Введение
В сфере морского строительства, где каждый проект сопряжен с уникальными вызовами и сложными логистическими задачами, точность сметных расчетов приобретает первостепенное значение. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) служат основой для определения потребности в ресурсах и формирования сметной стоимости работ. Среди множества нормативов особое место занимают те, что учитывают специфику выполнения работ в сложных морских условиях. Одной из таких норм является ГЭСН 05-01-128-03.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 05-01-128-03 не является самостоятельной нормой, а выступает в качестве дополнительной к базовой норме ГЭСН 05-01-128-02. Ее основное назначение – учет дополнительных затрат, связанных с необходимостью буксирного обеспечения при производстве работ по погружению и извлечению маячных свай из швеллеров в морских условиях. [Input]
Ключевое условие для применения данной нормы – это производство работ вне района самостоятельного плавания плавучего крана грузоподъемностью 100 тонн. Это означает, что если плавучий кран, используемый для свайных работ, не может самостоятельно перемещаться или удерживать позицию в заданной акватории, требуется привлечение буксиров, затраты на которые и учитывает ГЭСН 05-01-128-03. [Input]
Единицей измерения для данной нормы, как и для базовой, является 1 тонна погруженных или извлеченных свай. [Input]
Основные характеристики
- Код нормы: 05-01-128-03
- Полное наименование: Погружение и извлечение маячных свай из швеллеров в морских условиях → При производстве работ вне района самостоятельного плавания плавучего крана грузоподъемностью 100 т добавлять к норме 05-01-128-02 [Input]
- Группа: Погружение и извлечение маячных свай из швеллеров в морских условиях [Input]
- Единица измерения: т (тонна) [Input]
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы) [Input]
- Категория: 05-01-128 (Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов) [Input], относящаяся к Сборнику 05 ГЭСН-2020 .
Эта норма отражает специфические условия, когда для обеспечения безопасности и эффективности работ в открытом море или на значительном удалении от берега требуется постоянное присутствие и маневрирование буксирных судов. Она позволяет сметчикам корректно учесть дополнительные эксплуатационные расходы на машины и механизмы, которые не предусмотрены базовой нормой, рассчитанной на более стандартные условия работы у открытого побережья.
Техническая информация
Для полного понимания ГЭСН 05-01-128-03 необходимо рассмотреть как состав работ базовой нормы, так и специфику ресурсов, добавляемых данной корректирующей нормой.
Состав работ по норме (в контексте базовой ГЭСН 05-01-128-02)
Сама по себе ГЭСН 05-01-128-03 не содержит отдельного состава работ, поскольку она является дополнительной. Она учитывает лишь ресурсное обеспечение для специфических условий выполнения работ, описанных в базовой норме ГЭСН 05-01-128-02. Базовая норма "Погружение и извлечение маячных свай из швеллеров: у открытого побережья (открытого рейда)" включает в себя следующий комплекс операций :
- Погрузка свай на баржи: Подготовка свай к транспортировке на плавучих средствах к месту производства работ.
- Смена наголовников: Операции по установке и снятию наголовников на сваи, необходимые для их погружения или извлечения.
- Установка и передвижка сваебойного оборудования: Развертывание и перемещение копровых установок или другого сваебойного оборудования на плавучем кране.
- Погружение и извлечение свай: Непосредственное выполнение основных технологических операций по забивке или извлечению маячных свай из швеллеров.
Маячные сваи из швеллеров – это, как правило, временные конструкции, используемые для обозначения границ строительной площадки, создания направляющих систем для погружения основных свай или других вспомогательных целей в морском строительстве. Их погружение и извлечение требует специализированного оборудования и точного позиционирования.
ГЭСН 05-01-128-03 дополняет эти операции, учитывая, что плавучий кран грузоподъемностью 100 т, выполняющий данные работы, нуждается в буксирном обеспечении для перемещения и удержания на позиции вне зоны своего самостоятельного плавания. Это критически важно для обеспечения стабильности и безопасности работ в условиях открытого моря, где могут действовать течения, волнения и ветровые нагрузки.
Материалы и ресурсы
Основной ресурс, учтенный в ГЭСН 05-01-128-03, – это буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.). [Input] Норма предусматривает расход этого ресурса в объеме 0.75 машино-часа на 1 тонну погруженных или извлеченных свай. [Input]
- Буксиры дизельные: Эти суда используются для перемещения и удержания несамоходных или крупногабаритных плавучих объектов, таких как плавучие краны, баржи, платформы. Мощность 552 кВт (750 л.с.) указывает на значительную тяговую силу, необходимую для работы в условиях открытого рейда, где требуется противодействие внешним силам (ветер, течение) и обеспечение точного позиционирования.
- Работа на открытом рейде: Это подразумевает выполнение работ в условиях открытого моря, вдали от защищенных акваторий портов или бухт. Такие условия характеризуются повышенными требованиями к безопасности, маневренности и устойчивости плавучих средств.
Важно отметить, что данная норма не включает в себя стоимость самих маячных свай из швеллеров или других основных материалов, которые учитываются в составе базовой нормы или отдельно по проектным данным.
Трудозатраты и время выполнения
ГЭСН 05-01-128-03, как дополнительная норма, не содержит собственных прямых трудозатрат рабочих-строителей. Трудозатраты на выполнение основных операций по погружению и извлечению маячных свай учтены в базовой норме ГЭСН 05-01-128-02. Согласно этой норме, затраты труда рабочих-строителей составляют 5.79 человеко-часа на 1 тонну свай при среднем разряде работы 4.1.
Затраты труда машинистов, управляющих буксирами, учтены в составе стоимости эксплуатации машин и механизмов, которая определяется на основе машино-часов, указанных в ГЭСН 05-01-128-03 (0.75 маш.-ч буксира на 1 т свай). Таким образом, при расчете сметы, трудозатраты рабочих и машинистов суммируются из базовой нормы и стоимости эксплуатации буксиров соответственно.
Время выполнения работ напрямую зависит от объема погружаемых/извлекаемых свай и производительности оборудования, а также от погодных условий и сложности морской обстановки. Норматив 0.75 маш.-ч буксира на тонну свай позволяет пропорционально рассчитать необходимое время работы буксирного флота для заданного объема работ.
Требования к квалификации
Для выполнения работ, учтенных в ГЭСН 05-01-128-02 и, соответственно, требующих буксирного обеспечения по 05-01-128-03, необходим квалифицированный персонал:
- Рабочие-строители: Должны обладать опытом выполнения свайных работ в морских условиях, иметь соответствующие допуски и квалификацию (средний разряд 4.1). Это включает навыки работы с тяжелым оборудованием, строповки, монтажа/демонтажа элементов свайных конструкций.
- Машинисты плавучих кранов: Высококвалифицированные специалисты, способные управлять краном грузоподъемностью 100 т в условиях морского волнения и течений, обеспечивая точность позиционирования свай.
- Экипажи буксиров: Капитаны и механики буксирных судов должны иметь соответствующую морскую квалификацию, опыт работы на открытом рейде, навыки маневрирования и буксировки крупногабаритных объектов. Их профессионализм напрямую влияет на безопасность и эффективность всего процесса.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-128-03 требует внимательного анализа условий производства работ и четкого понимания ее взаимосвязи с базовой нормой.
Пошаговый алгоритм расчета
Для включения затрат по ГЭСН 05-01-128-03 в смету необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение объема работ: Установить общий объем маячных свай из швеллеров, подлежащих погружению или извлечению, в тоннах. Этот объем должен быть подтвержден проектной документацией (например, проектом производства работ – ППР, или проектом организации строительства – ПОС).
- Применение базовой нормы: Рассчитать затраты по ГЭСН 05-01-128-02 "Погружение и извлечение маячных свай из швеллеров: у открытого побережья (открытого рейда)" на определенный объем свай. Эта норма учтет основные трудозатраты рабочих, эксплуатацию сваебойного оборудования и другие необходимые ресурсы для выполнения базовых операций.
- Проверка условий применения 05-01-128-03: Убедиться, что проектные решения предусматривают использование плавучего крана грузоподъемностью 100 т, и что работы будут производиться вне района его самостоятельного плавания. Это условие является ключевым для правомерности применения данной дополнительной нормы. [Input]
- Применение дополнительной нормы: Если условия соблюдены, рассчитать дополнительные затраты по ГЭСН 05-01-128-03. Для этого умножить объем свай (в тоннах) на нормативный расход буксиров (0.75 маш.-ч/т). Полученное количество машино-часов буксиров затем умножается на текущую стоимость машино-часа данного вида техники.
- Суммирование затрат: Общие прямые затраты на погружение/извлечение маячных свай будут состоять из суммы затрат по ГЭСН 05-01-128-02 и дополнительных затрат по ГЭСН 05-01-128-03.
- Применение индексов пересчета: Полученные прямые затраты переводятся в текущие цены с использованием соответствующих индексов пересчета, утверждаемых Минстроем России или региональными органами ценообразования.
Примеры использования
Пример 1: Расчет затрат на погружение маячных свай
Предположим, необходимо погрузить 50 тонн маячных свай из швеллеров в морских условиях у открытого побережья. Для выполнения работ используется плавучий кран грузоподъемностью 100 т, который будет работать вне района своего самостоятельного плавания.
- Объем работ: 50 т свай.
- Базовая норма ГЭСН 05-01-128-02:
- Трудозатраты рабочих: 50 т * 5.79 чел.-ч/т = 289.5 чел.-ч.
- Эксплуатация машин (без буксиров, учтенных в 05-01-128-03) и материалы – рассчитываются по составу нормы 05-01-128-02.
- Дополнительная норма ГЭСН 05-01-128-03:
- Расход буксиров: 50 т * 0.75 маш.-ч/т = 37.5 маш.-ч дизельного буксира мощностью 552 кВт (750 л.с.).
Таким образом, в смету будут включены затраты на 289.5 чел.-ч рабочих, стоимость эксплуатации машин и материалов по ГЭСН 05-01-128-02, а также стоимость эксплуатации 37.5 маш.-ч буксира по ГЭСН 05-01-128-03. Все эти затраты затем индексируются в текущие цены.
Особенности и ограничения
- Строго дополнительный характер: ГЭСН 05-01-128-03 никогда не применяется самостоятельно. Она всегда добавляется к ГЭСН 05-01-128-02. Это фундаментальное правило, которое нельзя нарушать.
- Специфические условия применения: Норма строго привязана к двум условиям: использование плавучего крана именно грузоподъемностью 100 т и его работа вне района самостоятельного плавания. Отсутствие любого из этих условий делает применение 05-01-128-03 неправомерным. Если используется кран другой грузоподъемности или кран является самоходным и работает в пределах своей зоны самостоятельного плавания, данная норма не применяется.
- Не включает перебазировку: Важно помнить, что ГЭСН 05-01-128-03, как и другие нормы Сборника 05, не предусматривает затраты на перебазировку плавучих технических средств на объект работ и с объекта. Эти затраты должны учитываться в локальных (объектных) сметах дополнительно, как правило, на основании Проекта организации строительства (ПОС) или Проекта производства работ (ППР).
- Обоснование в ПОС/ППР: Необходимость применения буксиров и их характеристики (мощность, количество) должны быть обоснованы в проектной документации. В некоторых случаях, особенно при работе в сложных условиях или с использованием судов, не имеющих сертификата на неограниченный район судоходства, могут предусматриваться охранные буксиры, количество и мощность которых также обосновываются в ПОС и, при необходимости, согласовываются со службами, отвечающими за безопасность плавания.
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-128-03 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормативах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение как самостоятельной нормы: Самая распространенная ошибка – попытка применить ГЭСН 05-01-128-03 как отдельную расценку. Как избежать: Всегда помнить, что это дополнительная норма, которая добавляется к ГЭСН 05-01-128-02.
- Игнорирование условий грузоподъемности крана: Применение нормы для плавучих кранов иной грузоподъемности, отличной от 100 т. Как избежать: Строго проверять проектные данные по используемому оборудованию. Если кран имеет другую грузоподъемность, данная норма не подходит.
- Неучет района плавания крана: Применение нормы, когда плавучий кран является самоходным и работает в пределах своей зоны самостоятельного плавания. Как избежать: Внимательно изучать технические характеристики крана и условия его эксплуатации, описанные в ПОС/ППР. Если кран не нуждается в буксирном обеспечении для перемещения и позиционирования, норма 05-01-128-03 не применяется.
- Дублирование затрат: Попытка учесть буксирное обеспечение по другим нормам или как-то иначе, если уже применена 05-01-128-03. Как избежать: Четко понимать, какие ресурсы учтены в каждой норме, чтобы избежать двойного счета.
- Неправильная единица измерения: Ошибка в объеме работ (например, применение нормы к объему всего объекта, а не к тоннажу свай). Как избежать: Всегда привязывать расчет к единице измерения, указанной в норме – 1 тонна свай.
Практические советы
- Детальное изучение проектной документации: Прежде чем применять ГЭСН 05-01-128-03, тщательно изучите Проект организации строительства (ПОС) и Проект производства работ (ППР). Именно в этих документах должны быть обоснованы тип и грузоподъемность плавучего крана, а также необходимость и характеристики буксирного обеспечения.
- Консультации с техническими специалистами: При возникновении сомнений относительно условий применения нормы (например, является ли кран самоходным в данном районе, или действительно ли он работает вне зоны самостоятельного плавания), не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к инженерам-проектировщикам или специалистам по морским работам.
- Актуализация нормативной базы: Всегда используйте актуальные редакции ГЭСН. Нормы могут изменяться, и применение устаревших данных приведет к ошибкам в смете.
- Учет специфики морских работ: Помните, что морские работы часто сопряжены с дополнительными рисками и сложностями (погодные условия, течения, удаленность). Норма 05-01-128-03 помогает учесть лишь часть этих сложностей, связанных с логистикой оборудования. Другие факторы могут потребовать применения дополнительных коэффициентов или расценок.
Связанные нормы
ГЭСН 05-01-128-03 тесно связана с рядом других норм Сборника 05 "Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов" , а также с общими положениями по морским работам:
- ГЭСН 05-01-128-02: "Погружение и извлечение маячных свай из швеллеров: у открытого побережья (открытого рейда)". Это базовая норма, к которой добавляется 05-01-128-03. [Input, 15, 17, 18]
- ГЭСН 05-01-128-01: "Погружение и извлечение маячных свай из швеллеров: в закрытой акватории". Эта норма применяется для аналогичных работ, но в более защищенных условиях, где буксирное обеспечение может не требоваться или быть минимальным.
- ГЭСН 05-01-129: "Погружение деревянных свай в морских условиях". Охватывает работы с другим типом свай.
- ГЭСН 05-01-130: "Перемещение по воде железобетонных свай и свай-оболочек в закрытой акватории". Регламентирует транспортировку свай.
- ГЭСН 05-01-131: "Перемещение по воде железобетонных свай у открытого побережья (открытого рейда)". Аналогично, но для открытых условий.
- ГЭСН 81-02-44-2022: "Подводно-строительные (водолазные) работы". Хотя напрямую не связана с погружением свай, общие положения этого сборника могут содержать важные указания по организации морских работ, включая требования к буксирному обеспечению и безопасности.
- ГЭСН 81-02-05-2001 (и последующие редакции): Общий сборник Государственных элементных сметных норм на строительные работы. Сборник 5. Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов. Является основополагающим документом для всех норм категории 05-01.
Контрольные моменты
При проверке смет, содержащих ГЭСН 05-01-128-03, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- Наличие базовой нормы: Убедитесь, что ГЭСН 05-01-128-03 всегда применяется в паре с ГЭСН 05-01-128-02. Отсутствие базовой нормы или ее замена на другую (например, 05-01-128-01 для закрытой акватории) является ошибкой.
- Соответствие оборудования: Проверьте, что в проектной документации (ПОС, ППР) четко указано использование плавучего крана грузоподъемностью именно 100 тонн. Отклонения в грузоподъемности требуют обоснования или применения других норм.
- Подтверждение условий работы: Убедитесь, что в проектной документации или пояснительной записке к смете есть явное указание на то, что работы выполняются вне района самостоятельного плавания плавучего крана. Это может быть связано с удаленностью объекта, глубинами, спецификой акватории или отсутствием у крана собственного хода.
- Объем работ: Проверьте, что объем буксирных машино-часов рассчитан пропорционально тоннажу свай, а не другим единицам измерения.
- Индексация: Убедитесь, что к затратам по норме применены актуальные индексы пересчета в текущие цены.
Соблюдение этих контрольных моментов позволит избежать ошибок и обеспечить достоверность сметных расчетов в морском строительстве.
Ключевые моменты
-
ГЭСН 05-01-128-03 является дополнительной нормой к ГЭСН 05-01-128-02.
-
Применяется исключительно при работе плавучего крана грузоподъемностью 100 т вне района его самостоятельного плавания.
-
Учитывает расход дизельных буксиров мощностью 552 кВт (750 л.с.) в объеме 0.75 машино-часа на тонну свай.
-
Единица измерения нормы – 1 тонна погруженных или извлеченных маячных свай из швеллеров.
-
Отражает специфику морских работ, требующих дополнительного логистического обеспечения для позиционирования оборудования.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-128-03?
Когда применяется ГЭСН 05-01-128-03?
ГЭСН 05-01-128-03 применяется как дополнительная норма к ГЭСН 05-01-128-02 в случае, если работы по погружению и извлечению маячных свай из швеллеров в морских условиях выполняются плавучим краном грузоподъемностью 100 тонн вне района его самостоятельного плавания. [Input]
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 05-01-128-03 учтены машино-часы дизельных буксиров при работе на открытом рейде, мощностью 552 кВт (750 л.с.), в количестве 0.75 маш.-ч на 1 тонну свай. [Input]
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Сама норма ГЭСН 05-01-128-03 не предусматривает отдельных трудозатрат рабочих-строителей. Трудозатраты на основные операции по погружению и извлечению свай учтены в базовой норме ГЭСН 05-01-128-02, составляющие 5.79 человеко-часа на 1 тонну свай при среднем разряде 4.1. Затраты труда машинистов буксиров входят в стоимость эксплуатации машин.
4 В чем отличие ГЭСН 05-01-128-03 от 05-01-128-02?
В чем отличие ГЭСН 05-01-128-03 от 05-01-128-02?
ГЭСН 05-01-128-02 является базовой нормой, описывающей основные работы по погружению и извлечению маячных свай из швеллеров в морских условиях у открытого побережья. ГЭСН 05-01-128-03 – это дополнительная норма, которая добавляется к 05-01-128-02 для учета специфических затрат на буксирное обеспечение, когда плавучий кран грузоподъемностью 100 т работает вне зоны своего самостоятельного плавания. [Input]
5 Какие типы свай учитываются данной нормой?
Какие типы свай учитываются данной нормой?
Данная норма, как и базовая ГЭСН 05-01-128-02, учитывает работы с маячными сваями, изготовленными из швеллеров. [Input]
Практические советы
Всегда тщательно изучайте Проект организации строительства (ПОС) и Проект производства работ (ППР) для подтверждения условий применения нормы, типа оборудования и необходимости буксирного обеспечения.
Применяйте ГЭСН 05-01-128-03 строго как дополнение к ГЭСН 05-01-128-02, не допуская ее самостоятельного использования.
Убедитесь, что грузоподъемность плавучего крана составляет именно 100 тонн и что он действительно работает вне района своего самостоятельного плавания.
Помните, что норма не включает затраты на перебазировку плавучих средств на объект и с объекта; эти расходы должны учитываться дополнительно.
Регулярно проверяйте актуальность нормативной базы ГЭСН, чтобы избежать ошибок из-за устаревших данных.
Частые ошибки
Применение ГЭСН 05-01-128-03 как самостоятельной нормы, без учета базовой ГЭСН 05-01-128-02.
Использование нормы для плавучих кранов иной грузоподъемности, отличной от 100 тонн, или для кранов, которые являются самоходными и работают в пределах своей зоны плавания.
Неверный учет единицы измерения (тонна свай) или применение нормы к объему работ, не связанному напрямую с тоннажем свай.
Дублирование затрат на буксирное обеспечение, если оно уже учтено другими нормами или расценками.