Введение
Норма ГЭСН 05-01-134-01 является ключевым элементом в сметном нормировании для проектов, связанных с водной транспортировкой строительных материалов, в частности, стальных свай. Данная норма включена в Сборник ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов" . Она предназначена для определения потребности в ресурсах, таких как затраты труда рабочих-строителей, машинистов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по перемещению стальных свай по воде .
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 05-01-134-01 применяется для расчета затрат на перемещение по воде стальных свай коробчатого типа, изготовленных из двух шпунтин. Основное условие применения — транспортировка осуществляется в закрытой акватории и на первый километр пути. Эта норма охватывает как непосредственно перемещение груза, так и возврат плавучих средств к месту базирования или следующей операции .
Область применения нормы охватывает широкий спектр строительных проектов, где требуется водная логистика свайных конструкций, включая:
- Гидротехническое строительство (порты, причалы, дамбы).
- Строительство мостов и эстакад через водные преграды.
- Работы по укреплению береговых линий.
- Проекты, где строительная площадка доступна преимущественно с воды.
Основные характеристики
- Код нормы: 05-01-134-01
- Полное наименование: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: → коробчатых из двух шпунтин.
- Единица измерения: 100 тонн (100 т) свай. Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на каждые 100 тонн перемещаемого груза .
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
- Категория: 05-01-134 (подраздел, посвященный перемещению стальных свай по воде).
Техническая информация
Для корректного применения нормы 05-01-134-01 сметчику необходимо четко понимать состав работ, учтенные ресурсы и особенности трудозатрат.
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 05-01-134-01 включает в себя следующий комплекс операций :
- Перемещение на первый километр: Основная операция, охватывающая непосредственно транспортировку стальных свай (коробчатых из двух шпунтин) по воде на расстояние до одного километра.
- Возвращение плавучих средств: Учитываются затраты на холостой ход (возврат) буксиров и барж к месту их исходного положения или к следующему пункту назначения после выгрузки свай.
Важно отметить, что данная норма не включает в себя погрузочно-разгрузочные работы. Эти операции должны быть учтены по отдельным нормам, соответствующим виду груза и способу погрузки/выгрузки.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, предусмотренных нормой 05-01-134-01, требуются следующие основные машины и оборудование :
- Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход составляет 1.98 машино-часов на каждые 100 тонн перемещаемых свай. Эти баржи служат для непосредственной перевозки груза.
- Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): Расход также составляет 1.98 машино-часов на каждые 100 тонн. Буксиры обеспечивают тягу и маневрирование барж в условиях закрытой акватории.
Норма не предусматривает отдельных материальных ресурсов, так как она описывает услугу по перемещению, а не создание конструкции. Сами сваи, являющиеся грузом, учитываются по другим нормам как материалы объекта строительства.
Трудозатраты и время выполнения
В норме ГЭСН 05-01-134-01 трудозатраты рабочих-строителей не учтены отдельно, их значение равно 0 чел.-ч. Однако учтены затраты труда машинистов, которые составляют 7.92 чел.-ч на 100 тонн перемещаемых свай. Эти затраты являются справочными и уже включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов (машино-часов) . Это означает, что при расчете стоимости по данной норме, оплата труда машинистов уже учтена в стоимости машино-часов буксиров и барж, и дополнительно начислять ее не требуется.
Время выполнения работ напрямую зависит от объема перемещаемых свай и эффективности работы плавучих средств. Нормативные показатели машино-часов (1.98 маш.-ч для барж и буксиров) отражают усредненное время, необходимое для выполнения комплекса работ на 100 тонн груза.
Требования к квалификации
Для выполнения работ по перемещению свай по воде требуются квалифицированные специалисты, способные управлять плавучими средствами и обеспечивать безопасность транспортировки:
- Машинисты (экипажи) буксиров: Должны иметь соответствующую квалификацию и допуски для работы на дизельных буксирах в закрытых акваториях.
- Персонал на баржах: Такелажники, стропальщики, обеспечивающие правильное размещение и крепление груза на барже, а также контроль за его состоянием во время перемещения.
Практическое применение
Правильное применение нормы ГЭСН 05-01-134-01 требует внимательности к деталям и понимания ее ограничений. Ниже представлен пошаговый алгоритм расчета, примеры использования и ключевые особенности.
Пошаговый алгоритм расчета
Для расчета стоимости перемещения стальных свай по норме 05-01-134-01 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определить общий вес перемещаемых свай: Узнайте из проектной документации или спецификации общий вес стальных коробчатых свай, подлежащих транспортировке. Например, если нужно перевезти 500 тонн свай.
- Перевести вес в единицы измерения нормы: Поскольку единица измерения нормы — 100 тонн, разделите общий вес на 100.
- Пример: 500 т / 100 т = 5 единиц измерения.
- Рассчитать потребность в ресурсах: Умножьте количество единиц измерения на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 05-01-134-01.
- Баржи: 5 ед. * 1.98 маш.-ч/ед. = 9.9 маш.-ч.
- Буксиры: 5 ед. * 1.98 маш.-ч/ед. = 9.9 маш.-ч.
- Определить сметную стоимость ресурсов: Умножьте полученное количество машино-часов на текущую стоимость одного машино-часа для каждого вида техники. Эти стоимости берутся из текущих сборников цен или прайс-листов.
- Учесть расстояние: Важно помнить, что данная норма применяется только на первый километр перемещения. Если расстояние превышает один километр, для каждого последующего километра необходимо применять соответствующую норму, например, ГЭСН 05-01-134-05 (для каждого последующего километра перемещения суммарного пути (туда и обратно) к норме 05-01-134-01) .
Примеры использования
Пример 1: Транспортировка свай для строительства причала
Предположим, для строительства нового причала в закрытой акватории необходимо доставить 300 тонн стальных коробчатых свай из двух шпунтин. Расстояние транспортировки составляет 0.8 км.
- Объем работ: 300 т / 100 т = 3 единицы измерения.
- Расход барж: 3 * 1.98 = 5.94 маш.-ч.
- Расход буксиров: 3 * 1.98 = 5.94 маш.-ч.
Эти показатели затем умножаются на текущие цены машино-часов для получения сметной стоимости.
Пример 2: Транспортировка свай на дальнее расстояние
Необходимо перевезти 200 тонн тех же свай на расстояние 3.5 км в закрытой акватории.
- На первый километр (05-01-134-01):
- Объем работ: 200 т / 100 т = 2 единицы измерения.
- Расход барж: 2 * 1.98 = 3.96 маш.-ч.
- Расход буксиров: 2 * 1.98 = 3.96 маш.-ч.
- На последующие 2.5 километра (05-01-134-05):
- Объем работ: 2.5 км * (200 т / 100 т) = 5 единиц измерения (если норма 05-01-134-05 также на 100 т и 1 км).
- Расход ресурсов по норме ГЭСН 05-01-134-05 умножается на 5.
Особенности и ограничения
- Закрытая акватория: Норма строго применима только для закрытых акваторий (реки, каналы, внутренние водоемы, защищенные гавани). Для перемещения по открытому побережью или открытому рейду следует использовать другие нормы, например, ГЭСН 05-01-135-01 .
- Тип свай: Норма предназначена исключительно для стальных коробчатых свай, изготовленных из двух шпунтин. Для других типов стальных свай (например, из четырех шпунтин или трубчатых) существуют аналогичные нормы в той же группе 05-01-134 (05-01-134-02, 05-01-134-03, 05-01-134-04) .
- Расстояние: Норма учитывает только первый километр перемещения. Это критически важное ограничение, требующее применения дополнительных норм для больших расстояний.
- Комплексность: Норма включает в себя не только прямое перемещение, но и возврат плавучих средств, что исключает необходимость отдельного учета холостого хода.
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-134-01 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный учет расстояния: Одна из самых частых ошибок — применение нормы 05-01-134-01 на все расстояние транспортировки, а не только на первый километр.
- Как избежать: Всегда проверяйте общую протяженность маршрута и используйте нормы для последующих километров (05-01-134-05 и далее) для оставшегося пути .
- Применение для других типов свай: Использование данной нормы для стальных свай других конфигураций (например, из четырех шпунтин или трубчатых) или железобетонных свай.
- Как избежать: Внимательно читайте наименование нормы и убедитесь, что тип свай в проекте соответствует "коробчатым из двух шпунтин". Для других типов свай существуют аналогичные нормы в той же таблице 05-01-134 .
- Игнорирование типа акватории: Применение нормы для открытого побережья или рейда.
- Как избежать: Убедитесь, что транспортировка действительно происходит в закрытой акватории. Для открытых акваторий используйте нормы из таблицы 05-01-135, например, ГЭСН 05-01-135-01 .
- Двойной учет возврата плавучих средств: Попытка дополнительно учесть холостой ход буксиров и барж.
- Как избежать: Помните, что возврат плавучих средств уже включен в состав работ по норме 05-01-134-01 .
- Неучет погрузочно-разгрузочных работ: Забывчивость о необходимости включения в смету затрат на погрузку свай на баржи и их выгрузку.
- Как избежать: Эти работы нормируются отдельно и должны быть добавлены в смету по соответствующим ГЭСН на погрузочно-разгрузочные работы или монтаж/демонтаж свай .
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом расчетов тщательно изучите проектную документацию, чтобы определить точный тип свай, их вес, маршрут транспортировки и тип акватории.
- Использование актуальных сборников: Всегда используйте самые актуальные редакции сборников ГЭСН и индексов пересчета в текущие цены. Нормы ГЭСН регулярно обновляются .
- Консультации: При возникновении сомнений или нестандартных ситуаций не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к специалистам или в профильные организации, занимающиеся ценообразованием в строительстве.
- Автоматизированные программы: Использование сметных программ (например, "ГРАНД-Смета", DefSmeta) значительно упрощает расчеты и снижает вероятность ошибок, так как они содержат актуальные базы норм и автоматические расчеты .
Связанные нормы
Для комплексного учета затрат на транспортировку свай по воде, а также других сопутствующих работ, сметчику могут понадобиться следующие нормы:
- ГЭСН 05-01-134-05: Перемещение по воде на каждый последующий километр в закрытой акватории свай стальных: → коробчатых из двух шпунтин. Применяется для учета расстояний свыше первого километра .
- ГЭСН 05-01-135-01: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: → коробчатых из двух шпунтин. Используется, если транспортировка осуществляется в открытой акватории .
- ГЭСН 05-01-134-02, 05-01-134-03, 05-01-134-04: Аналогичные нормы для перемещения других типов стальных свай (коробчатых из четырех шпунтин, из труб диаметром до 800 мм, из труб диаметром свыше 800 мм) на первый километр в закрытой акватории .
- Нормы на погрузочно-разгрузочные работы: Для учета затрат на погрузку свай на баржи и их выгрузку с барж на строительной площадке.
- Нормы на монтаж свай: После доставки свай на объект, их погружение или забивка нормируются по другим ГЭСН, например, из того же Сборника 05 .
Контрольные моменты
При проверке и согласовании сметной документации, содержащей норму 05-01-134-01, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие типу свай: Убедиться, что в проекте используются именно стальные коробчатые сваи из двух шпунтин.
- Условия акватории: Проверить, что место проведения работ классифицируется как закрытая акватория.
- Корректность расстояния: Удостовериться, что норма 05-01-134-01 применена только на первый километр, а для последующих километров использованы соответствующие нормы.
- Наличие сопутствующих работ: Проверить, учтены ли в смете погрузочно-разгрузочные работы и последующие операции свайного цикла.
- Документальное подтверждение: Наличие актов о весе перемещенных свай, маршрутных листов и других документов, подтверждающих объем и условия транспортировки.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов, что является залогом успешной реализации строительных проектов.
Ключевые моменты
-
Норма 05-01-134-01 применяется для перемещения стальных коробчатых свай из двух шпунтин.
-
Действует только для закрытых акваторий и на первый километр пути.
-
Включает в себя как перемещение груза, так и возврат плавучих средств.
-
Основные ресурсы: несамоходные баржи (250 т) и дизельные буксиры (221 кВт).
-
Трудозатраты машинистов (7.92 чел.-ч на 100 т) учтены в стоимости машино-часов, прямые трудозатраты рабочих отсутствуют.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-134-01?
Когда применяется ГЭСН 05-01-134-01?
ГЭСН 05-01-134-01 применяется для расчета затрат на водное перемещение стальных коробчатых свай, состоящих из двух шпунтин, в закрытой акватории (реки, каналы, защищенные гавани) на расстояние до одного километра. Норма включает в себя как само перемещение груза, так и возврат используемых плавучих средств.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 05-01-134-01 не учтены материалы в привычном понимании (как строительные компоненты), поскольку она описывает услугу по транспортировке. Учтены только машинные ресурсы: несамоходные баржи грузоподъемностью 250 т (1.98 маш.-ч на 100 т свай) и дизельные буксиры мощностью 221 кВт (300 л.с.) (1.98 маш.-ч на 100 т свай). Сами стальные сваи являются грузом и учитываются по другим нормам как материалы объекта строительства.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма 05-01-134-01 предусматривает затраты труда машинистов в размере 7.92 чел.-ч на каждые 100 тонн перемещаемых свай. Эти затраты являются справочными и уже включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов (машино-часов). Прямые трудозатраты рабочих-строителей по данной норме не учтены (0 чел.-ч).
4 Как учитывать перемещение свай на расстояние более одного километра?
Как учитывать перемещение свай на расстояние более одного километра?
Для перемещения стальных свай на расстояние, превышающее первый километр, в закрытой акватории необходимо дополнительно применять нормы из той же группы, например, ГЭСН 05-01-134-05. Эта норма учитывает затраты на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после первого.
Практические советы
Всегда уточняйте тип стальных свай (коробчатые из двух шпунтин) и тип акватории (закрытая) согласно проектной документации.
Для расстояний свыше 1 км обязательно используйте соответствующие нормы для последующих километров (например, ГЭСН 05-01-134-05).
Не забывайте включать в смету отдельные нормы на погрузку свай на баржи и их выгрузку, так как 05-01-134-01 их не учитывает.
Используйте актуальные сметные программы для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
При возникновении нестандартных ситуаций или сомнений обращайтесь к официальным разъяснениям или специалистам по ценообразованию.
Частые ошибки
Применение нормы на расстояние более одного километра без использования дополнительных норм для последующих километров.
Использование нормы для стальных свай других типов (например, из четырех шпунтин или трубчатых) или железобетонных свай.
Неправильная интерпретация "закрытой акватории" и применение нормы для открытого побережья или рейда.
Двойной учет холостого хода (возврата) плавучих средств, который уже включен в состав работ по данной норме.
Отсутствие в смете отдельных позиций на погрузочно-разгрузочные работы свай на баржи и с барж.