Введение
ГЭСН 03-01-021-15 – это государственная элементная сметная норма, входящая в сборник ГЭСНм-2001-03 "Подъемно-транспортное оборудование". Она предназначена для определения ресурсных затрат, необходимых для монтажа мостового электрического крана с гибким подвесом траверсы. Данная норма применяется к кранам с грузоподъемностью до 20 тонн и пролетом от 31,5 до 34,5 метров. Единицей измерения является "шт.", что означает нормирование затрат на монтаж одной единицы такого оборудования.
Мостовые краны с гибким подвесом траверсы широко используются в различных отраслях промышленности, включая металлургию, машиностроение, строительство и портовое хозяйство. Их основное назначение – перемещение крупногабаритных, длинномерных или нестандартных грузов, для которых применение обычного крюка затруднительно или невозможно . Гибкий подвес траверсы позволяет использовать разнообразные грузозахватные приспособления, такие как электромагниты, клещи, грейферы или специальные лапы, что значительно расширяет функциональные возможности крана и повышает его универсальность .
Применение данной нормы позволяет сметчикам точно рассчитать потребность в трудовых ресурсах, строительных машинах и материалах, необходимых для выполнения монтажных работ, что является основой для формирования достоверной сметной стоимости объекта.
Техническая информация
Состав работ по норме
ГЭСНм 03-01-021-15 охватывает комплекс работ, связанных непосредственно с монтажом мостового электрического крана указанных характеристик. Согласно общим положениям сборника ГЭСНм-2001-03, элементные сметные нормы отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также технологию и организацию по видам строительных работ .
Типовой процесс монтажа мостового крана, учтенный в норме, включает следующие основные операции:
- Подготовительные работы: Приемка и подготовка монтажной площадки, проверка подкрановых путей на соответствие нормативным требованиям и отсутствие повреждений . Разгрузка, сортировка и складирование элементов крана.
- Предварительная сборка: Сборка отдельных узлов и элементов крана на земле или на монтажных площадках, включая мост крана, концевые балки, грузовую тележку, кабину управления и основные элементы электрооборудования .
- Подъем и установка: Подъем и установка основных конструкций крана (моста, тележки) на подкрановые пути с использованием монтажных кранов и лебедок .
- Монтаж механизмов и оборудования: Установка механизмов подъема, передвижения крана и тележки, а также электрооборудования, кабельных линий и систем управления.
- Соединение и крепление: Выполнение сварочных, клепальных и болтовых соединений элементов крана, обеспечивающих его прочность и устойчивость.
- Наладка и регулировка: Проведение пусконаладочных работ, регулировка механизмов, проверка работы всех систем крана.
Важно учитывать, что сметными нормами сборника 3 "Подъемно-транспортное оборудование" предусмотрено выполнение работ по монтажу кранов на высоте до 10 метров от уровня опорной площадки, на которой ведутся работы, или от земли . При производстве работ на большей высоте применяются повышающие коэффициенты, о чем будет сказано далее.
Нормой не учтены затраты на:
- Изготовление противовесов (за исключением бетонных и железобетонных, которые учитываются в стоимости оборудования) .
- Монтаж вентиляционных установок, которые нормируются по сборнику ГЭСНм № 7 "Компрессорные установки, насосы и вентиляторы" .
- Остекление кабин кранов .
- Монтаж конструкций защитных будок над механизмами тележек металлургических кранов .
- Монтаж нижней направляющей (нормируется по таблице 03-01-105) и ездовой балки (подвесных путей) площадки обслуживания и эстакады (нормируется по таблице 03-01-106) .
- Сдача кранов органам надзора (например, Ростехнадзору), относящиеся к затратам по вводу предприятий в эксплуатацию .
- Затраты на монтаж системы централизованной густой маслосмазки, если она не входит в состав оборудования кранов общего назначения и специальных, для которых отсутствуют отдельные нормы в разделе 9 .
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 03-01-021-15 учитывает расход следующих основных материалов и ресурсов, необходимых для выполнения монтажных работ:
- Ацетилен газообразный технический: 6.6 м³
- Кислород газообразный технический: 19.81 м³
- Электроэнергия: 679 кВт·ч
- Кокс молотый: 0.076 т
- Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм: 0.054 т
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2 кг
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2 шт
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты рабочих-монтажников по данной норме составляют 1181 человеко-час при среднем разряде работы 3,9. Эти затраты включают в себя все необходимые операции по монтажу крана, предусмотренные составом работ, за исключением тех, которые явно исключены из состава работ нормой.
Машины и оборудование
Для выполнения работ по норме 03-01-021-15 предусмотрено использование следующей строительной техники и оборудования:
- Краны мостовые электрические, грузоподъемность 10 т: 8.51 маш.-ч
- Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 25 т: 179.2 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 25.59 маш.-ч
- Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 179.2 маш.-ч
- Платформы широкой колеи, грузоподъемность 73 т: 25.59 маш.-ч
- Аппараты для газовой сварки и резки: 6.26 маш.-ч
- Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 8.53 маш.-ч
- Молотки клепальные пневматические при работе от передвижных компрессорных установок: 14.62 маш.-ч
- Горны кузнечные: 14.62 маш.-ч
Требования к квалификации
Средний разряд работы, предусмотренный нормой, составляет 3,9. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированных рабочих-монтажников, способных выполнять сложные такелажные, слесарные, сварочные и электромонтажные работы, обеспечивая безопасность и качество монтажа грузоподъемного оборудования.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение ГЭСН 03-01-021-15 в сметной документации осуществляется ресурсным методом. Для корректного расчета сметной стоимости необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение объема работ: Прежде всего, убедитесь, что характеристики мостового крана, подлежащего монтажу (грузоподъемность до 20 т, пролет 31,5-34,5 м, гибкий подвес траверсы), точно соответствуют описанию данной нормы. Единица измерения – "шт.", что означает, что норма применяется на монтаж одной единицы оборудования.
- Применение нормы: Включите норму 03-01-021-15 в смету. Норма автоматически подтянет все учтенные в ней ресурсные показатели: трудозатраты рабочих, время работы машин и механизмов, а также расход материалов в натуральном выражении.
- Учет неучтенных работ: Тщательно проанализируйте проектную документацию на предмет наличия работ, которые не учтены данной нормой. К таким работам относятся, например, монтаж подкрановых путей, систем вентиляции, остекление кабин и другие сопутствующие работы. Эти работы должны быть учтены по другим соответствующим ГЭСН или ГЭСНм .
- Применение поправочных коэффициентов:
- Высота монтажа: Если монтаж крана производится на высоте более 10 м от уровня опорной площадки или земли, к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин применяются повышающие коэффициенты, установленные в общих положениях сборника ГЭСНм-2001-03 :
- свыше 10 м до 25 м – 1,1
- свыше 25 м до 40 м – 1,15
- свыше 40 м до 70 м – 1,3
- свыше 70 м – 1,5
- Другие коэффициенты: Проверьте общие положения сборника ГЭСНм-2001-03 и техническую часть других сборников на предмет применения дополнительных поправочных коэффициентов, обусловленных специфическими условиями производства работ (например, стесненность, работа в зимнее время, особые условия окружающей среды и т.д.).
- Пересчет в текущие цены: Поскольку ГЭСН содержат ресурсные показатели в натуральном выражении, для получения сметной стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета к прямым затратам (оплата труда, эксплуатация машин, стоимость материалов). Эти индексы разрабатываются и публикуются уполномоченными органами .
Примеры использования
Пример 1: Монтаж нового крана на существующие подкрановые пути.
Ситуация: На действующем промышленном предприятии требуется установить новый мостовой кран с гибким подвесом траверсы (грузоподъемность 20 т, пролет 32 м) на уже имеющиеся и прошедшие проверку подкрановые пути. Высота монтажа от уровня земли до верхней точки крана составляет 18 метров.
Применение нормы: В данном случае применяется норма ГЭСН 03-01-021-15. Поскольку высота монтажа (18 м) превышает 10 м, но не более 25 м, к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин будет применен повышающий коэффициент 1,1. Затраты на устройство подкрановых путей не учитываются, так как они уже существуют и не являются частью данной нормы.
Пример 2: Комплексный монтаж крана с устройством новых подкрановых путей.
Ситуация: На новом производственном объекте требуется выполнить полный комплекс работ по установке мостового крана, включая устройство новых подкрановых путей.
Применение нормы: Для монтажа самого крана применяется ГЭСН 03-01-021-15. Однако, помимо этой нормы, необходимо дополнительно применить нормы из других сборников ГЭСН на строительные работы для устройства подкрановых путей. Например, для монтажа нижней направляющей может быть использована норма ГЭСНм 03-01-105, а для ездовой балки (подвесных путей) площадки обслуживания и эстакады – норма 03-01-106 . Также могут потребоваться нормы на земляные работы, устройство фундаментов и другие общестроительные работы.
Особенности и ограничения
- Гибкий подвес траверсы: Ключевой особенностью данной нормы является ее применимость именно к кранам с гибким подвесом траверсы. Это означает, что в составе работ учтены технологические операции, характерные для такого типа подвеса. Гибкий подвес может приводить к раскачиванию груза, что в некоторых случаях требует применения электронных систем противораскачивания для обеспечения точности позиционирования и безопасности . В отличие от жесткого подвеса, который использует дополнительные штанги для минимизации колебаний и обеспечения большей скорости перемещения груза, гибкий подвес имеет свои нюансы в монтаже и эксплуатации .
- Строгая привязка к параметрам: Норма строго привязана к указанным параметрам крана: грузоподъемность до 20 тонн и пролет 31,5-34,5 метра. Для кранов с иными характеристиками (например, с другим пролетом или с двумя тележками) следует применять соответствующие нормы из того же сборника. Например, для крана с пролетом 28 м используется 03-01-021-16, для 31 м – 03-01-021-17, для 34 м – 03-01-021-18. Если кран имеет две тележки, применяется норма 03-01-021-19 .
- Комплексный или частичный монтаж: Технология монтажа может быть комплексной (включая монтаж подкрановых путей) или частичной (при наличии готовых путей) . Норма 03-01-021-15 относится непосредственно к монтажу самого крана, а не к устройству подкрановых путей, которые должны нормироваться отдельно.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неучет высотных коэффициентов: Одной из наиболее распространенных ошибок является игнорирование или неправильное применение поправочных коэффициентов на высоту монтажа. Если кран монтируется на высоте более 10 метров, это существенно увеличивает трудозатраты и машинное время. Всегда проверяйте проектные отметки и применяйте соответствующие коэффициенты, указанные в технических частях сборников ГЭСНм .
- Неправильная интерпретация состава работ: Сметчики иногда ошибочно включают в данную норму работы, которые ею не учтены (например, устройство подкрановых путей, остекление кабины, монтаж вентиляционных систем). Внимательно изучайте техническую часть сборника ГЭСНм-03 и общие положения, чтобы правильно выделять и нормировать сопутствующие работы по другим сборникам .
- Путаница с типом подвеса траверсы: Важно четко различать краны с гибким и жестким подвесом траверсы. Норма 03-01-021-15 относится именно к гибкому подвесу. Хотя внешне краны могут быть похожи, технологические особенности монтажа и, соответственно, ресурсные затраты могут существенно отличаться . Неправильная идентификация может привести к некорректному расчету.
- Использование устаревших редакций: ГЭСН регулярно обновляются. Использование устаревших редакций сборников может привести к значительным ошибкам в расчетах. Всегда убеждайтесь, что вы используете актуальную редакцию сборника (например, ГЭСНм 81-03-03-2022) .
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед составлением сметы тщательно изучите проект производства работ (ППР) и техническую документацию на кран. Это поможет выявить все особенности монтажа, включая точную высоту установки, наличие существующих конструкций, необходимость демонтажных работ и потребность в дополнительных ресурсах.
- Уточнение типа траверсы: Всегда уточняйте у заказчика или в проектной документации тип подвеса траверсы (гибкий или жесткий), так как это является ключевым параметром для выбора данной нормы и может влиять на технологию монтажа.
- Комплексный подход к смете: Помните, что монтаж крана – это лишь часть более крупного строительного процесса. Учитывайте все сопутствующие работы, такие как подготовка площадки, устройство фундаментов, монтаж подкрановых путей, подключение инженерных коммуникаций, и нормируйте их по соответствующим ГЭСН. Для перемещения материалов и оборудования на большие расстояния может потребоваться применение норм из ГЭСНм Сборник 40 .
- Контроль качества и безопасности: Монтаж грузоподъемного оборудования требует строгого соблюдения ГОСТов и СНиПов, а также инструкций производителя. Убедитесь, что в смете предусмотрены все необходимые контрольные операции и испытания, которые могут быть учтены в других нормах или в составе накладных расходов. Особое внимание уделяйте требованиям безопасности при работе на высоте и при перемещении крупногабаритных элементов .
Связанные нормы
Для полного и корректного составления сметы на монтаж мостового крана могут потребоваться следующие связанные нормы:
- ГЭСН 03-01-021-16: Кран мостовой электрический с гибким подвесом траверсы, грузоподъемность: 20 т, пролет 28 м.
- ГЭСН 03-01-021-17: Кран мостовой электрический с гибким подвесом траверсы, грузоподъемность: 20 т, пролет 31 м.
- ГЭСН 03-01-021-18: Кран мостовой электрический с гибким подвесом траверсы, грузоподъемность: 20 т, пролет 34 м.
- ГЭСН 03-01-021-19: Кран мостовой электрический с двумя тележками, грузоподъемность: 5+5 т, пролет 10,5-22,5 м.
- ГЭСНм Сборник 7: "Компрессорные установки, насосы и вентиляторы" – применяется для нормирования монтажа вентиляционных установок, не учтенных в данной норме .
- ГЭСНм 03-01-105: "Монтаж нижней направляющей" – применяется для нормирования монтажа нижней направляющей, если она не учтена в основной норме .
- ГЭСНм 03-01-106: "Монтаж ездовой балки (подвесных путей) площадки обслуживания и эстакады" – применяется для нормирования монтажа ездовой балки, если она не учтена в основной норме .
- ГЭСНм Сборник 40: "Дополнительное использование для определения затрат на перемещение материальных ресурсов и оборудования" – применяется для учета затрат на перемещение ресурсов и оборудования, не учтенных в основной норме .
Контрольные моменты
- Соответствие нормативным документам: Монтаж грузоподъемного оборудования должен строго соответствовать действующим нормативным документам, таким как ГОСТ 32576.5-2021 "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые" . Этот стандарт устанавливает общие требования к средствам доступа, ограждениям и защите мостовых и козловых кранов для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, технического обслуживания, контроля, монтажа, демонтажа и в чрезвычайных ситуациях .
- Проверка подкрановых путей: Перед началом монтажных работ крайне важно провести тщательную проверку подкрановых путей на соответствие проектным требованиям, отсутствие дефектов, коррозии и других повреждений . Это является критическим условием для безопасной и надежной эксплуатации крана.
- Безопасность работ на высоте: При производстве монтажных работ на высоте необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Доступ обслуживающего персонала на работающий кран допускается только с разрешения оператора крана (крановщика) . В случае затрудненной связи с крановщиком рекомендуется использовать системы "Запрос разрешения на вход" .
- Квалификация персонала: Все работы по монтажу должны выполняться только квалифицированными специалистами, имеющими соответствующие допуски и опыт работы с грузоподъемным оборудованием .
- Документация: Ведение исполнительной документации, включая акты скрытых работ, протоколы испытаний и сертификаты на используемые материалы, является обязательным условием для сдачи объекта в эксплуатацию.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 03-01-021-15 предназначена для монтажа мостового электрического крана с гибким подвесом траверсы грузоподъемностью до 20 т и пролетом 31,5-34,5 м.
-
В составе нормы учтены трудозатраты рабочих (1181 чел.-ч при разряде 3.9), работа машин и механизмов, а также расход основных материалов, таких как ацетилен, кислород, электроэнергия и сварочные электроды.
-
При монтаже на высоте более 10 метров к затратам труда и машин применяются повышающие коэффициенты (от 1.1 до 1.5 в зависимости от высоты).
-
Норма не учитывает затраты на изготовление противовесов, монтаж вентиляционных установок, остекление кабин, а также устройство подкрановых путей и сдачу кранов надзорным органам.
-
Применение нормы требует внимательного изучения проектной документации и учета сопутствующих работ, нормируемых по другим сборникам ГЭСН.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-01-021-15?
Когда применяется ГЭСН 03-01-021-15?
Норма ГЭСН 03-01-021-15 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж мостового электрического крана с гибким подвесом траверсы, грузоподъемностью до 20 тонн и пролетом от 31,5 до 34,5 метров. Она используется при составлении сметной документации на монтажные работы.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие основные материалы: ацетилен газообразный технический (6.6 м³), кислород газообразный технический (19.81 м³), электроэнергия (679 кВт·ч), кокс молотый (0.076 т), электроды сварочные Э55 (0.054 т), поковки простые строительные (2 кг) и шпалы из древесины хвойных пород (2 шт).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в объеме 1181 человеко-час при среднем разряде работы 3,9. Эти затраты включают все основные операции по монтажу крана.
4 Какие работы не учтены данной нормой?
Какие работы не учтены данной нормой?
Данная норма не учитывает затраты на изготовление противовесов (кроме бетонных), монтаж вентиляционных установок, остекление кабин, монтаж защитных будок, а также устройство нижней направляющей и ездовой балки (подвесных путей) и сдачу кранов надзорным органам. Эти работы нормируются отдельно по соответствующим сборникам ГЭСН.
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проект производства работ (ППР) и техническую документацию на кран для точного определения условий монтажа и необходимости применения поправочных коэффициентов.
При составлении сметы на монтаж мостового крана с гибким подвесом траверсы, убедитесь, что учтены все сопутствующие работы, не входящие в данную норму, и нормируйте их по соответствующим сборникам ГЭСН.
Используйте актуальные редакции ГЭСНм и применяйте индексы пересчета для получения сметной стоимости в текущих ценах, чтобы избежать ошибок в расчетах.
Частые ошибки
Игнорирование поправочных коэффициентов на высоту монтажа крана (более 10 м), что приводит к занижению сметной стоимости.
Ошибочное включение в состав данной нормы работ, которые ею не учтены, таких как монтаж подкрановых путей или систем вентиляции, требующих отдельных норм.
Неправильная идентификация типа подвеса траверсы (гибкий вместо жесткого), что может привести к некорректному применению нормы и расхождению с технологией работ.