Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-021-10

03-04-021

Маятниковые канатные дороги → Шкив отклоняющий для пассажирских маятниковых канатных дорог диаметром 2800-3200 мм

Подробное описание
Группа: Маятниковые канатные дороги Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
т
Категория
03-04-021
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
70.7 чел.-ч при разряде 3.9
Основное назначение
Монтаж отклоняющего шкива для пассажирских маятниковых канатных дорог диаметром 2800-3200 мм

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,9 70.7
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.46
Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) 12.63
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 0.78
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 0.78
Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг кг 3.7
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.046
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III м3 0.046
Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 3.69

Введение

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются фундаментом для определения стоимости строительных и монтажных работ в Российской Федерации. Норма ГЭСН 03-04-021-10 относится к сборнику ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования) и регулирует затраты на монтаж отклоняющих шкивов для пассажирских маятниковых канатных дорог.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 03-04-021-10 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудовых, технических, материальных) при выполнении работ по монтажу отклоняющих шкивов диаметром от 2800 до 3200 мм, используемых в составе пассажирских маятниковых канатных дорог. Маятниковые канатные дороги — это вид подъемно-транспортного оборудования, широко применяемого на горнолыжных курортах, а также для транспортного сообщения в условиях сложного рельефа, например, для пересечения долин или ущелий. Отклоняющие шкивы играют ключевую роль в системе канатной дороги, обеспечивая правильное направление движения каната и его натяжение.

Применение данной нормы обязательно для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансируемых за счет собственных средств, положения документа носят рекомендательный характер.

Основные характеристики

  • Код нормы: 03-04-021-10
  • Полное наименование: Маятниковые канатные дороги → Шкив отклоняющий для пассажирских маятниковых канатных дорог диаметром 2800-3200 мм
  • Единица измерения: тонна (т) – это означает, что норматив расхода ресурсов приводится на одну тонну массы монтируемого шкива.
  • Тип работ: ГЭСНм (монтаж оборудования)
  • Категория: 03-04-021 (относится к разделу "Маятниковые канатные дороги" в сборнике ГЭСНм).

Техническая информация

Сметные нормы ГЭСНм отражают современный уровень организации и технологии выполнения монтажа оборудования. Они разработаны с учетом того, что оборудование поступает в монтаж в полной заводской готовности, максимально укрупненными узлами или блоками, не требующими при монтаже подгоночных операций. Также предполагается, что перед началом монтажа выполнены работы по подготовке площадок и фундаментов.

Состав работ по норме

Непосредственный "Состав работ" для нормы ГЭСН 03-04-021-10 в детализированном виде не предусмотрен в открытых источниках, что является стандартной практикой для многих норм на монтаж оборудования. Однако, согласно общим положениям сборников ГЭСНм, в сметных нормах на монтаж оборудования учтены следующие затраты:

  • Приемка оборудования в монтаж.
  • Перемещение оборудования: погрузка на приобъектном складе, горизонтальное перемещение, разгрузка, подъем или опускание на место установки.
  • Распаковка оборудования и относка упаковки.
  • Очистка оборудования от консервирующей смазки и покрытий, технический осмотр.
  • Ревизия в случаях, предусмотренных техническими условиями или инструкциями на монтаж отдельных видов оборудования (разборка, очистка от смазки, промывка, осмотр частей, смазка и сборка).

Важно отметить, что в сметных нормах на монтаж оборудования не учтены затраты на вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы (например, ветошь, керосин, бензин, смазочные масла). Эти затраты принимаются в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих-строителей и учитываются дополнительно в локальных сметных расчетах.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по монтажу отклоняющего шкива нормой ГЭСН 03-04-021-10 предусмотрен следующий расход основных материалов и ресурсов на 1 тонну монтируемого оборудования:

  • Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 3.7 кг
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.046 м³
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.046 м³
  • Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 3.69 шт

Эти материалы используются для вспомогательных операций, таких как изготовление временных креплений, подкладок, лесов или других приспособлений, необходимых для безопасного и точного монтажа крупногабаритного оборудования.

Трудозатраты и время выполнения

Норма ГЭСН 03-04-021-10 предусматривает следующие трудозатраты на 1 тонну монтируемого шкива:

  • Средний разряд работы: 3.9
  • Затраты труда рабочих: 70.7 чел.-ч

Данные трудозатраты включают в себя весь комплекс работ, описанных в разделе "Состав работ", выполняемых бригадой рабочих соответствующей квалификации. Средний разряд 3.9 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов для выполнения монтажных операций, что соответствует сложности работ по установке ответственного оборудования канатных дорог.

Машины и оборудование

Для выполнения монтажных работ по норме ГЭСН 03-04-021-10 предусмотрена эксплуатация следующих машин и механизмов на 1 тонну монтируемого шкива:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.46 маш.-ч
  • Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 12.63 маш.-ч
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.78 маш.-ч
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.78 маш.-ч

Эти машины используются для подъема, перемещения и установки тяжелого шкива, а также для вспомогательных такелажных работ. Выбор крана грузоподъемностью 16 т указывает на значительный вес монтируемого элемента, а наличие полуприцепов-тяжеловозов и тракторов — на необходимость перемещения крупногабаритного оборудования по строительной площадке.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3.9 для данной нормы свидетельствует о том, что для выполнения монтажа отклоняющего шкива требуются рабочие высокой квалификации. Это обусловлено сложностью и ответственностью работ, связанных с установкой оборудования канатных дорог, где точность и соблюдение технологических требований критически важны для обеспечения безопасности и надежности всей системы. Рабочие должны обладать знаниями в области такелажных работ, монтажа крупногабаритного оборудования, а также иметь опыт работы с подъемными механизмами и специализированным инструментом.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 03-04-021-10 требует внимательности и понимания общих принципов сметного нормирования монтажных работ.

Пошаговый алгоритм расчета

Для расчета сметной стоимости монтажа отклоняющего шкива по норме ГЭСН 03-04-021-10 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение массы шкива: Получите точную массу отклоняющего шкива из проектной документации или технических паспортов оборудования. Единица измерения нормы — тонна, поэтому масса должна быть выражена в тоннах.
  2. Расчет основных ресурсов: Умножьте нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) на фактическую массу шкива в тоннах. Например, если шкив весит 5 тонн, то трудозатраты составят 70.7 чел.-ч/т * 5 т = 353.5 чел.-ч.
  3. Учет вспомогательных ненормируемых материалов: Дополнительно включите в смету затраты на вспомогательные ненормируемые материалы в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих-строителей.
  4. Применение поправочных коэффициентов: Проверьте применимость поправочных коэффициентов, предусмотренных общими положениями сборников ГЭСНм. Например, коэффициенты могут применяться для учета массы оборудования (если она выходит за рамки усредненных значений), а также для работ, выполняемых в более сложных производственных условиях (например, на высоте, в стесненных условиях, при реконструкции).
  5. Определение сметной стоимости: На основе полученных ресурсных показателей и текущих цен на ресурсы (материалы, эксплуатация машин, оплата труда) рассчитайте прямые затраты. Далее добавьте накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по ценообразованию в строительстве.

Примеры использования

Пример 1: Монтаж нового шкива.

Предположим, необходимо смонтировать новый отклоняющий шкив массой 4.5 тонны для пассажирской маятниковой канатной дороги. Расчет будет производиться следующим образом:

  • Трудозатраты: 70.7 чел.-ч/т * 4.5 т = 318.15 чел.-ч
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 0.46 маш.-ч/т * 4.5 т = 2.07 маш.-ч
  • Лебедки электрические, до 5 т: 12.63 маш.-ч/т * 4.5 т = 56.835 маш.-ч
  • Полуприцепы-тяжеловозы, до 40 т: 0.78 маш.-ч/т * 4.5 т = 3.51 маш.-ч
  • Тракторы на гусеничном ходу, 108 л.с.: 0.78 маш.-ч/т * 4.5 т = 3.51 маш.-ч
  • Поковки простые строительные: 3.7 кг/т * 4.5 т = 16.65 кг
  • Лесоматериалы круглые: 0.046 м³/т * 4.5 т = 0.207 м³
  • Доска необрезная: 0.046 м³/т * 4.5 т = 0.207 м³
  • Шпала: 3.69 шт/т * 4.5 т = 16.605 шт

К полученным трудозатратам рабочих будет добавлен коэффициент 2% на вспомогательные ненормируемые материалы.

Пример 2: Замена шкива при реконструкции.

При замене шкива в условиях действующей канатной дороги или в стесненных условиях могут применяться повышающие коэффициенты к затратам труда рабочих-монтажников, машинистов и времени использования машин. Например, если монтаж происходит с установленными на оборудовании площадками или обвязкой, может применяться коэффициент 1.25 к затратам труда рабочих-монтажников, машинистов и времени использования машин и механизмов. Если к монтажу предъявляются повышенные требования по точности установки, также могут быть применены повышающие коэффициенты.

Особенности и ограничения

  • Заводская готовность: Норма предполагает, что оборудование поставляется в полной заводской готовности, что исключает затраты на доработку или крупноузловую сборку на месте.
  • Подготовка площадки: В норме не учтены работы по подготовке фундаментов или оснований под оборудование, а также земляные работы. Эти работы должны нормироваться отдельно по соответствующим сборникам ГЭСН на строительные работы, например, Земляные работы или Бетонные и железобетонные конструкции монолитные.
  • Дополнительное перемещение: Если требуется горизонтальное или вертикальное перемещение оборудования и материалов сверх расстояний, учтенных в ГЭСНм, эти затраты определяются по сборнику Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов.
  • Ненормируемые материалы: Как уже упоминалось, вспомогательные ненормируемые материалы (ветошь, смазки и т.д.) не учтены в норме и добавляются в размере 2% от оплаты труда рабочих.
  • Контроль сварных соединений: Если в процессе монтажа выполняются сварочные работы, затраты на контроль монтажных сварных соединений, не учтенные в данной норме, определяются по сборнику Контроль монтажных сварных соединений.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неверное определение массы оборудования: Самая распространенная ошибка — использование приблизительной или некорректной массы шкива. Всегда сверяйтесь с проектной документацией или паспортом изделия.
  2. Игнорирование общих положений ГЭСНм: Многие сметчики забывают, что нормы ГЭСНм имеют общие положения, которые регулируют состав работ, учет вспомогательных материалов и применение коэффициентов. Незнание этих положений может привести к занижению или завышению сметной стоимости.
  3. Неправильное применение коэффициентов: Ошибки в применении повышающих или понижающих коэффициентов (например, для стесненных условий, работы на высоте, или для учета массы оборудования) могут существенно исказить смету. Всегда обосновывайте применение коэффициентов ссылками на нормативные документы.
  4. Неучет вспомогательных ненормируемых материалов: Забывают добавить 2% от оплаты труда рабочих на вспомогательные материалы, что приводит к недоучету затрат.
  5. Использование устаревших нормативных баз: Нормативные базы регулярно обновляются. Использование устаревших версий ГЭСН может привести к отклонению сметы на экспертизе.
  6. Отсутствие детализации проектной документации: Смета должна быть основана на полном комплекте проектной документации. Отсутствие чертежей, спецификаций или технологических карт может привести к неточным расчетам.

Практические советы

  • Всегда проверяйте исходные данные: Убедитесь в точности массы шкива и его диаметра, так как это напрямую влияет на применение данной нормы.
  • Изучайте техническую часть сборника ГЭСНм: Перед началом работы с любой нормой из сборника ГЭСНм, ознакомьтесь с его общими положениями и технической частью. Это поможет понять, какие работы учтены, а какие нет, и какие коэффициенты могут быть применены.
  • Используйте актуальное сметное программное обеспечение: Современные сметные программы автоматически обновляют нормативные базы и помогают избежать многих ошибок, связанных с ручными расчетами и устаревшими данными.
  • Включайте резерв на непредвиденные работы: В смету рекомендуется включать резерв средств на непредвиденные работы и затраты (обычно 5-15% от общей стоимости) для покрытия возможных дополнительных расходов.
  • Консультируйтесь с экспертами: В случае сомнений или при работе со сложными проектами, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или специалистам по ценообразованию.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж отклоняющего шкива по ГЭСН 03-04-021-10 могут потребоваться ссылки на другие нормы и сборники ГЭСН для учета полного комплекса работ:

Также следует учитывать требования нормативно-технической документации, регулирующей проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатацию канатных дорог, такой как:

  • ПБ 10-559-03 "Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог".
  • ГОСТ 34952-2023 "Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Канаты. Требования безопасности".
  • ГОСТ Р 71234-2024 "Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Подвижной состав. Требования безопасности".
  • ГОСТ Р 71893-2025 "Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Линейные сооружения. Требования безопасности".

Контрольные моменты

При проверке смет, составленных с применением ГЭСН 03-04-021-10, обратите внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие проектной документации: Убедитесь, что объемы работ и характеристики оборудования (диаметр, масса шкива) соответствуют проекту.
  • Обоснованность применения нормы: Проверьте, что норма выбрана корректно для данного типа шкива и канатной дороги.
  • Правильность расчетов: Выполните арифметическую проверку всех расчетов, включая умножение на массу, применение коэффициентов и расчет вспомогательных материалов.
  • Актуальность нормативной базы: Убедитесь, что использована актуальная редакция ГЭСН и методических указаний.
  • Учет всех необходимых затрат: Проверьте, не упущены ли затраты на сопутствующие работы (например, подготовка фундаментов, дополнительное перемещение, контроль сварных швов), которые не учтены в основной норме.

Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов, что является залогом успешной реализации проекта по строительству или реконструкции канатных дорог.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 03-04-021-10 применяется для монтажа отклоняющих шкивов маятниковых канатных дорог диаметром 2800-3200 мм.

  • Единица измерения нормы — 1 тонна массы монтируемого шкива.

  • В норме учтены приемка, перемещение, распаковка, очистка и технический осмотр оборудования.

  • Трудозатраты составляют 70.7 чел.-ч на тонну при среднем разряде 3.9.

  • Дополнительно учитываются вспомогательные ненормируемые материалы в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-021-10 применяется для определения затрат на монтаж отклоняющих шкивов диаметром 2800-3200 мм, используемых в составе пассажирских маятниковых канатных дорог. Она используется при строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении объектов, особенно при финансировании из государственного бюджета.

В норме учтены следующие материалы на 1 тонну монтируемого шкива: поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты) — 3.7 кг; лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные — 0.046 м³; доска необрезная хвойных пород — 0.046 м³; шпала из древесины хвойных пород — 3.69 шт. Эти материалы используются для вспомогательных монтажных операций.

Норма предусматривает трудозатраты в размере 70.7 человеко-часов на 1 тонну монтируемого шкива. Средний разряд работы для выполнения этих операций составляет 3.9.

В норме не учтены затраты на вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы (например, ветошь, керосин, смазочные материалы), которые добавляются в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих. Также не учтены работы по подготовке фундаментов, земляные работы, дополнительное перемещение оборудования сверх предусмотренных расстояний и контроль монтажных сварных соединений, если они не включены в состав работ по норме.

Практические советы

1

Всегда используйте точную массу отклоняющего шкива из проектной документации или технического паспорта.

2

Тщательно изучайте общие положения и технические части сборников ГЭСНм, чтобы понимать полный состав учтенных и неучтенных работ.

3

Применяйте актуальное сметное программное обеспечение, которое автоматически обновляет нормативные базы и помогает избежать ошибок.

4

Включайте в смету резерв средств на непредвиденные работы и затраты (5-15%) для покрытия возможных дополнительных расходов.

5

При необходимости монтажа в сложных условиях (высота, стесненность) или при наличии дополнительных требований к точности установки, применяйте соответствующие повышающие коэффициенты, обосновывая их нормативными документами.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неверное определение фактической массы монтируемого шкива, что приводит к некорректному расчету ресурсов.

!
Ошибка 2

Игнорирование общих положений сборников ГЭСНм, касающихся состава работ, учета вспомогательных материалов и применения коэффициентов.

!
Ошибка 3

Неправильное или необоснованное применение поправочных коэффициентов для сложных условий монтажа или особенностей оборудования.

!
Ошибка 4

Забывают включить в смету 2% от оплаты труда рабочих на вспомогательные ненормируемые материалы.

!
Ошибка 5

Использование устаревших версий нормативной базы ГЭСН, что может привести к отклонению сметы при экспертизе.

1
ГЭСНм 37

Оборудование общего назначения

Применяется для монтажа вспомогательного оборудования общего назначения, не учтенного в данной норме.

2
ГЭСН 01

Земляные работы

Используется для нормирования земляных работ, связанных с подготовкой фундаментов под опоры канатной дороги.

3
ГЭСН 06

Бетонные и железобетонные конструкции монолитные

Применяется для устройства монолитных фундаментов под оборудование канатной дороги.

4
ГЭСНм 40

Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов

Используется для учета затрат на перемещение оборудования и материалов сверх расстояний, предусмотренных в основных нормах.

5
ГЭСНм 39

Контроль монтажных сварных соединений

Применяется для нормирования контроля качества сварных соединений, если таковые выполняются в процессе монтажа и не учтены в основной норме.

Технические характеристики

Единица измерения
т
Категория
03-04-021
Тип работ
GESNM
Материалы
Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кгЛесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-IIIДоска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт IIIШпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: