Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных работ и составления сметных расчетов. Норма ГЭСН 08-02-312-01 относится к разделу "Электротехнические установки" и предназначена для учета затрат на монтаж воздушных линий электропередачи, а именно – прокладку двойного провода при продольно-цепной подвеске на пролетах до 60 метров.
Эта норма учитывает комплекс работ, необходимых для качественной и безопасной установки провода, включая использование специализированной техники и квалифицированного персонала. Правильное применение ГЭСН 08-02-312-01 позволяет точно определить прямые затраты на выполнение данного вида работ, что является ключевым для формирования достоверной сметной стоимости проекта.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 08-02-312-01 охватывает полный цикл операций по монтажу двойного провода при продольно-цепной подвеске. В состав работ включены следующие технологические процессы :
- Раскатка и подвеска провода. Включает подготовительные работы, размотку провода с барабанов, его подъем и первичное закрепление на опорах или несущем тросе. Это трудоемкий процесс, требующий координации и использования специализированной техники.
- Установка стыковых зажимов. Операция по соединению отдельных участков провода с помощью специальных зажимов, обеспечивающих надежный электрический контакт и механическую прочность соединения.
- Заделка провода в зажим. Фиксация провода внутри стыковых или анкерных зажимов, обеспечивающая его надежное крепление и предотвращение выскальзывания.
- Установка подвесок. Монтаж элементов, с помощью которых провод крепится к несущему тросу или другим элементам конструкции продольно-цепной подвески. Это могут быть струны, подвесные изоляторы и т.д.
- Заготовка и навешивание поперечин. Подготовка и установка поперечных элементов (траверс, распорок, фиксаторов), которые обеспечивают необходимое расстояние между проводами и их стабильное положение в пролете.
- Регулировка высоты подвеса провода. Точная настройка положения провода по высоте, включая натяжение и контроль стрелы провеса, в соответствии с проектными требованиями и монтажными таблицами. Это критически важно для обеспечения безопасных габаритов и предотвращения схлестывания проводов.
- Передвижка провода при смещении трассы. Корректировка положения провода в случае незначительных отклонений трассы или необходимости смещения для обеспечения проектных параметров.
- Установка изолирующей или распорной планки. Монтаж элементов, обеспечивающих электрическую изоляцию между проводами или их механическое разделение для предотвращения контакта и коротких замыканий.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 08-02-312-01, как и другие элементные сметные нормы, учитывает не стоимость самого материала (провода), а затраты на его монтаж, включая трудозатраты рабочих и время эксплуатации машин и механизмов. В норме учтены следующие основные машины и оборудование, необходимые для выполнения работ на 1 км двойного провода:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.93 маш.-ч/км. Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов, таких как барабаны с проводом, опоры (если требуется их установка в рамках комплексных работ, не учтенных напрямую в данной норме, но требующих координации), или для работы с крупногабаритными элементами подвески.
- Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 26.95 маш.-ч/км. Являются основным средством для работы на высоте, обеспечивая доступ к точкам крепления провода, установки зажимов, подвесок и регулировки.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.93 маш.-ч/км. Применяются для доставки материалов, оборудования и персонала к месту проведения работ.
Трудозатраты и время выполнения
Основной показатель трудозатрат по норме ГЭСН 08-02-312-01 составляет 95.5 чел.-ч на 1 км прокладки двойного провода при среднем разряде работы 3.6. Этот показатель отражает суммарные затраты труда рабочих-монтажников, необходимые для выполнения всего комплекса работ, предусмотренных нормой. Важно отметить, что в некоторых редакциях нормы трудозатраты могут быть указаны как 111 чел.-ч при разряде 3.6, что может быть связано с обновлениями или региональными особенностями.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 3.6 указывает на то, что для выполнения данных работ требуется персонал со средней и выше средней квалификацией. Рабочие должны обладать навыками работы с электротехническим оборудованием, знанием правил техники безопасности при работе на высоте и с электроустановками, а также опытом монтажа воздушных линий. Наличие допусков к работам на высоте и с электроустановками является обязательным.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для правильного применения нормы ГЭСН 08-02-312-01 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ. Измерьте фактическую или проектную длину участка прокладки двойного провода в километрах. Убедитесь, что условия (продольно-цепная подвеска, пролет до 60 м) соответствуют данной норме.
- Расчет трудозатрат. Умножьте полученный объем работ (в км) на нормативные трудозатраты (95.5 чел.-ч/км). Это даст общее количество человеко-часов, необходимых для выполнения работ.
- Расчет машино-часов. Для каждой единицы техники, указанной в норме, умножьте объем работ (в км) на соответствующий норматив машино-часов (например, 0.93 маш.-ч/км для кранов). Это определит общее время работы каждой машины.
- Применение текущих расценок. Полученные ресурсные показатели (человеко-часы и машино-часы) необходимо умножить на текущие стоимостные показатели (тарифные ставки рабочих, стоимость машино-часа эксплуатации техники). Эти расценки определяются на основе текущих цен, индексов пересчета или региональных сборников ФЕР/ТЕР.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли. К прямым затратам (оплата труда рабочих, эксплуатация машин, стоимость материалов, не учтенных в ГЭСН) добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по ценообразованию в строительстве.
Примеры использования
Пример 1: Расчет для участка 2.5 км
Предположим, необходимо рассчитать смету на прокладку двойного провода при продольно-цепной подвеске на участке длиной 2.5 км, где пролеты не превышают 60 м.
- Трудозатраты: 2.5 км * 95.5 чел.-ч/км = 238.75 чел.-ч
- Краны на автомобильном ходу: 2.5 км * 0.93 маш.-ч/км = 2.325 маш.-ч
- Подъемники телескопические: 2.5 км * 26.95 маш.-ч/км = 67.375 маш.-ч
- Автомобили бортовые: 2.5 км * 0.93 маш.-ч/км = 2.325 маш.-ч
Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие расценки для получения стоимостных показателей.
Особенности и ограничения
- Специфика подвески: Норма строго применима только для продольно-цепной подвески. Это тип подвески, при котором контактные провода крепятся к несущему тросу с помощью струн, а несущий трос, в свою очередь, крепится к опорам. Это обеспечивает более стабильный контакт при высоких скоростях движения по сравнению с простой подвеской.
- Двойной провод: Норма учитывает монтаж именно двойного провода. Если прокладывается одинарный провод, необходимо использовать другую норму (см. связанные нормы).
- Ограничение по пролету: Максимальный пролет между опорами, на который распространяется действие нормы, составляет 60 метров. Для пролетов большей длины применяются другие нормы, учитывающие повышенную сложность и другие технологические решения.
- Исключенные работы: Данная норма не учитывает затраты на:
- Стоимость самого провода и других материалов, таких как изоляторы, зажимы (кроме стыковых, которые входят в состав работ), опоры и фундаменты под них. Эти позиции добавляются в смету отдельными строками.
- Подготовительные работы на трассе (расчистка, вырубка деревьев, земляные работы).
- Монтаж опорных конструкций, фундаментов, заземления, вторичных цепей и кабелей (если они не поставляются в комплекте с основным оборудованием).
- Пусконаладочные работы и испытания после монтажа.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильная интерпретация типа подвески. Одна из самых частых ошибок – применение данной нормы для других типов подвесок (например, простой или полукомпенсированной на косых струнах), что приводит к некорректному расчету трудозатрат и машино-часов. Всегда сверяйтесь с проектной документацией.
- Игнорирование длины пролета. Применение нормы для пролетов более 60 метров является грубой ошибкой, так как технология и ресурсные затраты для больших пролетов существенно отличаются. Необходимо использовать соответствующие нормы для больших пролетов.
- Включение стоимости материалов в норму. ГЭСН не содержит стоимости основных материалов. Опытные сметчики знают, что провод, изоляторы и другие комплектующие должны быть учтены отдельными позициями в смете.
- Неучет специфики двойного провода. Норма четко указывает на "двойной провод". При монтаже одинарного провода следует использовать другие нормы.
- Отсутствие корректирующих коэффициентов. В зависимости от условий производства работ (стесненность, работа в охранных зонах, зимнее время и т.д.) могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, которые не учтены напрямую в ГЭСН.
Практические советы
- Детальное изучение проекта. Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, чтобы убедиться в соответствии типа подвески, количества проводов и длины пролетов условиям применения нормы 08-02-312-01.
- Использование актуальных сборников. Всегда используйте самые актуальные редакции ГЭСН и методических указаний по ценообразованию, так как нормы могут обновляться и дополняться.
- Консультации с инженерами. В случае сомнений по техническим аспектам или особенностям выполнения работ, не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к инженерам-проектировщикам или специалистам по монтажу.
- Проверка состава работ. Убедитесь, что все необходимые операции для вашего проекта учтены либо в данной норме, либо в других связанных нормах. Не учтенные работы могут привести к занижению сметной стоимости.
Связанные нормы
Для полного и корректного составления сметы на монтаж воздушных линий могут потребоваться другие нормы, например:
- Провод одинарный при продольно-цепной подвеске: для случаев, когда прокладывается один провод, а не двойной.
- Провод двойной при полукомпенсированной подвеске на косых струнах: для другого типа подвески двойного провода.
- Провод двойной при продольно-цепной подвеске, пролет более 60 м: для пролетов, превышающих 60 метров.
- [LINK_NORM:08-02-XXX-XX]Нормы на установку опор[/LINK_NORM>: для учета затрат на монтаж самих опор, если это не предусмотрено другими разделами сметы.
- [LINK_NORM:08-03-XXX-XX]Нормы на монтаж заземляющих устройств[/LINK_NORM>: для учета работ по заземлению элементов линии.
Контрольные моменты
При проверке сметы, содержащей норму ГЭСН 08-02-312-01, обратите внимание на следующие аспекты:
- Соответствие объемов. Проверьте, соответствует ли указанный в смете объем работ (км) фактической или проектной длине линии.
- Корректность применения расценок. Убедитесь, что для перевода ресурсных показателей в стоимостные использованы актуальные и обоснованные расценки (индексы).
- Наличие неучтенных позиций. Проверьте, все ли необходимые материалы и работы, не входящие в состав ГЭСН 08-02-312-01, учтены отдельными позициями в смете.
- Обоснование коэффициентов. Если применены какие-либо повышающие или понижающие коэффициенты, они должны быть обоснованы ссылками на соответствующие нормативные документы или условия производства работ.
Тщательное соблюдение всех этих рекомендаций позволит сметчику избежать ошибок и составить максимально точную и достоверную смету, соответствующую всем требованиям нормативной документации.
Ключевые моменты
-
Норма применяется для монтажа двойного провода.
-
Используется только для продольно-цепной подвески.
-
Ограничение по длине пролета – до 60 метров.
-
Учитывает трудозатраты рабочих (95.5 чел.-ч/км) и время работы спецтехники (краны, подъемники, автомобили).
-
Не включает стоимость самого провода и основных материалов, а также подготовительные работы.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 08-02-312-01?
Когда применяется ГЭСН 08-02-312-01?
ГЭСН 08-02-312-01 применяется для расчета затрат на монтаж двойного провода при использовании продольно-цепной подвески, когда длина пролета между опорами не превышает 60 метров.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В данной норме ГЭСН учтены затраты на эксплуатацию машин и механизмов, а также трудозатраты рабочих. Стоимость самого провода, изоляторов, опор и других основных материалов не учтена и должна добавляться в смету отдельными позициями.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 95.5 человеко-часов на 1 километр прокладки двойного провода при среднем разряде работы 3.6.
4 Что такое "продольно-цепная подвеска"?
Что такое "продольно-цепная подвеска"?
Продольно-цепная подвеска – это тип подвески контактной сети, при котором один или два контактных провода подвешиваются к продольному несущему тросу с помощью струн. Несущий трос, в свою очередь, крепится к опорам. Этот тип подвески обеспечивает стабильный контакт с токоприемником при высоких скоростях движения.
5 Что делать, если пролет больше 60 метров?
Что делать, если пролет больше 60 метров?
Если длина пролета превышает 60 метров, норма ГЭСН 08-02-312-01 не применяется. В этом случае необходимо использовать другие сметные нормы, предназначенные для монтажа проводов на больших пролетах, которые учитывают иную технологию и ресурсные затраты. (См. Связанные нормы).
Практические советы
Всегда проверяйте соответствие проектной документации (тип провода, тип подвески, длина пролетов) условиям применения нормы.
Используйте актуальные редакции ГЭСН и индексы пересчета для получения достоверных стоимостных показателей.
Учитывайте все работы, не включенные в данную норму, путем добавления соответствующих позиций из других сборников ГЭСН.
Применяйте корректирующие коэффициенты (например, на стесненность, работу в зимнее время) только при наличии обоснования и в соответствии с методическими указаниями.
Для сложных или нестандартных случаев консультируйтесь с техническими специалистами и опытными сметчиками.
Частые ошибки
Применение нормы для одинарного провода вместо двойного.
Использование нормы для пролетов, превышающих 60 метров.
Неправильная интерпретация типа подвески (например, применение для простой или полукомпенсированной подвески).
Ошибочное включение стоимости самого провода и основных материалов в состав нормы ГЭСН.
Неучет дополнительных работ (подготовительные, земляные, монтаж опор), которые не входят в данную норму.