Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-313-04

08-02-313

Пересечения контактных проводов: → трамвая с контактными проводами троллейбуса

Подробное описание
Группа: Пересечения контактных проводов: Состав работ: Установка стрелок с крестовинами, пересечений контактных проводов и сопряжений.; Установка стяжки.; Монтаж стыкового соединения на трамвайном проводе. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
08-02-313
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
5.12 чел.-ч при среднем разряде 3.7
Основное назначение
Установка стрелок с крестовинами, пересечений контактных проводов и сопряжений; Установка стяжки; Монтаж стыкового соединения на трамвайном проводе.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,7 5.12
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.02
Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг 1.49
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.02

Введение

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных и монтажных работ в Российской Федерации. Норма ГЭСН 08-02-313-04 относится к сборнику ГЭСНм 08 "Электротехнические установки" и регулирует затраты на монтаж одного из наиболее сложных элементов контактной сети городского электротранспорта – пересечений контактных проводов трамвая с контактными проводами троллейбуса.

Эта норма предназначена для определения прямых затрат (трудозатрат рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов, расхода материальных ресурсов) при составлении сметной документации ресурсным и ресурсно-индексным методами.

Правильное применение ГЭСН 08-02-313-04 критически важно для обеспечения точности сметных расчетов, предотвращения перерасхода средств и своевременного выполнения проектов по развитию и модернизации трамвайных и троллейбусных систем. Она учитывает специфику работ, требующих высокой квалификации персонала и использования специализированной техники.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 08-02-313-04 охватывает комплекс работ, необходимых для создания функционального и безопасного пересечения контактных сетей трамвая и троллейбуса. В состав работ включены следующие операции:

  1. Установка стрелок с крестовинами, пересечений контактных проводов и сопряжений. Эта операция является центральной и наиболее трудоемкой. Она включает монтаж всех конструктивных элементов, обеспечивающих механическое и электрическое соединение/разделение контактных проводов трамвая и троллейбуса в точке пересечения. Это требует высокой точности позиционирования, натяжения проводов и обеспечения необходимой изоляции между различными участками сети.
  2. Установка стяжки. Стяжки используются для обеспечения необходимого натяжения и стабильности контактных проводов, предотвращая их провисание и колебания, что критически важно для надежного токосъема и безопасности движения.
  3. Монтаж стыкового соединения на трамвайном проводе. Данная операция обеспечивает надежное электрическое соединение участков трамвайного контактного провода в зоне пересечения, гарантируя непрерывность подачи электроэнергии.

Важно отметить, что данная норма учитывает только работы, непосредственно связанные с монтажом самого пересечения. Работы по установке опор, прокладке основных участков контактной сети, а также земляные работы и работы по устройству фундаментов под опоры, как правило, учитываются по другим нормам.

Материалы и ресурсы

ГЭСН 08-02-313-04 определяет потребность в следующих основных ресурсах для выполнения работ на одну единицу измерения (1 шт. пересечения):

  • Трудозатраты рабочих: Средний разряд работы 3,7 – 5.12 человеко-часов. Это указывает на то, что для выполнения данных работ требуется персонал со средним уровнем квалификации, способный выполнять монтажные операции с соблюдением технологических требований и правил безопасности.
  • Машины и механизмы:
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.02 машино-часов. Используются для подъема и позиционирования тяжелых и габаритных элементов пересечения, таких как крестовины и специальные части контактной сети.
  • Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 1.49 машино-часов. Необходимы для выполнения работ на высоте, обеспечивая доступ к контактным проводам и элементам крепления.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.02 машино-часов. Применяются для доставки материалов, инструментов и оборудования к месту проведения работ.

В норме учтены только прямые затраты. Стоимость самих материалов (контактные провода, крестовины, стрелки, изоляторы, арматура и т.д.), как правило, определяется отдельно по проектным данным или на основании текущих цен поставщиков.

Трудозатраты и время выполнения

Согласно входным данным и подтвержденным источникам, трудозатраты рабочих-монтажников по норме ГЭСН 08-02-313-04 составляют 5.12 человеко-часов при среднем разряде работы 3.7 на одну единицу измерения (1 шт. пересечения).

Это значение отражает время, необходимое для выполнения всех операций, включенных в состав работ, одним рабочим соответствующей квалификации. Общее время выполнения работ по монтажу пересечения будет зависеть от количества задействованных рабочих и организации труда на объекте. Затраты труда машинистов учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3.7 указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала. Рабочие должны обладать знаниями и навыками в области монтажа электротехнических установок, работы на высоте, а также иметь допуски к работам в электроустановках. Особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности при работе с контактными сетями под напряжением или вблизи них.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения нормы ГЭСН 08-02-313-04 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Убедитесь, что проектная документация четко указывает количество пересечений контактных проводов трамвая с контактными проводами троллейбуса. Единица измерения нормы – "шт", что означает одно завершенное пересечение.
  2. Проверка соответствия состава работ: Сравните состав работ, предусмотренный нормой (установка стрелок с крестовинами, пересечений и сопряжений; установка стяжки; монтаж стыкового соединения на трамвайном проводе), с фактически выполняемыми или проектируемыми работами. Если требуются дополнительные операции, не учтенные нормой, их следует расценить отдельно по соответствующим ГЭСН.
  3. Расчет прямых затрат:
  • Трудозатраты рабочих: Умножьте количество пересечений (шт) на нормативные трудозатраты (5.12 чел.-ч/шт). Полученное значение будет являться общими трудозатратами рабочих-монтажников.
  • Эксплуатация машин и механизмов: Аналогично, умножьте количество пересечений на нормативные показатели машино-часов для каждого вида техники (краны, подъемники, автомобили).
  • Материальные ресурсы: В данной норме не учтены основные материалы, такие как сами контактные провода, крестовины, стрелки, изоляторы и арматура. Их стоимость определяется по проектным спецификациям, текущим ценам поставщиков или по соответствующим сборникам ФССЦ (Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции).
  1. Применение коэффициентов: Учитывайте возможные усложняющие факторы, применяя соответствующие коэффициенты к прямым затратам (например, коэффициенты на стесненные условия работы, работу в охранной зоне действующих устройств, в зимнее время и т.д.). Эти коэффициенты регламентируются Общими положениями к сборникам ГЭСН и методическими указаниями.
  2. Расчет накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
  3. Индексация: Для перевода сметной стоимости из базисного уровня цен в текущий необходимо использовать актуальные индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Примеры использования

Пример 1: Расчет стоимости монтажа одного пересечения.

Допустим, необходимо рассчитать сметную стоимость монтажа одного пересечения контактных проводов трамвая с контактными проводами троллейбуса.

  • Трудозатраты рабочих: 1 шт. * 5.12 чел.-ч/шт = 5.12 чел.-ч.
  • Эксплуатация машин:
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 1 шт. * 0.02 маш.-ч/шт = 0.02 маш.-ч.
  • Подъемники телескопические, 26 м: 1 шт. * 1.49 маш.-ч/шт = 1.49 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые, до 5 т: 1 шт. * 0.02 маш.-ч/шт = 0.02 маш.-ч.

Далее эти ресурсные показатели переводятся в стоимостное выражение с использованием текущих цен на трудовые ресурсы и эксплуатацию машин, а также добавляется стоимость материалов, накладные расходы и сметная прибыль.

Пример 2: Учет дополнительных работ.

Если в рамках проекта по монтажу пересечения также требуется установка новых опор контактной сети, то эти работы должны быть учтены по отдельным нормам, например, из сборника ГЭСН 08-02-001-01 (для кладки стен, если опоры кирпичные), или более специализированных норм для установки опор контактной сети, которые могут находиться в других разделах сборника 08 или в сборнике ГЭСНм 20 "Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте".

Особенности и ограничения

  • Единица измерения: Норма 08-02-313-04 применяется на "1 шт." пересечения. Важно четко понимать, что это относится к комплексу работ по созданию одного узла пересечения, а не к отдельным его элементам.
  • Комплексность: Норма учитывает полный комплекс монтажных операций, указанных в составе работ. Разделение или исключение отдельных операций из нормы без соответствующего обоснования не допускается.
  • Материалы: В норме не учтена стоимость основных материалов, таких как контактные провода, крестовины, стрелки, изоляторы, арматура и т.д. Их номенклатура и количество должны быть определены проектной документацией и учтены отдельно.
  • Подготовительные работы: Норма не включает подготовительные работы, такие как демонтаж старых конструкций, земляные работы, устройство фундаментов, прокладка кабельных линий до места пересечения. Эти работы расцениваются по другим соответствующим нормам.
  • Условия производства работ: Сметные нормы разработаны исходя из усредненных условий производства работ. При наличии усложняющих факторов (например, работа в стесненных условиях городской застройки, вблизи действующего движения, в ночное время, при неблагоприятных погодных условиях) необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты, предусмотренные техническими частями сборников ГЭСН и методическими указаниями.
  • Актуальность: Всегда используйте актуальную редакцию ГЭСН и соответствующие индексы пересчета, так как нормативы могут обновляться Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Сметчики часто сталкиваются с рядом типичных ошибок при применении ГЭСН 08-02-313-04, которые могут привести к искажению сметной стоимости:

  1. Неправильное определение объема работ:
  • Ошибка: Применение нормы на каждый отдельный элемент пересечения (например, на каждую стрелку или крестовину) вместо одного комплексного пересечения.
  • Как избежать: Четко следуйте единице измерения "шт" для всего узла пересечения. Внимательно изучайте проектную документацию, чтобы определить точное количество таких узлов.
  1. Игнорирование неучтенных материалов:
  • Ошибка: Забывают включить в смету стоимость основных материалов (контактные провода, крестовины, изоляторы), полагая, что они учтены в норме.
  • Как избежать: Помните, что ГЭСНм 08-02-313-04 учитывает только трудозатраты и эксплуатацию машин. Материалы должны быть добавлены отдельными позициями по ФССЦ или по прайс-листам поставщиков с обоснованием.
  1. Неучет подготовительных и сопутствующих работ:
  • Ошибка: Не включают в смету работы по демонтажу, устройству фундаментов, прокладке кабелей, которые предшествуют или сопутствуют монтажу пересечения.
  • Как избежать: Проводите комплексный анализ проекта. Используйте связанные нормы ГЭСН для учета всех необходимых работ, таких как укладка кабеля, устройство фундаментов или кладка стен (если применимо для опор).
  1. Неправильное применение поправочных коэффициентов:
  • Ошибка: Использование неактуальных коэффициентов или их применение без должного обоснования (например, для условий, которые не соответствуют фактическим).
  • Как избежать: Всегда ссылайтесь на действующие технические части сборников ГЭСН и методические указания. Обосновывайте применение каждого коэффициента проектными решениями или актами обследования условий производства работ.
  1. Использование устаревших нормативных баз:
  • Ошибка: Расчет сметы по ГЭСН, которые уже не являются актуальными.
  • Как избежать: Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и следите за изменениями в законодательстве по ценообразованию в строительстве.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, включая чертежи, спецификации, пояснительные записки. Это поможет точно определить объемы работ и состав необходимых ресурсов.
  • Консультации с инженерами: При возникновении вопросов по технологии выполнения работ или составу элементов пересечения, не стесняйтесь консультироваться с профильными инженерами-проектировщиками или специалистами по контактным сетям.
  • Фотофиксация и акты обследования: Для обоснования применения повышающих коэффициентов (например, за стесненные условия) рекомендуется проводить фотофиксацию объекта и составлять акты обследования условий производства работ.
  • Резерв на непредвиденные расходы: Всегда предусматривайте в смете резерв на непредвиденные расходы (обычно 5-15% от общей стоимости), особенно для сложных объектов, таких как контактные сети.
  • Использование специализированного ПО: Применение современного сметного программного обеспечения значительно упрощает работу, помогает избежать ошибок и обеспечивает актуальность используемых нормативов.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж пересечений контактных проводов часто требуется учитывать работы, расцениваемые по другим нормам ГЭСН. Вот несколько примеров:

  • ГЭСНм 08-02-313-01 – Стрелка: автоматическая. Применяется для учета монтажа автоматических стрелок, которые могут быть частью более сложного пересечения или устанавливаться отдельно.
  • ГЭСНм 08-02-313-03 – Пересечения контактных проводов: троллейбуса с контактными проводами троллейбуса. Используется для пересечений однотипных контактных сетей.
  • ГЭСНм 08-02-313-05 – Сопряжение четырехпролетное с секционированием. Применяется для более сложных узлов контактной сети.
  • ГЭСНм 08-02-001-ХХ – Нормы на монтаж опор и конструкций контактной сети. (Пример: Кладка стен кирпичных наружных для оснований опор).
  • ГЭСНм 08-02-141-ХХ – Нормы на прокладку кабельных линий. Могут быть применимы для учета прокладки питающих кабелей к месту пересечения. (Пример: Кабель до 35 кВ в готовых траншеях).
  • ГЭСН 01 (Земляные работы) – Для учета земляных работ, связанных с устройством фундаментов под опоры.
  • ГЭСН 06 (Бетонные и железобетонные конструкции) – Для учета работ по устройству бетонных фундаментов.

Контрольные моменты

При проверке сметной документации, содержащей норму ГЭСН 08-02-313-04, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие объемов: Проверьте, соответствует ли количество "шт" пересечений, указанное в смете, проектной документации.
  • Полнота учета ресурсов: Убедитесь, что помимо трудозатрат и эксплуатации машин, учтены все необходимые материалы, а также сопутствующие и подготовительные работы.
  • Обоснование коэффициентов: Проверьте наличие и корректность применения всех поправочных коэффициентов, а также их обоснование.
  • Актуальность нормативов: Убедитесь, что смета составлена с использованием актуальной редакции ГЭСН и индексов пересчета.
  • Технологическая последовательность: Оцените, учтены ли в смете все этапы работ в логической технологической последовательности, включая необходимые перерывы и согласования (например, с графиком движения транспорта).

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить высокое качество сметной документации, что является залогом успешной реализации проектов по развитию городской инфраструктуры электротранспорта.

Ключевые моменты

  • Норма 08-02-313-04 применяется для монтажа одного комплексного пересечения контактных проводов трамвая с троллейбусом (единица измерения – "шт").

  • Состав работ включает установку стрелок с крестовинами, пересечений, сопряжений, стяжек и монтаж стыкового соединения на трамвайном проводе.

  • Трудозатраты рабочих составляют 5.12 чел.-ч при среднем разряде 3.7 на одно пересечение.

  • В норме учтены затраты на эксплуатацию кранов, телескопических подъемников и бортовых автомобилей.

  • Стоимость основных материалов (провода, крестовины, изоляторы) не учтена в норме и должна определяться отдельно по проектным данным или текущим ценам.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-313-04 применяется при определении сметной стоимости работ по монтажу пересечений контактных проводов трамвая с контактными проводами троллейбуса. Это включает установку стрелок с крестовинами, самих пересечений, сопряжений, стяжек и монтаж стыковых соединений на трамвайном проводе.

В норме ГЭСН 08-02-313-04 учтены только затраты труда рабочих и эксплуатация машин и механизмов. Стоимость основных материалов, таких как контактные провода, крестовины, стрелки, изоляторы, арматура и другие комплектующие для контактной сети, не учтена и должна быть добавлена в смету отдельными позициями на основании проектных спецификаций или текущих цен поставщиков.

Норма ГЭСН 08-02-313-04 предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 5.12 человеко-часов на одну единицу измерения (1 шт. пересечения) при среднем разряде работы 3.7.

В норме учтены следующие машины и механизмы: краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0.02 маш.-ч), подъемники телескопические самоходные с рабочей высотой 26 м и грузоподъемностью 250 кг (1.49 маш.-ч), а также автомобили бортовые грузоподъемностью до 5 т (0.02 маш.-ч).

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию, чтобы точно определить количество пересечений и необходимость дополнительных работ.

2

Помните, что ГЭСН 08-02-313-04 покрывает только монтажные работы, а материалы и сопутствующие работы (например, земляные, фундаментные) должны быть учтены отдельно.

3

Применяйте поправочные коэффициенты только при наличии четкого обоснования (акты, фотофиксация) и в строгом соответствии с методическими указаниями.

4

Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и следите за изменениями в законодательстве по ценообразованию.

5

Включайте в смету резерв на непредвиденные расходы (5-15%) для покрытия возможных дополнительных затрат.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение единицы измерения: применение нормы на каждый компонент пересечения вместо одного комплексного узла ("шт").

!
Ошибка 2

Неучет стоимости основных материалов: забывают добавить в смету контактные провода, крестовины, изоляторы и другую арматуру, полагая, что они включены в норму.

!
Ошибка 3

Игнорирование подготовительных и сопутствующих работ: не включают в смету демонтаж, земляные работы, устройство фундаментов или прокладку питающих кабелей.

!
Ошибка 4

Некорректное применение поправочных коэффициентов: использование устаревших или необоснованных коэффициентов на усложняющие условия труда.

!
Ошибка 5

Использование устаревших версий нормативных баз ГЭСН, что приводит к неактуальным расчетам.

1
08-02-313-01

Стрелка: автоматическая

Применяется для учета монтажа автоматических стрелок, которые могут быть частью более сложного пересечения или устанавливаться отдельно.

2
08-02-313-03

Пересечения контактных проводов: троллейбуса с контактными проводами троллейбуса

Используется для пересечений однотипных контактных сетей, в отличие от трамвайно-троллейбусных.

3
08-02-313-05

Сопряжение четырехпролетное с секционированием

Применяется для более сложных узлов контактной сети, требующих секционирования.

4
08-02-141-10

Кабель до 35 кВ в готовых траншеях без покрытий, с изоляцией из сшитого полиэтилена укладка в треугольник

Может применяться для учета прокладки питающих кабелей к месту пересечения.

5
08-02-001-01

Кладка стен кирпичных наружных: простых при высоте этажа до 4 м

Может быть использована для расчета кладки оснований или частей опор контактной сети, если они выполнены из кирпича.

6
08-02-019-02

Кладка стен наружных самонесущих из кирпича на перекрытиях в зданиях из монолитного железобетона

Аналогично, может применяться для специфических видов кладки, связанных с опорами или сооружениями контактной сети.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
08-02-313
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 3,7: 5.12; Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.02; Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 1.49; Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.02

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: