Введение
В современном строительстве точное определение сметной стоимости является ключевым фактором успешной реализации проекта. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) служат основой для формирования достоверных смет, отражая среднеотраслевые затраты ресурсов на выполнение различных видов работ. Среди них особое место занимают ГЭСНп – нормы на пусконаладочные работы, которые регламентируют затраты, связанные с вводом оборудования в эксплуатацию.
Норма ГЭСН 01-14-026-06 относится к категории пусконаладочных работ (ГЭСНп) и является корректирующей. Ее основное назначение – учет изменений в трудозатратах при отклонении фактического количества остановок пассажирских лифтов в административных зданиях от базового значения, предусмотренного основной нормой. Эта норма напрямую связана с ГЭСНп 01-14-026-03, которая описывает пусконаладочные работы для пассажирского лифта на 10 остановок с определенными техническими характеристиками .
Применение ГЭСН 01-14-026-06 позволяет сметчикам гибко адаптировать сметные расчеты под конкретные проектные решения, где количество остановок лифта может отличаться от стандартных 10. Это обеспечивает более точное планирование ресурсов и предотвращает необоснованные затраты или, наоборот, недооценку необходимых трудозатрат. Единицей измерения для данной нормы является "остановка", что подчеркивает ее специфический характер как корректирующего элемента для базовой расценки .
Техническая информация
ГЭСН 01-14-026-06, как и все Государственные элементные сметные нормы, предназначена для определения потребности в ресурсах, таких как затраты труда рабочих, время эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальные ресурсы, необходимые для выполнения строительных и специальных строительных работ . Однако, в отличие от базовых норм, данная корректирующая норма фокусируется исключительно на трудозатратах, связанных с изменением количества остановок лифта.
Состав работ по норме
Поскольку ГЭСН 01-14-026-06 является корректирующей нормой, она не содержит детального состава работ в традиционном понимании, как это бывает для комплексных расценок. Вместо этого, она учитывает дополнительные или уменьшенные трудозатраты, которые возникают при изменении количества остановок лифта относительно базовой нормы ГЭСНп 01-14-026-03. Эти затраты подразумевают выполнение таких операций, как:
- Дополнительная настройка и регулировка оборудования лифта на каждой новой остановке.
- Проверка функционирования системы управления и безопасности на каждом этаже.
- Тестирование и отладка взаимодействия между этажными вызовами и кабиной.
- Корректировка программного обеспечения лифта для учета измененного количества остановок.
- Документирование изменений и внесение соответствующих корректировок в исполнительную документацию.
По сути, норма отражает трудоемкость, связанную с масштабированием пусконаладочных работ в зависимости от количества точек доступа (остановок) к лифтовой системе.
Материалы и ресурсы
В отличие от многих других ГЭСН, которые включают в себя расход материалов и эксплуатацию машин, норма ГЭСН 01-14-026-06 не предусматривает прямых материальных ресурсов или затрат на машины и оборудование. Это объясняется ее корректирующим характером: предполагается, что основные материалы и оборудование, необходимые для пусконаладки лифта, уже учтены в базовой норме ГЭСНп 01-14-026-03. Данная норма лишь добавляет или уменьшает трудозатраты, связанные с изменением объема работ по настройке и проверке на дополнительных или отсутствующих остановках.
Трудозатраты и время выполнения
Основным ресурсом, учтенным в ГЭСН 01-14-026-06, являются трудозатраты персонала. Норма предусматривает участие квалифицированных специалистов, что отражает сложность и ответственность пусконаладочных работ лифтового оборудования. На одну "остановку" при изменении их количества предусмотрены следующие трудозатраты :
- Рабочий 5 разряда: 5.53 чел.-ч
- Рабочий 6 разряда: 7.37 чел.-ч
- Инженер I категории: 5.53 чел.-ч
Суммарные трудозатраты на одну "остановку" составляют 18.43 чел.-ч. Эти показатели отражают время, необходимое для выполнения всех операций, связанных с добавлением или исключением одной остановки из общего цикла пусконаладочных работ лифта.
Требования к квалификации
Указанный квалификационный состав персонала (Рабочий 5 разряда, Рабочий 6 разряда, Инженер I категории) подчеркивает необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов для выполнения пусконаладочных работ лифтов. Рабочие 5-го и 6-го разрядов обладают необходимыми навыками для выполнения монтажных, регулировочных и тестовых операций с электротехническим и механическим оборудованием лифта. Инженер I категории, как правило, отвечает за общую координацию работ, программирование микропроцессорных систем управления, диагностику сложных неисправностей и принятие решений по наладке оборудования, обеспечивая его соответствие проектным требованиям и нормам безопасности.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 01-14-026-06 критически важно для формирования точной сметной стоимости пусконаладочных работ лифтов. Эта норма позволяет учесть специфику каждого объекта, где количество остановок лифта может отличаться от стандартного, заложенного в базовой расценке.
Пошаговый алгоритм расчета
Для применения нормы ГЭСН 01-14-026-06 необходимо следовать следующему алгоритму:
Определение базовой нормы: В первую очередь, необходимо определить базовую норму для пусконаладочных работ лифта. В данном случае это ГЭСНп 01-14-026-03 "Лифт пассажирский для административных зданий на 10 остановок, грузоподъемность до 1000 кг, скорость движения кабины: 1,6 м/с, с микропроцессорными устройствами" . Эта норма содержит полные ресурсные показатели для лифта с 10 остановками.
Определение фактического количества остановок: Согласно проектной документации или техническому заданию, установите фактическое количество остановок лифта, подлежащего пусконаладке.
Расчет разницы в количестве остановок: Вычислите разницу между фактическим количеством остановок и 10 (базовое количество остановок в норме ГЭСНп 01-14-026-03).
- Если фактическое количество остановок больше 10, разница будет положительной (дополнительные остановки).
- Если фактическое количество остановок меньше 10, разница будет отрицательной (уменьшение количества остановок).
Применение корректирующей нормы: Умножьте ресурсные показатели нормы ГЭСН 01-14-026-06 (трудозатраты Рабочего 5 разряда, Рабочего 6 разряда, Инженера I категории) на полученную разницу в количестве остановок.
Корректировка базовой нормы: Полученные скорректированные трудозатраты (со знаком "плюс" или "минус") добавляются к соответствующим трудозатратам, учтенным в базовой норме ГЭСНп 01-14-026-03.
Примеры использования
Пример 1: Лифт на 12 остановок
Предположим, необходимо рассчитать пусконаладочные работы для пассажирского лифта в административном здании, имеющего 12 остановок, при этом остальные характеристики соответствуют норме ГЭСНп 01-14-026-03.
- Базовое количество остановок: 10 (по ГЭСНп 01-14-026-03).
- Фактическое количество остановок: 12.
- Разница: 12 - 10 = +2 остановки.
Применяем ГЭСН 01-14-026-06 для 2 дополнительных остановок:
- Рабочий 5 разряда: 5.53 чел.-ч/остановка * 2 остановки = 11.06 чел.-ч
- Рабочий 6 разряда: 7.37 чел.-ч/остановка * 2 остановки = 14.74 чел.-ч
- Инженер I категории: 5.53 чел.-ч/остановка * 2 остановки = 11.06 чел.-ч
Эти дополнительные трудозатраты необходимо добавить к соответствующим трудозатратам, учтенным в базовой норме ГЭСНп 01-14-026-03.
Пример 2: Лифт на 8 остановок
Рассчитаем пусконаладочные работы для лифта с 8 остановками.
- Базовое количество остановок: 10 (по ГЭСНп 01-14-026-03).
- Фактическое количество остановок: 8.
- Разница: 8 - 10 = -2 остановки.
Применяем ГЭСН 01-14-026-06 для 2 уменьшенных остановок (со знаком "минус"):
- Рабочий 5 разряда: 5.53 чел.-ч/остановка * (-2) остановки = -11.06 чел.-ч
- Рабочий 6 разряда: 7.37 чел.-ч/остановка * (-2) остановки = -14.74 чел.-ч
- Инженер I категории: 5.53 чел.-ч/остановка * (-2) остановки = -11.06 чел.-ч
Эти величины вычитаются из трудозатрат, учтенных в базовой норме ГЭСНп 01-14-026-03.
Особенности и ограничения
- Специфичность применения: ГЭСН 01-14-026-06 строго привязана к базовой норме ГЭСНп 01-14-026-03. Ее нельзя применять к другим нормам на пусконаладку лифтов (например, для грузовых или больничных лифтов, или лифтов с другими скоростными характеристиками), для которых существуют свои корректирующие нормы, если таковые предусмотрены .
- Ресурсный характер: Важно помнить, что ГЭСН, включая 01-14-026-06, содержат только ресурсные показатели (трудозатраты, время работы машин, расход материалов) и не включают стоимостные показатели в рублях . Для получения сметной стоимости необходимо использовать текущие цены на ресурсы и индексы пересчета, утверждаемые уполномоченными органами, такими как Минстрой России .
- Отсутствие машин и материалов: В данной корректирующей норме не учтены затраты на машины и оборудование, а также на материалы. Это обусловлено тем, что эти ресурсы считаются учтенными в базовой норме, а 01-14-026-06 лишь корректирует трудоемкость, связанную с изменением количества остановок.
- Обоснование применения: Применение данной нормы должно быть обосновано проектной документацией, в которой указано фактическое количество остановок лифта. Обоснование НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0, указанное во входных данных, является внутренними ссылками на нормативные или справочные документы, подтверждающие корректность данной нормы в системе ценообразования.
Полезная информация
Для эффективного использования ГЭСН 01-14-026-06 и избежания ошибок в сметных расчетах, сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов и контрольных требований.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильная базовая норма: Одна из самых распространенных ошибок – попытка применить 01-14-026-06 к лифтам, не соответствующим описанию ГЭСНп 01-14-026-03 (например, лифтам с другой скоростью, грузоподъемностью или назначением). Всегда убеждайтесь, что характеристики лифта в проекте точно соответствуют базовой норме. Для лифтов с другими характеристиками существуют аналогичные корректирующие нормы, например, ГЭСНп 01-14-026-04 для ГЭСНп 01-14-026-01 или ГЭСНп 01-14-026-05 для ГЭСНп 01-14-026-02 .
- Игнорирование базового количества остановок: Некоторые сметчики могут ошибочно применять норму 01-14-026-06 напрямую к общему количеству остановок, а не к разнице от базовых 10. Всегда вычитайте 10 остановок из фактического количества перед применением корректирующей нормы.
- Неучет ресурсного характера ГЭСН: Забывают, что ГЭСН – это нормы расхода ресурсов, а не цены. Нельзя просто умножить показатели нормы на стоимость единицы измерения, не применив индексы пересчета в текущие цены и не учтя накладные расходы и сметную прибыль. ГЭСН являются исходными нормативами для разработки единичных расценок (ФЕР, ТЕР) .
- Применение к другим видам работ: Норма предназначена исключительно для пусконаладочных работ лифтов. Ее нельзя использовать для монтажных работ, ремонта или других видов строительных процессов.
- Неправильное округление: При расчетах трудозатрат важно соблюдать правила округления, установленные методическими документами по ценообразованию в строительстве.
Практические советы
- Комплексный подход: Всегда рассматривайте ГЭСН 01-14-026-06 в связке с базовой нормой ГЭСНп 01-14-026-03 и другими сопутствующими нормами, которые могут потребоваться для полного комплекса работ по лифту (например, монтаж, электромонтажные работы).
- Использование актуальных баз: Убедитесь, что используемая вами нормативная база ГЭСН актуальна и включает все последние изменения и дополнения, утвержденные Минстроем России. Нормативные документы регулярно обновляются .
- Внимательное изучение Технических частей: Перед применением любой нормы ГЭСН, включая корректирующие, всегда изучайте техническую часть соответствующего сборника. В ней содержатся общие положения, правила исчисления объемов работ и особенности применения норм, а также возможные коэффициенты .
- Консультации со специалистами: В случае возникновения сомнений или нестандартных ситуаций, не стесняйтесь обращаться за консультациями к опытным сметчикам или специалистам по ценообразованию в строительстве.
- Документальное подтверждение: Всегда имейте под рукой проектную документацию, подтверждающую количество остановок лифта, чтобы обосновать применение корректирующей нормы.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 01-14-026-06 является частью более широкой группы норм, регулирующих пусконаладочные работы лифтов. К ним относятся:
- ГЭСНп 01-14-026-03: "Лифт пассажирский для административных зданий на 10 остановок, грузоподъемность до 1000 кг, скорость движения кабины: 1,6 м/с, с микропроцессорными устройствами". Это основная базовая норма, к которой применяется корректировка 01-14-026-06 .
- ГЭСНп 01-14-026-01: "Лифт пассажирский для административных зданий на 10 остановок, грузоподъемность до 1000 кг, скорость движения кабины: 1 м/с, с микропроцессорными устройствами". Аналогичная базовая норма, но для лифтов с другой скоростью .
- ГЭСНп 01-14-026-02: "Лифт пассажирский для административных зданий на 10 остановок, грузоподъемность до 1000 кг, скорость движения кабины: 1,4 м/с, с микропроцессорными устройствами". Еще одна базовая норма для лифтов с отличающейся скоростью .
- ГЭСНп 01-14-026-04: "При изменении количества остановок уменьшать или добавлять: к расценке 01-14-026-01". Корректирующая норма для ГЭСНп 01-14-026-01 .
- ГЭСНп 01-14-026-05: "При изменении количества остановок уменьшать или добавлять: к расценке 01-14-026-02". Корректирующая норма для ГЭСНп 01-14-026-02 .
Эти нормы формируют единую систему для расчета пусконаладочных работ пассажирских лифтов, позволяя сметчикам выбрать наиболее подходящую базовую расценку и применить необходимые корректировки.
Контрольные моменты
При работе с ГЭСН 01-14-026-06 и сметами в целом, важно обращать внимание на следующие контрольные моменты:
- Соответствие проектной документации: Всегда сверяйте количество остановок, тип и характеристики лифта с проектной документацией. Отклонения могут привести к некорректным расчетам.
- Применение поправочных коэффициентов: Помимо корректировки по количеству остановок, могут существовать общие поправочные коэффициенты, учитывающие условия производства работ (например, стесненность, работа на высоте, особые климатические условия). Эти коэффициенты, как правило, приводятся в технических частях сборников ГЭСН или в методических указаниях по их применению, утвержденных Минстроем России . Убедитесь, что все применимые коэффициенты учтены в смете.
- Проверка обоснования: Хотя обоснования НР: Пр/812-083.0 и СП: Пр/774-083.0 являются внутренними, понимание их роли как подтверждения легитимности нормы в системе ценообразования важно для общей уверенности в расчете.
- Разделение затрат: Четко разделяйте затраты на монтаж оборудования и пусконаладочные работы. Это разные виды работ, регламентируемые разными сборниками ГЭСН (ГЭСНм для монтажа, ГЭСНп для пусконаладки) .
- Актуализация данных: Регулярно отслеживайте изменения в нормативной базе. Минстрой России периодически выпускает приказы об утверждении и изменении сметных нормативов, которые могут влиять на применение ГЭСН .
Соблюдение этих принципов позволит сметчикам формировать точные и обоснованные сметные расчеты, способствующие эффективному управлению строительными проектами.