Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 06-23-022-03

06-23-022

Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания свыше 75 м до 105 м: → колонн периметром свыше 1200 мм

Подробное описание
Группа: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания свыше 75 м до 105 м: Состав работ: Снятие крепления опалубки.; Снятие подкосов.; Снятие крепления торцов и торцевых отсечек.; Отделение укрупнительных элементов опалубки от бетонной поверхности.; Перестановка и разборка укрупненных элементов опалубки на промежуточной площадке.; Очистка щитов.; Снятие проемообразователей, конусов.; Относка крепежных элементов опалубки к месту складирования и укладка их. Обоснование: НР: Пр/812-006.1, СП: Пр/774-006.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м2
Категория
06-23-022
Тип работ
GESN
Трудозатраты
36.6 чел.-ч при среднем разряде 2.9
Основное назначение
Демонтаж опалубки монолитных железобетонных колонн периметром свыше 1200 мм в надземной части зданий высотой от 75 м до 105 м.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 2,9 36.6
Краны башенные приставные, грузоподъемность 10 т, высота подъема до 110 м 10.95
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 1.36
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 1.59

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Опалубка инвентарная (амортизация) 0

Введение

Норма ГЭСН 06-23-022-03 является одним из ключевых элементов в системе Государственных элементных сметных норм (ГЭСН) и предназначена для определения ресурсных затрат, связанных с демонтажем опалубки монолитных железобетонных конструкций. Конкретно эта норма применяется к демонтажу опалубки колонн с периметром свыше 1200 мм, расположенных в надземной части зданий, высота которых составляет от 75 м до 105 м.

Эта норма входит в Сборник 6 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные" ГЭСН-2022, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Ее правильное применение критически важно для точного составления сметной документации, контроля затрат и планирования ресурсов на объектах высотного строительства. Учет специфики демонтажных работ на значительной высоте и с крупногабаритными элементами опалубки позволяет избежать непредвиденных расходов и повысить эффективность строительного процесса.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 06-23-022-03 охватывает полный комплекс операций, необходимых для безопасного и эффективного демонтажа опалубки колонн. В состав работ включены следующие технологические процессы:

  1. Снятие крепления опалубки. Включает ослабление и удаление всех элементов, фиксирующих опалубочные щиты (замки, стяжки, клинья и т.д.).
  2. Снятие подкосов. Демонтаж поддерживающих элементов, обеспечивающих устойчивость опалубки до набора бетоном достаточной прочности.
  3. Снятие крепления торцов и торцевых отсечек. Удаление элементов, формирующих торцы колонн и предотвращающих вытекание бетонной смеси.
  4. Отделение укрупнительных элементов опалубки от бетонной поверхности. Аккуратное отделение крупных опалубочных панелей от поверхности застывшего бетона, часто с использованием специальных инструментов для предотвращения повреждений.
  5. Перестановка и разборка укрупненных элементов опалубки на промежуточной площадке. Перемещение крупных элементов опалубки с места демонтажа на специально оборудованную промежуточную площадку для дальнейшей разборки или подготовки к следующему циклу использования.
  6. Очистка щитов. Очистка опалубочных щитов от остатков бетона, грязи и других загрязнений для поддержания их в рабочем состоянии и увеличения оборачиваемости.
  7. Снятие проемообразователей, конусов. Удаление элементов, формирующих технологические отверстия или закладные детали в теле колонны.
  8. Относка крепежных элементов опалубки к месту складирования и укладка их. Сбор, транспортировка и аккуратное складирование всех крепежных элементов и мелких деталей опалубки для последующего использования или утилизации.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, учтенных нормой 06-23-022-03, предусмотрен определенный набор машин и механизмов, а также учтены амортизационные отчисления по опалубке. Важно отметить, что ГЭСН определяет нормы расхода ресурсов, а не их стоимость.

  • Краны башенные приставные, грузоподъемность 10 т, высота подъема до 110 м: 10.95 маш.-ч на 100 м2 демонтированной опалубки. Эти краны являются основным средством для подъема и перемещения крупногабаритных элементов опалубки на большой высоте. Их использование обусловлено спецификой высотного строительства (75-105 м) и размерами демонтируемых колонн (периметр свыше 1200 мм).
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.36 маш.-ч на 100 м2. Могут использоваться для вспомогательных работ, таких как перемещение опалубки на уровне земли, погрузка/разгрузка, или для работ на более низких отметках, где применение башенного крана нецелесообразно или невозможно.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 1.59 маш.-ч на 100 м2. Применяются для транспортировки мелких элементов опалубки, крепежа, инструментов, а также для вывоза отходов и доставки необходимых материалов на объект.
  • Опалубка инвентарная (амортизация): В данной норме амортизация опалубки не указана как прямой расход в единицах измерения, что означает, что ее стоимость учитывается в составе общестроительных затрат или через отдельные расчеты амортизационных отчислений, исходя из оборачиваемости опалубочных систем.

Трудозатраты и время выполнения

Основным показателем трудозатрат в норме ГЭСН 06-23-022-03 является количество человеко-часов, необходимых для выполнения работ. Для данной нормы предусмотрены следующие трудозатраты:

  • Затраты труда рабочих-строителей (средний разряд 2,9): 36.6 чел.-ч на 100 м2 демонтированной опалубки. Средний разряд 2.9 указывает на то, что работы выполняются рабочими средней квалификации, способными выполнять основные операции по демонтажу опалубки, соблюдая технологические требования и правила безопасности.

Время выполнения работ напрямую зависит от объема демонтируемой опалубки и эффективности организации труда. Норматив 36.6 чел.-ч на 100 м2 является базовым для расчета общего количества человеко-часов, необходимых для конкретного объема работ.

Требования к квалификации

Учитывая средний разряд рабочих 2.9, можно сделать вывод о следующих требованиях к квалификации персонала:

  • Знание технологии демонтажа: Рабочие должны быть знакомы с последовательностью операций, предусмотренных составом работ, и уметь применять соответствующие инструменты и приспособления.
  • Навыки работы с опалубкой: Умение безопасно отделять опалубочные элементы от бетона, разбирать и переставлять их.
  • Опыт работы на высоте: Поскольку работы ведутся на высоте от 75 до 105 м, крайне важен опыт работы на высоте, знание и строгое соблюдение правил техники безопасности, использование средств индивидуальной защиты и страховочных систем.
  • Взаимодействие с крановым оборудованием: Рабочие должны уметь координировать свои действия с машинистами кранов, используя установленные сигналы и процедуры.
  • Очистка и складирование: Навыки по очистке опалубочных щитов и правильному складированию элементов для их дальнейшего использования.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения нормы ГЭСН 06-23-022-03 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Измерьте общую площадь демонтируемой опалубки колонн с периметром свыше 1200 мм на высоте от 75 м до 105 м. Единица измерения нормы — 100 м2. Например, если общая площадь составляет 500 м2, то объем работ для расчета по норме будет 500 / 100 = 5 единиц измерения.
  2. Расчет трудозатрат: Умножьте полученный объем работ на норматив трудозатрат (36.6 чел.-ч). Например, 5 * 36.6 = 183 чел.-ч.
  3. Расчет машино-часов: Умножьте объем работ на норматив машино-часов для каждого вида техники:
  • Краны башенные приставные: Объем работ * 10.95 маш.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу: Объем работ * 1.36 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые: Объем работ * 1.59 маш.-ч.
  1. Учет амортизации опалубки: Амортизация инвентарной опалубки не имеет прямого количественного показателя в данной норме. Ее стоимость, как правило, учитывается в составе накладных расходов или рассчитывается отдельно, исходя из оборачиваемости опалубочной системы и ее первоначальной стоимости.
  2. Формирование сметы: Полученные ресурсные показатели (чел.-ч, маш.-ч) умножаются на текущие стоимостные показатели (тарифы на оплату труда, стоимость машино-часа, стоимость амортизации) для получения прямых затрат. К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль.

Примеры использования

Пример 1: Расчет ресурсов для демонтажа 750 м2 опалубки.

  • Объем работ: 750 м2 / 100 м2 = 7.5 ед. изм.
  • Трудозатраты: 7.5 * 36.6 чел.-ч = 274.5 чел.-ч.
  • Краны башенные приставные: 7.5 * 10.95 маш.-ч = 82.125 маш.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу: 7.5 * 1.36 маш.-ч = 10.2 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые: 7.5 * 1.59 маш.-ч = 11.925 маш.-ч.

Пример 2: Учет специфики объекта.

Если на объекте имеются ограничения по времени использования кранов или сложности логистики, сметчик должен учитывать эти факторы, возможно, применяя повышающие коэффициенты к машино-часам, если это предусмотрено методическими указаниями к ГЭСН. Например, при работе в стесненных условиях или при необходимости выполнения работ в ночное время могут применяться соответствующие коэффициенты, которые увеличивают трудозатраты и время работы машин.

Особенности и ограничения

  • Высота здания: Норма строго ограничена высотой здания от 75 м до 105 м. Для зданий другой высоты (например, до 25 м или от 25 м до 75 м) следует применять другие нормы из той же группы.
  • Периметр колонн: Норма применима только для колонн с периметром свыше 1200 мм. Для колонн с меньшим периметром (до 1200 мм) существуют отдельные нормы.
  • Тип конструкции: Норма предназначена для демонтажа опалубки монолитных железобетонных колонн. Для других конструкций (стен, перекрытий, лестничных маршей) используются другие нормы в рамках той же таблицы 06-23-022.
  • Использование индустриальной опалубки: Данная норма относится к демонтажу опалубки, используемой при возведении монолитных конструкций надземной части зданий с применением индустриальной опалубки.
  • Комплексность работ: Норма учитывает полный комплекс работ, включая перемещение элементов опалубки на промежуточную площадку, их очистку и складирование крепежных элементов.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение высоты здания: Одна из самых распространенных ошибок — применение нормы 06-23-022-03 для зданий, не соответствующих указанному диапазону высот (75-105 м). Это приводит к некорректному расчету трудозатрат и машино-часов, так как сложность и риски работ существенно меняются с высотой. Как избежать: Всегда проверяйте проектную документацию на предмет точной высоты здания и используйте соответствующую норму. Например, для зданий до 25 м применяется ГЭСН 06-23-022-01, а для зданий от 25 м до 75 м — ГЭСН 06-23-022-02.
  2. Игнорирование периметра колонн: Норма 06-23-022-03 строго относится к колоннам с периметром свыше 1200 мм. Применение ее для колонн меньшего периметра приведет к завышению или занижению ресурсных показателей. Как избежать: Тщательно изучайте проектные чертежи и спецификации колонн, чтобы определить их точные размеры и периметр.
  3. Недооценка времени работы кранов: В высотном строительстве время работы кранов является критически важным ресурсом. Неправильный учет логистики, ветровых нагрузок, необходимости перебазирования крана может привести к существенным отклонениям в смете. Как избежать: Учитывайте все факторы, влияющие на работу крана, включая доступность площадки, скорость ветра, необходимость перемещения крана по мере роста здания. При необходимости применяйте повышающие коэффициенты, если это обосновано и предусмотрено методическими указаниями.
  4. Неправильный учет амортизации опалубки: Ошибочное предположение, что "0 ч" для амортизации опалубки означает отсутствие затрат. На самом деле это означает, что прямые количественные затраты на опалубку не учитываются в этой норме, но ее амортизация является существенной частью общих затрат на опалубочные работы. Как избежать: Амортизационные отчисления по индустриальным опалубочным элементам рассчитываются отдельно на основании данных приложений к Сборнику 6 ГЭСН, исходя из их стоимости и нормативного количества оборотов.
  5. Неучет дополнительных условий: Работа на высоте, в стесненных условиях, в зимнее время или в ночную смену может требовать применения дополнительных коэффициентов к трудозатратам и машино-часам. Как избежать: Внимательно изучите общие положения к Сборнику 6 ГЭСН и приложения, где указаны коэффициенты, учитывающие особые условия производства работ.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов всегда тщательно изучайте архитектурные и конструктивные решения проекта, особенно разделы, касающиеся монолитных работ и высотных отметок. Это поможет точно определить применимость нормы.
  • Координация с ПТО: Тесно взаимодействуйте с производственно-техническим отделом (ПТО) и специалистами по производству работ. Они могут предоставить ценную информацию о фактических условиях на стройплощадке, логистике и особенностях демонтажа, которые могут повлиять на ресурсные затраты.
  • Использование актуальных баз: Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию ГЭСН (например, ГЭСН-2022 с последними дополнениями), так как нормативы могут обновляться.
  • Внимание к составу работ: Помните, что норма учитывает полный комплекс работ. Не пытайтесь исключить или добавить операции, если это не обосновано официальными разъяснениями или проектными решениями, требующими корректировки.
  • Документирование отклонений: Если фактические условия на объекте существенно отличаются от нормативных (например, требуется дополнительное оборудование или трудозатраты из-за уникальных сложностей), документируйте эти отклонения и обосновывайте применение корректирующих коэффициентов или дополнительных норм.

Связанные нормы

При работе с ГЭСН 06-23-022-03 полезно знать и другие нормы из того же сборника, которые могут применяться в комплексе или в качестве альтернативы в зависимости от условий:

Контрольные моменты

  • Проверка прочности бетона: Демонтаж опалубки допускается только после набора бетоном проектной прочности, что подтверждается лабораторными испытаниями. Это критически важно для безопасности и предотвращения повреждений конструкции.
  • Соблюдение техники безопасности: Работы на высоте требуют строжайшего соблюдения правил охраны труда, использования страховочных систем, защитных ограждений и средств индивидуальной защиты. Сметчик должен быть уверен, что в смету заложены все необходимые ресурсы для обеспечения безопасности.
  • Качество очистки опалубки: Тщательная очистка опалубочных щитов после демонтажа продлевает срок их службы и обеспечивает качество поверхности следующей бетонной конструкции. Это влияет на оборачиваемость опалубки и, соответственно, на ее амортизационные отчисления.
  • Ведение исполнительной документации: Фиксация фактических объемов выполненных работ, использованных ресурсов и любых отклонений от проекта или нормативов. Это необходимо для обоснования сметных расчетов и разрешения возможных споров.

Правильное и осознанное применение нормы ГЭСН 06-23-022-03 позволит сметчикам точно планировать затраты, избегать ошибок и способствовать эффективному выполнению работ по демонтажу опалубки в высотном строительстве.

Ключевые моменты

  • Норма 06-23-022-03 применяется для демонтажа опалубки колонн периметром >1200 мм на высоте 75-105 м.

  • Включает полный комплекс работ: от снятия креплений до очистки и складирования элементов опалубки.

  • Требует использования башенных и автомобильных кранов, а также бортовых автомобилей.

  • Трудозатраты составляют 36.6 чел.-ч на 100 м2 при среднем разряде рабочих 2.9.

  • Амортизация опалубки учитывается отдельно, не как прямой ресурс в данной норме.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 06-23-022-03 применяется для демонтажа опалубки монолитных железобетонных колонн с периметром свыше 1200 мм, расположенных в надземной части зданий, высота которых составляет от 75 м до 105 м.

В норме учтены машино-часы работы башенных приставных кранов (грузоподъемность 10 т, высота подъема до 110 м), кранов на автомобильном ходу (грузоподъемность 16 т) и бортовых автомобилей (грузоподъемность до 5 т). Амортизация инвентарной опалубки учитывается отдельно, не как прямой расход в данной норме.

Норма предусматривает 36.6 человеко-часов на 100 м2 демонтированной опалубки. Работы выполняются рабочими со средним разрядом 2.9.

Основное отличие ГЭСН 06-23-022-03 от других норм в группе 06-23-022 заключается в специфике демонтируемых конструкций (колонны с периметром свыше 1200 мм) и высоте здания (свыше 75 м до 105 м). Другие нормы этой группы регулируют демонтаж опалубки стен, перекрытий или колонн меньшего периметра на других высотах.

Практические советы

1

Всегда тщательно проверяйте проектную документацию на соответствие высоты здания и периметра колонн условиям применения нормы.

2

Координируйте сметные расчеты с производственно-техническим отделом для учета фактических условий на стройплощадке.

3

Используйте актуальные редакции ГЭСН и методических указаний для точного расчета.

4

Учитывайте, что амортизация опалубки является значимой статьей затрат, рассчитываемой отдельно.

5

Документируйте любые отклонения от нормативных условий для обоснования корректировок в смете.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для зданий, не соответствующих диапазону высот 75-105 м, или для колонн с периметром менее 1200 мм.

!
Ошибка 2

Недооценка или неправильный учет времени работы кранов и логистики на высотных объектах.

!
Ошибка 3

Неверное толкование "0 ч" для амортизации опалубки как отсутствия затрат на нее.

!
Ошибка 4

Игнорирование необходимости применения повышающих коэффициентов при работе в особых условиях (стесненность, зимнее время, ночные смены).

1
06-23-022-01

Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 25 м: → колонн периметром до 1200 мм

Применяется для демонтажа опалубки колонн на меньших высотах (до 25 м).

2
06-23-022-02

Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания от 25 м до 75 м: → колонн периметром до 1200 мм

Используется для демонтажа опалубки колонн на промежуточных высотах (от 25 м до 75 м).

3
06-23-022-04

Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания свыше 75 м до 105 м: → перекрытия

Применяется для демонтажа опалубки перекрытий на аналогичной высоте (свыше 75 м до 105 м).

4
06-01-001-01

Устройство бетонной подготовки

Относится к тому же Сборнику 6 и может быть полезна для общего понимания монолитных работ, хотя и не является прямой альтернативой.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м2
Категория
06-23-022
Тип работ
GESN
Материалы
Краны башенные приставные, грузоподъемность 10 т, высота подъема до 110 м: 10.95 маш.-чКраны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.36 маш.-чАвтомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 1.59 маш.-чОпалубка инвентарная (амортизация): учитывается отдельно

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: