Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-021-15 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся проектированием и расчетом стоимости монтажных работ на объектах транспортной инфраструктуры, в частности, на канатных дорогах. Данная норма относится к группе "Маятниковые канатные дороги" и регламентирует затраты на "Устройство контактное для пассажирских маятниковых канатных дорог".
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 03-04-021-15 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов) при выполнении работ по монтажу контактных устройств на пассажирских маятниковых канатных дорогах. Маятниковые канатные дороги — это особый тип канатных дорог, где одна или две кабины перемещаются между станциями в режиме "маятника", останавливаясь для посадки и высадки пассажиров, а затем двигаясь в обратном направлении. Они часто используются в условиях сложного рельефа, например, для преодоления долин, ущелий или горных склонов.
Контактное устройство в контексте канатных дорог, вероятно, является элементом системы управления, сигнализации или электропитания, обеспечивающим взаимодействие между движущимися кабинами и стационарными системами дороги. Его корректная установка критически важна для безопасной и эффективной работы всей канатной дороги.
Основные характеристики
- Код нормы: 03-04-021-15
- Полное наименование: Маятниковые канатные дороги → Устройство контактное для пассажирских маятниковых канатных дорог
- Единица измерения: 10 шт. Это означает, что норматив рассчитан на установку десяти контактных устройств. При расчете сметы на другое количество устройств необходимо пропорционально масштабировать ресурсные показатели.
- Тип работ: ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования). Это указывает на то, что норма применяется к монтажным работам, связанным с установкой оборудования, а не к общестроительным работам.
- Категория: 03-04-021, что подчеркивает принадлежность к разделу монтажа оборудования для маятниковых канатных дорог. В этой же категории находятся нормы на монтаж командоаппаратов и преобразовательных агрегатов для аналогичных систем.
Обоснование нормы включает ссылки на нормативные документы: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0. Эти ссылки указывают на официальные приказы или положения, утверждающие данную норму и ее ресурсные показатели.
Техническая информация
Правильное применение ГЭСН 03-04-021-15 требует глубокого понимания состава работ, необходимых ресурсов и квалификации персонала. Отсутствие детального описания состава работ в самой норме обязывает сметчика опираться на технологические карты и проектную документацию, а также на общие принципы монтажа сложного оборудования.
Состав работ по норме
Хотя конкретный "состав работ" для ГЭСН 03-04-021-15 не детализирован в общедоступных источниках, исходя из характера "устройства контактного" и типа объекта (маятниковая канатная дорога), можно выделить типовые операции, которые входят в объем данной нормы:
- Подготовительные работы:
- Ознакомление с проектной и технической документацией на контактное устройство и место его установки.
- Проверка готовности строительной части (фундаментов, несущих конструкций) к монтажу оборудования.
- Разметка мест установки контактных устройств согласно проекту.
- Подготовка рабочего места, включая обеспечение доступа и безопасности.
- Доставка и перемещение оборудования:
- Транспортировка контактных устройств и сопутствующих компонентов от места хранения до места монтажа. Учитывается использование полуприцепов-тяжеловозов.
- Перемещение оборудования в пределах строительной площадки и подъем к месту установки с использованием кранов на автомобильном ходу.
- Монтаж контактного устройства:
- Установка контактного устройства на предусмотренные проектом места, включая крепление к несущим конструкциям.
- Сборка отдельных элементов устройства, если оно поставляется в разобранном виде.
- Выверка положения устройства по осям и отметкам с использованием измерительных инструментов.
- Подключение и наладка:
- Подключение электрических кабелей, сигнальных линий и других коммуникаций к контактному устройству.
- Проверка правильности подключений и изоляции.
- Первичная наладка и регулировка механических и электрических параметров устройства для обеспечения его корректного функционирования в составе системы канатной дороги.
- Индивидуальные испытания:
- Проведение индивидуальных испытаний контактного устройства для подтверждения его работоспособности и соответствия проектным параметрам.
- Устранение выявленных неисправностей и доведение устройства до полной готовности к комплексным испытаниям всей системы канатной дороги.
- Сдача работ:
- Оформление исполнительной документации по результатам монтажа и испытаний.
- Сдача смонтированного контактного устройства заказчику или представителям пусконаладочной организации.
Материалы и ресурсы
Важно отметить, что ГЭСН 03-04-021-15, как и многие другие нормы ГЭСНм, не включает в себя стоимость самого контактного устройства или его основных комплектующих. Норматив покрывает только затраты на выполнение монтажных работ. Это означает, что стоимость самого оборудования должна быть учтена в смете отдельно, как "оборудование".
В составе нормы учтены следующие основные ресурсы:
Трудозатраты рабочих:
Средний разряд работы: 4,4
Количество человеко-часов: 46,9 чел.-ч на 10 шт. Это указывает на то, что для выполнения данных работ требуются квалифицированные специалисты, способные работать со сложным подъемно-транспортным оборудованием.
Машины и оборудование:
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0,13 маш.-ч на 10 шт. Используются для подъема и точной установки контактных устройств, а также для перемещения других элементов оборудования на монтажной площадке.
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0,22 маш.-ч на 10 шт. Применяются для доставки крупногабаритных или тяжелых компонентов к месту монтажа.
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0,22 маш.-ч на 10 шт. Могут использоваться для перемещения оборудования по сложной местности, подготовки площадки или вспомогательных работ.
Трудозатраты и время выполнения
Основной показатель трудозатрат по норме 03-04-021-15 составляет 46,9 человеко-часов на каждые 10 единиц контактных устройств. Средний разряд работы 4,4 свидетельствует о необходимости привлечения рабочих высокой квалификации. Это могут быть монтажники технологического оборудования, электромонтажники или специалисты по наладке систем управления.
Время выполнения работ напрямую зависит от количества задействованных рабочих и эффективности организации труда. Например, если работы выполняет бригада из двух человек, то на установку 10 устройств потребуется около 23,45 рабочих часов (46,9 / 2). Однако, это лишь теоретический расчет, не учитывающий перерывы, подготовительные работы и другие факторы, которые могут повлиять на общую продолжительность работ.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4,4 указывает на то, что персонал, выполняющий монтаж контактных устройств, должен обладать значительным опытом и специальными знаниями. Это включает:
- Навыки работы с подъемно-транспортным оборудованием и его компонентами.
- Знание электрических схем и принципов подключения контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
- Умение читать техническую документацию, чертежи и схемы.
- Навыки работы с монтажным инструментом и оборудованием.
- Соблюдение правил техники безопасности при работе на высоте и с электрооборудованием.
Практическое применение
Для корректного применения ГЭСН 03-04-021-15 в сметной документации необходимо следовать четкому алгоритму и учитывать специфические особенности объекта.
Пошаговый алгоритм расчета
Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества контактных устройств, подлежащих монтажу, согласно проектной документации. Например, если проектом предусмотрена установка 25 контактных устройств.
Применение нормы: Поскольку единица измерения нормы — 10 шт., необходимо разделить фактический объем работ на 10. В нашем примере: 25 шт. / 10 шт. = 2,5.
Расчет трудозатрат: Умножить полученный коэффициент на нормативные трудозатраты. Для 25 шт.: 2,5 * 46,9 чел.-ч = 117,25 чел.-ч.
Расчет машино-часов: Аналогично рассчитать машино-часы для каждой единицы техники:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 2,5 * 0,13 маш.-ч = 0,325 маш.-ч.
- Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 2,5 * 0,22 маш.-ч = 0,55 маш.-ч.
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 2,5 * 0,22 маш.-ч = 0,55 маш.-ч.
Учет стоимости ресурсов: Полученные объемы ресурсов (человеко-часы, машино-часы) затем умножаются на текущие стоимостные показатели (тарифные ставки рабочих, расценки на эксплуатацию машин) с учетом индексов пересчета в текущие цены. Важно использовать актуальные индексы, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.
Добавление стоимости оборудования и прочих затрат: Отдельно в смету включается стоимость самих контактных устройств, а также накладные расходы, сметная прибыль, затраты на логистику, утилизацию отходов и непредвиденные расходы (резервный фонд).
Примеры использования
Пример 1: Монтаж 10 контактных устройств
Если проектом предусмотрена установка ровно 10 контактных устройств, то ресурсные показатели берутся непосредственно из нормы:
- Трудозатраты: 46,9 чел.-ч (средний разряд 4,4)
- Краны на автомобильном ходу, 16 т: 0,13 маш.-ч
- Полуприцепы-тяжеловозы, до 40 т: 0,22 маш.-ч
- Тракторы на гусеничном ходу, 79 кВт: 0,22 маш.-ч
Пример 2: Монтаж 5 контактных устройств
Если требуется установить 5 устройств, то все показатели нормы делятся на 2 (поскольку 5 шт. — это половина от 10 шт.):
- Трудозатраты: 46,9 / 2 = 23,45 чел.-ч
- Краны на автомобильном ходу, 16 т: 0,13 / 2 = 0,065 маш.-ч
- Полуприцепы-тяжеловозы, до 40 т: 0,22 / 2 = 0,11 маш.-ч
- Тракторы на гусеничном ходу, 79 кВт: 0,22 / 2 = 0,11 маш.-ч
Особенности и ограничения
- Специфика маятниковых дорог: Норма строго применима только для маятниковых канатных дорог. Для других типов канатных дорог (например, кольцевых, кресельных) или фуникулеров, где конструкция и принцип работы контактных устройств могут существенно отличаться, следует использовать другие, более подходящие нормы или разрабатывать индивидуальные расценки.
- Комплексность работ: Норма охватывает только монтаж контактного устройства. Она не включает общестроительные работы (например, устройство фундаментов для опор или станций), прокладку кабельных трасс, пусконаладочные работы всей системы канатной дороги в целом, а также демонтаж старого оборудования, если речь идет о реконструкции. Эти работы должны быть учтены по соответствующим ГЭСН из других сборников (например, Монтаж опор канатных дорог для опор или Устройство командоаппарата для других элементов управления).
- Оборудование заказчика: Как уже упоминалось, стоимость самого контактного устройства не входит в норму. Это типично для ГЭСНм, где нормируются именно монтажные работы, а не поставка оборудования. Сметчику необходимо убедиться, что стоимость оборудования учтена в других разделах сметы или предоставляется заказчиком.
- Проектная документация: Точное применение нормы возможно только при наличии полной и детализированной проектной документации, которая определяет тип, количество и местоположение контактных устройств, а также технологию их монтажа.
Полезная информация
Эффективная работа с ГЭСН 03-04-021-15 требует не только знания самой нормы, но и понимания общих принципов сметного дела, а также возможных "подводных камней".
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение к типу канатной дороги:
- Ошибка: Использование ГЭСН 03-04-021-15 для кольцевых или кресельных канатных дорог, где контактные устройства могут иметь иную конструкцию и технологию монтажа.
- Как избежать: Всегда сверяйтесь с проектной документацией и убедитесь, что объект является именно пассажирской маятниковой канатной дорогой. При сомнениях ищите специализированные нормы для других типов дорог или используйте индивидуальные расценки.
- Игнорирование отсутствия материалов в норме:
- Ошибка: Предположение, что норма включает стоимость всех необходимых материалов, включая само контактное устройство и мелкие расходники.
- Как избежать: Помните, что ГЭСНм нормирует только монтажные работы. Стоимость основного оборудования и специфических комплектующих, не указанных в составе ресурсов, должна быть учтена отдельно. Проверяйте, какие материалы учтены в норме, а какие нет.
- Некорректный учет транспортных расходов:
- Ошибка: Недооценка или переоценка затрат на транспортировку оборудования, особенно если объект находится в труднодоступной местности. Хотя норма включает полуприцепы-тяжеловозы, это касается только перемещения на площадке или от ближайшего пункта разгрузки.
- Как избежать: Тщательно анализируйте логистическую схему проекта. Дополнительные транспортные расходы (например, доставка из удаленного склада, использование специализированного транспорта для горной местности) должны быть учтены сверх нормы, возможно, по отдельным транспортным расценкам.
- Неверный расчет объемов:
- Ошибка: Округление количества устройств не в пользу проекта или заказчика, или ошибки в масштабировании нормы (например, деление на 10, а не умножение на коэффициент).
- Как избежать: Всегда перепроверяйте расчеты, особенно при масштабировании нормы на фактическое количество единиц. Используйте точные данные из проекта.
- Неучет подготовительных и сопутствующих работ:
- Ошибка: Забывчивость включить в смету работы, предшествующие монтажу контактного устройства (например, подготовка фундаментов, прокладка коммуникаций) или последующие (пусконаладка всей системы).
- Как избежать: Внимательно изучайте весь комплекс работ по проекту. Составляйте технологическую последовательность и убедитесь, что все этапы учтены соответствующими нормами.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Прежде чем приступать к составлению сметы, тщательно изучите проектную документацию, включая разделы по канатным дорогам, электрике и автоматизации. Это поможет понять специфику контактных устройств и условия их монтажа.
- Использование актуальных баз: Всегда работайте с самой актуальной версией ГЭСН и соответствующими индексами пересчета. Нормативные базы регулярно обновляются, и использование устаревших данных может привести к значительным ошибкам в смете.
- Консультации со специалистами: При возникновении вопросов по технологии монтажа или функциям контактных устройств не стесняйтесь обращаться к инженерам-проектировщикам или специалистам по эксплуатации канатных дорог. Их опыт поможет избежать неточностей в смете.
- Резерв на непредвиденные расходы: Всегда предусматривайте в смете резервный фонд (обычно 5-15% от прямых затрат) на непредвиденные работы или изменения, которые могут возникнуть в процессе монтажа.
- Документирование: Ведите подробную документацию по всем расчетам, обоснованиям и принятым решениям. Это облегчит проверку сметы и поможет в случае возникновения спорных ситуаций.
Связанные нормы
При составлении сметы на монтаж маятниковых канатных дорог, помимо ГЭСН 03-04-021-15, могут потребоваться нормы из той же группы или других сборников ГЭСНм:
- Устройство командоаппарата для пассажирских маятниковых канатных дорог: Эта норма, вероятно, описывает монтаж другого ключевого элемента системы управления канатной дороги, который часто устанавливается совместно с контактными устройствами.
- Устройство агрегата преобразовательного для пассажирских маятниковых канатных дорог: Еще один элемент, связанный с электропитанием и управлением, монтаж которого может быть предусмотрен в рамках того же проекта.
- Монтаж опор канатных дорог: Для общестроительных и монтажных работ по установке несущих конструкций канатной дороги.
- ГЭСНм 03-01-ХХХ-ХХ: Нормы на монтаж общепромышленного электрооборудования, если контактное устройство включает стандартные электрические компоненты, не учтенные в данной специализированной норме.
- ГЭСН 01 (Земляные работы): Для подготовки котлованов под фундаменты опор и станций.
- ГЭСН 09 (Металлические конструкции): Для монтажа металлических конструкций станций и опор.
Контрольные моменты
При проверке или составлении сметы с использованием ГЭСН 03-04-021-15 обратите внимание на следующие аспекты:
- Соответствие типу дороги: Убедитесь, что объект действительно является маятниковой пассажирской канатной дорогой.
- Количество устройств: Проверьте, соответствует ли количество учтенных контактных устройств проектным данным.
- Полнота учета ресурсов: Удостоверьтесь, что помимо трудозатрат и машино-часов, учтены все необходимые материалы (если они не входят в норму, то их стоимость должна быть в других разделах) и прочие затраты.
- Квалификация персонала: Убедитесь, что предусмотрена соответствующая квалификация рабочих, так как работы требуют высокой точности и знаний.
- Применение коэффициентов: Проверьте правильность применения всех повышающих или понижающих коэффициентов, если таковые предусмотрены для данного объекта или условий производства работ (например, работа в стесненных условиях, на высоте, в зимнее время).
- Актуальность нормативов: Используйте только актуальные версии ГЭСН и индексов пересчета.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам точно и эффективно применять ГЭСН 03-04-021-15, обеспечивая достоверность сметной стоимости и минимизируя риски возникновения разногласий в процессе реализации проекта.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 03-04-021-15 применяется для монтажа контактных устройств на пассажирских маятниковых канатных дорогах.
-
Единица измерения нормы — 10 штук, что требует масштабирования при расчете на другое количество устройств.
-
Норма учитывает трудозатраты рабочих (46.9 чел.-ч при среднем разряде 4.4) и время работы основных машин (краны, тяжеловозы, тракторы).
-
Стоимость самого контактного устройства не включена в норму и должна учитываться отдельно как оборудование.
-
Для корректного применения нормы необходимо детальное изучение проектной документации и учет сопутствующих работ.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-04-021-15?
Когда применяется ГЭСН 03-04-021-15?
ГЭСН 03-04-021-15 применяется для определения затрат на монтаж контактных устройств, которые являются частью системы пассажирских маятниковых канатных дорог.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
Данная норма ГЭСНм 03-04-021-15 не включает в себя стоимость самого контактного устройства или его основных комплектующих. Она покрывает только трудозатраты рабочих и время эксплуатации машин и механизмов, необходимых для выполнения монтажных работ. Стоимость оборудования должна быть учтена в смете отдельно.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 46.9 человеко-часов трудозатрат рабочих на каждые 10 единиц монтируемых контактных устройств. Средний разряд работы для этих операций составляет 4.4, что указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала.
4 Какие машины и механизмы учтены в норме?
Какие машины и механизмы учтены в норме?
В норме учтены следующие машины и механизмы: краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0.13 маш.-ч на 10 шт.), полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 40 т (0.22 маш.-ч на 10 шт.) и тракторы на гусеничном ходу мощностью 79 кВт (108 л.с.) (0.22 маш.-ч на 10 шт.).
Практические советы
Всегда проверяйте тип канатной дороги в проектной документации, чтобы убедиться в применимости данной нормы.
Четко разделяйте в смете стоимость монтажных работ (по ГЭСН) и стоимость самого оборудования (отдельной позицией).
Тщательно пересчитывайте ресурсные показатели пропорционально фактическому количеству монтируемых устройств.
Учитывайте все сопутствующие работы (земляные, общестроительные, пусконаладочные) по соответствующим ГЭСН из других сборников.
Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и используйте актуальные индексы пересчета для точного определения стоимости.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы к другим типам канатных дорог (не маятниковым).
Неучет стоимости самого контактного устройства, предполагая, что оно включено в норму.
Ошибки в масштабировании ресурсных показателей при расчете на количество, отличное от 10 штук.
Игнорирование необходимости учета подготовительных и сопутствующих работ, не входящих напрямую в данную норму.
Использование устаревших версий нормативов или индексов пересчета.