Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных работ и составлении сметной документации. Норма ГЭСН 05-01-130-06 занимает важное место в сборнике ГЭСН 05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов", особенно в контексте работ, выполняемых в морских и речных условиях с плавучих средств.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 05-01-130-06 предназначена для учета затрат на дополнительное перемещение железобетонных свай по воде в закрытой акватории. Эта норма применяется на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после первого километра, который уже учтен в базовых нормах серии 05-01-130, таких как ГЭСН 05-01-130-01. Таким образом, она является дополнительной и используется для компенсации затрат, связанных с увеличением расстояния транспортировки свай водным транспортом.
Основные характеристики
- Код нормы: 05-01-130-06
- Полное наименование: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-130-01.
- Единица измерения: 100 м3 свай. Это означает, что норматив расхода ресурсов приводится на каждые 100 кубических метров перемещаемых железобетонных свай.
- Тип работ: Свайные работы, выполняемые в морских и речных условиях с плавучих средств.
- Категория: 05-01-130 – Перемещение по воде железобетонных свай.
Применение данной нормы является обязательным для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета. Для строек, финансируемых за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Техническая информация
Для корректного применения ГЭСН 05-01-130-06 необходимо четко понимать состав работ, учитываемые ресурсы и особенности трудозатрат.
Состав работ по норме
Основной и единственный состав работ, учтенный данной нормой, — это "Перемещение на каждый последующий километр". Это подразумевает все операции, связанные с буксировкой плавучих средств с железобетонными сваями на дистанцию, превышающую первый километр, учтенный базовой нормой. Важно отметить, что речь идет о суммарном пути (туда и обратно).
Материалы и ресурсы
В ГЭСН 05-01-130-06 учтены следующие основные машины и механизмы, необходимые для осуществления водного перемещения свай:
- Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход составляет 1.14 машино-часов на 100 м3 свай на каждый последующий километр.
- Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): Расход также составляет 1.14 машино-часов на 100 м3 свай на каждый последующий километр.
Эти ресурсы отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, необходимых для выполнения данного вида работ.
Трудозатраты и время выполнения
В данной норме ГЭСН 05-01-130-06 прямые трудозатраты рабочих (основных рабочих) не предусмотрены и составляют 0 чел.-ч. Это означает, что все необходимые операции по перемещению свай выполняются с использованием машин и механизмов, а трудозатраты машинистов учтены в стоимости эксплуатации этих машин. Затраты труда машинистов (справочно) составляют 4.56 чел.-ч на 100 м3 свай на каждый последующий километр и входят в стоимость эксплуатации машин.
Требования к квалификации
Хотя норма напрямую не указывает требования к квалификации рабочих, подразумевается, что управление буксирами и баржами осуществляется квалифицированным персоналом (машинистами), чьи трудозатраты уже включены в эксплуатацию машин. Общие требования к квалификации для свайных работ и работ на водном транспорте регулируются соответствующими нормативными документами и правилами безопасности.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-130-06 требует внимательности к деталям и четкого понимания алгоритма расчета.
Пошаговый алгоритм расчета
Для включения затрат по ГЭСН 05-01-130-06 в смету необходимо выполнить следующие шаги:
- Определите общий объем перемещаемых железобетонных свай: Этот объем должен быть выражен в кубических метрах (м3) согласно проектной документации.
- Определите общую дистанцию перемещения: Важно учесть суммарный путь "туда и обратно" в километрах. Например, если сваи перевозятся на объект, находящийся в 3 км от места погрузки, то суммарный путь составит 3 км (туда) + 3 км (обратно) = 6 км.
- Вычтите первый километр: Первый километр суммарного пути уже учтен в базовой норме, например, ГЭСН 05-01-130-01. Поэтому из общей дистанции перемещения необходимо вычесть 1 км. Полученное значение – это расстояние, на которое будет применяться ГЭСН 05-01-130-06.
- Рассчитайте количество единиц измерения нормы: Разделите общий объем свай (в м3) на 100, чтобы получить количество единиц измерения нормы (100 м3 свай).
- Умножьте на оставшееся расстояние: Умножьте полученное количество единиц измерения на расстояние, определенное в шаге 3. Это даст итоговое количество единиц применения нормы 05-01-130-06.
- Примените нормативные показатели: Умножьте полученное количество единиц применения на нормативные показатели расхода ресурсов (машино-часы барж и буксиров) для данной нормы.
Примеры использования
Пример 1:
Необходимо перевезти 500 м3 железобетонных свай по воде в закрытой акватории на расстояние 4 км (в одну сторону).
- Шаг 1: Объем свай = 500 м3.
- Шаг 2: Суммарный путь = 4 км (туда) + 4 км (обратно) = 8 км.
- Шаг 3: Расстояние для ГЭСН 05-01-130-06 = 8 км - 1 км (учитывается ГЭСН 05-01-130-01) = 7 км.
- Шаг 4: Количество единиц измерения нормы = 500 м3 / 100 м3 = 5 единиц.
- Шаг 5: Итоговое количество единиц применения ГЭСН 05-01-130-06 = 5 единиц * 7 км = 35 единиц.
- Шаг 6: Расход ресурсов:
- Баржи: 35 единиц * 1.14 маш.-ч/ед. = 39.9 маш.-ч.
- Буксиры: 35 единиц * 1.14 маш.-ч/ед. = 39.9 маш.-ч.
Особенности и ограничения
- Только для последующих километров: Норма применяется строго для расстояний, превышающих первый километр суммарного пути.
- Водный транспорт: Применяется исключительно для перемещения свай по воде.
- Закрытая акватория: Условия применения нормы ограничены закрытыми акваториями.
- Железобетонные сваи: Норма предназначена для перемещения именно железобетонных свай.
- Суммарный путь: Всегда учитывается путь "туда и обратно".
- Связь с базовыми нормами: ГЭСН 05-01-130-06 является частью серии норм (05-01-130-06 по 05-01-130-10), которые дополняют базовые нормы (05-01-130-01 по 05-01-130-05) для разных длин свай.
Полезная информация
Для эффективного использования ГЭСН 05-01-130-06 сметчикам следует знать о типичных ошибках и полезных советах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный расчет расстояния: Одна из самых распространенных ошибок – невычитание первого километра или игнорирование принципа "туда и обратно". Всегда удваивайте расстояние в одну сторону для получения суммарного пути и вычитайте 1 км, который уже учтен в базовой норме.
- Путаница с другими нормами на перемещение: Существуют нормы на перемещение грунта (например, ГЭСН 01-01-035-07 , ГЭСН 01-01-126-01 ) или дополнительное перемещение оборудования и материалов (например, сборник ГЭСНм 40 ). ГЭСН 05-01-130-06 строго специфична для перемещения железобетонных свай по воде. Не применяйте ее для других видов перемещений.
- Неправильная интерпретация единицы измерения: Единица измерения "100 м3" относится к объему перемещаемых свай, а не к объему грунта или другим показателям.
- Игнорирование типа акватории: Норма применима только для закрытой акватории. Использование ее для открытого моря или других условий может привести к некорректным расчетам.
Практические советы
- Внимательно изучайте проектную документацию: Всегда проверяйте проект на наличие точных данных о длине и объеме свай, расстоянии перемещения, типе акватории и используемых плавучих средствах. Это поможет избежать ошибок при выборе и применении нормы.
- Используйте официальные разъяснения: При возникновении сомнений обращайтесь к методическим рекомендациям и письмам Минстроя России, которые регулируют применение сметных норм.
- Проверяйте связь с базовой нормой: Убедитесь, что базовая норма (например, ГЭСН 05-01-130-01) учтена в смете для первого километра перемещения, прежде чем применять 05-01-130-06.
- Автоматизированные сметные программы: Используйте специализированное программное обеспечение для составления смет. Оно часто содержит встроенные проверки и подсказки, которые помогают правильно применять нормы и избегать ошибок.
Связанные нормы
ГЭСН 05-01-130-06 неразрывно связана с другими нормами сборника ГЭСН 05:
- ГЭСН 05-01-130-01: "Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных свай длиной до 12 м". Это базовая норма, к которой добавляется 05-01-130-06 для последующих километров.
- ГЭСН 05-01-130-07, 05-01-130-08, 05-01-130-09, 05-01-130-10: Эти нормы аналогичны 05-01-130-06, но применяются к другим базовым нормам серии 05-01-130 (05-01-130-02, 05-01-130-03, 05-01-130-04, 05-01-130-05 соответственно), которые учитывают перемещение свай другой длины или типа (например, свай-оболочек).
Важно не путать данную норму со сборником ГЭСНм 40 "Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов сверх предусмотренного в сборниках государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования". Нормы ГЭСНм 40 регулируют перемещение оборудования и материалов, но не водную транспортировку свай, которая четко регламентируется серией 05-01-130.
Контрольные моменты
При проверке сметной документации, содержащей ГЭСН 05-01-130-06, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Обоснованность расстояния: Соответствует ли заявленное расстояние проектной документации и реальным условиям транспортировки?
- Корректность вычета первого километра: Учтен ли первый километр базовой нормой, и правильно ли рассчитано оставшееся расстояние для 05-01-130-06?
- Тип перемещаемого груза: Действительно ли перемещаются железобетонные сваи, а не другие материалы?
- Тип акватории: Подтверждено ли, что перемещение осуществляется в закрытой акватории?
- Единица измерения: Правильно ли применен объем свай в сотнях кубических метров?
Тщательный контроль этих параметров позволит избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов.