривает использование драглайнов и железнодорожного транспорта.
Особенности и ограничения
- Специфика оборудования: Норма жестко привязана к использованию экскаваторов-драглайнов с ковшом вместимостью от 15 м3. Использование других типов экскаваторов (например, прямая лопата) или драглайнов меньшей вместимости потребует применения других норм (например, ГЭСН 02-01-029-01 или ГЭСН 02-01-029-02 для других вместимостей, или ГЭСН 02-01-003-05 для 25 м3).
- Железнодорожный транспорт: Обязательным условием применения является использование железнодорожного транспорта для доставки грунта к отвалу. Если транспортировка осуществляется автомобильным или конвейерным транспортом, следует применять другие нормативы.
- Категория грунта: Норма предназначена строго для 3-й категории грунтов. Для грунтов других категорий (например, 1, 2 или 4) необходимо использовать соответствующие поднормы в рамках той же группы 02-01-029 (например, ГЭСН 02-01-029-04 для 4-й категории).
- Комплексность работ: Норма учитывает не только саму экскавацию и укладку, но и трудоемкие работы по содержанию железнодорожной инфраструктуры на отвале, что важно не упустить при анализе проекта.
Полезная информация для сметчика
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСН 02-01-029-03, как и любой другой сложной нормы, сопряжено с риском ошибок, которые могут привести к искажению сметной стоимости. Наиболее распространенные из них:
- Неправильное определение категории грунта: Это одна из самых критичных ошибок. Определение категории грунта "на глаз" или по устаревшим данным может привести к значительному занижению или завышению затрат. Как избежать: Всегда основывайтесь на актуальных инженерно-геологических изысканиях и официальных классификациях грунтов.
- Игнорирование специфики железнодорожного транспорта: Если проект не предусматривает использование железнодорожного транспорта для отвалообразования, применение данной нормы будет некорректным. Как избежать: Внимательно изучайте технологическую схему перемещения грунта, предусмотренную проектом. Если используется автотранспорт, ищите нормы в соответствующих разделах (например, ГЭСН 02-01-015-01 для погрузки в автосамосвалы).
- Неучет или неправильный учет объемов работ: Ошибки в определении объемов (например, использование коэффициентов разрыхления там, где они не нужны, или расчет в рыхлом теле вместо плотного). Как избежать: Всегда исчисляйте объемы горновскрышных работ в плотном теле по проектным данным.
- Применение устаревших версий ГЭСН: Нормативная база регулярно обновляется. Использование старых версий может привести к некорректным расчетам. Как избежать: Всегда используйте актуальные сборники ГЭСН, утвержденные Минстроем России.
- Недооценка вспомогательных работ: Работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей являются трудоемкими и ресурсоемкими. Их недооценка или исключение из сметы приведет к дефициту ресурсов. Как избежать: Тщательно анализируйте состав работ, предусмотренный нормой, и убедитесь, что все операции учтены.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов досконально изучите проект производства работ, технологические карты, данные инженерно-геологических изысканий. Это поможет правильно определить категорию грунта, тип используемого оборудования и способ транспортировки.
- Консультации с технологами: При возникновении сомнений по технологии или составу работ, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-технологами или специалистами по горным работам.
- Использование сметных программ: Современные сметные программы значительно упрощают работу, автоматизируя расчеты и помогая избежать многих ошибок. Однако, они не заменяют понимания сути норм.
- Постоянное повышение квалификации: Сметное дело постоянно развивается. Регулярное изучение изменений в нормативной базе и методических указаниях поможет оставаться в курсе актуальных требований.
Связанные нормы
ГЭСН 02-01-029-03 входит в группу норм по отвалообразованию грунта экскаваторами-драглайнами. В этой же группе находятся нормы, отличающиеся вместимостью ковша экскаватора и/или категорией грунта:
- ГЭСН 02-01-029-01: Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: → 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1.
- ГЭСН 02-01-029-02: Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: → 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2.
- ГЭСН 02-01-029-04: Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: → 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4.
- Также существуют нормы для драглайнов с меньшей вместимостью ковша (например, 13 м3) в той же группе 02-01-029, но с другими индексами.
Для общих земляных работ экскаваторами-драглайнами, не связанных с горновскрышными работами и железнодорожным транспортом, могут применяться нормы из сборника ГЭСН 01 "Земляные работы", например:
- ГЭСН 01-01-001: Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" одноковшовыми электрическими шагающими (при работе на гидроэнергетическом строительстве).
- ГЭСН 01-01-003-09: Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата" с ковшом вместимостью 0,65 (0,5-1) м3, группа грунтов 3.
Важно четко различать область применения норм сборника 01 (общие земляные работы) и сборника 02 (горновскрышные работы), так как они учитывают разные технологические процессы и условия.
Контрольные моменты
- Соответствие технологии: Убедитесь, что выбранная норма полностью соответствует проектной технологии отвалообразования, особенно в части используемого оборудования и способа транспортировки грунта.
- Актуальность данных: Проверяйте актуальность сметно-нормативной базы и ценовых показателей.
- Полнота учета: Убедитесь, что в смете учтены все необходимые ресурсы, включая вспомогательные машины и материалы для содержания железнодорожных путей.
- Проверка объемов: Двойная проверка объемов работ, особенно их соответствие расчету в плотном теле, поможет избежать значительных ошибок.
Правильное применение ГЭСН 02-01-029-03 позволит составить точную и обоснованную смету, что является залогом успешной реализации проекта и минимизации рисков для всех участников строительства.
Ключевые моменты
-
Норма применяется для отвалообразования грунта экскаваторами-драглайнами с ковшом от 15 м3.
-
Предназначена для грунтов 3-й категории по трудности экскавации.
-
Учитывает полный комплекс работ, включая переэкскавацию, укладку грунта в отвал и содержание железнодорожных путей.
-
Объемы работ для расчета определяются по проектным данным в плотном теле.
-
Требует использования специализированной железнодорожной и бурильно-крановой техники, а также квалифицированного персонала.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-029-03?
Когда применяется ГЭСН 02-01-029-03?
ГЭСН 02-01-029-03 применяется для отвалообразования грунта на крупных объектах (например, карьерах, горнодобывающих предприятиях), где используются экскаваторы-драглайны с вместимостью ковша от 15 м3, грунт относится к 3-й категории по трудности экскавации, и транспортировка грунта к отвалу осуществляется железнодорожным транспортом.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие материалы: щебень из плотных горных пород М 800 (0.29 м3), доска необрезная хвойных пород (0.02 м3), шпала из древесины хвойных пород (0.22 шт). Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50, также указаны, но с нулевым расходом, что означает их учет в составе эксплуатации машин или как оборотные средства.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
ГЭСН 02-01-029-03 предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 108.03 чел.-ч на каждые 1000 м3 отвалообразованного грунта. Средний разряд работы для выполнения данных операций составляет 4.5.
4 Что означает "категория грунтов по трудности экскавации 3"?
Что означает "категория грунтов по трудности экскавации 3"?
"Категория грунтов по трудности экскавации 3" означает, что грунт имеет среднюю сложность для разработки механизированным способом. К таким грунтам могут относиться плотные пески с примесью гравия, суглинки и глины средней плотности, гравийно-галечные грунты, неплотные известняки и доломиты. Определение категории грунта производится на основе инженерно-геологических изысканий.
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проектную документацию, включая инженерно-геологические изыскания, для точного определения категории грунта и технологии работ.
Убедитесь, что выбранная норма соответствует типу используемого экскаватора (драглайн 15 м3) и способу транспортировки грунта (железнодорожный транспорт).
Применяйте все необходимые коэффициенты, предусмотренные технической частью сборника ГЭСН 02, для учета специфических условий производства работ.
Регулярно обновляйте сметно-нормативную базу, чтобы использовать актуальные версии ГЭСН и ценовые показатели.
Проводите двойную проверку объемов работ, особенно если они определены в плотном теле, чтобы избежать значительных ошибок в смете.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректным затратам.
Применение нормы для объектов, где не используется железнодорожный транспорт для отвалообразования.
Игнорирование или недооценка затрат на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах.
Ошибки в исчислении объемов работ (например, расчет в рыхлом теле вместо плотного).
Использование устаревших версий ГЭСН, что ведет к неактуальным расчетам.