Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-02-342-02

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-342-02 является фундаментальным документом для определения ресурсных затрат при выполнении работ по электрификации железных дорог. Эта норма относится к разделу "Электротехнические установки" (Сборник 08) и конкретно регулирует процесс "Подвески над двумя путями контактного провода: двойного".

Основное назначение данной нормы – унификация и стандартизация подходов к расчету прямых затрат (трудозатрат рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов, расхода материалов) на монтаж одного из наиболее ответственных элементов контактной сети – двойной подвески контактного провода. Применение двойного контактного провода необходимо на участках с высокими токовыми нагрузками, где требуется улучшение характеристик токосъема, например, при значениях силы тока, превышающих 1000 ампер.

Область применения: Норма 08-02-342-02 применяется при строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих электрифицированных железных дорог. Она охватывает специфические работы по созданию контактной сети, обеспечивающей электроснабжение подвижного состава. Единицей измерения для данной нормы является "шт", что подразумевает расчет затрат на одну точку подвески двойного контактного провода над двумя железнодорожными путями.

Для сметчиков, работающих в сфере железнодорожного строительства, точное понимание и корректное применение ГЭСН 08-02-342-02 критически важно для формирования достоверных сметных расчетов и предотвращения финансовых рисков.

Техническая информация: Детализация работ и ресурсов

Состав работ по норме

ГЭСН 08-02-342-02 включает в себя комплекс взаимосвязанных операций, необходимых для монтажа двойной подвески контактного провода над двумя путями. Согласно описанию нормы, состав работ включает следующие ключевые этапы:

  1. Монтаж нижнего фиксирующего троса над двумя путями. Нижний фиксирующий трос является важным элементом контактной сети, обеспечивающим стабильное положение контактного провода в горизонтальной плоскости и предотвращающим его раскачивание под воздействием ветра или проходящего поезда. Его монтаж над двумя путями требует точности и соблюдения проектных расстояний, чтобы обеспечить правильный зигзаг контактного провода и избежать касания пантографом соседних элементов. ,

  2. Монтаж фиксаторов дополнительных. Фиксаторы – это устройства, которые удерживают контактный провод на определенном расстоянии от несущего троса и обеспечивают его правильное положение относительно оси пути. Дополнительные фиксаторы используются в системах двойной подвески для обеспечения необходимой жесткости и стабильности, особенно на кривых участках или в местах с повышенными нагрузками. Их установка требует точного позиционирования и надежного крепления к несущим конструкциям.

  3. Изготовление и установка гамма-струн. Гамма-струны (или просто струны) – это вертикальные или наклонные элементы, соединяющие несущий трос с контактным проводом, поддерживая его на заданной высоте и обеспечивая равномерное распределение нагрузки. Изготовление гамма-струн на месте монтажа позволяет точно подогнать их длину под конкретные условия участка, учитывая провес несущего троса и требуемую высоту контактного провода. Установка гамма-струн является завершающим этапом формирования цепной подвески. ,

Все эти работы выполняются с учетом специфики железнодорожной инфраструктуры, включая необходимость соблюдения "окон" в движении поездов и строгих требований безопасности.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по ГЭСН 08-02-342-02 предусмотрены следующие основные ресурсы:

  • Трудозатраты рабочих-монтажников: Средний разряд работы составляет 4,2, а норма затрат труда – 17,9 чел.-ч на единицу измерения (шт.). Это указывает на то, что работы требуют высокой квалификации персонала, способного выполнять сложные монтажные операции, работать на высоте и с использованием специализированного оборудования. Рабочие должны обладать знаниями в области электромонтажа, правил безопасности на железных дорогах и технологии монтажа контактной сети. ,

  • Машины и оборудование: Основным механизмом, учтенным в норме, являются подъемники телескопические самоходные с рабочей высотой 26 м и грузоподъемностью 250 кг. Норма времени эксплуатации этих машин составляет 11,69 маш.-ч на единицу измерения (шт.). Использование такой техники обусловлено необходимостью выполнения работ на значительной высоте над железнодорожными путями, что требует высокой маневренности, точности позиционирования и безопасности. Эти подъемники обеспечивают доступ к элементам контактной сети для монтажа тросов, фиксаторов и струн.

Важно отметить, что ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов. Стоимость самих материалов, таких как проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная, которая может использоваться для гамма-струн или фиксирующих элементов, определяется отдельно по соответствующим сборникам сметных цен на материалы (ФССЦ) с учетом текущих индексов пересчета. ,

Трудозатраты и время выполнения

Как уже упоминалось, трудозатраты рабочих-монтажников по норме ГЭСН 08-02-342-02 составляют 17,9 чел.-ч на одну единицу (шт.) при среднем разряде 4,2. Этот показатель отражает совокупное время, необходимое для выполнения всех операций, входящих в состав работ: монтаж нижнего фиксирующего троса, дополнительных фиксаторов, а также изготовление и установку гамма-струн.

Высокий средний разряд (4,2) свидетельствует о том, что для выполнения данных работ требуются квалифицированные специалисты, обладающие глубокими знаниями и опытом в области монтажа контактной сети. Это включает умение работать с электротехническим оборудованием, выполнять высотные работы, читать проектную документацию, соблюдать строгие правила техники безопасности на железнодорожном транспорте. ,

Время эксплуатации машин и механизмов, в частности телескопических подъемников, составляет 11,69 маш.-ч. Это время включает не только непосредственное выполнение работ, но и перемещение техники по участку, ее позиционирование и подготовку к работе. Эффективное использование машин напрямую влияет на общую продолжительность и стоимость выполнения работ.

Требования к квалификации

Учитывая средний разряд рабочих 4,2, можно выделить следующие ключевые требования к квалификации персонала, задействованного в работах по ГЭСН 08-02-342-02:

  • Профессиональные знания: Глубокое понимание принципов работы контактной сети, устройства и назначения ее элементов (контактные провода, несущие тросы, фиксаторы, струны, изоляторы, опоры). Знание технологий монтажа, регулировки и наладки оборудования.
  • Навыки работы с оборудованием: Умение работать с ручным и механизированным инструментом, а также специализированной техникой, такой как телескопические подъемники. Навыки выполнения высотных работ, работы с электроизмерительными приборами.
  • Чтение проектной документации: Способность читать и интерпретировать рабочие чертежи, схемы контактной сети, монтажные таблицы и другие проектные документы.
  • Соблюдение норм безопасности: Строгое соблюдение правил техники безопасности при работе на электрифицированных железных дорогах, правил электробезопасности, правил работы на высоте и вблизи движущегося транспорта.
  • Опыт работы: Наличие практического опыта в монтаже и обслуживании контактной сети, особенно на двухпутных участках и с двойной подвеской.

Практическое применение: Расчет и особенности

Пошаговый алгоритм расчета

Применение ГЭСН 08-02-342-02 в сметных расчетах осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества "шт" (точек подвески двойного контактного провода над двумя путями), подлежащих монтажу. Это количество должно быть указано в проектной документации или дефектной ведомости. Важно не путать "шт" с количеством путей или длиной участка. Одна "шт" соответствует одной точке подвески, обслуживающей два пути.

  2. Применение нормы: Для каждой определенной "шт" применяются ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 08-02-342-02: 17,9 чел.-ч трудозатрат рабочих и 11,69 маш.-ч эксплуатации подъемников.

  3. Расчет прямых затрат:

  • Затраты на оплату труда рабочих: Умножить количество чел.-ч на текущую стоимость 1 чел.-ч для рабочих соответствующего разряда (4,2). Эта стоимость определяется на основе текущих территориальных или федеральных расценок.
  • Затраты на эксплуатацию машин и механизмов: Умножить количество маш.-ч на текущую стоимость 1 маш.-ч эксплуатации подъемника телескопического самоходного (рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг). Эта стоимость также определяется по текущим расценкам.
  • Стоимость материалов: Определить расход материалов, не учтенных в норме, но необходимых для выполнения работ (например, проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная, которая может использоваться для гамма-струн, если она не входит в состав комплексной поставки). Расход материалов указывается в проектной документации или определяется по соответствующим нормам расхода материалов (НПРМ). Стоимость материалов определяется по текущим ценам поставщиков с учетом транспортных расходов. ,
  1. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли, установленные действующими методическими документами по ценообразованию в строительстве.

  2. Индексация: Все полученные затраты переводятся в текущий уровень цен с использованием соответствующих индексов пересчета, утверждаемых Минстроем России или региональными органами ценообразования. ,

Примеры использования

Пример 1: Расчет для нового участка электрификации

Предположим, на новом участке электрификации железной дороги требуется установить 15 точек двойной подвески контактного провода над двумя путями.

  • Объем работ: 15 шт.
  • Трудозатраты рабочих: 15 шт. × 17,9 чел.-ч/шт. = 268,5 чел.-ч
  • Эксплуатация машин: 15 шт. × 11,69 маш.-ч/шт. = 175,35 маш.-ч

Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие стоимостные показатели (стоимость чел.-ч, стоимость маш.-ч) и добавляется стоимость материалов, накладные расходы, сметная прибыль и индексы пересчета.

Пример 2: Реконструкция существующей контактной сети

При реконструкции участка, где требуется замена 5 существующих подвесок на двойные над двумя путями.

  • Объем работ: 5 шт.
  • Трудозатраты рабочих: 5 шт. × 17,9 чел.-ч/шт. = 89,5 чел.-ч
  • Эксплуатация машин: 5 шт. × 11,69 маш.-ч/шт. = 58,45 маш.-ч

Важно учитывать, что при реконструкции могут возникать дополнительные затраты на демонтажные работы, которые должны быть учтены по отдельным нормам.

Особенности и ограничения

  • Специфика "двойной" подвески: Норма четко указывает на "двойную" подвеску, что отличает ее от "одинарной". Двойная подвеска применяется для увеличения пропускной способности по току и обеспечения большей надежности.
  • "Над двумя путями": Это означает, что норма применяется для конструкций, охватывающих два железнодорожных пути. Если подвеска охватывает другое количество путей (например, один или более двух), необходимо использовать другие, связанные нормы. ,
  • Комплексность работ: Норма 08-02-342-02 является комплексной и включает в себя все основные операции по монтажу самой подвески. Однако она не учитывает затраты на установку опор, фундаментов, прокладку кабелей, заземление и другие сопутствующие работы, которые должны быть учтены по соответствующим ГЭСН из других разделов или сборников. ,
  • Применение подъемных механизмов: Время работы подъемных механизмов учтено в норме. Однако, если проектом организации строительства предусмотрено применение других подъемных механизмов или их использование в особых условиях, это может потребовать корректировки или дополнительного учета.
  • Актуальность нормативов: ГЭСН регулярно обновляются. Сметчикам необходимо использовать актуальные редакции ГЭСН (например, ГЭСН-2001 с дополнениями 2014, 2020 или 2022 года), а также индексы пересчета, действующие на момент составления сметы. ,

Полезная информация для сметчика

Типичные ошибки и как их избежать

Применение ГЭСН 08-02-342-02, как и любой другой сметной нормы, сопряжено с риском ошибок, которые могут привести к искажению сметной стоимости. ,

  1. Неправильная интерпретация "двойного" и "двух путей":
  • Ошибка: Применение нормы для одинарной подвески или для подвески над одним/тремя и более путями. ,
  • Как избежать: Внимательно изучать наименование и описание нормы. Убедиться, что проектная документация четко указывает на двойную подвеску и охват именно двух путей. Для других конфигураций использовать соответствующие нормы (см. раздел "Связанные нормы").
  1. Неучет сопутствующих работ:
  • Ошибка: Предположение, что норма 08-02-342-02 включает в себя все работы по электрификации участка, включая установку опор, фундаментов, прокладку кабелей, заземление и т.д.
  • Как избежать: Помнить, что ГЭСН 08-02-342-02 охватывает только монтаж самой подвески. Все остальные работы должны быть учтены по отдельным, соответствующим нормам из Сборника 08 "Электротехнические установки" или других сборников ГЭСН. ,
  1. Использование устаревших нормативов и индексов:
  • Ошибка: Применение норм и индексов, не соответствующих текущей редакции или периоду строительства.
  • Как избежать: Регулярно обновлять сметно-нормативные базы. Использовать только актуальные ГЭСН и индексы пересчета, публикуемые официальными органами (например, Минстроем России, ФАУ "ФЦЦС"). ,
  1. Неверный расчет объемов:
  • Ошибка: Ошибки в подсчете количества "шт" подвесок, например, из-за неточного анализа проектной документации или дефектных ведомостей. ,
  • Как избежать: Тщательная проверка проектных данных, сверка с планами контактной сети и ведомостями объемов работ. При необходимости – запрос уточнений у проектировщиков.
  1. Игнорирование специфических условий производства работ:
  • Ошибка: Неучет коэффициентов, связанных с усложняющими факторами (например, работа в стесненных условиях, на действующем железнодорожном пути, в ночное время).
  • Как избежать: Применять повышающие коэффициенты, предусмотренные Общими положениями к Сборнику 08 ГЭСНм, если условия производства работ отличаются от нормальных.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, включая планы контактной сети, продольные профили, схемы подвески и спецификации оборудования. Это поможет точно определить объемы и состав работ.
  • Координация с техническими специалистами: При возникновении вопросов по технологии монтажа или составу работ, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по монтажу контактной сети.
  • Проверка единиц измерения: Всегда обращайте внимание на единицу измерения нормы ("шт" в данном случае) и убедитесь, что объем работ соответствует этой единице.
  • Учет всех ресурсов: Помните, что ГЭСН отражает только прямые затраты. Не забывайте включать в смету накладные расходы, сметную прибыль, а также затраты на материалы, не учтенные в норме, но необходимые для выполнения работ (например, проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная, если она не учтена в комплексной поставке). ,
  • Использование специализированного ПО: Применение современных сметных программ значительно упрощает и автоматизирует процесс составления смет, минимизируя риск ошибок и обеспечивая актуальность нормативной базы. ,

Связанные нормы

Понимание связанных норм позволяет сметчику правильно ориентироваться в различных сценариях электрификации и выбирать наиболее подходящие расценки. Ниже приведены примеры норм из того же Сборника 08 "Электротехнические установки", которые могут быть связаны с ГЭСН 08-02-342-02:

Контрольные моменты

Для обеспечения точности и достоверности сметных расчетов, а также для контроля за выполнением работ, сметчику следует обращать внимание на следующие контрольные моменты:

  • Соответствие проекту: Все объемы работ и применяемые нормы должны строго соответствовать проектной документации. Любые отклонения должны быть обоснованы и согласованы с заказчиком.
  • Качество выполнения работ: Хотя сметчик напрямую не контролирует качество, понимание технологических требований (например, правильность установки гамма-струн, натяжение тросов) поможет при проверке актов выполненных работ и обосновании возможных корректировок.
  • Документальное подтверждение: Все изменения, дополнительные работы или особые условия, влияющие на сметную стоимость, должны быть документально подтверждены (акты скрытых работ, дополнительные соглашения, фотофиксация).
  • Соблюдение сроков: Эффективное использование ресурсов, предусмотренных нормой, напрямую влияет на сроки выполнения работ. Сметчик должен быть осведомлен о графике производства работ для оценки возможных отклонений.
  • Охрана труда: Работы по монтажу контактной сети сопряжены с повышенным риском. Хотя это не является прямой задачей сметчика, понимание требований охраны труда (например, необходимость использования специализированной техники, соблюдение "окон") позволяет более полно оценивать трудоемкость и ресурсные затраты.

Тщательный подход к каждому из этих аспектов позволит сметчику не только корректно рассчитать стоимость, но и эффективно управлять процессом ценообразования на всех этапах проекта электрификации железных дорог.