Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-131-10 играет важную роль в сметном нормировании строительных работ, связанных с перемещением крупногабаритных конструкций по воде. Данная норма относится к Сборнику ГЭСН-2001, Часть 5 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов" и предназначена для определения дополнительных затрат на транспортировку железобетонных свай по воде на открытом побережье (открытом рейде) на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно).
ГЭСН являются основой для расчета потребности в ресурсах – трудозатратах рабочих и машинистов, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальных ресурсах. Они обязательны к применению для объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств государственного бюджета, и носят рекомендательный характер для частных проектов.
Норма 05-01-131-10 является добавочной и применяется в связке с базовыми нормами, такими как ГЭСН 05-01-131-05, а также ГЭСН 05-01-131-01, ГЭСН 05-01-131-02, ГЭСН 05-01-131-03, ГЭСН 05-01-131-04, которые учитывают перемещение свай на первый километр. Единицей измерения для данной нормы является 100 м3 свай, что подчеркивает ее применение к объемным перевозкам.
Техническая информация
Состав работ по норме
Основным и единственным составом работ, учтенным в ГЭСН 05-01-131-10, является "Перемещение на каждый последующий километр". Это означает, что норма покрывает затраты, возникающие исключительно из-за увеличения расстояния транспортировки после первого километра, который уже учтен в соответствующих базовых нормах (05-01-131-01 – 05-01-131-05). Важно отметить, что речь идет о "суммарном пути (туда и обратно)", что подразумевает учет как пути с грузом, так и обратного порожнего пробега плавучих средств.
Материалы и ресурсы
В норме ГЭСН 05-01-131-10 учтены следующие материальные ресурсы, необходимые для обеспечения процесса перемещения:
- Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: расход 0.14 на 100 м3 свай на каждый последующий километр суммарного пути. Эти баржи служат основной платформой для перевозки железобетонных свай.
- Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): расход 0.14 на 100 м3 свай на каждый последующий километр суммарного пути. Буксиры обеспечивают тягу и маневрирование несамоходных барж в условиях открытого рейда.
Данные ресурсы отражают специфику водной транспортировки крупногабаритных строительных элементов, требующей специализированного флота.
Трудозатраты и время выполнения
Особенностью нормы ГЭСН 05-01-131-10 является то, что она не предусматривает прямых трудозатрат рабочих-строителей. Согласно официальным данным, затраты труда рабочих-строителей по данной норме составляют 0 чел.-ч. Это объясняется тем, что основные операции по погрузке, выгрузке и закреплению груза, а также первоначальное перемещение, учтены в базовых нормах (например, в ГЭСН 05-01-131-05, где затраты труда рабочих-строителей составляют 3,09 чел.-ч при среднем разряде 3,9).
Однако, в норме 05-01-131-10 учтены затраты труда машинистов, которые входят в стоимость эксплуатации машин и составляют 0,7 чел.-ч на 100 м3 свай на каждый последующий километр. Это логично, поскольку увеличение расстояния транспортировки напрямую связано с увеличением времени работы машинистов буксиров.
Требования к квалификации
Поскольку прямые трудозатраты рабочих-строителей в данной норме отсутствуют, специфические требования к их квалификации не устанавливаются. Однако, для машинистов буксиров и персонала, обслуживающего баржи, требуются соответствующие допуски и квалификация для работы на водном транспорте, особенно в условиях открытого рейда. Эти требования, как правило, определяются общими правилами эксплуатации водного транспорта и не детализируются в сметных нормах.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-131-10 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических условий транспортировки.
Пошаговый алгоритм расчета
Для расчета затрат по норме ГЭСН 05-01-131-10 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение общего объема перемещаемых свай: Измерьте или получите из проектной документации общий объем железобетонных свай, подлежащих транспортировке, в кубических метрах (м3).
- Определение общей дальности перемещения: Установите полную дальность транспортировки свай по воде в километрах, учитывая "суммарный путь (туда и обратно)". Если расстояние в одну сторону составляет, например, 5 км, то суммарный путь будет 10 км. Дальность перемещения грунта принимается по проектным данным.
- Выделение расстояния для добавочной нормы: Из общей дальности перемещения вычтите первый километр суммарного пути. Этот первый километр уже учтен в базовых нормах (05-01-131-01 – 05-01-131-05). Например, если суммарный путь составляет 10 км, то для применения нормы 05-01-131-10 остается 9 км (10 км - 1 км).
- Расчет количества единиц измерения: Разделите общий объем свай на 100 м3, чтобы получить количество единиц измерения нормы. Например, для 500 м3 свай это будет 5 единиц измерения (500 м3 / 100 м3).
- Применение нормы: Умножьте количество единиц измерения на расход ресурсов, указанный в норме 05-01-131-10, и на количество "последующих" километров. Это даст общее количество машино-часов барж и буксиров, а также человеко-часов машинистов, необходимых для данной транспортировки.
Примеры использования
Пример 1: Перемещение свай на небольшое расстояние
Предположим, необходимо перевезти 300 м3 железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м на расстояние 3 км (в одну сторону) по открытому рейду.
- Объем свай: 300 м3.
- Суммарный путь: 3 км (туда) + 3 км (обратно) = 6 км.
- Единицы измерения: 300 м3 / 100 м3 = 3 ед. изм.
- Базовая норма: Для первого километра суммарного пути (1 км) применяется ГЭСН 05-01-131-05.
- Добавочная норма: Для оставшихся 5 км (6 км - 1 км) применяется ГЭСН 05-01-131-10.
Расчет ресурсов по ГЭСН 05-01-131-10 для 5 км и 3 ед. изм.:
- Баржи: 0.14 маш.-ч/ед. изм./км * 3 ед. изм. * 5 км = 2.1 маш.-ч
- Буксиры: 0.14 маш.-ч/ед. изм./км * 3 ед. изм. * 5 км = 2.1 маш.-ч
- Машинисты: 0.7 чел.-ч/ед. изм./км * 3 ед. изм. * 5 км = 10.5 чел.-ч
Пример 2: Перемещение свай на значительное расстояние
Необходимо перевезти 800 м3 железобетонных свай длиной до 20 м на расстояние 15 км (в одну сторону) по открытому рейду.
- Объем свай: 800 м3.
- Суммарный путь: 15 км (туда) + 15 км (обратно) = 30 км.
- Единицы измерения: 800 м3 / 100 м3 = 8 ед. изм.
- Базовая норма: Для первого километра суммарного пути (1 км) применяется ГЭСН 05-01-131-02.
- Добавочная норма: Для оставшихся 29 км (30 км - 1 км) применяется ГЭСН 05-01-131-10.
Расчет ресурсов по ГЭСН 05-01-131-10 для 29 км и 8 ед. изм.:
- Баржи: 0.14 маш.-ч/ед. изм./км * 8 ед. изм. * 29 км = 32.48 маш.-ч
- Буксиры: 0.14 маш.-ч/ед. изм./км * 8 ед. изм. * 29 км = 32.48 маш.-ч
- Машинисты: 0.7 чел.-ч/ед. изм./км * 8 ед. изм. * 29 км = 162.4 чел.-ч
Особенности и ограничения
- Тип груза: Норма строго предназначена для перемещения железобетонных свай и свай-оболочек. Применение ее для других видов грузов (например, грунта, как в ГЭСН 44-01-009-11) недопустимо без соответствующего обоснования или корректировки.
- Условия транспортировки: Норма применима только для перемещения по воде на "открытом побережье (открытом рейде)". Это исключает применение для внутренних водоемов, рек с ограниченной акваторией или закрытых гаваней, где могут действовать другие нормы или коэффициенты.
- Суммарный путь: Критически важно всегда учитывать суммарный путь (туда и обратно), а не только расстояние в одну сторону. Это является распространенной ошибкой в сметных расчетах.
- Добавочный характер: Помните, что эта норма всегда применяется дополнительно к базовой норме на первый километр. Нельзя применять ее для первого километра или как единственную норму для всей транспортировки.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный учет расстояния: Самая частая ошибка – учет только расстояния в одну сторону вместо "суммарного пути (туда и обратно)". Это приводит к занижению затрат в два раза. Всегда удваивайте расстояние в одну сторону для получения суммарного пути.
- Применение нормы для первого километра: ГЭСН 05-01-131-10 является добавочной. Первый километр перемещения всегда учитывается по соответствующим базовым нормам (05-01-131-01 – 05-01-131-05). Игнорирование этого правила приведет к некорректному расчету.
- Применение к другим видам грузов: Норма разработана специально для железобетонных свай. Использование ее для транспортировки других материалов (например, песка, щебня, оборудования) является методологической ошибкой. Для других грузов существуют отдельные нормы, например, в сборнике ГЭСН-2001-44 "Подводно-технические работы" для транспортировки грунта баржами.
- Игнорирование условий "открытого рейда": Норма учитывает специфику работы на открытом побережье. При транспортировке в закрытых акваториях, реках или каналах могут применяться другие нормы или поправочные коэффициенты, учитывающие стесненность условий.
- Неверное округление: При расчете количества километров для добавочной нормы, если остаток пути составляет до 1 км, он округляется до полного километра для применения нормы. Например, если осталось 0.5 км, это все равно считается как 1 км для расчета по данной норме.
Практические советы
- Внимательно читайте техническую часть сборника: Перед началом работы с нормами ГЭСН всегда изучайте общие положения и техническую часть соответствующего сборника. Это поможет избежать многих ошибок и понять контекст применения норм.
- Используйте проектные данные: Дальность перемещения, объем груза и тип свай должны быть четко обоснованы в проектной документации или проекте организации строительства (ПОС).
- Разделяйте расчеты: Четко разделяйте расчеты для первого километра (по базовым нормам) и для последующих километров (по 05-01-131-10). Это упростит проверку и минимизирует ошибки.
- Контролируйте состав работ: Убедитесь, что состав работ по норме соответствует фактически выполняемым операциям. ГЭСН 05-01-131-10 включает только перемещение, без погрузочно-разгрузочных работ, которые учтены в других нормах.
- Используйте сметные программы: Современные сметные программы значительно упрощают применение ГЭСН, автоматизируя расчеты и помогая избежать ошибок. Однако, понимание логики норм остается ключевым.
Связанные нормы
ГЭСН 05-01-131-10 неразрывно связана с серией норм, описывающих перемещение свай по воде на первый километр. К ним относятся:
- ГЭСН 05-01-131-01: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай длиной до 12 м.
- ГЭСН 05-01-131-02: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай длиной до 20 м.
- ГЭСН 05-01-131-03: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай длиной до 24 м.
- ГЭСН 05-01-131-04: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай длиной до 30 м.
- ГЭСН 05-01-131-05: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м.
Эти нормы применяются для учета затрат на начальный этап транспортировки, после чего для каждого последующего километра используется ГЭСН 05-01-131-10.
Контрольные моменты
При проверке сметной документации, включающей ГЭСН 05-01-131-10, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Обоснование дальности: Проверьте, соответствует ли заявленная дальность транспортировки проектным данным и транспортным схемам, разработанным в составе проекта организации строительства.
- Корректность применения: Убедитесь, что норма 05-01-131-10 применяется только для последующих километров после первого, и что первый километр учтен по соответствующей базовой норме.
- Тип груза и условия: Подтвердите, что транспортируются именно железобетонные сваи и что работы ведутся на открытом рейде.
- Учет "туда и обратно": Проконтролируйте, что расстояние для расчета по норме 05-01-131-10 включает суммарный путь (туда и обратно).
- Отсутствие дублирования: Убедитесь, что затраты на погрузочно-разгрузочные работы и другие сопутствующие операции не дублируются, так как они не входят в состав данной нормы.
Соблюдение этих рекомендаций позволит обеспечить точность и достоверность сметных расчетов, а также избежать разногласий при экспертизе проектной документации.
Ключевые моменты
-
Норма 05-01-131-10 применяется для учета затрат на каждый последующий километр перемещения железобетонных свай по воде.
-
Расчет ведется исходя из "суммарного пути (туда и обратно)" транспортных средств.
-
Норма является добавочной к базовым нормам 05-01-131-01 – 05-01-131-05, которые учитывают первый километр транспортировки.
-
В составе нормы учтены машино-часы несамоходных барж (250 т) и дизельных буксиров (294 кВт), а также трудозатраты машинистов (0.7 чел.-ч).
-
Прямые трудозатраты рабочих-строителей по данной норме не предусмотрены (0 чел.-ч).
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-131-10?
Когда применяется ГЭСН 05-01-131-10?
ГЭСН 05-01-131-10 применяется для расчета дополнительных затрат на транспортировку железобетонных свай по воде на открытом рейде, начиная со второго километра суммарного пути (туда и обратно). Первый километр учитывается по базовым нормам серии 05-01-131-01 – 05-01-131-05.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 05-01-131-10 учтены машино-часы эксплуатации несамоходных барж грузоподъемностью 250 т (0.14 маш.-ч на 100 м3 свай на 1 км) и дизельных буксиров мощностью 294 кВт (400 л.с.) (0.14 маш.-ч на 100 м3 свай на 1 км). [Входные данные]
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСН 05-01-131-10 предусматривает затраты труда машинистов в размере 0.7 чел.-ч на 100 м3 свай на каждый последующий километр суммарного пути. Затраты труда рабочих-строителей по данной норме составляют 0 чел.-ч, так как основные операции учтены в базовых нормах.
4 Как правильно рассчитать расстояние для применения этой нормы?
Как правильно рассчитать расстояние для применения этой нормы?
Расстояние для применения нормы 05-01-131-10 должно быть определено как "суммарный путь (туда и обратно)". Например, если сваи перевозятся на 5 км в одну сторону, то суммарный путь составит 10 км. Из этого расстояния вычитается первый километр, учтенный базовой нормой, а оставшиеся километры умножаются на расход ресурсов по 05-01-131-10.
Практические советы
Всегда удваивайте расстояние в одну сторону для получения "суммарного пути (туда и обратно)" при расчете дальности транспортировки.
Четко разделяйте расчеты для первого километра (базовая норма) и последующих километров (ГЭСН 05-01-131-10).
Обосновывайте дальность перемещения и тип груза проектной документацией или проектом организации строительства.
Используйте сметные программы для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
Частые ошибки
Неправильный учет расстояния: расчет только в одну сторону вместо "суммарного пути (туда и обратно)".
Применение нормы для первого километра транспортировки, который должен быть учтен базовыми нормами 05-01-131-01 – 05-01-131-05.
Использование нормы для транспортировки грузов, отличных от железобетонных свай.
Неучет специфических условий "открытого рейда" при применении нормы.