Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения сметной стоимости строительства в Российской Федерации. Они предназначены для расчета потребности в ресурсах: трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальных ресурсах. Нормы ГЭСН обязательны для применения при финансировании строительства за счет средств государственного бюджета, а для частных проектов носят рекомендательный характер.
Норма ГЭСН 05-01-131-05 входит в состав Сборника № 5 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов" ГЭСН-2001. Она регламентирует затраты, связанные с водным перемещением крупногабаритных железобетонных свай-оболочек. Эта норма критически важна для проектов, связанных с морским и речным строительством, таких как возведение портовых сооружений, мостов, причалов, а также объектов, требующих глубокого заложения фундаментов в прибрежных зонах.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 05-01-131-05 предназначена для определения ресурсных затрат на перемещение по воде железобетонных свай-оболочек длиной до 32 метров и диаметром до 2 метров. Ключевым условием применения является выполнение работ у открытого побережья или на открытом рейде. Норма учитывает перемещение на первый километр пути. Для последующих километров предусмотрены другие нормы, о которых будет сказано ниже.
Основная цель применения данной нормы — корректное планирование и учет затрат на логистику крупногабаритных свайных элементов, что позволяет точно формировать сметную документацию и контролировать расходы на этапе строительства.
Основные характеристики
- Код нормы: 05-01-131-05
- Полное наименование: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м.
- Единица измерения: 100 м³ свай. Это означает, что нормативные показатели ресурсов приведены на каждые 100 кубических метров объема перемещаемых свай.
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
- Категория: 05-01-131 (Перемещение по воде железобетонных свай).
Техническая информация
Детальное понимание состава работ и учтенных ресурсов является фундаментом для правильного применения любой сметной нормы. ГЭСН 05-01-131-05 не исключение, и ее технические параметры четко определяют границы и условия использования.
Состав работ по норме
Согласно технической части сборника ГЭСН 05, норма 05-01-131-05 включает в себя две основные операции, необходимые для выполнения задачи по перемещению свай по воде:
- Перемещение свай на первый километр: Эта операция охватывает непосредственно транспортировку железобетонных свай-оболочек от места их погрузки (или начальной точки маршрута) до места выгрузки (или конечной точки первого километра) по водной акватории открытого побережья или рейда. Включает в себя все необходимые маневры и поддержание безопасного режима движения плавучих средств.
- Возвращение плавучих средств: После доставки свай на первый километр, норма учитывает затраты на возврат буксиров и барж к месту их базирования или к следующей точке погрузки. Это важный аспект, поскольку холостой ход плавучих средств также требует ресурсов и времени.
Важно отметить, что данная норма не включает в себя работы по погрузке свай на баржи, их выгрузке, а также любые подготовительные или заключительные работы на берегу или в месте установки. Эти операции должны учитываться по другим соответствующим нормам.
Машины и оборудование
Основными ресурсами, учтенными в норме ГЭСН 05-01-131-05, являются плавучие средства, необходимые для водной транспортировки. В частности, норма предусматривает использование следующих машин и механизмов:
- Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход 0.51 маш.-ч на 100 м³ свай. Эти баржи служат основной платформой для перевозки свай-оболочек. Их несамоходность подразумевает необходимость использования буксиров.
- Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): Расход 0.51 маш.-ч на 100 м³ свай. Буксиры обеспечивают движение барж с грузом, а также их возвращение. Мощность буксиров (400 л.с.) указывает на их способность работать с тяжелыми грузами в условиях открытого рейда.
Указанные расходы машино-часов отражают среднеотраслевой уровень затрат на эксплуатацию данных видов техники для выполнения предусмотренного комплекса работ.
Трудозатраты
В норме ГЭСН 05-01-131-05 учтены трудозатраты машинистов, управляющих плавучими средствами. Согласно данным, затраты труда машинистов составляют 3.23 чел.-ч на 100 м³ свай. Средний разряд работы для машинистов в данном виде работ обычно составляет 3.9. Прямые трудозатраты рабочих-строителей (не машинистов) в данной норме не предусмотрены, что характерно для работ, где основная часть процесса выполняется машинами и механизмами.
Требования к квалификации
Для выполнения работ, учтенных нормой ГЭСН 05-01-131-05, необходим квалифицированный персонал, в первую очередь, машинисты (судоводители, механики), имеющие соответствующую подготовку и допуски для работы на морских или речных судах в условиях открытого побережья. Их квалификация должна соответствовать требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и профессиональных стандартов.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-131-05 требует не только знания ее состава, но и понимания алгоритма расчета, а также учета специфических условий и ограничений.
Пошаговый алгоритм расчета
Для определения сметной стоимости работ по перемещению свай-оболочек с использованием ГЭСН 05-01-131-05, сметчику необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение объема перемещаемых свай: Из проектной документации или ведомости объемов работ необходимо получить общий объем железобетонных свай-оболочек, подлежащих транспортировке. Объем каждой сваи рассчитывается как произведение площади поперечного сечения на ее длину. Суммируются объемы всех свай.
- Перевод объема в единицы измерения нормы: Полученный общий объем свай (в м³) необходимо разделить на 100, так как единица измерения нормы — 100 м³ свай. Это даст количество нормативных единиц.
- Пример: Если необходимо переместить 500 м³ свай, то количество нормативных единиц составит 500 м³ / 100 м³ = 5.
- Расчет ресурсных затрат: Умножить количество нормативных единиц на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 05-01-131-05. Это включает машино-часы барж и буксиров, а также человеко-часы машинистов.
- Пример: Для 5 нормативных единиц:
- Баржи: 5 * 0.51 маш.-ч = 2.55 маш.-ч
- Буксиры: 5 * 0.51 маш.-ч = 2.55 маш.-ч
- Трудозатраты машинистов: 5 * 3.23 чел.-ч = 16.15 чел.-ч
- Применение текущих индексов (при ресурсно-индексном методе): Если смета составляется ресурсно-индексным методом, полученные ресурсные показатели умножаются на текущие сметные цены ресурсов и соответствующие индексы пересчета в текущий уровень цен.
Примеры использования
- Строительство морского причала: При возведении нового причала в открытом море или на значительном удалении от берега, железобетонные сваи-оболочки могут изготавливаться на специализированных заводах на суше. Их доставка к месту установки будет осуществляться по воде. ГЭСН 05-01-131-05 применяется для учета затрат на транспортировку этих свай на первый километр от места погрузки до строительной площадки в акватории.
- Возведение фундаментов ветроэнергетических установок: Для морских ветропарков, где сваи-оболочки являются частью фундаментных конструкций, их перемещение от береговых баз снабжения до точки установки в море будет калькулироваться с использованием данной нормы для первого километра пути.
Особенности и ограничения
- Только первый километр: Норма строго ограничена учетом перемещения на первый километр пути. Это ключевое ограничение, которое часто приводит к ошибкам при расчете.
- Открытое побережье (открытый рейд): Условия применения нормы подразумевают работу в открытых акваториях, где могут быть волнения, течения и другие факторы, характерные для морских или крупных озерных/речных пространств, не защищенных от ветра и волн. Это отличает ее от перемещений в закрытых акваториях или на внутренних водных путях.
- Тип и размеры свай: Норма применима исключительно для железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м и диаметром до 2 м. Использование для свай других типов (например, забивных, буронабивных) или значительно отличающихся размеров потребует применения других норм или разработки индивидуальных расценок.
- Не включает погрузочно-разгрузочные работы: Как уже упоминалось, норма не учитывает затраты на погрузку свай на плавучие средства и их последующую выгрузку. Эти работы должны быть учтены отдельно по соответствующим нормам сборника ГЭСН 05 или других сборников.
- Не учитывает стоимость самих свай: ГЭСН определяет только затраты на перемещение, но не стоимость самих железобетонных свай-оболочек. Стоимость материалов учитывается в сметной документации отдельно.
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-131-05 сметчикам важно знать о типичных ошибках, полезных советах и связанных нормах, которые помогут избежать неточностей и оптимизировать процесс составления смет.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение для расстояний более 1 км: Самая распространенная ошибка – попытка применить ГЭСН 05-01-131-05 для всего пути перемещения, если он превышает один километр. Для каждого последующего километра необходимо использовать связанные нормы, такие как ГЭСН 05-01-131-06 и далее по списку.
- Игнорирование условий "открытого побережья (открытого рейда)": Норма разработана для специфических условий открытых акваторий. Применение ее для перемещения в защищенных бухтах, реках с малым течением или внутренних водоемах может привести к завышению или занижению затрат. В таких случаях следует искать более подходящие нормы или обосновывать индивидуальные расценки.
- Неверное исчисление объема свай: Единица измерения нормы – 100 м³ свай. Ошибки в расчете фактического объема перемещаемых свай или неправильный перевод в нормативные единицы приведут к некорректным результатам. Всегда перепроверяйте исходные данные и расчеты объемов.
- Неучет погрузочно-разгрузочных работ: Забывчивость включить в смету затраты на погрузку свай на баржи и их последующую выгрузку является частой ошибкой. Эти работы не входят в состав ГЭСН 05-01-131-05 и должны быть учтены отдельно.
Практические советы
- Внимательно изучайте проектную документацию: Перед применением нормы убедитесь, что условия перемещения (расстояние, тип акватории, характеристики свай) точно соответствуют описанию нормы. Проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) содержат ключевую информацию.
- Используйте Методические рекомендации: Для глубокого понимания принципов применения ГЭСН, включая учет оптимальных технологических схем и стандартных условий, обращайтесь к "Методическим рекомендациям по применению сметных норм".
- Планируйте сопутствующие работы: Всегда учитывайте полный цикл работ, связанных с транспортировкой свай: от их изготовления и складирования до окончательной установки. Это поможет выявить необходимость применения дополнительных норм для погрузки, выгрузки, складирования, монтажа и т.д.
- Следите за актуальностью нормативов: Сметные нормы периодически обновляются. Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию ГЭСН-2001 и все действующие изменения и дополнения к ней.
Связанные нормы
ГЭСН 05-01-131-05 является частью группы норм, регулирующих перемещение железобетонных свай по воде. Для учета перемещения на расстояния более одного километра используются следующие нормы:
- ГЭСН 05-01-131-06: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-01 (для свай длиной до 12 м).
- ГЭСН 05-01-131-07: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-02 (для свай длиной до 20 м).
- ГЭСН 05-01-131-08: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-03 (для свай длиной до 24 м).
- ГЭСН 05-01-131-09: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-04 (для свай длиной до 30 м).
- ГЭСН 05-01-131-10: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-05 (для свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м).
Важно использовать именно ГЭСН 05-01-131-10 в связке с 05-01-131-05 для учета полной протяженности маршрута перемещения свай-оболочек.
Контрольные моменты
Для обеспечения точности сметных расчетов, сметчикам рекомендуется уделять внимание следующим контрольным моментам при применении ГЭСН 05-01-131-05:
- Проверка соответствия типа и размеров свай: Убедитесь, что перемещаемые сваи являются именно железобетонными сваями-оболочками и их длина/диаметр соответствуют указанным в норме (до 32 м и до 2 м соответственно).
- Подтверждение условий акватории: Документально подтвердите, что перемещение осуществляется именно у открытого побережья или на открытом рейде. Это может быть отражено в ПОС, ППР или других технических документах.
- Корректность расчета расстояния: Точно определите расстояние перемещения. Помните, что 05-01-131-05 применяется только для первого километра, а для остальных – соответствующие добавочные нормы.
- Учет всех сопутствующих работ: Проверьте, учтены ли в смете все необходимые работы, не входящие в данную норму (погрузка, выгрузка, монтаж и т.д.).
- Применение актуальных индексов пересчета: Убедитесь, что для перевода ресурсных показателей в текущие цены используются актуальные индексы, утвержденные соответствующими органами.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам избежать ошибок и обеспечить высокую точность сметной документации при работе с нормой ГЭСН 05-01-131-05.
Ключевые моменты
-
Норма 05-01-131-05 применяется для перемещения железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м и диаметром до 2 м.
-
Действие нормы распространяется только на первый километр пути по воде у открытого побережья (открытого рейда).
-
Состав работ включает перемещение свай и возвращение плавучих средств.
-
В норме учтены машино-часы несамоходных барж (250 т) и дизельных буксиров (294 кВт).
-
Трудозатраты машинистов составляют 3.23 чел.-ч на 100 м³ свай, прямые трудозатраты рабочих-строителей не предусмотрены.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-131-05?
Когда применяется ГЭСН 05-01-131-05?
ГЭСН 05-01-131-05 применяется для определения ресурсных затрат на перемещение по воде железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м и диаметром до 2 м на первый километр пути у открытого побережья или на открытом рейде.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В данной норме не учтены материалы в прямом смысле (например, цемент, арматура), так как она относится к транспортным работам. Однако учтены ресурсы машин и механизмов, необходимые для выполнения работ: несамоходные баржи грузоподъемностью 250 т и дизельные буксиры мощностью 294 кВт (400 л.с.).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты машинистов в размере 3.23 чел.-ч на каждые 100 м³ перемещаемых свай. Средний разряд работы для машинистов, выполняющих данный вид работ, составляет 3.9. Трудозатраты рабочих-строителей (не машинистов) в данной норме не учтены.
4 Как учитывать перемещение свай на расстояние более одного километра?
Как учитывать перемещение свай на расстояние более одного километра?
Для учета перемещения свай на расстояние более одного километра необходимо дополнительно применять связанные нормы из той же группы 05-01-131. В частности, для свай-оболочек, учтенных в 05-01-131-05, для каждого последующего километра пути используется норма ГЭСН 05-01-131-10.
Практические советы
Всегда сверяйте условия применения нормы (тип свай, их размеры, тип акватории, расстояние) с проектной документацией (ПОС, ППР) для обеспечения максимальной точности.
Для расстояний более 1 км обязательно используйте связанные нормы из группы 05-01-131, в частности ГЭСН 05-01-131-10, для корректного учета всех затрат.
Помните, что ГЭСН 05-01-131-05 не включает затраты на погрузку и выгрузку свай. Эти работы должны быть учтены отдельно по соответствующим нормам.
Регулярно проверяйте актуальность сметных нормативов и индексов пересчета в текущие цены, чтобы избежать ошибок в расчетах.
Частые ошибки
Применение нормы для всего расстояния перемещения, если оно превышает один километр, вместо использования добавочных норм для последующих километров.
Использование нормы для перемещения свай в условиях, отличных от "открытого побережья (открытого рейда)", что может привести к искажению сметной стоимости.
Неверный расчет объема перемещаемых свай или неправильный перевод в единицы измерения нормы (100 м³).
Забывчивость включить в смету затраты на погрузочно-разгрузочные работы, которые не учтены в данной норме.