Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-311-03

08-02-311

Провода контактные троллейбуса → Провод двойной на прямой и кривой радиусом свыше 30 м

Подробное описание
Группа: Провода контактные троллейбуса Состав работ: Раскатка и подвеска провода.; Установка стыковых зажимов.; Заделка провода в зажим.; Установка подвесок.; Заготовка и навешивание поперечин.; Регулировка высоты подвеса провода.; Передвижка провода при смещении трассы.; Установка изолирующей или распорной планки. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
км
Категория
08-02-311
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
128 чел.-ч при разряде 3.6
Основное назначение
Монтаж двойного контактного провода троллейбуса на прямых и кривых участках радиусом свыше 30 м.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,6 128
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.56
Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг 36.72
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.56

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-311-03 является одним из основополагающих документов для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по строительству и реконструкции контактных сетей городского электрического транспорта. Эта норма включена в Сборник №8 "Электротехнические установки" ГЭСН-2001 (в различных редакциях, например, 2014, 2020 годов) и детализирует ресурсные затраты на монтаж двойного контактного провода троллейбуса.

Назначение и область применения нормы:

ГЭСН 08-02-311-03 предназначена для определения нормативной потребности в трудовых, машинных и материальных ресурсах, необходимых для выполнения полного комплекса работ по устройству контактной сети троллейбуса. Она применяется исключительно для монтажа двойного контактного провода на участках трассы, где радиус кривой составляет свыше 30 метров, а также на прямых участках.

Основные характеристики:

  • Код нормы: 08-02-311-03
  • Полное наименование: Провода контактные троллейбуса → Провод двойной на прямой и кривой радиусом свыше 30 м
  • Единица измерения: 1 км смонтированного провода (двойного, т.е. 2 провода на 1 км трассы)
  • Тип работ: Монтаж оборудования (ГЭСНм)
  • Категория: 08-02-311 (Провода контактные троллейбуса)

Данная норма является базовой для формирования прямых затрат в сметной документации и служит основой для разработки единичных расценок (ФЕР, ТЕР) с учетом текущих цен и индексов пересчета.

Техническая информация

Понимание состава работ и учтенных ресурсов является ключевым для корректного применения ГЭСН 08-02-311-03. Норма охватывает полный комплекс технологических операций, необходимых для монтажа контактного провода.

Состав работ по норме

ГЭСН 08-02-311-03 учитывает следующие операции, выполняемые при монтаже 1 км двойного контактного провода троллейбуса:

  1. Раскатка и подвеска провода. Включает доставку бухт провода к месту монтажа, их раскатку вдоль трассы и первичную подвеску на опорных конструкциях. Это требует координации действий и использования специализированной техники для обеспечения равномерного натяжения и предотвращения повреждений провода.
  2. Установка стыковых зажимов. Контактный провод поставляется в бухтах определенной длины, и для создания непрерывной линии требуется соединение отдельных участков. Стыковые зажимы обеспечивают надежное механическое и электрическое соединение проводов.
  3. Заделка провода в зажим. Эта операция подразумевает фиксацию концов провода в стыковых, анкерных или других соединительных зажимах, обеспечивая прочность крепления и электрический контакт.
  4. Установка подвесок. Подвески (струны, фиксаторы) крепятся к несущему тросу или поперечинам и непосредственно поддерживают контактный провод, обеспечивая его заданное положение и стрелу провеса.
  5. Заготовка и навешивание поперечин. Поперечины – это элементы, которые соединяют несущие тросы или опоры и служат для крепления подвесок контактного провода. Их заготовка может включать резку, сверление, а навешивание – подъем и закрепление на проектной высоте.
  6. Регулировка высоты подвеса провода. После первичной подвески и установки всех элементов производится точная регулировка высоты контактного провода над дорожным полотном, а также его положения в плане для обеспечения плавного прохождения токоприемников троллейбуса. Это критически важно для безопасности движения и долговечности контактной сети.
  7. Передвижка провода при смещении трассы. В процессе монтажа или при корректировке проекта может потребоваться незначительное смещение уже подвешенного провода для соответствия проектной трассе.
  8. Установка изолирующей или распорной планки. Эти элементы обеспечивают необходимое расстояние между двумя контактными проводами разной полярности, а также их изоляцию друг от друга и от опорных конструкций.

Материалы и ресурсы

Норма 08-02-311-03 учитывает следующие основные ресурсы, необходимые для выполнения указанных работ на 1 км двойного контактного провода:

  • Трудозатраты рабочих: 128 чел.-ч при среднем разряде работы 3,6. Это означает, что для выполнения всего комплекса работ по монтажу 1 км двойного контактного провода требуется 128 человеко-часов рабочего времени, при этом средняя квалификация рабочих должна соответствовать 3,6 разряду.
  • Машины и механизмы:
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.56 маш.-ч. Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов, таких как бухты провода, поперечины, или для установки опорных конструкций, если это предусмотрено технологией.
  • Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 36.72 маш.-ч. Являются основным средством для работы на высоте, позволяя рабочим безопасно и эффективно выполнять операции по раскатке, подвеске, регулировке и заделке провода.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.56 маш.-ч. Применяются для транспортировки материалов, инструментов и оборудования в пределах строительной площадки.

Важно: Сами контактные провода, стыковые зажимы, подвески, поперечины, изолирующие и распорные планки, а также другие мелкие материалы (например, смазка, бумага шлифовальная, бязь суровая, которые могут быть учтены в более детальных ресурсных ведомостях) не включены в состав данной ГЭСН напрямую как расходные материалы в тоннах или метрах, поскольку ГЭСН определяет нормы затрат на выполнение работ, а не стоимость или количество основных материалов. Стоимость и количество этих материалов определяются по проектным данным и соответствующим сборникам сметных цен на материалы.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3,6 указывает на то, что для выполнения данного комплекса работ требуются квалифицированные специалисты. Рабочие должны обладать навыками электромонтажных работ, знанием технологии монтажа контактных сетей, правил техники безопасности при работе на высоте и с электроустановками. В состав бригады могут входить электролинейщики различных разрядов, обеспечивающие выполнение всех операций от раскатки до точной регулировки.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 08-02-311-03 в сметной практике требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических особенностей объекта.

Пошаговый алгоритм расчета

Для определения ресурсных затрат по норме 08-02-311-03 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема работ: Измерьте или получите из проектной документации общую протяженность участка трассы троллейбуса, на котором будет осуществляться монтаж двойного контактного провода на прямых и кривых участках с радиусом свыше 30 м. Этот объем должен быть выражен в километрах. Например, если протяженность участка составляет 2,5 км.
  2. Расчет трудозатрат: Умножьте нормативные трудозатраты (128 чел.-ч/км) на определенный объем работ.
  • Пример: 128 чел.-ч/км * 2,5 км = 320 чел.-ч.
  1. Расчет машино-часов: Для каждой единицы техники, учтенной в норме, умножьте ее нормативный расход на объем работ.
  • Краны на автомобильном ходу: 0.56 маш.-ч/км * 2,5 км = 1.4 маш.-ч.
  • Подъемники телескопические самоходные: 36.72 маш.-ч/км * 2,5 км = 91.8 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые: 0.56 маш.-ч/км * 2,5 км = 1.4 маш.-ч.
  1. Формирование прямых затрат: Полученные ресурсные показатели (человеко-часы, машино-часы) затем переводятся в денежное выражение путем умножения на текущие расценки на оплату труда рабочих, стоимость эксплуатации машин и механизмов. Стоимость основных материалов (контактный провод, арматура и т.д.) добавляется отдельно, исходя из проектных данных и текущих цен на материалы.

Примеры использования

Пример 1: Монтаж нового участка троллейбусной линии.

Проект предусматривает строительство 3,2 км новой троллейбусной линии, большая часть которой проходит по прямым участкам и кривым радиусом более 30 м. Для расчета сметной стоимости монтажа контактного провода применяется ГЭСН 08-02-311-03.

  • Трудозатраты: 128 чел.-ч/км * 3,2 км = 409,6 чел.-ч.
  • Подъемники телескопические: 36.72 маш.-ч/км * 3,2 км = 117,504 маш.-ч.

Пример 2: Реконструкция существующей контактной сети.

В рамках реконструкции участка троллейбусной сети длиной 1,5 км производится полная замена контактного провода. Если условия соответствуют данной норме (двойной провод, радиус кривых > 30 м), то расчет будет аналогичным.

  • Трудозатраты: 128 чел.-ч/км * 1,5 км = 192 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу: 0.56 маш.-ч/км * 1,5 км = 0.84 маш.-ч.

Особенности и ограничения

  • Радиус кривых: Строгое ограничение по радиусу кривых (свыше 30 м) является ключевым. Для кривых меньшего радиуса или для других типов подвески (например, продольно-цепной) должны применяться другие нормы.
  • Тип провода: Норма применима только для двойного контактного провода. Монтаж одинарного провода или других типов проводов (например, питающих, усиливающих) требует применения иных сметных норм.
  • Комплексность работ: ГЭСН 08-02-311-03 охватывает именно монтажные работы. Она не включает затраты на демонтаж старого провода (если это реконструкция), установку опор, фундаментов, тяговых подстанций, кабельных линий, а также стоимость самих материалов контактной сети. Эти работы должны учитываться по соответствующим нормам и расценкам.
  • Условия производства работ: Норма рассчитана на среднеотраслевые условия. При работе в стесненных условиях, в охранных зонах действующих коммуникаций, в ночное время или при других усложняющих факторах могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 08-02-311-03 сметчикам важно знать о типичных ошибках, полезных советах и связанных нормах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение радиуса кривых: Одна из наиболее частых ошибок – применение данной нормы для кривых с радиусом менее 30 м. Это приводит к занижению трудозатрат и машино-часов, так как работы на более крутых кривых требуют больше времени и усилий. Всегда сверяйтесь с проектной документацией на предмет точных радиусов.
  2. Применение для одинарного провода: Норма 08-02-311-03 четко указывает на "Провод двойной". Использование ее для одинарного контактного провода приведет к значительному завышению сметной стоимости. Убедитесь, что в проекте предусмотрен именно двойной провод.
  3. Неучет сопутствующих работ: Данная ГЭСН не включает в себя все работы по созданию контактной сети. Ошибочно полагать, что она покрывает, например, установку опор, фундаментов, монтаж спецчастей (стрелок, пересечений), прокладку питающих кабелей. Эти работы должны быть учтены по отдельным нормам.
  4. Игнорирование повышающих коэффициентов: При работе в особых условиях (например, в черте города с интенсивным движением, в ночное время, в охранных зонах) могут применяться повышающие коэффициенты к трудозатратам и машино-часам. Их неучет приведет к занижению сметной стоимости и потенциальным конфликтам с подрядчиком.
  5. Ошибки в измерении объемов: Неточное измерение протяженности трассы (в километрах) напрямую влияет на итоговый расчет. Всегда используйте точные данные из проектной документации или результаты геодезических изысканий.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся контактной сети, трассировки, радиусов кривых и типов применяемых проводов.
  • Использование актуальных нормативов: Всегда используйте самые актуальные редакции сборников ГЭСН и методических документов по ценообразованию, так как нормы регулярно обновляются.
  • Комплексный подход: Помните, что монтаж контактной сети – это комплексный процесс. Помимо ГЭСН 08-02-311-03, потребуется применять другие нормы для опор, фундаментов, спецчастей, кабельных линий и т.д.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений или при наличии нестандартных решений в проекте, не стесняйтесь обращаться за консультацией к инженерам-проектировщикам или опытным сметчикам.
  • Проверка состава работ: Сверяйте состав работ, указанный в ГЭСН, с фактически выполняемыми операциями на объекте, чтобы избежать дублирования или пропуска каких-либо затрат.

Связанные нормы

Для полного и корректного составления сметы на контактную сеть троллейбуса, помимо ГЭСН 08-02-311-03, могут потребоваться следующие нормы:

Контрольные моменты

При приемке работ и контроле сметной документации по ГЭСН 08-02-311-03 следует обращать внимание на:

  • Соответствие проекту: Фактическая протяженность смонтированного провода, радиусы кривых и тип подвески должны строго соответствовать проектной документации.
  • Качество монтажа: Визуальный осмотр качества раскатки, подвески, заделки зажимов, установки подвесок и поперечин. Проверка отсутствия провесов, перекручиваний, повреждений провода.
  • Регулировка: Контроль высоты подвеса провода и его положения в плане. Несоответствие может привести к проблемам в эксплуатации троллейбусов.
  • Документация: Наличие и правильность оформления исполнительной документации, актов скрытых работ, журналов производства работ.
  • Безопасность: Соблюдение всех норм и правил безопасности при выполнении работ на высоте и с электроустановками.

Тщательный подход к применению ГЭСН 08-02-311-03 и учет всех нюансов позволит сметчикам формировать точные и обоснованные сметы, минимизируя риски и обеспечивая успешную реализацию проектов по развитию троллейбусной инфраструктуры.

Ключевые моменты

  • ГЭСН 08-02-311-03 применяется для монтажа только двойного контактного провода троллейбуса.

  • Норма охватывает прямые участки и кривые радиусом свыше 30 метров.

  • Учтенные ресурсы включают 128 чел.-ч трудозатрат при среднем разряде 3.6, а также машино-часы кранов, подъемников и бортовых автомобилей.

  • Норма не включает стоимость самих материалов контактной сети и сопутствующие работы (опоры, фундаменты, спецчасти).

  • Ключевые операции: раскатка, подвеска, установка зажимов, регулировка высоты и положения провода.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-311-03 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж двойного контактного провода троллейбуса на прямых участках и кривых с радиусом свыше 30 метров.

В самой норме ГЭСН 08-02-311-03 учтены трудозатраты рабочих и время эксплуатации машин и механизмов. Стоимость и количество основных материалов, таких как контактные провода, стыковые зажимы, подвески, поперечины и изолирующие планки, определяются отдельно по проектным данным и соответствующим сборникам сметных цен на материалы.

Норма предусматривает 128 человеко-часов трудозатрат рабочих на 1 километр смонтированного двойного контактного провода. Средний разряд работы составляет 3,6.

ГЭСН 08-02-311-03 не включает затраты на демонтаж старого провода, установку опор и фундаментов, монтаж спецчастей контактной сети (стрелок, пересечений), прокладку питающих и отсасывающих кабелей, а также стоимость самих материалов контактной сети. Эти работы должны учитываться по другим соответствующим нормам.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию, особенно разделы, касающиеся трассировки, радиусов кривых и типов контактных проводов.

2

Используйте только актуальные редакции сборников ГЭСН и методических указаний по ценообразованию.

3

Применяйте комплексный подход к составлению сметы, учитывая все сопутствующие работы по установке опор, спецчастей и прокладке кабелей по соответствующим нормам.

4

В случае сомнений или при наличии нестандартных решений в проекте, консультируйтесь с инженерами-проектировщиками или опытными сметчиками.

5

Проверяйте соответствие состава работ, указанного в норме, с фактически выполняемыми операциями на объекте, чтобы избежать дублирования или пропуска затрат.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы для кривых с радиусом менее 30 метров, что приводит к занижению затрат.

!
Ошибка 2

Использование нормы для монтажа одинарного контактного провода вместо двойного, что ведет к завышению сметной стоимости.

!
Ошибка 3

Неучет сопутствующих работ, таких как установка опор, фундаментов, спецчастей, или прокладка кабелей, которые должны быть учтены по отдельным нормам.

!
Ошибка 4

Игнорирование повышающих коэффициентов при работе в стесненных условиях, в охранных зонах или в ночное время.

!
Ошибка 5

Ошибки в измерении фактической протяженности трассы, что напрямую влияет на итоговый расчет ресурсных затрат.

1
08-02-311-01

Провод одинарный на прямой и кривой радиусом свыше 30 м

Применяется для монтажа одинарного контактного провода троллейбуса.

2
08-02-311-02

Провод двойной на кривой радиусом свыше 20 м

Применяется для монтажа двойного контактного провода на кривых участках с радиусом от 20 до 30 метров.

3
08-02-312-xx

Провода контактные троллейбуса при продольно-цепной и полукомпенсированной подвеске

Применяется для других типов контактной подвески троллейбуса.

4
08-02-313-xx

Спецчасти контактной сети троллейбуса

Применяется для монтажа специальных частей контактной сети, таких как стрелки, пересечения, секционные изоляторы.

5
08-02-301-xx

Опоры контактной сети

Применяется для установки опор контактной сети.

Технические характеристики

Единица измерения
км
Категория
08-02-311
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 3,6: 128; Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.56; Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 36.72; Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.56

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: