Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-131-01 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по перемещению железобетонных свай в условиях открытого побережья. Данная норма включена в Сборник ГЭСН-2001 (редакции 2009, 2014, 2020 и 2022 годов) "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов", в частности, в его вторую книгу, посвященную свайным работам, выполняемым в морских и речных условиях с плавучих средств.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 05-01-131-01 предназначена для определения потребности в ресурсах, таких как затраты труда машинистов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальные ресурсы, необходимые для перемещения железобетонных свай. Конкретно, эта норма применяется для учета затрат на перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай длиной до 12 м.
Важно отметить, что ГЭСН являются исходными нормативами для разработки единичных расценок федерального (ФЕР), территориального (ТЕР) и отраслевого уровней, а также индивидуальных и укрупненных сметных нормативов. Их применение обязательно для объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета, и носит рекомендательный характер для проектов, финансируемых за счет собственных средств.
Основные характеристики
- Код нормы: 05-01-131-01
- Наименование: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 12 м
- Единица измерения: 100 м3 свай
- Категория: 05-01-131 (Перемещение по воде железобетонных свай у открытого побережья (открытого рейда))
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы)
Техническая информация
Для корректного применения ГЭСН 05-01-131-01 необходимо четко понимать состав работ, учитываемые ресурсы и особенности трудозатрат.
Состав работ по норме
Норма 05-01-131-01 включает в себя полный комплекс основных и вспомогательных операций, необходимых для перемещения свай по воде. В состав работ входят следующие технологические операции:
- Перемещение свай на первый километр. Эта операция охватывает непосредственную транспортировку железобетонных свай от места погрузки до места назначения на расстояние до одного километра.
- Возвращение плавучих средств. После доставки свай плавучие средства (баржи и буксиры) должны вернуться к месту исходной стоянки или следующей погрузки. Затраты на этот возврат также учтены в данной норме.
Важно, что данная норма охватывает только первый километр перемещения. Для учета последующих километров необходимо применять отдельную норму ГЭСН 05-01-131-06.
Материалы и ресурсы
В норме ГЭСН 05-01-131-01 учтены основные машины и механизмы, необходимые для выполнения работ. Материалы, как таковые, в данной норме не предусмотрены, поскольку она описывает услугу по перемещению, а не производство или монтаж. Основные ресурсы, учтенные в норме, включают:
- Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: 4.25 маш.-ч на 100 м3 свай.
- Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): 4.25 маш.-ч на 100 м3 свай.
Эти ресурсы являются ключевыми для осуществления водной транспортировки свай в условиях открытого побережья. Их расход указан на единицу измерения нормы – 100 м3 свай.
Трудозатраты и время выполнения
Одной из важных особенностей ГЭСН 05-01-131-01 является специфика учета трудозатрат. В данной норме:
- Затраты труда машинистов: Учтены справочно и входят в стоимость эксплуатации машин. В зависимости от редакции сборника ГЭСН, эти затраты могут составлять 26,9 чел.-ч (редакция 2009 года) или 21,25 чел.-ч (редакция 2020 года) на 100 м3 свай.
- Трудозатраты рабочих: Прямые трудозатраты рабочих в данной норме не предусмотрены (указано 0 чел.-ч). Это означает, что работы по перемещению свай на барже и буксире выполняются силами машинистов, чьи затраты уже включены в стоимость эксплуатации механизмов.
Время выполнения работ определяется исходя из указанных машино-часов и производительности используемой техники. Для точного расчета времени необходимо учитывать объем перемещаемых свай и количество задействованных плавучих средств.
Требования к квалификации
Поскольку основные работы выполняются с использованием специализированных плавучих средств, к персоналу, задействованному в процессе, предъявляются требования по наличию соответствующей квалификации. Это включает машинистов буксиров и персонал, обслуживающий баржи, которые должны иметь допуски и разрешения для работы на водном транспорте в условиях открытого побережья.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-131-01 требует понимания алгоритма расчета и учета специфических условий.
Пошаговый алгоритм расчета
Для расчета сметной стоимости по норме ГЭСН 05-01-131-01 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определить объем перемещаемых свай: Измерьте общий объем железобетонных свай, подлежащих транспортировке. Объем свай рассчитывается как произведение площади поперечного сечения на их длину. Например, для свай квадратного сечения 0,3х0,3 м и длиной 12 м, объем одной сваи составит 0,3 * 0,3 * 12 = 1,08 м3.
- Привести объем к единице измерения нормы: Поскольку единица измерения нормы – 100 м3, общий объем свай необходимо разделить на 100. Например, если общий объем свай составляет 500 м3, то для расчета по норме это будет 500 / 100 = 5 единиц измерения.
- Определить расстояние перемещения: Убедитесь, что расстояние перемещения не превышает 1 км. Если расстояние больше, то для каждого последующего километра необходимо дополнительно применять норму ГЭСН 05-01-131-06.
- Рассчитать затраты на эксплуатацию машин: Умножьте количество единиц измерения (из шага 2) на нормативный расход машино-часов для барж и буксиров, а затем на текущую стоимость машино-часа каждого механизма. Например, для 5 единиц измерения нормы, расход барж составит 5 * 4.25 = 21.25 маш.-ч, а буксиров – 5 * 4.25 = 21.25 маш.-ч.
- Учесть трудозатраты машинистов: Помните, что затраты труда машинистов уже включены в стоимость эксплуатации машин и не требуют отдельного начисления.
- Применить индексы пересчета: Поскольку ГЭСН содержат прямые затраты в базисных ценах (например, 2000 года), для получения стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета.
Примеры использования
Пример 1: Перемещение 300 м3 свай длиной до 12 м на 0,8 км.
Объем для расчета: 300 м3 / 100 м3 = 3 единицы измерения.
Расход барж: 3 * 4.25 = 12.75 маш.-ч.
Расход буксиров: 3 * 4.25 = 12.75 маш.-ч.
Далее эти машино-часы умножаются на текущие расценки эксплуатации машин и индексируются.
Пример 2: Перемещение 200 м3 свай длиной до 12 м на 2,5 км.
Для первого километра: 200 м3 / 100 м3 = 2 единицы измерения по ГЭСН 05-01-131-01.
Для последующих 1,5 км: необходимо применить ГЭСН 05-01-131-06 для каждого последующего километра (или его части, если методические указания допускают округление). В данном случае, потребуется 2 единицы измерения по ГЭСН 05-01-131-06 (для 2 км суммарного пути туда и обратно, т.е. 1 км туда и 1 км обратно, или 0.5 км туда и 0.5 км обратно, в зависимости от толкования).
Особенности и ограничения
- Тип акватории: Норма строго применима для открытого побережья (открытого рейда). Для перемещения свай в закрытой акватории (например, в портах, внутренних водоемах) следует использовать нормы из таблицы ГЭСН 05-01-130.
- Длина свай: Норма 05-01-131-01 предназначена только для свай длиной до 12 м. Для свай большей длины (до 20 м, до 24 м, до 30 м) или свай-оболочек предусмотрены другие нормы в рамках той же таблицы 05-01-131, например, ГЭСН 05-01-131-02 (для свай до 20 м) или ГЭСН 05-01-131-05 (для свай-оболочек).
- Расстояние: Норма учитывает только первый километр перемещения. Каждый последующий километр требует применения дополнительной нормы ГЭСН 05-01-131-06.
- Комплексность: ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты и предусматривают выполнение полного комплекса основных, вспомогательных и сопутствующих работ.
Полезная информация
Для эффективной работы со сметными нормами важно знать о типичных ошибках и полезных советах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный выбор нормы по типу акватории: Часто сметчики ошибочно применяют ГЭСН 05-01-131-01 для перемещения свай в закрытых акваториях. Всегда проверяйте проектную документацию и условия выполнения работ. Для закрытых акваторий используйте нормы из таблицы ГЭСН 05-01-130.
- Неучет последующих километров перемещения: Распространенная ошибка – применение только базовой нормы 05-01-131-01 для всего расстояния, если оно превышает 1 км. Всегда добавляйте ГЭСН 05-01-131-06 для каждого последующего километра суммарного пути (туда и обратно).
- Неправильное определение длины свай: Использование нормы 05-01-131-01 для свай, длина которых превышает 12 м, приведет к занижению сметной стоимости. Внимательно сверяйте длину свай с диапазонами, указанными в соответствующих нормах таблицы 05-01-131.
- Попытка отдельного учета трудозатрат рабочих: В данной норме прямые трудозатраты рабочих не предусмотрены (0 чел.-ч), а затраты труда машинистов уже включены в стоимость эксплуатации машин. Не пытайтесь добавить их отдельно, это приведет к задвоению затрат.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся логистики и условий транспортировки свай. Уточните тип акватории, точные расстояния и характеристики свай.
- Использование актуальных редакций ГЭСН: Сметные нормы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию ГЭСН (например, ГЭСН-2020 или ГЭСН-2022) и учитываете все изменения и дополнения.
- Применение индексов пересчета: Помните, что ГЭСН отражают базисные цены. Для получения текущей сметной стоимости обязательно применяйте утвержденные индексы пересчета в текущие цены.
- Консультации с экспертами: В случае возникновения сомнений или нестандартных ситуаций не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или специалистам по ценообразованию в строительстве.
Связанные нормы
Для полного понимания контекста применения ГЭСН 05-01-131-01 полезно знать о связанных нормах:
- ГЭСН 05-01-131-06: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-01. Эта норма используется для учета расстояний, превышающих первый километр.
- ГЭСН 05-01-130: Перемещение по воде железобетонных свай и свай-оболочек в закрытой акватории. Применяется, когда транспортировка осуществляется не у открытого побережья, а в закрытых водоемах.
- ГЭСН 05-01-131-02, 05-01-131-03, 05-01-131-04: Аналогичные нормы для перемещения железобетонных свай большей длины (до 20 м, до 24 м, до 30 м соответственно) у открытого побережья.
- ГЭСН 05-01-131-05: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м. Используется для свай-оболочек.
Контрольные моменты
При проверке смет, содержащих ГЭСН 05-01-131-01, обращайте внимание на следующие аспекты:
- Соответствие условиям применения: Убедитесь, что работы действительно выполняются у открытого побережья и длина свай соответствует диапазону до 12 м.
- Корректность объема: Проверьте правильность расчета объема перемещаемых свай и его приведение к единице измерения нормы (100 м3).
- Учет расстояния: Обязательно проверьте, учтены ли последующие километры перемещения с использованием ГЭСН 05-01-131-06, если это требуется по проекту.
- Отсутствие задвоений: Убедитесь, что трудозатраты рабочих не начислены отдельно, так как они не предусмотрены данной нормой.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам точно и обоснованно применять ГЭСН 05-01-131-01 в своей работе, избегая ошибок и обеспечивая достоверность сметных расчетов.
Ключевые моменты
-
Норма применяется для перемещения железобетонных свай длиной до 12 м.
-
Охватывает первый километр пути по открытому побережью (открытому рейду).
-
Включает перемещение свай и возвращение плавучих средств.
-
Учитывает использование несамоходных барж (250 т) и дизельных буксиров (294 кВт).
-
Трудозатраты рабочих не учтены напрямую, только затраты труда машинистов в составе эксплуатации машин.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-131-01?
Когда применяется ГЭСН 05-01-131-01?
ГЭСН 05-01-131-01 применяется для определения затрат на перемещение железобетонных свай длиной до 12 метров по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда).
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие основные ресурсы: баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т, и буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.). Материалы, как таковые, в данной норме не предусмотрены.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
В норме предусмотрены затраты труда машинистов (21,25 чел.-ч для редакции 2020 г. или 26,9 чел.-ч для редакции 2009 г.), которые уже включены в стоимость эксплуатации машин. Прямые трудозатраты рабочих в данной норме не учтены (0 чел.-ч).
4 Как учитывается перемещение на расстояние более одного километра?
Как учитывается перемещение на расстояние более одного километра?
Для каждого последующего километра перемещения суммарного пути (туда и обратно) необходимо дополнительно применять норму ГЭСН 05-01-131-06.
Практические советы
Всегда тщательно проверяйте тип акватории (открытое побережье/рейд) в проектной документации перед применением нормы.
Внимательно сверяйте длину перемещаемых свай с диапазоном "до 12 м", указанным в норме, и используйте соответствующие нормы для других длин.
При перемещении на расстояния более 1 км обязательно добавляйте норму ГЭСН 05-01-131-06 для каждого последующего километра пути.
Помните, что ГЭСН являются базисными нормами и требуют применения индексов пересчета для получения текущей сметной стоимости.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы для закрытых акваторий вместо открытого побережья (для закрытых акваторий используется ГЭСН 05-01-130).
Неучет последующих километров перемещения, что приводит к занижению сметной стоимости (необходимо применять ГЭСН 05-01-131-06).
Ошибочное применение нормы для свай длиной более 12 м (для свай большей длины предусмотрены другие нормы в таблице 05-01-131).
Попытка отдельного начисления трудозатрат рабочих, которые не предусмотрены данной нормой и приводят к задвоению затрат.