Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-131-07 относится к сборнику ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов". Эта норма разработана для определения дополнительных затрат, связанных с водным перемещением строительных материалов, в частности, железобетонных свай, на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после первого километра. , Она является дополнением к базовой норме ГЭСН 05-01-131-02, которая учитывает перемещение свай на первый километр.
Назначение и область применения нормы:
ГЭСН 05-01-131-07 применяется в случаях, когда требуется транспортировка железобетонных свай длиной до 20 м по воде на открытом рейде на расстояние, превышающее один километр. , Она позволяет корректно учесть возрастающие затраты на эксплуатацию водного транспорта (барж и буксиров) по мере увеличения дистанции перевозки. Норма обязательна для применения при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, и носит рекомендательный характер для проектов, финансируемых за счет собственных средств. ,
Основные характеристики:
- Код нормы: 05-01-131-07
- Полное наименование: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-131-02
- Единица измерения: 100 м3 свай.
- Тип работ: ГЭСН (Государственная элементная сметная норма).
- Категория: 05-01-131 (Перемещение по воде).
Техническая информация
Понимание состава работ и ресурсной части нормы 05-01-131-07 является ключевым для ее правильного применения в сметной документации.
Состав работ по норме:
Основным и единственным видом работ, учтенным в данной норме, является "Перемещение на каждый последующий километр". Это означает, что норма покрывает затраты, связанные с движением водного транспорта (барж и буксиров) для перевозки свай на расстояние, превышающее первый километр. Важно отметить, что речь идет о суммарном пути – туда и обратно, что подразумевает возврат судов после доставки груза.
Материалы и ресурсы:
Норма 05-01-131-07 учитывает расход следующих основных ресурсов, необходимых для водного перемещения свай:
- Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: 0.58 маш.-ч на 100 м3 свай. Эти баржи служат основной платформой для транспортировки свай по воде. Их использование на открытом рейде указывает на условия работы в акваториях без прикрытия от волн и ветра, что требует соответствующего оборудования и квалификации персонала.
- Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): 0.58 маш.-ч на 100 м3 свай. Буксиры обеспечивают тягу и маневрирование несамоходных барж. Мощность буксиров (400 л.с.) достаточна для работы с баржами указанной грузоподъемности в условиях открытого рейда.
Обратите внимание, что в ГЭСН указываются только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость. Стоимость определяется на основе текущих цен и индексов пересчета.
Трудозатраты и время выполнения:
В норме ГЭСН 05-01-131-07, как и в базовой норме ГЭСН 05-01-131-02, прямые трудозатраты рабочих-строителей не предусмотрены. Затраты труда машинистов (экипажей буксиров и барж) учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов. Это означает, что при расчете сметы отдельная строка по оплате труда рабочих не добавляется, а стоимость машино-часов уже включает в себя заработную плату операторов и обслуживающего персонала.
Требования к квалификации:
Хотя норма не детализирует требования к квалификации персонала, выполнение работ по водному перемещению свай на открытом рейде требует наличия квалифицированных специалистов. К ним относятся:
- Капитаны и механики буксиров: Должны иметь соответствующие допуски и опыт работы на судах в условиях открытого моря или крупных водоемов.
- Матросы и вспомогательный персонал: Необходимы для обеспечения швартовки, крепления груза и выполнения других вспомогательных операций на барже и буксире.
Все работы должны выполняться в соответствии с правилами безопасности на водном транспорте и требованиями проектной документации.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-131-07 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета всех особенностей проекта.
Пошаговый алгоритм расчета:
- Определение объема перемещаемых свай: В первую очередь необходимо определить общий объем железобетонных свай, подлежащих водной транспортировке, в кубических метрах (м3). Затем этот объем переводится в единицы измерения нормы – 100 м3 свай.
- Определение общей дистанции водного перемещения: Установите общую протяженность маршрута водной транспортировки свай (от пункта погрузки до пункта выгрузки) в километрах. Важно помнить, что норма учитывает суммарный путь "туда и обратно". То есть, если расстояние в одну сторону составляет 5 км, то суммарный путь будет 10 км.
- Применение базовой нормы: Для первого километра суммарного пути применяется базовая норма ГЭСН 05-01-131-02. Эта норма учитывает затраты на перемещение 100 м3 свай на первый километр по воде на открытом рейде.
- Расчет дополнительных километров: Из общей дистанции суммарного пути (туда и обратно) вычитается первый километр. Полученное значение – это количество "последующих километров", на которые будет применяться норма ГЭСН 05-01-131-07.
- Применение нормы 05-01-131-07: Количество последующих километров умножается на норму расхода ресурсов, указанную в ГЭСН 05-01-131-07, для соответствующего объема свай (в 100 м3). Это позволит получить суммарные затраты машино-часов барж и буксиров для дополнительных километров.
Примеры использования:
Пример 1: Перемещение свай на 3 км в одну сторону.
- Объем свай: 500 м3 (что равно 5 единицам по 100 м3).
- Расстояние в одну сторону: 3 км.
- Суммарный путь (туда и обратно): 3 км * 2 = 6 км.
- Шаг 1: Применяем ГЭСН 05-01-131-02 для первого километра суммарного пути (1 км). Расход ресурсов по 05-01-131-02 умножается на 5 (так как 500 м3 = 5 * 100 м3).
- Шаг 2: Определяем количество последующих километров: 6 км (общий путь) - 1 км (первый) = 5 км.
- Шаг 3: Применяем ГЭСН 05-01-131-07 для 5 последующих километров. Расход ресурсов по 05-01-131-07 умножается на 5 (единиц объема) и на 5 (количество последующих километров).
Особенности и ограничения:
- Привязка к базовой норме: ГЭСН 05-01-131-07 всегда применяется только в связке с ГЭСН 05-01-131-02. Недопустимо применять ее самостоятельно, без учета первого километра перемещения.
- Тип груза: Норма предназначена исключительно для перемещения железобетонных свай длиной до 20 м. При транспортировке свай другой длины или других видов грузов следует использовать соответствующие нормы.
- Условия перемещения: Норма учитывает работу на открытом рейде (открытом побережье). При перемещении по рекам, каналам или в закрытых акваториях могут применяться другие нормативы.
- Суммарный путь: Всегда учитывается суммарный путь "туда и обратно", а не только расстояние в одну сторону. Это важно для корректного расчета затрат на эксплуатацию водного транспорта.
Полезная информация
Для эффективного использования ГЭСН 05-01-131-07 сметчикам следует знать о типичных ошибках, полезных советах и связанных нормативах.
Типичные ошибки и как их избежать:
- Применение без базовой нормы: Одна из наиболее частых ошибок – попытка применить ГЭСН 05-01-131-07 без предварительного учета первого километра перемещения по ГЭСН 05-01-131-02. Это приводит к занижению сметной стоимости. Как избежать: Всегда начинайте расчет с базовой нормы для первого километра, а затем добавляйте последующие километры по 05-01-131-07.
- Неправильный расчет расстояния: Игнорирование требования о суммарном пути "туда и обратно" или ошибочное определение дистанции. Как избежать: Внимательно изучайте проектную документацию на предмет расстояний транспортировки и всегда умножайте расстояние в одну сторону на два для получения суммарного пути.
- Применение к несоответствующим грузам: Использование нормы для перемещения других строительных материалов или свай, не соответствующих указанным характеристикам (например, стальных шпунтовых свай или свай длиной более 20 м). Как избежать: Убедитесь, что тип и характеристики перемещаемых свай соответствуют описанию в норме 05-01-131-02, к которой применяется данная добавка.
- Неучет условий работы: Применение нормы для перемещения в условиях, отличных от открытого рейда (например, по внутренним водным путям). Как избежать: Проверяйте условия, указанные в технической части сборника ГЭСН-05, и выбирайте нормы, соответствующие фактическим условиям производства работ.
Практические советы:
- Комплексный подход: Всегда рассматривайте ГЭСН 05-01-131-07 как часть комплексного расчета по перемещению свай, начиная с базовой нормы.
- Детализация в проекте: Убедитесь, что в проектной документации четко указаны объемы перемещаемых свай, тип свай, а также расстояния и условия транспортировки. Это поможет избежать разночтений и ошибок при составлении сметы.
- Использование актуальных редакций: Всегда используйте актуальные редакции ГЭСН и методических указаний по их применению, так как нормативы могут обновляться. ,
- Консультации: В случае сомнений или нестандартных ситуаций не стесняйтесь обращаться за консультациями к опытным сметчикам или в специализированные организации.
Связанные нормы:
ГЭСН 05-01-131-07 является частью группы норм, регулирующих водное перемещение свай. К ним относятся:
- ГЭСН 05-01-131-02: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 20 м". Это базовая норма, к которой добавляются затраты по 05-01-131-07.
- ГЭСН 05-01-131-01: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 12 м".
- ГЭСН 05-01-131-03: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 24 м".
- ГЭСН 05-01-131-04: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 30 м".
- ГЭСН 05-01-131-05: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м".
Также существуют аналогичные нормы для последующих километров, привязанные к другим базовым нормам:
- ГЭСН 05-01-131-06: Добавлять к норме 05-01-131-01.
- ГЭСН 05-01-131-08: Добавлять к норме 05-01-131-03.
- ГЭСН 05-01-131-09: Добавлять к норме 05-01-131-04.
- ГЭСН 05-01-131-10: Добавлять к норме 05-01-131-05.
Контрольные моменты:
При проверке сметной документации, включающей ГЭСН 05-01-131-07, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Обоснованность применения: Убедиться, что водное перемещение свай предусмотрено проектом и соответствует условиям открытого рейда.
- Корректность расчета расстояния: Проверить, что суммарный путь (туда и обратно) рассчитан верно и что первый километр учтен по базовой норме.
- Соответствие типа свай: Удостовериться, что перемещаются именно железобетонные сваи длиной до 20 м, как это предусмотрено нормой 05-01-131-02.
- Наличие базовой нормы: Проверить, что в смете присутствует ГЭСН 05-01-131-02 для первого километра перемещения.
Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов при использовании ГЭСН 05-01-131-07.
Ключевые моменты
-
Норма 05-01-131-07 учитывает дополнительные затраты на водное перемещение свай.
-
Применяется на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после первого.
-
Является дополнением к базовой норме ГЭСН 05-01-131-02 для железобетонных свай до 20 м.
-
Включает в себя затраты на эксплуатацию несамоходных барж и дизельных буксиров.
-
Прямые трудозатраты рабочих не предусмотрены, труд машинистов учтен в стоимости машин.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-131-07?
Когда применяется ГЭСН 05-01-131-07?
ГЭСН 05-01-131-07 применяется для учета дополнительных затрат на водное перемещение железобетонных свай длиной до 20 м на открытом рейде, начиная со второго километра суммарного пути (туда и обратно). Она всегда используется в связке с базовой нормой ГЭСН 05-01-131-02, которая покрывает первый километр перемещения.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 05-01-131-07 учтены затраты на эксплуатацию машин и механизмов, необходимых для водного перемещения. Это "баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т" (0.58 маш.-ч на 100 м3) и "буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.)" (0.58 маш.-ч на 100 м3).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
В ГЭСН 05-01-131-07 прямые трудозатраты рабочих-строителей не предусмотрены. Затраты труда машинистов (операторов буксиров и барж) учтены в стоимости эксплуатации соответствующих машин и механизмов.
4 Как правильно рассчитать расстояние для применения нормы?
Как правильно рассчитать расстояние для применения нормы?
Для применения нормы 05-01-131-07 необходимо рассчитать суммарный путь перемещения свай, который включает расстояние "туда и обратно". Например, если расстояние в одну сторону составляет 5 км, то суммарный путь будет 10 км. Из этого суммарного пути вычитается первый километр, который учитывается по базовой норме ГЭСН 05-01-131-02, а оставшиеся километры тарифицируются по 05-01-131-07.
Практические советы
Всегда используйте ГЭСН 05-01-131-07 в связке с ГЭСН 05-01-131-02, чтобы корректно учесть затраты на весь путь перемещения.
Внимательно изучайте проектную документацию для определения точного объема свай и расстояний транспортировки.
Учитывайте, что норма применяется на 100 м3 свай, поэтому масштабируйте расчет в соответствии с фактическим объемом.
Регулярно проверяйте актуальность редакций ГЭСН и методических указаний для избежания ошибок в расчетах.
Частые ошибки
Применение нормы 05-01-131-07 без учета базовой нормы ГЭСН 05-01-131-02 для первого километра перемещения.
Неправильный расчет суммарного пути, игнорирующий расстояние "туда и обратно".
Использование нормы для перемещения свай, не соответствующих характеристикам (длина, материал) или для других видов грузов.
Применение нормы для условий перемещения, отличных от открытого рейда (например, по внутренним водным путям).