Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных работ. Норма ГЭСН 05-01-132-11 относится к разделу "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов" и регулирует затраты, связанные с перемещением свай по воде. Эта норма является дополнительной и применяется к базовой норме ГЭСН 05-01-132-04, которая учитывает перемещение на первый километр.
Основное назначение ГЭСН 05-01-132-11 — корректный учет затрат на транспортировку свай по водным путям в закрытой акватории на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно). Это позволяет точно определить стоимость работ, связанных с доставкой свай к месту погружения, особенно при значительных расстояниях.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 05-01-132-11 учитывает одну основную операцию: перемещение на каждый последующий километр. Это означает, что данная норма применяется после того, как учтены затраты на первый километр перемещения, которые покрываются нормой ГЭСН 05-01-132-04. В отличие от базовой нормы, которая включает погрузку свай на баржи, перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки, перемещение свай на первый километр и возвращение плавучих средств, норма 05-01-132-11 фокусируется исключительно на дополнительном расстоянии.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, учтенных в ГЭСН 05-01-132-11, требуются следующие основные ресурсы:
- Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход составляет 1.57 маш.-ч на 100 т перемещаемых свай. Эти баржи используются для непосредственной транспортировки свай по воде.
- Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): Расход также составляет 1.57 маш.-ч на 100 т перемещаемых свай. Буксиры обеспечивают движение несамоходных барж, осуществляя их буксировку по заданному маршруту.
Важно отметить, что в данной норме не предусмотрены прямые трудозатраты рабочих-строителей, так как они учтены в базовых нормах, к которым применяется ГЭСН 05-01-132-11. Затраты труда машинистов (6.28 чел.-ч на 100 т) включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов.
Трудозатраты и время выполнения
В соответствии с данными, полученными из официальных источников, трудозатраты рабочих по норме ГЭСН 05-01-132-11 составляют 0 чел.-ч, поскольку основные трудозатраты учтены в базовых нормах. Однако, затраты труда машинистов, которые управляют буксирами, составляют 6.28 чел.-ч на 100 т перемещаемых свай. Эти затраты включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов.
Требования к квалификации
Хотя норма напрямую не указывает требования к квалификации, работы по перемещению свай по воде с использованием буксиров и несамоходных барж требуют наличия квалифицированного персонала. Это включает машинистов буксиров, имеющих соответствующие допуски и опыт работы на водном транспорте, а также вспомогательный персонал для обеспечения безопасной погрузки, крепления и выгрузки свай. Все работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами и правилами безопасности на водном транспорте.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение нормы ГЭСН 05-01-132-11 в сметном расчете осуществляется следующим образом:
- Определение общего расстояния перемещения: Необходимо точно определить суммарное расстояние перемещения свай по воде (туда и обратно) в километрах.
- Применение базовой нормы: Для первого километра перемещения используется норма ГЭСН 05-01-132-04 (или другие аналогичные нормы в зависимости от типа свай и условий).
- Расчет дополнительных километров: Из общего расстояния вычитается первый километр. Полученное значение округляется до целого числа в большую сторону, если есть неполный километр.
- Применение ГЭСН 05-01-132-11: Для каждого последующего километра (полученного на шаге 3) применяется норма ГЭСН 05-01-132-11. Расход ресурсов (баржи, буксиры) умножается на количество дополнительных километров и на объем перемещаемых свай (в 100 т).
- Суммирование затрат: Общие затраты на перемещение свай складываются из затрат по базовой норме и затрат по норме ГЭСН 05-01-132-11.
Примеры использования
Пример 1: Перемещение 500 тонн свай на 5 километров.
- Объем свай: 500 т = 5 x 100 т.
- Расстояние: 5 км.
- Первый километр: учитывается по ГЭСН 05-01-132-04.
- Последующие километры: 5 км - 1 км = 4 км. Эти 4 км учитываются по ГЭСН 05-01-132-11.
- Расчет по ГЭСН 05-01-132-11:
- Баржи: 1.57 маш.-ч/100 т * 5 (100 т) * 4 км = 31.4 маш.-ч.
- Буксиры: 1.57 маш.-ч/100 т * 5 (100 т) * 4 км = 31.4 маш.-ч.
Пример 2: Перемещение 250 тонн свай на 2.5 километра.
- Объем свай: 250 т = 2.5 x 100 т.
- Расстояние: 2.5 км. Округляем до 3 км для последующих километров.
- Первый километр: учитывается по ГЭСН 05-01-132-04.
- Последующие километры: 2.5 км - 1 км = 1.5 км. Округляем до 2 км. Эти 2 км учитываются по ГЭСН 05-01-132-11.
- Расчет по ГЭСН 05-01-132-11:
- Баржи: 1.57 маш.-ч/100 т * 2.5 (100 т) * 2 км = 7.85 маш.-ч.
- Буксиры: 1.57 маш.-ч/100 т * 2.5 (100 т) * 2 км = 7.85 маш.-ч.
Особенности и ограничения
- Закрытая акватория: Норма применяется исключительно для перемещения в закрытой акватории. Условия открытого моря или рек с сильным течением могут требовать применения других норм или индивидуальных расчетов.
- Суммарный путь: Учитывается суммарный путь (туда и обратно), что важно при планировании логистики и расчете затрат.
- Дополнение к базовой норме: ГЭСН 05-01-132-11 всегда используется в связке с базовой нормой, например, ГЭСН 05-01-132-04. Нельзя применять ее отдельно для первого километра.
- Единица измерения: Единицей измерения является 100 тонн перемещаемых свай. Это означает, что при расчете необходимо приводить объем свай к этой единице.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение без базовой нормы: Одна из частых ошибок – попытка применить ГЭСН 05-01-132-11 для первого километра перемещения. Эта норма предназначена только для последующих километров. Всегда начинайте расчет с базовой нормы, такой как ГЭСН 05-01-132-04.
- Неучет суммарного пути: Забывают умножать расстояние на два (туда и обратно), что приводит к занижению сметной стоимости. Всегда учитывайте полный путь перемещения.
- Округление расстояния: Неправильное округление расстояния может привести к неточностям. Для последующих километров всегда округляйте неполные километры в большую сторону до целого числа.
- Игнорирование типа акватории: Применение нормы для открытых водоемов или рек с особыми условиями, для которых она не предназначена. Убедитесь, что работы проводятся именно в закрытой акватории.
- Неправильный учет объема: Ошибки в пересчете общего объема свай в единицы измерения нормы (100 т). Всегда переводите тонны в 100-тонные единицы.
Практические советы
- Детальное планирование логистики: Перед составлением сметы тщательно проработайте маршрут перемещения свай, определите точное расстояние и условия акватории.
- Использование сметных программ: Современные сметные программы значительно упрощают расчеты, автоматически применяя коэффициенты и учитывая взаимосвязи между нормами.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений или нестандартных ситуаций всегда обращайтесь за консультацией к опытным сметчикам или специалистам по ценообразованию в строительстве.
- Актуализация нормативной базы: Следите за изменениями и дополнениями в ГЭСН, так как нормативы могут обновляться.
Связанные нормы
ГЭСН 05-01-132-11 тесно связана с другими нормами из сборника ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов", в частности, с нормами, описывающими перемещение свай по воде на первый километр.
- ГЭСН 05-01-132-04: "Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных". Эта норма является базовой для ГЭСН 05-01-132-11.
- ГЭСН 05-01-132-05: "Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных".
- ГЭСН 05-01-132-06: "Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 30 м шпунтовых одиночных".
- ГЭСН 05-01-132-07: "Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: пакетных из 11 шпунтин".
Существуют также аналогичные нормы для других типов свай и условий перемещения, например, ГЭСН 05-01-132-12 (дополнение к 05-01-132-05) и ГЭСН 05-01-132-13 (дополнение к 05-01-132-06).
Контрольные моменты
При проверке смет, содержащих ГЭСН 05-01-132-11, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Обоснованность расстояния: Проверьте, соответствует ли заявленное расстояние перемещения реальным условиям проекта и логистической схеме.
- Корректность базовой нормы: Убедитесь, что ГЭСН 05-01-132-11 применяется в связке с соответствующей базовой нормой для первого километра, учитывающей тип свай и условия перемещения.
- Правильность единиц измерения: Проверьте, что объем перемещаемых свай корректно переведен в 100-тонные единицы.
- Актуальность нормативов: Удостоверьтесь, что используются актуальные редакции ГЭСН, так как изменения в нормативах могут влиять на состав ресурсов и их расход.
- Наличие необходимых ресурсов: Проверьте, учтены ли в смете все необходимые машины и механизмы (баржи, буксиры) в соответствии с нормой.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам правильно применять норму ГЭСН 05-01-132-11, избегать ошибок и обеспечивать точность сметных расчетов.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 05-01-132-11 применяется для учета затрат на каждый последующий километр перемещения свай по воде, после первого километра.
-
Является дополнением к базовым нормам, таким как ГЭСН 05-01-132-04, которая учитывает первый километр перемещения.
-
Единица измерения нормы – 100 тонн перемещаемых свай.
-
Включает в себя затраты на эксплуатацию несамоходных барж (грузоподъемность 250 т) и дизельных буксиров (мощность 221 кВт).
-
Учитывает суммарный путь перемещения (туда и обратно) в закрытой акватории.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-132-11?
Когда применяется ГЭСН 05-01-132-11?
ГЭСН 05-01-132-11 применяется для учета затрат на каждый последующий километр перемещения свай по воде в закрытой акватории, после того как учтены затраты на первый километр по соответствующей базовой норме, например, ГЭСН 05-01-132-04.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 05-01-132-11 учтены затраты на эксплуатацию следующих машин и механизмов, которые являются ключевыми ресурсами для выполнения работ: баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т (1.57 маш.-ч на 100 т) и буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.) (1.57 маш.-ч на 100 т). Отдельные материалы, как таковые, в данной норме не предусмотрены, поскольку она отражает транспортные затраты.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
В норме ГЭСН 05-01-132-11 предусмотрены затраты труда машинистов в размере 6.28 чел.-ч на 100 т перемещаемых свай. Эти затраты входят в стоимость эксплуатации машин и механизмов. Затраты труда рабочих-строителей по данной норме не предусмотрены, так как они учтены в базовых нормах, к которым применяется 05-01-132-11.
4 Как рассчитывается расстояние для применения нормы?
Как рассчитывается расстояние для применения нормы?
Расстояние рассчитывается как суммарный путь перемещения (туда и обратно). Из общего расстояния вычитается первый километр, который учитывается базовой нормой. Оставшееся расстояние, округленное в большую сторону до целого числа, умножается на расход ресурсов по ГЭСН 05-01-132-11.
Практические советы
Всегда начинайте расчет с базовой нормы для первого километра перемещения, а затем применяйте ГЭСН 05-01-132-11 для последующих километров.
Тщательно планируйте логистику и точно измеряйте расстояние перемещения, учитывая путь туда и обратно.
Используйте специализированные сметные программы для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
Регулярно проверяйте актуальность нормативной базы ГЭСН, так как нормативы могут изменяться и дополняться.
При возникновении нестандартных ситуаций или сомнений обращайтесь за консультацией к опытным сметчикам или в профильные организации.
Частые ошибки
Применение ГЭСН 05-01-132-11 для первого километра перемещения вместо соответствующей базовой нормы.
Неучет суммарного пути (туда и обратно), что приводит к занижению объема работ и стоимости.
Неправильное округление расстояния для последующих километров (необходимо округлять в большую сторону).
Использование нормы для условий, отличных от закрытой акватории.
Ошибки в пересчете объема свай в единицы измерения нормы (100 т).