Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-03-505-02

08-03-505

Прокладка шин алюминиевых трехфазных сечением: → свыше 360 до 640 мм2

Подробное описание
Группа: Прокладка шин алюминиевых трехфазных сечением: Состав работ: Прокладка шин.; Присоединение. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м
Категория
08-03-505
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
114 чел.-ч при среднем разряде 4,2
Основное назначение
Прокладка алюминиевых трехфазных шин сечением от 360 до 640 мм2

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,2 114
Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т 9.15
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.97
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м 6.33
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.97
Аппарат сварочный для полуавтоматической сварки, сварочный ток до 500 А, в комплекте с механизмом подачи проволоки 64.2
Шиногибы гидравлические универсальные 6.63
Аргон газообразный, сорт I м3 1.44
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм кг 4
Прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 5,0 мм т 0.003
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный кг 14.9

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-03-505-02 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости электромонтажных работ. Эта норма регламентирует затраты на прокладку алюминиевых трехфазных шин сечением от 360 до 640 мм2. Она включена в Сборник №8 "Электротехнические установки" ГЭСНм-2001, который предназначен для определения потребности в ресурсах при монтаже электротехнических установок на различных объектах строительства, включая новые, расширяемые, реконструируемые и технически перевооружаемые предприятия, здания и сооружения.

Основное назначение нормы – обеспечить единообразный подход к определению ресурсных затрат (трудозатрат, машино-часов, расхода материалов) для данного вида работ, что является основой для формирования достоверных сметных расчетов. Единицей измерения нормы является 100 метров проложенных шин.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 08-03-505-02 охватывает полный комплекс работ, необходимых для прокладки и присоединения алюминиевых трехфазных шин указанного сечения. Согласно официальным данным, состав работ включает:

  1. Прокладка шин. Этот этап включает все операции по перемещению, установке и креплению алюминиевых шин на проектных местах. Учитывается работа с тяжелыми и длинными элементами, требующая применения подъемно-транспортного оборудования.
  2. Присоединение. Данный этап включает работы по соединению отдельных секций шин между собой, а также их подключение к аппаратам и оборудованию. Присоединение алюминиевых шин может осуществляться различными способами, включая сварку и болтовые соединения. В норме учтены ресурсы для сварочных работ, что указывает на их ключевую роль в обеспечении надежного контакта.

В общих положениях к сборнику ГЭСНм-2001-08 указано, что нормы учитывают затраты на горизонтальное перемещение электрооборудования и материальных ресурсов от приобъектного склада до места производства работ на расстояние до 1000 м, а также вертикальное перемещение на расстояния, указанные во вводных указаниях к разделам сборника. Также учтены затраты на подключение жил кабелей, проводов, шин и заземляющих проводников, и окраску шин (кроме тяжелых), открытых шинопроводов, троллеев, трубопроводов и конструкций.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по норме 08-03-505-02 предусмотрен следующий перечень материалов и ресурсов:

  • Средний разряд работы 4,2: 114 чел.-ч. Это трудозатраты рабочих-монтажников, необходимые для выполнения 100 метров прокладки шин. Высокий средний разряд (4,2) указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала.
  • Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т: 9.15 маш.-ч. Используются для подъема и перемещения тяжелых и крупногабаритных шин и оборудования.
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.97 маш.-ч. Применяются для работ, требующих мобильности и доступа в различных точках объекта.
  • Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 6.33 маш.-ч. Необходимы для выполнения работ на высоте, обеспечивая доступ к местам монтажа шин.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.97 маш.-ч. Используются для доставки материалов и мелкого оборудования на объект.
  • Аппарат сварочный для полуавтоматической сварки, сварочный ток до 500 А, в комплекте с механизмом подачи проволоки: 64.2 маш.-ч. Это ключевое оборудование для выполнения сварочных работ при присоединении алюминиевых шин.
  • Шиногибы гидравлические универсальные: 6.63 маш.-ч. Применяются для гибки шин под необходимым радиусом, что важно для формирования сложных трасс и соединений.
  • Аргон газообразный, сорт I: 1.44 м3. Используется в качестве защитного газа при сварке алюминиевых шин для предотвращения окисления и обеспечения качественного шва.
  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 4 кг. Предназначены для выполнения сварочных работ, вероятно, для креплений или вспомогательных конструкций.
  • Прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 5,0 мм: 0.003 т. Используются в качестве присадочного материала при сварке алюминиевых шин.
  • Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 14.9 кг. Применяется для окраски и защиты шин, особенно в местах соединений, от коррозии и внешних воздействий.

Трудозатраты и время выполнения

Основной показатель трудозатрат по норме 08-03-505-02 составляет 114 человеко-часов на 100 метров прокладки шин. Средний разряд рабочих, выполняющих данные работы, составляет 4,2. Это указывает на необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов, способных выполнять сложные электромонтажные и сварочные работы.

Время выполнения работ напрямую зависит от объема прокладываемых шин и эффективности организации труда. Учитывая использование тяжелой подъемной техники и специализированного сварочного оборудования, процесс требует тщательного планирования и координации.

Требования к квалификации

Высокий средний разряд рабочих (4,2) подразумевает, что персонал должен обладать следующими навыками и знаниями:

  • Опыт электромонтажных работ: Знание правил и технологий монтажа электротехнических установок, включая работу с шинами.
  • Навыки сварки алюминия: Умение работать с полуавтоматическим сварочным аппаратом, использовать аргон и алюминиевые прутки для получения качественных сварных соединений.
  • Работа с подъемным оборудованием: Наличие допусков и опыта работы с кранами и гидравлическими подъемниками.
  • Чтение проектной документации: Способность точно интерпретировать чертежи и схемы для правильной прокладки и присоединения шин.
  • Соблюдение норм безопасности: Строгое следование правилам техники безопасности при работе с электричеством, на высоте и с тяжелым оборудованием.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для правильного применения ГЭСН 08-03-505-02 в сметной документации, сметчику необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема работ: Измерить общую длину трехфазных алюминиевых шин, подлежащих прокладке, в метрах. Важно учитывать, что норма приведена на 100 метров.
  2. Пересчет объема: Разделить полученную длину на 100, чтобы получить количество единиц измерения нормы. Пример: Если необходимо проложить 550 метров шин, то объем составит 550 / 100 = 5,5 единиц нормы.
  3. Расчет трудозатрат: Умножить количество единиц нормы на нормативные трудозатраты (114 чел.-ч). Пример: 5,5 * 114 чел.-ч = 627 чел.-ч.
  4. Расчет машино-часов: Аналогично умножить количество единиц нормы на нормативные показатели машино-часов для каждого вида техники (краны, подъемники, сварочный аппарат, шиногибы, автомобили).
  5. Расчет расхода материалов: Умножить количество единиц нормы на нормативный расход каждого материала (аргон, электроды, прутки, краска).
  6. Применение индексов пересчета: Полученные ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) необходимо перевести в текущие цены с использованием актуальных индексов пересчета. Это критически важный шаг, так как ГЭСН-2001 (на которой основана норма) отражает затраты в ценах 2000 года.
  7. Учет дополнительных затрат: В зависимости от специфики проекта, могут потребоваться дополнительные затраты, не учтенные данной нормой. Например, затраты на монтаж опорных конструкций, пробивку отверстий диаметром более 30 мм, или работы по заземлению, которые могут быть учтены по другим нормам сборника 8 ГЭСНм.

Примеры использования

  • Новое строительство: При монтаже системы электроснабжения в новом промышленном цехе, где требуется прокладка магистральных алюминиевых шин для распределения электроэнергии. Норма 08-03-505-02 будет применяться для расчета затрат на саму прокладку и присоединение шин.
  • Реконструкция: При замене устаревших медных шин на новые алюминиевые в существующем распределительном устройстве. Помимо данной нормы, потребуется учесть демонтажные работы (по соответствующим нормам ГЭСНр).
  • Расширение производства: При добавлении новых производственных линий, требующих подключения к существующей шинной системе. Норма поможет рассчитать затраты на новые участки шин.

Особенности и ограничения

  • Сечение шин: Норма строго привязана к сечению шин от 360 до 640 мм2. Для шин меньшего сечения (до 360 мм2) следует использовать норму ГЭСН 08-03-505-01.
  • Тип шин: Норма предназначена для прокладки алюминиевых трехфазных шин. Для других типов шин (например, медных, изолированных шин, шинопроводов) следует применять соответствующие нормы.
  • Комплексность: Норма учитывает полный комплекс работ по прокладке и присоединению. Это означает, что отдельные операции, такие как заготовка шин (если не включена в состав работ), или установка шинодержателей, могут быть учтены другими нормами, если они не являются частью данной.
  • Высотные работы: При производстве работ на высоте свыше 2 м к затратам труда могут применяться повышающие коэффициенты, согласно общим положениям сборника ГЭСНм-2001-08.
  • Условия окружающей среды: Применение нормы может потребовать корректировки в зависимости от условий окружающей среды (например, при работе в агрессивных средах, на открытом воздухе в суровых климатических условиях), что может быть учтено дополнительными коэффициентами или нормами.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение сечения шин: Одна из наиболее частых ошибок – применение нормы 08-03-505-02 для шин, сечение которых не соответствует указанному диапазону (свыше 360 до 640 мм2). Как избежать: Всегда сверяйтесь с проектной документацией и выбирайте норму, точно соответствующую характеристикам материалов. Для меньших сечений используйте ГЭСН 08-03-505-01.
  2. Игнорирование требований к сварке и подготовке поверхностей: Норма включает сварочные работы и соответствующие материалы. Недооценка сложности или качества сварочных соединений алюминиевых шин может привести к серьезным проблемам в эксплуатации. Как избежать: Убедитесь, что в смете учтены все необходимые ресурсы для качественной сварки (аргон, электроды, прутки), а персонал обладает соответствующей квалификацией. Особое внимание уделяйте подготовке контактных поверхностей.
  3. Неучет транспортных расходов для крупногабаритного оборудования: Хотя норма включает машино-часы кранов и автомобилей, могут возникнуть дополнительные затраты на транспортировку самих шин или крупного оборудования до приобъектного склада, если это не учтено в общих положениях к сборнику или проектной документации. Как избежать: Проверяйте условия поставки и логистики, при необходимости включайте дополнительные транспортные расходы.
  4. Неправильный пересчет единицы измерения: Норма приведена на 100 метров. Ошибки в пересчете общего объема работ на единицы нормы могут привести к значительным искажениям в смете. Как избежать: Внимательно проверяйте расчеты, делите общую длину на 100 для получения корректного количества единиц нормы.
  5. Применение устаревших индексов пересчета: ГЭСН-2001 отражает цены 2000 года. Использование неактуальных индексов приведет к некорректной стоимости в текущих ценах. Как избежать: Регулярно обновляйте информацию об индексах пересчета и используйте только актуальные данные, предоставляемые уполномоченными органами.

Практические советы

  • Детализация проекта: Чем подробнее проектная документация, тем точнее можно применить норму. Уточняйте все нюансы, касающиеся трассы прокладки, мест присоединений, необходимости гибки шин.
  • Контроль качества сварки: Учитывая критическую важность сварочных соединений для алюминиевых шин, предусмотрите контроль качества сварных швов (например, визуальный, ультразвуковой) в соответствии с нормативными требованиями.
  • Организация рабочего места: Обеспечьте удобный и безопасный доступ к местам монтажа, особенно при работе на высоте. Это позволит повысить производительность и снизить риски.
  • Защита от коррозии: Не забывайте о важности окраски и защиты шин, особенно в местах соединений и открытых участков, для предотвращения коррозии и обеспечения долговечности системы.
  • Комплексный подход: При составлении сметы на электромонтажные работы всегда рассматривайте данную норму в комплексе с другими, например, на устройство опорных конструкций, заземления, прокладку кабелей и т.д., чтобы получить полную и достоверную картину затрат.

Связанные нормы

Для полного и корректного составления сметы на электромонтажные работы, связанные с прокладкой шин, могут потребоваться следующие нормы:

  • ГЭСН 08-03-505-01: Прокладка шин алюминиевых трехфазных сечением: до 360 мм2. Применяется для шин меньшего сечения.
  • ГЭСН 08-01-046: Ошиновка из алюминиевых шин. Эта норма охватывает более общие работы по ошиновке.
  • Нормы на устройство опорных конструкций для шин (например, из сборника 08, раздел 01, таблицы, касающиеся металлоконструкций или опор).
  • Нормы на работы по заземлению электроустановок (Сборник 08, раздел 02, например, ГЭСНм 08-02-472-07 для заземляющих проводников).
  • Нормы на прокладку кабелей и труб, если они являются частью общей системы электроснабжения.

Контрольные моменты

При проверке и контроле сметной документации, составленной с применением ГЭСН 08-03-505-02, обратите внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие сечения: Убедитесь, что указанное в смете сечение шин (свыше 360 до 640 мм2) соответствует проектной документации.
  • Полнота состава работ: Проверьте, учтены ли все необходимые операции по прокладке и присоединению, включая сварку и окраску.
  • Корректность единицы измерения: Расчет должен быть выполнен исходя из 100 метров прокладки.
  • Применение коэффициентов: Проверьте наличие и правильность применения повышающих коэффициентов (например, за работу на высоте, в стесненных условиях), если таковые предусмотрены общими положениями сборника или проектными условиями.
  • Актуальность индексов: Убедитесь, что для перевода в текущие цены использованы актуальные индексы пересчета.
  • Наличие неучтенных ресурсов: Проверьте, нет ли в смете неучтенных ресурсов, которые должны быть добавлены отдельными позициями или расценками.

Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить точность и достоверность сметных расчетов, а также избежать разногласий при проверке и согласовании документации.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 08-03-505-02 применяется для прокладки алюминиевых трехфазных шин сечением от 360 до 640 мм2.

  • Состав работ включает прокладку и присоединение шин, с учетом сварочных работ и гибки.

  • Учтены значительные трудозатраты (114 чел.-ч на 100 м) и использование тяжелой подъемной техники (краны, подъемники).

  • В норме предусмотрен расход аргона, сварочных электродов, алюминиевых прутков для сварки и масляной краски для защиты.

  • Для корректного применения необходимо учитывать актуальные индексы пересчета и возможные повышающие коэффициенты за условия производства работ.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-03-505-02 применяется для определения ресурсных затрат на прокладку алюминиевых трехфазных шин, имеющих сечение в диапазоне от 360 до 640 мм2.

В норме учтены следующие основные материалы: аргон газообразный (для сварки), сварочные электроды (для сварки вспомогательных элементов), прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов (как присадочный материал для сварки шин) и масляная краска (для защиты шин и соединений).

Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 114 человеко-часов на каждые 100 метров прокладки шин, при среднем разряде работ 4,2.

Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование следующего оборудования: электрические мостовые краны (грузоподъемностью 50 т), автомобильные краны (грузоподъемностью 16 т), гидравлические подъемники (высотой подъема 10 м), бортовые автомобили (грузоподъемностью до 5 т), полуавтоматические сварочные аппараты и гидравлические шиногибы.

Сама норма 08-03-505-02 не содержит прямых указаний на высотные работы, однако в общих положениях к Сборнику №8 ГЭСНм-2001 предусмотрены повышающие коэффициенты к затратам труда при производстве работ на высоте свыше 2 метров. Использование подъемников в составе ресурсов нормы также указывает на возможность выполнения работ на высоте.

Практические советы

1

Всегда тщательно проверяйте проектное сечение алюминиевых шин, чтобы выбрать соответствующую норму ГЭСН.

2

Особое внимание уделяйте качеству сварочных соединений алюминиевых шин, так как это критически важный этап монтажа.

3

Планируйте логистику и доступ для тяжелой подъемной техники, учитывая габариты шин и оборудования.

4

Не забывайте применять актуальные индексы пересчета для получения достоверной стоимости в текущих ценах.

5

Рассматривайте данную норму в комплексе с другими, такими как нормы на опорные конструкции и заземление, для формирования полной сметы.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы для шин с сечением, не соответствующим диапазону от 360 до 640 мм2.

!
Ошибка 2

Игнорирование необходимости использования специализированного сварочного оборудования и материалов для качественного присоединения алюминиевых шин.

!
Ошибка 3

Неучет или некорректный расчет транспортных расходов для крупногабаритного оборудования и материалов.

!
Ошибка 4

Ошибки в пересчете объема работ, так как единица измерения нормы – 100 метров.

!
Ошибка 5

Использование устаревших или неактуальных индексов пересчета для приведения сметы к текущим ценам.

1
08-03-505-01

Прокладка шин алюминиевых трехфазных сечением: до 360 мм2

Применяется для шин меньшего сечения (до 360 мм2) в аналогичных работах.

2
08-01-046

Ошиновка из алюминиевых шин

Более общая норма, может применяться для других видов ошиновки, не покрытых 08-03-505-02.

3
08-02-472-07

Проводник заземляющий открыто по строительным основаниям: из полосовой стали сечением 160 мм2

Может применяться совместно для учета работ по заземлению электроустановок, связанных с шинами.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м
Категория
08-03-505
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 4,2: 114 чел.-чКраны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т: 9.15 маш.-чКраны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.97 маш.-чПодъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 6.33 маш.-чАвтомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.97 маш.-чАппарат сварочный для полуавтоматической сварки, сварочный ток до 500 А, в комплекте с механизмом подачи проволоки: 64.2 маш.-чШиногибы гидравлические универсальные: 6.63 маш.-чАргон газообразный, сорт I: 1.44 м3Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 4 кгПрутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 5,0 мм: 0.003 тКраска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 14.9 кг

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: