Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-03-543-06

08-03-543

Светофор 2-х секционный: → на выносном кронштейне

Подробное описание
Группа: Светофор 2-х секционный: Состав работ: Сборка светофора.; Установка светофора.; Разделка кабеля.; Ввод кабеля в светофор, подключение к клеммной коробке.; Подключение жил кабеля к электросети.; Проверка электроцепи с помощью тестера.; Проверка работы светофора. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
08-03-543
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
2.52 чел.-ч при разряде 3,4
Основное назначение
Установка 2-х секционного светофора на выносном кронштейне

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,4 2.52
Автогидроподъемники, высота подъема 12 м 0.68
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.02
Болты стальные оцинкованные с шестигранной головкой и оцинкованной шестигранной гайкой, диаметр резьбы болта и гайки М8, длина болта 16-100 мм кг 0.073

Введение: Назначение и область применения нормы ГЭСН 08-03-543-06

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-03-543-06 является ключевым документом для определения прямых затрат на монтаж электротехнических установок, в частности, на установку светофорного оборудования. Данная норма регламентирует работы по монтажу двухсекционного светофора, который крепится на выносном кронштейне.

Основное назначение нормы – обеспечить единообразный и точный подход к расчету стоимости работ по установке светофоров на объектах дорожного строительства, городской инфраструктуры, а также на территориях промышленных предприятий, где требуется регулирование движения. Единицей измерения для данной нормы является "шт" (штука), что означает расчет затрат на установку одного комплекта двухсекционного светофора.

Применение ГЭСН 08-03-543-06 позволяет сметчикам корректно учитывать трудозатраты рабочих, время работы машин и механизмов, а также расход основных материалов, необходимых для выполнения полного комплекса монтажных операций. Важно понимать, что эта норма относится к типу ГЭСНм (монтажные работы), что указывает на ее специфику, связанную с установкой оборудования, а не с общестроительными или ремонтными работами.

Техническая информация: Детальный анализ нормы

Состав работ по норме 08-03-543-06

Норма ГЭСН 08-03-543-06 включает в себя полный перечень операций, необходимых для установки двухсекционного светофора на выносном кронштейне. Детальный состав работ, предусмотренный данной нормой, выглядит следующим образом:

  1. Сборка светофора. На этом этапе производится предварительная сборка компонентов светофора, если он поставляется в разобранном виде. Это может включать соединение секций, установку оптических элементов, козырьков и других комплектующих. Цель – подготовить светофор к непосредственному монтажу на кронштейн.
  2. Установка светофора. Данная операция подразумевает непосредственное крепление собранного двухсекционного светофора на заранее установленный выносной кронштейн. Работы включают подъем светофора на высоту, его позиционирование и надежное закрепление с использованием предусмотренных крепежных элементов.
  3. Разделка кабеля. После установки светофора производится разделка питающего кабеля. Это включает снятие внешней изоляции, оболочки и изоляции отдельных жил кабеля на необходимую длину для последующего подключения.
  4. Ввод кабеля в светофор, подключение к клеммной коробке. Разделанный кабель вводится в корпус светофора через предусмотренные вводные устройства (сальники, гермовводы) и подключается к внутренней клеммной коробке или соответствующим разъемам. Это обеспечивает электрическое соединение между кабельной линией и внутренними цепями светофора.
  5. Подключение жил кабеля к электросети. Эта операция включает подключение жил питающего кабеля к внешней электросети или распределительному устройству. Это может быть подключение к питающему кабелю, идущему от контроллера, или к другому источнику питания, с соблюдением всех требований электробезопасности и Правил устройства электроустановок (ПУЭ).
  6. Проверка электроцепи с помощью тестера. После всех подключений проводится обязательная проверка электрической цепи. Используется тестер для измерения сопротивления изоляции, проверки целостности цепи, отсутствия коротких замыканий и правильности фазировки. Это критически важный этап для обеспечения безопасности и корректной работы светофора.
  7. Проверка работы светофора. Завершающий этап – функциональная проверка светофора. Включает подачу напряжения и проверку всех режимов работы: переключение сигналов (красный, желтый, зеленый), яркость свечения, отсутствие мерцания и соответствие заданным параметрам.

Важно отметить, что данная норма охватывает именно монтаж самого светофора на кронштейн и его подключение. Работы по установке опоры, на которой крепится кронштейн, прокладке кабельных линий до места установки светофора, а также стоимость самого светофора и кронштейна не учтены данной нормой и должны нормироваться отдельно.

Материалы и ресурсы, учтенные нормой

В составе нормы ГЭСН 08-03-543-06 учтены следующие основные ресурсы, необходимые для выполнения работ:

  • Средний разряд работы 3,4: 2.52 чел.-ч. Это показатель трудозатрат рабочих-монтажников, необходимых для установки одного светофора. Средний разряд 3,4 указывает на требуемую квалификацию персонала, способного выполнять электромонтажные работы средней сложности, включая сборку, установку и подключение электрооборудования.
  • Автогидроподъемники, высота подъема 12 м: 0.68 маш.-ч. Данный ресурс отражает затраты на использование специализированной техники для подъема светофора и рабочих на высоту. Высота подъема 12 м является типовой для установки светофоров на стандартных опорах или кронштейнах над проезжей частью.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.02 маш.-ч. Этот ресурс учитывает затраты на использование грузового автотранспорта для доставки материалов, инструментов и оборудования к месту проведения работ. Грузоподъемность до 5 тонн является достаточной для перевозки светофорного оборудования и сопутствующих материалов.
  • Болты стальные оцинкованные с шестигранной головкой и оцинкованной шестигранной гайкой, диаметр резьбы болта и гайки М8, длина болта 16-100 мм: 0.073 кг. Это единственный прямой материальный ресурс, учтенный в норме. Он предназначен для крепления светофора к кронштейну или для сборки его элементов. Использование оцинкованных болтов обеспечивает защиту от коррозии, что важно для наружных установок.

Важно отметить, что норма не включает стоимость самого светофора, кабеля, клеммных коробок (если они не являются частью светофора), а также других расходных материалов, таких как изолента, кабельные стяжки, наконечники и т.д., которые могут потребоваться для выполнения работ. Эти материалы должны быть учтены в смете дополнительно по проектным данным или по нормам расхода, если таковые имеются для конкретных видов кабельных работ.

Трудозатраты и время выполнения

Согласно норме ГЭСН 08-03-543-06, основные трудозатраты приходятся на рабочих-монтажников со средним разрядом 3,4. Норматив составляет 2.52 чел.-ч на установку одного двухсекционного светофора.

Это означает, что для выполнения полного комплекса работ, описанных в составе нормы, одному рабочему с указанным разрядом потребуется 2 часа 31 минута (2.52 * 60 минут). Если работы выполняет бригада из двух человек, то время на установку одного светофора сократится примерно до 1 часа 15 минут, при условии эффективной организации труда.

Трудозатраты машинистов, управляющих автогидроподъемником и бортовым автомобилем, учтены в стоимости эксплуатации машин и составляют 0.7 чел.-ч (справочно).

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3,4 указывает на то, что работы по установке двухсекционного светофора на выносном кронштейне должны выполняться квалифицированным персоналом. Как правило, это электромонтажники или монтажники слаботочных систем, имеющие соответствующий разряд (3-й или 4-й).

Такие специалисты должны обладать знаниями и навыками в области:

  • Чтения электрических схем и проектной документации.
  • Правил монтажа электрооборудования и электропроводок.
  • Технологии разделки и подключения кабелей.
  • Правил устройства электроустановок (ПУЭ) и других нормативных документов по электробезопасности.
  • Навыков работы с электроизмерительными приборами (тестерами).
  • Правил строповки и перемещения оборудования при работе на высоте.
  • Правил охраны труда и техники безопасности при работе на высоте и с электроустановками.

Наличие удостоверений по электробезопасности (как минимум III группы) и допусков к работе на высоте является обязательным.

Практическое применение: Расчет и особенности

Пошаговый алгоритм расчета сметы по ГЭСН 08-03-543-06

Для корректного применения нормы ГЭСН 08-03-543-06 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Установить точное количество двухсекционных светофоров, подлежащих установке на выносных кронштейнах согласно проектной документации. Это будет основной количественный показатель для применения нормы (например, 5 шт.).
  2. Расчет прямых затрат по норме:
  • Трудозатраты рабочих: Умножить норматив трудозатрат (2.52 чел.-ч/шт) на количество светофоров. Например, 5 шт. * 2.52 чел.-ч/шт = 12.6 чел.-ч.
  • Машины и механизмы: Умножить норматив машино-часов для автогидроподъемников (0.68 маш.-ч/шт) и бортовых автомобилей (0.02 маш.-ч/шт) на количество светофоров. Например, для автогидроподъемников: 5 шт. * 0.68 маш.-ч/шт = 3.4 маш.-ч. Для автомобилей: 5 шт. * 0.02 маш.-ч/шт = 0.1 маш.-ч.
  • Материалы: Умножить норматив расхода болтов (0.073 кг/шт) на количество светофоров. Например, 5 шт. * 0.073 кг/шт = 0.365 кг.
  1. Учет неучтенных нормой ресурсов: Добавить в смету стоимость и количество материалов и оборудования, которые не учтены данной нормой, но необходимы для полноценной работы светофорного объекта. К ним относятся:
  • Сам двухсекционный светофор.
  • Выносной кронштейн.
  • Опора (стойка) для крепления кронштейна (если не предусмотрена существующей инфраструктурой).
  • Кабельная продукция (питающий кабель, контрольный кабель).
  • Кабельные муфты, наконечники, изоляционные материалы, кабельные стяжки и другие мелкие расходные материалы.
  • Электромонтажные изделия (клеммные колодки, автоматические выключатели, УЗО, если они не входят в комплект светофора или контроллера).
  • Материалы для устройства фундамента опоры (бетон, арматура, закладные детали), если опора устанавливается впервые.
  1. Применение коэффициентов: При необходимости применить повышающие или понижающие коэффициенты, учитывающие особые условия производства работ (стесненность, работа в охранных зонах, в зимнее время и т.д.). Эти коэффициенты устанавливаются соответствующими методическими указаниями и приложениями к сборникам ГЭСН.
  2. Расчет накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
  3. Перевод в текущие цены: Полученная сметная стоимость в базисных ценах (например, 2001 или 2020 года) пересчитывается в текущие цены с использованием соответствующих индексов пересчета.

Примеры использования

  • Установка светофора на новом перекрестке: При строительстве нового регулируемого перекрестка, норма 08-03-543-06 будет применяться для каждого двухсекционного светофора, устанавливаемого на выносных кронштейнах. Дополнительно будут учтены работы по установке опор, прокладке кабельных линий, монтажу контроллера и пусконаладочным работам.
  • Замена светофора: Если на существующем объекте требуется замена вышедшего из строя двухсекционного светофора на выносном кронштейне, данная норма применяется для расчета стоимости демонтажа (с понижающим коэффициентом) и последующей установки нового светофора.
  • Модернизация дорожной инфраструктуры: В рамках проектов по модернизации систем управления дорожным движением, когда существующие светофоры заменяются на более современные двухсекционные модели, норма 08-03-543-06 будет использоваться для определения затрат на монтаж нового оборудования.

Особенности и ограничения

  • Тип светофора: Норма строго предназначена для двухсекционных светофоров. Для трехсекционных, пешеходных или других типов светофоров необходимо использовать соответствующие нормы из того же сборника ГЭСН 08-03-543 или других разделов.
  • Способ крепления: Указание "на выносном кронштейне" является ключевым. Это означает, что светофор монтируется на уже существующий или отдельно учтенный кронштейн, который, в свою очередь, крепится к опоре. Норма не включает работы по изготовлению или установке самого кронштейна или опоры.
  • Комплектность: Норма учитывает только работы по сборке и установке светофора и его подключению. Стоимость самого светофора, кабельной продукции, а также других элементов системы (контроллеры, детекторы транспорта, дорожные знаки с внутренним освещением) должна быть учтена отдельно.
  • Пусконаладочные работы: Хотя норма включает проверку электроцепи и работы светофора, полноценные пусконаладочные работы всей системы управления дорожным движением (включая настройку контроллеров, синхронизацию светофоров на перекрестке и т.д.) обычно нормируются отдельно по соответствующим сборникам ГЭСНп (пусконаладочные работы).
  • Транспортировка: Норма учитывает внутрипостроечную транспортировку материалов на среднее расстояние до 1 км. Более дальняя транспортировка материалов и оборудования до объекта строительства должна учитываться дополнительно.

Полезная информация для сметчика

Типичные ошибки и как их избежать

Применение нормы ГЭСН 08-03-543-06 может сопровождаться рядом типичных ошибок, которые приводят к искажению сметной стоимости. Знание этих ошибок и способов их предотвращения поможет сметчикам повысить точность расчетов:

  1. Неправильное включение стоимости оборудования: Самая распространенная ошибка – попытка включить стоимость самого двухсекционного светофора или выносного кронштейна в данную норму. ГЭСН 08-03-543-06 учитывает только работы по монтажу и ресурсы для их выполнения, но не стоимость самого оборудования. Светофор и кронштейн должны быть учтены отдельными позициями в сметной документации по текущим ценам поставщиков.
  2. Игнорирование сопутствующих работ: Часто забывают о необходимости нормирования работ, которые предшествуют или следуют за установкой светофора, но не входят в состав данной нормы. Это включает:
  • Установку опор (стоек) для светофоров.
  • Прокладку кабельных линий (в траншеях, по опорам, в трубах).
  • Монтаж контроллеров светофорных объектов.
  • Устройство фундаментов под опоры.
  • Установку дорожных знаков, в том числе с внутренним освещением, которые могут быть частью светофорного объекта.
  1. Неправильный выбор нормы для типа светофора: Применение 08-03-543-06 для трехсекционных, пешеходных или других типов светофоров является ошибкой. Необходимо тщательно проверять соответствие типа светофора и способа его крепления описанию в норме.
  2. Неучет условий производства работ: Отсутствие или некорректное применение поправочных коэффициентов за работу в стесненных условиях, в охранных зонах действующих коммуникаций, при отрицательных температурах или на большой высоте. Эти коэффициенты существенно влияют на трудозатраты и машино-часы.
  3. Ошибки в расчете объемов: Неточное определение количества устанавливаемых светофоров или неправильное округление при расчете ресурсных показателей.

Как избежать ошибок:

  • Внимательное изучение состава работ: Всегда начинайте с детального изучения состава работ, указанного в норме. Это поможет понять, что именно включено, а что требует отдельного нормирования.
  • Комплексный подход: При составлении сметы на светофорный объект рассматривайте его как единую систему, включающую не только светофоры, но и опоры, кабели, контроллеры, фундаменты и т.д. Планируйте применение всех необходимых норм.
  • Использование актуальных сборников: Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию сборников ГЭСН и методических указаний, так как нормативы могут обновляться.
  • Консультации: В случае сомнений обращайтесь к более опытным коллегам или к официальным разъяснениям Минстроя России.

Практические советы для сметчиков

  1. Детализация проекта: Чем подробнее проектная документация, тем точнее будет смета. Уточняйте у проектировщиков все детали: тип светофора, способ крепления, длина кабельных трасс, наличие существующих опор и т.д.
  2. Фотофиксация и обследование: Если есть возможность, проведите обследование объекта с фотофиксацией. Это поможет выявить особенности, которые могут повлиять на выбор норм или применение коэффициентов.
  3. Разделение работ: Четко разделяйте работы, которые входят в ГЭСН 08-03-543-06, и те, которые должны быть учтены отдельно. Например, установка опоры для светофора – это отдельная работа, которая может нормироваться по ГЭСН 08-03-543-07 "Светофор 2-х секционный: на колонке, опоре с крепежным кронштейном" или другим нормам на установку опор.
  4. Учет мелких материалов: Не забывайте о мелких, но необходимых материалах (изолента, кабельные стяжки, метизы, герметики), которые могут не быть учтены в основной норме. Их можно добавить отдельными позициями по сборникам ФССЦ или по прайс-листам.
  5. Проверка ПУЭ: При подключении светофоров всегда руководствуйтесь Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), особенно разделами, касающимися наружного освещения и электробезопасности.

Связанные нормы

Для полного и корректного составления сметы на светофорный объект, помимо ГЭСН 08-03-543-06, могут потребоваться следующие связанные нормы:

Контрольные моменты

Для обеспечения качества и соответствия выполненных работ проектной документации и нормативным требованиям, сметчику важно знать ключевые контрольные моменты:

  • Соответствие типу и количеству: Убедиться, что фактически установленные светофоры соответствуют двухсекционным моделям, указанным в проекте, и их количество совпадает с объемом, заложенным в смету.
  • Качество монтажа: Проверить надежность крепления светофора к кронштейну, отсутствие люфтов, правильность ориентации светофора относительно проезжей части.
  • Правильность подключений: Визуально и инструментально (с помощью электроизмерительных приборов) убедиться в корректности электрических подключений, соблюдении полярности и фазировки, качестве изоляции.
  • Функциональность: Проверить работоспособность всех секций светофора, яркость свечения, отсутствие дефектов оптики.
  • Соблюдение ПУЭ и ТБ: Убедиться, что все работы выполнены с соблюдением требований Правил устройства электроустановок (ПУЭ) и норм техники безопасности, особенно при работе на высоте и с электроустановками.
  • Наличие исполнительной документации: Проверить наличие актов скрытых работ, протоколов электроизмерений, актов испытаний и других документов, подтверждающих качество выполненных работ.

Заключение

ГЭСН 08-03-543-06 является важной нормой для точного и обоснованного расчета стоимости установки двухсекционных светофоров на выносных кронштейнах. Глубокое понимание ее состава, учтенных ресурсов и ограничений позволяет сметчикам избегать ошибок, корректно формировать сметную документацию и обеспечивать прозрачность ценообразования в строительстве дорожной инфраструктуры. Применение данной нормы в комплексе с другими соответствующими ГЭСН на сопутствующие работы гарантирует полноту и достоверность сметных расчетов, что является залогом успешной реализации проектов.

Ключевые моменты

  • Норма 08-03-543-06 предназначена для установки 2-х секционных светофоров на выносных кронштейнах.

  • В состав работ включены сборка, установка, разделка и подключение кабеля, а также проверка электроцепи и работы светофора.

  • Учтены трудозатраты рабочих (2.52 чел.-ч, разряд 3,4), машино-часы автогидроподъемников (0.68 маш.-ч) и бортовых автомобилей (0.02 маш.-ч).

  • Норма не учитывает стоимость самого светофора, кронштейна, опоры и прокладки кабельных линий.

  • Требуется квалификация электромонтажника не ниже 3-го разряда и соблюдение ПУЭ.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-03-543-06 применяется для определения прямых затрат на монтаж двухсекционного светофора, который устанавливается на выносном кронштейне. Это актуально для объектов дорожного строительства, городской инфраструктуры и промышленных территорий, где требуется регулирование движения.

В норме ГЭСН 08-03-543-06 из материалов учтены только болты стальные оцинкованные с шестигранной головкой и гайкой, диаметром М8 и длиной 16-100 мм, в количестве 0.073 кг на один светофор. Стоимость самого светофора, кабеля, кронштейна и других сопутствующих материалов не учтена и должна добавляться в смету отдельно.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников со средним разрядом 3,4 в объеме 2.52 чел.-ч на установку одного двухсекционного светофора. Также учтены машино-часы автогидроподъемников (0.68 маш.-ч) и бортовых автомобилей (0.02 маш.-ч), в стоимость которых входят и затраты труда машинистов.

В ГЭСН 08-03-543-06 не входят работы по установке опоры (стойки) для светофора, прокладке кабельных линий до места установки, монтажу контроллеров, устройству фундаментов, а также стоимость самого светофора и выносного кронштейна. Эти работы и материалы должны нормироваться и учитываться отдельно.

Практические советы

1

Всегда внимательно изучайте состав работ по норме, чтобы четко понимать, какие операции включены, а какие требуют отдельного нормирования.

2

При составлении сметы на светофорный объект используйте комплексный подход, учитывая все необходимые элементы: опоры, кабели, контроллеры, а не только сам светофор.

3

Уточняйте у проектировщиков тип светофора, способ его крепления и все детали кабельных трасс для точного расчета.

4

Не забывайте о мелких расходных материалах, которые могут не быть учтены в основной норме, и добавляйте их отдельными позициями.

5

Применяйте актуальные индексы пересчета для перевода базисных цен в текущие.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Включение стоимости самого светофора или кронштейна в данную норму, которая учитывает только монтажные работы.

!
Ошибка 2

Неучет сопутствующих работ, таких как прокладка кабельных линий, установка опор или фундаментов, монтаж контроллеров.

!
Ошибка 3

Применение нормы для светофоров другого типа (например, трехсекционных, пешеходных) или другого способа крепления (например, на стойке).

!
Ошибка 4

Игнорирование или некорректное применение поправочных коэффициентов за особые условия производства работ (стесненность, высота, зимнее время).

1
08-03-543-01

Светофор 3-х секционный: на стойке

Применяется вместо 08-03-543-06, если светофор трехсекционный и устанавливается на стойке.

2
08-03-543-04

Светофор 3-х секционный: на выносном кронштейне

Применяется вместо 08-03-543-06, если светофор трехсекционный, но также устанавливается на выносном кронштейне.

3
08-03-543-05

Светофор 2-х секционный: на стойке

Применяется вместо 08-03-543-06, если светофор двухсекционный, но устанавливается на стойке.

4
08-03-543-07

Светофор 2-х секционный: на колонке, опоре с крепежным кронштейном

Применяется вместо 08-03-543-06, если светофор двухсекционный, но устанавливается на колонке или опоре с крепежным кронштейном.

5
08-03-543-08

Дополнительная секция светофора

Применяется совместно с 08-03-543-06, если к двухсекционному светофору добавляется дополнительная секция.

6
08-03-543-09

Дорожный знак с внутренним освещением (объемный световой)

Применяется совместно с 08-03-543-06, если на объекте устанавливаются дорожные знаки с подсветкой.

7
08-02-XXX-XX

Прокладка кабельных линий

Применяется совместно с 08-03-543-06 для учета работ по прокладке кабеля до места установки светофора.

8
08-01-085

Шкафы комплектных распределительных устройств

Применяется совместно с 08-03-543-06, если светофор подключается через отдельный распределительный шкаф.

9
20-01-016-01

Светофор или световой указатель на консоли или мостике с: одной головкой

Альтернативная норма для установки светофоров на консолях или мостиках, если это соответствует проектному решению.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
08-03-543
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 3,4: 2.52 чел.-чАвтогидроподъемники, высота подъема 12 м: 0.68 маш.-чАвтомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.02 маш.-чБолты стальные оцинкованные с шестигранной головкой и оцинкованной шестигранной гайкой, диаметр резьбы болта и гайки М8, длина болта 16-100 мм: 0.073 кг

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: