Введение: Назначение и область применения нормы ГЭСНм 08-02-345-09
Норма ГЭСНм 08-02-345-09 "Сеть на уклоне из: → одного рельса" является важным элементом в системе государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм). Она относится к Сборнику 08 "Электротехнические установки", Отдел 2 "Канализация электроэнергии и электрические сети" . Это ключевое уточнение, поскольку название нормы может ввести в заблуждение, ассоциируясь с железнодорожным строительством для движения поездов. На самом деле, данная норма описывает работы по устройству электрической сети, где в качестве проводника (например, заземляющего или обратного тягового рельса) используется один рельс, прокладываемый на участке с уклоном.
Основное назначение нормы – определение потребности в трудовых, материальных и машинных ресурсах для выполнения комплекса работ по монтажу такой однорельсовой электрической сети на наклонной поверхности. Единицей измерения для данной нормы является 10 метров (10 м) смонтированной сети.
Техническая информация: Состав работ, материалы и трудозатраты
Для корректного применения нормы 08-02-345-09 необходимо четко понимать состав учтенных работ, а также требуемые материалы и трудозатраты.
Состав работ по норме
Норма ГЭСНм 08-02-345-09 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для устройства однорельсовой электрической сети на уклоне. Состав работ детализирован следующим образом :
- Раскладка шпал и скреплений. Этот этап предусматривает подготовку основания для укладки рельса. Шпалы (как правило, деревянные, непропитанные, тип I для железных дорог широкой колеи) раскладываются с определенным шагом, а скрепления (металлические скобы и подкладки) подготавливаются для последующего крепления рельса.
- Пришивка рельса к шпалам. После раскладки шпал производится крепление рельса к ним с использованием предусмотренных скреплений. Это обеспечивает стабильное положение рельса и его надежную фиксацию на основании.
- Укладка рельса. Непосредственно укладка рельса на подготовленные шпалы. В контексте данной нормы, рельс выступает в роли электрического проводника, поэтому его точное позиционирование и соблюдение проектных уклонов крайне важны.
- Устройство стыкового сварного соединения. Для обеспечения непрерывности электрической цепи и механической прочности, отдельные секции рельса соединяются между собой методом сварки. Это критически важная операция, требующая высокой квалификации и соблюдения технологических требований для обеспечения надежного электрического контакта и прочности соединения.
- Раскладка и забивка упоров. Упоры – это специальные элементы, предназначенные для предотвращения продольного смещения рельса под действием силы тяжести на уклоне. В отличие от тупиковых железнодорожных упоров, которые останавливают подвижной состав , упоры в данной норме служат для фиксации самого рельса как элемента электрической сети. Их правильная раскладка и надежная забивка обеспечивают стабильность всей конструкции на наклонном участке.
Материалы и ресурсы
В норме учтены следующие основные материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ на 10 м сети :
- Скобы металлические: 6.67 кг – используются для крепления рельса к шпалам.
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 5 шт – служат основанием для укладки рельса.
- Подкладки металлические: 4 кг – также используются в системе скреплений для надежной фиксации рельса на шпалах.
Трудозатраты и требования к квалификации
Трудозатраты по норме 08-02-345-09 составляют 6.12 чел.-ч на 10 метров сети при среднем разряде работы 4.2 . Это означает, что для выполнения данного комплекса работ требуется квалифицированный персонал, способный выполнять монтажные и сварочные операции в соответствии с техническими требованиями. Средний разряд 4.2 указывает на необходимость наличия рабочих с опытом и соответствующими навыками, особенно в части сварки и точной укладки.
Машины и оборудование
В составе нормы не учтены затраты на эксплуатацию тяжелых строительных машин и механизмов, таких как путеукладчики или крупногабаритное подъемное оборудование. Предполагается, что работы выполняются с использованием ручного инструмента и средств малой механизации. Если для выполнения работ по проекту организации строительства требуются подъемные механизмы, их время работы следует учитывать дополнительно .
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Правильное применение нормы ГЭСНм 08-02-345-09 в сметной документации требует понимания алгоритма расчета и учета специфических особенностей.
Пошаговый алгоритм расчета
Для расчета сметной стоимости работ по норме 08-02-345-09 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определить общую протяженность однорельсовой электрической сети, подлежащей устройству на уклоне, согласно проектной документации. Измеряется длина рельсовой нити в метрах.
- Перевести полученную протяженность в единицы измерения нормы. Поскольку единица измерения нормы – 10 м, общую длину следует разделить на 10. Например, для 100 метров сети коэффициент составит 100 м / 10 м = 10.
- Умножить нормативные показатели на полученный коэффициент. Это относится к трудозатратам, расходу материалов и, при наличии, времени эксплуатации машин и механизмов. Например, для 100 м сети потребуется 6.12 чел.-ч * 10 = 61.2 чел.-ч трудозатрат.
- Рассчитать стоимость ресурсов. Используя полученные объемы ресурсов и текущие цены на них (с учетом индексов пересчета), определить общую сметную стоимость работ.
Примеры использования
Пример 1: Устройство 50 метров сети
- Длина сети: 50 м
- Коэффициент применения: 50 м / 10 м = 5
- Трудозатраты: 6.12 чел.-ч/10 м * 5 = 30.6 чел.-ч
- Шпалы: 5 шт/10 м * 5 = 25 шт
- Скобы металлические: 6.67 кг/10 м * 5 = 33.35 кг
- Подкладки металлические: 4 кг/10 м * 5 = 20 кг
Пример 2: Устройство 125 метров сети
- Длина сети: 125 м
- Коэффициент применения: 125 м / 10 м = 12.5
- Трудозатраты: 6.12 чел.-ч/10 м * 12.5 = 76.5 чел.-ч
- Шпалы: 5 шт/10 м * 12.5 = 62.5 шт (округляется до 63 шт)
- Скобы металлические: 6.67 кг/10 м * 12.5 = 83.375 кг
- Подкладки металлические: 4 кг/10 м * 12.5 = 50 кг
Особенности и ограничения
- Применение на уклоне: Норма специально разработана для участков с уклоном, что подразумевает дополнительные трудозатраты и меры по фиксации рельса (упоры) по сравнению с горизонтальными участками. Проектная документация должна четко указывать параметры уклона.
- Один рельс: Норма строго применима для устройства одного рельса. Для двух рельсов предусмотрена отдельная норма ГЭСНм 08-02-345-10 "Сеть на уклоне из: → двух рельсов".
- Электрическая сеть: Важно помнить, что это норма для электротехнических установок, а не для строительства полноценных железнодорожных путей для движения поездов. Рельс здесь используется как элемент электрической цепи (например, заземление, обратный провод).
- Дополнительные работы: Норма не учитывает земляные работы (рытье траншей, подготовка земляного полотна), устройство балластного слоя, а также демонтажные работы. Эти виды работ должны быть учтены по соответствующим нормам других сборников (например, ГЭСН 01 "Земляные работы" или ГЭСНр "Ремонтно-строительные работы").
Полезная информация для сметчиков
Типичные ошибки и как их избежать
Применение нормы ГЭСНм 08-02-345-09 может сопровождаться рядом типичных ошибок, которые могут привести к искажению сметной стоимости:
- Неправильная интерпретация назначения нормы. Самая распространенная ошибка – применение данной нормы для строительства полноценных железнодорожных путей для движения поездов. Это ведет к некорректному расчету, так как норма не учитывает весь комплекс работ и материалов для таких объектов. Как избежать: Всегда сверяйтесь с технической частью сборника ГЭСНм 08 и описанием нормы, чтобы убедиться, что она соответствует электротехническим работам.
- Ошибки в определении объемов работ. Неточное измерение протяженности участка с уклоном или неправильный перевод в единицы измерения нормы (10 м). Как избежать: Тщательно изучайте проектную документацию, используйте точные измерительные инструменты и перепроверяйте расчеты.
- Игнорирование сопутствующих работ. Забывают учесть земляные работы, устройство дренажа, подготовку основания, а также работы по подключению рельса к основной электрической сети. Как избежать: Проводите комплексный анализ проекта, выявляя все необходимые сопутствующие работы и применяя для них соответствующие нормы из других сборников.
- Неправильное применение к двухрельсовым сетям. Использование нормы 08-02-345-09 для двухрельсовых систем вместо ГЭСНм 08-02-345-10. Как избежать: Внимательно читайте наименование нормы и ее описание, обращая внимание на количество рельсов.
- Неучет специфики уклона. Недооценка сложности работ на уклоне, что может привести к занижению трудозатрат или необходимости применения повышающих коэффициентов (если это предусмотрено методическими указаниями). Как избежать: Учитывайте все факторы, влияющие на трудоемкость, и при необходимости обосновывайте применение дополнительных коэффициентов.
Практические советы
- Всегда опирайтесь на проектную документацию: Детальные чертежи и пояснительные записки являются основным источником информации для точного расчета объемов и состава работ.
- Различайте типы рельсовых работ: Четко понимайте разницу между укладкой железнодорожного пути для транспорта и монтажом рельса как элемента электротехнической сети. Это критически важно для выбора правильной нормы.
- Учитывайте условия площадки: Особенности грунта, степень уклона, наличие препятствий могут влиять на трудоемкость и потребность в дополнительных ресурсах или механизмах.
- Проверяйте актуальность нормативов: Сметные нормы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете самую актуальную редакцию ГЭСНм 08.
Связанные нормы
- ГЭСНм 08-02-345-10 "Сеть на уклоне из: → двух рельсов": Прямая альтернатива для случаев, когда электрическая сеть устраивается из двух рельсов на уклоне.
- ГЭСН 01 "Земляные работы": Для учета работ по подготовке траншей или земляного полотна под укладку шпал и рельса.
- ГЭСНм 08-02-472-07 "Проводник заземляющий открыто по строительным основаниям: из полосовой стали сечением 160 мм2" : Может быть использована для сравнения или в комбинации, если рельс используется как часть более сложной системы заземления.
- ГЭСНм 08-02-148-01 "Кабель до 35 кВ в проложенных трубах, блоках и коробах" : Если рельс является частью кабельной линии или прокладывается параллельно с кабелями.
Контрольные моменты
При проверке смет, составленных с применением нормы 08-02-345-09, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие объемов: Проверить, соответствует ли указанная протяженность сети данным проектной документации.
- Правильность применения: Убедиться, что норма использована именно для однорельсовой электрической сети на уклоне, а не для других видов железнодорожных или электромонтажных работ.
- Учет всех ресурсов: Проверить наличие всех необходимых материалов (шпалы, скобы, подкладки) и корректность расчета трудозатрат.
- Обоснование дополнительных затрат: Если в смете присутствуют затраты на тяжелую технику или другие неучтенные нормой работы, они должны быть четко обоснованы проектной документацией или технологическими особенностями.
Тщательное следование этим рекомендациям позволит сметчикам точно и обоснованно применять норму ГЭСНм 08-02-345-09, избегая ошибок и обеспечивая прозрачность сметной документации.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСНм 08-02-345-09 применяется для устройства электрической сети, где один рельс используется как проводник, прокладываемый на уклоне.
-
Состав работ включает раскладку шпал и скреплений, пришивку и укладку рельса, устройство стыкового сварного соединения и забивку упоров.
-
Упоры в данной норме служат для фиксации рельса на уклоне, предотвращая его продольное смещение, а не для остановки подвижного состава.
-
Трудозатраты составляют 6.12 чел.-ч на 10 метров сети при среднем разряде рабочих 4.2.
-
Норма не учитывает земляные работы и эксплуатацию тяжелых подъемных механизмов, которые должны быть учтены дополнительно при необходимости.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСНм 08-02-345-09?
Когда применяется ГЭСНм 08-02-345-09?
ГЭСНм 08-02-345-09 применяется для расчета затрат на устройство электрической сети, в которой в качестве проводника используется один рельс, прокладываемый на участке с уклоном. Это может быть, например, часть системы заземления или обратный тяговый рельс.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены: скобы металлические (6.67 кг на 10 м), шпалы из древесины хвойных пород, непропитанные, для железных дорог широкой колеи, тип I (5 шт на 10 м), и подкладки металлические (4 кг на 10 м).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты в размере 6.12 чел.-ч на каждые 10 метров смонтированной сети. Средний разряд работы составляет 4.2.
4 Чем отличается эта норма от норм на строительство железнодорожных путей?
Чем отличается эта норма от норм на строительство железнодорожных путей?
Главное отличие в назначении: ГЭСНм 08-02-345-09 относится к электротехническим установкам (ГЭСНм), а не к общестроительным работам по укладке железнодорожных путей для движения поездов (ГЭСН). Рельс здесь используется как электрический проводник, а не как элемент транспортной инфраструктуры. Состав работ и ресурсы адаптированы под эту специфику.
5 Учитывает ли норма земляные работы?
Учитывает ли норма земляные работы?
Нет, норма ГЭСНм 08-02-345-09 не учитывает земляные работы (например, рытье траншей или подготовку земляного полотна). Эти работы должны быть учтены дополнительно по соответствующим нормам из сборника ГЭСН 01 "Земляные работы" или других релевантных сборников.
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проектную документацию, чтобы точно определить назначение рельса (электрический проводник) и параметры уклона.
Применяйте норму 08-02-345-09 строго для однорельсовых систем на уклоне; для двухрельсовых используйте ГЭСНм 08-02-345-10.
Не забывайте включать в смету сопутствующие работы (например, земляные, дренажные) по соответствующим нормам других сборников.
Учитывайте квалификацию рабочих (разряд 4.2) и при необходимости предусматривайте затраты на специализированное оборудование, не учтенное нормой.
Регулярно проверяйте актуальность сметно-нормативной базы, чтобы избежать ошибок из-за устаревших данных.
Частые ошибки
Неправильная интерпретация назначения нормы: применение для строительства полноценных железнодорожных путей для движения поездов вместо электротехнических установок.
Использование нормы для двухрельсовых систем вместо ГЭСНм 08-02-345-10.
Неучет сопутствующих работ, таких как земляные работы, дренаж или подключение к основной электрической сети.
Неточное определение протяженности участка или неправильный перевод в единицы измерения нормы (10 м).
Игнорирование необходимости применения повышающих коэффициентов для сложных условий работы на уклоне, если это предусмотрено методическими указаниями.