Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-131-08

05-01-131

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-131-03

Подробное описание
Группа: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: Состав работ: Перемещение на каждый последующий километр. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-131
Тип работ
GESN
Трудозатраты
Затраты труда машинистов: 2.85 чел.-ч (входят в стоимость ЭМ). Затраты труда рабочих: 0 чел.-ч.
Основное назначение
Добавление затрат на перемещение свай по воде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после первого километра, учтенного нормой 05-01-131-03.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т 0.45
Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.) 0.45

Введение

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) представляют собой основу для определения потребности в строительных ресурсах – материалах, трудозатратах и времени работы машин – при выполнении различных видов строительных работ. Они являются обязательными для применения при финансировании строительства за счет средств государственного бюджета и рекомендательными для частных проектов.

Норма ГЭСН 05-01-131-08 относится к Сборнику ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов". Этот сборник регламентирует затраты на выполнение работ, связанных с погружением свай, сооружением опускных колодцев и закреплением грунтов различными способами.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 05-01-131-08 имеет специфическое назначение: она предназначена для учета дополнительных затрат, возникающих при перемещении свай по воде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно). Эта норма является дополнительной и всегда применяется в связке с базовой нормой ГЭСН 05-01-131-03.

Базовая норма ГЭСН 05-01-131-03 учитывает перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных свай длиной до 24 м. Таким образом, 05-01-131-08 используется, когда общая дистанция водной транспортировки превышает один километр, и необходимо учесть затраты на каждый дополнительный километр пути.

Единицей измерения для данной нормы является 100 м3 свай. Это означает, что нормативные показатели ресурсов приведены на каждые 100 кубических метров перемещаемых свай.

Основные характеристики

  • Код: 05-01-131-08
  • Название: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-131-03
  • Группа: Перемещение на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно).
  • Единица измерения: 100 м3
  • Тип работ: ГЭСН (Государственная элементная сметная норма)
  • Категория: 05-01-131 (Перемещение по воде)

Техническая информация

Для корректного применения ГЭСН 05-01-131-08 важно понимать состав работ, учтенные ресурсы и особенности трудозатрат, предусмотренные данной нормой.

Состав работ по норме

Основной и единственный состав работ, учтенный в ГЭСН 05-01-131-08, – это "Перемещение на каждый последующий километр". Это подразумевает все операции, связанные с движением плавучих средств (барж и буксиров) с грузом (сваями) по воде на расстояние, превышающее первый километр, который уже учтен в базовой норме. В состав работ входят затраты на топливо, амортизацию оборудования, а также труд машинистов, управляющих этим оборудованием.

Важно отметить, что норма учитывает суммарный путь (туда и обратно). Это означает, что при расчете общего расстояния перемещения необходимо учитывать как путь доставки свай к месту работ, так и обратный путь плавучих средств без груза (или с другим грузом, если это предусмотрено проектом, но для данной нормы учитывается именно порожний пробег или пробег с грузом, который не относится к основному объему свай).

Материалы и ресурсы

ГЭСН 05-01-131-08 включает в себя затраты на эксплуатацию следующих основных машин и механизмов, необходимых для водной транспортировки:

  • Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: расход 0.45 маш.-ч на 100 м3 свай на каждый последующий километр.
  • Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): расход 0.45 маш.-ч на 100 м3 свай на каждый последующий километр.

Эти ресурсы отражают типичный состав плавучих средств, используемых для перемещения крупногабаритных и тяжелых грузов, таких как сваи, по водным акваториям, особенно на открытом рейде, где требуется высокая маневренность и мощность буксирного флота. Открытый рейд подразумевает условия, где суда находятся вне защищенных акваторий порта, что может влиять на расход ресурсов из-за воздействия волн, течений и ветра.

Трудозатраты и время выполнения

Особенностью ГЭСН 05-01-131-08 является учет трудозатрат. Согласно данным, приведенным в сметных базах, прямые трудозатраты рабочих по данной норме составляют 0 чел.-ч. Это объясняется тем, что основная работа по перемещению выполняется машинами и механизмами.

Затраты труда машинистов (операторов буксиров и барж) учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов. Для данной нормы они составляют 2.85 чел.-ч (справочно, входят в стоимость ЭМ). Это означает, что оплата труда машинистов уже включена в стоимость машино-часа буксиров и барж, и отдельно начислять их не требуется. Такой подход характерен для норм, где основной объем работ выполняется механизированным способом.

Требования к квалификации

Хотя прямые трудозатраты рабочих по данной норме не предусмотрены, выполнение работ по перемещению грузов по воде требует высокой квалификации персонала, управляющего плавучими средствами. Операторы буксиров должны обладать соответствующими лицензиями и опытом работы в условиях открытого рейда, уметь управлять судном с учетом погодных условий, течений и навигационной обстановки. Персонал на баржах также должен быть обучен правилам крепления груза и обеспечения безопасности транспортировки.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 05-01-131-08 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета всех особенностей, связанных с водной транспортировкой.

Пошаговый алгоритм расчета

Для расчета стоимости перемещения свай по норме ГЭСН 05-01-131-08 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определить объем перемещаемых свай: Из проектной документации или ведомости объемов работ необходимо получить общий объем свай, подлежащих водной транспортировке. Этот объем должен быть выражен в кубических метрах (м3). Затем его необходимо перевести в единицы измерения нормы – 100 м3.
  • Пример: Если объем свай составляет 500 м3, то для расчета по норме это будет 500 / 100 = 5 ед. измерения.
  1. Определить общую дистанцию перемещения (суммарный путь "туда и обратно"): Из проектной документации (например, проекта организации строительства, схемы транспортировки) или логистических расчетов необходимо определить полную протяженность маршрута водной транспортировки от места погрузки до места выгрузки и обратно. Важно учесть именно суммарный путь, то есть расстояние в одну сторону, умноженное на два.
  • Пример: Если расстояние от базы до объекта по воде составляет 10 км, то суммарный путь = 10 км (туда) + 10 км (обратно) = 20 км.
  1. Определить расстояние для применения ГЭСН 05-01-131-08: Поскольку ГЭСН 05-01-131-08 применяется на каждый последующий километр после первого, учтенного ГЭСН 05-01-131-03, необходимо вычесть первый километр из суммарного пути.
  • Расстояние для 05-01-131-08 = Общая дистанция (суммарный путь) – 1 км.
  • Пример: Если суммарный путь 20 км, то расстояние для 05-01-131-08 = 20 км – 1 км = 19 км.
  1. Рассчитать нормативный расход ресурсов: Умножить нормативный расход барж и буксиров (0.45 маш.-ч) на количество единиц измерения (100 м3) и на количество последующих километров.
  • Расход барж = 0.45 маш.-ч/100 м3/км * (Объем свай в 100 м3) * (Расстояние для 05-01-131-08 в км)
  • Расход буксиров = 0.45 маш.-ч/100 м3/км * (Объем свай в 100 м3) * (Расстояние для 05-01-131-08 в км)
  1. Применить индексы пересчета в текущие цены: Полученные нормативные показатели ресурсов (маш.-ч) затем умножаются на их текущую стоимость (включая оплату труда машинистов, которая уже учтена в стоимости машино-часа). Для перевода в текущие цены используются соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.

Примеры использования

Пример 1: Перемещение 1000 м3 свай на расстояние 6 км (в одну сторону) по открытому рейду.

  1. Объем свай: 1000 м3 = 10 ед. измерения (100 м3).
  2. Общая дистанция (суммарный путь): 6 км (туда) + 6 км (обратно) = 12 км.
  3. Расстояние для ГЭСН 05-01-131-08: 12 км – 1 км (для 05-01-131-03) = 11 км.
  4. Применение норм:
  • Для первого километра: ГЭСН 05-01-131-03 применяется на 10 ед. измерения.

  • Для последующих километров: ГЭСН 05-01-131-08 применяется на 10 ед. измерения и на 11 км.

  • Расход барж (05-01-131-08) = 0.45 маш.-ч/100 м3/км * 10 (ед. изм.) * 11 (км) = 49.5 маш.-ч.

  • Расход буксиров (05-01-131-08) = 0.45 маш.-ч/100 м3/км * 10 (ед. изм.) * 11 (км) = 49.5 маш.-ч.

Пример 2: Перемещение 350 м3 свай на расстояние 2.5 км (в одну сторону) по открытому рейду.

  1. Объем свай: 350 м3 = 3.5 ед. измерения (100 м3).
  2. Общая дистанция (суммарный путь): 2.5 км (туда) + 2.5 км (обратно) = 5 км.
  3. Расстояние для ГЭСН 05-01-131-08: 5 км – 1 км (для 05-01-131-03) = 4 км.
  4. Применение норм:
  • Для первого километра: ГЭСН 05-01-131-03 применяется на 3.5 ед. измерения.

  • Для последующих километров: ГЭСН 05-01-131-08 применяется на 3.5 ед. измерения и на 4 км.

  • Расход барж (05-01-131-08) = 0.45 маш.-ч/100 м3/км * 3.5 (ед. изм.) * 4 (км) = 6.3 маш.-ч.

  • Расход буксиров (05-01-131-08) = 0.45 маш.-ч/100 м3/км * 3.5 (ед. изм.) * 4 (км) = 6.3 маш.-ч.

Особенности и ограничения

  • Привязка к базовой норме: ГЭСН 05-01-131-08 всегда применяется только в дополнение к ГЭСН 05-01-131-03. Нельзя применять ее самостоятельно.
  • Суммарный путь: Критически важно учитывать именно суммарное расстояние (туда и обратно), а не только в одну сторону. Это часто является источником ошибок.
  • Открытый рейд: Норма разработана для условий работы на открытом рейде, что подразумевает определенные эксплуатационные характеристики и затраты. Если перемещение происходит в закрытых акваториях (например, в портах, каналах), могут потребоваться корректирующие коэффициенты или другие нормы, если это предусмотрено технической частью сборника или методическими указаниями.
  • Тип груза: Данная норма, как и базовая 05-01-131-03, предназначена для перемещения железобетонных свай. Для других типов грузов (например, стальных шпунтовых свай) могут применяться другие нормы из того же сборника или других сборников ГЭСН.
  • Длина свай: Базовая норма 05-01-131-03 относится к сваям длиной до 24 м. Для свай большей длины или других типов (например, свай-оболочек) существуют другие базовые нормы (ГЭСН 05-01-131-04, ГЭСН 05-01-131-05) и соответствующие им дополнительные нормы на последующие километры (ГЭСН 05-01-131-09, ГЭСН 05-01-131-10).

Полезная информация

Для эффективной работы со сметными нормами важно не только знать их содержание, но и понимать типичные проблемы, с которыми сталкиваются сметчики, и способы их решения.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильный учет расстояния ("туда и обратно"): Одна из наиболее распространенных ошибок – учет только расстояния в одну сторону. Это приводит к занижению затрат на транспортировку в два раза.
  • Как избежать: Всегда внимательно читайте наименование нормы и описание состава работ. В данном случае прямо указано "суммарного пути (туда и обратно)".
  1. Применение нормы без базовой: ГЭСН 05-01-131-08 является дополнительной и не может применяться самостоятельно. Она всегда должна идти в связке с ГЭСН 05-01-131-03.
  • Как избежать: Убедитесь, что в смете присутствует базовая норма на первый километр перемещения.
  1. Неверное определение объема: Ошибки в определении фактического объема перемещаемых свай или его пересчете в единицы измерения нормы (100 м3) приведут к некорректному расчету.
  • Как избежать: Тщательно проверяйте исходные данные из проектной документации и выполняйте пересчет в единицы измерения нормы.
  1. Игнорирование индексов пересчета: ГЭСН содержат нормативные показатели в базисных ценах (например, 2000 или 2009 года). Для получения текущей стоимости необходимо применять соответствующие индексы пересчета. Отсутствие или неправильное применение индексов приводит к значительным искажениям сметной стоимости.
  • Как избежать: Всегда используйте актуальные индексы пересчета, утверждаемые уполномоченными органами.
  1. Неучет условий работы: Норма 05-01-131-08 предназначена для работы на открытом рейде. Попытка применить ее для других условий без соответствующих коэффициентов или выбора альтернативных норм может быть некорректной.
  • Как избежать: Изучайте техническую часть сборника ГЭСН-05, где могут быть указаны коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы производства работ.

Практические советы

  • Изучайте технические части сборников: Каждая группа ГЭСН имеет свою техническую часть, содержащую общие положения, правила исчисления объемов работ и коэффициенты. Это основной источник информации для правильного применения норм.
  • Внимательно читайте наименование и состав работ: Детальное изучение наименования нормы и ее состава работ поможет избежать ошибок в применении и учете всех необходимых операций.
  • Используйте актуальные сметные программы: Современные сметные программы (например, "ГРАНД-Смета") содержат актуальные базы ГЭСН и помогают автоматизировать расчеты, снижая вероятность ошибок.
  • Консультируйтесь с опытными сметчиками: В сложных или нестандартных ситуациях всегда полезно обратиться за советом к более опытным коллегам или экспертам в области ценообразования в строительстве.
  • Проверяйте проектную документацию: Всегда сверяйте данные, используемые для расчета (объемы, расстояния, условия выполнения работ), с проектной документацией (ПОС, ППР, чертежи).

Связанные нормы

ГЭСН 05-01-131-08 является частью группы норм, регулирующих перемещение свай по воде. Она тесно связана с:

  • ГЭСН 05-01-131-03: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 24 м". Это базовая норма, к которой добавляется 05-01-131-08.

В этой же группе существуют аналогичные дополнительные нормы для других типов и размеров свай, привязанные к соответствующим базовым нормам:

  • ГЭСН 05-01-131-09: "На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-131-04". Базовая норма ГЭСН 05-01-131-04 относится к перемещению железобетонных свай длиной до 30 м.
  • ГЭСН 05-01-131-10: "На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-131-05". Базовая норма ГЭСН 05-01-131-05 применяется для перемещения свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м.

Понимание взаимосвязи этих норм позволяет сметчику выбрать наиболее подходящую расценку в зависимости от характеристик перемещаемых свай и условий транспортировки.

Контрольные моменты

При проверке сметной документации, содержащей ГЭСН 05-01-131-08, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Наличие базовой нормы: Убедиться, что в смете присутствует ГЭСН 05-01-131-03 и она применена корректно для первого километра перемещения.
  • Правильность расчета расстояния: Проверить, что расстояние для 05-01-131-08 рассчитано как "общий суммарный путь минус один километр". Особое внимание уделить учету пути "туда и обратно".
  • Соответствие объема: Сверить объем перемещаемых свай, указанный в смете, с проектными данными и убедиться в правильности его перевода в 100 м3.
  • Актуальность индексов: Проверить, что применены актуальные индексы пересчета в текущие цены для всех ресурсов нормы.
  • Условия применения: Убедиться, что условия транспортировки (открытый рейд, тип свай) соответствуют области применения нормы. В случае отклонений, проверить наличие обоснованных корректирующих коэффициентов или применение альтернативных норм.

Соблюдение этих контрольных моментов поможет обеспечить точность и достоверность сметных расчетов, минимизируя риски возникновения разногласий и перерасхода средств на этапе реализации проекта.

Ключевые моменты

  • ГЭСН 05-01-131-08 является дополнительной нормой, применяемой к базовой норме 05-01-131-03.

  • Норма учитывает затраты на перемещение свай по воде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно).

  • Единица измерения нормы – 100 м3 свай.

  • В состав нормы включены баржи несамоходные (250 т) и дизельные буксиры (294 кВт), трудозатраты машинистов учтены в стоимости эксплуатации машин.

  • Для корректного расчета необходимо точно определить объем свай, общую дистанцию перемещения и применить актуальные индексы пересчета.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-131-08 применяется для учета затрат на перемещение железобетонных свай по воде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после первого километра, который уже учтен базовой нормой ГЭСН 05-01-131-03.

В норме ГЭСН 05-01-131-08 учтены затраты на эксплуатацию следующих машин и механизмов: баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т (расход 0.45 маш.-ч), и буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.) (расход 0.45 маш.-ч).

Прямые трудозатраты рабочих по норме ГЭСН 05-01-131-08 составляют 0 чел.-ч. Затраты труда машинистов (2.85 чел.-ч) учтены справочно и входят в стоимость эксплуатации машин и механизмов.

"Суммарный путь (туда и обратно)" означает, что при расчете расстояния для применения нормы необходимо учитывать общую протяженность маршрута в обе стороны: от пункта отправления до пункта назначения и обратно. Например, если расстояние в одну сторону 5 км, то суммарный путь составит 10 км.

Нет, ГЭСН 05-01-131-08 является дополнительной нормой и всегда применяется только в связке с базовой нормой ГЭСН 05-01-131-03, которая учитывает первый километр перемещения.

Практические советы

1

Всегда внимательно изучайте техническую часть Сборника ГЭСН-05 для понимания общих правил и особенностей применения норм.

2

Тщательно проверяйте проектную документацию на предмет точных расстояний транспортировки и объемов перемещаемых грузов.

3

Используйте актуальные версии сметно-нормативных баз и сметных программ для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.

4

При расчете расстояния всегда умножайте путь в одну сторону на два, чтобы учесть суммарный путь "туда и обратно".

5

Убедитесь, что тип и длина свай соответствуют условиям применения базовой нормы 05-01-131-03, к которой добавляется 05-01-131-08.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильный учет расстояния: расчет только пути в одну сторону вместо суммарного (туда и обратно).

!
Ошибка 2

Применение нормы 05-01-131-08 без базовой нормы 05-01-131-03.

!
Ошибка 3

Ошибки в определении объема перемещаемых свай или его пересчете в единицы измерения (100 м3).

!
Ошибка 4

Игнорирование или неправильное применение актуальных индексов пересчета в текущие цены.

!
Ошибка 5

Применение нормы для условий, не соответствующих "работе на открытом рейде" без соответствующих корректировок.

1
05-01-131-03

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) железобетонных: свай длиной до 24 м

Базовая норма, к которой добавляется 05-01-131-08 для последующих километров.

2
05-01-131-09

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-131-04

Аналогичная дополнительная норма, применяемая к базовой норме 05-01-131-04 (для свай длиной до 30 м).

3
05-01-131-10

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-131-05

Аналогичная дополнительная норма, применяемая к базовой норме 05-01-131-05 (для свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м).

Технические характеристики

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-131
Тип работ
GESN
Материалы
Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: 0.45; Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): 0.45

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: