Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-342-01

08-02-342

Подвеска над двумя путями контактного провода: → одинарного

Подробное описание
Группа: Подвеска над двумя путями контактного провода: Состав работ: Монтаж нижнего фиксирующего троса над двумя путями.; Монтаж фиксаторов дополнительных.; Изготовление и установка гамма-струн. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
08-02-342
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
11.9 чел.-ч при разряде 4.2
Основное назначение
Монтаж подвески одинарного контактного провода над двумя железнодорожными путями.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,2 11.9
Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг 7.84

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-02-342-01

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-342-01 является ключевым документом для сметчиков, работающих в сфере электрификации железнодорожного транспорта. Данная норма относится к Сборнику № 8 "Электротехнические установки" (ГЭСНм 81-03-08-2001 и последующие редакции, такие как ГЭСНм 81-03-08-2020, ГЭСНм 81-03-08-2022) . Ее основное назначение – определение нормативных затрат на монтаж подвески одинарного контактного провода над двумя железнодорожными путями.

Эта норма применяется при составлении сметной документации на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов железнодорожной инфраструктуры, связанных с контактной сетью. Она позволяет определить потребность в трудовых ресурсах, машинах и механизмах, необходимых для выполнения данного вида работ, что является основой для формирования прямых затрат в сметной стоимости.

Единицей измерения для данной нормы является "шт" (штука), что означает, что норма применяется к одной комплектной подвеске одинарного контактного провода над двумя путями. Это важно учитывать, поскольку "штука" в данном контексте не является линейной единицей измерения, а относится к дискретному элементу контактной сети, обеспечивающему фиксацию провода в определенной точке.

Техническая информация: Состав работ, ресурсы и трудозатраты

Состав работ по норме ГЭСН 08-02-342-01

Норма ГЭСН 08-02-342-01 охватывает комплекс операций, необходимых для монтажа подвески одинарного контактного провода над двумя путями. В состав работ включены следующие ключевые операции:

  1. Монтаж нижнего фиксирующего троса над двумя путями. Нижний фиксирующий трос играет критическую роль в поддержании стабильного положения контактного провода в горизонтальной плоскости относительно оси пути. Он предотвращает поперечные смещения контактных проводов под действием ветра или других внешних факторов, обеспечивая надежный токосъем.
  2. Монтаж фиксаторов дополнительных. Фиксаторы – это элементы, которые крепятся к нижнему фиксирующему тросу и непосредственно удерживают контактный провод, задавая его проектное положение (зигзаг). Дополнительные фиксаторы могут потребоваться для обеспечения необходимой жесткости и точности фиксации, особенно на кривых участках или в местах с повышенными нагрузками.
  3. Изготовление и установка гамма-струн. Гамма-струны – это короткие вертикальные или наклонные элементы, соединяющие несущий трос (или фиксирующий трос) с контактным проводом. Они обеспечивают поддержание контактного провода на заданной высоте и его вертикальную стабильность, а также передают нагрузку от контактного провода на несущий трос.

Важно отметить, что данная норма охватывает именно монтажные работы по установке этих элементов. Сами материалы (тросы, фиксаторы, струны и т.д.) обычно учитываются отдельно по соответствующим сметным нормам на материальные ресурсы или по проектным данным.

Материалы и ресурсы

В ГЭСН 08-02-342-01 учтены затраты на основные ресурсы, необходимые для выполнения указанных работ. В отличие от норм на строительные материалы, ГЭСНм (монтажные нормы) в первую очередь детализируют трудовые и машинные ресурсы.

  • Трудозатраты рабочих-монтажников: Нормой предусмотрены затраты труда рабочих со средним разрядом 4,2 в объеме 11,9 человеко-часов на одну подвеску. Этот показатель отражает квалификацию персонала, необходимую для выполнения сложных и ответственных работ по монтажу контактной сети.
  • Машины и оборудование: Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование подъемников телескопических самоходных с рабочей высотой 26 м и грузоподъемностью 250 кг. Нормативное время эксплуатации составляет 7,84 машино-часа на одну подвеску. Использование такой специализированной техники обусловлено необходимостью выполнения работ на высоте над железнодорожными путями, что требует высокой точности и безопасности.

Важное примечание для сметчиков: В данной норме не учтены непосредственно сами материальные ресурсы, такие как контактный провод, несущий трос, нижний фиксирующий трос, фиксаторы, гамма-струны, изоляторы и другие комплектующие. Эти материалы должны быть учтены в смете отдельными позициями на основании проектной документации и соответствующих сборников цен на материалы.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Пошаговый алгоритм расчета

Применение нормы ГЭСН 08-02-342-01 в сметной документации осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества подвесок одинарного контактного провода над двумя путями, которые подлежат монтажу согласно проектной документации. Единица измерения – "шт".
  2. Применение нормы: Для каждой "штуки" подвески применяются нормативные показатели, указанные в ГЭСН 08-02-342-01: 11,9 чел.-ч трудозатрат рабочих и 7,84 маш.-ч работы подъемника.
  3. Расчет прямых затрат:
  • Заработная плата рабочих: Умножьте трудозатраты (11,9 чел.-ч) на часовую тарифную ставку рабочих соответствующего разряда (4,2) в текущих ценах.
  • Стоимость эксплуатации машин: Умножьте машино-часы (7,84 маш.-ч) на стоимость одного машино-часа подъемника телескопического в текущих ценах.
  • Стоимость материалов: Отдельно учтите стоимость всех необходимых материалов (контактный провод, тросы, фиксаторы, струны, изоляторы, крепежные элементы и т.д.) согласно проектным спецификациям и текущим ценам. Эти затраты не входят в данную ГЭСН и должны быть добавлены дополнительно.
  1. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
  2. Индексация: Полученные базисные цены (если расчет ведется в базисном уровне) необходимо перевести в текущий уровень цен с использованием соответствующих индексов пересчета, утверждаемых Минстроем России или региональными органами ценообразования.

Примеры использования

  • Пример 1: Новое строительство. При проектировании нового участка электрифицированной железной дороги, где требуется установка 100 подвесок одинарного контактного провода над двумя путями, сметчик умножит 100 на нормативные показатели ГЭСН 08-02-342-01 для определения общего объема трудозатрат и машинного времени. Затем будут добавлены затраты на материалы и прочие накладные расходы.
  • Пример 2: Реконструкция. Если в рамках реконструкции существующей контактной сети требуется замена или модернизация 15 подвесок, сметчик применяет норму 08-02-342-01 к этим 15 единицам, учитывая при этом возможные поправочные коэффициенты за стесненные условия или работы в "окна", если таковые предусмотрены проектом организации строительства.

Особенности и ограничения

  • Работа в "окна": Монтаж контактной сети на действующих железнодорожных путях часто осуществляется в "окна" – заранее выделенные промежутки времени, когда движение поездов прекращается или ограничивается. Это может потребовать применения повышающих коэффициентов к трудозатратам и времени эксплуатации машин, если такие условия не учтены непосредственно в норме или в общих положениях к сборнику ГЭСНм.
  • Сложность работ: Работы по монтажу контактной сети относятся к категории высокотехнологичных и ответственных, требующих строгого соблюдения правил безопасности и высокой квалификации персонала. Средний разряд рабочих 4,2 подтверждает это требование.
  • Неучтенные работы: Данная норма не включает затраты на подготовительные работы (например, устройство временных дорог, площадок), демонтаж старых конструкций (если это реконструкция), транспортировку материалов до места монтажа (кроме учтенной в составе машино-часов), а также пусконаладочные работы и испытания. Эти виды работ должны быть учтены по другим соответствующим нормам.
  • Вариации подвесок: Норма 08-02-342-01 относится к одинарной подвеске над двумя путями. Существуют другие нормы для двойной подвески (08-02-342-02) или для дополнительных путей (08-02-342-03, 08-02-342-04), которые следует применять в зависимости от проектных решений.

Полезная информация для сметчиков

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильная интерпретация единицы измерения "шт". Одна из наиболее распространенных ошибок – попытка применить норму "шт" как линейную единицу (например, на 1 погонный метр пути). Важно помнить, что "шт" означает одну комплектную подвеску, которая может обслуживать определенный участок пути, но не является его длиной. Как избежать: Всегда сверяйтесь с технической частью сборника ГЭСНм и проектной документацией для точного понимания единицы измерения.
  2. Неучет материальных ресурсов. ГЭСНм 08-02-342-01 не включает стоимость самих материалов (контактный провод, тросы, фиксаторы, изоляторы и т.д.). Как избежать: Обязательно добавляйте эти материалы отдельными позициями в смету, основываясь на спецификациях проекта и актуальных ценах поставщиков.
  3. Игнорирование поправочных коэффициентов. Работы на железнодорожном транспорте часто сопряжены со стесненными условиями, работой вблизи действующего движения или в ночное время. Как избежать: Внимательно изучайте общие положения к сборнику ГЭСНм и проект организации строительства (ПОС) на предмет применения повышающих коэффициентов за особые условия производства работ.
  4. Использование устаревших редакций норм. Сметно-нормативная база регулярно обновляется. Как избежать: Всегда используйте актуальную редакцию ГЭСН, утвержденную Минстроем России, и соответствующие индексы пересчета.
  5. Неполный состав работ. Иногда сметчики забывают включить сопутствующие работы, которые не учтены в данной конкретной норме, но необходимы для полного комплекса (например, земляные работы под опоры, монтаж опор, пусконаладка). Как избежать: Проводите детальный анализ технологической карты выполнения работ и используйте связанные нормы для учета всех необходимых операций.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, включая чертежи контактной сети, пояснительные записки и спецификации оборудования. Это поможет точно определить количество подвесок и состав необходимых материалов.
  • Консультации с инженерами: При возникновении вопросов по технологии монтажа или применению нормы, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по производству работ.
  • Мониторинг изменений в нормативах: Регулярно отслеживайте обновления в сметно-нормативной базе и методических указаниях по ценообразованию в строительстве.
  • Применение специализированного ПО: Используйте современные сметные программы, которые содержат актуальные базы ГЭСН и позволяют автоматизировать расчеты, минимизируя риск ошибок.

Связанные нормы

При составлении смет на электрификацию железных дорог, норма ГЭСН 08-02-342-01 часто применяется в комплексе с другими нормами Сборника № 8 "Электротехнические установки" и другими сборниками, касающимися железнодорожного строительства:

Контрольные моменты

Для обеспечения точности и достоверности сметной документации, сметчикам следует уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие проектной документации: Все объемы работ и применяемые нормы должны строго соответствовать проектным решениям.
  • Актуальность нормативов: Проверяйте, что используемые ГЭСН и индексы пересчета являются актуальными и утвержденными на момент составления сметы.
  • Обоснование коэффициентов: Любые повышающие коэффициенты (например, за стесненность, работу в зимних условиях) должны быть четко обоснованы в пояснительной записке к смете со ссылками на нормативные документы или ПОС.
  • Проверка состава работ: Убедитесь, что все операции, предусмотренные технологией монтажа подвески, учтены либо в данной норме, либо в других связанных нормах.
  • Разделение затрат: Четко разграничивайте затраты на монтажные работы (по ГЭСНм) и стоимость материальных ресурсов (по спецификациям и прайс-листам).

Соблюдение этих принципов позволит сметчикам формировать точные, обоснованные и прозрачные сметы, минимизируя риски разногласий и переплат в процессе реализации проектов электрификации железных дорог.

Ключевые моменты

  • ГЭСН 08-02-342-01 применяется для монтажа одной комплектной подвески одинарного контактного провода над двумя путями (единица измерения "шт").

  • Норма включает монтаж нижнего фиксирующего троса, дополнительных фиксаторов и изготовление/установку гамма-струн.

  • В норме учтены трудозатраты рабочих (11.9 чел.-ч, разряд 4.2) и время работы телескопического подъемника (7.84 маш.-ч).

  • Стоимость самих материалов (провода, тросы, фиксаторы) не учтена в данной норме и должна добавляться отдельно.

  • Применение нормы требует учета специфики работ на железной дороге, включая возможные поправочные коэффициенты за работу в "окна" или стесненные условия.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-342-01 применяется для определения сметных затрат на монтаж подвески одинарного контактного провода над двумя железнодорожными путями. Это актуально для нового строительства, реконструкции или капитального ремонта участков электрифицированных железных дорог.

В самой норме ГЭСН 08-02-342-01 учтены только трудовые ресурсы (11.9 чел.-ч рабочих со средним разрядом 4.2) и машинное время (7.84 маш.-ч подъемника телескопического). Стоимость физических материалов, таких как контактный провод, нижний фиксирующий трос, фиксаторы, гамма-струны, изоляторы и крепежные элементы, не учтена в данной норме и должна быть добавлена в смету отдельными позициями на основании проектной документации.

Нормой ГЭСН 08-02-342-01 предусмотрены трудозатраты рабочих-монтажников в объеме 11.9 человеко-часов на одну подвеску при среднем разряде работы 4.2.

Единица измерения "шт" (штука) в контексте ГЭСН 08-02-342-01 означает одну комплектную подвеску одинарного контактного провода, устанавливаемую над двумя железнодорожными путями. Это не линейная единица измерения (например, метр), а дискретный элемент контактной сети, обеспечивающий фиксацию провода в определенной точке.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию, чтобы точно определить количество подвесок ("шт") и состав необходимых материалов.

2

Помните, что ГЭСН 08-02-342-01 покрывает только работы по монтажу, а материалы должны быть учтены дополнительно по спецификациям.

3

Применяйте поправочные коэффициенты только при наличии четкого обоснования в проекте организации строительства или нормативных документах.

4

Используйте актуальные версии сметно-нормативной базы и индексов пересчета для обеспечения достоверности расчетов.

5

При необходимости консультируйтесь с инженерами-проектировщиками или специалистами по производству работ для уточнения технологических нюансов.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильная интерпретация единицы измерения "шт" как погонного метра, что приводит к некорректному расчету объемов работ.

!
Ошибка 2

Неучет стоимости основных материальных ресурсов (проводов, тросов, фиксаторов), так как они не включены в данную ГЭСН и должны быть добавлены отдельно.

!
Ошибка 3

Игнорирование необходимости применения повышающих коэффициентов за работу в стесненных условиях, в "окна" или в ночное время, характерных для железнодорожных работ.

!
Ошибка 4

Использование устаревших редакций сметных норм или некорректных индексов пересчета, что ведет к искажению сметной стоимости.

!
Ошибка 5

Неполное включение сопутствующих работ, таких как демонтаж, подготовительные работы или монтаж опор, которые не учтены в данной конкретной норме.

1
08-02-341-01

Подвеска с фиксатором: прямым или обратным

Применяется для монтажа отдельных фиксаторов или подвесок, не входящих в комплексную подвеску над двумя путями.

2
08-02-342-02

Подвеска над двумя путями контактного провода: двойного

Используется для монтажа двойного контактного провода над двумя путями, как альтернатива или дополнение к одинарной подвеске.

3
08-02-343-01

Установка закладной детали для: подвески, фиксации контактного провода, установки секционного изолятора и отбойника

Охватывает работы по установке закладных деталей, к которым крепятся элементы контактной сети.

4
08-02-344-01

Подвеска контактного провода: фиксаторная или жесткая

Применяется для других типов подвесок контактного провода, отличающихся по конструкции и технологии монтажа.

5
ГЭСН 81-02-28-2022

Сборник 28. Железные дороги

Содержит нормы на общестроительные работы, связанные с железнодорожной инфраструктурой, включая фундаменты под опоры контактной сети.

6
ГЭСНм 81-03-20-2022

Сборник 20. Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте

Важный сборник для комплексных проектов электрификации железных дорог, содержащий нормы на монтаж контактной сети и связанного оборудования.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
08-02-342
Тип работ
GESNM
Материалы
В норме учтены трудовые и машинные ресурсы. Материалы (контактный провод, нижний фиксирующий трос, фиксаторы, гамма-струны, изоляторы) учитываются отдельно по проектным спецификациям. Учтенные ресурсы: Средний разряд работы 4,2: 11.9 чел.-ч; Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 7.84 маш.-ч.

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: