Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-311-01

08-02-311

Провод двойной на кривой радиусом: → до 20 м без кривых держателей

Подробное описание
Группа: Провод двойной на кривой радиусом: Состав работ: Раскатка и подвеска провода.; Установка стыковых зажимов.; Заделка провода в зажим.; Установка подвесок.; Заготовка и навешивание поперечин.; Регулировка высоты подвеса провода.; Передвижка провода при смещении трассы.; Установка изолирующей или распорной планки. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
км
Категория
08-02-311
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
287 чел.-ч
Основное назначение
Монтаж двойного контактного провода на кривой радиусом до 20 м без кривых держателей.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,6 287
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.94
Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг 52.14
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.94

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-02-311-01

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-311-01 является ключевым инструментом для определения ресурсных затрат при выполнении электромонтажных работ, связанных с устройством контактных сетей городского электрического транспорта. Конкретно, данная норма регламентирует монтаж двойного контактного провода на кривых участках трассы, где радиус поворота составляет до 20 метров, при этом не используются специальные кривые держатели.

Эта норма входит в состав Сборника 8 "Электротехнические установки" ГЭСНм, который предназначен для определения затрат на электромонтажные работы при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении предприятий, зданий и сооружений, включая жилые и общественные объекты.

Основное назначение ГЭСН 08-02-311-01 — обеспечить сметчиков точными данными о необходимом количестве трудовых ресурсов, времени эксплуатации машин и механизмов, а также материальных ресурсов для выполнения указанного вида работ. Единицей измерения для данной нормы является 1 километр (км) проложенного двойного провода.

Правильное применение этой нормы критически важно для формирования достоверной сметной стоимости, поскольку она учитывает специфику работ на криволинейных участках, требующих особой точности и квалификации исполнителей.

Техническая информация: Состав работ и ресурсное обеспечение

Норма ГЭСН 08-02-311-01 охватывает полный комплекс операций, необходимых для монтажа двойного контактного провода на заданных условиях. Детальный состав работ, предусмотренный данной нормой, включает следующие технологические операции:

  1. Раскатка и подвеска провода. Эта операция включает доставку бухт или барабанов с проводом к месту монтажа, их размотку и аккуратную подвеску провода на опорные конструкции. Важно обеспечить правильное натяжение и отсутствие перекручивания провода.
  2. Установка стыковых зажимов. Стыковые зажимы используются для механического и электрического соединения отдельных участков контактного провода. Эта работа требует высокой точности для обеспечения надежного контакта и плавного прохождения токоприемников.
  3. Заделка провода в зажим. После установки зажимов производится надежная фиксация провода внутри них, что гарантирует прочность соединения и его долговечность.
  4. Установка подвесок. Подвески служат для крепления контактного провода к несущим тросам или кронштейнам опор. Их правильное расположение и надежное крепление обеспечивают необходимую высоту и положение провода над дорожным полотном.
  5. Заготовка и навешивание поперечин. Поперечины — это элементы, которые поддерживают контактный провод в заданном положении, обеспечивая его зигзагообразное расположение относительно оси пути, что необходимо для равномерного износа токоприемников. Заготовка может включать резку и подготовку элементов, а навешивание — их монтаж на опорах.
  6. Регулировка высоты подвеса провода. Точная регулировка высоты контактного провода над уровнем дорожного полотна является критически важной для безопасной и эффективной эксплуатации троллейбусов. Отклонения от проектной высоты могут привести к повреждению токоприемников или контактной сети.
  7. Передвижка провода при смещении трассы. В процессе монтажа или эксплуатации может возникнуть необходимость незначительного смещения трассы провода для корректировки его положения. Данная операция учитывает трудозатраты на такие корректировки.
  8. Установка изолирующей или распорной планки. Изолирующие планки обеспечивают электрическую изоляцию между различными частями контактной сети или между проводами, а распорные планки поддерживают заданное расстояние между двойными проводами.

Материалы и ресурсы

В норме ГЭСН 08-02-311-01 учтены основные ресурсы, необходимые для выполнения вышеуказанных работ. Важно отметить, что ГЭСН содержит нормы расхода ресурсов, а не их стоимость в рублях. Стоимость материалов определяется отдельно по текущим ценам.

  • Трудозатраты рабочих: 287 человеко-часов (чел.-ч) при среднем разряде работы 3,6. Это означает, что для выполнения работ по монтажу 1 км двойного провода на кривой радиусом до 20 м без кривых держателей требуется 287 часов работы квалифицированного персонала со средним разрядом 3,6.

  • Машины и оборудование:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0,94 машино-часов (маш.-ч). Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов, таких как барабаны с проводом или элементы опорных конструкций.

  • Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 52,14 машино-часов (маш.-ч). Эти подъемники обеспечивают доступ рабочих и легких материалов к месту монтажа на высоте, что является неотъемлемой частью работ по подвеске и регулировке провода.

  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0,94 машино-часов (маш.-ч). Применяются для транспортировки материалов, инструментов и персонала к месту проведения работ.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3,6 указывает на необходимость привлечения квалифицированных рабочих, способных выполнять сложные электромонтажные операции, требующие точности, знания технологии и соблюдения правил безопасности. Работы по монтажу контактных сетей относятся к категории ответственных, так как от их качества напрямую зависит безопасность и бесперебойность движения городского электротранспорта.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 08-02-311-01 в сметной документации требует последовательного подхода и учета всех нюансов проекта. Ниже представлен пошаговый алгоритм расчета сметной стоимости и рассмотрены особенности применения данной нормы.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение длины участка контактной сети, соответствующего характеристикам нормы 08-02-311-01, то есть кривых радиусом до 20 м без кривых держателей. Объем работ измеряется в километрах (км).

  2. Применение нормы: К определенному объему работ применяются ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 08-02-311-01: трудозатраты рабочих, время эксплуатации машин и механизмов.

  3. Учет коэффициентов: В зависимости от условий производства работ, к нормам могут применяться различные коэффициенты. Важно руководствоваться Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) и техническими частями сборников ГЭСН.

  • Коэффициенты на ремонт и реконструкцию: При выполнении работ в условиях реконструкции или капитального ремонта, к нормам затрат труда рабочих и времени эксплуатации машин могут применяться коэффициенты 1,15 и 1,25 соответственно, если работы аналогичны новому строительству.
  • Коэффициенты на стесненные условия: Если работы выполняются в стесненных условиях (например, вблизи действующих коммуникаций, в условиях плотной городской застройки), могут применяться дополнительные коэффициенты, предусмотренные технической частью Сборника 8 ГЭСНм.
  • Коэффициенты на высоту: При работах на высоте свыше 2 метров (если это не учтено в общих положениях к разделам сборника), к затратам труда могут применяться повышающие коэффициенты (например, 1,1 при высоте от 8 до 15 м).
  1. Расчет прямых затрат: На основе ресурсных показателей и примененных коэффициентов рассчитываются прямые затраты, включающие:
  • Оплату труда рабочих: Произведение трудозатрат (чел.-ч) на часовую тарифную ставку рабочих соответствующего разряда.
  • Эксплуатацию машин и механизмов: Произведение времени эксплуатации (маш.-ч) на стоимость машино-часа для каждого вида техники.
  • Стоимость материалов: Определяется на основе проектных данных и текущих рыночных цен на провод, стыковые зажимы, подвески, поперечины, изолирующие/распорные планки и другие необходимые материалы, не учтенные в ГЭСН (ГЭСН учитывает только расход ресурсов, а не стоимость самих материалов).
  1. Добавление накладных расходов и сметной прибыли: К рассчитанным прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими нормативами и методическими указаниями.

Примеры использования

Пример 1: Монтаж нового участка контактной сети

Предположим, необходимо смонтировать 0,3 км двойного контактного провода на кривом участке радиусом 18 м без кривых держателей в рамках нового строительства.

  • Объем работ: 0,3 км.
  • Трудозатраты: 0,3 км * 287 чел.-ч/км = 86,1 чел.-ч.
  • Эксплуатация крана: 0,3 км * 0,94 маш.-ч/км = 0,282 маш.-ч.
  • Эксплуатация подъемника: 0,3 км * 52,14 маш.-ч/км = 15,642 маш.-ч.
  • Эксплуатация автомобиля: 0,3 км * 0,94 маш.-ч/км = 0,282 маш.-ч.

Далее эти ресурсные показатели умножаются на соответствующие текущие стоимости (тарифные ставки, стоимость машино-часа) для получения прямых затрат. Коэффициенты на стесненность или высоту применяются при наличии соответствующих условий, указанных в проекте.

Пример 2: Реконструкция участка контактной сети

Необходимо заменить 0,2 км двойного контактного провода на кривом участке радиусом 15 м без кривых держателей в условиях реконструкции действующей линии.

  • Объем работ: 0,2 км.
  • Трудозатраты (базовые): 0,2 км * 287 чел.-ч/км = 57,4 чел.-ч.
  • Эксплуатация крана (базовая): 0,2 км * 0,94 маш.-ч/км = 0,188 маш.-ч.
  • Эксплуатация подъемника (базовая): 0,2 км * 52,14 маш.-ч/км = 10,428 маш.-ч.
  • Эксплуатация автомобиля (базовая): 0,2 км * 0,94 маш.-ч/км = 0,188 маш.-ч.

Поскольку это реконструкция, и работы аналогичны новому строительству, применяются коэффициенты МДС 81-35.2004:

  • Трудозатраты (с учетом коэффициента): 57,4 чел.-ч * 1,15 = 66,01 чел.-ч.
  • Эксплуатация машин (с учетом коэффициента): (0,188 + 10,428 + 0,188) маш.-ч * 1,25 = 10,804 маш.-ч * 1,25 = 13,505 маш.-ч.

Особенности и ограничения

  • Радиус кривой: Норма 08-02-311-01 строго применима только для кривых участков с радиусом до 20 метров. Для кривых с радиусом свыше 20 м следует использовать ГЭСН 08-02-311-02, а для прямых участков или кривых с радиусом свыше 30 м — ГЭСН 08-02-311-03.
  • Отсутствие кривых держателей: Важным условием применения нормы является отсутствие необходимости в установке специальных кривых держателей. Это означает, что конфигурация кривой и тип подвески не требуют дополнительных элементов для удержания провода в проектном положении. Если такие держатели требуются, возможно, потребуется корректировка или применение дополнительных норм.
  • Двойной провод: Норма предназначена именно для монтажа двойного контактного провода. Для одиночного провода или других конфигураций следует использовать соответствующие нормы.
  • Тип транспорта: Данная норма относится к контактным сетям троллейбусов. Для трамвайных контактных сетей применяются нормы из таблицы ГЭСН 08-02-310.

Полезная информация для сметчиков

Для эффективной работы со сметной нормой ГЭСН 08-02-311-01 необходимо учитывать ряд практических аспектов, избегать распространенных ошибок и знать о связанных нормативах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильная интерпретация радиуса кривой: Одна из наиболее частых ошибок — применение нормы 08-02-311-01 для кривых с радиусом более 20 метров. Это приводит к завышению или занижению сметной стоимости, так как для больших радиусов предусмотрены другие нормы с иными ресурсными показателями. Всегда сверяйтесь с проектной документацией на предмет точного радиуса кривой.
  2. Игнорирование условия "без кривых держателей": Если проект предусматривает установку кривых держателей, данная норма может быть неприменима в чистом виде или потребует дополнительного обоснования и включения затрат на эти элементы. Внимательно читайте описание нормы и состав работ.
  3. Применение для одиночного провода: Норма 08-02-311-01 четко указывает на "двойной провод". Использование ее для одиночного провода является методологической ошибкой.
  4. Путаница с трамвайными сетями: Несмотря на схожесть работ, контактные сети трамваев имеют свои особенности и нормируются по отдельным таблицам, например, ГЭСН 08-02-310.
  5. Некорректное применение коэффициентов: Ошибки в применении коэффициентов на усложняющие факторы (ремонт, реконструкция, стесненность, высота) могут существенно исказить сметную стоимость. Всегда обращайтесь к МДС 81-35.2004 и техническим частям сборников ГЭСНм для корректного применения коэффициентов.
  6. Использование устаревших редакций: Сметно-нормативная база регулярно обновляется. Применение устаревших редакций ГЭСН может привести к несоответствию текущим требованиям и некорректным расчетам. Всегда используйте актуальную на момент составления сметы нормативную базу.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Прежде чем приступать к расчету, тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся контактной сети. Обратите внимание на радиусы кривых, тип подвески, количество проводов и наличие специфических элементов.
  • Использование актуальных баз: Убедитесь, что ваша сметная программа или справочники содержат самую последнюю редакцию ГЭСНм-2001 (или ГЭСНм-2020/2022, если применимо) и все актуальные изменения и дополнения.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных условий, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или техническим специалистам в области электромонтажных работ.
  • Документирование обоснований: Всегда документируйте обоснования для применения тех или иных коэффициентов или выбора конкретной нормы. Это поможет при прохождении экспертизы и защите сметы.

Связанные нормы

Для полного понимания контекста и правильного выбора нормы, сметчику полезно знать о других нормах, относящихся к монтажу контактных проводов троллейбуса и трамвая:

  • [LINK_NORM:08-02-311-02]ГЭСН 08-02-311-02: Провод двойной на кривой радиусом свыше 20 м. Эта норма применяется, когда радиус кривой превышает 20 метров. Она учитывает иные трудозатраты и машинное время, так как работы на более пологих кривых могут отличаться по сложности.
  • [LINK_NORM:08-02-311-03]ГЭСН 08-02-311-03: Провод двойной на прямой и кривой радиусом свыше 30 м. Данная норма используется для монтажа двойного провода на прямых участках трассы, а также на очень пологих кривых с радиусом более 30 метров.
  • [LINK_NORM:08-02-310]ГЭСН 08-02-310: Провода контактные трамвая. Этот раздел сборника содержит нормы для монтажа контактных проводов трамвайных линий, которые имеют свои конструктивные и технологические особенности, отличные от троллейбусных.
  • [LINK_NORM:08-02-312]ГЭСН 08-02-312: Провода контактные троллейбуса при продольно-цепной и полукомпенсированной подвеске. Эта таблица охватывает монтаж контактных проводов троллейбуса с использованием других типов подвески, которые могут применяться на прямых участках или участках с определенными требованиями к компенсации натяжения.

Контрольные моменты

При проверке и контроле сметной документации, составленной с использованием ГЭСН 08-02-311-01, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие радиуса: Убедиться, что указанный в смете радиус кривой действительно находится в пределах до 20 метров.
  • Наличие кривых держателей: Проверить, не предусмотрены ли проектом кривые держатели, которые не учтены данной нормой.
  • Тип провода: Подтвердить, что речь идет именно о двойном контактном проводе.
  • Примененные коэффициенты: Обоснованность и корректность применения всех повышающих или понижающих коэффициентов, исходя из условий производства работ (ремонт, реконструкция, стесненность, высота и т.д.).
  • Актуальность нормативов: Проверить, что смета составлена с использованием действующей редакции ГЭСНм-2001 (или более поздних редакций, если они введены в действие) и всех актуальных изменений.

Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам точно и эффективно применять норму ГЭСН 08-02-311-01, обеспечивая достоверность и прозрачность сметных расчетов в строительстве контактных сетей городского электротранспорта.

Ключевые моменты

  • Норма 08-02-311-01 применяется для монтажа двойного контактного провода троллейбуса.

  • Действует для кривых участков с радиусом до 20 метров и без кривых держателей.

  • Включает раскатку, подвеску, установку зажимов, подвесок, поперечин, регулировку и передвижку провода.

  • Основными ресурсами являются 287 чел.-ч трудозатрат и машинное время кранов, подъемников, автомобилей.

  • При расчете необходимо учитывать коэффициенты на ремонт/реконструкцию и стесненные условия согласно МДС 81-35.2004.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-311-01 применяется для определения затрат на монтаж двойного контактного провода на кривых участках контактной сети троллейбуса, где радиус поворота составляет до 20 метров, при условии, что не используются специальные кривые держатели.

ГЭСН 08-02-311-01, как и другие ГЭСН, учитывает нормы расхода ресурсов (трудозатраты, машинное время), но не стоимость конкретных материалов. Сами материалы (контактный провод, стыковые зажимы, подвески, поперечины, изолирующие/распорные планки и т.д.) определяются по проектным данным и их текущая стоимость добавляется в смету отдельно.

Нормой ГЭСН 08-02-311-01 предусмотрены трудозатраты рабочих в размере 287 человеко-часов на 1 километр двойного провода, при среднем разряде работы 3,6.

Нет, ГЭСН 08-02-311-01 предназначена исключительно для контактных сетей троллейбуса. Для трамвайных контактных сетей следует использовать нормы из таблицы ГЭСН 08-02-310.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию для точного определения радиуса кривой и типа подвески.

2

Используйте только актуальные редакции ГЭСН и методические указания по ценообразованию (например, МДС 81-35.2004).

3

Применяйте коэффициенты на усложняющие факторы строго в соответствии с положениями технических частей сборников и МДС 81-35.2004, обосновывая каждое применение.

4

Различайте нормы для троллейбусных и трамвайных контактных сетей, а также для различных типов подвески и количества проводов.

5

Ведите подробную документацию по всем принятым решениям и обоснованиям при составлении сметы.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы для кривых с радиусом более 20 метров или для прямых участков.

!
Ошибка 2

Использование нормы для монтажа одиночного провода вместо двойного.

!
Ошибка 3

Игнорирование условия "без кривых держателей", если проектом предусмотрена их установка.

!
Ошибка 4

Некорректное применение коэффициентов на усложняющие факторы (ремонт, реконструкция, стесненность, высота) или их полное отсутствие.

!
Ошибка 5

Применение устаревших редакций сметно-нормативной базы, что приводит к некорректным расчетам.

1
08-02-311-02

Провод двойной на кривой радиусом свыше 20 м

Применяется вместо 08-02-311-01, когда радиус кривой превышает 20 метров.

2
08-02-311-03

Провод двойной на прямой и кривой радиусом свыше 30 м

Применяется для прямых участков или очень пологих кривых с радиусом более 30 метров.

3
08-02-310

Провода контактные трамвая

Применяется для монтажа контактных проводов трамвайных линий, а не троллейбусных.

4
08-02-312

Провода контактные троллейбуса при продольно-цепной и полукомпенсированной подвеске

Применяется для монтажа контактных проводов троллейбуса с другими типами подвески.

Технические характеристики

Единица измерения
км
Категория
08-02-311
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 3,6: 287 чел.-чКраны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.94 маш.-чПодъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 52.14 маш.-чАвтомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.94 маш.-ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: