Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-415-03

08-02-415

Шинопровод открытый на установленных конструкциях, сечение: → свыше 640 до 1200 мм2

Подробное описание
Группа: Шинопровод открытый на установленных конструкциях, сечение: Состав работ: Изготовление.; Прокладка.; Заготовка компенсаторов.; Приварка компенсаторов.; Присоединение узлов питания.; Монтаж глухих перемычек.; Прозвонка. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м
Категория
08-02-415
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
49.76 чел.-ч при разряде 3.8
Основное назначение
Монтаж открытого шинопровода на установленных конструкциях, сечение: свыше 640 до 1200 мм2

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,8 49.76
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.41
Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т) 5.1
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м 6.82
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.41
Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А 18.08
Аргон газообразный, сорт I м3 0.17
Проволока сварочная СвАК5М, диаметр 1,2 мм т 0
Флюс ВАМИ кг 0.5
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм кг 140
Прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 5,0 мм т 0.004
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный кг 3.5
Распорка Р-4-120 шт 11

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-02-415-03

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-415-03 является важным инструментом для определения ресурсных затрат при составлении сметной документации на электромонтажные работы. Она регламентирует процесс монтажа открытых шинопроводов на уже установленных конструкциях, предназначенных для передачи и распределения электрической энергии.

Шинопроводы – это современная и эффективная альтернатива кабельным линиям, особенно актуальная для объектов с высокими токовыми нагрузками, таких как промышленные предприятия, крупные производственные цеха, а также для обеспечения питания кранового и другого мощного оборудования. Их преимущества включают высокую надежность, длительный срок службы, удобство монтажа и обслуживания, а также возможность легкого подключения дополнительных электроприемников.

Норма 08-02-415-03 охватывает шинопроводы с большим поперечным сечением – свыше 640 до 1200 мм2. Это указывает на ее применение в проектах, где требуется передача значительных электрических мощностей. Единицей измерения для данной нормы является 100 метров проложенного шинопровода, что позволяет масштабировать расчеты для объектов различной протяженности.

Основное назначение нормы – предоставить сметчикам точные данные о необходимых трудозатратах рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов, а также расходе основных и вспомогательных материалов, требующихся для выполнения полного комплекса работ по монтажу открытых шинопроводов указанного сечения.

Техническая информация: Детализация работ и ресурсов

Для корректного применения ГЭСН 08-02-415-03 необходимо детально понимать состав работ, а также перечень и объем необходимых ресурсов. Норма учитывает полный цикл операций, обеспечивающих функциональность и надежность шинопровода.

Состав работ по норме

ГЭСН 08-02-415-03 включает в себя следующие технологические операции:

  1. Изготовление. Этот этап подразумевает подготовительные работы с элементами шинопровода. Это может быть нарезка шин по заданным размерам, гибка, сверление отверстий для соединений, а также тщательная зачистка контактных поверхностей от оксидных пленок и загрязнений. Качество изготовления напрямую влияет на надежность и долговечность всей системы.
  2. Прокладка. Включает подъем секций шинопровода на проектную высоту и их крепление к заранее установленным несущим конструкциям (кронштейнам, стойкам, фермам). Важнейшим аспектом является обеспечение идеальной ровности трассы и надежной фиксации каждого элемента, чтобы избежать перекосов и деформаций, которые могут привести к нарушению контакта или повреждению шин.
  3. Заготовка компенсаторов. Шинопроводы, особенно большой протяженности, подвержены температурным расширениям и сжатиям. Для компенсации этих деформаций используются специальные компенсаторы. На данном этапе производится их подготовка – нарезка, гибка, обработка для последующей приварки.
  4. Приварка компенсаторов. Сварка является предпочтительным методом соединения алюминиевых шин, поскольку она обеспечивает стабильный электрический контакт с минимальным переходным сопротивлением, в отличие от болтовых соединений, которые могут ослабевать со временем из-за образования оксидной пленки. Этот этап требует высокой квалификации сварщиков и использования специализированного оборудования.
  5. Присоединение узлов питания. Включает подключение шинопровода к источникам электроэнергии (например, трансформаторам, распределительным щитам) или к другим элементам электроустановки. Это критически важный этап, требующий точности и соблюдения всех электротехнических норм и правил.
  6. Монтаж глухих перемычек. Глухие перемычки – это соединительные элементы, обеспечивающие электрическую непрерывность между секциями шинопровода. Их монтаж гарантирует надежное прохождение тока по всей трассе.
  7. Прозвонка. Завершающий этап монтажных работ, представляющий собой комплекс электроизмерительных работ. Прозвонка (или измерение сопротивления изоляции) проводится для проверки целостности электрической цепи, отсутствия коротких замыканий и обеспечения безопасности эксплуатации шинопровода.

Материалы и ресурсы

Норма 08-02-415-03 учитывает расход следующих основных материалов и ресурсов на каждые 100 м шинопровода:

  • Аргон газообразный, сорт I (0.17 м3): Используется в качестве защитного газа при сварке алюминиевых шин для предотвращения окисления и обеспечения качественного шва.
  • Проволока сварочная СвАК5М, диаметр 1,2 мм (0 т): Учтена в норме, но ее расход на 100 м шинопровода составляет 0 тонн. Это может означать, что данный тип проволоки используется для специфических, редких операций, или ее потребление настолько минимально, что округляется до нуля для базовой единицы измерения.
  • Флюс ВАМИ (0.5 кг): Применяется при сварке для удаления оксидов и защиты расплавленного металла от воздействия воздуха, обеспечивая чистоту и прочность сварного шва.
  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм (140 кг): Предназначены для сварки стальных элементов конструкций, используемых для крепления шинопровода, или для монтажа глухих перемычек, если они выполнены из стали.
  • Прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 5,0 мм (0.004 т): Используются в качестве присадочного материала при сварке алюминиевых шин, а также для изготовления мелких деталей или усилений.
  • Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный (3.5 кг): Применяется для антикоррозионной защиты сварных швов и металлических элементов, а также для маркировки.
  • Распорка Р-4-120 (11 шт): Вспомогательный элемент, используемый для временной фиксации или выравнивания шинопровода в процессе монтажа.

Трудозатраты и время выполнения

Норма 08-02-415-03 предусматривает 49.76 человеко-часов трудозатрат на каждые 100 метров шинопровода при среднем разряде работы 3.8. Это свидетельствует о том, что работы по монтажу шинопроводов требуют квалифицированного персонала, способного выполнять сложные электромонтажные и сварочные операции.

Машины и оборудование

Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование следующей техники:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т (0.41 маш.-ч): Необходимы для подъема и перемещения тяжелых и крупногабаритных секций шинопровода, а также другого оборудования.
  • Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т) (5.1 маш.-ч): Используются для точного позиционирования и подъема элементов шинопровода, особенно в условиях ограниченного пространства или при необходимости деликатного перемещения.
  • Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м (6.82 маш.-ч): Обеспечивают доступ рабочих и оборудования к местам монтажа на высоте, повышая безопасность и эффективность работ.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т (0.41 маш.-ч): Применяются для транспортировки материалов, инструментов и мелкого оборудования на строительной площадке.
  • Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А (18.08 маш.-ч): Основное оборудование для выполнения сварных соединений шин и других металлических элементов.

Требования к квалификации

Учитывая сложность и ответственность работ, связанных с монтажом шинопроводов большой мощности, к персоналу предъявляются высокие требования. Средний разряд работы 3.8 указывает на необходимость наличия в бригаде квалифицированных электромонтажников, сварщиков, стропальщиков и машинистов подъемных механизмов, обладающих соответствующими допусками и опытом работы с высоковольтным оборудованием и крупногабаритными конструкциями.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 08-02-415-03 в сметной практике требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических особенностей объекта.

Пошаговый алгоритм расчета

Для определения сметной стоимости работ по монтажу открытого шинопровода с использованием нормы 08-02-415-03 сметчику необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема работ: Из проектной документации (рабочих чертежей, спецификаций) определяется общая протяженность трассы шинопровода, подпадающая под данное сечение (свыше 640 до 1200 мм2). Например, если общая длина трассы составляет 500 метров.
  2. Перевод объема в единицы измерения нормы: Поскольку единица измерения нормы – 100 м, полученную длину необходимо разделить на 100.
  • Пример: 500 м / 100 м = 5 единиц измерения нормы.
  1. Расчет ресурсных показателей: Умножить количество единиц измерения нормы на соответствующие ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 08-02-415-03:
  • Трудозатраты: 5 единиц * 49.76 чел.-ч/100 м = 248.8 чел.-ч.
  • Машино-часы кранов: 5 единиц * 0.41 маш.-ч/100 м = 2.05 маш.-ч.
  • Расход электродов: 5 единиц * 140 кг/100 м = 700 кг.
  • И так далее для всех материалов и оборудования.
  1. Учет дополнительных затрат: Важно помнить, что ГЭСН 08-02-415-03 охватывает только работы по монтажу самого шинопровода и его непосредственных элементов. Норма не учитывает:
  • Стоимость самих секций шинопровода.
  • Монтаж опорных конструкций (кронштейнов, стоек, ферм), на которые крепится шинопровод. Эти работы должны быть учтены по другим соответствующим нормам (например, из сборника ГЭСН на монтаж металлоконструкций или строительных конструкций).
  • Монтаж вторичных цепей, заземления и кабелей (кроме поставляемых с трансформатором), определяемые по соответствующим нормам отдела 02.
  • Пусконаладочные работы, испытания и измерения, не входящие в состав "Прозвонки".
  • Транспортные расходы на доставку материалов и оборудования до объекта (кроме учтенных в норме автомобилей бортовых).
  1. Применение индексов пересчета: Для перевода ресурсных показателей в текущие цены необходимо использовать соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или региональными органами ценообразования.

Примеры использования

Пример 1: Расчет для прямого участка

Предположим, требуется смонтировать 350 метров открытого шинопровода сечением 800 мм2 на уже установленных конструкциях.

  • Объем работ: 350 м.
  • Единиц измерения нормы: 350 м / 100 м = 3.5.
  • Трудозатраты: 3.5 * 49.76 чел.-ч = 174.16 чел.-ч.
  • Расход электродов: 3.5 * 140 кг = 490 кг.
  • Машино-часы подъемников: 3.5 * 6.82 маш.-ч = 23.87 маш.-ч.

Пример 2: Учет компенсаторов

Если на трассе длиной 250 м предусмотрена установка двух компенсационных секций, норма 08-02-415-03 уже включает заготовку и приварку компенсаторов в свой состав работ. Таким образом, дополнительно нормировать эти операции не требуется, если они являются частью общего монтажа шинопровода по данной норме. Однако, если компенсаторы поставляются отдельно и требуют сложной индивидуальной подгонки, не учтенной в типовом изготовлении, это может быть основанием для применения дополнительных норм или корректировки.

Особенности и ограничения

  • Тип шинопровода: Норма строго применима только для открытых шинопроводов. Для закрытых шинопроводов (например, в коробах) следует использовать другие нормы, такие как Шинопровод закрытый магистральный переменного тока на ток: до 1600 А, на стойках и аналогичные из таблицы 08-02-416.
  • Сечение: Диапазон сечений (свыше 640 до 1200 мм2) является ключевым критерием. Использование нормы для шинопроводов меньшего сечения (например, до 250 мм2 по ГЭСН 08-02-415-01 или свыше 250 до 640 мм2 по ГЭСН 08-02-415-02) будет некорректным.
  • Установленные конструкции: Норма предполагает, что несущие конструкции для шинопровода уже смонтированы. Работы по их установке не входят в данную ГЭСН и должны быть учтены отдельно.
  • Комплектность: Норма учитывает монтаж комплектных секций шинопровода. Если проект предусматривает сборку шинопровода из отдельных шин и изоляторов на месте, это может потребовать применения других норм или индивидуального расчета.
  • Условия монтажа: Сметчик должен учитывать условия, в которых будут производиться работы (например, стесненность, работа на высоте, наличие агрессивных сред), так как это может потребовать применения повышающих коэффициентов, предусмотренных общими положениями к сборникам ГЭСН.

Полезная информация для сметчика

Для эффективной работы со сметной документацией и минимизации ошибок важно учитывать не только прямые указания нормы, но и практические аспекты ее применения.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение сечения шинопровода: Одна из наиболее частых ошибок – применение нормы 08-02-415-03 для шинопроводов, сечение которых не соответствует указанному диапазону (свыше 640 до 1200 мм2). Всегда сверяйтесь с проектной документацией.
  2. Игнорирование необходимости компенсаторов: Несмотря на то, что заготовка и приварка компенсаторов включены в состав работ, их фактическое количество и тип должны соответствовать проекту. Недооценка или переоценка их роли может привести к проблемам в эксплуатации или излишним затратам.
  3. Неучет подготовительных работ или дополнительных конструкций: Норма не включает в себя все работы "под ключ". Часто сметчики забывают о необходимости нормирования монтажа опорных металлоконструкций, прокладки кабелей к узлам питания, пусконаладочных работ. Это приводит к занижению сметной стоимости.
  4. Ошибки в переводе единиц измерения: Единица измерения нормы – 100 м. Распространенная ошибка – расчет на 1 м, что приводит к занижению объемов в 100 раз. Всегда перепроверяйте объем работ, приведенный к единице измерения нормы.
  5. Недооценка сложности сварочных работ с алюминием: Сварка алюминиевых шин требует специфических навыков и оборудования. Неправильный учет трудозатрат или материалов для сварки может привести к перерасходу или снижению качества.
  6. Использование устаревших версий норм: Сметно-нормативная база регулярно обновляется. Применение устаревших версий ГЭСН может привести к некорректным расчетам. Всегда используйте актуальные сборники и дополнения.

Практические советы

  • Тщательное изучение проектной документации: Перед началом составления сметы внимательно изучите все разделы проекта, особенно электротехническую часть, чтобы точно определить тип, сечение и протяженность шинопроводов, а также наличие и тип опорных конструкций.
  • Проверка комплектности поставки: Уточните, что входит в комплект поставки шинопровода от производителя. Некоторые элементы, учтенные в норме (например, компенсаторы), могут поставляться отдельно или требовать специфической доработки на месте.
  • Контроль качества сварных соединений: Поскольку сварка является ключевым этапом, предусмотрите в проекте и смете контроль качества сварных швов (визуальный, ультразвуковой, рентгенографический), если это не учтено в норме.
  • Взаимодействие с проектировщиками и инженерами: При возникновении вопросов или неоднозначностей в проектной документации, не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к авторам проекта. Это поможет избежать ошибок на ранних стадиях.
  • Использование специализированного ПО: Применение сметных программ (например, "ГРАНД-Смета", "Smeta.RU") значительно упрощает работу с ГЭСН, автоматизирует расчеты и помогает выявлять потенциальные ошибки.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж открытых шинопроводов часто требуется применение других норм из сборника ГЭСНм-08 "Электротехнические установки" или других сборников:

Контрольные моменты

Для обеспечения качества и безопасности выполненных работ, а также для подтверждения объемов для сметы, важно контролировать следующие аспекты:

  • Визуальный осмотр: Проверка качества монтажа, надежности креплений, отсутствия видимых повреждений шинопровода и изоляции.
  • Проверка надежности соединений: Особое внимание к сварным швам – они должны быть выполнены без дефектов, обеспечивая минимальное переходное сопротивление.
  • Измерение сопротивления изоляции: Обязательная процедура после монтажа, подтверждающая отсутствие утечек тока и соответствие изоляции нормативным требованиям.
  • Соответствие проекту: Все выполненные работы должны строго соответствовать проектной документации и требованиям нормативно-технических документов.

Применение ГЭСН 08-02-415-03 требует внимательности и глубокого понимания технологического процесса. Следуя рекомендациям и учитывая все нюансы, сметчики смогут составлять точные и обоснованные сметы, способствующие успешной реализации проектов по монтажу электротехнических установок.

Ключевые моменты

  • Норма 08-02-415-03 применяется для открытых шинопроводов сечением свыше 640 до 1200 мм2.

  • Единица измерения нормы – 100 метров проложенного шинопровода.

  • Состав работ включает изготовление, прокладку, заготовку и приварку компенсаторов, присоединение узлов питания, монтаж перемычек и прозвонку.

  • В норме учтены трудозатраты квалифицированных рабочих (средний разряд 3.8) и использование специализированной техники (краны, лебедки, подъемники, сварочные аппараты).

  • Норма не включает стоимость самих шинопроводов и монтаж опорных конструкций, что требует учета по другим ГЭСН.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-415-03 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж открытых шинопроводов на уже установленных конструкциях, если их поперечное сечение составляет от 640 до 1200 мм2.

В норме учтены следующие материалы: аргон газообразный (для сварки), флюс ВАМИ, сварочные электроды для сталей, прутки из алюминиевых сплавов (как присадочный материал), масляная краска и распорки. Сварочная проволока СвАК5М также учтена, но с нулевым расходом на 100 м.

Норма предусматривает 49.76 человеко-часов трудозатрат на каждые 100 метров шинопровода при среднем разряде рабочих 3.8.

Нет, ГЭСН 08-02-415-03, как и другие элементные сметные нормы, не включает стоимость самих материалов и оборудования (в данном случае – шинопроводов). Она определяет только затраты на их монтаж (трудозатраты, машино-часы, вспомогательные материалы). Стоимость шинопроводов учитывается отдельно.

Да, норма 08-02-415-03 предполагает, что опорные конструкции для шинопровода уже установлены. Работы по их монтажу не входят в данную ГЭСН и должны быть учтены отдельно по соответствующим нормам на монтаж металлических или строительных конструкций.

Практические советы

1

Всегда тщательно сверяйте сечение шинопровода в проекте с диапазоном, указанным в норме 08-02-415-03.

2

Внимательно изучайте состав работ по норме, чтобы избежать двойного учета или пропуска необходимых операций.

3

Помните, что ГЭСН 08-02-415-03 не включает стоимость самих шинопроводов и их опорных конструкций – эти позиции должны быть добавлены в смету отдельно.

4

Применяйте актуальные индексы пересчета для перевода ресурсных показателей в текущие цены.

5

Используйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы для шинопроводов с сечением вне указанного диапазона (свыше 640 до 1200 мм2).

!
Ошибка 2

Неучет или некорректный расчет монтажа опорных конструкций, которые не входят в данную ГЭСН.

!
Ошибка 3

Ошибки в переводе единиц измерения (расчет на 1 м вместо 100 м).

!
Ошибка 4

Недооценка сложности и ресурсной емкости сварочных работ с алюминиевыми шинами.

!
Ошибка 5

Использование устаревших версий сметно-нормативной базы, что приводит к некорректным расчетам.

1
08-02-415-01

Шинопровод открытый на установленных конструкциях, сечение: до 250 мм2

Применяется для шинопроводов меньшего сечения в той же категории открытых шинопроводов.

2
08-02-415-02

Шинопровод открытый на установленных конструкциях, сечение: свыше 250 до 640 мм2

Применяется для шинопроводов среднего сечения в той же категории открытых шинопроводов.

3
08-02-416-01

Шинопровод закрытый магистральный переменного тока на ток: до 1600 А, на стойках

Альтернативная норма для монтажа закрытых шинопроводов, имеющих иную конструкцию и технологию.

4
08-02-145-03

Кабель до 35 кВ, прокладываемый по дну канала без креплений, масса 1 м кабеля: до 3 кг

Может применяться для нормирования прокладки кабелей, подключаемых к шинопроводу.

5
08-03-572-03

Блок управления шкафного исполнения или распределительный пункт (шкаф), устанавливаемый: на стене, высота и ширина до 600х600 мм

Может использоваться для нормирования монтажа сопутствующего электрооборудования.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м
Категория
08-02-415
Тип работ
GESNM
Материалы
Аргон газообразный, сорт I: 0.17 м3Проволока сварочная СвАК5М, диаметр 1,2 мм: 0 тФлюс ВАМИ: 0.5 кгЭлектроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 140 кгПрутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 5,0 мм: 0.004 тКраска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 3.5 кгРаспорка Р-4-120: 11 шт

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: