Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-131-10

05-01-131

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-131-05

Подробное описание
Группа: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: Состав работ: Перемещение на каждый последующий километр. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-131
Тип работ
GESN
Трудозатраты
0 чел.-ч рабочих, 0.7 чел.-ч машинистов (в составе ЭМ)
Основное назначение
На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-131-05

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т 0.14
Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.) 0.14

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-131-10 играет важную роль в сметном нормировании строительных работ, связанных с перемещением крупногабаритных конструкций по воде. Данная норма относится к Сборнику ГЭСН-2001, Часть 5 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов" и предназначена для определения дополнительных затрат на транспортировку железобетонных свай по воде на открытом побережье (открытом рейде) на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно).

ГЭСН являются основой для расчета потребности в ресурсах – трудозатратах рабочих и машинистов, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальных ресурсах. Они обязательны к применению для объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств государственного бюджета, и носят рекомендательный характер для частных проектов.

Норма 05-01-131-10 является добавочной и применяется в связке с базовыми нормами, такими как ГЭСН 05-01-131-05, а также ГЭСН 05-01-131-01, ГЭСН 05-01-131-02, ГЭСН 05-01-131-03, ГЭСН 05-01-131-04, которые учитывают перемещение свай на первый километр. Единицей измерения для данной нормы является 100 м3 свай, что подчеркивает ее применение к объемным перевозкам.

Техническая информация

Состав работ по норме

Основным и единственным составом работ, учтенным в ГЭСН 05-01-131-10, является "Перемещение на каждый последующий километр". Это означает, что норма покрывает затраты, возникающие исключительно из-за увеличения расстояния транспортировки после первого километра, который уже учтен в соответствующих базовых нормах (05-01-131-01 – 05-01-131-05). Важно отметить, что речь идет о "суммарном пути (туда и обратно)", что подразумевает учет как пути с грузом, так и обратного порожнего пробега плавучих средств.

Материалы и ресурсы

В норме ГЭСН 05-01-131-10 учтены следующие материальные ресурсы, необходимые для обеспечения процесса перемещения:

  • Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: расход 0.14 на 100 м3 свай на каждый последующий километр суммарного пути. Эти баржи служат основной платформой для перевозки железобетонных свай.
  • Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): расход 0.14 на 100 м3 свай на каждый последующий километр суммарного пути. Буксиры обеспечивают тягу и маневрирование несамоходных барж в условиях открытого рейда.

Данные ресурсы отражают специфику водной транспортировки крупногабаритных строительных элементов, требующей специализированного флота.

Трудозатраты и время выполнения

Особенностью нормы ГЭСН 05-01-131-10 является то, что она не предусматривает прямых трудозатрат рабочих-строителей. Согласно официальным данным, затраты труда рабочих-строителей по данной норме составляют 0 чел.-ч. Это объясняется тем, что основные операции по погрузке, выгрузке и закреплению груза, а также первоначальное перемещение, учтены в базовых нормах (например, в ГЭСН 05-01-131-05, где затраты труда рабочих-строителей составляют 3,09 чел.-ч при среднем разряде 3,9).

Однако, в норме 05-01-131-10 учтены затраты труда машинистов, которые входят в стоимость эксплуатации машин и составляют 0,7 чел.-ч на 100 м3 свай на каждый последующий километр. Это логично, поскольку увеличение расстояния транспортировки напрямую связано с увеличением времени работы машинистов буксиров.

Требования к квалификации

Поскольку прямые трудозатраты рабочих-строителей в данной норме отсутствуют, специфические требования к их квалификации не устанавливаются. Однако, для машинистов буксиров и персонала, обслуживающего баржи, требуются соответствующие допуски и квалификация для работы на водном транспорте, особенно в условиях открытого рейда. Эти требования, как правило, определяются общими правилами эксплуатации водного транспорта и не детализируются в сметных нормах.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 05-01-131-10 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических условий транспортировки.

Пошаговый алгоритм расчета

Для расчета затрат по норме ГЭСН 05-01-131-10 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение общего объема перемещаемых свай: Измерьте или получите из проектной документации общий объем железобетонных свай, подлежащих транспортировке, в кубических метрах (м3).
  2. Определение общей дальности перемещения: Установите полную дальность транспортировки свай по воде в километрах, учитывая "суммарный путь (туда и обратно)". Если расстояние в одну сторону составляет, например, 5 км, то суммарный путь будет 10 км. Дальность перемещения грунта принимается по проектным данным.
  3. Выделение расстояния для добавочной нормы: Из общей дальности перемещения вычтите первый километр суммарного пути. Этот первый километр уже учтен в базовых нормах (05-01-131-01 – 05-01-131-05). Например, если суммарный путь составляет 10 км, то для применения нормы 05-01-131-10 остается 9 км (10 км - 1 км).
  4. Расчет количества единиц измерения: Разделите общий объем свай на 100 м3, чтобы получить количество единиц измерения нормы. Например, для 500 м3 свай это будет 5 единиц измерения (500 м3 / 100 м3).
  5. Применение нормы: Умножьте количество единиц измерения на расход ресурсов, указанный в норме 05-01-131-10, и на количество "последующих" километров. Это даст общее количество машино-часов барж и буксиров, а также человеко-часов машинистов, необходимых для данной транспортировки.

Примеры использования

Пример 1: Перемещение свай на небольшое расстояние

Предположим, необходимо перевезти 300 м3 железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м на расстояние 3 км (в одну сторону) по открытому рейду.

  • Объем свай: 300 м3.
  • Суммарный путь: 3 км (туда) + 3 км (обратно) = 6 км.
  • Единицы измерения: 300 м3 / 100 м3 = 3 ед. изм.
  • Базовая норма: Для первого километра суммарного пути (1 км) применяется ГЭСН 05-01-131-05.
  • Добавочная норма: Для оставшихся 5 км (6 км - 1 км) применяется ГЭСН 05-01-131-10.

Расчет ресурсов по ГЭСН 05-01-131-10 для 5 км и 3 ед. изм.:

  • Баржи: 0.14 маш.-ч/ед. изм./км * 3 ед. изм. * 5 км = 2.1 маш.-ч
  • Буксиры: 0.14 маш.-ч/ед. изм./км * 3 ед. изм. * 5 км = 2.1 маш.-ч
  • Машинисты: 0.7 чел.-ч/ед. изм./км * 3 ед. изм. * 5 км = 10.5 чел.-ч

Пример 2: Перемещение свай на значительное расстояние

Необходимо перевезти 800 м3 железобетонных свай длиной до 20 м на расстояние 15 км (в одну сторону) по открытому рейду.

  • Объем свай: 800 м3.
  • Суммарный путь: 15 км (туда) + 15 км (обратно) = 30 км.
  • Единицы измерения: 800 м3 / 100 м3 = 8 ед. изм.
  • Базовая норма: Для первого километра суммарного пути (1 км) применяется ГЭСН 05-01-131-02.
  • Добавочная норма: Для оставшихся 29 км (30 км - 1 км) применяется ГЭСН 05-01-131-10.

Расчет ресурсов по ГЭСН 05-01-131-10 для 29 км и 8 ед. изм.:

  • Баржи: 0.14 маш.-ч/ед. изм./км * 8 ед. изм. * 29 км = 32.48 маш.-ч
  • Буксиры: 0.14 маш.-ч/ед. изм./км * 8 ед. изм. * 29 км = 32.48 маш.-ч
  • Машинисты: 0.7 чел.-ч/ед. изм./км * 8 ед. изм. * 29 км = 162.4 чел.-ч

Особенности и ограничения

  • Тип груза: Норма строго предназначена для перемещения железобетонных свай и свай-оболочек. Применение ее для других видов грузов (например, грунта, как в ГЭСН 44-01-009-11) недопустимо без соответствующего обоснования или корректировки.
  • Условия транспортировки: Норма применима только для перемещения по воде на "открытом побережье (открытом рейде)". Это исключает применение для внутренних водоемов, рек с ограниченной акваторией или закрытых гаваней, где могут действовать другие нормы или коэффициенты.
  • Суммарный путь: Критически важно всегда учитывать суммарный путь (туда и обратно), а не только расстояние в одну сторону. Это является распространенной ошибкой в сметных расчетах.
  • Добавочный характер: Помните, что эта норма всегда применяется дополнительно к базовой норме на первый километр. Нельзя применять ее для первого километра или как единственную норму для всей транспортировки.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильный учет расстояния: Самая частая ошибка – учет только расстояния в одну сторону вместо "суммарного пути (туда и обратно)". Это приводит к занижению затрат в два раза. Всегда удваивайте расстояние в одну сторону для получения суммарного пути.
  2. Применение нормы для первого километра: ГЭСН 05-01-131-10 является добавочной. Первый километр перемещения всегда учитывается по соответствующим базовым нормам (05-01-131-01 – 05-01-131-05). Игнорирование этого правила приведет к некорректному расчету.
  3. Применение к другим видам грузов: Норма разработана специально для железобетонных свай. Использование ее для транспортировки других материалов (например, песка, щебня, оборудования) является методологической ошибкой. Для других грузов существуют отдельные нормы, например, в сборнике ГЭСН-2001-44 "Подводно-технические работы" для транспортировки грунта баржами.
  4. Игнорирование условий "открытого рейда": Норма учитывает специфику работы на открытом побережье. При транспортировке в закрытых акваториях, реках или каналах могут применяться другие нормы или поправочные коэффициенты, учитывающие стесненность условий.
  5. Неверное округление: При расчете количества километров для добавочной нормы, если остаток пути составляет до 1 км, он округляется до полного километра для применения нормы. Например, если осталось 0.5 км, это все равно считается как 1 км для расчета по данной норме.

Практические советы

  • Внимательно читайте техническую часть сборника: Перед началом работы с нормами ГЭСН всегда изучайте общие положения и техническую часть соответствующего сборника. Это поможет избежать многих ошибок и понять контекст применения норм.
  • Используйте проектные данные: Дальность перемещения, объем груза и тип свай должны быть четко обоснованы в проектной документации или проекте организации строительства (ПОС).
  • Разделяйте расчеты: Четко разделяйте расчеты для первого километра (по базовым нормам) и для последующих километров (по 05-01-131-10). Это упростит проверку и минимизирует ошибки.
  • Контролируйте состав работ: Убедитесь, что состав работ по норме соответствует фактически выполняемым операциям. ГЭСН 05-01-131-10 включает только перемещение, без погрузочно-разгрузочных работ, которые учтены в других нормах.
  • Используйте сметные программы: Современные сметные программы значительно упрощают применение ГЭСН, автоматизируя расчеты и помогая избежать ошибок. Однако, понимание логики норм остается ключевым.

Связанные нормы

ГЭСН 05-01-131-10 неразрывно связана с серией норм, описывающих перемещение свай по воде на первый километр. К ним относятся:

  • ГЭСН 05-01-131-01: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай длиной до 12 м.
  • ГЭСН 05-01-131-02: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай длиной до 20 м.
  • ГЭСН 05-01-131-03: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай длиной до 24 м.
  • ГЭСН 05-01-131-04: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай длиной до 30 м.
  • ГЭСН 05-01-131-05: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м.

Эти нормы применяются для учета затрат на начальный этап транспортировки, после чего для каждого последующего километра используется ГЭСН 05-01-131-10.

Контрольные моменты

При проверке сметной документации, включающей ГЭСН 05-01-131-10, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Обоснование дальности: Проверьте, соответствует ли заявленная дальность транспортировки проектным данным и транспортным схемам, разработанным в составе проекта организации строительства.
  • Корректность применения: Убедитесь, что норма 05-01-131-10 применяется только для последующих километров после первого, и что первый километр учтен по соответствующей базовой норме.
  • Тип груза и условия: Подтвердите, что транспортируются именно железобетонные сваи и что работы ведутся на открытом рейде.
  • Учет "туда и обратно": Проконтролируйте, что расстояние для расчета по норме 05-01-131-10 включает суммарный путь (туда и обратно).
  • Отсутствие дублирования: Убедитесь, что затраты на погрузочно-разгрузочные работы и другие сопутствующие операции не дублируются, так как они не входят в состав данной нормы.

Соблюдение этих рекомендаций позволит обеспечить точность и достоверность сметных расчетов, а также избежать разногласий при экспертизе проектной документации.

Ключевые моменты

  • Норма 05-01-131-10 применяется для учета затрат на каждый последующий километр перемещения железобетонных свай по воде.

  • Расчет ведется исходя из "суммарного пути (туда и обратно)" транспортных средств.

  • Норма является добавочной к базовым нормам 05-01-131-01 – 05-01-131-05, которые учитывают первый километр транспортировки.

  • В составе нормы учтены машино-часы несамоходных барж (250 т) и дизельных буксиров (294 кВт), а также трудозатраты машинистов (0.7 чел.-ч).

  • Прямые трудозатраты рабочих-строителей по данной норме не предусмотрены (0 чел.-ч).

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-131-10 применяется для расчета дополнительных затрат на транспортировку железобетонных свай по воде на открытом рейде, начиная со второго километра суммарного пути (туда и обратно). Первый километр учитывается по базовым нормам серии 05-01-131-01 – 05-01-131-05.

В норме ГЭСН 05-01-131-10 учтены машино-часы эксплуатации несамоходных барж грузоподъемностью 250 т (0.14 маш.-ч на 100 м3 свай на 1 км) и дизельных буксиров мощностью 294 кВт (400 л.с.) (0.14 маш.-ч на 100 м3 свай на 1 км). [Входные данные]

Норма ГЭСН 05-01-131-10 предусматривает затраты труда машинистов в размере 0.7 чел.-ч на 100 м3 свай на каждый последующий километр суммарного пути. Затраты труда рабочих-строителей по данной норме составляют 0 чел.-ч, так как основные операции учтены в базовых нормах.

Расстояние для применения нормы 05-01-131-10 должно быть определено как "суммарный путь (туда и обратно)". Например, если сваи перевозятся на 5 км в одну сторону, то суммарный путь составит 10 км. Из этого расстояния вычитается первый километр, учтенный базовой нормой, а оставшиеся километры умножаются на расход ресурсов по 05-01-131-10.

Практические советы

1

Всегда удваивайте расстояние в одну сторону для получения "суммарного пути (туда и обратно)" при расчете дальности транспортировки.

2

Четко разделяйте расчеты для первого километра (базовая норма) и последующих километров (ГЭСН 05-01-131-10).

3

Обосновывайте дальность перемещения и тип груза проектной документацией или проектом организации строительства.

4

Используйте сметные программы для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильный учет расстояния: расчет только в одну сторону вместо "суммарного пути (туда и обратно)".

!
Ошибка 2

Применение нормы для первого километра транспортировки, который должен быть учтен базовыми нормами 05-01-131-01 – 05-01-131-05.

!
Ошибка 3

Использование нормы для транспортировки грузов, отличных от железобетонных свай.

!
Ошибка 4

Неучет специфических условий "открытого рейда" при применении нормы.

1
05-01-131-01

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 12 м

Базовая норма для первого километра перемещения

2
05-01-131-02

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 20 м

Базовая норма для первого километра перемещения

3
05-01-131-03

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 24 м

Базовая норма для первого километра перемещения

4
05-01-131-04

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 30 м

Базовая норма для первого километра перемещения

5
05-01-131-05

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м

Базовая норма для первого километра перемещения

6
44-01-009-11

На каждые последующие 10 км транспортировки грунта добавлять к норме

Пример нормы на транспортировку другого типа груза водным транспортом (для сравнения)

Технические характеристики

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-131
Тип работ
GESN
Материалы
Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: 0.14; Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): 0.14

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: