Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) представляют собой основу для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных и специальных строительных работ. Они служат исходными нормативами для разработки единичных расценок и используются для составления смет ресурсным и ресурсно-индексным методами.
Норма ГЭСН 05-01-131-06 относится к Сборнику ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов", а именно к подразделу 1.3 "Свайные работы, выполняемые в морских условиях с плавучих средств".
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 05-01-131-06 предназначена для учета дополнительных затрат на перемещение железобетонных свай по воде у открытого побережья (открытого рейда) на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно). Эта норма применяется как добавочная к базовым нормам, которые учитывают перемещение на первый километр. К таким базовым нормам относятся ГЭСН 05-01-131-01, ГЭСН 05-01-131-02, ГЭСН 05-01-131-03, ГЭСН 05-01-131-04 и ГЭСН 05-01-131-05, которые различаются длиной перемещаемых свай.
Основное назначение данной нормы — обеспечить точный расчет затрат на логистику и транспортировку свайных элементов по водным путям, что является критически важным при строительстве гидротехнических сооружений, мостов, причалов и других объектов, требующих перемещения крупногабаритных железобетонных конструкций по воде. Норма учитывает специфику работы на открытом рейде, где требуются специализированные плавучие средства.
Основные характеристики
- Код нормы: 05-01-131-06
- Полное наименование: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-131-01.
- Единица измерения: 100 м3 свай. Это означает, что нормативные показатели ресурсов приведены на каждые 100 кубических метров перемещаемых свай.
- Категория работ: 05-01-131 "Перемещение по воде железобетонных свай у открытого побережья (открытого рейда)".
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
Техническая информация
Состав работ по норме
Состав работ по норме ГЭСН 05-01-131-06 включает в себя одну основную операцию: "Перемещение на каждый последующий километр". Это подразумевает комплекс мероприятий, связанных с буксировкой барж с железобетонными сваями по водной акватории. Хотя в составе работ указана только одна операция, она охватывает все необходимые действия для обеспечения безопасного и эффективного перемещения груза на заданное расстояние после первого километра пути. Это включает в себя:
- Поддержание заданного курса и скорости движения буксирного каравана.
- Контроль за состоянием груза (свай) на барже в процессе перемещения.
- Маневрирование плавучих средств в условиях открытого рейда.
- Обеспечение безопасности судоходства.
Материалы и ресурсы
В норме ГЭСН 05-01-131-06 учтены следующие основные машины и оборудование, необходимые для выполнения работ:
- Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: 1.14 маш.-ч. Эти баржи служат основной платформой для транспортировки железобетонных свай. Их несамоходность означает, что для перемещения им требуются буксиры.
- Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): 1.14 маш.-ч. Буксиры обеспечивают тяговое усилие для перемещения барж с грузом. Указанная мощность (400 л.с.) свидетельствует о способности буксиров работать с тяжелыми грузами в условиях открытого рейда.
Важно отметить, что в ГЭСН указываются только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость в рублях. Стоимость определяется отдельно с учетом текущих цен и индексов пересчета.
Трудозатраты и время выполнения
Для нормы ГЭСН 05-01-131-06 предусмотрены следующие трудозатраты:
- Затраты труда машинистов: 5.7 чел.-ч на 100 м3 перемещаемых свай.
Затраты труда рабочих-строителей для данной нормы не указываются отдельно, поскольку основная работа выполняется машинами и механизмами, а труд машинистов уже учтен в стоимости эксплуатации машин.
Требования к квалификации
Средний разряд работы для группы норм 05-01-131, к которой относится ГЭСН 05-01-131-06, составляет 3.9. Это означает, что для выполнения работ, предусмотренных данной нормой, требуются машинисты и вспомогательный персонал, обладающие соответствующей квалификацией и опытом работы с плавучими средствами и буксировкой грузов в условиях открытого рейда. Квалификация персонала должна обеспечивать безопасное и эффективное выполнение операций по перемещению свай.
Практическое применение
Правильное применение нормы ГЭСН 05-01-131-06 требует понимания ее взаимосвязи с базовыми нормами и особенностей расчета расстояния.
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСН 05-01-131-06 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема перемещаемых свай: Из проектной документации или технического задания необходимо получить общий объем железобетонных свай, подлежащих перемещению по воде. Этот объем должен быть выражен в кубических метрах (м3).
- Определение общего расстояния перемещения: Учитывается суммарный путь (туда и обратно) в километрах. Например, если расстояние от пункта А до пункта Б составляет 5 км, то суммарный путь туда и обратно будет 10 км.
- Применение базовой нормы для первого километра: Для первого километра перемещения (суммарного пути) необходимо применить одну из базовых норм таблицы 05-01-131, в зависимости от длины перемещаемых свай. Например, для свай длиной до 12 м применяется ГЭСН 05-01-131-01.
- Расчет количества последующих километров: Из общего суммарного пути вычитается первый километр. Полученное значение и будет количеством "последующих километров", на которые применяется ГЭСН 05-01-131-06.
- Применение ГЭСН 05-01-131-06: Норма 05-01-131-06 применяется на каждый последующий километр. Поскольку единица измерения нормы — 100 м3, необходимо привести объем перемещаемых свай к этой единице. Например, если объем свай 250 м3, то это 2.5 единиц измерения нормы.
- Итоговый расчет: Умножить нормативные показатели ресурсов (маш.-ч, чел.-ч) из ГЭСН 05-01-131-06 на количество последующих километров и на количество единиц измерения объема (в сотнях м3).
Примеры использования
Пример 1: Перемещение свай на короткое расстояние
Предположим, необходимо переместить 300 м3 железобетонных свай длиной до 12 м на суммарное расстояние 3 км (1.5 км в одну сторону и 1.5 км обратно) у открытого побережья.
- Шаг 1: Объем свай = 300 м3.
- Шаг 2: Суммарное расстояние = 3 км.
- Шаг 3: Для первого километра применяется ГЭСН 05-01-131-01.
- Шаг 4: Количество последующих километров = 3 км - 1 км = 2 км.
- Шаг 5: Количество единиц измерения нормы (100 м3) = 300 м3 / 100 м3 = 3.
- Шаг 6: Расчет по ГЭСН 05-01-131-06:
- Затраты труда машинистов: 5.7 чел.-ч/100 м3/км * 2 км * 3 (ед. изм.) = 34.2 чел.-ч.
- Машино-часы барж: 1.14 маш.-ч/100 м3/км * 2 км * 3 (ед. изм.) = 6.84 маш.-ч.
- Машино-часы буксиров: 1.14 маш.-ч/100 м3/км * 2 км * 3 (ед. изм.) = 6.84 маш.-ч.
К этим значениям необходимо добавить ресурсы, рассчитанные по ГЭСН 05-01-131-01 для первого километра.
Пример 2: Перемещение свай-оболочек на большое расстояние
Необходимо переместить 500 м3 свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м, на суммарное расстояние 10 км.
- Шаг 1: Объем свай = 500 м3.
- Шаг 2: Суммарное расстояние = 10 км.
- Шаг 3: Для первого километра применяется ГЭСН 05-01-131-05.
- Шаг 4: Количество последующих километров = 10 км - 1 км = 9 км.
- Шаг 5: Количество единиц измерения нормы (100 м3) = 500 м3 / 100 м3 = 5.
- Шаг 6: Расчет по ГЭСН 05-01-131-06 (хотя для 05-01-131-05 применяется ГЭСН 05-01-131-10, для примера используем 05-01-131-06 для демонстрации принципа):
- Затраты труда машинистов: 5.7 чел.-ч/100 м3/км * 9 км * 5 (ед. изм.) = 256.5 чел.-ч.
- Машино-часы барж: 1.14 маш.-ч/100 м3/км * 9 км * 5 (ед. изм.) = 51.3 маш.-ч.
- Машино-часы буксиров: 1.14 маш.-ч/100 м3/км * 9 км * 5 (ед. изм.) = 51.3 маш.-ч.
Особенности и ограничения
- Аддитивный характер: ГЭСН 05-01-131-06 является добавочной нормой и не может применяться самостоятельно. Она всегда дополняет одну из базовых норм таблицы 05-01-131, которые учитывают первый километр перемещения.
- Суммарный путь: Расчет ведется исходя из суммарного пути перемещения (туда и обратно), а не только в одну сторону.
- Тип груза: Норма предназначена исключительно для перемещения железобетонных свай и свай-оболочек.
- Условия работы: Применяется для работ, выполняемых в морских и речных условиях с плавучих средств, в частности, у открытого побережья (открытого рейда).
- Обязательность применения: ГЭСН обязательны для объектов, финансируемых из государственного бюджета, и носят рекомендательный характер для частных строек.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Применение нормы без базовой: Одна из наиболее частых ошибок – попытка применить ГЭСН 05-01-131-06 без предварительного учета первого километра перемещения по соответствующей базовой норме (например, ГЭСН 05-01-131-01).
- Как избежать: Всегда начинайте расчет с определения базовой нормы для первого километра, а затем используйте 05-01-131-06 для последующих.
- Неправильный учет расстояния: Расчет только в одну сторону вместо суммарного пути (туда и обратно).
- Как избежать: Внимательно читайте наименование нормы, где четко указано "суммарного пути (туда и обратно)". Удваивайте расстояние, если оно указано только в одном направлении.
- Игнорирование единицы измерения: Неправильное приведение объема свай к единице измерения нормы (100 м3).
- Как избежать: Всегда делите общий объем свай на 100, чтобы получить корректное количество единиц измерения для расчета.
- Применение для других видов грузов: Попытка использовать норму для перемещения иных строительных материалов или конструкций, не являющихся железобетонными сваями.
- Как избежать: Четко следуйте назначению нормы, которая специфична для железобетонных свай.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, чтобы точно определить объем свай, расстояние перемещения и условия выполнения работ (открытый рейд, тип свай).
- Использование актуальных редакций: Всегда используйте актуальные редакции ГЭСН, так как нормативы могут обновляться.
- Комплексный подход: Помните, что ГЭСН 05-01-131-06 является частью более широкого комплекса работ по свайным фундаментам. Учитывайте все сопутствующие нормы, такие как нормы на погружение свай, подготовку площадки и т.д.
- Консультации: В случае возникновения сомнений или нестандартных ситуаций не стесняйтесь обращаться за консультациями к опытным сметчикам или в профильные организации.
Связанные нормы
ГЭСН 05-01-131-06 тесно связана с другими нормами таблицы 05-01-131, которые являются базовыми для первого километра перемещения, а также с аналогичными добавочными нормами для других базовых расценок:
- ГЭСН 05-01-131-01: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 12 м
- ГЭСН 05-01-131-02: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 20 м
- ГЭСН 05-01-131-03: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 24 м
- ГЭСН 05-01-131-04: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 30 м
- ГЭСН 05-01-131-05: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м
- ГЭСН 05-01-131-07: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-02
- ГЭСН 05-01-131-08: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-03
- ГЭСН 05-01-131-09: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-04
- ГЭСН 05-01-131-10: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-131-05
Контрольные моменты
При работе с ГЭСН 05-01-131-06 и связанными с ней нормами, сметчикам следует уделять особое внимание следующим контрольным моментам:
- Соответствие проектной документации: Все расчеты должны строго соответствовать данным, указанным в проекте строительства, включая объемы, типы свай и расстояния перемещения.
- Актуальность нормативов: Убедитесь, что используются самые последние редакции ГЭСН, утвержденные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
- Проверка расчетов: Двойная проверка всех арифметических операций, особенно при умножении на количество километров и единиц измерения, поможет избежать ошибок.
- Учет всех факторов: Помните, что ГЭСН учитывают среднеотраслевые затраты. В случае особых условий (например, стесненные условия, сложные погодные условия), могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями сборников ГЭСН.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам точно и обоснованно применять норму ГЭСН 05-01-131-06, обеспечивая достоверность сметных расчетов и минимизируя риски возникновения разногласий в процессе реализации проекта.
Ключевые моменты
-
Норма 05-01-131-06 является добавочной и применяется после базовой нормы для первого километра перемещения.
-
Учитывает затраты на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) для перемещения железобетонных свай по воде.
-
Единица измерения нормы – 100 м3 свай.
-
Включает в себя машино-часы барж и буксиров, а также трудозатраты машинистов.
-
Применяется для свайных работ, выполняемых в морских и речных условиях с плавучих средств у открытого побережья (открытого рейда).
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-131-06?
Когда применяется ГЭСН 05-01-131-06?
ГЭСН 05-01-131-06 применяется для учета затрат на перемещение железобетонных свай по воде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после первого километра. Она всегда используется в дополнение к одной из базовых норм таблицы 05-01-131 (например, ГЭСН 05-01-131-01), которые учитывают первый километр перемещения.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 05-01-131-06 учтены машино-часы использования следующих ресурсов: баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т (1.14 маш.-ч) и буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.) (1.14 маш.-ч). Сами перемещаемые сваи не являются материалом, учтенным в данной норме, так как это предмет перемещения.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСН 05-01-131-06 предусматривает затраты труда машинистов в размере 5.7 чел.-ч на каждые 100 м3 перемещаемых свай на каждый последующий километр. Затраты труда рабочих-строителей отдельно не выделяются, так как основная работа выполняется машинами.
4 Как правильно рассчитать расстояние для применения нормы?
Как правильно рассчитать расстояние для применения нормы?
Расстояние для применения нормы ГЭСН 05-01-131-06 рассчитывается как суммарный путь "туда и обратно". Например, если расстояние от точки погрузки до точки выгрузки составляет 5 км, то суммарный путь будет 10 км. Норма применяется на каждый последующий километр после первого, который учитывается базовой нормой.
Практические советы
Всегда начинайте с определения базовой нормы (например, ГЭСН 05-01-131-01) для первого километра перемещения, а затем применяйте ГЭСН 05-01-131-06 для всех последующих километров.
Тщательно проверяйте проектную документацию для точного определения объемов свай и расстояний перемещения, учитывая суммарный путь.
Пересчитывайте объем свай в единицы измерения нормы (100 м3) перед применением нормативных показателей.
Используйте только актуальные редакции ГЭСН для обеспечения достоверности сметных расчетов.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы без учета базовой расценки для первого километра перемещения.
Ошибка в расчете расстояния, когда учитывается только путь в одну сторону, а не суммарный путь (туда и обратно).
Неверное приведение объема перемещаемых свай к единице измерения нормы (100 м3), что приводит к некорректным расчетам ресурсов.
Использование данной нормы для перемещения других видов грузов, не являющихся железобетонными сваями.