Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-132-08 играет важную роль в ценообразовании строительных работ, связанных с водным перемещением стальных свай. Эта норма относится к Сборнику ГЭСН-2001, Часть 5 "Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов" и является дополнением к базовым нормам на перемещение свай по воде.
Основное назначение нормы 05-01-132-08 — учет дополнительных затрат на перемещение 100 тонн свай на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после первого километра. Это означает, что данная норма применяется в совокупности с нормами, описывающими перемещение на первый километр, такими как ГЭСН 05-01-132-01, ГЭСН 05-01-132-02 и далее до ГЭСН 05-01-132-07, которые учитывают характеристики свай (массу, длину, тип) и перемещение на начальный километр. Нормы ГЭСН являются исходными для разработки других сметных нормативов и обязательны для применения при финансировании из государственного бюджета.
Единицей измерения для данной нормы является "100 т" (100 тонн свай), что подчеркивает ее применимость к крупнотоннажным перевозкам. Понимание специфики этой нормы критически важно для сметчиков, так как она позволяет корректно учесть логистические затраты на транспортировку свай по воде на значительные расстояния.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 05-01-132-08 охватывает одну основную операцию: "Перемещение на каждый последующий километр". Эта операция подразумевает непосредственное движение плавучих средств (барж и буксиров) с грузом (стальными сваями) по водной акватории. Важно отметить, что данная норма не включает в себя погрузочно-разгрузочные работы, подготовку свай или другие сопутствующие операции, которые учтены в базовых нормах, таких как ГЭСН 05-01-132-01. Она является исключительно дополнительной нормой для учета протяженности водного пути.
Перемещение осуществляется в "закрытой акватории", что указывает на условия работы, отличные от открытого моря, и может подразумевать реки, озера, каналы или защищенные портовые зоны. Состав работ по базовой норме ГЭСН 05-01-132-01 включает погрузку свай на баржи, перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки, перемещение свай на первый километр и возвращение плавучих средств. Таким образом, ГЭСН 05-01-132-08 дополняет эти операции, учитывая каждый дополнительный километр пути.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по норме 05-01-132-08 требуются следующие основные машины и механизмы:
- Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход составляет 2.45 маш.-ч на 100 тонн перемещаемых свай. Несамоходные баржи используются для непосредственной перевозки груза. Их грузоподъемность в 250 тонн указывает на возможность транспортировки значительных объемов свай, что соответствует единице измерения нормы (100 тонн). Использование несамоходных барж подразумевает необходимость буксировки.
- Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): Расход также составляет 2.45 маш.-ч на 100 тонн перемещаемых свай. Буксиры являются движущей силой для несамоходных барж. Их мощность в 221 кВт (300 л.с.) достаточна для эффективной буксировки груженых барж в условиях закрытой акватории. Соотношение расхода машино-часов барж и буксиров 1:1 логично, так как они работают в паре для осуществления перемещения.
Важно отметить, что в данной норме не предусмотрены прямые материальные ресурсы, такие как сами сваи или расходные материалы для их крепления. Это связано с тем, что норма 05-01-132-08 учитывает только услугу по перемещению, а не стоимость самих перемещаемых объектов или материалов, необходимых для их фиксации. Эти затраты учитываются в других нормах или в составе проектной документации.
Трудозатраты и время выполнения
Согласно данным, представленным для нормы ГЭСН 05-01-132-08, трудозатраты рабочих-строителей (не машинистов) составляют 0 чел.-ч. Это означает, что прямые затраты труда рабочих, не связанных с управлением машинами, не учтены в данной норме. Все необходимые операции выполняются с использованием механизмов, а труд персонала, управляющего этими механизмами, учтен в составе затрат на эксплуатацию машин.
Трудозатраты машинистов составляют 9.8 чел.-ч на 100 тонн перемещаемых свай. Эти затраты являются справочными и входят в стоимость эксплуатации машин и механизмов. Таким образом, при расчете сметной стоимости по данной норме, трудозатраты машинистов не выделяются отдельной строкой, а уже включены в стоимость машино-часов буксиров и барж. Это стандартная практика для ГЭСН, где труд машинистов часто интегрирован в стоимость эксплуатации оборудования.
Время выполнения работ напрямую зависит от расстояния перемещения. Поскольку норма применяется на каждый последующий километр, общее время выполнения работ будет пропорционально суммарному пути, умноженному на количество перемещаемых 100-тонных партий свай.
Требования к квалификации
Хотя норма ГЭСН 05-01-132-08 напрямую не указывает требования к квалификации персонала, характер выполняемых работ подразумевает наличие высококвалифицированных специалистов. Управление буксирами и несамоходными баржами в закрытой акватории требует:
- Машинисты (капитаны/рулевые буксиров): Должны обладать соответствующими лицензиями и сертификатами на право управления судами, знанием правил судоходства в закрытых акваториях, опытом работы с крупнотоннажными грузами и навыками маневрирования в ограниченном пространстве. Важны также знания по техническому обслуживанию дизельных буксиров.
- Персонал на баржах: Требуются специалисты, ответственные за крепление груза (свай), контроль его положения во время движения, а также за обеспечение безопасности на борту. Это могут быть такелажники, матросы, имеющие опыт работы с тяжелыми грузами на водном транспорте.
Все работы должны выполняться в строгом соответствии с требованиями безопасности на водном транспорте и нормативными документами, регулирующими перевозки грузов по воде.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение нормы ГЭСН 05-01-132-08 в сметной документации требует четкого понимания ее связи с базовыми нормами и специфики учета расстояния. Вот пошаговый алгоритм:
- Определение общего расстояния перемещения: Установите суммарное расстояние перемещения свай по воде (туда и обратно) в километрах, исходя из проектной документации или фактических условий. Например, если сваи перемещаются на 10 км в одну сторону, то суммарный путь составит 20 км.
- Выделение "последующих" километров: Норма 05-01-132-08 применяется на каждый последующий километр после первого. Это означает, что из общего суммарного пути необходимо вычесть 1 километр. Например, если суммарный путь 20 км, то "последующие" километры составят 20 - 1 = 19 км.
- Определение массы перемещаемых свай: Установите общую массу свай, подлежащих перемещению, в тоннах.
- Приведение массы к единице измерения нормы: Разделите общую массу свай на 100, чтобы получить количество единиц измерения нормы (100 т). Например, если перемещается 500 тонн свай, то это 500 / 100 = 5 единиц нормы.
- Расчет количества применений нормы: Умножьте количество "последующих" километров (из шага 2) на количество единиц измерения нормы (из шага 4). Это даст итоговое количество применений нормы 05-01-132-08.
- Применение базовой нормы: Не забудьте учесть затраты на первый километр перемещения, используя соответствующую базовую норму из группы 05-01-132-01 – 05-01-132-07, в зависимости от характеристик свай. Например, ГЭСН 05-01-132-01 для перемещения по воде на первый километр в закрытой акватории стальных шпунтовых одиночных свай массой 1 м до 70 кг, длиной до 5 м.
- Индексация: Полученные нормативные показатели (затраты машино-часов, трудозатраты машинистов) необходимо проиндексировать к текущим ценам, используя актуальные индексы пересчета.
Примеры использования
Пример 1: Перемещение шпунтовых свай
Предположим, необходимо переместить 300 тонн стальных шпунтовых свай (массой 1 м до 70 кг, длиной до 5 м) по воде в закрытой акватории на расстояние 7 км в одну сторону. Суммарный путь (туда и обратно) составит 7 км * 2 = 14 км.
- Общее расстояние: 14 км (суммарный путь).
- "Последующие" километры: 14 км - 1 км (первый) = 13 км.
- Масса свай: 300 тонн.
- Единицы нормы (100 т): 300 т / 100 т = 3 единицы.
- Количество применений ГЭСН 05-01-132-08: 13 км * 3 единицы = 39 применений.
- Применение базовой нормы: Для первого километра и 300 тонн свай будет применена ГЭСН 05-01-132-01 в количестве 3 единиц.
Таким образом, в смету будут включены:
- 3 единицы ГЭСН 05-01-132-01 (для первого километра перемещения 300 т свай).
- 39 единиц ГЭСН 05-01-132-08 (для последующих 13 км перемещения 300 т свай).
Пример 2: Кратковременное перемещение
Если необходимо переместить 200 тонн свай на расстояние 0.5 км в одну сторону (суммарный путь 1 км), норма 05-01-132-08 не применяется, так как нет "последующих" километров. В этом случае применяется только соответствующая базовая норма (например, ГЭСН 05-01-132-01) в количестве 2 единиц.
Особенности и ограничения
- Применение только после первого километра: Ключевая особенность нормы 05-01-132-08 заключается в ее применении только для расстояний, превышающих первый километр суммарного пути. Первый километр всегда учитывается соответствующей базовой нормой из группы 05-01-132.
- Суммарный путь (туда и обратно): Расстояние всегда рассчитывается как суммарный путь, то есть учитывается путь в одну сторону и обратный путь. Это важно для корректного определения общего пробега плавучих средств.
- Закрытая акватория: Норма применима исключительно для работ в закрытых акваториях (реки, озера, каналы, защищенные гавани). Условия открытого моря или океана могут требовать применения других, более специфичных норм или индивидуального расчета.
- Тип груза: Норма предназначена для перемещения "свай стальных". При перемещении других типов грузов (например, железобетонных конструкций, оборудования) данная норма может быть неприменима, и потребуется поиск соответствующих расценок или разработка индивидуальных норм.
- Отсутствие прямых трудозатрат рабочих: Важно помнить, что в данной норме не учтены прямые трудозатраты рабочих, не являющихся машинистами. Это означает, что если для выполнения работ требуются дополнительные рабочие (например, для швартовки, контроля груза), их труд должен быть учтен по другим нормам или расценкам.
- Индексация: ГЭСНы отражают ресурсные затраты в ценах базисного периода (например, 2000 или 2009 года). Для получения текущей сметной стоимости необходимо применять актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСН 05-01-132-08 может быть сопряжено с рядом типичных ошибок, которые могут привести к искажению сметной стоимости. Знание этих ошибок и способов их предотвращения поможет сметчикам в работе:
- Неправильный учет первого километра: Самая распространенная ошибка — применение нормы 05-01-132-08 для первого километра перемещения. Эта норма является дополнительной и применяется только для "каждого последующего километра". Первый километр всегда учитывается соответствующей базовой нормой из группы 05-01-132-01 – 05-01-132-07.
- Как избежать: Всегда вычитайте 1 км из общего суммарного пути перед расчетом количества применений 05-01-132-08. Убедитесь, что базовая норма на первый километр также включена в смету.
- Неверное определение суммарного пути: Некоторые сметчики могут учитывать только путь в одну сторону, игнорируя обратный путь плавучих средств. Однако норма четко указывает "суммарного пути (туда и обратно)".
- Как избежать: Всегда умножайте расстояние в одну сторону на два, чтобы получить суммарный путь, если иное не оговорено проектом (например, если плавучие средства остаются на месте назначения).
- Игнорирование индексации: ГЭСНы содержат ресурсные показатели в базисных ценах. Применение этих показателей без пересчета в текущие цены с помощью индексов приведет к значительному занижению или завышению сметной стоимости.
- Как избежать: Регулярно отслеживайте и применяйте актуальные индексы пересчета, выпускаемые Минстроем России или региональными центрами ценообразования. Уточняйте, на какой базисный год рассчитана используемая вами редакция ГЭСН.
- Неучет характеристик свай: В группе норм 05-01-132 существуют различные базовые нормы (05-01-132-01 до 05-01-132-07), зависящие от массы и длины свай, а также их типа (шпунтовые одиночные, пакетные). Ошибка в выборе базовой нормы приведет к неверному расчету всего комплекса работ.
- Как избежать: Внимательно изучайте проектную документацию и выбирайте базовую норму, которая точно соответствует характеристикам перемещаемых свай.
- Неучет неучтенных ресурсов: Хотя норма 05-01-132-08 не содержит неучтенных ресурсов, некоторые другие расценки могут их иметь. Это может привести к неполному учету затрат.
- Как избежать: Всегда внимательно изучайте состав ресурсов по каждой применяемой норме и, при наличии неучтенных позиций, включайте их в смету отдельными строками с соответствующим обоснованием.
Практические советы
- Всегда используйте официальные источники: При работе с ГЭСН опирайтесь только на официальные сборники и методические указания, утвержденные Минстроем России. Это гарантирует достоверность применяемых данных.
- Проверяйте актуальность норм: Нормативная база постоянно обновляется. Убедитесь, что вы используете самую актуальную редакцию ГЭСН и соответствующие ей индексы пересчета.
- Детализируйте расчеты: В сметной документации четко указывайте, как был рассчитан объем работ по норме 05-01-132-08, включая общее расстояние, количество "последующих" километров и массу свай. Это повысит прозрачность и облегчит проверку сметы.
- Используйте сметные программы: Современные сметные программы значительно упрощают работу с ГЭСН, автоматизируя расчеты и проверку на соответствие нормативной базе. Они также помогают применять актуальные индексы и избегать многих ошибок.
- Консультируйтесь с экспертами: В случае возникновения сложных или нестандартных ситуаций не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или специалистам в области ценообразования в строительстве.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 05-01-132-08 является частью группы норм 05-01-132, которые регулируют перемещение стальных свай по воде в закрытой акватории. Она тесно связана с базовыми нормами этой группы, которые учитывают перемещение на первый километр и различаются по характеристикам свай:
- ГЭСН 05-01-132-01: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных. Эта норма является наиболее частой базовой нормой, к которой добавляется 05-01-132-08.
- ГЭСН 05-01-132-02 по ГЭСН 05-01-132-07: Эти нормы также описывают перемещение на первый километр, но для свай с другими характеристиками (различная масса, длина, тип – шпунтовые одиночные или пакетные). Норма 05-01-132-08 применяется как дополнение к любой из этих базовых норм, если расстояние перемещения превышает первый километр.
Понимание взаимосвязи между 05-01-132-08 и другими нормами группы 05-01-132 позволяет сметчику корректно формировать сметную стоимость всего комплекса работ по водной транспортировке свай.
Контрольные моменты
Для обеспечения точности и достоверности сметной документации при применении ГЭСН 05-01-132-08 необходимо уделять внимание следующим контрольным моментам:
- Соответствие проектной документации: Все исходные данные для расчета (масса свай, расстояние перемещения, тип акватории) должны быть подтверждены проектной документацией или другими официальными источниками.
- Проверка расчета расстояния: Убедитесь, что расстояние рассчитано как суммарный путь (туда и обратно) и что первый километр корректно исключен для применения нормы 05-01-132-08.
- Корректность выбора базовой нормы: Дважды проверьте, что базовая норма (например, ГЭСН 05-01-132-01) выбрана правильно, исходя из характеристик перемещаемых свай.
- Применение актуальных индексов: Удостоверьтесь, что для пересчета в текущие цены используются самые свежие и официально утвержденные индексы.
- Обоснование объемов: В сметной документации должно быть четкое обоснование объемов по каждой позиции, включая количество единиц по ГЭСН 05-01-132-08, чтобы избежать вопросов при проверке.
- Учет всех затрат: Проверьте, что помимо перемещения, учтены все сопутствующие работы (погрузка, разгрузка, крепление, при необходимости – дополнительные трудозатраты, не учтенные в норме).
Ключевые моменты
-
Норма 05-01-132-08 применяется для учета затрат на каждый последующий километр перемещения стальных свай по воде после первого километра суммарного пути (туда и обратно).
-
Единица измерения нормы — 100 тонн перемещаемых свай.
-
В состав работ входит только "Перемещение на каждый последующий километр", без погрузочно-разгрузочных операций.
-
Основные ресурсы нормы — несамоходные баржи грузоподъемностью 250 т и дизельные буксиры мощностью 221 кВт (300 л.с.), по 2.45 маш.-ч на 100 т.
-
Трудозатраты рабочих-строителей не учтены (0 чел.-ч), трудозатраты машинистов (9.8 чел.-ч) входят в стоимость эксплуатации машин.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-132-08?
Когда применяется ГЭСН 05-01-132-08?
ГЭСН 05-01-132-08 применяется для учета затрат на перемещение стальных свай по воде в закрытой акватории на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно), после того как первый километр учтен соответствующей базовой нормой из группы 05-01-132 (например, ГЭСН 05-01-132-01).
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В самой норме ГЭСН 05-01-132-08 не учтены прямые материальные ресурсы, такие как сами сваи или расходные материалы для их крепления. Норма учитывает только затраты на эксплуатацию машин и механизмов, необходимых для перемещения.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты машинистов в размере 9.8 чел.-ч на 100 тонн перемещаемых свай. Эти затраты являются справочными и уже включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов. Трудозатраты рабочих-строителей (не машинистов) в данной норме составляют 0 чел.-ч.
4 Как правильно рассчитать расстояние для применения нормы?
Как правильно рассчитать расстояние для применения нормы?
Расстояние для применения нормы 05-01-132-08 рассчитывается как суммарный путь (туда и обратно). Из этого суммарного пути необходимо вычесть первый километр, который учитывается базовой нормой. Например, если путь в одну сторону 5 км, то суммарный путь 10 км, и норма 05-01-132-08 будет применена для 9 последующих километров (10 - 1 = 9).
Практические советы
Всегда используйте официальные сборники ГЭСН и актуальные методические указания для обеспечения достоверности данных.
Тщательно проверяйте проектную документацию для определения точной массы свай, расстояния перемещения и типа акватории.
При расчете расстояния всегда учитывайте суммарный путь (туда и обратно) и вычитайте первый километр для применения 05-01-132-08.
Регулярно обновляйте индексы пересчета в текущие цены и применяйте их к нормативным показателям.
Используйте специализированные сметные программы для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
Частые ошибки
Применение нормы 05-01-132-08 для первого километра перемещения вместо соответствующей базовой нормы (например, ГЭСН 05-01-132-01).
Неверное определение суммарного пути, когда не учитывается обратный путь плавучих средств.
Игнорирование необходимости индексации нормативных показателей к текущим ценам, что приводит к некорректной сметной стоимости.
Неправильный выбор базовой нормы из группы 05-01-132, не соответствующей характеристикам перемещаемых свай (массе, длине, типу).