Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-021-15

03-04-021

Маятниковые канатные дороги → Устройство контактное для пассажирских маятниковых канатных дорог

Подробное описание
Группа: Маятниковые канатные дороги Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
10 шт
Категория
03-04-021
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
46.9 чел.-ч при разряде 4.4
Основное назначение
Устройство контактное для пассажирских маятниковых канатных дорог

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,4 46.9
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.13
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 0.22
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 0.22

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-021-15 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся проектированием и расчетом стоимости монтажных работ на объектах транспортной инфраструктуры, в частности, на канатных дорогах. Данная норма относится к группе "Маятниковые канатные дороги" и регламентирует затраты на "Устройство контактное для пассажирских маятниковых канатных дорог".

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 03-04-021-15 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов) при выполнении работ по монтажу контактных устройств на пассажирских маятниковых канатных дорогах. Маятниковые канатные дороги — это особый тип канатных дорог, где одна или две кабины перемещаются между станциями в режиме "маятника", останавливаясь для посадки и высадки пассажиров, а затем двигаясь в обратном направлении. Они часто используются в условиях сложного рельефа, например, для преодоления долин, ущелий или горных склонов.

Контактное устройство в контексте канатных дорог, вероятно, является элементом системы управления, сигнализации или электропитания, обеспечивающим взаимодействие между движущимися кабинами и стационарными системами дороги. Его корректная установка критически важна для безопасной и эффективной работы всей канатной дороги.

Основные характеристики

  • Код нормы: 03-04-021-15
  • Полное наименование: Маятниковые канатные дороги → Устройство контактное для пассажирских маятниковых канатных дорог
  • Единица измерения: 10 шт. Это означает, что норматив рассчитан на установку десяти контактных устройств. При расчете сметы на другое количество устройств необходимо пропорционально масштабировать ресурсные показатели.
  • Тип работ: ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования). Это указывает на то, что норма применяется к монтажным работам, связанным с установкой оборудования, а не к общестроительным работам.
  • Категория: 03-04-021, что подчеркивает принадлежность к разделу монтажа оборудования для маятниковых канатных дорог. В этой же категории находятся нормы на монтаж командоаппаратов и преобразовательных агрегатов для аналогичных систем.

Обоснование нормы включает ссылки на нормативные документы: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0. Эти ссылки указывают на официальные приказы или положения, утверждающие данную норму и ее ресурсные показатели.

Техническая информация

Правильное применение ГЭСН 03-04-021-15 требует глубокого понимания состава работ, необходимых ресурсов и квалификации персонала. Отсутствие детального описания состава работ в самой норме обязывает сметчика опираться на технологические карты и проектную документацию, а также на общие принципы монтажа сложного оборудования.

Состав работ по норме

Хотя конкретный "состав работ" для ГЭСН 03-04-021-15 не детализирован в общедоступных источниках, исходя из характера "устройства контактного" и типа объекта (маятниковая канатная дорога), можно выделить типовые операции, которые входят в объем данной нормы:

  1. Подготовительные работы:
  • Ознакомление с проектной и технической документацией на контактное устройство и место его установки.
  • Проверка готовности строительной части (фундаментов, несущих конструкций) к монтажу оборудования.
  • Разметка мест установки контактных устройств согласно проекту.
  • Подготовка рабочего места, включая обеспечение доступа и безопасности.
  1. Доставка и перемещение оборудования:
  • Транспортировка контактных устройств и сопутствующих компонентов от места хранения до места монтажа. Учитывается использование полуприцепов-тяжеловозов.
  • Перемещение оборудования в пределах строительной площадки и подъем к месту установки с использованием кранов на автомобильном ходу.
  1. Монтаж контактного устройства:
  • Установка контактного устройства на предусмотренные проектом места, включая крепление к несущим конструкциям.
  • Сборка отдельных элементов устройства, если оно поставляется в разобранном виде.
  • Выверка положения устройства по осям и отметкам с использованием измерительных инструментов.
  1. Подключение и наладка:
  • Подключение электрических кабелей, сигнальных линий и других коммуникаций к контактному устройству.
  • Проверка правильности подключений и изоляции.
  • Первичная наладка и регулировка механических и электрических параметров устройства для обеспечения его корректного функционирования в составе системы канатной дороги.
  1. Индивидуальные испытания:
  • Проведение индивидуальных испытаний контактного устройства для подтверждения его работоспособности и соответствия проектным параметрам.
  • Устранение выявленных неисправностей и доведение устройства до полной готовности к комплексным испытаниям всей системы канатной дороги.
  1. Сдача работ:
  • Оформление исполнительной документации по результатам монтажа и испытаний.
  • Сдача смонтированного контактного устройства заказчику или представителям пусконаладочной организации.

Материалы и ресурсы

Важно отметить, что ГЭСН 03-04-021-15, как и многие другие нормы ГЭСНм, не включает в себя стоимость самого контактного устройства или его основных комплектующих. Норматив покрывает только затраты на выполнение монтажных работ. Это означает, что стоимость самого оборудования должна быть учтена в смете отдельно, как "оборудование".

В составе нормы учтены следующие основные ресурсы:

  • Трудозатраты рабочих:

  • Средний разряд работы: 4,4

  • Количество человеко-часов: 46,9 чел.-ч на 10 шт. Это указывает на то, что для выполнения данных работ требуются квалифицированные специалисты, способные работать со сложным подъемно-транспортным оборудованием.

  • Машины и оборудование:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0,13 маш.-ч на 10 шт. Используются для подъема и точной установки контактных устройств, а также для перемещения других элементов оборудования на монтажной площадке.

  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0,22 маш.-ч на 10 шт. Применяются для доставки крупногабаритных или тяжелых компонентов к месту монтажа.

  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0,22 маш.-ч на 10 шт. Могут использоваться для перемещения оборудования по сложной местности, подготовки площадки или вспомогательных работ.

Трудозатраты и время выполнения

Основной показатель трудозатрат по норме 03-04-021-15 составляет 46,9 человеко-часов на каждые 10 единиц контактных устройств. Средний разряд работы 4,4 свидетельствует о необходимости привлечения рабочих высокой квалификации. Это могут быть монтажники технологического оборудования, электромонтажники или специалисты по наладке систем управления.

Время выполнения работ напрямую зависит от количества задействованных рабочих и эффективности организации труда. Например, если работы выполняет бригада из двух человек, то на установку 10 устройств потребуется около 23,45 рабочих часов (46,9 / 2). Однако, это лишь теоретический расчет, не учитывающий перерывы, подготовительные работы и другие факторы, которые могут повлиять на общую продолжительность работ.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 4,4 указывает на то, что персонал, выполняющий монтаж контактных устройств, должен обладать значительным опытом и специальными знаниями. Это включает:

  • Навыки работы с подъемно-транспортным оборудованием и его компонентами.
  • Знание электрических схем и принципов подключения контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
  • Умение читать техническую документацию, чертежи и схемы.
  • Навыки работы с монтажным инструментом и оборудованием.
  • Соблюдение правил техники безопасности при работе на высоте и с электрооборудованием.

Практическое применение

Для корректного применения ГЭСН 03-04-021-15 в сметной документации необходимо следовать четкому алгоритму и учитывать специфические особенности объекта.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества контактных устройств, подлежащих монтажу, согласно проектной документации. Например, если проектом предусмотрена установка 25 контактных устройств.

  2. Применение нормы: Поскольку единица измерения нормы — 10 шт., необходимо разделить фактический объем работ на 10. В нашем примере: 25 шт. / 10 шт. = 2,5.

  3. Расчет трудозатрат: Умножить полученный коэффициент на нормативные трудозатраты. Для 25 шт.: 2,5 * 46,9 чел.-ч = 117,25 чел.-ч.

  4. Расчет машино-часов: Аналогично рассчитать машино-часы для каждой единицы техники:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 2,5 * 0,13 маш.-ч = 0,325 маш.-ч.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 2,5 * 0,22 маш.-ч = 0,55 маш.-ч.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 2,5 * 0,22 маш.-ч = 0,55 маш.-ч.
  1. Учет стоимости ресурсов: Полученные объемы ресурсов (человеко-часы, машино-часы) затем умножаются на текущие стоимостные показатели (тарифные ставки рабочих, расценки на эксплуатацию машин) с учетом индексов пересчета в текущие цены. Важно использовать актуальные индексы, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.

  2. Добавление стоимости оборудования и прочих затрат: Отдельно в смету включается стоимость самих контактных устройств, а также накладные расходы, сметная прибыль, затраты на логистику, утилизацию отходов и непредвиденные расходы (резервный фонд).

Примеры использования

Пример 1: Монтаж 10 контактных устройств

Если проектом предусмотрена установка ровно 10 контактных устройств, то ресурсные показатели берутся непосредственно из нормы:

  • Трудозатраты: 46,9 чел.-ч (средний разряд 4,4)
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 0,13 маш.-ч
  • Полуприцепы-тяжеловозы, до 40 т: 0,22 маш.-ч
  • Тракторы на гусеничном ходу, 79 кВт: 0,22 маш.-ч

Пример 2: Монтаж 5 контактных устройств

Если требуется установить 5 устройств, то все показатели нормы делятся на 2 (поскольку 5 шт. — это половина от 10 шт.):

  • Трудозатраты: 46,9 / 2 = 23,45 чел.-ч
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 0,13 / 2 = 0,065 маш.-ч
  • Полуприцепы-тяжеловозы, до 40 т: 0,22 / 2 = 0,11 маш.-ч
  • Тракторы на гусеничном ходу, 79 кВт: 0,22 / 2 = 0,11 маш.-ч

Особенности и ограничения

  • Специфика маятниковых дорог: Норма строго применима только для маятниковых канатных дорог. Для других типов канатных дорог (например, кольцевых, кресельных) или фуникулеров, где конструкция и принцип работы контактных устройств могут существенно отличаться, следует использовать другие, более подходящие нормы или разрабатывать индивидуальные расценки.
  • Комплексность работ: Норма охватывает только монтаж контактного устройства. Она не включает общестроительные работы (например, устройство фундаментов для опор или станций), прокладку кабельных трасс, пусконаладочные работы всей системы канатной дороги в целом, а также демонтаж старого оборудования, если речь идет о реконструкции. Эти работы должны быть учтены по соответствующим ГЭСН из других сборников (например, Монтаж опор канатных дорог для опор или Устройство командоаппарата для других элементов управления).
  • Оборудование заказчика: Как уже упоминалось, стоимость самого контактного устройства не входит в норму. Это типично для ГЭСНм, где нормируются именно монтажные работы, а не поставка оборудования. Сметчику необходимо убедиться, что стоимость оборудования учтена в других разделах сметы или предоставляется заказчиком.
  • Проектная документация: Точное применение нормы возможно только при наличии полной и детализированной проектной документации, которая определяет тип, количество и местоположение контактных устройств, а также технологию их монтажа.

Полезная информация

Эффективная работа с ГЭСН 03-04-021-15 требует не только знания самой нормы, но и понимания общих принципов сметного дела, а также возможных "подводных камней".

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение к типу канатной дороги:
  • Ошибка: Использование ГЭСН 03-04-021-15 для кольцевых или кресельных канатных дорог, где контактные устройства могут иметь иную конструкцию и технологию монтажа.
  • Как избежать: Всегда сверяйтесь с проектной документацией и убедитесь, что объект является именно пассажирской маятниковой канатной дорогой. При сомнениях ищите специализированные нормы для других типов дорог или используйте индивидуальные расценки.
  1. Игнорирование отсутствия материалов в норме:
  • Ошибка: Предположение, что норма включает стоимость всех необходимых материалов, включая само контактное устройство и мелкие расходники.
  • Как избежать: Помните, что ГЭСНм нормирует только монтажные работы. Стоимость основного оборудования и специфических комплектующих, не указанных в составе ресурсов, должна быть учтена отдельно. Проверяйте, какие материалы учтены в норме, а какие нет.
  1. Некорректный учет транспортных расходов:
  • Ошибка: Недооценка или переоценка затрат на транспортировку оборудования, особенно если объект находится в труднодоступной местности. Хотя норма включает полуприцепы-тяжеловозы, это касается только перемещения на площадке или от ближайшего пункта разгрузки.
  • Как избежать: Тщательно анализируйте логистическую схему проекта. Дополнительные транспортные расходы (например, доставка из удаленного склада, использование специализированного транспорта для горной местности) должны быть учтены сверх нормы, возможно, по отдельным транспортным расценкам.
  1. Неверный расчет объемов:
  • Ошибка: Округление количества устройств не в пользу проекта или заказчика, или ошибки в масштабировании нормы (например, деление на 10, а не умножение на коэффициент).
  • Как избежать: Всегда перепроверяйте расчеты, особенно при масштабировании нормы на фактическое количество единиц. Используйте точные данные из проекта.
  1. Неучет подготовительных и сопутствующих работ:
  • Ошибка: Забывчивость включить в смету работы, предшествующие монтажу контактного устройства (например, подготовка фундаментов, прокладка коммуникаций) или последующие (пусконаладка всей системы).
  • Как избежать: Внимательно изучайте весь комплекс работ по проекту. Составляйте технологическую последовательность и убедитесь, что все этапы учтены соответствующими нормами.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Прежде чем приступать к составлению сметы, тщательно изучите проектную документацию, включая разделы по канатным дорогам, электрике и автоматизации. Это поможет понять специфику контактных устройств и условия их монтажа.
  • Использование актуальных баз: Всегда работайте с самой актуальной версией ГЭСН и соответствующими индексами пересчета. Нормативные базы регулярно обновляются, и использование устаревших данных может привести к значительным ошибкам в смете.
  • Консультации со специалистами: При возникновении вопросов по технологии монтажа или функциям контактных устройств не стесняйтесь обращаться к инженерам-проектировщикам или специалистам по эксплуатации канатных дорог. Их опыт поможет избежать неточностей в смете.
  • Резерв на непредвиденные расходы: Всегда предусматривайте в смете резервный фонд (обычно 5-15% от прямых затрат) на непредвиденные работы или изменения, которые могут возникнуть в процессе монтажа.
  • Документирование: Ведите подробную документацию по всем расчетам, обоснованиям и принятым решениям. Это облегчит проверку сметы и поможет в случае возникновения спорных ситуаций.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж маятниковых канатных дорог, помимо ГЭСН 03-04-021-15, могут потребоваться нормы из той же группы или других сборников ГЭСНм:

  • Устройство командоаппарата для пассажирских маятниковых канатных дорог: Эта норма, вероятно, описывает монтаж другого ключевого элемента системы управления канатной дороги, который часто устанавливается совместно с контактными устройствами.
  • Устройство агрегата преобразовательного для пассажирских маятниковых канатных дорог: Еще один элемент, связанный с электропитанием и управлением, монтаж которого может быть предусмотрен в рамках того же проекта.
  • Монтаж опор канатных дорог: Для общестроительных и монтажных работ по установке несущих конструкций канатной дороги.
  • ГЭСНм 03-01-ХХХ-ХХ: Нормы на монтаж общепромышленного электрооборудования, если контактное устройство включает стандартные электрические компоненты, не учтенные в данной специализированной норме.
  • ГЭСН 01 (Земляные работы): Для подготовки котлованов под фундаменты опор и станций.
  • ГЭСН 09 (Металлические конструкции): Для монтажа металлических конструкций станций и опор.

Контрольные моменты

При проверке или составлении сметы с использованием ГЭСН 03-04-021-15 обратите внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие типу дороги: Убедитесь, что объект действительно является маятниковой пассажирской канатной дорогой.
  • Количество устройств: Проверьте, соответствует ли количество учтенных контактных устройств проектным данным.
  • Полнота учета ресурсов: Удостоверьтесь, что помимо трудозатрат и машино-часов, учтены все необходимые материалы (если они не входят в норму, то их стоимость должна быть в других разделах) и прочие затраты.
  • Квалификация персонала: Убедитесь, что предусмотрена соответствующая квалификация рабочих, так как работы требуют высокой точности и знаний.
  • Применение коэффициентов: Проверьте правильность применения всех повышающих или понижающих коэффициентов, если таковые предусмотрены для данного объекта или условий производства работ (например, работа в стесненных условиях, на высоте, в зимнее время).
  • Актуальность нормативов: Используйте только актуальные версии ГЭСН и индексов пересчета.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам точно и эффективно применять ГЭСН 03-04-021-15, обеспечивая достоверность сметной стоимости и минимизируя риски возникновения разногласий в процессе реализации проекта.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 03-04-021-15 применяется для монтажа контактных устройств на пассажирских маятниковых канатных дорогах.

  • Единица измерения нормы — 10 штук, что требует масштабирования при расчете на другое количество устройств.

  • Норма учитывает трудозатраты рабочих (46.9 чел.-ч при среднем разряде 4.4) и время работы основных машин (краны, тяжеловозы, тракторы).

  • Стоимость самого контактного устройства не включена в норму и должна учитываться отдельно как оборудование.

  • Для корректного применения нормы необходимо детальное изучение проектной документации и учет сопутствующих работ.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-021-15 применяется для определения затрат на монтаж контактных устройств, которые являются частью системы пассажирских маятниковых канатных дорог.

Данная норма ГЭСНм 03-04-021-15 не включает в себя стоимость самого контактного устройства или его основных комплектующих. Она покрывает только трудозатраты рабочих и время эксплуатации машин и механизмов, необходимых для выполнения монтажных работ. Стоимость оборудования должна быть учтена в смете отдельно.

Норма предусматривает 46.9 человеко-часов трудозатрат рабочих на каждые 10 единиц монтируемых контактных устройств. Средний разряд работы для этих операций составляет 4.4, что указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала.

В норме учтены следующие машины и механизмы: краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0.13 маш.-ч на 10 шт.), полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 40 т (0.22 маш.-ч на 10 шт.) и тракторы на гусеничном ходу мощностью 79 кВт (108 л.с.) (0.22 маш.-ч на 10 шт.).

Практические советы

1

Всегда проверяйте тип канатной дороги в проектной документации, чтобы убедиться в применимости данной нормы.

2

Четко разделяйте в смете стоимость монтажных работ (по ГЭСН) и стоимость самого оборудования (отдельной позицией).

3

Тщательно пересчитывайте ресурсные показатели пропорционально фактическому количеству монтируемых устройств.

4

Учитывайте все сопутствующие работы (земляные, общестроительные, пусконаладочные) по соответствующим ГЭСН из других сборников.

5

Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и используйте актуальные индексы пересчета для точного определения стоимости.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы к другим типам канатных дорог (не маятниковым).

!
Ошибка 2

Неучет стоимости самого контактного устройства, предполагая, что оно включено в норму.

!
Ошибка 3

Ошибки в масштабировании ресурсных показателей при расчете на количество, отличное от 10 штук.

!
Ошибка 4

Игнорирование необходимости учета подготовительных и сопутствующих работ, не входящих напрямую в данную норму.

!
Ошибка 5

Использование устаревших версий нормативов или индексов пересчета.

1
03-04-021-16

Устройство командоаппарата для пассажирских маятниковых канатных дорог

Применяется совместно для монтажа других элементов системы управления маятниковых канатных дорог.

2
03-04-021-17

Устройство агрегата преобразовательного для пассажирских маятниковых канатных дорог

Применяется совместно для монтажа элементов электропитания и управления маятниковых канатных дорог.

3
09-06-010-01

Монтаж опор канатных дорог

Применяется для общестроительных и монтажных работ по установке несущих конструкций канатной дороги.

Технические характеристики

Единица измерения
10 шт
Категория
03-04-021
Тип работ
GESNM
Материалы
В норме учтены только трудозатраты и машино-часы. Стоимость самого контактного устройства и его специфических комплектующих не включена.

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: