Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 01-02-020-03 является ключевым инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по обкатке насыпей в железнодорожном строительстве. Эта норма относится к разделу "Земляные работы" и предназначена для учета затрат на каждый последующий километр обкатки после применения базовой нормы ГЭСН 01-02-020-01. ,
Назначение и область применения нормы
Основное назначение ГЭСН 01-02-020-03 — определение потребности в ресурсах (трудозатратах, машинах, механизмах и материалах) для выполнения работ по обкатке насыпей, преимущественно на болотах, на участках, превышающих первый километр. , Обкатка насыпей является важным этапом строительства и реконструкции железнодорожного пути, направленным на уплотнение земляного полотна и балластной призмы, а также на стабилизацию пути после выполнения основных работ. , Норма учитывает специфику работ, связанных с пропуском испытательного поезда и последующим исправлением возникающих просадок.
ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень технологии и организации строительного производства, а также применяемые материально-технические ресурсы. , Они являются исходными данными для разработки единичных расценок и укрупненных сметных нормативов. , Важно отметить, что ГЭСН не предназначены для прямых взаиморасчетов за выполненные работы, а служат для определения потребности в ресурсах.
Основные характеристики
- Код нормы: 01-02-020-03
- Полное наименование: При обкатке насыпей на каждый последующий 1 км добавлять: → к норме 01-02-020-01
- Единица измерения: километр (км)
- Категория: 01-02-020 (Обкатка насыпей)
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы)
- Обоснование: НР: Пр/812-001.4, СП: Пр/774-001.4
Техническая информация
Понимание состава работ, необходимых материалов и трудозатрат, учтенных в ГЭСН 01-02-020-03, критически важно для корректного применения нормы в сметной документации.
Состав работ по норме
ГЭСН 01-02-020-03 включает в себя две основные операции, выполняемые при обкатке насыпей на последующих километрах:
- Пропуск по насыпи испытательного поезда. Эта операция направлена на уплотнение насыпи и балластной призмы под воздействием динамических нагрузок от движущегося состава. Испытательный поезд имитирует эксплуатационные нагрузки, что позволяет выявить слабые места и потенциальные просадки земляного полотна. ,
- Исправление просадок. После прохода испытательного поезда могут возникать локальные или протяженные просадки пути, требующие немедленного устранения. Работы по исправлению просадок включают в себя подбивку балласта, выправку пути в продольном профиле и плане, а также контрольные промеры. , Это обеспечивает необходимую стабильность и ровность железнодорожного пути для дальнейшей эксплуатации. Степень стабилизации пути контролируется пропуском подвижной нагрузки, при котором интенсивность накопления остаточных осадок не должна превышать 0,5 мм на 10 тыс. т.
В более широком контексте, обкатка пути может также включать погрузку, разгрузку и перегрузку балласта на тележки, а также выправку подводных рельсовых путей.
Материалы и ресурсы
В ГЭСН 01-02-020-03 учтены нормы расхода следующих материальных ресурсов и использования машин и оборудования, необходимых для выполнения работ по обкатке насыпей. Важно помнить, что ГЭСН содержат только нормы расхода, а не стоимостные показатели в рублях.
- Средний разряд работы 2,2: 446 (чел.-ч) – указывает на квалификацию рабочих и объем их трудозатрат.
- Платформы широкой колеи, грузоподъемность 73 т: 6.9 (маш.-ч) – используются для транспортировки материалов, оборудования или в составе испытательного поезда.
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 880 кВт (1200 л.с.): 2.3 (маш.-ч) – обеспечивают движение испытательного поезда и маневровые работы.
- Путеподъемники самоходные: 5.51 (маш.-ч) – применяются для подъема и выправки пути при исправлении просадок.
- Шпалоподбойки электрические при работе от передвижной электростанции: 41.97 (маш.-ч) – используются для уплотнения балласта под шпалами, что является ключевой операцией при исправлении просадок.
- Домкраты путевые: 36.18 (маш.-ч) – ручные или механизированные устройства для локального подъема рельсошпальной решетки.
- Электростанции передвижные, мощность 4 кВт: 6.99 (маш.-ч) – обеспечивают электроэнергией шпалоподбойки и другое электрическое оборудование на месте работ. ,
Трудозатраты и время выполнения
Согласно ГЭСН 01-02-020-03, затраты труда рабочих-строителей со средним разрядом 2,2 составляют 446 чел.-ч на каждый последующий километр обкатки насыпи. Эти трудозатраты включают в себя выполнение всех операций, предусмотренных составом работ, таких как пропуск испытательного поезда и исправление просадок. Затраты труда машинистов, как правило, учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов.
Время выполнения работ напрямую зависит от протяженности участка обкатки. Норма 01-02-020-03 применяется для каждого последующего километра, что позволяет пропорционально рассчитать общие трудозатраты и машино-часы для всего объекта.
Требования к квалификации
Для выполнения работ, учтенных в ГЭСН 01-02-020-03, предусмотрен средний разряд работы 2,2. Это означает, что для эффективного и качественного выполнения операций по обкатке насыпей и исправлению просадок требуются рабочие соответствующей квалификации, способные управлять специализированной техникой и выполнять ручные операции согласно технологическим требованиям.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 01-02-020-03 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических условий выполнения работ. Эта норма является дополнительной и всегда применяется в связке с базовыми нормами для первого километра обкатки.
Пошаговый алгоритм расчета
Для определения сметной стоимости работ по обкатке насыпей с использованием ГЭСН 01-02-020-03 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определить общую протяженность участка обкатки насыпи в километрах. Например, если общая протяженность составляет 5 км.
- Применить базовую норму для первого километра. Для первого километра обкатки насыпи (в зависимости от группы грунтов) используется ГЭСН 01-02-020-01 (для грунтов группы 1) или ГЭСН 01-02-020-02 (для грунтов группы 2-3). ,
- Применить дополнительную норму для последующих километров. Для каждого последующего километра (начиная со второго) применяется ГЭСН 01-02-020-03 (если базовой была 01-02-020-01) или ГЭСН 01-02-020-04 (если базовой была 01-02-020-02).
- Суммировать затраты ресурсов. После применения соответствующих норм для каждого километра, необходимо суммировать все учтенные ресурсы: трудозатраты рабочих, машино-часы эксплуатации машин и механизмов, а также расход материальных ресурсов. Полученные значения будут представлять собой прямые затраты на выполнение работ.
- Учесть дополнительные затраты. ГЭСН не содержат накладных расходов и сметной прибыли. Для формирования полной сметной стоимости необходимо добавить эти затраты, а также учесть индексы перехода в текущие цены, если это требуется.
Примеры использования
Пример 1: Обкатка насыпи протяженностью 3 км (грунт группы 1)
- Первый километр: Применяется ГЭСН 01-02-020-01.
- Трудозатраты рабочих: 446 чел.-ч.
- Машино-часы (общие): 29.51 маш.-ч.
- Второй километр: Применяется ГЭСН 01-02-020-03.
- Трудозатраты рабочих: 446 чел.-ч.
- Машино-часы (общие): 22.61 маш.-ч.
- Третий километр: Применяется ГЭСН 01-02-020-03.
- Трудозатраты рабочих: 446 чел.-ч.
- Машино-часы (общие): 22.61 маш.-ч.
Итого для 3 км:
- Общие трудозатраты рабочих: 446 (01-02-020-01) + 446 (01-02-020-03) + 446 (01-02-020-03) = 1338 чел.-ч.
- Общие машино-часы: 29.51 (01-02-020-01) + 22.61 (01-02-020-03) + 22.61 (01-02-020-03) = 74.73 маш.-ч.
Далее эти ресурсные показатели используются для расчета прямых затрат с учетом текущих цен на ресурсы.
Особенности и ограничения
- Специфика применения: Норма 01-02-020-03 предназначена исключительно для обкатки насыпей, в частности на болотах, и является дополнительной к базовым нормам 01-02-020-01 или 01-02-020-02. ,
- Состав работ: В норме учтены только пропуск испытательного поезда и исправление просадок. Другие сопутствующие работы, не входящие в состав, должны нормироваться отдельно.
- Некорректируемость: Сметные нормы разработаны на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех необходимых ресурсов и в сторону уменьшения не корректируются.
- Условия производства работ: ГЭСН отражают среднеотраслевой оптимальный уровень технологии и организации. В случае выполнения работ в более сложных производственных условиях (например, на территориях бывших военных действий), могут применяться повышающие коэффициенты, установленные методическими рекомендациями. ,
- Транспортировка: Нормами учтен выход машин на линию, предусмотрено перемещение материалов по фронту работ, а также перемещение рабочих, инструментов и материалов от одного места работы до другого.
Полезная информация
Для эффективного использования ГЭСН 01-02-020-03 сметчикам необходимо знать о типичных ошибках, полезных советах и связанных нормах, а также о контрольных моментах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение нормы для первого километра. Распространенная ошибка – применение ГЭСН 01-02-020-03 для первого километра обкатки. Эта норма является ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ. Для первого километра всегда следует использовать ГЭСН 01-02-020-01 или ГЭСН 01-02-020-02 в зависимости от группы грунтов.
- Использование нормы для обкатки других видов пути или сооружений, не являющихся насыпями. ГЭСН 01-02-020-03 строго привязана к обкатке насыпей, особенно на болотах. Применение ее для других видов земляного полотна или сооружений может привести к некорректным расчетам. Всегда проверяйте область применения нормы в Технической части сборника. ,
- Неучет необходимости исправления просадок. Состав работ по норме 01-02-020-03 включает не только пропуск испытательного поезда, но и исправление просадок. Игнорирование этой части работ может привести к недооценке необходимых ресурсов и, как следствие, к занижению сметной стоимости.
- Прямое использование ГЭСН для определения стоимости без индексации. ГЭСН содержат ресурсные показатели в натуральном выражении (чел.-ч, маш.-ч, единицы материалов), но не стоимостные показатели в текущих ценах. , Для получения сметной стоимости необходимо применять соответствующие индексы пересчета или текущие цены ресурсов.
Практические советы
- Внимательно изучайте Техническую часть сборника. Перед применением любой ГЭСН, включая 01-02-020-03, всегда обращайтесь к Технической части Сборника ГЭСН 01 "Земляные работы". Там содержатся общие положения, правила применения норм, коэффициенты и особенности исчисления объемов работ, которые могут существенно повлиять на расчет.
- Понимайте цель обкатки. Обкатка пути – это не просто пропуск поезда, а целенаправленный процесс стабилизации земляного полотна и балластной призмы. , Это понимание поможет сметчику аргументировать применение нормы и ее состав.
- Учитывайте технологические особенности. Объем обкатки пути и степень стабилизации зависят от применяемых средств механизации и контролируются пропуском подвижной нагрузки. Хотя ГЭСН усреднены, знание этих деталей поможет в случае возникновения вопросов или необходимости обоснования.
- Используйте актуальные версии нормативов. Сметно-нормативные базы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию ГЭСН (например, ГЭСН-2022) и последние дополнения к ней. ,
Связанные нормы
ГЭСН 01-02-020-03 неразрывно связана с другими нормами из той же таблицы 01-02-020:
- ГЭСН 01-02-020-01: "Обкатка насыпей на болотах на первый километр, группа грунтов: 1". Эта норма является базовой для первого километра обкатки насыпей в грунтах группы 1. ,
- ГЭСН 01-02-020-02: "Обкатка насыпей на болотах на первый километр, группа грунтов: 2-3". Базовая норма для первого километра обкатки насыпей в грунтах группы 2-3. ,
- ГЭСН 01-02-020-04: "При обкатке насыпей на каждый последующий 1 км добавлять: к норме 01-02-020-02". Аналогично 01-02-020-03, но применяется как дополнение к норме 01-02-020-02. ,
Также для общего понимания работ по обкатке пути можно ознакомиться с ГЭСН 43-03-001 "Обкатка пути", хотя она относится к другому сборнику и имеет иной состав работ.
Контрольные моменты
- Соответствие условиям: Убедитесь, что фактические условия выполнения работ (тип насыпи, грунт, протяженность) соответствуют описанию и области применения нормы 01-02-020-03.
- Документирование объемов: Точно фиксируйте протяженность обкатываемых участков, так как это является основным параметром для расчета по данной норме.
- Качество работ: Помните, что обкатка насыпей направлена на достижение определенной степени стабилизации пути. Контроль качества включает промеры и оценку остаточных осадок, что может быть важно при приемке работ.
- Комплексный подход: Обкатка насыпей является частью более крупного комплекса земляных работ. Учитывайте взаимосвязь данной нормы с другими ГЭСН, применяемыми на объекте, для составления полной и достоверной сметы.
Применение ГЭСН 01-02-020-03 требует внимательности и знания контекста железнодорожного строительства. Следуя приведенным рекомендациям, сметчики смогут корректно и эффективно использовать данную норму в своей работе, обеспечивая точность сметных расчетов и прозрачность ценообразования.
Ключевые моменты
-
ГЭСН 01-02-020-03 применяется для каждого последующего километра обкатки насыпей после первого.
-
Норма включает пропуск испытательного поезда и исправление просадок, возникающих в процессе обкатки.
-
Основные ресурсы: трудозатраты рабочих (446 чел.-ч на 1 км) и машино-часы специализированной техники (тепловозы, платформы, путеподъемники, шпалоподбойки, домкраты, электростанции).
-
ГЭСН не содержит стоимостных показателей, а только нормы расхода ресурсов, требующие индексации для получения текущих цен.
-
Для первого километра обкатки насыпей используются базовые нормы ГЭСН 01-02-020-01 или ГЭСН 01-02-020-02.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 01-02-020-03?
Когда применяется ГЭСН 01-02-020-03?
ГЭСН 01-02-020-03 применяется для определения ресурсных затрат на обкатку насыпей на каждый последующий километр после первого. Для первого километра обкатки используются базовые нормы ГЭСН 01-02-020-01 или ГЭСН 01-02-020-02, в зависимости от группы грунтов. ,
2 Какие материалы и машины учтены в норме?
Какие материалы и машины учтены в норме?
В норме учтены трудозатраты рабочих со средним разрядом 2,2 (446 чел.-ч на 1 км), а также машино-часы эксплуатации специализированной техники: платформы широкой колеи (6.9 маш.-ч), тепловозы маневровые (2.3 маш.-ч), путеподъемники самоходные (5.51 маш.-ч), шпалоподбойки электрические (41.97 маш.-ч), домкраты путевые (36.18 маш.-ч) и передвижные электростанции (6.99 маш.-ч).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
ГЭСН 01-02-020-03 предусматривает 446 чел.-ч затрат труда рабочих-строителей со средним разрядом 2,2 на каждый последующий километр обкатки насыпи. Затраты труда машинистов учтены в стоимости эксплуатации машин.
4 Можно ли использовать ГЭСН 01-02-020-03 для обкатки любых железнодорожных путей?
Можно ли использовать ГЭСН 01-02-020-03 для обкатки любых железнодорожных путей?
Нет, ГЭСН 01-02-020-03 предназначена специально для обкатки насыпей, в частности на болотах. , Ее применение для других видов железнодорожного пути или сооружений, не являющихся насыпями, может быть некорректным и привести к ошибкам в расчетах. Всегда следует проверять область применения нормы в Технической части соответствующего сборника ГЭСН.
Практические советы
Всегда начинайте расчет обкатки насыпи с применения базовой нормы (01-02-020-01 или 01-02-020-02) для первого километра, а затем используйте 01-02-020-03 для каждого последующего.
Внимательно изучайте Техническую часть Сборника ГЭСН 01 "Земляные работы" для получения полной информации о правилах применения и возможных коэффициентах.
Помните, что обкатка пути – это процесс стабилизации земляного полотна и балластной призмы, и качество ее выполнения контролируется по интенсивности накопления остаточных осадок.
Используйте актуальные версии сметно-нормативных баз и дополнений к ним для обеспечения достоверности расчетов.
Частые ошибки
Применение ГЭСН 01-02-020-03 для первого километра обкатки насыпи вместо базовых норм 01-02-020-01 или 01-02-020-02.
Использование нормы для обкатки объектов, не являющихся насыпями, что не соответствует ее области применения.
Неучет в составе работ по норме операции "Исправление просадок", что приводит к занижению ресурсных потребностей.
Прямое использование ресурсных показателей ГЭСН для определения текущей стоимости без применения индексов пересчета.