Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСНм) 08-02-304-01 "Анкеровка средняя контактного провода троллейбуса" является фундаментальным инструментом в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве Российской Федерации. Она регламентирует ресурсные затраты, необходимые для выполнения работ по монтажу одного из критически важных элементов контактной сети городского электрического транспорта – средней анкеровки контактного провода троллейбуса.
Данная норма включена в Сборник № 8 "Электротехнические установки" ГЭСНм-2001, который служит основой для определения потребности в ресурсах, таких как трудозатраты рабочих, время эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальные ресурсы, при выполнении электромонтажных работ. ГЭСНм являются исходными нормативами для разработки единичных расценок федерального, территориального и отраслевого уровней, а также индивидуальных и укрупненных сметных нормативов.
Основное назначение средней анкеровки – создание условно неподвижной точки на контактном проводе троллейбусной линии. Эта "неподвижная точка" имеет стратегическое значение для стабильности и надежности всей контактной сети. Она предотвращает чрезмерное провисание и раскачивание провода, ограничивает участок повреждения контактной сети при обрыве провода и исключает его перетягивание в одну сторону под действием грузовых компенсаторов, что особенно актуально для полукомпенсированных цепных подвесок. Без правильно установленных средних анкеровок, контактный провод мог бы свободно перемещаться вдоль линии, что приводило бы к значительному провисанию, нарушению геометрии подвески и, как следствие, к сходу токоприемников троллейбусов, повреждениям и авариям.
Единицей измерения для данной нормы является "шт" (штука), что соответствует одной установленной средней анкеровке. Норма 08-02-304-01 относится к типу работ ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования) и входит в категорию 08-02-304, которая объединяет нормы на различные виды анкеровок и струнок контактной сети.
Техническая информация
Состав работ по норме
ГЭСНм 08-02-304-01 предусматривает выполнение полного комплекса работ, необходимых для монтажа одной средней анкеровки контактного провода троллейбуса. Согласно официальным источникам и техническим требованиям, состав работ включает две основные, взаимосвязанные операции:
- Монтаж средней анкеровки. Эта операция охватывает все действия по установке, закреплению и регулировке элементов средней анкеровки, обеспечивающих ее функциональность и надежность. В практическом смысле это означает:
- Подъем и позиционирование: Все компоненты анкеровки, включая зажимы, изоляторы и тросы, поднимаются на проектную высоту и точно позиционируются в соответствии с проектной документацией.
- Установка специализированных зажимов: На контактный провод устанавливаются специальные зажимы (например, анкерные зажимы), которые обеспечивают надежное механическое крепление.
- Крепление наклонных тросов (анкерных ветвей): Эти тросы, обычно выполненные из сталемедного или стального провода сечением 50–70 мм², крепятся к несущему тросу цепной подвески. Важно соблюдать проектную длину каждой ветви, которая, как правило, равна пятикратному расстоянию между несущим тросом и контактным проводом под поддерживающими устройствами.
- Установка изоляторов: При необходимости устанавливаются изоляторы (например, стержневые или секционные) для обеспечения требуемого уровня электрической изоляции и разделения участков контактной сети.
- Соединение с поддерживающими конструкциями: Все элементы анкеровки надежно соединяются с несущими конструкциями, такими как поперечные несущие тросы или кронштейны на опорах, которые, в свою очередь, анкеруются на опоры или стены зданий.
- Предварительное натяжение и регулировка: Производится точное натяжение и регулировка положения контактного провода с использованием динамометров для обеспечения проектных параметров провисания и выноса. Натяжение контактных проводов по обеим сторонам средней анкеровки не должно отличаться друг от друга более чем на 5%.
- Контроль качества: Осуществляется визуальный и инструментальный контроль правильности монтажа, соответствия всем проектным требованиям и нормативным документам.
- Заделка провода. Данная операция является завершающим этапом монтажа анкеровки и подразумевает надежное и безопасное соединение контактного провода в узле анкеровки. Это критически важно для обеспечения как механической прочности, так и электрической непрерывности контактной сети. Процесс может включать:
- Механическое крепление: Обжим, сварка (если применимо для конкретного типа провода) или использование специализированных зажимов для создания прочного и долговечного соединения контактного провода с элементами анкеровки.
- Обеспечение электрической непрерывности: Проверка качества соединения для предотвращения искрения, перегрева и потерь напряжения в процессе эксплуатации.
- Защита: Обработка мест соединения от коррозии и механических повреждений для продления срока службы анкеровки.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСНм 08-02-304-01 учитывает расход основных ресурсов, необходимых для выполнения полного комплекса работ. Важно понимать, что ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов в натуральном выражении, а не их стоимость в рублях, которая определяется отдельно с использованием текущих цен и индексов пересчета.
Трудовые ресурсы:
- Средний разряд работы 3,9: Для выполнения работ по монтажу средней анкеровки требуется квалифицированный персонал со средним разрядом 3,9. Это указывает на необходимость привлечения рабочих, обладающих глубокими знаниями в области электромонтажа, опытом работы с контактными сетями, умением читать сложные электрические и конструктивные схемы, а также навыками безопасной работы на высоте и с электроустановками. Требуется знание правил техники безопасности, умение работать с подъемными механизмами и специализированным инструментом.
- Затраты труда рабочих-монтажников: Согласно актуальным данным, на одну среднюю анкеровку контактного провода троллейбуса требуется 1,5 чел.-ч трудозатрат рабочих-монтажников. Это значение отражает среднее время, необходимое для выполнения всех операций, входящих в состав работ, при соблюдении стандартных условий труда и технологических требований.
Машины и оборудование:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: Расход составляет 0,01 маш.-ч на шт. Этот вид техники используется для подъема и точного позиционирования относительно тяжелых или крупногабаритных элементов анкеровки, а также для вспомогательных операций, требующих подъемной силы, например, при установке опорных конструкций, если это интегрировано в процесс монтажа анкеровки.
- Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: Расход составляет 0,5 маш.-ч на шт. Телескопический подъемник является основным средством доступа к контактному проводу и несущим тросам на значительной высоте. Он обеспечивает безопасное и эффективное выполнение монтажных работ, позволяя рабочим удобно и стабильно располагаться на уровне контактной сети для выполнения точных операций.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: Расход составляет 0,01 маш.-ч на шт. Бортовые автомобили используются для оперативной доставки материалов, инструментов, мелкого оборудования и персонала на место проведения работ, а также для вывоза отходов. Низкий расход машино-часов указывает на их использование преимущественно для логистических задач, а не для непосредственного выполнения монтажных операций.
Материальные ресурсы: Хотя основные компоненты самой анкеровки (специализированные зажимы, изоляторы, анкерные тросы, контактный провод) как правило, не входят в состав данной нормы ГЭСНм и должны быть учтены отдельно по соответствующим сборникам ФССЦ (Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции) или по текущим рыночным ценам, в некоторых редакциях нормы могут быть учтены мелкие вспомогательные материалы, необходимые для выполнения работ. К ним относятся:
- Бязь суровая: Используется для очистки поверхностей, протирки оборудования и других вспомогательных нужд.
- Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): Применяется для смазки резьбовых соединений, подвижных частей и защиты от коррозии.
- Бумага шлифовальная: Используется для подготовки поверхностей, зачистки контактов и других мелких работ.
Трудозатраты и время выполнения
Как было указано, трудозатраты рабочих-монтажников составляют 1,5 чел.-ч на одну среднюю анкеровку. Это значение является усредненным и отражает нормативное время, необходимое для выполнения всех операций, входящих в состав работ, при соблюдении стандартных условий труда, использовании типовых технологий и наличии необходимого оборудования. Этот показатель является ключевым для расчета фонда оплаты труда рабочих в смете.
Время выполнения работ машинами также строго нормировано и выражается в машино-часах:
- Краны на автомобильном ходу: 0,01 маш.-ч/шт.
- Подъемники телескопические самоходные: 0,5 маш.-ч/шт.
- Автомобили бортовые: 0,01 маш.-ч/шт.
Эти показатели позволяют сметчику точно рассчитать общую потребность в рабочих и машинах для заданного объема работ, а также спланировать график выполнения работ.
Требования к квалификации
Средний разряд рабочих-монтажников, равный 3,9, подчеркивает необходимость привлечения специалистов, обладающих высокой квалификацией. Это означает, что рабочие должны иметь не только практические навыки монтажа, но и теоретические знания в области электротехники, механики и безопасности труда. Они должны быть обучены:
- Правилам монтажа и эксплуатации контактных сетей троллейбуса.
- Технике безопасности при работе на высоте и с электроустановками, включая допуски к работам под напряжением (при необходимости).
- Правилам эксплуатации и обслуживания подъемных механизмов и специализированного электроинструмента.
- Чтению и интерпретации проектной и технической документации.
- Навыкам работы в команде и координации действий.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для правильного применения нормы ГЭСНм 08-02-304-01 в сметной документации необходимо следовать четкому алгоритму:
- Определение объема работ: Первым и самым важным шагом является точный подсчет количества средних анкеровок, подлежащих монтажу. Это количество должно быть взято непосредственно из проектной документации, схем контактной сети или ведомостей объемов работ. Полученное значение будет являться основным измерителем для нормы (шт).
- Расчет трудозатрат: Умножьте определенное количество анкеровок на норматив трудозатрат рабочих-монтажников, который составляет 1,5 чел.-ч на одну штуку. Полученное значение будет представлять собой общие трудозатраты в человеко-часах, необходимые для выполнения данного объема работ.
- Пример: Если проект предусматривает установку 25 средних анкеровок, то общие трудозатраты составят: 25 шт × 1,5 чел.-ч/шт = 37,5 чел.-ч.
- Расчет машино-часов: Аналогичным образом, умножьте количество анкеровок на норматив расхода машино-часов для каждого вида используемой техники:
- Для кранов на автомобильном ходу: Количество шт × 0,01 маш.-ч/шт.
- Для подъемников телескопических самоходных: Количество шт × 0,5 маш.-ч/шт.
- Для автомобилей бортовых: Количество шт × 0,01 маш.-ч/шт.
- Пример: Для 25 анкеровок:
- Краны: 25 шт × 0,01 маш.-ч/шт = 0,25 маш.-ч.
- Подъемники: 25 шт × 0,5 маш.-ч/шт = 12,5 маш.-ч.
- Автомобили: 25 шт × 0,01 маш.-ч/шт = 0,25 маш.-ч.
- Учет материальных ресурсов: Включите в смету стоимость основных материалов, которые не учтены данной нормой, но являются неотъемлемой частью средней анкеровки (например, сами анкерные зажимы, изоляторы, анкерные тросы, контактный провод). Эти материалы должны быть учтены по соответствующим сборникам ФССЦ или по текущим рыночным ценам с подтверждающими документами. Мелкие вспомогательные материалы (бязь, смазка, бумага шлифовальная), если они не учтены в норме, также могут быть добавлены по нормативам или фактическому расходу.
- Формирование сметной стоимости: После расчета всех ресурсных показателей, переведите их в стоимостное выражение, используя текущие цены на трудовые ресурсы, эксплуатацию машин и стоимость материалов. Затем добавьте накладные расходы (НР) и сметную прибыль (СП) в соответствии с действующими методическими указаниями и индексами пересчета, утвержденными для региона или отрасли.
- Применение коэффициентов: При необходимости примените повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН, технической частью или проектными особенностями. Такие коэффициенты могут учитывать работу в стесненных условиях, на высоте свыше нормативной, в ночное время, в условиях действующего движения транспорта и т.д. Обоснование применения коэффициентов должно быть четко зафиксировано в сметной документации.
Примеры использования
Пример 1: Строительство новой троллейбусной линии Предположим, проектируется новая троллейбусная линия протяженностью 10 км, на которой, согласно проекту, предусматривается установка 100 средних анкеровок. Сметчик будет использовать норму ГЭСНм 08-02-304-01 следующим образом:
- Объем работ: 100 шт.
- Трудозатраты: 100 шт × 1,5 чел.-ч/шт = 150 чел.-ч.
- Машино-часы:
- Краны: 100 шт × 0,01 маш.-ч/шт = 1,0 маш.-ч.
- Подъемники: 100 шт × 0,5 маш.-ч/шт = 50,0 маш.-ч.
- Автомобили: 100 шт × 0,01 маш.-ч/шт = 1,0 маш.-ч. Далее эти ресурсные показатели будут переведены в стоимостные выражения с использованием текущих цен и индексов пересчета, а также добавлены затраты на материалы, накладные расходы и сметную прибыль.
Пример 2: Капитальный ремонт участка контактной сети При капитальном ремонте участка контактной сети требуется замена 15 средних анкеровок. Сметчик рассчитает:
- Объем работ: 15 шт.
- Трудозатраты: 15 шт × 1,5 чел.-ч/шт = 22,5 чел.-ч.
- Машино-часы:
- Краны: 15 шт × 0,01 маш.-ч/шт = 0,15 маш.-ч.
- Подъемники: 15 шт × 0,5 маш.-ч/шт = 7,5 маш.-ч.
- Автомобили: 15 шт × 0,01 маш.-ч/шт = 0,15 маш.-ч. В данном случае, вероятно, будут применены повышающие коэффициенты на стесненность работ (например, в условиях плотной городской застройки, при наличии действующего движения транспорта) или на демонтаж старых конструкций, если он не учтен отдельной нормой.
Особенности и ограничения
- Условия применения: Норма ГЭСНм 08-02-304-01 рассчитана на стандартные, усредненные условия выполнения работ. Любые отклонения от этих условий, такие как работа в труднодоступных местах, на большой высоте (свыше нормативной), в условиях действующего движения транспорта, в ночное время, при неблагоприятных погодных условиях (сильный ветер, обледенение), могут потребовать применения поправочных коэффициентов. Эти коэффициенты должны быть обоснованы в сметной документации и подтверждены соответствующими актами.
- Комплексность: Норма 08-02-304-01 учитывает полный комплекс работ по монтажу и заделке провода в рамках средней анкеровки. Это означает, что дополнительные расценки на мелкие сопутствующие операции, которые являются неотъемлемой частью процесса (например, подъем материалов на рабочее место, если это не требует отдельного механизма, или мелкие регулировки), обычно не требуются и уже учтены в составе нормы.
- Материалы: Важно помнить, что сама анкеровка (специализированные зажимы, изоляторы, анкерные тросы) как правило, не входит в состав нормы ГЭСНм и должна быть учтена отдельно. Сметчик должен внимательно изучать состав неучтенных материалов и добавлять их по соответствующим сборникам ФССЦ или по текущим рыночным ценам.
- Напряжение и безопасность: Работы по монтажу контактной сети всегда связаны с высоким напряжением и требуют строгого соблюдения правил электробезопасности. В норме учтены затраты на соблюдение стандартных требований безопасности. Однако особые условия, такие как работа под напряжением с использованием специализированных средств и методов, могут требовать дополнительных обоснований и расчетов.
- Проектная документация: Точное количество и тип анкеровок, а также особенности их монтажа, всегда определяются проектной документацией. Сметчик должен строго следовать ей, поскольку любые отступления могут привести к некорректным расчетам и проблемам при сдаче объекта.
- Географические и климатические факторы: Влияние экстремальных температур (вызывающих изменение натяжения провода), сильных ветров и образования льда может потребовать дополнительных мер и ресурсов, которые должны быть учтены при составлении сметы.
- Городская среда: Работа в плотной городской застройке, вблизи жилых зданий, с интенсивным движением транспорта и пешеходов, требует дополнительных затрат на организацию строительной площадки, обеспечение безопасности, временное ограничение движения и координацию с городскими службами. Эти факторы могут влиять на производительность и требовать применения повышающих коэффициентов.
- Существующая инфраструктура: При реконструкции или ремонте, интеграция новых анкеровок в существующую, возможно, устаревшую инфраструктуру, может столкнуться с непредвиденными трудностями (например, коррозия существующих опор, несоответствие старых и новых элементов), что также может потребовать дополнительных затрат.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный подсчет количества анкеровок:
- Ошибка: Определение количества анкеровок "на глаз" или по укрупненным показателям без детального изучения проектной документации. Это может привести к существенным ошибкам в объеме работ.
- Как избежать: Всегда основывайтесь на точных данных из проектной документации, детализированных схемах контактной сети и спецификациях. Проводите тщательный подсчет каждой единицы, используя чертежи и планы.
- Игнорирование условий производства работ:
- Ошибка: Применение нормы без учета специфики объекта, такой как стесненность площадки, необходимость работы вблизи жилых зданий, наличие действующего движения транспорта, или необходимость организации "окон" в движении общественного транспорта.
- Как избежать: Внимательно изучайте условия площадки до начала составления сметы. Проводите выезд на объект, анализируйте градостроительные планы. Применяйте соответствующие поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к ГЭСН, если они обоснованы и подтверждены актами.
- Неправильное применение связанных норм:
- Ошибка: Попытка включить в состав данной нормы работы, которые учтены другими расценками. Например, монтаж опор контактной сети, натяжка основного контактного провода или установка концевых анкеровок – это отдельные виды работ, имеющие свои нормативы.
- Как избежать: Четко разграничивайте состав работ по каждой норме. ГЭСНм 08-02-304-01 охватывает только монтаж средней анкеровки и заделку провода в ее рамках. Изучайте технические части сборников ГЭСН, чтобы понимать границы применения каждой нормы.
- Неучет материальных ресурсов:
- Ошибка: Забывают учесть стоимость самих анкерных устройств, изоляторов, анкерных тросов и других основных материалов, которые не входят в ГЭСНм, но являются неотъемлемой частью конструкции и необходимы для выполнения работ.
- Как избежать: Всегда проверяйте, какие материалы учтены в норме, а какие должны быть добавлены отдельно по ФССЦ или прайс-листам поставщиков. Составляйте детальную ведомость материалов.
- Неправильная интерпретация проектных решений:
- Ошибка: Когда проектная документация предусматривает нестандартные или уникальные конструктивные решения для анкеровок, которые могут требовать применения индивидуальных норм или дополнительных расчетов, а сметчик применяет стандартную норму без корректировок.
- Как избежать: При возникновении сомнений в соответствии проектных решений стандартным нормам, необходимо запросить разъяснения у проектировщика или разработать индивидуальную сметную норму.
- Неучет подготовительных работ:
- Ошибка: Предположение, что все подготовительные работы (например, расчистка территории, временная организация дорожного движения, устройство временных подъездных путей) покрываются основной нормой, хотя они могут требовать отдельных расценок.
- Как избежать: Внимательно изучите объем подготовительных работ и определите, какие из них должны быть учтены отдельно согласно другим ГЭСН.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Всегда начинайте работу с тщательного изучения всей проектной документации, включая архитектурные, конструктивные и электротехнические разделы. Обратите особое внимание на схемы расположения анкеровок, их типы, конструктивные особенности и привязки к местности.
- Комплексный подход к смете: Помните, что монтаж средней анкеровки является лишь частью более крупного комплекса работ по строительству или реконструкции контактной сети. Учитывайте взаимосвязь данной нормы с другими нормативами, чтобы избежать дублирования или пропуска работ.
- Актуальность нормативов: Регулярно проверяйте актуальность используемых редакций ГЭСН и других сметных нормативов. Нормы могут обновляться, и это напрямую влияет на ресурсные показатели и, соответственно, на стоимость работ. Используйте только официальные источники информации.
- Взаимодействие с проектировщиками и производителями работ: Не стесняйтесь задавать вопросы проектировщикам для уточнения деталей проекта. Тесное взаимодействие с производителями работ на объекте поможет лучше понять технологические процессы и учесть все нюансы, влияющие на затраты.
- Использование специализированного программного обеспечения: Применение современных сметных программ значительно упрощает процесс расчета, автоматизирует применение норм и коэффициентов, а также снижает вероятность ошибок. Многие программы содержат актуальные базы ГЭСН и ФЕР.
- Оценка рисков: При составлении сметы всегда учитывайте потенциальные риски, такие как возможные задержки, непредвиденные условия на объекте, изменения в проекте. Включайте в смету резервы на непредвиденные работы и затраты в соответствии с методическими указаниями.
- Документирование обоснований: Всегда документируйте обоснования для применения повышающих коэффициентов, использования нестандартных решений или замены материалов. Фотофиксация условий работ, акты обследования, письма-обоснования – все это поможет при проверках и согласовании сметы.
Связанные нормы
Норма ГЭСНм 08-02-304-01 тесно связана с другими нормативами, касающимися монтажа контактных сетей, особенно в рамках той же категории 08-02-304 "Анкеровки средние и струнки". Понимание этих взаимосвязей критически важно для составления полной и корректной сметы:
- Струнка: при отсутствии фиксирующей поперечины: Эта норма применяется для установки струнок (вертикальных поддерживающих элементов контактного провода) в случаях, когда отсутствует фиксирующая поперечина. Струнки обеспечивают поддержание контактного провода на заданной высоте и его плавное скольжение токоприемником.
- Струнка: при наличии фиксирующей поперечины: Используется для установки струнок при наличии фиксирующей поперечины, которая обеспечивает дополнительную жесткость и стабильность подвески.
- Струнки для троллейбуса и трамвая: с изоляцией: Применяется для монтажа струнок, которые требуют электрической изоляции от несущего троса или других элементов.
- Струнки для троллейбуса и трамвая: без изоляции: Используется для монтажа струнок, не требующих электрической изоляции.
- Струнка скользящая: Для установки скользящих струнок, которые позволяют контактному проводу перемещаться относительно несущего троса при температурных изменениях.
Помимо норм категории 08-02-304, существуют и другие связанные нормативы из Сборника 08 "Электротехнические установки" и других сборников, которые могут применяться в комплексе с 08-02-304-01:
- Монтаж опор контактной сети: Эта норма используется для расчета затрат на установку опор, которые являются основными несущими конструкциями для всей контактной сети, включая средние анкеровки.
- Анкеровка концевая контактного провода троллейбуса: Применяется для устройства концевых анкеровок, которые устанавливаются в начале и конце анкерных участков и воспринимают полное натяжение контактного провода. Они отличаются по конструкции и составу работ от средних анкеровок.
- Натяжка контактного провода троллейбуса: Эта норма охватывает работы по натяжке самого контактного провода по всей длине участка, что является неотъемлемой частью создания контактной сети.
- Монтаж поперечных несущих тросов: Используется для установки поперечных тросов, к которым часто крепятся средние анкеровки и другие элементы контактной подвески.
Контрольные моменты
Для обеспечения высокого качества и экономической эффективности работ, а также для успешной сдачи объекта, сметчикам и специалистам по производству работ необходимо уделять внимание следующим контрольным моментам:
- Качество монтажа: Особое внимание следует уделять качеству монтажа всех элементов анкеровки. Неправильная установка может привести к преждевременному износу, обрывам провода, искрению и авариям. Это включает проверку затяжки всех болтовых соединений, правильность обжима, отсутствие повреждений изоляторов и проводов.
- Соответствие проекту: Всегда проверяйте соответствие выполненных работ проектной документации, включая геометрию подвески, натяжение проводов, вынос, провисание и точное расположение всех элементов анкеровки. Отклонения от проекта могут повлиять на эксплуатационные характеристики и безопасность.
- Приемо-сдаточные испытания: После завершения монтажных работ необходимо провести комплекс приемо-ссдаточных испытаний, включая визуальный осмотр, механические измерения (натяжение, провисание, вынос) и электрические испытания (например, измерение сопротивления изоляции). Это подтвердит готовность объекта к эксплуатации.
- Исполнительная документация: Ведите полную и точную исполнительную документацию, включая акты скрытых работ, журналы производства работ, акты освидетельствования ответственных конструкций и акты приемки. Это не только требование нормативов, но и важный инструмент для разрешения возможных разногласий при приемке работ и расчетах.
- Безопасность труда: Строгое соблюдение правил техники безопасности при работе на высоте и с электроустановками является обязательным условием. Все работы должны проводиться квалифицированным персоналом с необходимыми допусками и использованием средств индивидуальной защиты. Правильная оценка и учет затрат на обеспечение безопасности также являются частью сметного процесса.
- Эксплуатационная надежность: Правильное применение нормы и качественное выполнение работ напрямую влияют на долгосрочную эксплуатационную надежность контактной сети, снижая затраты на последующее обслуживание и ремонт.
Ключевые моменты
-
Норма 08-02-304-01 применяется для монтажа одной средней анкеровки контактного провода троллейбуса.
-
Состав работ включает монтаж анкеровки и заделку провода, обеспечивая создание условно неподвижной точки на линии.
-
Трудозатраты составляют 1,5 чел.-ч на штуку для рабочих-монтажников со средним разрядом 3,9.
-
В норме учтены машино-часы кранов (0,01 маш.-ч), подъемников (0,5 маш.-ч) и бортовых автомобилей (0,01 маш.-ч).
-
Основные материалы анкеровки (зажимы, изоляторы) не учтены в норме и должны добавляться отдельно.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСНм 08-02-304-01?
Когда применяется ГЭСНм 08-02-304-01?
ГЭСНм 08-02-304-01 применяется при расчете сметной стоимости работ по монтажу средней анкеровки контактного провода троллейбуса. Это включает как новое строительство, так и реконструкцию или капитальный ремонт существующих троллейбусных линий, где требуется установка или замена таких анкеровок.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСНм 08-02-304-01 учтены мелкие вспомогательные материалы, такие как суровая бязь, универсальная тугоплавкая смазка (консталин жировой) и шлифовальная бумага. Основные конструктивные элементы средней анкеровки (например, анкерные зажимы, изоляторы, анкерные тросы, сам контактный провод) не учтены в данной норме и должны добавляться в смету отдельно по соответствующим сборникам сметных цен на материалы (ФССЦ) или по текущим рыночным ценам.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСНм 08-02-304-01 предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 1,5 человеко-часа на одну среднюю анкеровку. Работы должны выполняться персоналом со средним разрядом 3,9, что указывает на необходимость наличия у рабочих соответствующей квалификации и опыта для выполнения электромонтажных работ на высоте.
4 Какие машины и механизмы учтены в норме?
Какие машины и механизмы учтены в норме?
В норме учтены следующие машины и механизмы: краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0,01 маш.-ч/шт), подъемники телескопические самоходные с рабочей высотой 26 м и грузоподъемностью 250 кг (0,5 маш.-ч/шт), а также автомобили бортовые грузоподъемностью до 5 т (0,01 маш.-ч/шт). Эти машины обеспечивают подъем, доступ к месту работ и транспортировку.
5 Чем средняя анкеровка отличается от концевой?
Чем средняя анкеровка отличается от концевой?
Средняя анкеровка (ГЭСНм 08-02-304-01) создает условно неподвижную точку на контактном проводе в середине анкерного участка, ограничивая его перемещение и локализуя повреждения. Концевая анкеровка (например, Анкеровка концевая контактного провода троллейбуса) устанавливается в начале и конце анкерного участка и воспринимает полное натяжение контактного провода, обеспечивая его фиксацию и компенсацию температурных деформаций.
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проектную документацию и схемы контактной сети для точного определения объема работ и особенностей монтажа.
Используйте актуальные редакции ГЭСН и других сметных нормативов, регулярно проверяя их обновления на официальных ресурсах.
Взаимодействуйте с проектировщиками и производителями работ для уточнения всех нюансов и условий, которые могут повлиять на смету.
Применяйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
Документируйте все обоснования для применения повышающих коэффициентов, включая фотофиксацию и акты обследования условий работ.
Частые ошибки
Неправильный подсчет количества средних анкеровок, основанный на приблизительных данных, а не на проектной документации.
Игнорирование специфических условий производства работ (стесненность, действующее движение, работа на высоте), требующих применения повышающих коэффициентов.
Включение в состав работ по данной норме операций, которые учтены другими ГЭСН (например, монтаж опор, натяжка провода, демонтаж старых конструкций).
Неучет стоимости основных материалов анкеровки (зажимов, изоляторов, тросов), которые не входят в ГЭСНм 08-02-304-01 и должны быть добавлены отдельно.
Применение устаревших редакций ГЭСН, что приводит к некорректным ресурсным показателям и, как следствие, к ошибкам в смете.