Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-130-05

05-01-130

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: → свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м

Подробное описание
Группа: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: Состав работ: Перемещение свай на первый километр.; Возвращение плавучих средств. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-130
Тип работ
GESN
Трудозатраты
Машинисты: 2.04 чел.-ч (учитываются в стоимости эксплуатации машин); Рабочие: 0 чел.-ч.
Основное назначение
Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т 0.51
Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.) 0.51

Введение

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются фундаментом для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных и специальных строительных работ на территории Российской Федерации. Они служат основой для разработки сметных расчетов (смет) ресурсным и ресурсно-индексным методами, позволяя точно планировать затраты труда, строительных машин и механизмов, а также материальных ресурсов.

Норма ГЭСН 05-01-130-05 относится к разделу "Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов" (Сборник ГЭСН-05). Ее основное назначение — регламентировать затраты, связанные с перемещением по воде железобетонных свай-оболочек определенного типоразмера в условиях закрытой акватории.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 05-01-130-05 предназначена для определения прямых затрат, связанных с транспортировкой железобетонных свай-оболочек по водным путям. Эта норма применяется исключительно для:

  • Перемещения по воде: Сухопутная транспортировка или перемещение по льду не учитываются данной нормой.
  • Закрытой акватории: К таким акваториям относятся внутренние водоемы, защищенные бухты, порты, каналы, где условия судоходства относительно стабильны и отсутствуют значительные волнения, характерные для открытых морей или крупных озер.
  • Первого километра: Норма учитывает затраты на перемещение свай только на первый километр пути. Для последующих километров предусмотрены другие нормы, о которых будет сказано ниже.
  • Железобетонных свай-оболочек: Конкретный тип свай — полые железобетонные конструкции, используемые для устройства фундаментов.
  • Свай-оболочек длиной до 32 м и диаметром до 2 м: Эти параметры являются критически важными для применения нормы. Если размеры свай отличаются, необходимо использовать другие нормы или разрабатывать индивидуальные расценки.

Основные характеристики

  • Код нормы: 05-01-130-05
  • Полное наименование: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м.
  • Единица измерения: 100 м3 свай. Это означает, что норматив расхода ресурсов приведен на каждые 100 кубических метров объема перемещаемых свай-оболочек.
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
  • Категория: 05-01-130 (Свайные работы, выполняемые с плавучих средств).

Техническая информация

Понимание состава работ и необходимых ресурсов, учтенных в норме, критически важно для ее правильного применения и исключения двойного учета или пропуска затрат.

Состав работ по норме

ГЭСН 05-01-130-05 включает в себя два основных технологических процесса, необходимых для перемещения свай-оболочек по воде:

  1. Перемещение свай на первый километр: Эта операция охватывает все действия, связанные с буксировкой или перемещением плавучих средств со сваями от места их погрузки (например, склада или производственной площадки) до места установки или временного хранения в пределах первого километра водного пути. Это может включать:
  • Подготовку плавучих средств (барж, буксиров) к рейсу.
  • Погрузку свай на баржи (если не учтено другими нормами).
  • Швартовку и расшвартовку плавучих средств.
  • Непосредственно буксировку или самоходное перемещение барж со сваями.
  • Маневрирование в акватории.
  1. Возвращение плавучих средств: После доставки свай на место, норма также учитывает затраты на возврат используемых плавучих средств (барж и буксиров) к месту их базирования или следующему месту работы. Это обеспечивает полный цикл использования техники и предотвращает недоучет затрат на холостой ход или перегон.

Важно отметить, что данная норма не включает работы по погрузке/выгрузке свай, их монтажу или демонтажу, а также другие сопутствующие работы, которые должны быть учтены по соответствующим ГЭСН или другим сметным нормативам.

Материалы и ресурсы

В ГЭСН 05-01-130-05 учтены следующие основные материальные и технические ресурсы, необходимые для выполнения работ:

  • Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход 0.51 маш.-ч на 100 м3 свай. Эти баржи используются для непосредственной перевозки свай-оболочек. Их несамоходность означает, что для перемещения им требуется буксир.
  • Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): Расход 0.51 маш.-ч на 100 м3 свай. Буксиры обеспечивают тягу для перемещения барж со сваями, а также для возвращения плавучих средств. Мощность в 221 кВт (300 л.с.) указывает на тип используемого судна.

Обратите внимание, что в ГЭСН указываются нормы расхода ресурсов, а не их стоимость. Стоимость определяется отдельно на основе текущих цен и индексов.

Трудозатраты и время выполнения

В данной норме трудозатраты распределены следующим образом:

  • Затраты труда машинистов: 2.04 чел.-ч на 100 м3 свай. Эти затраты относятся к персоналу, управляющему буксирами и, возможно, баржами (если требуется управление на борту). Важно отметить, что эти затраты, как правило, "справочно, входят в стоимость эксплуатации машин" (ЭМ), то есть их стоимость уже учтена в стоимости машино-часа буксиров и барж, и отдельно начислять их не требуется.
  • Затраты труда рабочих: 0 чел.-ч. Это означает, что основные работы по перемещению свай-оболочек по воде, учтенные данной нормой, полностью механизированы и не требуют прямого участия рабочих-строителей, чьи трудозатраты учитывались бы отдельно. Все необходимые операции выполняются экипажами плавучих средств, чьи затраты включены в стоимость эксплуатации машин.

Средний разряд рабочих для данного раздела (свайные работы) составляет 3.9. Хотя в данной конкретной норме прямые трудозатраты рабочих не учтены, этот показатель важен для общего понимания квалификационных требований к персоналу, задействованному в свайных работах.

Требования к квалификации

Хотя норма 05-01-130-05 не предусматривает прямых трудозатрат рабочих-строителей, подразумевается, что управление сложной плавучей техникой (буксирами, баржами) осуществляется квалифицированным персоналом. Машинисты (операторы) должны обладать соответствующими удостоверениями и опытом работы с водным транспортом и буксировочными операциями в закрытых акваториях. Средний разряд 3.9, указанный для раздела свайных работ, подчеркивает необходимость наличия квалифицированных специалистов для выполнения подобных работ в целом.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 05-01-130-05 требует внимательности к деталям и понимания логики сметного нормирования.

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения нормы ГЭСН 05-01-130-05 в сметных расчетах, сметчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определение объема перемещаемых свай-оболочек: Первым шагом является расчет общего объема железобетонных свай-оболочек, которые необходимо переместить по воде. Объем каждой сваи-оболочки определяется по ее геометрическим размерам (длина и внешний диаметр). Затем суммируется объем всех свай, подлежащих транспортировке. Единица измерения — кубические метры (м3).

  2. Проверка соответствия условиям нормы: Убедитесь, что:

  • Перемещение осуществляется именно по воде.
  • Место проведения работ — закрытая акватория.
  • Длина свай-оболочек не превышает 32 м, а диаметр — 2 м.
  • Расстояние перемещения составляет первый километр. Если расстояние больше, необходимо будет применять дополнительные нормы для последующих километров.
  1. Приведение объема к единице измерения нормы: Поскольку единица измерения нормы 05-01-130-05 составляет 100 м3 свай, рассчитанный общий объем свай необходимо разделить на 100. Полученное значение будет являться физическим объемом работ для применения нормы.
  • Пример: Если общий объем свай составляет 550 м3, то физический объем для нормы будет 550 / 100 = 5.5.
  1. Применение нормы: Умножьте полученный физический объем на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 05-01-130-05 (маш.-ч барж, маш.-ч буксиров, чел.-ч машинистов).

  2. Учет последующих километров (при необходимости): Если расстояние перемещения превышает 1 км, для каждого последующего километра необходимо применять соответствующие нормы из группы 05-01-130, например, ГЭСН 05-01-130-06 и далее, в зависимости от типа и длины свай.

  3. Индексация: ГЭСН содержат ресурсные показатели в базисных ценах (например, 2000 года или 2001 года с дополнениями). Для получения текущей сметной стоимости необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.

Примеры использования

Пример 1: Перемещение свай-оболочек для мостового перехода

Предположим, необходимо переместить 30 железобетонных свай-оболочек длиной 30 м и диаметром 1.5 м по закрытой акватории реки на расстояние 0.8 км от места складирования до строительной площадки.

  1. Расчет объема одной сваи: Объем цилиндрической сваи-оболочки (без учета полости, так как норма измеряется в м3 свай, а не м3 бетона) = π * (диаметр/2)^2 * длина = 3.14 * (1.5/2)^2 * 30 = 3.14 * 0.75^2 * 30 = 3.14 * 0.5625 * 30 ≈ 53.0 м3.
  2. Общий объем свай: 30 свай * 53.0 м3/свая = 1590 м3.
  3. Проверка условий: Длина (30 м < 32 м), диаметр (1.5 м < 2 м), закрытая акватория, первый километр (0.8 км < 1 км). Условия соответствуют норме 05-01-130-05.
  4. Физический объем для нормы: 1590 м3 / 100 м3 = 15.9.
  5. Применение нормы:
  • Баржи: 15.9 * 0.51 маш.-ч = 8.109 маш.-ч
  • Буксиры: 15.9 * 0.51 маш.-ч = 8.109 маш.-ч
  • Машинисты: 15.9 * 2.04 чел.-ч = 32.436 чел.-ч (эти затраты входят в стоимость эксплуатации машин).

Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие стоимости машино-часов и трудозатрат, а также применяются накладные расходы и сметная прибыль, чтобы получить полную сметную стоимость работ.

Особенности и ограничения

  • Закрытая акватория: Норма строго применима только для закрытых акваторий. Перемещение в открытом море, на крупных озерах или реках с сильным течением и волнением требует применения других, более высоких норм или разработки индивидуальных расценок, учитывающих повышенные риски и затраты.
  • Первый километр: Это ключевое ограничение. Если расстояние превышает 1 км, необходимо использовать дополнительные нормы из группы 05-01-130 для каждого последующего километра.
  • Типоразмеры свай-оболочек: Норма четко определяет максимальные размеры свай (длина до 32 м, диаметр до 2 м). Перемещение свай других типов (например, цельных свай) или свай, выходящих за указанные габариты, не может быть учтено по данной норме.
  • Ресурсный характер ГЭСН: Важно помнить, что ГЭСН – это нормы расхода ресурсов, а не стоимости. Для получения текущей стоимости необходимо применять актуальные индексы пересчета и учитывать накладные расходы и сметную прибыль, которые не включены в ГЭСН.
  • Состав работ: Норма охватывает только перемещение свай и возврат плавучих средств. Все подготовительные, погрузочно-разгрузочные, монтажные и другие сопутствующие работы должны быть учтены отдельно по соответствующим нормативам.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-130-05 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение акватории: Одна из наиболее частых ошибок — применение нормы для открытых или полуоткрытых акваторий. Это приводит к занижению сметной стоимости, так как работы в таких условиях требуют более мощной техники, дополнительных мер безопасности и, соответственно, больших затрат.
  • Как избежать: Всегда уточняйте тип акватории по проектной документации или путем запроса у заказчика/проектировщика. При необходимости используйте повышающие коэффициенты или индивидуальные расценки для сложных условий.
  1. Неучет расстояния перемещения: Применение нормы 05-01-130-05 для всего пути перемещения, если он превышает 1 км, является грубой ошибкой.
  • Как избежать: Всегда разбивайте путь на первый километр (по 05-01-130-05) и последующие километры, для которых применяются соответствующие нормы (например, ГЭСН 05-01-130-06 и далее).
  1. Игнорирование типоразмеров свай: Попытка применить норму для свай-оболочек, чьи размеры (длина или диаметр) выходят за установленные пределы, приведет к некорректным расчетам.
  • Как избежать: Тщательно проверяйте проектные данные по размерам свай. При несоответствии ищите подходящие нормы в сборнике ГЭСН-05 или разрабатывайте индивидуальные расценки.
  1. Отсутствие индексации: Использование ресурсных показателей ГЭСН без пересчета в текущие цены.
  • Как избежать: Всегда применяйте актуальные индексы пересчета, утверждаемые уполномоченными органами. Помните, что ГЭСН отражают базисные цены (например, 2000 или 2001 года).
  1. Двойной учет трудозатрат машинистов: Попытка отдельно учесть трудозатраты машинистов, если они уже включены в стоимость эксплуатации машин.
  • Как избежать: Внимательно читайте примечания к норме. В ГЭСН 05-01-130-05 трудозатраты машинистов справочно входят в стоимость эксплуатации машин.

Практические советы

  • Детальное изучение проектной документации: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) в части транспортировки свай. Это поможет определить точные расстояния, тип акватории, габариты свай и используемую технику.
  • Использование актуальных сборников: Убедитесь, что вы используете самую свежую редакцию сборника ГЭСН-05 и всех дополнений к нему. Нормативы регулярно обновляются.
  • Взаимодействие с инженерами: При возникновении сомнений по условиям выполнения работ (например, по типу акватории или специфике перемещения) не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по производству работ.
  • Учет сопутствующих работ: Помните, что ГЭСН 05-01-130-05 покрывает только перемещение и возврат плавучих средств. Все остальные операции (погрузка, выгрузка, строповка, расстроповка, монтаж свай) должны быть учтены по отдельным нормам. Например, работы по погружению свай-оболочек вибропогружателем в закрытой акватории могут быть учтены по нормам из группы ГЭСН 05-01-112.

Связанные нормы

Для полного и корректного учета затрат на перемещение свай-оболочек по воде, а также других свайных работ, сметчику необходимо знать о следующих связанных нормах:

  • ГЭСН 05-01-130-06: Перемещение по воде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-130-01. Эта норма, а также последующие нормы до 05-01-130-10, предназначены для учета затрат на перемещение свай на расстояния, превышающие первый километр. Важно правильно определить, какая из этих норм применяется в дополнение к 05-01-130-05, исходя из конкретных характеристик свай и условий перемещения.
  • ГЭСН 05-01-112: Погружение вибропогружателем в закрытой акватории железобетонных свай-оболочек диаметром до 2 м, длиной до 32 м. Эта норма описывает непосредственно процесс погружения свай-оболочек, который часто следует за их перемещением.
  • ГЭСН 05-01-001: Погружение дизель-молотом копровой установки на базе трактора железобетонных свай. Это общая норма для погружения свай, которая может быть связана с данной нормой в контексте комплексных свайных работ.
  • Общие положения по применению ГЭСН: Этот документ содержит общие правила и коэффициенты, которые могут применяться ко всем нормам, включая 05-01-130-05, для учета различных усложняющих факторов или специфических условий производства работ.

Контрольные моменты

Для обеспечения точности сметных расчетов, сметчику необходимо контролировать следующие аспекты при работе с ГЭСН 05-01-130-05:

  • Соответствие проектным данным: Всегда сверяйте объемы, расстояния, типы и размеры свай с проектной документацией.
  • Актуальность нормативной базы: Используйте только действующие редакции ГЭСН и индексов пересчета.
  • Условия производства работ: Убедитесь, что фактические условия (закрытая акватория, отсутствие сильных течений, отсутствие ледостава) соответствуют условиям применения нормы. В противном случае, рассмотрите возможность применения повышающих коэффициентов или индивидуальных расценок.
  • Полнота учета: Проверьте, что все сопутствующие работы, не учтенные в данной норме (погрузка, выгрузка, монтаж), включены в смету по другим соответствующим нормативам.
  • Экономическая целесообразность: В некоторых случаях, при очень коротких расстояниях или специфических условиях, может быть экономически целесообразнее использовать альтернативные методы перемещения или индивидуальные расчеты, если это обосновано проектом.

Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам избежать ошибок, обеспечить прозрачность и достоверность сметных расчетов, а также оптимизировать затраты на строительные проекты, связанные с перемещением свай-оболочек по воде.

Ключевые моменты

  • Норма 05-01-130-05 применяется для перемещения железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м и диаметром до 2 м.

  • Действие нормы распространяется только на первый километр перемещения по воде.

  • Работы должны выполняться исключительно в закрытой акватории.

  • Состав работ включает перемещение свай и возврат плавучих средств (барж и буксиров).

  • Трудозатраты машинистов учтены в стоимости эксплуатации машин, прямые трудозатраты рабочих не предусмотрены.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-130-05 применяется для определения затрат на перемещение железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м и диаметром до 2 м по воде в закрытой акватории на расстояние до одного километра.

В норме учтены затраты на эксплуатацию несамоходных барж грузоподъемностью 250 т и дизельных буксиров мощностью 221 кВт (300 л.с.), необходимых для перемещения свай и возвращения плавучих средств.

Норма предусматривает 2.04 чел.-ч трудозатрат машинистов на 100 м3 свай, которые справочно входят в стоимость эксплуатации машин. Прямые трудозатраты рабочих-строителей данной нормой не учтены (0 чел.-ч), так как основные операции полностью механизированы.

ГЭСН 05-01-130-05 учитывает перемещение свай только на первый километр пути. Нормы с 05-01-130-06 по 05-01-130-10 предназначены для учета затрат на каждый последующий километр перемещения, дополняя базовую норму для более длинных маршрутов.

Нет, данная норма строго предназначена для применения в закрытых акваториях. Условия открытых водоемов (волнение, течения, навигационные особенности) требуют других подходов к расчету затрат, которые не учтены в 05-01-130-05.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию (ПОС, ППР) для точного определения условий перемещения, расстояний и характеристик свай.

2

Используйте только актуальные редакции сборников ГЭСН и индексов пересчета для обеспечения достоверности сметных расчетов.

3

При необходимости консультируйтесь с инженерами-проектировщиками или специалистами по производству работ для уточнения специфики акватории и условий перемещения.

4

Помните, что ГЭСН 05-01-130-05 покрывает только перемещение и возврат плавучих средств; все остальные операции (погрузка, выгрузка, монтаж) должны быть учтены отдельно.

5

Внимательно проверяйте, что тип акватории соответствует "закрытой акватории", как это определено в нормативных документах.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для перемещения свай в открытых или полуоткрытых акваториях, что приводит к занижению сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Использование нормы 05-01-130-05 для всего расстояния перемещения, если оно превышает один километр, без применения дополнительных норм для последующих километров.

!
Ошибка 3

Неправильная интерпретация типоразмеров свай-оболочек (длина более 32 м или диаметр более 2 м) или применение нормы для других типов свай.

!
Ошибка 4

Отсутствие индексации ресурсных показателей ГЭСН в текущие цены, что искажает реальную стоимость работ.

!
Ошибка 5

Двойной учет трудозатрат машинистов, которые уже включены в стоимость эксплуатации машин по данной норме.

1
05-01-130-06

Перемещение по воде на каждый последующий километр

Применяется для учета перемещения свай на расстояния, превышающие первый километр, в дополнение к норме 05-01-130-05.

2
05-01-112

Погружение вибропогружателем в закрытой акватории железобетонных свай-оболочек

Применяется для учета работ по непосредственному погружению свай-оболочек после их перемещения.

3
05-01-001

Погружение дизель-молотом копровой установки на базе трактора железобетонных свай

Общая норма для погружения свай, может быть связана в контексте комплексных свайных работ.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-130
Тип работ
GESN
Материалы
Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: 0.51; Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): 0.51

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: