Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 01-02-020-03

01-02-020

При обкатке насыпей на каждый последующий 1 км добавлять: → к норме 01-02-020-01

Подробное описание
Группа: При обкатке насыпей на каждый последующий 1 км добавлять: Состав работ: Пропуск по насыпи испытательного поезда.; Исправление просадок. Обоснование: НР: Пр/812-001.4, СП: Пр/774-001.4

Быстрая информация

Единица измерения
км
Категория
01-02-020
Тип работ
GESN
Трудозатраты
446 чел.-ч при разряде 2,2
Основное назначение
Добавление к норме 01-02-020-01 при обкатке насыпей на каждый последующий 1 км

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 2,2 446
Платформы широкой колеи, грузоподъемность 73 т 6.9
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 880 кВт (1200 л.с.) 2.3
Путеподъемники самоходные 5.51
Шпалоподбойки электрические при работе от передвижной электростанции 41.97
Домкраты путевые 36.18
Электростанции передвижные, мощность 4 кВт 6.99

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 01-02-020-03 является ключевым инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по обкатке насыпей в железнодорожном строительстве. Эта норма относится к разделу "Земляные работы" и предназначена для учета затрат на каждый последующий километр обкатки после применения базовой нормы ГЭСН 01-02-020-01. ,

Назначение и область применения нормы

Основное назначение ГЭСН 01-02-020-03 — определение потребности в ресурсах (трудозатратах, машинах, механизмах и материалах) для выполнения работ по обкатке насыпей, преимущественно на болотах, на участках, превышающих первый километр. , Обкатка насыпей является важным этапом строительства и реконструкции железнодорожного пути, направленным на уплотнение земляного полотна и балластной призмы, а также на стабилизацию пути после выполнения основных работ. , Норма учитывает специфику работ, связанных с пропуском испытательного поезда и последующим исправлением возникающих просадок.

ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень технологии и организации строительного производства, а также применяемые материально-технические ресурсы. , Они являются исходными данными для разработки единичных расценок и укрупненных сметных нормативов. , Важно отметить, что ГЭСН не предназначены для прямых взаиморасчетов за выполненные работы, а служат для определения потребности в ресурсах.

Основные характеристики

  • Код нормы: 01-02-020-03
  • Полное наименование: При обкатке насыпей на каждый последующий 1 км добавлять: → к норме 01-02-020-01
  • Единица измерения: километр (км)
  • Категория: 01-02-020 (Обкатка насыпей)
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы)
  • Обоснование: НР: Пр/812-001.4, СП: Пр/774-001.4

Техническая информация

Понимание состава работ, необходимых материалов и трудозатрат, учтенных в ГЭСН 01-02-020-03, критически важно для корректного применения нормы в сметной документации.

Состав работ по норме

ГЭСН 01-02-020-03 включает в себя две основные операции, выполняемые при обкатке насыпей на последующих километрах:

  1. Пропуск по насыпи испытательного поезда. Эта операция направлена на уплотнение насыпи и балластной призмы под воздействием динамических нагрузок от движущегося состава. Испытательный поезд имитирует эксплуатационные нагрузки, что позволяет выявить слабые места и потенциальные просадки земляного полотна. ,
  2. Исправление просадок. После прохода испытательного поезда могут возникать локальные или протяженные просадки пути, требующие немедленного устранения. Работы по исправлению просадок включают в себя подбивку балласта, выправку пути в продольном профиле и плане, а также контрольные промеры. , Это обеспечивает необходимую стабильность и ровность железнодорожного пути для дальнейшей эксплуатации. Степень стабилизации пути контролируется пропуском подвижной нагрузки, при котором интенсивность накопления остаточных осадок не должна превышать 0,5 мм на 10 тыс. т.

В более широком контексте, обкатка пути может также включать погрузку, разгрузку и перегрузку балласта на тележки, а также выправку подводных рельсовых путей.

Материалы и ресурсы

В ГЭСН 01-02-020-03 учтены нормы расхода следующих материальных ресурсов и использования машин и оборудования, необходимых для выполнения работ по обкатке насыпей. Важно помнить, что ГЭСН содержат только нормы расхода, а не стоимостные показатели в рублях.

  • Средний разряд работы 2,2: 446 (чел.-ч) – указывает на квалификацию рабочих и объем их трудозатрат.
  • Платформы широкой колеи, грузоподъемность 73 т: 6.9 (маш.-ч) – используются для транспортировки материалов, оборудования или в составе испытательного поезда.
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 880 кВт (1200 л.с.): 2.3 (маш.-ч) – обеспечивают движение испытательного поезда и маневровые работы.
  • Путеподъемники самоходные: 5.51 (маш.-ч) – применяются для подъема и выправки пути при исправлении просадок.
  • Шпалоподбойки электрические при работе от передвижной электростанции: 41.97 (маш.-ч) – используются для уплотнения балласта под шпалами, что является ключевой операцией при исправлении просадок.
  • Домкраты путевые: 36.18 (маш.-ч) – ручные или механизированные устройства для локального подъема рельсошпальной решетки.
  • Электростанции передвижные, мощность 4 кВт: 6.99 (маш.-ч) – обеспечивают электроэнергией шпалоподбойки и другое электрическое оборудование на месте работ. ,

Трудозатраты и время выполнения

Согласно ГЭСН 01-02-020-03, затраты труда рабочих-строителей со средним разрядом 2,2 составляют 446 чел.-ч на каждый последующий километр обкатки насыпи. Эти трудозатраты включают в себя выполнение всех операций, предусмотренных составом работ, таких как пропуск испытательного поезда и исправление просадок. Затраты труда машинистов, как правило, учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов.

Время выполнения работ напрямую зависит от протяженности участка обкатки. Норма 01-02-020-03 применяется для каждого последующего километра, что позволяет пропорционально рассчитать общие трудозатраты и машино-часы для всего объекта.

Требования к квалификации

Для выполнения работ, учтенных в ГЭСН 01-02-020-03, предусмотрен средний разряд работы 2,2. Это означает, что для эффективного и качественного выполнения операций по обкатке насыпей и исправлению просадок требуются рабочие соответствующей квалификации, способные управлять специализированной техникой и выполнять ручные операции согласно технологическим требованиям.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 01-02-020-03 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических условий выполнения работ. Эта норма является дополнительной и всегда применяется в связке с базовыми нормами для первого километра обкатки.

Пошаговый алгоритм расчета

Для определения сметной стоимости работ по обкатке насыпей с использованием ГЭСН 01-02-020-03 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определить общую протяженность участка обкатки насыпи в километрах. Например, если общая протяженность составляет 5 км.
  2. Применить базовую норму для первого километра. Для первого километра обкатки насыпи (в зависимости от группы грунтов) используется ГЭСН 01-02-020-01 (для грунтов группы 1) или ГЭСН 01-02-020-02 (для грунтов группы 2-3). ,
  3. Применить дополнительную норму для последующих километров. Для каждого последующего километра (начиная со второго) применяется ГЭСН 01-02-020-03 (если базовой была 01-02-020-01) или ГЭСН 01-02-020-04 (если базовой была 01-02-020-02).
  4. Суммировать затраты ресурсов. После применения соответствующих норм для каждого километра, необходимо суммировать все учтенные ресурсы: трудозатраты рабочих, машино-часы эксплуатации машин и механизмов, а также расход материальных ресурсов. Полученные значения будут представлять собой прямые затраты на выполнение работ.
  5. Учесть дополнительные затраты. ГЭСН не содержат накладных расходов и сметной прибыли. Для формирования полной сметной стоимости необходимо добавить эти затраты, а также учесть индексы перехода в текущие цены, если это требуется.

Примеры использования

Пример 1: Обкатка насыпи протяженностью 3 км (грунт группы 1)

  • Первый километр: Применяется ГЭСН 01-02-020-01.
  • Трудозатраты рабочих: 446 чел.-ч.
  • Машино-часы (общие): 29.51 маш.-ч.
  • Второй километр: Применяется ГЭСН 01-02-020-03.
  • Трудозатраты рабочих: 446 чел.-ч.
  • Машино-часы (общие): 22.61 маш.-ч.
  • Третий километр: Применяется ГЭСН 01-02-020-03.
  • Трудозатраты рабочих: 446 чел.-ч.
  • Машино-часы (общие): 22.61 маш.-ч.

Итого для 3 км:

  • Общие трудозатраты рабочих: 446 (01-02-020-01) + 446 (01-02-020-03) + 446 (01-02-020-03) = 1338 чел.-ч.
  • Общие машино-часы: 29.51 (01-02-020-01) + 22.61 (01-02-020-03) + 22.61 (01-02-020-03) = 74.73 маш.-ч.

Далее эти ресурсные показатели используются для расчета прямых затрат с учетом текущих цен на ресурсы.

Особенности и ограничения

  • Специфика применения: Норма 01-02-020-03 предназначена исключительно для обкатки насыпей, в частности на болотах, и является дополнительной к базовым нормам 01-02-020-01 или 01-02-020-02. ,
  • Состав работ: В норме учтены только пропуск испытательного поезда и исправление просадок. Другие сопутствующие работы, не входящие в состав, должны нормироваться отдельно.
  • Некорректируемость: Сметные нормы разработаны на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех необходимых ресурсов и в сторону уменьшения не корректируются.
  • Условия производства работ: ГЭСН отражают среднеотраслевой оптимальный уровень технологии и организации. В случае выполнения работ в более сложных производственных условиях (например, на территориях бывших военных действий), могут применяться повышающие коэффициенты, установленные методическими рекомендациями. ,
  • Транспортировка: Нормами учтен выход машин на линию, предусмотрено перемещение материалов по фронту работ, а также перемещение рабочих, инструментов и материалов от одного места работы до другого.

Полезная информация

Для эффективного использования ГЭСН 01-02-020-03 сметчикам необходимо знать о типичных ошибках, полезных советах и связанных нормах, а также о контрольных моментах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение нормы для первого километра. Распространенная ошибка – применение ГЭСН 01-02-020-03 для первого километра обкатки. Эта норма является ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ. Для первого километра всегда следует использовать ГЭСН 01-02-020-01 или ГЭСН 01-02-020-02 в зависимости от группы грунтов.
  2. Использование нормы для обкатки других видов пути или сооружений, не являющихся насыпями. ГЭСН 01-02-020-03 строго привязана к обкатке насыпей, особенно на болотах. Применение ее для других видов земляного полотна или сооружений может привести к некорректным расчетам. Всегда проверяйте область применения нормы в Технической части сборника. ,
  3. Неучет необходимости исправления просадок. Состав работ по норме 01-02-020-03 включает не только пропуск испытательного поезда, но и исправление просадок. Игнорирование этой части работ может привести к недооценке необходимых ресурсов и, как следствие, к занижению сметной стоимости.
  4. Прямое использование ГЭСН для определения стоимости без индексации. ГЭСН содержат ресурсные показатели в натуральном выражении (чел.-ч, маш.-ч, единицы материалов), но не стоимостные показатели в текущих ценах. , Для получения сметной стоимости необходимо применять соответствующие индексы пересчета или текущие цены ресурсов.

Практические советы

  • Внимательно изучайте Техническую часть сборника. Перед применением любой ГЭСН, включая 01-02-020-03, всегда обращайтесь к Технической части Сборника ГЭСН 01 "Земляные работы". Там содержатся общие положения, правила применения норм, коэффициенты и особенности исчисления объемов работ, которые могут существенно повлиять на расчет.
  • Понимайте цель обкатки. Обкатка пути – это не просто пропуск поезда, а целенаправленный процесс стабилизации земляного полотна и балластной призмы. , Это понимание поможет сметчику аргументировать применение нормы и ее состав.
  • Учитывайте технологические особенности. Объем обкатки пути и степень стабилизации зависят от применяемых средств механизации и контролируются пропуском подвижной нагрузки. Хотя ГЭСН усреднены, знание этих деталей поможет в случае возникновения вопросов или необходимости обоснования.
  • Используйте актуальные версии нормативов. Сметно-нормативные базы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию ГЭСН (например, ГЭСН-2022) и последние дополнения к ней. ,

Связанные нормы

ГЭСН 01-02-020-03 неразрывно связана с другими нормами из той же таблицы 01-02-020:

  • ГЭСН 01-02-020-01: "Обкатка насыпей на болотах на первый километр, группа грунтов: 1". Эта норма является базовой для первого километра обкатки насыпей в грунтах группы 1. ,
  • ГЭСН 01-02-020-02: "Обкатка насыпей на болотах на первый километр, группа грунтов: 2-3". Базовая норма для первого километра обкатки насыпей в грунтах группы 2-3. ,
  • ГЭСН 01-02-020-04: "При обкатке насыпей на каждый последующий 1 км добавлять: к норме 01-02-020-02". Аналогично 01-02-020-03, но применяется как дополнение к норме 01-02-020-02. ,

Также для общего понимания работ по обкатке пути можно ознакомиться с ГЭСН 43-03-001 "Обкатка пути", хотя она относится к другому сборнику и имеет иной состав работ.

Контрольные моменты

  • Соответствие условиям: Убедитесь, что фактические условия выполнения работ (тип насыпи, грунт, протяженность) соответствуют описанию и области применения нормы 01-02-020-03.
  • Документирование объемов: Точно фиксируйте протяженность обкатываемых участков, так как это является основным параметром для расчета по данной норме.
  • Качество работ: Помните, что обкатка насыпей направлена на достижение определенной степени стабилизации пути. Контроль качества включает промеры и оценку остаточных осадок, что может быть важно при приемке работ.
  • Комплексный подход: Обкатка насыпей является частью более крупного комплекса земляных работ. Учитывайте взаимосвязь данной нормы с другими ГЭСН, применяемыми на объекте, для составления полной и достоверной сметы.

Применение ГЭСН 01-02-020-03 требует внимательности и знания контекста железнодорожного строительства. Следуя приведенным рекомендациям, сметчики смогут корректно и эффективно использовать данную норму в своей работе, обеспечивая точность сметных расчетов и прозрачность ценообразования.

Ключевые моменты

  • ГЭСН 01-02-020-03 применяется для каждого последующего километра обкатки насыпей после первого.

  • Норма включает пропуск испытательного поезда и исправление просадок, возникающих в процессе обкатки.

  • Основные ресурсы: трудозатраты рабочих (446 чел.-ч на 1 км) и машино-часы специализированной техники (тепловозы, платформы, путеподъемники, шпалоподбойки, домкраты, электростанции).

  • ГЭСН не содержит стоимостных показателей, а только нормы расхода ресурсов, требующие индексации для получения текущих цен.

  • Для первого километра обкатки насыпей используются базовые нормы ГЭСН 01-02-020-01 или ГЭСН 01-02-020-02.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 01-02-020-03 применяется для определения ресурсных затрат на обкатку насыпей на каждый последующий километр после первого. Для первого километра обкатки используются базовые нормы ГЭСН 01-02-020-01 или ГЭСН 01-02-020-02, в зависимости от группы грунтов. ,

В норме учтены трудозатраты рабочих со средним разрядом 2,2 (446 чел.-ч на 1 км), а также машино-часы эксплуатации специализированной техники: платформы широкой колеи (6.9 маш.-ч), тепловозы маневровые (2.3 маш.-ч), путеподъемники самоходные (5.51 маш.-ч), шпалоподбойки электрические (41.97 маш.-ч), домкраты путевые (36.18 маш.-ч) и передвижные электростанции (6.99 маш.-ч).

ГЭСН 01-02-020-03 предусматривает 446 чел.-ч затрат труда рабочих-строителей со средним разрядом 2,2 на каждый последующий километр обкатки насыпи. Затраты труда машинистов учтены в стоимости эксплуатации машин.

Нет, ГЭСН 01-02-020-03 предназначена специально для обкатки насыпей, в частности на болотах. , Ее применение для других видов железнодорожного пути или сооружений, не являющихся насыпями, может быть некорректным и привести к ошибкам в расчетах. Всегда следует проверять область применения нормы в Технической части соответствующего сборника ГЭСН.

Практические советы

1

Всегда начинайте расчет обкатки насыпи с применения базовой нормы (01-02-020-01 или 01-02-020-02) для первого километра, а затем используйте 01-02-020-03 для каждого последующего.

2

Внимательно изучайте Техническую часть Сборника ГЭСН 01 "Земляные работы" для получения полной информации о правилах применения и возможных коэффициентах.

3

Помните, что обкатка пути – это процесс стабилизации земляного полотна и балластной призмы, и качество ее выполнения контролируется по интенсивности накопления остаточных осадок.

4

Используйте актуальные версии сметно-нормативных баз и дополнений к ним для обеспечения достоверности расчетов.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение ГЭСН 01-02-020-03 для первого километра обкатки насыпи вместо базовых норм 01-02-020-01 или 01-02-020-02.

!
Ошибка 2

Использование нормы для обкатки объектов, не являющихся насыпями, что не соответствует ее области применения.

!
Ошибка 3

Неучет в составе работ по норме операции "Исправление просадок", что приводит к занижению ресурсных потребностей.

!
Ошибка 4

Прямое использование ресурсных показателей ГЭСН для определения текущей стоимости без применения индексов пересчета.

1
01-02-020-01

Обкатка насыпей на болотах на первый километр, группа грунтов: 1

Базовая норма, применяется для первого километра обкатки насыпей, к которой добавляется 01-02-020-03.

2
01-02-020-02

Обкатка насыпей на болотах на первый километр, группа грунтов: 2-3

Базовая норма, применяется для первого километра обкатки насыпей в грунтах группы 2-3.

3
01-02-020-04

При обкатке насыпей на каждый последующий 1 км добавлять: к норме 01-02-020-02

Аналогична 01-02-020-03, но применяется как дополнение к норме 01-02-020-02.

Технические характеристики

Единица измерения
км
Категория
01-02-020
Тип работ
GESN
Материалы
Средний разряд работы 2,2: 446; Платформы широкой колеи, грузоподъемность 73 т: 6.9; Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 880 кВт (1200 л.с.): 2.3; Путеподъемники самоходные: 5.51; Шпалоподбойки электрические при работе от передвижной электростанции: 41.97; Домкраты путевые: 36.18; Электростанции передвижные, мощность 4 кВт: 6.99

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: