Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-01-021-19

08-01-021

Мост шинный трехфазный напряжением: → 35 кВ, сечение до 400 мм2, количество проводов в фазе - 1

Подробное описание
Группа: Мост шинный трехфазный напряжением: Состав работ: Изготовление и монтаж гибкой ошиновки. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
пролет
Категория
08-01-021
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
28.8 чел.-ч при разряде 4,0
Основное назначение
Изготовление и монтаж гибкой ошиновки трехфазного шинного моста напряжением до 35 кВ, сечением до 400 мм2, количество проводов в фазе - 1.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,0 28.8
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.19
Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т 5.8
Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т) 2.9
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м 0.97
Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м3/ч 2.9
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.19
Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой) т 0

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-01-021-19

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения сметной стоимости строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. Норма ГЭСН 08-01-021-19 относится к сборнику ГЭСН 08 "Электромонтажные работы" и играет ключевую роль в ценообразовании при строительстве и реконструкции объектов электроэнергетики. Данная норма предназначена для определения ресурсных затрат, необходимых для выполнения работ по изготовлению и монтажу гибкой ошиновки трехфазного шинного моста напряжением до 35 кВ, с сечением до 400 мм2 и одним проводом в фазе.

Единицей измерения для данной нормы является "пролет". Это означает, что все ресурсные показатели (трудозатраты, расход материалов, время работы машин) приведены на один пролет шинного моста (3 фазы). Понимание этой единицы измерения критически важно для правильного масштабирования объемов работ и корректного расчета сметной стоимости. Применение данной нормы позволяет сметчикам точно учесть трудовые, материальные и машинные ресурсы, необходимые для создания надежного и безопасного элемента электроустановки.

Техническая информация: Детализация состава работ и ресурсов

Состав работ по норме ГЭСН 08-01-021-19

Норма ГЭСН 08-01-021-19 охватывает полный комплекс работ, связанных с "изготовлением и монтажом гибкой ошиновки". Это включает в себя следующие основные технологические операции, характерные для данного вида работ:

  1. Подготовительные работы:
  • Проверка наличия и комплектности проектной документации, а также соответствия фактических условий проектным решениям.
  • Разметка мест установки элементов ошиновки и опорных конструкций, если это не учтено другими нормами.
  • Проверка готовности опорных конструкций и изоляторов к монтажу ошиновки.
  • Организация рабочего места, включая временные подъездные пути и площадки для складирования материалов и оборудования.
  1. Изготовление элементов гибкой ошиновки:
  • Раскатка и выпрямление проводников (шин) из бухт или с барабанов.
  • Резка проводников на мерные длины в соответствии с проектными размерами пролетов.
  • Обработка концов проводников (зачистка, опрессовка или сварка наконечников) для обеспечения надежного электрического контакта и механической прочности соединений.
  • Изготовление компенсаторов и других фасонных элементов ошиновки, необходимых для компенсации температурных расширений и обеспечения требуемой геометрии.
  1. Монтаж гибкой ошиновки:
  • Подъем и установка проводников на изоляторы или поддерживающие конструкции с использованием подъемных механизмов.
  • Натяжка проводников до проектных значений, обеспечивающая требуемую стрелу провеса и исключающая чрезмерные механические напряжения.
  • Соединение отдельных секций ошиновки между собой. Это может включать сварку, опрессовку или болтовые соединения с применением специальных контактных паст и смазок для улучшения электропроводности и защиты от коррозии.
  • Монтаж арматуры ошиновки: зажимов, демпферов, гасителей вибрации и других элементов, обеспечивающих стабильность и долговечность конструкции.
  • Подключение ошиновки к аппаратам (выключателям, разъединителям, трансформаторам тока и напряжения) на подстанции, включая выполнение контактных соединений.
  1. Заземление и проверка:
  • Устройство заземляющих спусков и подключение ошиновки к контуру заземления для обеспечения электробезопасности.
  • Визуальный осмотр и проверка качества монтажа, соответствия проектным отметкам и размерам.
  • Подготовка к проведению испытаний (сами испытания, как правило, учитываются отдельными нормами пусконаладочных работ).

Важно отметить, что данная норма не учитывает стоимость самих проводников (шин), изоляторов, опорных конструкций и фундаментов под них. Эти элементы должны быть учтены в смете отдельно, по соответствующим нормам на материалы или монтаж конструкций.

Материалы и ресурсы, учтенные нормой

ГЭСН 08-01-021-19 определяет расход следующих ресурсов на один пролет:

Трудозатраты:

  • Средний разряд работы: 4,0
  • Трудозатраты рабочих-строителей: 28,8 чел.-ч.

Эти трудозатраты включают в себя время, необходимое для выполнения всех вышеперечисленных операций, с учетом квалификации персонала, соответствующей сложности работ с высоковольтным оборудованием.

Машины и оборудование:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0,19 маш.-ч.
  • Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т: 5,8 маш.-ч.
  • Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): 2,9 маш.-ч.
  • Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 0,97 маш.-ч.
  • Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м3/ч: 2,9 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0,19 маш.-ч.

Наличие в составе машин агрегатов наполнительно-опрессовочных указывает на то, что норма предполагает использование технологий, требующих создания давления или опрессовки, что характерно для некоторых типов соединений (например, опрессовка наконечников) или для работ с маслонаполненным оборудованием, хотя для гибкой ошиновки это чаще связано с опрессовкой контактных соединений.

Материалы:

  • Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): 0 т.

Указание "0 т" для смазки означает, что ее расход либо настолько незначителен, что не нормируется в тоннах, либо она учтена в составе других комплексных ресурсов, либо ее применение носит вспомогательный характер и не является основным материальным ресурсом, требующим отдельного учета по массе. Тем не менее, ее наличие в списке указывает на необходимость использования подобных смазок для обеспечения надежности контактных соединений и защиты от коррозии.

Требования к квалификации персонала

Работы по монтажу гибкой ошиновки напряжением 35 кВ относятся к категории высоковольтных электромонтажных работ. Это накладывает строгие требования к квалификации и допуску персонала. Рабочие, выполняющие данные операции, должны иметь:

  • Соответствующее профессиональное образование и опыт работы в электроустановках.
  • Группу по электробезопасности не ниже III, а для руководящего персонала (производителей работ, мастеров) – не ниже IV-V группы, согласно Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭЭ).
  • Знание правил техники безопасности при работе в электроустановках.
  • Навыки работы с подъемными механизмами, электроинструментом и измерительным оборудованием.
  • Умение читать электрические схемы и проектную документацию.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Пошаговый алгоритм расчета сметы

Для корректного применения ГЭСН 08-01-021-19 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ:
  • Внимательно изучите проектную документацию (рабочие чертежи, пояснительные записки) на шинный мост.
  • Определите общее количество пролетов гибкой ошиновки, подлежащих монтажу. Это является ключевым параметром для расчета, так как единица измерения нормы – "пролет".
  • Убедитесь, что параметры шинного моста (напряжение 35 кВ, сечение до 400 мм2, один провод в фазе) соответствуют условиям применения данной нормы.
  1. Расчет ресурсных затрат:
  • Умножьте количество определенных пролетов на нормативные показатели расхода каждого ресурса, указанные в ГЭСН 08-01-021-19.
  • Пример: Если необходимо смонтировать 5 пролетов шинного моста:
  • Трудозатраты: 5 пролетов * 28,8 чел.-ч/пролет = 144 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу: 5 пролетов * 0,19 маш.-ч/пролет = 0,95 маш.-ч.
  • Домкраты гидравлические: 5 пролетов * 5,8 маш.-ч/пролет = 29,0 маш.-ч.
  • И так далее для всех машин и материалов.
  1. Применение текущих цен и коэффициентов:
  • Полученные ресурсные показатели переведите в стоимостное выражение, используя текущие сметные цены на трудовые ресурсы, эксплуатацию машин и стоимость материалов, актуальные для региона строительства.
  • Примените накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства (например, МДС 81-35.2004 или новые методики Минстроя России).
  • Учтите возможные поправочные коэффициенты, если условия производства работ отличаются от нормальных (например, работы в стесненных условиях, на высоте, в зимнее время). Эти коэффициенты, как правило, регламентируются общими положениями к сборникам ГЭСН или отдельными методическими документами, а не самой нормой.

Особенности и ограничения применения нормы

  • Специфика гибкой ошиновки: Норма четко ориентирована на гибкую ошиновку, которая отличается от жесткой (трубчатой или полосовой) как по технологии монтажа, так и по составу используемых механизмов. Для жесткой ошиновки следует применять другие нормы, например, ГЭСН 08-01-020-ХХ (в зависимости от типа и параметров).
  • Параметры напряжения и сечения: Строгое соблюдение указанных параметров (35 кВ, сечение до 400 мм2, один провод в фазе) является обязательным. Если проект предусматривает иные характеристики (например, 110 кВ, большее сечение или несколько проводов в фазе), необходимо использовать другие нормы из того же сборника или разрабатывать индивидуальные расценки.
  • Комплексность работ: Норма учитывает именно "изготовление и монтаж". Это означает, что в нее включены все операции от подготовки проводников до их окончательного закрепления и подключения. Однако, как уже упоминалось, стоимость самих материалов ошиновки (проводников, изоляторов, арматуры) и опорных конструкций не учтена.
  • Транспортные расходы: ГЭСН не учитывают затраты на транспортировку материалов и оборудования до места производства работ. Эти расходы должны быть учтены отдельно в сметной документации в соответствии с действующими методиками.
  • Пусконаладочные работы и испытания: Послемонтажные испытания и пусконаладочные работы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию, не входят в состав данной нормы и должны быть учтены по соответствующим нормам сборника ГЭСНп.

Полезная информация: Типичные ошибки, советы и связанные нормы

Типичные ошибки при применении ГЭСН 08-01-021-19 и как их избежать

Неправильное применение сметных норм может привести к существенным искажениям в стоимости строительства, как в сторону завышения, так и занижения. Вот наиболее распространенные ошибки при работе с ГЭСН 08-01-021-19:

  1. Неверное определение единицы измерения: Самая частая ошибка – путаница "пролета" с погонными метрами ошиновки или количеством фаз. Необходимо четко понимать, что норма рассчитана на один пролет шинного моста (3 фазы), независимо от его длины в пределах типовых значений для 35 кВ.
  • Как избежать: Всегда сверяйтесь с проектной документацией, где указаны пролеты, и с технической частью сборника ГЭСН, где дано определение единицы измерения.
  1. Включение в смету неучтенных нормой работ или материалов: Часто сметчики ошибочно включают в состав данной нормы стоимость самих шин, изоляторов, опорных металлоконструкций или фундаментов. Это приводит к двойному учету и завышению сметной стоимости.
  • Как избежать: Внимательно изучите состав работ, приведенный в технической части к сборнику ГЭСН 08, и описание данной нормы. Всегда помните, что ГЭСН 08-01-021-19 учитывает только изготовление и монтаж "гибкой ошиновки", а не всей конструкции шинного моста.
  1. Применение нормы для несоответствующих параметров: Использование данной нормы для шинных мостов другого напряжения (например, 10 кВ или 110 кВ), большего сечения проводников или с несколькими проводами в фазе является грубой ошибкой. Ресурсные затраты для таких объектов будут существенно отличаться.
  • Как избежать: Строго следуйте указанным в названии нормы параметрам: "напряжением: → 35 кВ, сечение до 400 мм2, количество проводов в фазе - 1". При отклонениях ищите другие подходящие нормы или обосновывайте индивидуальные расценки.
  1. Игнорирование требований к квалификации: Недооценка сложности работ и требований к квалификации персонала может привести к занижению трудозатрат или, что еще хуже, к аварийным ситуациям на объекте.
  • Как избежать: Убедитесь, что средний разряд рабочих, указанный в норме, соответствует фактическому уровню квалификации бригады, и что персонал имеет необходимые допуски к высоковольтным работам.
  1. Неправильный учет транспортных расходов: Забывают учесть или некорректно рассчитывают затраты на доставку материалов и оборудования на объект, что приводит к неполной смете.
  • Как избежать: Транспортные расходы всегда учитываются отдельно, согласно методическим указаниям по определению сметной стоимости строительства.

Практические советы для сметчиков

  • Детальное изучение проекта: Прежде чем приступать к составлению сметы, тщательно изучите все разделы проектной документации, особенно электротехническую часть и чертежи шинных мостов. Это поможет точно определить объем работ и избежать ошибок в применении норм.
  • Использование актуальных нормативных документов: Всегда используйте самые свежие редакции ГЭСН и методических указаний. Нормативная база постоянно обновляется, и применение устаревших документов может привести к некорректным расчетам.
  • Комплексный подход: Помните, что ни одна норма не является исчерпывающей для всего объекта. Для полного расчета стоимости шинного моста вам потребуются дополнительные нормы на:
  • Монтаж жесткой ошиновки (если есть элементы жесткой ошиновки).
  • Монтаж изоляторов (если они не учтены в составе других норм).
  • Устройство фундаментов под опоры шинных мостов.
  • Монтаж металлоконструкций опор.
  • Устройство заземления и молниезащиты.
  • Пусконаладочные работы и испытания.
  • Консультации с инженерами: При возникновении сомнений в составе работ или особенностях применения нормы, не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к проектировщикам или техническим специалистам, непосредственно выполняющим работы.
  • Ведение базы знаний: Создайте собственную базу данных или чек-листы по часто используемым нормам, включая типичные ошибки и особенности применения. Это значительно ускорит и упростит процесс составления смет.

Связанные нормы и альтернативы

Для полного и корректного расчета стоимости строительства шинного моста, помимо ГЭСН 08-01-021-19, могут потребоваться следующие нормы:

  • ГЭСН 08-01-020-ХХ: Нормы на монтаж жесткой ошиновки (трубчатой, полосовой) различных сечений и напряжений. Применяются, когда проектом предусмотрена жесткая ошиновка вместо гибкой или в комбинации с ней.
  • ГЭСН 08-01-021-ХХ (другие индексы): В том же сборнике могут существовать нормы для гибкой ошиновки с другими параметрами (например, для большего количества проводов в фазе или других сечений), если они не учтены в данной норме.
  • ГЭСН 08-03-001 "Установка изоляторов": Для учета монтажа опорных и проходных изоляторов, если их установка не включена в состав других норм.
  • ГЭСН 08-02 "Электрические сети": Для учета монтажа опор, прокладки кабелей, если они являются частью шинного моста или прилегающей инфраструктуры.
  • ГЭСН 08-05 "Заземляющие устройства": Для расчета работ по устройству контура заземления и заземляющих спусков.
  • ГЭСН 01 "Земляные работы" и ГЭСН 06 "Бетонные и железобетонные конструкции": Для устройства фундаментов под опоры шинных мостов.
  • ГЭСН 09 "Строительство электрических станций": Могут содержать нормы для более крупных и сложных объектов электроэнергетики.
  • ГЭСНп (Пусконаладочные работы): Для учета испытаний и наладки смонтированного оборудования.

Выбор конкретных связанных норм всегда должен основываться на детальном анализе проектной документации и технических решений.

Контрольные моменты

Для обеспечения точности и достоверности сметной документации, при работе с ГЭСН 08-01-021-19 рекомендуется уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие объемов: Убедитесь, что количество пролетов, принятое в смете, строго соответствует проектным данным.
  • Проверка состава работ: Перепроверьте, что в смету не включены работы, которые уже учтены данной нормой, и наоборот – что все необходимые работы учтены либо данной, либо другими нормами.
  • Актуальность цен: Используйте только актуальные сметные цены на ресурсы и индексы пересчета, утвержденные для вашего региона и периода строительства.
  • Документальное подтверждение: Всегда имейте под рукой проектную документацию, технические условия и официальные разъяснения по применению норм, которые могут понадобиться для обоснования принятых решений.
  • Соблюдение технологии: Помните, что нормы разработаны исходя из типовых технологий выполнения работ. Любые существенные отклонения от технологии, предусмотренной нормой, могут потребовать корректировки расчетов или применения индивидуальных расценок.

Применение ГЭСН 08-01-021-19 требует внимательности и глубокого понимания как самой нормы, так и технологического процесса монтажа гибкой ошиновки. Следуя изложенным рекомендациям, сметчики смогут составлять точные и обоснованные сметы, способствующие эффективному управлению строительными проектами.

Ключевые моменты

  • Норма 08-01-021-19 применяется для монтажа гибкой ошиновки трехфазного шинного моста напряжением 35 кВ.

  • Единица измерения нормы – "пролет", что требует точного определения количества пролетов по проекту.

  • Состав работ включает изготовление и монтаж ошиновки, но не учитывает стоимость самих проводников, изоляторов и опор.

  • Основные ресурсы: 28.8 чел.-ч трудозатрат (разряд 4.0) и специализированные машины (краны, домкраты, лебедки, подъемники).

  • Типичные ошибки включают неверное определение единицы измерения, включение неучтенных работ и применение нормы для несоответствующих параметров.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-01-021-19 применяется для определения ресурсных затрат на изготовление и монтаж гибкой ошиновки трехфазного шинного моста напряжением до 35 кВ, с сечением до 400 мм2 и одним проводом в фазе. Она используется при составлении сметной документации на электромонтажные работы.

В норме ГЭСН 08-01-021-19 из материалов учтена Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой) в количестве 0 т. Это означает, что ее расход либо незначителен для нормирования по массе, либо она учтена в составе других комплексных ресурсов. Сами проводники (шины), изоляторы и арматура ошиновки не учтены в данной норме и должны быть добавлены в смету отдельно.

Нормой ГЭСН 08-01-021-19 предусмотрены трудозатраты рабочих-строителей в размере 28,8 чел.-ч на один пролет шинного моста. Средний разряд работы для выполнения данных операций составляет 4,0.

Норма ГЭСН 08-01-021-19 не учитывает стоимость самих проводников (шин), изоляторов, опорных конструкций, фундаментов, а также транспортные расходы на доставку материалов и оборудования. Кроме того, в нее не входят пусконаладочные работы и испытания смонтированного оборудования.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию для точного определения количества пролетов и соответствия параметров шинного моста норме.

2

Используйте только актуальные редакции ГЭСН и методических указаний для составления смет.

3

Применяйте комплексный подход, дополняя ГЭСН 08-01-021-19 другими нормами для учета всех сопутствующих работ (фундаменты, опоры, изоляторы, заземление, пусконаладка).

4

Консультируйтесь с техническими специалистами или проектировщиками при возникновении вопросов по составу работ или технологии.

5

Ведите внутреннюю базу знаний или чек-листы для часто используемых норм, чтобы минимизировать ошибки и ускорить процесс сметного расчета.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение количества пролетов шинного моста, например, использование погонных метров вместо пролетов.

!
Ошибка 2

Включение в смету стоимости материалов, не учтенных нормой (например, самих шин, изоляторов, опорных конструкций), что приводит к двойному учету.

!
Ошибка 3

Применение нормы для шинных мостов с иными параметрами напряжения, сечения или количества проводов в фазе, отличными от 35 кВ, 400 мм2 и одного провода соответственно.

!
Ошибка 4

Игнорирование требований к квалификации персонала, что может повлиять на безопасность и качество работ.

!
Ошибка 5

Неучет транспортных расходов на доставку материалов и оборудования, которые всегда рассчитываются отдельно.

1
08-01-020-ХХ

Мост шинный жесткий

Применяется для монтажа жесткой ошиновки вместо гибкой или в комбинации.

2
08-03-001

Установка изоляторов

Используется для учета монтажа опорных и проходных изоляторов, если они не учтены в составе других норм.

3
08-02-ХХХ

Электрические сети

Может применяться для учета монтажа опор, прокладки кабелей, если они являются частью шинного моста или прилегающей инфраструктуры.

4
08-05-001

Устройство заземляющих устройств

Для расчета работ по устройству контура заземления и заземляющих спусков.

5
ГЭСНп

Пусконаладочные работы

Для учета испытаний и наладки смонтированного оборудования после монтажа.

Технические характеристики

Единица измерения
пролет
Категория
08-01-021
Тип работ
GESNM
Материалы
Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): 0 т

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: