Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-130-02

05-01-130

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: → свай длиной до 20 м

Подробное описание
Группа: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: Состав работ: Перемещение свай на первый километр.; Возвращение плавучих средств. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-130
Тип работ
GESN
Трудозатраты
8.64 чел.-ч (машинисты) при разряде 5.0
Основное назначение
Определение затрат на перемещение железобетонных свай длиной до 20 м по воде на первый километр в закрытой акватории.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т 2.16
Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.) 2.16

ГЭСН 05-01-130-02: Детальный анализ нормы для сметчиков

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-130-02 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по транспортировке строительных материалов водным путем. Эта норма регламентирует затраты на перемещение железобетонных свай длиной до 20 метров в условиях закрытой акватории. Она охватывает первый километр такого перемещения и является частью сборника ГЭСН-2001-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов", который устанавливает ресурсные показатели для различных видов свайных работ, в том числе выполняемых с плавучих средств.

Основное назначение ГЭСН 05-01-130-02 – предоставить сметчикам достоверные данные о потребности в ресурсах, таких как машино-часы работы плавучих средств и трудозатраты машинистов, для точного определения прямых затрат в сметной стоимости. Единицей измерения данной нормы является 100 м³ перемещаемых свай, что позволяет учитывать объем транспортируемого груза. Правильное применение этой нормы критически важно для формирования объективной и обоснованной сметы на строительные проекты, включающие водную логистику свай.

Техническая информация

Понимание состава работ и требуемых ресурсов, заложенных в ГЭСН 05-01-130-02, является основой для ее корректного применения.

Состав работ по норме

ГЭСН 05-01-130-02 включает в себя два ключевых технологических процесса, необходимых для перемещения свай по воде:

  1. Перемещение свай на первый километр. Эта операция подразумевает непосредственную буксировку барж, на которых размещены железобетонные сваи, от пункта отправления до пункта назначения в пределах первого километра пути. Работы выполняются в закрытой акватории, что предполагает относительно спокойные водные условия, защищенные от сильного волнения и течений.
  2. Возвращение плавучих средств. После доставки свай к месту назначения норма учитывает холостой ход (возвращение) буксиров и барж к месту их базирования или следующему месту загрузки. Это важный аспект, поскольку затраты на холостой пробег являются неотъемлемой частью транспортных расходов.

Важно отметить, что данная норма охватывает только само перемещение и возврат плавучих средств. Операции по погрузке свай на баржи и их разгрузке в пункте назначения не включены в состав работ по ГЭСН 05-01-130-02 и должны нормироваться отдельно по соответствующим сборникам ГЭСН.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, предусмотренных нормой 05-01-130-02, требуются следующие основные машины и механизмы, расход которых указан на 100 м³ перемещаемых свай:

  • Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: 2.16 маш.-ч. Эти баржи служат платформой для транспортировки свай.
  • Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): 2.16 маш.-ч. Буксиры обеспечивают тягу и управление баржами в процессе перемещения.

Обратите внимание, что в данной норме не предусмотрен расход каких-либо материальных ресурсов (например, топлива для буксиров или расходных материалов для барж) в явном виде, поскольку они учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов.

Трудозатраты и время выполнения

ГЭСН 05-01-130-02 учитывает трудозатраты машинистов, которые непосредственно управляют плавучими средствами. Согласно данным, затраты труда машинистов составляют 8.64 чел.-ч на каждые 100 м³ перемещаемых свай. Важной особенностью данной нормы является отсутствие прямых трудозатрат рабочих-строителей, что подчеркивает высокую степень механизации и автоматизации процесса водной транспортировки свай.

Требования к квалификации

Работы, предусмотренные ГЭСН 05-01-130-02, требуют наличия квалифицированного персонала для управления плавучими средствами. Средний разряд машинистов, учтенный в норме, составляет 5.0. Это соответствует высокому уровню профессиональной подготовки, необходимой для обеспечения безопасного и эффективного перемещения крупногабаритных грузов, таких как железобетонные сваи, в условиях закрытой акватории. Машинисты должны обладать опытом работы с буксирными операциями и знанием правил судоходства в данной акватории.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 05-01-130-02 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета всех особенностей и ограничений нормы.

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 05-01-130-02 в сметной документации, сметчику необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение общего объема свай: Прежде всего, необходимо точно определить общий объем железобетонных свай, подлежащих перемещению по воде, в кубических метрах. Этот объем должен быть указан в проектной документации.
  2. Приведение объема к единице измерения нормы: Поскольку единица измерения нормы 05-01-130-02 составляет 100 м³ свай, полученный общий объем необходимо разделить на 100. Например, если требуется переместить 750 м³ свай, то для расчета по норме это будет 7.5 единиц (750 м³ / 100 м³).
  3. Расчет ресурсных показателей: Умножьте полученное значение (количество единиц измерения нормы) на ресурсные показатели, указанные в норме:
  • Количество машино-часов барж.
  • Количество машино-часов буксиров.
  • Количество человеко-часов машинистов.
  1. Пересчет в текущие цены (индексация): Полученные ресурсные показатели (маш.-ч, чел.-ч) представляют собой прямые затраты в базисных ценах. Для получения сметной стоимости в текущих ценах эти показатели необходимо умножить на соответствующие индексы пересчета, которые регулярно утверждаются и публикуются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
  2. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К рассчитанным прямым затратам необходимо добавить накладные расходы и сметную прибыль. Нормативы для их расчета определяются в соответствии с действующими методиками, утвержденными Минстроем России. В частности, для накладных расходов применяется Приказ Минстроя России от 21.12.2020 N 812/пр , а для сметной прибыли – Приказ Минстроя России от 11.12.2020 N 774/пр.

Примеры использования

Пример 1: Перемещение свай для строительства причала

Предположим, для строительства нового причала требуется переместить 650 м³ железобетонных свай длиной 15 метров. Расстояние транспортировки по воде составляет 0.8 км в закрытой акватории.

  • Шаг 1: Определение объема для расчета. Поскольку длина свай (15 м) соответствует условиям нормы (до 20 м) и расстояние (0.8 км) укладывается в первый километр, применяется ГЭСН 05-01-130-02. Объем для расчета по норме = 650 м³ / 100 м³ = 6.5 единиц.
  • Шаг 2: Расчет ресурсных показателей:
  • Расход барж: 6.5 * 2.16 маш.-ч = 14.04 маш.-ч.
  • Расход буксиров: 6.5 * 2.16 маш.-ч = 14.04 маш.-ч.
  • Трудозатраты машинистов: 6.5 * 8.64 чел.-ч = 56.16 чел.-ч.

Далее эти ресурсные показатели будут умножены на текущие стоимости ресурсов и к ним будут добавлены накладные расходы и сметная прибыль для получения полной сметной стоимости.

Особенности и ограничения

Применение ГЭСН 05-01-130-02 имеет ряд важных особенностей и ограничений, которые необходимо учитывать для предотвращения ошибок в сметах:

  • Расстояние перемещения: Норма строго предназначена для первого километра перемещения. Если общая дистанция транспортировки превышает 1 км, для каждого последующего километра суммарного пути (туда и обратно) необходимо применять отдельную норму – ГЭСН 05-01-130-06.
  • Тип акватории: Норма применима только для работ в закрытой акватории. Это означает, что водное пространство должно быть защищено от сильных ветров, волнения и течений (например, внутренние гавани, защищенные заливы, каналы, реки со слабым течением). Для открытых морских или речных условий с интенсивным движением или сложными гидрологическими условиями могут потребоваться другие нормы или индивидуальные расчеты.
  • Длина свай: ГЭСН 05-01-130-02 разработана специально для железобетонных свай длиной до 20 метров. Для свай большей длины или других типов свайных элементов предусмотрены отдельные нормы в той же категории:
  • ГЭСН 05-01-130-03 – для свай длиной до 24 м.
  • ГЭСН 05-01-130-04 – для свай длиной до 30 м.
  • ГЭСН 05-01-130-05 – для свай-оболочек длиной до 32 м и диаметром до 2 м.
  • Неучтенные работы: Важно помнить, что данная норма не включает в себя затраты на:
  • Погрузочно-разгрузочные работы свай на баржи и с барж. Эти операции должны быть учтены по соответствующим нормам из других сборников (например, ГЭСН-01 "Земляные работы" или ГЭСН-05 "Свайные работы", если есть специфические нормы для погрузки/разгрузки свай).
  • Складирование свай на приобъектном складе.
  • Перебазировку плавучих технических средств на объекты работ и с объектов. Эти затраты учитываются дополнительно в локальных сметах.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-130-02 и избежания распространенных ошибок, сметчикам следует учитывать следующие рекомендации.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение по расстоянию: Одна из наиболее частых ошибок – применение ГЭСН 05-01-130-02 для всего расстояния перемещения, если оно превышает один километр. Как избежать: Всегда помните, что эта норма покрывает только первый километр. Для каждого последующего километра необходимо использовать ГЭСН 05-01-130-06. Тщательно рассчитывайте общее расстояние транспортировки и применяйте обе нормы последовательно.
  2. Игнорирование типа акватории: Применение нормы, предназначенной для закрытой акватории, в условиях открытого моря, больших озер или рек с сильным течением и волнением. Как избежать: Внимательно изучайте проект организации строительства (ПОС) и условия выполнения работ. Если акватория не является закрытой, возможно, потребуется разработка индивидуальных расценок или применение норм из других сборников, например, ГЭСН-44 "Подводно-строительные (водолазные) работы", где могут быть учтены более сложные условия.
  3. Несоответствие длины свай: Использование ГЭСН 05-01-130-02 для свай, длина которых превышает 20 метров, или для свай-оболочек. Как избежать: Всегда сверяйте длину свай, указанную в проектной документации, с диапазоном, предусмотренным нормой. Для свай длиной до 24 м, до 30 м и свай-оболочек используйте соответствующие нормы: ГЭСН 05-01-130-03, ГЭСН 05-01-130-04 и ГЭСН 05-01-130-05 соответственно.
  4. Неучет дополнительных работ: Забывчивость о том, что данная норма не включает в себя погрузочно-разгрузочные работы и перебазировку плавучих средств. Как избежать: Всегда планируйте включение в смету дополнительных позиций для этих операций, используя соответствующие ГЭСН из других сборников или обосновывая их отдельными расчетами.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся логистики и транспортировки материалов. Уточните точные габариты свай, предполагаемое расстояние перемещения и характеристики водного объекта.
  • Использование актуальных нормативов: Всегда используйте самые актуальные редакции ГЭСН и методических указаний Минстроя России. Нормативно-правовая база в строительстве постоянно обновляется, и применение устаревших данных может привести к значительным ошибкам в смете.
  • Комплексный подход: Помните, что ГЭСН 05-01-130-02 является лишь частью общего комплекса работ. Учитывайте все сопутствующие затраты, такие как погрузка, разгрузка, складирование, а также возможные затраты на обеспечение безопасности судоходства, если это требуется проектом.
  • Консультации со специалистами: В случае возникновения сомнений или при работе с нестандартными условиями, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или инженерам-гидротехникам.

Связанные нормы

Для полного и корректного расчета стоимости перемещения железобетонных свай по воде, сметчику необходимо знать и применять связанные нормы:

  • ГЭСН 05-01-130-03: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай длиной до 24 м. Применяется, когда длина свай превышает 20 м, но не более 24 м.
  • ГЭСН 05-01-130-04: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай длиной до 30 м. Используется для свай длиной от 24 м до 30 м.
  • ГЭСН 05-01-130-05: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м. Применяется для транспортировки свай-оболочек.
  • ГЭСН 05-01-130-06: Перемещение по воде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) железобетонных свай. Эта норма является дополнением к вышеперечисленным нормам (05-01-130-02, -03, -04, -05) и применяется для учета затрат на перемещение свай на расстояния, превышающие первый километр.

Кроме того, могут быть актуальны нормы из других сборников, касающиеся:

  • Погрузочно-разгрузочных работ (например, из ГЭСН-01 "Земляные работы" или ГЭСН-05 "Свайные работы", если есть специализированные нормы для свай).
  • Перебазировки плавучих средств (например, из ГЭСН-44 "Подводно-строительные (водолазные) работы", если это не учтено в основных нормах).

Контрольные моменты

Для обеспечения точности и обоснованности сметы, сметчику необходимо уделить внимание следующим контрольным моментам:

  • Проверка проектной документации: Убедитесь, что все параметры (длина свай, объем, расстояние, тип акватории) соответствуют данным, указанным в проекте. Любые отклонения должны быть обоснованы и согласованы.
  • Фактический объем перемещения: В процессе выполнения работ важно вести учет фактически перемещенного объема свай, чтобы избежать разногласий при закрытии объемов.
  • Подтверждение условий: При необходимости, запросите у подрядчика или заказчика подтверждение условий работы (например, справки о типе акватории, если это вызывает сомнения).
  • Актуальность индексов: Регулярно проверяйте актуальность применяемых индексов пересчета в текущие цены, так как они могут меняться.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам эффективно применять ГЭСН 05-01-130-02, минимизировать ошибки и формировать достоверные сметы на строительные работы, связанные с водной транспортировкой железобетонных свай.

Ключевые моменты

  • Норма 05-01-130-02 применяется для перемещения железобетонных свай длиной до 20 м.

  • Действует только для первого километра транспортировки в закрытой акватории.

  • Учитывает использование несамоходных барж и дизельных буксиров.

  • Включает перемещение свай и возвращение плавучих средств.

  • Трудозатраты рабочих-строителей не предусмотрены, учтены только трудозатраты машинистов.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-130-02 применяется для определения затрат на перемещение железобетонных свай длиной до 20 метров по воде на первый километр в закрытой акватории.

В норме учтены машино-часы использования несамоходных барж грузоподъемностью 250 т и дизельных буксиров мощностью 221 кВт (300 л.с.).

Норма предусматривает трудозатраты машинистов в объеме 8.64 чел.-ч на 100 м³ свай, которые включены в стоимость эксплуатации машин. Трудозатраты рабочих-строителей по данной норме не учтены.

Норма 05-01-130-02 предназначена для свай длиной до 20 м. Для свай большей длины (до 24 м, до 30 м) и свай-оболочек используются нормы "ГЭСН 05-01-130-03", "ГЭСН 05-01-130-04", "ГЭСН 05-01-130-05" соответственно. Для каждого последующего километра перемещения применяется "ГЭСН 05-01-130-06".

Практические советы

1

Всегда проверяйте проектную документацию на предмет точной длины свай и типа акватории для корректного выбора нормы.

2

Помните, что данная норма покрывает только первый километр перемещения; для дальнейших расстояний используйте "ГЭСН 05-01-130-06".

3

Учитывайте необходимость отдельного нормирования погрузки/разгрузки свай и перебазировки плавучих средств.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для расстояний, превышающих первый километр, без учета "ГЭСН 05-01-130-06".

!
Ошибка 2

Использование нормы для свай длиной более 20 метров или для свай-оболочек, вместо соответствующих норм ("ГЭСН 05-01-130-03", "ГЭСН 05-01-130-04", "ГЭСН 05-01-130-05").

!
Ошибка 3

Неучет затрат на погрузочно-разгрузочные работы и перебазировку плавучих средств, которые не входят в данную норму.

1
05-01-130-03

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай длиной до 24 м

Применяется вместо 05-01-130-02 для свай большей длины.

2
05-01-130-04

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай длиной до 30 м

Применяется вместо 05-01-130-02 для свай большей длины.

3
05-01-130-05

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м

Применяется вместо 05-01-130-02 для свай-оболочек.

4
05-01-130-06

Перемещение по воде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) железобетонных свай

Применяется совместно с 05-01-130-02 (и другими нормами 05-01-130) для учета перемещения на расстояния более 1 км.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-130
Тип работ
GESN
Материалы
Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: 2.16 маш.-ч; Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): 2.16 маш.-ч.

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: