Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-132-04

05-01-132

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: → массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных

Подробное описание
Группа: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: Состав работ: Погрузка свай на баржи.; Перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки.; Перемещение свай на первый километр.; Возвращение плавучих средств. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 т
Категория
05-01-132
Тип работ
GESN
Трудозатраты
70.94 чел.-ч при разряде 3.1
Основное назначение
Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,1 19.32
Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 25 т 13.89
Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т 20.18
Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.) 5.85

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-132-04 является важным инструментом для точного определения ресурсных затрат при выполнении специфических строительных работ, связанных с водной транспортировкой свай. Этот норматив включен в Сборник ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов", в раздел, посвященный свайным работам, выполняемым в морских и речных условиях с плавучих средств. Понимание и правильное применение данной нормы критически важны для сметчиков, поскольку она позволяет корректно учитывать затраты на логистику тяжелых строительных материалов в условиях ограниченной акватории.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 05-01-132-04 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсах) при перемещении по воде на первый километр в закрытой акватории стальных шпунтовых одиночных свай. Основные характеристики свай, к которым применяется данная норма, включают: массу 1 метра свыше 70 кг и длину до 5 метров. Единицей измерения для данной нормы является 100 тонн перемещаемых свай.

Нормы ГЭСН являются исходными для разработки других сметных нормативов, таких как федеральные, территориальные и отраслевые единичные расценки, а также индивидуальные и укрупненные сметные нормативы. Они обязательны для применения всеми организациями, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета. Для строек, финансируемых за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер.

Основные характеристики

  • Код нормы: 05-01-132-04
  • Полное наименование: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных.
  • Единица измерения: 100 тонн свай.
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
  • Категория: 05-01-132 (Перемещение по воде свай стальных из шпунта в закрытой акватории).
  • Обоснование: Нормативные ссылки на методики по накладным расходам (НР: Пр/812-005.1) и сметной прибыли (СП: Пр/774-005.1).

Техническая информация

Данная норма охватывает полный цикл операций, необходимых для перемещения стальных свай по воде на начальном этапе. Важно понимать каждый элемент состава работ для точного применения норматива.

Состав работ по норме

ГЭСН 05-01-132-04 включает в себя следующие технологические операции:

  1. Погрузка свай на баржи. Этот этап предусматривает все необходимые действия по перемещению стальных шпунтовых свай с берега или другого плавучего средства на несамоходные баржи. Для этого используются краны на гусеничном ходу, обеспечивающие подъем и точное размещение свай.
  2. Перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки. Включает маневрирование барж с грузом свай в пределах строительной площадки или акватории, где производятся работы. Это необходимо для позиционирования барж перед началом основного перемещения или для их перестановки в процессе работ.
  3. Перемещение свай на первый километр. Основная операция, учитывающая буксировку барж с загруженными сваями на расстояние до одного километра в условиях закрытой акватории. Для этого используются дизельные буксиры соответствующей мощности.
  4. Возвращение плавучих средств. После доставки свай на место назначения норма учитывает возврат порожних барж и буксиров к месту их базирования или следующей погрузки. Это завершающий этап логистического цикла, включенный в норму для обеспечения полного учета затрат.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 05-01-132-04 не предусматривает расход материалов в прямом смысле, поскольку речь идет о перемещении уже готовых стальных свай. Однако она учитывает потребность в машинах и оборудовании, а также трудозатраты, необходимые для выполнения указанных работ.

Машины и оборудование:

  • Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 25 т: 13.89 маш.-ч на 100 тонн свай. Эти краны используются для погрузки свай на баржи.
  • Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: 20.18 маш.-ч на 100 тонн свай. Баржи служат основным средством для транспортировки свай по воде.
  • Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): 5.85 маш.-ч на 100 тонн свай. Буксиры обеспечивают перемещение барж в закрытой акватории.

Трудозатраты и время выполнения

Трудозатраты по норме 05-01-132-04 включают работу как рабочих-строителей, так и машинистов, управляющих механизмами.

  • Средний разряд работы 3,1: 19.32 чел.-ч на 100 тонн свай. Это затраты труда рабочих, выполняющих вспомогательные операции, такие как строповка, расстроповка, контроль погрузки и перемещения.
  • Затраты труда машинистов: 51.62 чел.-ч на 100 тонн свай. Это затраты труда операторов кранов, буксиров и другого оборудования, задействованного в процессе перемещения.

Общие трудозатраты: Суммарные трудозатраты по норме составляют 19.32 чел.-ч (рабочие) + 51.62 чел.-ч (машинисты) = 70.94 чел.-ч на каждые 100 тонн перемещаемых свай.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3,1 для рабочих-строителей указывает на необходимость наличия у персонала базовых навыков и опыта выполнения погрузочно-разгрузочных и такелажных работ. Машинисты должны обладать соответствующими удостоверениями и опытом работы с указанными типами кранов, буксиров и барж, обеспечивая безопасное и эффективное выполнение операций.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 05-01-132-04 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета всех особенностей, связанных с водной транспортировкой свай.

Пошаговый алгоритм расчета

Для расчета сметной стоимости работ по перемещению свай с использованием ГЭСН 05-01-132-04 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определить объем работ: Вычислить общую массу стальных шпунтовых свай, подлежащих перемещению, в тоннах. Затем перевести это значение в единицы измерения нормы (100 тонн). Например, если нужно переместить 500 тонн свай, то объем работ составит 500 / 100 = 5 единиц.
  2. Определить потребность в ресурсах: Умножить количество единиц измерения (100 т) на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 05-01-132-04:
  • Трудозатраты рабочих: Объем работ (в 100 т) × 19.32 чел.-ч.
  • Трудозатраты машинистов: Объем работ (в 100 т) × 51.62 чел.-ч.
  • Машино-часы кранов: Объем работ (в 100 т) × 13.89 маш.-ч.
  • Машино-часы барж: Объем работ (в 100 т) × 20.18 маш.-ч.
  • Машино-часы буксиров: Объем работ (в 100 т) × 5.85 маш.-ч.
  1. Применить текущие цены: Полученные объемы ресурсов умножить на их текущие сметные цены (стоимость человеко-часа, машино-часа). Важно использовать актуальные индексы пересчета стоимости строительства для перевода базисных цен в текущие.
  2. Учесть накладные расходы и сметную прибыль: К прямым затратам (оплата труда рабочих, эксплуатация машин, стоимость материалов) добавить накладные расходы и сметную прибыль, рассчитанные в соответствии с действующими методическими указаниями (например, НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1).

Примеры использования

Пример 1: Перемещение 300 тонн свай на 1 км.

Объем работ = 300 т / 100 т = 3 единицы.

  • Трудозатраты рабочих: 3 × 19.32 = 57.96 чел.-ч.
  • Трудозатраты машинистов: 3 × 51.62 = 154.86 чел.-ч.
  • Краны на гусеничном ходу: 3 × 13.89 = 41.67 маш.-ч.
  • Баржи несамоходные: 3 × 20.18 = 60.54 маш.-ч.
  • Буксиры дизельные: 3 × 5.85 = 17.55 маш.-ч.

Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие цены ресурсов и добавляются накладные расходы и сметная прибыль.

Пример 2: Перемещение 150 тонн свай на 3 км.

Для первого километра используется ГЭСН 05-01-132-04, а для каждого последующего километра (2 км) – ГЭСН 05-01-132-08 (или соответствующая норма для последующих километров в зависимости от редакции ГЭСН).

Объем работ для первого километра = 150 т / 100 т = 1.5 единицы. Объем работ для последующих километров = 1.5 единицы × 2 км = 3 единицы (для нормы на последующий километр).

Расчет для первого километра аналогичен Примеру 1. Для последующих километров применяются ресурсные показатели нормы ГЭСН 05-01-132-08, которая учитывает только перемещение на каждый последующий километр.

Особенности и ограничения

  • Закрытая акватория: Норма применяется только для перемещения в закрытых акваториях (реки, озера, защищенные бухты), где отсутствуют значительные волнения и сильные течения. Это условие критически важно, так как открытые морские или речные условия требуют использования других типов судов и оборудования, а также могут повлечь за собой иные риски и затраты.
  • Длина и масса свай: Норма строго ограничена стальными шпунтовыми одиночными сваями массой 1 м свыше 70 кг и длиной до 5 м. Для свай другой длины (например, до 24 м или до 30 м) или пакетных свай применяются другие нормы из той же таблицы 05-01-132, такие как ГЭСН 05-01-132-05 или ГЭСН 05-01-132-06.
  • Первый километр: Данная норма учитывает затраты только на первый километр перемещения. Для каждого последующего километра необходимо применять дополнительные нормы, такие как ГЭСН 05-01-132-08 (для ГЭСН-2022) или ГЭСН 05-01-132-11 (для ГЭСН-2001), которые учитывают только затраты на дополнительное расстояние.
  • Отсутствие стоимости материалов: Норма не включает стоимость самих свай, а только затраты на их перемещение. Стоимость свай должна учитываться отдельно в сметной документации.

Полезная информация

Для эффективной работы со сметными нормами важно не только знать их содержание, но и уметь применять их на практике, избегая распространенных ошибок.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение к другим типам свай: Одна из наиболее частых ошибок – использование ГЭСН 05-01-132-04 для перемещения свай, не соответствующих указанным характеристикам по длине или массе, или для железобетонных свай. Всегда проверяйте соответствие характеристик свай (масса 1 м свыше 70 кг, длина до 5 м, стальные шпунтовые одиночные) условиям нормы.
  2. Игнорирование последующих километров: Забывают добавить нормы на каждый последующий километр перемещения. Если расстояние транспортировки превышает 1 км, обязательно используйте дополнительные нормы, например, ГЭСН 05-01-132-08.
  3. Неверная интерпретация "закрытой акватории": Применение нормы для открытых морских или речных условий. Закрытая акватория подразумевает защищенные от сильных волн и течений водоемы. Для других условий могут потребоваться иные нормативы или индивидуальные расчеты.
  4. Неактуальные цены и индексы: Использование устаревших цен на ресурсы или неверных индексов пересчета. Всегда используйте актуальные сборники сметных цен и индексы, утвержденные Минстроем РФ или региональными органами ценообразования.
  5. Неучет подготовительных работ: В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные работы, не учтенные в норме, например, устройство временных подъездных путей или площадок для механизмов на берегу. Эти работы должны быть учтены по соответствующим нормативам.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся логистики и транспортировки материалов. Уточните точные характеристики свай, маршруты перемещения и условия акватории.
  • Использование актуальных баз: Всегда работайте с последними редакциями ГЭСН и ФЕР, а также актуальными сборниками текущих цен и индексов пересчета. Это поможет избежать ошибок и разногласий при проверке смет.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений или при наличии нестандартных условий не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или специалистам по ценообразованию в строительстве.
  • Документирование: Ведите подробную документацию по всем расчетам, обоснованиям и применяемым коэффициентам. Это упростит процесс проверки смет и поможет в случае возникновения спорных ситуаций.
  • Оценка рисков: Учитывайте потенциальные риски, связанные с водной транспортировкой (например, погодные условия, ограничения по навигации), которые могут повлиять на сроки и стоимость работ, и при необходимости закладывайте соответствующие коэффициенты или дополнительные затраты, обоснованные проектом.

Связанные нормы

Для комплексного учета затрат на перемещение стальных свай по воде, а также для других видов свайных работ, могут быть применены следующие нормы из того же сборника ГЭСН-05, таблица 05-01-132:

  • ГЭСН 05-01-132-05: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных. Применяется для более длинных свай.
  • ГЭСН 05-01-132-06: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 30 м шпунтовых одиночных. Для самых длинных свай в данной категории.
  • ГЭСН 05-01-132-07: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: пакетных из 11 шпунтин. Используется для транспортировки пакетов шпунтовых свай.
  • ГЭСН 05-01-132-08: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-132-04. Эта норма применяется для учета затрат на каждый дополнительный километр транспортировки сверх первого.

Контрольные моменты

При составлении сметы и выполнении работ по ГЭСН 05-01-132-04 необходимо уделять внимание следующим контрольным точкам:

  • Соответствие характеристик свай: Убедитесь, что перемещаемые сваи (масса, длина, тип) строго соответствуют описанию нормы. Отклонения могут потребовать применения других нормативов.
  • Условия акватории: Подтвердите, что условия перемещения действительно соответствуют "закрытой акватории". Это может потребовать изучения гидрологических данных или заключения специалистов.
  • Расстояние перемещения: Точно измерьте расстояние перемещения. Для каждого километра сверх первого необходимо применять соответствующую дополнительную норму.
  • Наличие необходимых ресурсов: Проверьте доступность и готовность к работе указанных в норме машин и оборудования (краны, баржи, буксиры), а также квалифицированного персонала.
  • Проект производства работ (ППР): Технологический режим, последовательность операций и другие важные аспекты должны быть отражены в ППР и соответствовать нормативным требованиям.
  • Документация: Ведите учет всех перемещенных объемов свай, времени работы механизмов и трудозатрат для подтверждения выполненных объемов и корректности сметы.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам эффективно применять ГЭСН 05-01-132-04, обеспечивая точность и обоснованность сметных расчетов в проектах, связанных с водной транспортировкой свай.

Ключевые моменты

  • Норма применяется для перемещения стальных шпунтовых одиночных свай массой 1 м свыше 70 кг и длиной до 5 м.

  • Единица измерения нормы – 100 тонн перемещаемых свай.

  • Работы выполняются в закрытой акватории, что исключает применение нормы в открытых морских или речных условиях.

  • Норма учитывает погрузку свай на баржи, перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки, перемещение на первый километр и возвращение плавучих средств.

  • Для каждого последующего километра перемещения необходимо применять дополнительную норму, такую как ГЭСН 05-01-132-08.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-132-04 применяется для определения ресурсных затрат на перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории стальных шпунтовых одиночных свай массой 1 м свыше 70 кг и длиной до 5 м.

В самой норме ГЭСН 05-01-132-04 не учтены материалы в прямом смысле (т.е. стоимость самих свай), поскольку она регламентирует затраты на их транспортировку. Однако учтены машино-часы работы оборудования: кранов на гусеничном ходу (25 т), несамоходных барж (250 т) и дизельных буксиров (221 кВт).

Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей (средний разряд 3,1) в объеме 19.32 чел.-ч и трудозатраты машинистов в объеме 51.62 чел.-ч на каждые 100 тонн перемещаемых свай. Общие трудозатраты составляют 70.94 чел.-ч.

"Закрытая акватория" означает водные объекты (реки, озера, защищенные бухты), где отсутствуют значительные волнения и сильные течения, что позволяет использовать несамоходные баржи и дизельные буксиры для перемещения свай. Это исключает применение нормы для открытых морских или крупных речных условий с интенсивным движением или сложными гидрологическими условиями.

Практические советы

1

Всегда сверяйте характеристики перемещаемых свай с описанием нормы (масса, длина, тип материала).

2

При перемещении на расстояние более 1 км, обязательно включайте в смету соответствующие нормы на каждый последующий километр.

3

Убедитесь, что условия акватории соответствуют определению "закрытой акватории" для корректного применения нормы.

4

Используйте только актуальные сборники ГЭСН и индексы пересчета для формирования сметной стоимости.

5

Включайте в смету дополнительные работы, не учтенные данной нормой, если они необходимы по проекту (например, подготовка площадок).

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для свай с другими характеристиками (длина, масса, материал), отличными от указанных в описании нормы (стальные, массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 5 м).

!
Ошибка 2

Неучет дополнительных норм для перемещения свай на расстояния более одного километра (например, ГЭСН 05-01-132-08).

!
Ошибка 3

Использование нормы для открытых акваторий, не соответствующих определению "закрытой акватории".

!
Ошибка 4

Расчет сметы без применения актуальных индексов пересчета стоимости строительства в текущие цены.

!
Ошибка 5

Неучет подготовительных или сопутствующих работ, которые не включены в состав данной нормы (например, устройство временных подъездных путей).

1
05-01-132-05

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных

Применяется вместо 05-01-132-04, если длина свай составляет до 24 м.

2
05-01-132-06

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 30 м шпунтовых одиночных

Применяется вместо 05-01-132-04, если длина свай составляет до 30 м.

3
05-01-132-07

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: пакетных из 11 шпунтин

Применяется вместо 05-01-132-04, если перемещаются пакеты шпунтовых свай.

4
05-01-132-08

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-132-04

Применяется совместно с 05-01-132-04 для учета затрат на каждый последующий километр перемещения сверх первого.

Технические характеристики

Единица измерения
100 т
Категория
05-01-132
Тип работ
GESN
Материалы
Средний разряд работы 3,1: 19.32 чел.-ч; Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 25 т: 13.89 маш.-ч; Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: 20.18 маш.-ч; Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): 5.85 маш.-ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: