Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-03-005-35 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости монтажных работ, связанных с подъемно-транспортным оборудованием. Эта норма регламентирует затраты на монтаж тормозов для подвесных толкающих конвейеров с шагом цепи 100 и 160 мм.
Подвесные толкающие конвейеры представляют собой сложные автоматизированные системы, предназначенные для перемещения грузов в производственных процессах. Их особенностью является возможность остановки отдельных грузовых сцепов в заданных точках технологического маршрута, что обеспечивается специальными устройствами, в том числе тормозами. Тормоз конвейера – это критически важный элемент, обеспечивающий безопасность и точность позиционирования грузов на линии.
Норма ГЭСН 03-03-005-35 входит в группу 03-03-005 "Конвейеры подвесные толкающие с шагом цепи 100 и 160 мм" сборника ГЭСНм-03 "Подъемно-транспортное оборудование". Единицей измерения для данной нормы является 10 штук, что необходимо учитывать при расчете объемов работ в сметной документации.
Применение ГЭСН позволяет определить потребность в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения монтажных работ. Это является основой для составления смет ресурсным методом, разработки единичных расценок и укрупненных сметных нормативов.
Техническая информация
Состав работ по норме
Хотя в описании нормы ГЭСН 03-03-005-35 состав работ прямо не детализирован и указано "Не предусмотрен" , это не означает отсутствие операций. Данная формулировка подразумевает, что норма охватывает типовой комплекс работ по установке готового узла – тормоза конвейера. Исходя из общих принципов монтажа подъемно-транспортного оборудования, состав работ по норме 03-03-005-35 включает следующие основные операции:
- Подготовительные работы: Включают осмотр места установки тормоза, проверку его комплектности и целостности, а также подготовку необходимых инструментов и приспособлений.
- Позиционирование и установка: Точное размещение тормоза на предусмотренном проектом месте в соответствии с технологической картой монтажа конвейера. Это может потребовать использования подъемных механизмов, таких как автомобильные краны, учтенные в норме.
- Крепление тормоза: Надежное закрепление тормозного механизма к несущим конструкциям конвейера. Это может осуществляться с помощью болтовых соединений или сварки, для которой в норме предусмотрены сварочные аппараты и электроды.
- Подключение к системам: Присоединение тормоза к электрическим, пневматическим или гидравлическим системам управления и приводам, если это предусмотрено конструкцией тормоза.
- Наладка и регулировка: Выполнение необходимых регулировок тормозного механизма для обеспечения его корректной и безопасной работы. Это включает проверку зазоров, плавности хода, срабатывания и отпускания.
- Пробный пуск и испытания: Проведение тестовых запусков конвейера с проверкой функционирования установленного тормоза в различных режимах.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 03-03-005-35 учитывает следующие ресурсные показатели на 10 штук тормозов:
- Трудозатраты:
- Рабочие-монтажники (средний разряд 2,4): 26.5 чел.-ч.
- Машины и оборудование:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.06 маш.-ч.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.06 маш.-ч.
- Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 4.93 маш.-ч.
- Материалы:
- Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 12.3 кг.
Важно отметить, что стоимость самого тормоза как оборудования не входит в данную норму и должна учитываться отдельно по проектным данным.
Требования к квалификации
Средний разряд работы, указанный в норме (2,4), предполагает наличие у рабочих базовых навыков монтажников. Однако, учитывая специфику монтажа подъемно-транспортного оборудования, для выполнения полного комплекса работ, включая сварочные и наладочные операции, требуется участие квалифицированных специалистов. В состав монтажной бригады могут входить:
- Монтажники: Выполняют основные работы по установке и креплению оборудования.
- Сварщики: Необходимы для выполнения сварочных соединений, если таковые предусмотрены проектом.
- Инженеры и наладчики: Осуществляют контроль за правильностью монтажа, проводят регулировку и пусконаладочные работы.
- Машинисты: Управляют подъемно-транспортными механизмами, такими как автомобильные краны.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения нормы ГЭСН 03-03-005-35 в сметной документации, сметчику следует придерживаться следующего алгоритма:
- Определение объема работ: Согласно проектной документации, определите общее количество тормозов подвесных толкающих конвейеров, подлежащих монтажу. Например, если требуется установить 25 тормозов.
- Пересчет на единицу измерения нормы: Поскольку единица измерения нормы – 10 штук, разделите общее количество тормозов на 10. В нашем примере: 25 шт / 10 шт = 2.5.
- Расчет ресурсных показателей: Умножьте ресурсные показатели, указанные в норме (трудозатраты, машино-часы, расход материалов), на полученное значение. Например, трудозатраты составят: 26.5 чел.-ч * 2.5 = 66.25 чел.-ч.
- Применение поправочных коэффициентов: Если условия производства работ отличаются от нормативных (например, работы выполняются на высоте более 10 м, в стесненных условиях, в условиях реконструкции), необходимо применить соответствующие поправочные коэффициенты к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин. Эти коэффициенты приведены в технических частях сборников ГЭСН и в Методике определения стоимости строительной продукции (МДС 81-35.2004).
- Пересчет в текущие цены: Для получения сметной стоимости в текущем уровне цен, к полученным ресурсным показателям применяются текущие цены на ресурсы или соответствующие индексы пересчета.
Примеры использования
- Монтаж нового производственного цеха: При проектировании и строительстве нового цеха с автоматизированными конвейерными линиями, норма 03-03-005-35 будет использоваться для расчета затрат на установку всех тормозных узлов, предусмотренных проектом.
- Модернизация существующей конвейерной системы: Если в рамках модернизации предприятия производится замена устаревших тормозов на более современные или добавление новых тормозных пунктов, данная норма применяется для определения затрат на их монтаж.
- Капитальный ремонт оборудования: В случае капитального ремонта конвейера, включающего полную замену тормозных механизмов, норма поможет рассчитать необходимые ресурсы для их установки.
Особенности и ограничения
- Масса оборудования: В норме учтена масса тормоза 0,13 т. Это важно для понимания, что норма рассчитана на монтаж относительно небольших узлов. Для более тяжелых или габаритных тормозов могут потребоваться индивидуальные расчеты или применение других норм.
- Комплектность: Норма учитывает монтаж тормоза как отдельного, готового к установке элемента. Затраты на изготовление тормоза, его доставку на объект, а также стоимость самого оборудования не включены в норму.
- Дополнительные работы: В норму не включены затраты на демонтаж старого оборудования (при замене), пусконаладочные работы, а также монтаж сопутствующих металлоконструкций, фундаментов, электропроводки и систем управления, которые должны учитываться по соответствующим нормам других сборников ГЭСН (например, нормы на пусконаладочные работы).
- Условия производства работ: Норма отражает среднеотраслевой уровень затрат. При особых условиях (например, в условиях действующего производства, на большой высоте, в агрессивных средах) необходимо применять повышающие коэффициенты, предусмотренные МДС 81-35.2004 и техническими частями сборников.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Применение сметных норм требует внимательности и точности. Вот наиболее распространенные ошибки при работе с ГЭСН 03-03-005-35 и способы их предотвращения:
- Неверное определение объемов работ: Самая частая ошибка – это неправильный пересчет количества тормозов на единицу измерения нормы (10 шт). Всегда делите фактическое количество на 10, а не умножайте.
- Игнорирование поправочных коэффициентов: Забывают применять коэффициенты для работ на высоте, в стесненных условиях или при реконструкции. Это приводит к занижению или завышению сметной стоимости. Всегда проверяйте техническую часть сборника и МДС 81-35.2004 на предмет применимости коэффициентов.
- Неучет сопутствующих работ: Сметчики часто забывают включить в смету затраты на демонтаж (если это замена), пусконаладочные работы, а также монтаж кабельных трасс, электрооборудования и систем автоматизации, которые не входят в данную норму.
- Использование устаревших данных: Применение старых редакций ГЭСН или индексов пересчета может привести к значительным отклонениям от реальной стоимости. Всегда используйте актуальные нормативные базы и индексы, регулярно обновляйте сметное программное обеспечение.
- Отсутствие обоснования: Недостаточное описание состава работ или условий их выполнения в сметной документации может вызвать вопросы у заказчика или экспертизы. Детально описывайте все операции и обосновывайте применение коэффициентов.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, чертежи и спецификации на оборудование. Это поможет точно определить количество тормозов, их тип и условия монтажа.
- Использование сметных программ: Применяйте современные сметные программные комплексы. Они автоматизируют расчеты, содержат актуальные нормативные базы и помогают избежать многих ошибок, связанных с человеческим фактором.
- Консультации со специалистами: При возникновении вопросов по технологии монтажа или применению нормы, не стесняйтесь обращаться к инженерам-технологам или опытным монтажникам.
- Проверка комплектности: Убедитесь, что в смету включена стоимость самого тормоза как оборудования, а также всех необходимых комплектующих, которые не учтены в данной норме.
- Документирование: Ведите подробный учет всех изменений и обоснований, сделанных в процессе составления сметы. Это облегчит прохождение экспертизы и защитит ваши расчеты.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 03-03-005-35 является частью более широкой группы норм, регулирующих монтаж подвесных толкающих конвейеров. Для комплексного расчета сметы на монтаж конвейерной линии могут потребоваться следующие нормы:
- Путь горизонтальный конвейера подвесного толкающего с шагом цепи 100 мм и Путь горизонтальный конвейера подвесного толкающего с шагом цепи 160 мм – для монтажа основных несущих путей конвейера.
- Путь наклонный (изгиб вертикальный, горизонтальный) конвейера подвесного толкающего с шагом цепи 100 мм и Путь наклонный (изгиб вертикальный, горизонтальный) конвейера подвесного толкающего с шагом цепи 160 мм – для участков с изменением высоты или направления.
- Цепь разборная с каретками и толкателями конвейера подвесного толкающего с шагом цепи 100 мм и Цепь разборная с каретками и толкателями конвейера подвесного толкающего с шагом цепи 160 мм – для монтажа тягового элемента.
- Нормы на монтаж приводов, натяжных устройств, стрелок и других узлов, входящих в таблицу 03-03-005 (например, Стрелка, масса 146 кг, прямая).
- Общие положения сборника Подъемно-транспортное оборудование, которые содержат указания по применению норм для различных типов конвейеров.
- Сборники ГЭСН на электротехнические установки (ГЭСНм-08) и приборы, средства автоматизации (ГЭСНм-11) – для учета затрат на подключение и автоматизацию тормозных систем.
Контрольные моменты
Для обеспечения точности и обоснованности сметы, а также качества выполнения работ, следует уделить внимание следующим контрольным моментам:
- Соответствие проекту: Убедитесь, что все расчеты и выбранные нормы строго соответствуют проектной документации и техническим условиям на монтаж оборудования.
- Качество монтажа: Контролируйте качество выполнения монтажных работ, особенно сварочных соединений и надежности креплений, так как от этого зависит безопасность и долговечность работы конвейера.
- Документация: Ведите исполнительную документацию, включающую акты скрытых работ, протоколы испытаний и наладки. Это подтвердит фактическое выполнение работ и их соответствие нормативным требованиям.
- Актуальность нормативов: Регулярно проверяйте актуальность применяемых ГЭСН и индексов пересчета, так как нормативная база может изменяться.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам эффективно применять норму ГЭСН 03-03-005-35, обеспечивая точность расчетов и прозрачность сметной стоимости монтажа тормозов подвесных толкающих конвейеров.
Ключевые моменты
-
Норма 03-03-005-35 регулирует монтаж тормозов для подвесных толкающих конвейеров с шагом цепи 100 и 160 мм.
-
Единица измерения нормы — 10 штук, что требует соответствующего пересчета объемов работ.
-
В норме учтены трудозатраты рабочих (средний разряд 2,4), машино-часы кранов, автомобилей и сварочных аппаратов, а также расход сварочных электродов.
-
Состав работ включает позиционирование, крепление, подключение и наладку тормозного механизма, хотя детально не расписан в норме.
-
Применение нормы требует учета поправочных коэффициентов (например, для работ на высоте) и актуальных индексов пересчета для определения текущей стоимости.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-03-005-35?
Когда применяется ГЭСН 03-03-005-35?
ГЭСН 03-03-005-35 применяется для определения сметных затрат на монтаж тормозов подвесных толкающих конвейеров с шагом цепи 100 и 160 мм. Это включает как установку новых тормозов, так и замену существующих в рамках реконструкции или модернизации конвейерных систем.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 03-03-005-35 учтен расход сварочных электродов для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметром 4-5 мм, в количестве 12.3 кг на 10 штук тормозов. Другие основные материалы, такие как сам тормоз, учитываются как оборудование и не входят в состав нормы.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 26.5 чел.-ч на 10 штук тормозов. Средний разряд работы для этих трудозатрат составляет 2,4.
4 Какие машины и механизмы учтены?
Какие машины и механизмы учтены?
В норме учтены машино-часы следующих механизмов: краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0.06 маш.-ч), автомобили бортовые грузоподъемностью до 5 т (0.06 маш.-ч) и аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А (4.93 маш.-ч) на 10 штук тормозов.
Практические советы
Всегда проверяйте проектную документацию для точного определения количества тормозов и условий их монтажа.
Используйте специализированное сметное программное обеспечение, которое автоматически применяет актуальные нормативы и индексы.
Внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и общие положения МДС 81-35.2004 для корректного применения норм.
При необходимости выполнения работ на высоте, не забывайте применять соответствующие повышающие коэффициенты к трудозатратам и времени эксплуатации машин.
Учитывайте, что стоимость самого тормоза как оборудования, а также затраты на его доставку и пусконаладку, должны быть определены и учтены отдельно от данной нормы.
Частые ошибки
Неверное определение объемов работ из-за путаницы с единицей измерения нормы (10 шт).
Игнорирование или неправильное применение поправочных коэффициентов, например, для работ, выполняемых на высоте более 10 метров.
Неучет дополнительных работ, таких как демонтаж старых тормозов или пусконаладочные работы, которые не входят в данную норму.
Использование устаревших редакций ГЭСН или некорректных индексов пересчета в текущие цены, что приводит к искажению сметной стоимости.
Отсутствие детализации состава работ в сметной документации, что может вызвать вопросы при проверке и приемке.