Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-131-05

05-01-131

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: → свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м

Подробное описание
Группа: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: Состав работ: Перемещение свай на первый километр.; Возвращение плавучих средств. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-131
Тип работ
GESN
Трудозатраты
3.23 чел.-ч (машинисты) при разряде 3.9
Основное назначение
Перемещение железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда).

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т 0.51
Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.) 0.51

Введение

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения сметной стоимости строительства в Российской Федерации. Они предназначены для расчета потребности в ресурсах: трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальных ресурсах. Нормы ГЭСН обязательны для применения при финансировании строительства за счет средств государственного бюджета, а для частных проектов носят рекомендательный характер.

Норма ГЭСН 05-01-131-05 входит в состав Сборника № 5 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов" ГЭСН-2001. Она регламентирует затраты, связанные с водным перемещением крупногабаритных железобетонных свай-оболочек. Эта норма критически важна для проектов, связанных с морским и речным строительством, таких как возведение портовых сооружений, мостов, причалов, а также объектов, требующих глубокого заложения фундаментов в прибрежных зонах.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 05-01-131-05 предназначена для определения ресурсных затрат на перемещение по воде железобетонных свай-оболочек длиной до 32 метров и диаметром до 2 метров. Ключевым условием применения является выполнение работ у открытого побережья или на открытом рейде. Норма учитывает перемещение на первый километр пути. Для последующих километров предусмотрены другие нормы, о которых будет сказано ниже.

Основная цель применения данной нормы — корректное планирование и учет затрат на логистику крупногабаритных свайных элементов, что позволяет точно формировать сметную документацию и контролировать расходы на этапе строительства.

Основные характеристики

  • Код нормы: 05-01-131-05
  • Полное наименование: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м.
  • Единица измерения: 100 м³ свай. Это означает, что нормативные показатели ресурсов приведены на каждые 100 кубических метров объема перемещаемых свай.
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
  • Категория: 05-01-131 (Перемещение по воде железобетонных свай).

Техническая информация

Детальное понимание состава работ и учтенных ресурсов является фундаментом для правильного применения любой сметной нормы. ГЭСН 05-01-131-05 не исключение, и ее технические параметры четко определяют границы и условия использования.

Состав работ по норме

Согласно технической части сборника ГЭСН 05, норма 05-01-131-05 включает в себя две основные операции, необходимые для выполнения задачи по перемещению свай по воде:

  1. Перемещение свай на первый километр: Эта операция охватывает непосредственно транспортировку железобетонных свай-оболочек от места их погрузки (или начальной точки маршрута) до места выгрузки (или конечной точки первого километра) по водной акватории открытого побережья или рейда. Включает в себя все необходимые маневры и поддержание безопасного режима движения плавучих средств.
  2. Возвращение плавучих средств: После доставки свай на первый километр, норма учитывает затраты на возврат буксиров и барж к месту их базирования или к следующей точке погрузки. Это важный аспект, поскольку холостой ход плавучих средств также требует ресурсов и времени.

Важно отметить, что данная норма не включает в себя работы по погрузке свай на баржи, их выгрузке, а также любые подготовительные или заключительные работы на берегу или в месте установки. Эти операции должны учитываться по другим соответствующим нормам.

Машины и оборудование

Основными ресурсами, учтенными в норме ГЭСН 05-01-131-05, являются плавучие средства, необходимые для водной транспортировки. В частности, норма предусматривает использование следующих машин и механизмов:

  • Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход 0.51 маш.-ч на 100 м³ свай. Эти баржи служат основной платформой для перевозки свай-оболочек. Их несамоходность подразумевает необходимость использования буксиров.
  • Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): Расход 0.51 маш.-ч на 100 м³ свай. Буксиры обеспечивают движение барж с грузом, а также их возвращение. Мощность буксиров (400 л.с.) указывает на их способность работать с тяжелыми грузами в условиях открытого рейда.

Указанные расходы машино-часов отражают среднеотраслевой уровень затрат на эксплуатацию данных видов техники для выполнения предусмотренного комплекса работ.

Трудозатраты

В норме ГЭСН 05-01-131-05 учтены трудозатраты машинистов, управляющих плавучими средствами. Согласно данным, затраты труда машинистов составляют 3.23 чел.-ч на 100 м³ свай. Средний разряд работы для машинистов в данном виде работ обычно составляет 3.9. Прямые трудозатраты рабочих-строителей (не машинистов) в данной норме не предусмотрены, что характерно для работ, где основная часть процесса выполняется машинами и механизмами.

Требования к квалификации

Для выполнения работ, учтенных нормой ГЭСН 05-01-131-05, необходим квалифицированный персонал, в первую очередь, машинисты (судоводители, механики), имеющие соответствующую подготовку и допуски для работы на морских или речных судах в условиях открытого побережья. Их квалификация должна соответствовать требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и профессиональных стандартов.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 05-01-131-05 требует не только знания ее состава, но и понимания алгоритма расчета, а также учета специфических условий и ограничений.

Пошаговый алгоритм расчета

Для определения сметной стоимости работ по перемещению свай-оболочек с использованием ГЭСН 05-01-131-05, сметчику необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема перемещаемых свай: Из проектной документации или ведомости объемов работ необходимо получить общий объем железобетонных свай-оболочек, подлежащих транспортировке. Объем каждой сваи рассчитывается как произведение площади поперечного сечения на ее длину. Суммируются объемы всех свай.
  2. Перевод объема в единицы измерения нормы: Полученный общий объем свай (в м³) необходимо разделить на 100, так как единица измерения нормы — 100 м³ свай. Это даст количество нормативных единиц.
  • Пример: Если необходимо переместить 500 м³ свай, то количество нормативных единиц составит 500 м³ / 100 м³ = 5.
  1. Расчет ресурсных затрат: Умножить количество нормативных единиц на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 05-01-131-05. Это включает машино-часы барж и буксиров, а также человеко-часы машинистов.
  • Пример: Для 5 нормативных единиц:
  • Баржи: 5 * 0.51 маш.-ч = 2.55 маш.-ч
  • Буксиры: 5 * 0.51 маш.-ч = 2.55 маш.-ч
  • Трудозатраты машинистов: 5 * 3.23 чел.-ч = 16.15 чел.-ч
  1. Применение текущих индексов (при ресурсно-индексном методе): Если смета составляется ресурсно-индексным методом, полученные ресурсные показатели умножаются на текущие сметные цены ресурсов и соответствующие индексы пересчета в текущий уровень цен.

Примеры использования

  • Строительство морского причала: При возведении нового причала в открытом море или на значительном удалении от берега, железобетонные сваи-оболочки могут изготавливаться на специализированных заводах на суше. Их доставка к месту установки будет осуществляться по воде. ГЭСН 05-01-131-05 применяется для учета затрат на транспортировку этих свай на первый километр от места погрузки до строительной площадки в акватории.
  • Возведение фундаментов ветроэнергетических установок: Для морских ветропарков, где сваи-оболочки являются частью фундаментных конструкций, их перемещение от береговых баз снабжения до точки установки в море будет калькулироваться с использованием данной нормы для первого километра пути.

Особенности и ограничения

  • Только первый километр: Норма строго ограничена учетом перемещения на первый километр пути. Это ключевое ограничение, которое часто приводит к ошибкам при расчете.
  • Открытое побережье (открытый рейд): Условия применения нормы подразумевают работу в открытых акваториях, где могут быть волнения, течения и другие факторы, характерные для морских или крупных озерных/речных пространств, не защищенных от ветра и волн. Это отличает ее от перемещений в закрытых акваториях или на внутренних водных путях.
  • Тип и размеры свай: Норма применима исключительно для железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м и диаметром до 2 м. Использование для свай других типов (например, забивных, буронабивных) или значительно отличающихся размеров потребует применения других норм или разработки индивидуальных расценок.
  • Не включает погрузочно-разгрузочные работы: Как уже упоминалось, норма не учитывает затраты на погрузку свай на плавучие средства и их последующую выгрузку. Эти работы должны быть учтены отдельно по соответствующим нормам сборника ГЭСН 05 или других сборников.
  • Не учитывает стоимость самих свай: ГЭСН определяет только затраты на перемещение, но не стоимость самих железобетонных свай-оболочек. Стоимость материалов учитывается в сметной документации отдельно.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-131-05 сметчикам важно знать о типичных ошибках, полезных советах и связанных нормах, которые помогут избежать неточностей и оптимизировать процесс составления смет.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение для расстояний более 1 км: Самая распространенная ошибка – попытка применить ГЭСН 05-01-131-05 для всего пути перемещения, если он превышает один километр. Для каждого последующего километра необходимо использовать связанные нормы, такие как ГЭСН 05-01-131-06 и далее по списку.
  2. Игнорирование условий "открытого побережья (открытого рейда)": Норма разработана для специфических условий открытых акваторий. Применение ее для перемещения в защищенных бухтах, реках с малым течением или внутренних водоемах может привести к завышению или занижению затрат. В таких случаях следует искать более подходящие нормы или обосновывать индивидуальные расценки.
  3. Неверное исчисление объема свай: Единица измерения нормы – 100 м³ свай. Ошибки в расчете фактического объема перемещаемых свай или неправильный перевод в нормативные единицы приведут к некорректным результатам. Всегда перепроверяйте исходные данные и расчеты объемов.
  4. Неучет погрузочно-разгрузочных работ: Забывчивость включить в смету затраты на погрузку свай на баржи и их последующую выгрузку является частой ошибкой. Эти работы не входят в состав ГЭСН 05-01-131-05 и должны быть учтены отдельно.

Практические советы

  • Внимательно изучайте проектную документацию: Перед применением нормы убедитесь, что условия перемещения (расстояние, тип акватории, характеристики свай) точно соответствуют описанию нормы. Проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) содержат ключевую информацию.
  • Используйте Методические рекомендации: Для глубокого понимания принципов применения ГЭСН, включая учет оптимальных технологических схем и стандартных условий, обращайтесь к "Методическим рекомендациям по применению сметных норм".
  • Планируйте сопутствующие работы: Всегда учитывайте полный цикл работ, связанных с транспортировкой свай: от их изготовления и складирования до окончательной установки. Это поможет выявить необходимость применения дополнительных норм для погрузки, выгрузки, складирования, монтажа и т.д.
  • Следите за актуальностью нормативов: Сметные нормы периодически обновляются. Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию ГЭСН-2001 и все действующие изменения и дополнения к ней.

Связанные нормы

ГЭСН 05-01-131-05 является частью группы норм, регулирующих перемещение железобетонных свай по воде. Для учета перемещения на расстояния более одного километра используются следующие нормы:

  • ГЭСН 05-01-131-06: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-01 (для свай длиной до 12 м).
  • ГЭСН 05-01-131-07: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-02 (для свай длиной до 20 м).
  • ГЭСН 05-01-131-08: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-03 (для свай длиной до 24 м).
  • ГЭСН 05-01-131-09: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-04 (для свай длиной до 30 м).
  • ГЭСН 05-01-131-10: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-05 (для свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м).

Важно использовать именно ГЭСН 05-01-131-10 в связке с 05-01-131-05 для учета полной протяженности маршрута перемещения свай-оболочек.

Контрольные моменты

Для обеспечения точности сметных расчетов, сметчикам рекомендуется уделять внимание следующим контрольным моментам при применении ГЭСН 05-01-131-05:

  • Проверка соответствия типа и размеров свай: Убедитесь, что перемещаемые сваи являются именно железобетонными сваями-оболочками и их длина/диаметр соответствуют указанным в норме (до 32 м и до 2 м соответственно).
  • Подтверждение условий акватории: Документально подтвердите, что перемещение осуществляется именно у открытого побережья или на открытом рейде. Это может быть отражено в ПОС, ППР или других технических документах.
  • Корректность расчета расстояния: Точно определите расстояние перемещения. Помните, что 05-01-131-05 применяется только для первого километра, а для остальных – соответствующие добавочные нормы.
  • Учет всех сопутствующих работ: Проверьте, учтены ли в смете все необходимые работы, не входящие в данную норму (погрузка, выгрузка, монтаж и т.д.).
  • Применение актуальных индексов пересчета: Убедитесь, что для перевода ресурсных показателей в текущие цены используются актуальные индексы, утвержденные соответствующими органами.

Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам избежать ошибок и обеспечить высокую точность сметной документации при работе с нормой ГЭСН 05-01-131-05.

Ключевые моменты

  • Норма 05-01-131-05 применяется для перемещения железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м и диаметром до 2 м.

  • Действие нормы распространяется только на первый километр пути по воде у открытого побережья (открытого рейда).

  • Состав работ включает перемещение свай и возвращение плавучих средств.

  • В норме учтены машино-часы несамоходных барж (250 т) и дизельных буксиров (294 кВт).

  • Трудозатраты машинистов составляют 3.23 чел.-ч на 100 м³ свай, прямые трудозатраты рабочих-строителей не предусмотрены.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-131-05 применяется для определения ресурсных затрат на перемещение по воде железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м и диаметром до 2 м на первый километр пути у открытого побережья или на открытом рейде.

В данной норме не учтены материалы в прямом смысле (например, цемент, арматура), так как она относится к транспортным работам. Однако учтены ресурсы машин и механизмов, необходимые для выполнения работ: несамоходные баржи грузоподъемностью 250 т и дизельные буксиры мощностью 294 кВт (400 л.с.).

Норма предусматривает трудозатраты машинистов в размере 3.23 чел.-ч на каждые 100 м³ перемещаемых свай. Средний разряд работы для машинистов, выполняющих данный вид работ, составляет 3.9. Трудозатраты рабочих-строителей (не машинистов) в данной норме не учтены.

Для учета перемещения свай на расстояние более одного километра необходимо дополнительно применять связанные нормы из той же группы 05-01-131. В частности, для свай-оболочек, учтенных в 05-01-131-05, для каждого последующего километра пути используется норма ГЭСН 05-01-131-10.

Практические советы

1

Всегда сверяйте условия применения нормы (тип свай, их размеры, тип акватории, расстояние) с проектной документацией (ПОС, ППР) для обеспечения максимальной точности.

2

Для расстояний более 1 км обязательно используйте связанные нормы из группы 05-01-131, в частности ГЭСН 05-01-131-10, для корректного учета всех затрат.

3

Помните, что ГЭСН 05-01-131-05 не включает затраты на погрузку и выгрузку свай. Эти работы должны быть учтены отдельно по соответствующим нормам.

4

Регулярно проверяйте актуальность сметных нормативов и индексов пересчета в текущие цены, чтобы избежать ошибок в расчетах.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для всего расстояния перемещения, если оно превышает один километр, вместо использования добавочных норм для последующих километров.

!
Ошибка 2

Использование нормы для перемещения свай в условиях, отличных от "открытого побережья (открытого рейда)", что может привести к искажению сметной стоимости.

!
Ошибка 3

Неверный расчет объема перемещаемых свай или неправильный перевод в единицы измерения нормы (100 м³).

!
Ошибка 4

Забывчивость включить в смету затраты на погрузочно-разгрузочные работы, которые не учтены в данной норме.

1
05-01-131-06

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-01

Применяется для учета перемещения на последующие километры для свай длиной до 12 м.

2
05-01-131-07

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-02

Применяется для учета перемещения на последующие километры для свай длиной до 20 м.

3
05-01-131-08

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-03

Применяется для учета перемещения на последующие километры для свай длиной до 24 м.

4
05-01-131-09

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-04

Применяется для учета перемещения на последующие километры для свай длиной до 30 м.

5
05-01-131-10

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-05

Ключевая норма для учета перемещения свай-оболочек (длиной до 32 м, диаметром до 2 м) на каждый последующий километр после первого.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-131
Тип работ
GESN
Материалы
Не учтены прямые материалы, только ресурсы машин и механизмов.

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: