Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-130-03

05-01-130

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: → свай длиной до 24 м

Подробное описание
Группа: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: Состав работ: Перемещение свай на первый километр.; Возвращение плавучих средств. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-130
Тип работ
GESN
Трудозатраты
Учтены в составе эксплуатации машин и общепроизводственных затрат
Основное назначение
Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных свай длиной до 24 м

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т 1.67
Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.) 1.67

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-130-03 является ключевым инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом затрат на транспортировку строительных материалов водным транспортом. Эта норма регламентирует процесс перемещения железобетонных свай длиной до 24 метров по воде в условиях закрытых акваторий. Она относится к сборнику ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов", который охватывает широкий спектр работ, связанных с устройством фундаментов и укреплением грунтов.

Основное назначение нормы 05-01-130-03 – определение ресурсных затрат (труда, машин, материалов) на выполнение комплекса работ по перемещению свай на первый километр пути. Единицей измерения в данной норме является 100 кубических метров (м3) перемещаемых свай.

Правильное применение данной нормы позволяет точно оценить прямые затраты в сметной стоимости строительных работ, особенно при возведении объектов, требующих доставки крупногабаритных железобетонных конструкций по водным путям. ГЭСН являются обязательными для применения при строительстве, финансируемом за счет государственного бюджета, и носят рекомендательный характер для других проектов.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 05-01-130-03 учитывает полный комплекс операций, необходимых для перемещения железобетонных свай по воде на первый километр в закрытой акватории. Согласно официальным данным, состав работ включает:

  • Перемещение свай на первый километр: Эта операция подразумевает непосредственную транспортировку железобетонных свай от места их погрузки (например, склада или производственной площадки) до места выгрузки или дальнейшего использования на строительном объекте. Включает в себя все маневры, необходимые для безопасного и эффективного перемещения груза.
  • Возвращение плавучих средств: После доставки свай плавучие средства (баржи и буксиры) должны вернуться к месту базирования или следующей загрузки. Эта операция также включена в норму, поскольку является неотъемлемой частью транспортного цикла.

Важно отметить, что данная норма охватывает только первый километр перемещения. Для последующих километров предусмотрены отдельные нормы, о которых будет сказано ниже.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, учтенных в ГЭСН 05-01-130-03, предусмотрены следующие основные материальные ресурсы и машины:

  • Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: В норме учтен расход 1.67 единиц барж на 100 м3 перемещаемых свай. Эти баржи служат основной платформой для транспортировки свай. Их несамоходность подразумевает необходимость использования буксиров.
  • Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): Для перемещения несамоходных барж с грузом свай предусмотрены дизельные буксиры. Норматив включает расход 1.67 единиц буксиров на 100 м3 свай. Мощность буксиров (221 кВт или 300 л.с.) указывает на их способность эффективно работать в условиях закрытой акватории, обеспечивая необходимую тягу.

Трудозатраты и время выполнения

В ГЭСН, как правило, указываются затраты труда рабочих (строителей и машинистов) в человеко-часах, а также время эксплуатации машин в машино-часах. В случае с ГЭСН 05-01-130-03, конкретные значения трудозатрат рабочих-строителей (не машинистов) не выделены отдельной строкой в исходных данных, что является типичной практикой для норм, где основная часть работ выполняется механизированным способом. Это означает, что трудозатраты на управление буксирами и баржами (труд машинистов), а также вспомогательные работы по креплению и расстроповке свай, учтены в составе эксплуатации машин и общепроизводственных затрат.

Требования к квалификации

Хотя норма напрямую не указывает требования к квалификации персонала, выполнение работ по перемещению свай по воде требует наличия квалифицированных специалистов. Операторы буксиров должны иметь соответствующие допуски и опыт работы на водном транспорте, а также знание правил навигации в закрытых акваториях. Рабочие, занимающиеся погрузкой, креплением и выгрузкой свай на баржах, должны обладать навыками стропальных работ и соблюдать технику безопасности при работе с крупногабаритными грузами.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Применение ГЭСН 05-01-130-03 в сметной документации требует последовательного подхода:

  1. Определение объема перемещаемых свай: Первым шагом является точное определение общего объема железобетонных свай, подлежащих транспортировке. Объем одной сваи рассчитывается как произведение площади ее поперечного сечения на длину. Например, для квадратной сваи сечением 0.3х0.3 м и длиной 24 м, объем составит 0.3 * 0.3 * 24 = 2.16 м3. Общий объем определяется суммированием объемов всех свай.
  2. Проверка условий применения: Убедитесь, что условия проекта соответствуют норме: сваи железобетонные, их длина не превышает 24 метра, перемещение осуществляется в закрытой акватории, и рассчитывается стоимость первого километра транспортировки.
  3. Расчет количества единиц измерения: Разделите общий объем свай на 100 м3 (единица измерения нормы). Например, если общий объем свай составляет 500 м3, то количество единиц измерения будет 500 / 100 = 5.
  4. Применение нормы: Умножьте полученное количество единиц измерения на нормативные показатели расхода ресурсов (баржи, буксиры) из ГЭСН 05-01-130-03. Это даст вам необходимое количество машино-часов для каждого вида техники.
  5. Учет последующих километров: Если расстояние перемещения превышает один километр, необходимо дополнительно применять связанные нормы для каждого последующего километра. Например, для свай длиной до 24 м, после первого километра применяется норма 05-01-130-08 (или аналогичная, в зависимости от актуальной редакции сборника).

Примеры использования

Пример 1: Транспортировка свай для мостового перехода

Предположим, для строительства мостового перехода через реку в закрытой акватории требуется доставить 300 железобетонных свай длиной 20 метров каждая, сечением 0.4х0.4 метра. Расстояние транспортировки – 1.5 км.

  1. Объем одной сваи: 0.4 м * 0.4 м * 20 м = 3.2 м3.
  2. Общий объем свай: 300 свай * 3.2 м3/свая = 960 м3.
  3. Количество единиц измерения для 05-01-130-03: 960 м3 / 100 м3 = 9.6 единиц.
  4. Расчет ресурсов для первого километра (05-01-130-03):
  • Баржи: 9.6 * 1.67 = 16.032 маш.-ч
  • Буксиры: 9.6 * 1.67 = 16.032 маш.-ч
  1. Расчет ресурсов для последующих 0.5 км: Для этого необходимо найти соответствующую норму на последующие километры (например, 05-01-130-08) и применить ее к оставшемуся расстоянию (0.5 км), умножив на объем свай и коэффициент, если он предусмотрен для неполных километров.

Особенности и ограничения

  • Закрытая акватория: Норма строго применима только для закрытых акваторий, что означает защищенные от сильного волнения и течений водные объекты (реки, каналы, внутренние водоемы, защищенные гавани). Условия открытого моря или больших озер с сильным волнением требуют применения других, более высоких норм, учитывающих повышенные риски и затраты.
  • Длина свай: Норма 05-01-130-03 предназначена исключительно для свай длиной до 24 метров. Для свай большей длины (например, до 30 м) используются другие нормы, такие как ГЭСН 05-01-130-04.
  • Первый километр: Важнейшее ограничение – норма учитывает только первый километр перемещения. Это связано с тем, что начальные маневры (отход от причала, разгон) и конечные (торможение, подход к причалу) являются наиболее ресурсоемкими. Последующие километры тарифицируются по другим нормам, которые обычно имеют меньший расход ресурсов на единицу расстояния.
  • Объемный измеритель: Единица измерения – 100 м3 свай – требует точного расчета объема железобетонных конструкций, а не их количества или массы.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Сметчики часто сталкиваются с определенными ошибками при применении ГЭСН 05-01-130-03. Знание этих ошибок поможет их избежать:

  1. Неправильное применение для других расстояний: Самая распространенная ошибка – применение нормы 05-01-130-03 для всего расстояния транспортировки, если оно превышает один километр. Это приводит к завышению сметной стоимости. Решение: Всегда используйте соответствующие нормы для последующих километров (например, 05-01-130-06, 05-01-130-07, 05-01-130-08, 05-01-130-09, 05-01-130-10), которые учитывают меньшие удельные затраты на каждый дополнительный километр.
  2. Игнорирование типа акватории: Применение нормы для открытых водоемов или акваторий с сильным течением/волнением, где требуются более мощные буксиры или другие методы транспортировки. Решение: Всегда проверяйте проектную документацию и условия выполнения работ на предмет соответствия "закрытой акватории".
  3. Неверный расчет объема свай: Ошибки в определении объема железобетонных свай (например, использование массы вместо объема, или неточный расчет объема по размерам). Решение: Используйте точные геометрические размеры свай и формулы для расчета объема железобетона. Можно использовать онлайн-калькуляторы для проверки.
  4. Применение для свай другой длины: Использование нормы 05-01-130-03 для свай, длина которых превышает 24 метра. Решение: Для свай длиной до 30 м используйте ГЭСН 05-01-130-04, для свай-оболочек до 32 м – ГЭСН 05-01-130-05.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проект организации строительства (ПОС) и рабочую документацию. В них должны быть указаны точные параметры свай, маршруты транспортировки и характеристики акватории.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений относительно типа акватории или специфики водного транспорта, не стесняйтесь обращаться за консультацией к инженерам-гидротехникам или специалистам по логистике.
  • Использование актуальных сборников ГЭСН: Всегда используйте самые актуальные редакции сборников ГЭСН, так как нормативы могут обновляться.
  • Взаимосвязь с другими нормами: Помните, что перемещение свай – это лишь один этап. Учитывайте также нормы на погрузочно-разгрузочные работы, монтаж свай (ГЭСН 05-01-004-01 и др.), бетонирование (ГЭСН 05-01-062-01), если они применимы к вашему проекту.

Связанные нормы

Серия норм 05-01-130 охватывает различные варианты перемещения железобетонных свай по воде. Для полного и корректного расчета сметчику необходимо знать и применять следующие связанные нормы:

  • ГЭСН 05-01-130-04: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных свай длиной до 30 м. Применяется, когда длина свай превышает 24 м, но не более 30 м.
  • ГЭСН 05-01-130-05: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м. Используется для транспортировки свай-оболочек.
  • Нормы на последующие километры: Для учета затрат на каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) к нормам на первый километр добавляются специальные нормы. Например, для свай, учтенных в 05-01-130-03, используется ГЭСН 05-01-130-08 (на каждый последующий километр к норме 05-01-130-03).

Контрольные моменты

Для обеспечения точности сметных расчетов по ГЭСН 05-01-130-03, сметчику следует уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие длины свай: Убедитесь, что длина свай в проекте точно соответствует диапазону "до 24 м".
  • Тип акватории: Подтвердите, что акватория классифицируется как "закрытая". Это может быть указано в инженерных изысканиях или проектной документации.
  • Расстояние транспортировки: Четко разграничьте первый километр и последующие участки пути, применяя соответствующие нормы.
  • Единица измерения: Проверьте, что объем свай рассчитан в кубических метрах и приведен к 100 м3 для применения нормы.
  • Актуальность нормативов: Используйте только актуальные редакции ГЭСН, чтобы избежать ошибок, связанных с устаревшими данными.

Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам эффективно и точно применять ГЭСН 05-01-130-03, обеспечивая достоверность сметной документации и минимизируя риски возникновения разногласий в процессе строительства.

Ключевые моменты

  • Норма 05-01-130-03 применяется для перемещения железобетонных свай длиной до 24 м.

  • Действует для первого километра транспортировки в закрытой акватории.

  • Учитывает затраты на эксплуатацию несамоходных барж (грузоподъемность 250 т) и дизельных буксиров (мощность 221 кВт).

  • Состав работ включает перемещение свай и возвращение плавучих средств.

  • Единица измерения нормы – 100 кубических метров (м3) перемещаемых свай.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-130-03 применяется для расчета затрат на перемещение железобетонных свай длиной до 24 метров по воде на первый километр пути в закрытых акваториях.

В норме учтены затраты на эксплуатацию несамоходных барж грузоподъемностью 250 т и дизельных буксиров мощностью 221 кВт (300 л.с.), необходимых для транспортировки свай.

Конкретные трудозатраты рабочих-строителей не выделены отдельной строкой в норме, поскольку они учтены в составе эксплуатации машин (труд машинистов) и общепроизводственных затрат, необходимых для выполнения данного вида работ.

Основное отличие заключается в длине перемещаемых свай. ГЭСН 05-01-130-03 применяется для свай длиной до 24 метров, тогда как ГЭСН 05-01-130-04 предназначена для перемещения свай длиной до 30 метров.

Объем свай рассчитывается как произведение площади поперечного сечения сваи на ее длину. Например, для квадратной сваи сечением 0.4х0.4 м и длиной 20 м, объем составит 0.4 * 0.4 * 20 = 3.2 м3. Общий объем всех свай затем делится на 100 для получения нормативных единиц.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проект организации строительства (ПОС) для определения точных параметров свай, маршрутов и характеристик акватории.

2

Для расстояний более одного километра обязательно используйте соответствующие нормы на последующие километры (например, 05-01-130-08) для корректного расчета затрат.

3

Проверяйте актуальность используемых сборников ГЭСН, так как нормативы могут обновляться.

4

Учитывайте взаимосвязь данной нормы с другими сметными нормами на погрузочно-разгрузочные работы и монтаж свай.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы 05-01-130-03 для всего расстояния транспортировки, если оно превышает один километр, вместо использования отдельных норм для последующих километров.

!
Ошибка 2

Использование нормы для открытых акваторий или водоемов с сильным течением/волнением, не соответствующих определению "закрытой акватории".

!
Ошибка 3

Неверный расчет объема железобетонных свай (например, использование массы вместо объема или неточные геометрические размеры).

!
Ошибка 4

Применение нормы для свай, длина которых превышает 24 метра, вместо использования соответствующих норм для более длинных свай (например, 05-01-130-04).

1
05-01-130-04

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай длиной до 30 м

Применяется вместо 05-01-130-03, если длина свай находится в диапазоне от 24 м до 30 м.

2
05-01-130-05

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м

Применяется вместо 05-01-130-03 для перемещения железобетонных свай-оболочек.

3
05-01-130-08

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-130-03

Применяется совместно с 05-01-130-03 для учета затрат на каждый дополнительный километр транспортировки свай после первого.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-130
Тип работ
GESN
Материалы
Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: 1.67Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): 1.67

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: