Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-01-073-01

08-01-073

Шина ответвительная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: → до 350 мм2

Подробное описание
Группа: Шина ответвительная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: Состав работ: Заготовка, окраска и прокладка шин.; Установка шинодержателей.; Присоединение к сборным шинам и аппаратам. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м
Категория
08-01-073
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
101 чел.-ч при среднем разряде 4,0
Основное назначение
Монтаж ответвительных шин (две полосы в фазе) из меди или алюминия сечением до 350 мм2.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,0 101
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.47
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.47
Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А 14.3
Шиногибы гидравлические универсальные 14.2
Аргон газообразный, сорт I м3 1.21
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм кг 0.08
Прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 135,0-200,0 мм т 0.001
Прутки круглые из меди марки М3, диаметр 10-30 мм т 0
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный кг 3.24

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-01-073-01

Государственная элементная сметная норма ГЭСН 08-01-073-01 является одним из фундаментальных инструментов для точного определения затрат на электромонтажные работы. Она регламентирует процесс монтажа ответвительных шин, которые представляют собой две полосы в фазе, выполненные из меди или алюминия, с сечением до 350 мм2.

Эта норма применяется при составлении сметной документации для различных видов строительных проектов: нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения промышленных предприятий, гражданских зданий и сооружений, а также объектов энергетики. Основная цель нормы – обеспечить унифицированный подход к расчету ресурсов, необходимых для выполнения данного вида работ, что позволяет формировать достоверные и прозрачные сметы.

Единицей измерения для данной нормы является 100 метров шины, что позволяет масштабировать расчеты в зависимости от протяженности монтируемых шинопроводов.

Техническая информация: Детальный анализ нормы

Понимание состава работ и учтенных ресурсов является критически важным для корректного применения ГЭСН 08-01-073-01. Норма охватывает полный комплекс операций, необходимых для монтажа ответвительных шин.

Состав работ по норме

Согласно официальному описанию, норма 08-01-073-01 включает следующие основные операции:

  1. Заготовка, окраска и прокладка шин.
  • Заготовка: Этот этап включает резку шин по заданным размерам, гибку (при необходимости) для формирования углов и изгибов, а также сверление отверстий для крепления и присоединения. Важно обеспечить точность размеров и качество обработки кромок, чтобы избежать повреждений изоляции и обеспечить надежный контакт.
  • Окраска: Шины подлежат окраске не только для эстетических целей, но и для функциональных: идентификации фаз, защиты от коррозии и улучшения теплоотдачи. Окраска должна быть одинаковой для одноименных шин в каждой электроустановке. Для переменного трехфазного тока обычно используются следующие цвета: фаза А – желтый, фаза В – зеленый, фаза С – красный. Нулевые шины могут быть синими или желто-зелеными.
  • Прокладка: Включает трассировку шин по проектным отметкам, их выравнивание и предварительное крепление. Важно соблюдать проектные расстояния между фазами и от токоведущих частей до заземленных конструкций.
  1. Установка шинодержателей. Шинодержатели – это элементы, предназначенные для надежного крепления шин к опорным изоляторам или другим несущим конструкциям. Их установка требует точного позиционирования и надежной фиксации, поскольку они обеспечивают механическую устойчивость шинопровода, в том числе при воздействии токов короткого замыкания. Норма учитывает затраты на монтаж стандартных шинодержателей, предназначенных для плоских медных или алюминиевых шин.

  2. Присоединение к сборным шинам и аппаратам. Этот этап включает выполнение электрических соединений ответвительных шин со сборными шинами распределительных устройств и выводами электротехнических аппаратов (например, выключателей, трансформаторов). Соединения могут выполняться различными способами: сваркой (для алюминиевых шин часто используется аргонодуговая сварка ), болтовыми соединениями или опрессовкой. Качество контактных соединений напрямую влияет на надежность и безопасность электроустановки.

Материалы и ресурсы

В норме ГЭСН 08-01-073-01 учтены следующие основные материалы и ресурсы, необходимые для выполнения работ:

  • Средний разряд работы 4,0: 101 чел.-ч. Это указывает на квалификацию рабочих, выполняющих монтаж, и объем их трудозатрат на 100 метров шины.
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.47 маш.-ч. Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов шинопровода, особенно при монтаже на высоте.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.47 маш.-ч. Применяются для доставки материалов и оборудования на объект и к месту монтажа.
  • Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 14.3 маш.-ч. Необходимы для выполнения сварных соединений шин, особенно алюминиевых.
  • Шиногибы гидравлические универсальные: 14.2 маш.-ч. Используются для точной гибки шин при заготовке.
  • Аргон газообразный, сорт I: 1.21 м3. Применяется в качестве защитного газа при аргонодуговой сварке алюминиевых шин для предотвращения окисления.
  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 0.08 кг. Используются для сварки стальных элементов (например, шинодержателей или вспомогательных конструкций) или для определенных типов соединений.
  • Прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 135,0-200,0 мм: 0.001 т. Могут использоваться для выполнения сварных швов, наплавки или изготовления мелких соединительных элементов.
  • Прутки круглые из меди марки М3, диаметр 10-30 мм: 0 т. Обратите внимание, что расход медных прутков в данной норме равен нулю. Это может означать, что для данного типа работ медные прутки не являются основным расходуемым материалом, либо их потребление настолько мало, что не учитывается в норме, или же норма предполагает, что основной материал шин (медные или алюминиевые полосы) поставляется заказчиком и не входит в ресурсную часть данной нормы, которая покрывает только работы и вспомогательные материалы.
  • Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 3.24 кг. Используется для окраски шин в соответствии с требованиями ПУЭ и для антикоррозийной защиты.

Трудозатраты и время выполнения

Общие трудозатраты рабочих, учтенные в норме ГЭСН 08-01-073-01, составляют 101 человеко-час на 100 метров шины при среднем разряде работы 4,0. Это означает, что для выполнения работ требуется квалифицированный персонал, способный выполнять сложные электромонтажные операции, включая заготовку, окраску, прокладку и присоединение шин. Кроме того, учтены затраты труда машинистов в объеме 15.14 человеко-часов, что отражает использование механизмов, таких как краны и автомобили.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 4,0 подразумевает, что к выполнению работ допускаются электромонтажники и сварщики, обладающие соответствующими навыками и опытом. Они должны быть знакомы с технологией монтажа шинопроводов, требованиями безопасности, правилами выполнения сварных и болтовых соединений, а также стандартами по окраске и маркировке электротехнических шин.

Практическое применение: Расчет и особенности

Правильное применение ГЭСН 08-01-073-01 требует внимательности к деталям проекта и понимания методологии сметного ценообразования.

Пошаговый алгоритм расчета

Для расчета стоимости работ по ГЭСН 08-01-073-01 сметчику необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема работ: Измерить общую протяженность ответвительных шин (две полосы в фазе, медные или алюминиевые, сечением до 350 мм2), подлежащих монтажу, в метрах. Затем перевести этот объем в единицы измерения нормы (100 м). Пример: Если требуется смонтировать 500 метров шин, объем составит 500 м / 100 м = 5 единиц нормы.
  2. Выбор нормы: Убедиться, что выбранная норма 08-01-073-01 соответствует проектным характеристикам шин (две полосы в фазе, медные или алюминиевые, сечение до 350 мм2).
  3. Применение коэффициентов: При необходимости применить повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборнику ГЭСНм-08 или проектной документацией (например, коэффициенты на стесненные условия труда, работы на высоте, в условиях реконструкции и т.д.).
  4. Расчет прямых затрат: Умножить количество единиц нормы на нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты рабочих и машинистов, расход материалов, время эксплуатации машин) и на текущие цены этих ресурсов. Это позволит получить прямые затраты на оплату труда, эксплуатацию машин и стоимость материалов.
  5. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам добавить накладные расходы и сметную прибыль, рассчитанные в соответствии с действующими методическими указаниями (например, Приказы Минстроя РФ № 812/пр и № 774/пр).

Примеры использования

Пример 1: Расчет для нового строительства

Предположим, необходимо смонтировать 300 метров ответвительных алюминиевых шин (две полосы в фазе, 240 мм2) в условиях нового строительства. Объем работ составит 300 м / 100 м = 3 единицы нормы. Сметчик умножает нормативные показатели (101 чел.-ч, 0.47 маш.-ч крана, 0.47 маш.-ч автомобиля, 14.3 маш.-ч сварочного аппарата, 14.2 маш.-ч шиногиба, 1.21 м3 аргона, 0.08 кг электродов, 0.001 т алюминиевых прутков, 3.24 кг краски) на 3 и на текущие цены ресурсов, затем добавляет накладные расходы и сметную прибыль.

Пример 2: Учет особенностей при реконструкции

При монтаже тех же 300 метров шин в условиях действующего производства (реконструкция) могут быть применены повышающие коэффициенты на стесненность или вредность условий труда, что увеличит трудозатраты и, соответственно, стоимость работ.

Особенности и ограничения

  • "Две полосы в фазе": Норма четко указывает на монтаж шин, состоящих из двух полос на каждую фазу. Если проект предусматривает одну полосу или более двух, необходимо использовать другие, более подходящие нормы.
  • Сечение до 350 мм2: Данная норма применима только для шин с сечением до 350 мм2. Для шин большего сечения (например, свыше 350 до 700 мм2 или свыше 700 до 1000 мм2) следует применять другие нормы из той же таблицы ГЭСН 08-01-073.
  • Материал шин: Норма универсальна для медных и алюминиевых шин, что упрощает выбор. Однако, как было отмечено, расход основного материала шин (полос) не учтен в ресурсной части данной нормы и должен быть добавлен в смету отдельной строкой как материал заказчика или прямой расход.
  • Неучтенные работы: Норма не включает затраты на демонтаж старых шин, устройство сложных опорных конструкций или фундаментов под них, а также специализированные испытания, выходящие за рамки стандартного комплекса электромонтажных работ. Эти работы должны быть учтены по отдельным нормам.

Полезная информация для сметчика

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильный выбор нормы по количеству полос: Одна из самых частых ошибок – применение данной нормы для однополосных шин. Всегда проверяйте проектную документацию на предмет количества полос в фазе. Для однополосных шин используйте нормы таблицы ГЭСН 08-01-072.
  2. Неправильный выбор нормы по сечению: Использование нормы 08-01-073-01 для шин с сечением свыше 350 мм2. Для таких случаев предусмотрены другие нормы в той же таблице, например, ГЭСН 08-01-073-02 (свыше 350 до 700 мм2) или ГЭСН 08-01-073-03 (свыше 700 до 1000 мм2).
  3. Игнорирование нулевого расхода медных прутков: Неверное толкование "0 т" для медных прутков. Это не означает, что медные шины не монтируются по этой норме. Это лишь указывает на отсутствие расхода прутков в рамках данной операции, а не на отсутствие расхода медных шин как таковых. Основной материал шин (полосы) обычно учитывается отдельно.
  4. Неучет дополнительных работ: Забывчивость включить в смету работы, не учтенные данной нормой, такие как демонтаж, устройство сложных металлоконструкций, пусконаладочные работы или специфические испытания. Всегда анализируйте полный объем работ по проекту.

Практические советы

  • Внимательно изучайте проект: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, чертежи и спецификации, чтобы точно определить тип, сечение и количество шин, а также особенности их монтажа.
  • Используйте актуальные сборники: Всегда работайте с последними редакциями ГЭСН и методических указаний Минстроя России, так как нормативы регулярно обновляются.
  • Уточняйте состав работ: При возникновении сомнений относительно включения тех или иных операций в состав нормы, обращайтесь к технической части сборника ГЭСНм-08 и официальным разъяснениям.
  • Контроль качества материалов: Убедитесь, что используемые материалы (шины, шинодержатели, крепеж, краска) соответствуют проектным требованиям и ГОСТам. Это напрямую влияет на долговечность и безопасность электроустановки.

Связанные нормы

Для комплексного сметного расчета электромонтажных работ, связанных с шинопроводами, могут потребоваться следующие нормы:

  • ГЭСН 08-01-072: "Шины ответвительные - одна полоса в фазе, медная или алюминиевая сечением". Применяется, когда в фазе используется одна шинная полоса.
  • ГЭСН 08-01-073-02: "Шина ответвительная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: свыше 350 до 700 мм2". Используется для шин большего сечения, но с тем же количеством полос.
  • ГЭСН 08-01-073-03: "Шина ответвительная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: свыше 700 до 1000 мм2". Для еще больших сечений.
  • ГЭСН 08-01-069: "Шины сборные - две полосы в фазе, медные или алюминиевые сечением". Применяется для монтажа основных (сборных) шин, к которым подключаются ответвительные.

Контрольные моменты

При приемке работ и контроле сметной документации следует обращать внимание на:

  • Соответствие проекту: Фактически смонтированные шины должны строго соответствовать проектным решениям по типу, сечению, количеству полос и трассировке.
  • Качество соединений: Проверка качества сварных швов (отсутствие трещин, прожогов, непроваров) и надежности болтовых соединений (затяжка, наличие шайб).
  • Качество окраски и маркировки: Соответствие цветовой маркировки фаз требованиям ПУЭ и проектной документации.
  • Надежность крепления: Проверка правильности установки и фиксации шинодержателей, их соответствие нагрузкам, в том числе динамическим при коротких замыканиях.
  • Документация: Наличие и правильность оформления исполнительной документации, актов скрытых работ (при необходимости), протоколов испытаний.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам точно применять норму ГЭСН 08-01-073-01, а также обеспечит высокое качество и безопасность электромонтажных работ.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 08-01-073-01 применяется для монтажа ответвительных шин из меди или алюминия, состоящих из двух полос в фазе, с сечением до 350 мм2.

  • Состав работ включает заготовку, окраску и прокладку шин, установку шинодержателей и присоединение к сборным шинам и аппаратам.

  • Единица измерения нормы — 100 метров шины, что позволяет легко масштабировать расчеты.

  • В норме учтены трудозатраты рабочих (101 чел.-ч при разряде 4,0) и машинистов (15.14 маш.-ч), а также расход вспомогательных материалов и эксплуатация машин.

  • Применение нормы требует внимательного учета проектных характеристик шин (количество полос, сечение) и возможных повышающих коэффициентов.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-01-073-01 применяется для определения затрат на монтаж ответвительных шин, которые состоят из двух полос в фазе, выполнены из меди или алюминия, и имеют сечение до 350 мм2. Норма используется при новом строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении электротехнических установок.

В норме учтены вспомогательные материалы, необходимые для выполнения работ: аргон газообразный (1.21 м3), сварочные электроды (0.08 кг), прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов (0.001 т), а также краска масляная (3.24 кг). Обратите внимание, что основной материал шин (медные или алюминиевые полосы) не учтен в ресурсной части данной нормы и, как правило, добавляется в смету отдельной строкой или поставляется заказчиком.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих в объеме 101 человеко-час на 100 метров шины при среднем разряде 4,0. Также учтены затраты труда машинистов в объеме 15.14 человеко-часов.

Сама норма ГЭСН 08-01-073-01 универсальна и применяется как для медных, так и для алюминиевых шин. Это означает, что трудозатраты и использование механизмов для монтажа одинаковы независимо от металла. Однако, в ресурсной части нормы учтены только вспомогательные материалы, такие как алюминиевые прутки для сварки, но не основной материал шин. Это подразумевает, что стоимость самих медных или алюминиевых шин должна быть учтена отдельно в сметной документации.

Практические советы

1

Всегда проверяйте проектную документацию на точное количество полос в фазе и сечение шин, чтобы выбрать наиболее подходящую норму (08-01-073-01 или другие из серии 08-01-073/08-01-072).

2

Учитывайте стоимость основных материалов шин (медные или алюминиевые полосы) отдельной строкой в смете, так как они не учтены в ресурсной части данной нормы.

3

Применяйте соответствующие повышающие коэффициенты, если работы выполняются в сложных или стесненных условиях, на высоте, или при реконструкции действующих объектов.

4

Обращайте внимание на требования к окраске шин (цветовая маркировка фаз) и качеству контактных соединений, так как это важные аспекты электромонтажных работ, влияющие на безопасность и надежность установки.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы для однополосных шин вместо двухполосных. Для однополосных шин следует использовать нормы таблицы ГЭСН 08-01-072.

!
Ошибка 2

Использование нормы для шин с сечением, превышающим 350 мм2. Для больших сечений предусмотрены другие нормы в той же таблице 08-01-073.

!
Ошибка 3

Неучет или неверное толкование отсутствия расхода основного материала шин (медных/алюминиевых полос) в ресурсной части нормы, что может привести к занижению сметной стоимости.

!
Ошибка 4

Игнорирование необходимости применения повышающих коэффициентов на условия производства работ (например, стесненность, высота, реконструкция).

1
08-01-072

Шины ответвительные - одна полоса в фазе, медная или алюминиевая сечением

Применяется вместо 08-01-073-01, если ответвительные шины состоят из одной полосы в фазе.

2
08-01-073-02

Шина ответвительная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: свыше 350 до 700 мм2

Применяется вместо 08-01-073-01, если сечение двухполосных ответвительных шин находится в диапазоне от 350 до 700 мм2.

3
08-01-073-03

Шина ответвительная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: свыше 700 до 1000 мм2

Применяется вместо 08-01-073-01, если сечение двухполосных ответвительных шин находится в диапазоне от 700 до 1000 мм2.

4
08-01-069

Шины сборные - две полосы в фазе, медные или алюминиевые сечением

Применяется совместно с 08-01-073-01 для монтажа основных (сборных) шин, к которым подключаются ответвительные шины.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м
Категория
08-01-073
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 4,0: 101 чел.-чКраны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.47 маш.-чАвтомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.47 маш.-чАппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 14.3 маш.-чШиногибы гидравлические универсальные: 14.2 маш.-чАргон газообразный, сорт I: 1.21 м3Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 0.08 кгПрутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 135,0-200,0 мм: 0.001 тПрутки круглые из меди марки М3, диаметр 10-30 мм: 0 тКраска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 3.24 кг

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: