Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-132-03

05-01-132

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: → массой 1 м до 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных

Подробное описание
Группа: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: Состав работ: Погрузка свай на баржи.; Перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки.; Перемещение свай на первый километр.; Возвращение плавучих средств. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 т
Категория
05-01-132
Тип работ
GESN
Трудозатраты
19.15 чел.-ч при разряде 3.1
Основное назначение
Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,1 19.15
Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 25 т 14.56
Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т 19.6
Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.) 4.57

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 05-01-132-03

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-132-03 регламентирует затраты, связанные с перемещением стальных шпунтовых одиночных свай по воде в закрытой акватории. Эта норма предназначена для учета работ по транспортировке свай на первый километр пути. Она применяется к сваям, имеющим массу одного погонного метра до 70 кг и общую длину до 24 метров.

Данная норма является частью Сборника ГЭСН-2001-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов", который содержит государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Сборник ГЭСН-05 разработан для определения потребности в ресурсах, таких как затраты труда рабочих-строителей, машинистов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальные ресурсы, необходимые для выполнения свайных работ. Эти нормы служат основой для составления сметных расчетов ресурсным и ресурсно-индексным методами.

Основные характеристики нормы:

  • Код нормы: 05-01-132-03
  • Полное наименование: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных.
  • Единица измерения: 100 тонн перемещаемых свай.
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
  • Категория: 05-01-132 (Перемещение по воде стальных свай).

Понимание этой нормы критически важно для сметчиков, работающих над проектами, связанными с гидротехническим строительством, укреплением береговых линий, возведением причалов, мостов и других сооружений, где требуется водная транспортировка шпунтовых свай.

Техническая информация: Детальный анализ нормы

Для корректного применения ГЭСН 05-01-132-03 необходимо глубоко понимать состав работ, требуемые ресурсы и специфические условия, при которых она действует.

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 05-01-132-03 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для перемещения стальных шпунтовых свай по воде на первый километр. Состав работ, учтенный в данной норме, включает:

  1. Погрузка свай на баржи: Эта операция включает все действия, связанные с перемещением шпунтовых свай с места их хранения или производства на плавучие средства (баржи). Это может включать использование кранов, строповку, укладку и крепление свай на палубе баржи для обеспечения безопасности транспортировки.
  2. Перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки: Данный этап охватывает маневрирование барж и буксиров в пределах строительной площадки или акватории, где будут производиться дальнейшие работы со сваями. Это необходимо для позиционирования барж в удобных для разгрузки или дальнейшего перемещения местах.
  3. Перемещение свай на первый километр: Основная операция, ради которой применяется данная норма. Она включает буксировку барж со сваями на расстояние до одного километра от места погрузки до места выгрузки или начала работ. Учитываются затраты на топливо, амортизацию буксиров и барж, а также оплату труда экипажей.
  4. Возвращение плавучих средств: После доставки свай и их разгрузки (или начала работ) норма учитывает возврат порожних барж и буксиров к месту их базирования или к следующему месту погрузки. Это завершающий этап цикла транспортировки.

Материалы и ресурсы

В ГЭСН 05-01-132-03 учтены следующие основные машины и оборудование, необходимые для выполнения указанных работ:

  • Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 25 т: 14.56 машино-часов на 100 тонн свай. Эти краны используются для погрузки свай на баржи, а также для других подъемно-транспортных операций в зоне рабочей площадки.
  • Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: 19.6 машино-часов на 100 тонн свай. Баржи служат основным средством для транспортировки свай по воде. Их несамоходность подразумевает необходимость использования буксиров.
  • Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): 4.57 машино-часов на 100 тонн свай. Буксиры обеспечивают движение барж и маневрирование плавучих средств в акватории.

Важно отметить, что ГЭСН содержит нормы расхода ресурсов, а не их стоимость в рублях. Для получения текущей сметной стоимости необходимо применять соответствующие индексы пересчета.

Трудозатраты и требования к квалификации

Трудозатраты по норме ГЭСН 05-01-132-03 составляют 19.15 человеко-часов на 100 тонн перемещаемых свай. Средний разряд работы, необходимый для выполнения данного комплекса операций, составляет 3.1. Это означает, что для эффективного и безопасного выполнения работ требуется персонал с соответствующей квалификацией, способный управлять кранами, буксирами, а также выполнять погрузочно-разгрузочные работы и крепление грузов на баржах.

Определение "закрытой акватории" и "шпунтовых свай"

Понимание терминологии является ключевым для правильного применения нормы:

  • Закрытая акватория: Согласно нормативным документам, "закрытая акватория" определяется как участок водной поверхности, ограниченный естественными, искусственными или условными границами, в пределах которых отсутствуют суда, не участвующие в официальных соревнованиях. В более широком смысле, это водное пространство, ограниченное естественными (например, заливы, бухты, озера) или искусственными (порты, водохранилища) границами. Важно, что условия в такой акватории, как правило, более спокойные и предсказуемые по сравнению с открытым морем, что влияет на выбор техники и методы работы.
  • Шпунтовые сваи: Это специальные металлические профили, чаще всего U-образного или Z-образного сечения, оснащенные замковыми соединениями по краям. Они изготавливаются из высокопрочной стали и предназначены для создания сплошных ограждающих конструкций, таких как подпорные стены, ограждения котлованов, укрепление береговых линий и защита от размыва. Шпунтовые сваи могут использоваться многократно, что делает их экономически выгодным решением для временных и постоянных сооружений.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 05-01-132-03 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических условий проекта.

Пошаговый алгоритм расчета

Для определения сметной стоимости работ по перемещению стальных шпунтовых свай с использованием ГЭСН 05-01-132-03, сметчику необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение общего объема перемещаемых свай: На основе проектной документации необходимо определить общую массу стальных шпунтовых свай, подлежащих перемещению по воде. Объем работ по погружению всех видов свай принимается по проектным данным. Этот объем должен быть выражен в тоннах.
  2. Пересчет объема в единицы измерения нормы: Поскольку единица измерения нормы – 100 тонн, полученный общий объем свай в тоннах необходимо разделить на 100. Например, если требуется переместить 500 тонн свай, то объем для расчета по норме составит 5 единиц (500 т / 100 т).
  3. Применение норматива: Полученное количество единиц умножается на нормативные показатели, указанные в ГЭСН 05-01-132-03 (трудозатраты, машино-часы кранов, барж, буксиров).
  4. Учет расстояния: Важно помнить, что данная норма учитывает перемещение только на первый километр. Если фактическое расстояние транспортировки превышает один километр, для каждого последующего километра необходимо применять соответствующую дополнительную норму. Для ГЭСН 05-01-132-03 такой нормой является ГЭСН 05-01-132-10 "Перемещение по воде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) к расценке 05-01-132-03".
  5. Применение индексов пересчета: Полученные ресурсные показатели (человеко-часы, машино-часы) необходимо перевести в текущие цены с использованием актуальных индексов пересчета, утверждаемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или региональными органами ценообразования.

Примеры использования

ГЭСН 05-01-132-03 применяется в широком спектре строительных проектов, где требуется водная логистика шпунтовых свай:

  • Строительство и реконструкция причалов и набережных: Перемещение шпунтовых свай для создания ограждающих конструкций, которые защищают берег от размыва и обеспечивают устойчивость причальных сооружений.
  • Возведение мостовых опор: Транспортировка шпунта для устройства временных или постоянных ограждений котлованов под опоры мостов, расположенных в акватории.
  • Устройство гидротехнических сооружений: Перемещение свай для строительства дамб, шлюзов, водозаборных сооружений в закрытых водоемах или защищенных участках рек.
  • Дноуглубительные работы и берегоукрепление: Доставка шпунта для создания защитных стенок, предотвращающих оползни и эрозию берегов.

Особенности и ограничения применения

  • Тип акватории: Норма строго привязана к "закрытой акватории". При работе в открытом море или в условиях, не соответствующих определению закрытой акватории, необходимо использовать другие нормы, если таковые предусмотрены, или разрабатывать индивидуальные расценки.
  • Параметры свай: Масса 1 м до 70 кг и длина до 24 м являются критическими параметрами. Отклонение от этих значений требует применения других норм из той же группы 05-01-132, которые учитывают иные массогабаритные характеристики свай.
  • Расстояние перемещения: Норма покрывает только первый километр. Это означает, что для каждого последующего километра пути требуется дополнительное начисление по соответствующей норме (например, ГЭСН 05-01-132-10).
  • Одиночные сваи: Норма предназначена для перемещения одиночных шпунтовых свай. Для пакетного перемещения (например, пакетами из 11 шпунтин) предусмотрены отдельные нормы, такие как ГЭСН 05-01-132-07.

Полезная информация для сметчика

Для минимизации ошибок и повышения точности сметных расчетов важно учитывать ряд практических аспектов и знать о связанных нормах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение типа акватории: Одна из наиболее частых ошибок – применение данной нормы для работ в открытых акваториях или в условиях, не соответствующих определению "закрытой акватории". Это может привести к занижению или завышению сметной стоимости, так как условия работы, риски и требуемые ресурсы в открытой воде значительно отличаются. Совет: Всегда тщательно изучайте проектную документацию и условия выполнения работ, чтобы убедиться в соответствии акватории определению "закрытой".
  2. Ошибки в учете массы и длины свай: Использование ГЭСН 05-01-132-03 для свай, чьи параметры (масса 1 м или длина) выходят за установленные пределы (до 70 кг/м и до 24 м), является грубой ошибкой. Для свай с другими характеристиками предусмотрены отдельные нормы в той же группе. Совет: Внимательно сверяйте проектные данные по сваям с параметрами, указанными в наименовании нормы. Например, для свай массой свыше 70 кг/м и длиной до 24 м следует применять ГЭСН 05-01-132-05.
  3. Неучет последующих километров перемещения: ГЭСН 05-01-132-03 покрывает только первый километр транспортировки. Забывая добавить норму на последующие километры, сметчик значительно занижает стоимость работ. Совет: После применения базовой нормы на первый километр, всегда проверяйте общее расстояние перемещения и при необходимости добавляйте соответствующую норму на каждый последующий километр, например, ГЭСН 05-01-132-10.
  4. Игнорирование индексов пересчета: ГЭСН содержат ресурсные показатели в базисных ценах. Неприменение актуальных индексов пересчета в текущие цены приведет к некорректной сметной стоимости. Совет: Всегда используйте последние утвержденные индексы пересчета, публикуемые Минстроем России или региональными центрами ценообразования.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, включая чертежи, пояснительные записки и технологические карты. Это поможет точно определить тип, массу, длину свай, а также условия и расстояние их перемещения.
  • Консультации с инженерами-технологами: В случае сомнений относительно технологических особенностей выполнения работ или условий акватории, не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к специалистам, ответственным за разработку проекта или выполнение работ.
  • Использование актуальных нормативных баз: Убедитесь, что ваша сметная программа или справочники содержат самые свежие редакции ГЭСН и индексов пересчета. Нормативы могут обновляться, и использование устаревших данных приведет к ошибкам.
  • Документирование обоснований: Всегда фиксируйте обоснования для выбора той или иной нормы, особенно если есть пограничные условия или альтернативные варианты. Это поможет при проверках и согласовании смет.

Связанные нормы

Для комплексного понимания работ по перемещению стальных шпунтовых свай по воде, а также для выбора правильной нормы в зависимости от характеристик свай и расстояния, следует ознакомиться со следующими нормами из группы 05-01-132:

  • ГЭСН 05-01-132-02: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 15 м шпунтовых одиночных. Применяется для более коротких свай с той же удельной массой.
  • ГЭСН 05-01-132-04: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных. Используется для более тяжелых, но коротких свай.
  • ГЭСН 05-01-132-05: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных. Аналогична 05-01-132-03, но для более тяжелых свай.
  • ГЭСН 05-01-132-06: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 30 м шпунтовых одиночных. Для самых тяжелых и длинных одиночных свай.
  • ГЭСН 05-01-132-07: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: пакетных из 11 шпунтин. Применяется, когда сваи транспортируются не поштучно, а в пакетах.
  • ГЭСН 05-01-132-10: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять к расценке 05-01-132-03. Эта норма является обязательным дополнением, если расстояние перемещения превышает один километр.

Также полезно ознакомиться с другими нормами из Сборника ГЭСН-05, например, ГЭСН 05-01-010 "Вырубка бетона из арматурного каркаса железобетонных свай", чтобы иметь полное представление о комплексе свайных работ.

Контрольные моменты

  • Проверка исходных данных: Убедитесь, что все исходные данные (масса, длина свай, тип акватории, расстояние) точно соответствуют проектной документации и фактическим условиям.
  • Обоснование выбора нормы: В случае, если существуют пограничные условия или возможность применения нескольких норм, четко обоснуйте свой выбор, ссылаясь на техническую часть сборника ГЭСН или официальные разъяснения.
  • Актуальность нормативной базы: Регулярно проверяйте обновления в федеральном реестре сметных нормативов, так как изменения могут влиять на применение норм и коэффициентов.

Применение ГЭСН 05-01-132-03 требует внимательности и точности. Следуя изложенным рекомендациям, сметчики смогут корректно определять затраты на перемещение стальных шпунтовых свай, обеспечивая достоверность сметной документации.

Ключевые моменты

  • Норма 05-01-132-03 применяется для перемещения стальных шпунтовых одиночных свай массой до 70 кг/м и длиной до 24 м.

  • Работы выполняются в закрытой акватории и учитывают первый километр перемещения.

  • Состав работ включает погрузку на баржи, перемещение плавучих средств, транспортировку свай и их возврат.

  • В норме учтены затраты на гусеничные краны, несамоходные баржи и дизельные буксиры.

  • Для последующих километров перемещения и свай с иными параметрами применяются связанные нормы из той же группы 05-01-132.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-132-03 применяется для определения затрат на перемещение стальных шпунтовых одиночных свай по воде в закрытой акватории на расстояние до одного километра. Сваи должны иметь массу 1 м до 70 кг и длину до 24 м.

В самой норме ГЭСН 05-01-132-03 не учтены материалы в прямом смысле, так как она описывает процесс перемещения. Однако, учтены ресурсы машин и оборудования, необходимые для выполнения работ: краны на гусеничном ходу (грузоподъемность 25 т), баржи несамоходные (грузоподъемность 250 т) и дизельные буксиры (мощность 221 кВт / 300 л.с.).

Норма предусматривает трудозатраты в размере 19.15 человеко-часов на каждые 100 тонн перемещаемых свай. Средний разряд работы для выполнения данных операций составляет 3.1.

"Закрытая акватория" – это участок водной поверхности, ограниченный естественными (например, заливы, бухты) или искусственными (порты, водохранилища) границами, где отсутствуют суда, не участвующие в официальных соревнованиях, и условия, как правило, более спокойные, чем в открытом море.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию для точного определения параметров свай и условий акватории.

2

При превышении расстояния в 1 км, обязательно добавляйте норму на каждый последующий километр (ГЭСН 05-01-132-10).

3

Используйте только актуальные версии ГЭСН и индексов пересчета, регулярно проверяя обновления в федеральном реестре сметных нормативов.

4

В случае сомнений, консультируйтесь с инженерами-технологами или обращайтесь за официальными разъяснениями.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для открытых акваторий или условий, не соответствующих определению "закрытой акватории".

!
Ошибка 2

Неправильный учет массы или длины свай, что приводит к некорректному выбору нормы (например, использование 05-01-132-03 вместо ГЭСН 05-01-132-05 для более тяжелых свай).

!
Ошибка 3

Игнорирование необходимости применения дополнительной нормы (ГЭСН 05-01-132-10) для расстояний, превышающих первый километр.

!
Ошибка 4

Неприменение актуальных индексов пересчета для перевода ресурсных показателей в текущие цены.

1
05-01-132-02

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 15 м шпунтовых одиночных

Применяется для свай той же удельной массы, но меньшей длины (до 15 м).

2
05-01-132-04

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных

Используется для более тяжелых свай (свыше 70 кг/м), но меньшей длины (до 5 м).

3
05-01-132-05

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных

Применяется для свай той же длины, но большей удельной массы (свыше 70 кг/м).

4
05-01-132-10

Перемещение по воде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) к расценке 05-01-132-03

Дополнительная норма, применяемая для учета расстояний, превышающих первый километр.

Технические характеристики

Единица измерения
100 т
Категория
05-01-132
Тип работ
GESN
Материалы
Не учтены прямые материалы, учтены ресурсы машин: Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 25 т; Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т; Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.).

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: