Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-01-021-25

08-01-021

Мост шинный трехфазный напряжением: → 110-150 кВ, сечение до 600 мм2, количество проводов в фазе - 1

Подробное описание
Группа: Мост шинный трехфазный напряжением: Состав работ: Изготовление и монтаж гибкой ошиновки. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
пролет
Категория
08-01-021
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
43.3 чел.-ч при среднем разряде 4,0
Основное назначение
Монтаж трехфазного шинного моста с гибкой ошиновкой напряжением 110-150 кВ, сечением до 600 мм2 и одним проводом в фазе.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,0 43.3
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.35
Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т 8
Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т) 4
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м 1.49
Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м3/ч 4
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.35
Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой) т 0

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-01-021-25

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-01-021-25 относится к Сборнику № 8 "Электротехнические установки" и предназначена для определения прямых затрат на выполнение работ по изготовлению и монтажу гибкой ошиновки для трехфазных шинных мостов. Эта норма является фундаментальной для сметчиков, работающих над проектами строительства или реконструкции высоковольтных распределительных устройств и подстанций.

Основные характеристики нормы 08-01-021-25:

  • Код нормы: 08-01-021-25
  • Полное наименование: Мост шинный трехфазный напряжением: 110-150 кВ, сечение до 600 мм2, количество проводов в фазе - 1.
  • Единица измерения: Пролет. Важно отметить, что "пролет" в данном контексте обычно означает расстояние между двумя соседними опорами или порталами, на которых монтируется ошиновка, или между оборудованием, которое соединяется шинным мостом. Норма учитывает работы для трех фаз в рамках одного пролета.
  • Тип работ: GESNM (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования).
  • Категория: 08-01-021 (Ошиновка гибкая).

Данная норма учитывает полный комплекс работ, необходимых для создания функционального шинного моста, включая как подготовительные операции по изготовлению элементов ошиновки, так и их непосредственный монтаж на объекте. Применение этой нормы позволяет сметчикам точно определить потребность в трудовых ресурсах, машинах, механизмах и материалах, что является основой для формирования достоверной сметной стоимости.

Техническая информация: Состав работ и ресурсное обеспечение

Для корректного применения ГЭСН 08-01-021-25 необходимо глубоко понимать состав работ, а также перечень и расход учтенных ресурсов. Норма охватывает все основные операции, связанные с созданием и установкой гибкой ошиновки.

Состав работ по норме

Основной состав работ, учтенный в норме 08-01-021-25, включает "Изготовление и монтаж гибкой ошиновки". Это понятие охватывает широкий спектр технологических операций, которые могут быть детализированы следующим образом:

  1. Подготовительные работы:
  • Разметка мест установки опор, порталов и точек крепления ошиновки (если не учтено другими нормами).
  • Доставка материалов и оборудования к месту монтажа в пределах рабочей зоны.
  • Проверка комплектности и качества поставляемых материалов.
  1. Изготовление элементов гибкой ошиновки:
  • Раскатка и резка проводов ошиновки на требуемые длины.
  • Гибка и формовка проводов в соответствии с проектными решениями.
  • Опрессовка или сварка наконечников на концах проводов для обеспечения надежного электрического контакта и механической прочности.
  • Сборка отдельных элементов ошиновки в укрупненные блоки (при необходимости).
  1. Монтаж гибкой ошиновки:
  • Подъем и установка проводов ошиновки на проектную высоту с использованием подъемных механизмов (кранов, подъемников).
  • Крепление ошиновки к изоляторам и поддерживающим конструкциям (например, натяжным или подвесным гирляндам).
  • Соединение отдельных участков ошиновки между собой, включая установку компенсаторов для учета температурных расширений.
  • Натяжение проводов ошиновки до проектной стрелы провеса, обеспечивающее требуемое расстояние до земли и других элементов.
  • Установка дистанционных распорок между проводами в фазе (если применимо, хотя данная норма для 1 провода в фазе, но для других вариантов ошиновки это актуально).
  • Подключение ошиновки к выводам электрооборудования (трансформаторов, выключателей, разъединителей).
  • Монтаж заземляющих устройств и контуров.
  1. Контрольные операции:
  • Визуальный осмотр смонтированной ошиновки на предмет дефектов, повреждений, правильности крепления.
  • Проверка соответствия стрелы провеса проектным значениям.
  • Контроль качества электрических соединений (например, опрессовки).

Материалы и ресурсы

В ГЭСН 08-01-021-25 учтены следующие основные материальные и технические ресурсы, необходимые для выполнения работ. Важно помнить, что ГЭСН определяет только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость.

Материальные ресурсы (расход на 1 пролет):

  • Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): 0.00024 т. Используется для обеспечения надежного контакта и защиты от коррозии в местах соединений и креплений.

Трудозатраты (на 1 пролет):

  • Средний разряд работы 4,0: 43.3 чел.-ч. Это означает, что для выполнения работ по монтажу одного пролета шинного моста требуется 43.3 человеко-часа работы персонала со средним квалификационным разрядом 4.0. В состав бригады могут входить электромонтажники, стропальщики, а также рабочие, обслуживающие подъемные механизмы. Квалификация персонала должна соответствовать требованиям для работы с высоковольтным оборудованием.

Машины и оборудование (маш.-ч на 1 пролет):

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.35 маш.-ч. Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов ошиновки и монтажных приспособлений.
  • Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т: 8 маш.-ч. Применяются для точного позиционирования, подъема или регулировки положения конструкций и оборудования.
  • Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): 4 маш.-ч. Используются для натяжения проводов ошиновки, перемещения грузов по горизонтали или под углом.
  • Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 1.49 маш.-ч. Обеспечивают доступ рабочих к местам монтажа на высоте.
  • Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м3/ч: 4 маш.-ч. Хотя ошиновка гибкая, такие агрегаты могут быть задействованы для опрессовки наконечников или других операций, требующих гидравлического давления.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.35 маш.-ч. Используются для подвоза мелких материалов, инструментов и перемещения персонала в пределах строительной площадки.

Требования к квалификации

Выполнение работ по монтажу высоковольтной ошиновки требует высокой квалификации персонала. Рабочие должны иметь соответствующую группу по электробезопасности, пройти обучение и аттестацию по работе на высоте, а также обладать опытом монтажа электротехнических установок напряжением 110-150 кВ. Машинисты кранов, подъемников и другого оборудования должны иметь соответствующие допуски и удостоверения. Важно строго соблюдать правила техники безопасности при работе с электроустановками и на высоте.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 08-01-021-25 в сметной практике требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических особенностей объекта.

Пошаговый алгоритм расчета

Для расчета сметной стоимости работ по ГЭСН 08-01-021-25 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема работ: Первым и самым важным шагом является точное определение количества "пролетов" шинного моста, подлежащих монтажу, согласно проектной документации. Единица измерения "пролет" включает в себя работы по монтажу трех фаз.
  2. Применение нормативных показателей: Умножьте количество пролетов на нормативные показатели, указанные в ГЭСН 08-01-021-25, для каждого вида ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов). Например, если требуется смонтировать 5 пролетов, то трудозатраты составят 5 пролетов * 43.3 чел.-ч/пролет = 216.5 чел.-ч.
  3. Учет поправочных коэффициентов: При необходимости примените поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к Сборнику ГЭСН № 8 или технической частью к соответствующему разделу. Такие коэффициенты могут учитывать:
  • Стесненные условия производства работ (например, в действующей электроустановке).
  • Работы на большой высоте (если высота превышает учтенную в норме).
  • Особые климатические условия.
  • Работы в условиях реконструкции или технического перевооружения (могут применяться специальные коэффициенты, если это оговорено в нормативных документах).
  1. Формирование локальной сметы: На основе полученных ресурсных показателей и с учетом текущих цен на ресурсы (определяемых по Федеральным единичным расценкам (ФЕР) или Территориальным единичным расценкам (ТЕР) с применением индексов пересчета) формируется локальная смета.

Примеры использования

Пример 1: Расчет для одного пролета Допустим, необходимо смонтировать один пролет трехфазного шинного моста по норме 08-01-021-25.

  • Трудозатраты: 1 пролет * 43.3 чел.-ч/пролет = 43.3 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 1 пролет * 0.35 маш.-ч/пролет = 0.35 маш.-ч.
  • Смазка универсальная тугоплавкая УТ: 1 пролет * 0.00024 т/пролет = 0.00024 т.

Пример 2: Расчет для трех пролетов в стесненных условиях Если требуется смонтировать 3 пролета, и работы ведутся в стесненных условиях действующей подстанции (например, с коэффициентом 1.15 на трудозатраты и эксплуатацию машин, если такой коэффициент предусмотрен методическими указаниями):

  • Базовые трудозатраты: 3 пролета * 43.3 чел.-ч/пролет = 129.9 чел.-ч.
  • Трудозатраты с коэффициентом: 129.9 чел.-ч * 1.15 = 149.385 чел.-ч.
  • Базовые машино-часы (Краны 16 т): 3 пролета * 0.35 маш.-ч/пролет = 1.05 маш.-ч.
  • Машино-часы с коэффициентом: 1.05 маш.-ч * 1.15 = 1.2075 маш.-ч.
  • Расход материалов (Смазка): 3 пролета * 0.00024 т/пролет = 0.00072 т.

Особенности и ограничения

  • Комплексность нормы: ГЭСН 08-01-021-25 является комплексной нормой, включающей как изготовление, так и монтаж. Это означает, что не следует дополнительно учитывать работы по изготовлению ошиновки, если они выполняются в рамках данной нормы.
  • Единица измерения "пролет": Четкое определение "пролета" в проектной документации критически важно. Это может быть расстояние между порталами, между порталом и оборудованием, или между двумя единицами оборудования. Отсутствие ясности может привести к значительным ошибкам в объеме работ.
  • Неучтенные работы: Норма не учитывает затраты на:
  • Устройство фундаментов и монтаж опорных конструкций (порталов, стоек) для шинного моста. Эти работы должны быть учтены по соответствующим строительным нормам, например, из сборника ГЭСН 08-01-019 (Монтаж опор и порталов).
  • Проектирование и изыскательские работы.
  • Пусконаладочные работы и индивидуальные испытания оборудования после монтажа.
  • Транспортировку материалов и оборудования до приобъектного склада (учитывается только перемещение в пределах рабочей зоны).
  • Стоимость самих проводов ошиновки, изоляторов, арматуры и другого оборудования, которые должны быть учтены по отдельным позициям как "оборудование" или "материалы заказчика".
  • Применимость по напряжению и сечению: Норма строго привязана к напряжению 110-150 кВ, сечению до 600 мм2 и одному проводу в фазе. Для других характеристик ошиновки (например, два провода в фазе или другое напряжение) следует применять другие подпозиции таблицы 08-01-021.

Полезная информация: Типичные ошибки, советы и связанные нормы

Для эффективной работы с ГЭСН 08-01-021-25 сметчикам полезно знать о распространенных ошибках, практических рекомендациях и взаимосвязи с другими нормами.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение количества пролетов: Это одна из наиболее частых ошибок. Сметчик должен четко понимать, что в проекте считается "пролетом" для данного типа ошиновки. Как избежать: Тщательно изучать проектную документацию, схемы расположения оборудования и компоновочные чертежи. При необходимости запрашивать разъяснения у проектировщиков.
  2. Игнорирование или неверное применение поправочных коэффициентов: Неучет специфических условий (стесненность, высота, реконструкция) может привести к занижению или завышению сметной стоимости. Как избежать: Всегда сверяться с Общими положениями к Сборнику ГЭСН № 8 и техническими частями к разделам, а также с актуальными методическими указаниями по применению сметных норм.
  3. Двойной учет работ или материалов: Например, попытка дополнительно учесть изготовление ошиновки, хотя оно уже включено в данную норму. Или включение в смету стоимости материалов, которые уже учтены в составе оборудования. Как избежать: Внимательно читать состав работ и ресурсную часть нормы. Проверять, какие ресурсы являются "материалами" (расход которых нормируется), а какие – "оборудованием" (стоимость которого определяется по прайс-листам или ФССЦ).
  4. Использование устаревших редакций норм: Сметные нормы регулярно обновляются. Использование неактуальных данных может привести к некорректным расчетам. Как избежать: Работать только с актуальными версиями сметно-нормативных баз (например, ГЭСН-2020 или более поздние редакции).
  5. Неучет сопутствующих работ: Забывчивость о необходимости включения в смету работ, не учтенных данной нормой, но необходимых для функционирования шинного моста (например, монтаж опор, заземления, испытания). Как избежать: Составлять полную технологическую цепочку работ и проверять, все ли этапы учтены в смете, используя соответствующие нормы.
  6. Арифметические ошибки: Простые ошибки в расчетах или округлениях. Как избежать: Использовать специализированное сметное программное обеспечение, которое минимизирует ручные ошибки. Всегда перепроверять итоговые суммы.

Практические советы

  • Детализация проекта: Чем подробнее проектная документация, тем точнее будет смета. Настаивайте на получении полных чертежей и спецификаций.
  • Визуализация: По возможности, используйте 3D-модели или детальные схемы для лучшего понимания конфигурации шинного моста и определения количества пролетов.
  • Консультации: При возникновении сомнений по применению нормы или определению объемов работ, не стесняйтесь обращаться за консультацией к инженерам-проектировщикам, технологам или опытным сметчикам.
  • Резерв на непредвиденные расходы: Всегда предусматривайте в смете резерв на непредвиденные работы и затраты (обычно 5-15% от прямых затрат), особенно для сложных или уникальных объектов.
  • Документирование: Ведите подробную документацию по всем принятым решениям, обоснованиям и примененным коэффициентам. Это поможет при проверках и в случае возникновения спорных ситуаций.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж шинных мостов по ГЭСН 08-01-021-25 часто требуется применение других норм из Сборника № 8 "Электротехнические установки" или других сборников ГЭСН:

Контрольные моменты

При проверке сметной документации, составленной с использованием ГЭСН 08-01-021-25, следует обратить внимание на следующие ключевые аспекты:

  • Соответствие проекту: Убедитесь, что количество пролетов, тип и сечение ошиновки, а также напряжение соответствуют проектной документации.
  • Обоснованность коэффициентов: Проверьте обоснованность применения любых поправочных коэффициентов.
  • Полнота учета: Убедитесь, что учтены все необходимые сопутствующие работы, которые не входят в данную норму (например, земляные работы, фундаменты, испытания).
  • Актуальность базы: Проверьте, что смета составлена с использованием актуальной сметно-нормативной базы.
  • Ресурсная часть: Сверьте расход материалов, трудозатрат и машино-часов с нормативными показателями ГЭСН 08-01-021-25.

Тщательное следование этим рекомендациям позволит сметчикам избежать ошибок и обеспечить высокую точность сметной документации при работе с ГЭСН 08-01-021-25, что является залогом успешной реализации электромонтажных проектов.

Ключевые моменты

  • ГЭСН 08-01-021-25 нормирует изготовление и монтаж гибкой ошиновки трехфазных шинных мостов.

  • Норма применяется для напряжения 110-150 кВ, сечения до 600 мм2 и одного провода в фазе.

  • Единица измерения – "пролет", включающий работы для трех фаз.

  • Учтены трудозатраты (43.3 чел.-ч на пролет) и машино-часы для кранов, домкратов, лебедок, подъемников, агрегатов и автомобилей.

  • Важно точно определять количество пролетов и применять поправочные коэффициенты для корректного расчета сметы.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-01-021-25 применяется для определения затрат на изготовление и монтаж гибкой ошиновки трехфазных шинных мостов с напряжением 110-150 кВ, сечением до 600 мм2 и одним проводом в фазе.

В норме 08-01-021-25 учтен расход смазки универсальной тугоплавкой УТ (консталин жировой) в количестве 0.00024 т на один пролет. Стоимость самих проводов ошиновки, изоляторов и другой арматуры не учтена и определяется отдельно.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих со средним разрядом 4.0 в объеме 43.3 человеко-часа на один пролет. Эти трудозатраты включают все операции по изготовлению и монтажу гибкой ошиновки.

В контексте ГЭСН 08-01-021-25 "пролет" является единицей измерения объема работ и включает в себя полный комплекс работ по монтажу гибкой ошиновки для трех фаз в пределах одного участка между опорами, порталами или оборудованием.

Нет, ГЭСН 08-01-021-25, как и другие элементные сметные нормы, определяет только расход ресурсов (трудозатраты, машино-часы, материалы), необходимых для выполнения работ. Стоимость самого оборудования (например, проводов ошиновки, изоляторов, разъединителей) не учитывается в норме и должна быть определена по отдельным позициям сметы.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию и схемы расположения для точного определения количества пролетов и конфигурации шинного моста.

2

Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и используйте только актуальные редакции ГЭСН для обеспечения достоверности расчетов.

3

Применяйте поправочные коэффициенты строго в соответствии с общими положениями к сборникам ГЭСН и методическими указаниями.

4

Проверяйте состав работ и ресурсную часть нормы, чтобы избежать двойного учета или пропуска необходимых позиций.

5

Предусматривайте резерв на непредвиденные расходы в смете, особенно для сложных и уникальных проектов, чтобы минимизировать риски перерасхода бюджета.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неверное определение количества пролетов или неправильная интерпретация единицы измерения "пролет" в проектной документации.

!
Ошибка 2

Игнорирование или некорректное применение поправочных коэффициентов, учитывающих специфические условия производства работ (например, стесненность, высота).

!
Ошибка 3

Двойной учет работ (например, отдельное включение изготовления ошиновки, которое уже учтено в данной норме) или материалов, уже входящих в состав оборудования.

!
Ошибка 4

Использование устаревших или неактуальных редакций сметных норм, что приводит к искажению сметной стоимости.

!
Ошибка 5

Неучет сопутствующих работ, не включенных в данную норму, но необходимых для функционирования шинного моста (например, монтаж опор, фундаментов, пусконаладочные работы).

1
08-01-021-26

Мост шинный трехфазный напряжением: 110-150 кВ, сечение до 600 мм2, количество проводов в фазе - 2

Применяется для аналогичных шинных мостов, но с двумя проводами в фазе.

2
08-01-021-27

Мост шинный трехфазный напряжением: 220 кВ, сечение до 600 мм2, количество проводов в фазе - 1

Применяется для шинных мостов более высокого напряжения (220 кВ) с одним проводом в фазе.

3
08-01-019-XX

Монтаж опор и порталов распределительных устройств

Применяется для учета затрат на установку опорных конструкций (порталов, стоек), на которых монтируется ошиновка.

4
08-03-XXX-XX

Присоединение жил кабелей или проводов

Может применяться для учета присоединения спусков от ошиновки к другому оборудованию или кабельным линиям.

5
08-01-057-XX

Установка моторных приводов разъединителей

Применяется, если шинный мост является частью коммутационного аппарата, требующего установки приводов.

Технические характеристики

Единица измерения
пролет
Категория
08-01-021
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 4,0: 43.3Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.35Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т: 8Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): 4Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 1.49Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м3/ч: 4Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.35Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): 0.00024 т

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: