{
 "title": "ГЭСН 02-01-029-01: Отвалообразование грунта драглайном",
 "metaTitle": "ГЭСН 02-01-029-01: Отвалообразование грунта драглайном, 15 м3, 1 категория",
 "metaDescription": "Подробное руководство по применению ГЭСН 02-01-029-01 для отвалообразования грунта экскаваторами-драглайнами. Состав работ, ресурсы, расчеты, типичные ошибки и советы для сметчиков.",
 "slug": "gesn-02-01-029-01",
 "excerpt": "Норма ГЭСН 02-01-029-01 регламентирует затраты на отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием «драглайн» с вместимостью ковша 15 м3 для грунтов 1-й категории по трудности экскавации. Эта норма является ключевой для сметчиков, работающих с крупномасштабными земляными работами, особенно в горнодобывающей и гидротехнической отраслях, где требуется перемещение значительных объемов грунта в отвалы. Важной особенностью данной нормы является включение в состав работ операций по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей на отвалах, что подчеркивает специфику применения драглайнов на объектах с развитой железнодорожной инфраструктурой для транспортировки вскрышных пород. Понимание всех аспектов нормы, включая состав работ, необходимые ресурсы, трудозатраты и особенности применения, позволяет избежать ошибок в сметных расчетах и обеспечить достоверность определения прямых затрат.",
 "content": "## Введение\n\nГосударственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-029-01 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом затрат на крупномасштабные земляные работы. Эта норма регламентирует отвалообразование грунта с использованием мощных экскаваторов типа «драглайн» с вместимостью ковша 15 м3, предназначенных для работы с грунтами 1-й категории по трудности экскавации. \n\n### Назначение и область применения нормы\n\nГЭСН 02-01-029-01 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсах) при выполнении работ по отвалообразованию грунта. , Основная область применения данной нормы — это объекты, где требуется перемещение больших объемов грунта на значительные расстояния с последующей укладкой в отвалы. К таким объектам относятся: \n\n* **Горнодобывающая промышленность:** Вскрышные работы в карьерах, где необходимо перемещать пустые породы для доступа к полезным ископаемым. \n* **Гидротехническое строительство:** Возведение насыпей, дамб, разработка глубоких котлованов и широких траншей. , \n* **Крупные инфраструктурные проекты:** Создание насыпей и отвалов при строительстве дорог, каналов и других объектов, требующих масштабных земляных работ. \n\n### Основные характеристики экскаваторов «драглайн»\n\nЭкскаваторы «драглайн» (от англ. «dragline» – тянуша) отличаются от других типов экскаваторов своей конструкцией и принципом работы. , Они оснащены длинной стрелой и ковшом, подвешенным на канатной системе, что позволяет им: \n\n* **Работать ниже уровня стоянки:** Драглайны эффективно разрабатывают грунт в глубоких забоях, котлованах и даже из-под воды. , \n* **Иметь большой радиус действия и глубину копания:** Благодаря гибкой подвеске ковша и длинной стреле, драглайны могут разрабатывать грунт на значительном удалении от машины и выгружать его на большую высоту. , \n* **Высокая производительность:** За счет больших объемов ковшей и возможности охватывать значительные площади без частых перемещений, драглайны показывают высокую производительность. , \n\nОднако, гибкая подвеска ковша делает точную выгрузку в транспортные средства затруднительной, поэтому драглайны преимущественно используются для работы «в отвал», то есть для формирования насыпей и отвалов непосредственно на месте или с последующей перегрузкой грунта другими машинами. , \n\n### Категория грунтов по трудности экскавации\n\nНорма 02-01-029-01 применяется для грунтов 1-й категории по трудности экскавации. Классификация грунтов по категориям трудности разработки приведена в технических частях сборников ГЭСН, в частности, в ГЭСН-2001-01 «Земляные работы». , Грунты 1-й категории являются наиболее легкими для разработки и не требуют предварительного рыхления. Это могут быть легкие песчаные, супесчаные или легкие суглинки естественной влажности. \n\n## Техническая информация\n\n### Состав работ по норме\n\nГЭСН 02-01-029-01 включает в себя комплекс операций, необходимых для выполнения отвалообразования грунта экскаваторами-драглайнами. Согласно описанию нормы, состав работ включает: \n\n1. **Переэкскавация грунта:** Эта операция подразумевает повторную разработку или перемещение грунта, который уже был ранее разработан или складирован. Это может быть необходимо для формирования отвалов определенной конфигурации, переработки старых отвалов или перемещения грунта в пределах рабочей зоны. \n2. **Укладка грунта в отвал:** Основная операция, заключающаяся в непосредственной выгрузке разработанного грунта в специально отведенные места для формирования отвалов или насыпей. Драглайн, благодаря своей конструкции, способен формировать высокие и протяженные отвалы. , \n3. **Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах:** Этот пункт является отличительной особенностью данной нормы и указывает на крупномасштабный характер работ. На больших отвалах для транспортировки вскрышных пород часто используются железнодорожные составы (думпкары). Соответственно, норма учитывает затраты на: \n * **Перемещение путей:** По мере роста отвала или изменения фронта работ, железнодорожные пути необходимо регулярно перемещать, чтобы обеспечить эффективную погрузку и разгрузку. \n * **Ремонт путей:** Интенсивная эксплуатация железнодорожных путей на отвалах, а также воздействие тяжелой техники и грунта, требуют регулярного ремонта, включая замену шпал, рельсов, балласта. , \n * **Содержание путей:** Поддержание железнодорожных путей в рабочем состоянии, включая выправку, очистку, контроль состояния. , \n\n### Материалы и ресурсы\n\nДля выполнения работ по ГЭСН 02-01-029-01 предусмотрен следующий перечень материалов и ресурсов, необходимых на 1000 м3 отвалообразованного грунта:\n\n* **Трудозатраты рабочих:**\n * Средний разряд работы 4,6: 8.61 чел.-ч. Это основной показатель трудозатрат для рабочих, непосредственно занятых в процессе отвалообразования и сопутствующих работах. \n\n* **Машины и оборудование:**\n * Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 1.53 маш.-ч. Используются для планировки отвалов, перемещения грунта на короткие расстояния, подготовки площадок. \n * Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.45 маш.-ч. Могут использоваться для вспомогательных работ, например, для формирования небольших насыпей или перегрузки грунта. \n * Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием «драглайн», емкость ковша 15 м3: 1.53 маш.-ч. Это основная машина, выполняющая отвалообразование. \n * Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.58 маш.-ч. Могут применяться для установки опор, столбов или других вспомогательных конструкций, связанных с обустройством отвалов или ж/д путей. \n * Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.57 маш.-ч. Используются для монтажа/демонтажа рельсошпальной решетки, погрузки/разгрузки материалов для ж/д путей. \n * Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 49.28 маш.-ч. Основное транспортное средство для перемещения больших объемов грунта по железнодорожным путям на отвалах. \n * Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.36 маш.-ч. Вспомогательное транспортное средство для доставки материалов и персонала, а также для легких погрузочно-разгрузочных работ на ж/д путях. \n * Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 3.92 маш.-ч. Используются для перемещения думпкаров и других железнодорожных составов на отвалах. \n * Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.41 маш.-ч. Применяются для укладки и уплотнения балласта под железнодорожными путями. \n * Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.44 маш.-ч. Используются для уплотнения балласта под шпалами, обеспечивая стабильность пути. \n * Машины путерихтовочные: 0.4 маш.-ч. Применяются для выправки железнодорожного пути по уровню и в плане. \n * Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.5 маш.-ч. Могут использоваться для водоотлива в зоне работ, если это необходимо (хотя драглайны могут работать и в обводненных грунтах). \n\n* **Материалы:**\n * Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.29 м3. Используется в качестве балласта для железнодорожных путей. \n * Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 4-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт IV: 0.02 м3. Может использоваться для временных настилов, креплений или других вспомогательных нужд. \n * Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.22 шт. Основной элемент верхнего строения железнодорожного пути. \n\n### Трудозатраты и время выполнения\n\nЕдиницей измерения нормы является 1000 м3 отвалообразованного грунта. Трудозатраты рабочих определены как 8.61 чел.-ч при среднем разряде 4.6. Это означает, что для выполнения работ по отвалообразованию 1000 м3 грунта с учетом всех сопутствующих операций, включая обслуживание железнодорожных путей, требуется 8.61 человеко-часов рабочего времени с указанным средним разрядом. \n\nВремя выполнения работ напрямую зависит от производительности используемой техники и организации процесса. Высокая производительность драглайнов позволяет выполнять значительные объемы работ в короткие сроки. \n\n### Требования к квалификации\n\nСредний разряд работы 4.6 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов для выполнения данного вида работ. Операторы экскаваторов-драглайнов должны обладать высоким уровнем мастерства, учитывая сложность управления машиной с гибкой подвеской ковша и необходимость точного позиционирования при работе в отвал. Рабочие, занятые на перемещении, ремонте и содержании железнодорожных путей, также должны иметь соответствующую квалификацию для обеспечения безопасности и эффективности железнодорожного движения на отвалах. \n\n## Практическое применение\n\n### Пошаговый алгоритм расчета\n\nДля правильного применения ГЭСН 02-01-029-01 в сметных расчетах рекомендуется следующий алгоритм:\n\n1. **Определение объема работ:** Первым шагом является точное определение объема грунта, подлежащего отвалообразованию, в тысячах кубических метров (1000 м3). Объем земляных работ должен быть подтвержден проектной документацией или данными инженерно-геологических изысканий. , \n2. **Проверка соответствия условиям нормы:** Убедитесь, что условия выполнения работ соответствуют данной норме: \n * Используется экскаватор-драглайн с вместимостью ковша 15 м3. \n * Грунт относится к 1-й категории по трудности экскавации. (При работе с более сложными грунтами, такими как 2-я, 3-я или 4-я категория, следует применять соответствующие нормы, например, ГЭСН 02-01-029-02, ГЭСН 02-01-029-03, ГЭСН 02-01-029-04 соответственно). , \n * В состав работ входит переэкскавация, укладка в отвал и, что важно, перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах. Если железнодорожные пути не используются, применение данной нормы может быть некорректным, и следует рассмотреть альтернативные нормы на отвалообразование без учета ж/д инфраструктуры.\n3. **Расчет прямых затрат:** Умножьте нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) на объем работ в тысячах кубических метров. Полученные значения будут представлять собой прямые затраты в натуральном выражении. \n4. **Применение поправочных коэффициентов:** В зависимости от конкретных условий производства работ (например, разработка влажных и вязких грунтов, работа в стесненных условиях), могут применяться поправочные коэффициенты, предусмотренные техническими частями сборников ГЭСН. , Всегда сверяйтесь с актуальными методическими указаниями по применению ГЭСН. \n5. **Перевод в текущие цены:** Полученные ресурсные показатели затем умножаются на текущие сметные цены ресурсов и индексы пересчета для получения сметной стоимости в текущем уровне цен. , \n\n### Примеры использования\n\n* **Разработка угольного карьера:** При вскрышных работах на угольном разрезе, где необходимо перемещать миллионы кубометров пустой породы в отвалы, расположенные на значительном расстоянии, и для этого используется железнодорожный транспорт. Норма 02-01-029-01 будет применяться для расчета затрат на формирование отвалов с учетом всех операций по обслуживанию ж/д путей. \n* **Строительство крупной дамбы:** Если для возведения тела дамбы используется грунт из карьера, расположенного рядом, и транспортировка грунта осуществляется думпкарами по временным железнодорожным путям, проложенным по отвалу. Данная норма позволит учесть все затраты на укладку грунта и поддержание транспортной инфраструктуры. \n\n### Особенности и ограничения\n\n* **Специфика драглайна:** Норма строго привязана к использованию экскаваторов-драглайнов. Применение других типов экскаваторов (например, прямая или обратная лопата) требует использования других норм. \n* **Только отвалообразование:** Норма не предусматривает погрузку грунта в автомобильный транспорт для вывоза за пределы отвала, так как драглайны не обеспечивают высокой точности погрузки. , Если требуется погрузка в автотранспорт, следует применять другие нормы, например, на погрузку грунта экскаваторами с прямой лопатой. \n* **Категория грунта:** Применение нормы ограничено грунтами 1-й категории. Для более сложных грунтов (скальных, мерзлых, особо плотных) необходимо либо применять нормы для соответствующих категорий, либо учитывать дополнительные затраты на предварительное рыхление (например, буровзрывные работы). \n* **Железнодорожные пути:** Наличие в составе работ перемещения, ремонта и содержания железнодорожных путей является ключевым. Если на объекте не используется железнодорожный транспорт для отвалообразования, данная норма может быть избыточной или некорректной. \n\n## Полезная информация\n\n### Типичные ошибки и как их избежать\n\n1. **Неправильное определение категории грунта:** Одна из наиболее частых ошибок. Если грунт фактически относится к более высокой категории трудности экскавации, применение нормы для 1-й категории приведет к занижению затрат. Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий и классификации грунтов по ГЭСН. , \n2. **Игнорирование специфики драглайна:** Попытка применить данную норму для работ, где грунт погружается в автомобили-самосвалы, а не укладывается в отвал, является некорректной. Драглайн не предназначен для точной погрузки. , \n3. **Неучет или избыточный учет железнодорожных путей:** Если на объекте нет железнодорожного транспорта для отвалообразования, включение данной нормы в смету будет ошибкой. И наоборот, если ж/д пути используются, но сметчик не учел норму 02-01-029-01, это приведет к недостоверному расчету затрат на их содержание и ремонт. Внимательно изучайте проект организации строительства (ПОС) и технологические карты. \n4. **Неприменение поправочных коэффициентов:** Отсутствие учета специфических условий производства работ (например, работа в обводненных условиях, стесненность) через соответствующие коэффициенты может привести к искажению сметной стоимости. , \n5. **Ошибки в объемах работ:** Неточные объемы земляных работ, особенно при больших масштабах, могут существенно повлиять на итоговую смету. Всегда используйте проверенные исходные данные и, при необходимости, проводите контрольные замеры. \n\n### Практические советы\n\n* **Детальное изучение проекта:** Перед началом сметного расчета тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся организации земляных работ, типов используемой техники и логистики перемещения грунта. \n* **Консультации с технологами:** При возникновении сомнений относительно технологии выполнения работ или типа применяемой техники, проконсультируйтесь с инженерами-технологами или специалистами по производству работ. \n* **Использование актуальных сборников ГЭСН:** Всегда используйте самые свежие редакции сборников ГЭСН и методических указаний по их применению, так как нормативы могут обновляться. , \n* **Внимание к "до" и "свыше":** Помните, что в ГЭСН размер «до» включает в себя этот размер. , \n\n### Связанные нормы\n\nПри работе с отвалообразованием грунта экскаваторами-драглайнами могут быть полезны следующие связанные нормы:\n\n* ГЭСН 02-01-029-02: Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием «драглайн», вместимость ковша: 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2. , \n* ГЭСН 02-01-029-03: Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием «драглайн», вместимость ковша: 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3. \n* ГЭСН 02-01-029-04: Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием «драглайн», вместимость ковша: 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4. , \n* ГЭСН 02-01-029-05: Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием «драглайн», вместимость ковша: 13 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1. (Применяется при использовании драглайна с меньшей вместимостью ковша).\n* ГЭСН 02-01-001-ХХ: Разработка грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата. (Для сравнения или при изменении типа экскаватора).\n* ГЭСН 01-01-037-ХХ: Засыпка траншей и котлованов предварительно разрыхленным скальным грунтом. , (Если требуется засыпка скальным грунтом).\n\n### Контрольные моменты\n\n* **Соответствие технологии:** Убедитесь, что фактическая технология выполнения работ соответствует описанной в норме. Любые отклонения могут потребовать применения других норм или коэффициентов. \n* **Проверка ресурсов:** Сверьте перечень и количество ресурсов, учтенных нормой, с реальными потребностями проекта. В редких случаях могут встречаться неучтенные ресурсы, которые необходимо добавлять отдельными позициями. \n* **Документальное обоснование:** Всегда имейте документальное обоснование для выбора той или иной нормы, а также для применения поправочных коэффициентов (например, акты освидетельствования грунтов, проект производства работ). \n\nПравильное и обоснованное применение ГЭСН 02-01-029-01 позволит сметчикам точно определить прямые затраты на отвалообразование грунта, что является залогом достоверного сметного расчета и успешной реализации строительного проекта.",
 "quickInfo": {
 "unit": "1000 м3",
 "category": "02-01-029",
 "type": "GESN",
 "laborHours": "8.61 чел.-ч при разряде 4.6",
 "mainPurpose": "Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием «драглайн», вместимость ковша: → 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1"
 },
 "keyPoints": [
 "Норма применяется для отвалообразования грунта экскаваторами-драглайнами с ковшом 15 м3.",
 "Предназначена для грунтов 1-й категории по трудности экскавации, не требующих предварительного рыхления.",
 "Включает переэкскавацию грунта, укладку в отвал и, что важно, перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах.",
 "Используется в крупномасштабных земляных работах, таких как вскрышные работы в карьерах и гидротехническое строительство.",
 "Высокая производительность драглайнов компенсируется меньшей точностью выгрузки, что обуславливает работу «в отвал»."
 ],
 "faqs": [
 {
 "question": "Когда применяется ГЭСН 02-01-029-01?",
 "answer": "ГЭСН 02-01-029-01 применяется для расчета затрат на отвалообразование грунта экскаваторами-драглайнами с ковшом 15 м3, работающими с грунтами 1-й категории по трудности экскавации. Она актуальна для крупных земляных работ, где грунт перемещается в отвал, и включает в себя операции по обслуживанию железнодорожных путей на отвалах. "
 },
 {
 "question": "Какие материалы учтены в норме?",
 "answer": "В норме учтены такие материалы, как щебень из плотных горных пород (0.29 м3), доска необрезная хвойных пород (0.02 м3) и шпалы из древесины хвойных пород (0.22 шт). Эти материалы используются преимущественно для устройства и содержания железнодорожных путей на отвалах. "
 },
 {
 "question": "Какие трудозатраты предусмотрены?",
 "answer": "Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 8.61 человеко-часов на 1000 м3 отвалообразованного грунта, при среднем разряде работы 4.6. "
 },
 {
 "question": "Можно ли применять эту норму для погрузки грунта в самосвалы?",
 "answer": "Нет, данная норма не предназначена для погрузки грунта в самосвалы. Экскаваторы-драглайны, из-за гибкой подвески ковша, не обеспечивают достаточной точности для эффективной погрузки в транспортные средства. Норма ориентирована на укладку грунта непосредственно в отвал. , "
 }
 ],
 "commonMistakes": [
 "Неправильное определение категории грунта, что приводит к занижению или завышению затрат. Всегда используйте данные инженерно-геологических изысканий.",
 "Применение нормы для работ по погрузке грунта в автомобильный транспорт, тогда как драглайн предназначен для работы «в отвал».",
 "Игнорирование или избыточный учет затрат на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, если они фактически не используются или используются иначе.",
 "Неприменение поправочных коэффициентов, учитывающих специфические условия производства работ (например, обводненность, стесненность)."
 ],
 "practicalTips": [
 "Всегда сверяйтесь с проектной документацией и технологическими картами для подтверждения объемов работ и методов их выполнения.",
 "При работе с грунтами более высоких категорий трудности экскавации используйте соответствующие нормы ГЭСН (например, 02-01-029-02 для 2-й категории).",
 "Учитывайте, что ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты; для точного расчета в текущих ценах применяйте актуальные индексы пересчета.",
 "Обращайте внимание на состав работ, указанный в норме, чтобы избежать дублирования или пропуска операций в смете."
 ],
 "relatedNorms": [
 {
 "code": "02-01-029-02",
 "name": "Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием \"драглайн\", вместимость ковша: 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2",
 "relationship": "Применяется вместо 02-01-029-01 при работе с грунтами 2-й категории трудности экскавации."
 },
 {
 "code": "02-01-029-03",
 "name": "Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием \"драглайн\", вместимость ковша: 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3",
 "relationship": "Применяется вместо 02-01-029-01 при работе с грунтами 3-й категории трудности экскавации."
 },
 {
 "code": "02-01-029-04",
 "name": "Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием \"драглайн\", вместимость ковша: 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4",
 "relationship": "Применяется вместо 02-01-029-01 при работе с грунтами 4-й категории трудности экскавации."
 },
 {
 "code": "02-01-029-05",
 "name": "Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием \"драглайн\", вместимость ковша: 13 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1",
 "relationship": "Применяется при использовании драглайна с меньшей вместимостью ковша (13 м3) для грунтов 1-й категории."
 }
 ],
 "internalLinks": [
 {
 "type": "norm",
 "code": "02-01-029-02",
 "anchorText": "ГЭСН 02-01-029-02",
 "context": "в разделе «Пошаговый алгоритм расчета» и «Связанные нормы»"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "02-01-029-03",
 "anchorText": "ГЭСН 02-01-029-03",
 "context": "в разделе «Пошаговый алгоритм расчета» и «Связанные нормы»"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "02-01-029-04",
 "anchorText": "ГЭСН 02-01-029-04",
 "context": "в разделе «Пошаговый алгоритм расчета» и «Связанные нормы»"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "02-01-029-05",
 "anchorText": "ГЭСН 02-01-029-05",
 "context": "в разделе «Связанные нормы»"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "02-01-001-ХХ",
 "anchorText": "ГЭСН 02-01-001-ХХ",
 "context": "в разделе «Связанные нормы»"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "01-01-037-ХХ",
 "anchorText": "ГЭСН 01-01-037-ХХ",
 "context": "в разделе «Связанные нормы»"
 }
 ],
 "keywords": {
 "primary": ["ГЭСН 02-01-029-01", "норма 02-01-029-01", "смета 02-01-029-01"],
 "secondary": ["расчет 02-01-029-01", "применение 02-01-029-01", "Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием \"драглайн\", вместимость ковша: → 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1", "драглайн отвал", "земляные работы ГЭСН"],
 "longTail": ["как рассчитать 02-01-029-01", "состав работ 02-01-029-01", "ошибки применения 02-01-029-01", "ремонт железнодорожных путей на отвалах смета", "драглайн экскаватор нормы"]
 },
 "technicalSpecs": {
 "unit": "1000 м3",
 "category": "02-01-029",
 "type": "GESN",
 "materials": [
 "Средний разряд работы 4,6: 8.61",
 "Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 1.53",
 "Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.45",
 "Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием \"драглайн\", емкость ковша 15 м3: 1.53",
 "Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.58",
 "Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.57",
 "Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 49.28",
 "Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.36",
 "Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 3.92",
 "Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.41",
 "Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.44",
 "Машины путерихтовочные: 0.4",
 "Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.5",
 "Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.29 м3",
 "Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 4-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт IV: 0.02 м3",
 "Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.22 шт"
 ]
 },
 "tags": ["ГЭСН", "02-01-029", "GESN", "сметы", "строительство", "земляные работы", "драглайн", "отвалообразование"],
 "readingTime": "12-15 минут",
 "difficulty": "Средний",
 "lastUpdated": "2025-08-03"
}