Введение: Назначение и область применения ГЭСН 03-04-022-06
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-022-06 является важным инструментом для сметчиков, специализирующихся на проектах строительства и реконструкции канатных дорог. Данная норма относится к сборнику ГЭСНм 03 "Подъемно-транспортное оборудование", который регламентирует затраты на монтаж различных подъемно-транспортных механизмов. Конкретно ГЭСН 03-04-022-06 охватывает работы по монтажу обводных шкивов кресельных канатных дорог с диаметром свыше 2000 до 3600 мм.
Обводные шкивы – это критически важные элементы канатных дорог, обеспечивающие изменение направления движения несущего или тягового каната, а также поддержание его натяжения. Их правильный монтаж напрямую влияет на безопасность и надежность всей системы канатной дороги. Учитывая значительные размеры и массу таких шкивов (например, масса обводного шкива может составлять 3,7 т ), работы по их установке требуют применения специализированной техники и высокой квалификации персонала.
Применение данной нормы позволяет сметчикам точно определить потребность в трудовых, материальных и машинных ресурсах для выполнения указанных работ, что является основой для формирования достоверной сметной стоимости. Норма 03-04-022-06 относится к типу ГЭСНм (монтаж оборудования), что подчеркивает ее специфику, связанную с установкой технологического оборудования, а не общестроительными работами.
Техническая информация: Состав работ и ресурсы
Несмотря на то, что в описании нормы ГЭСНм 03-04-022-06 прямо не указан детальный "Состав работ" , содержание нормы определяется перечнем учтенных в ней ресурсов. Исходя из этого, можно выделить основные технологические операции, которые подразумеваются при применении данной нормы для монтажа обводного шкива кресельной канатной дороги:
- Подготовительные работы: Включают проверку готовности места установки, подготовку временных опор или монтажных приспособлений (с использованием, например, шпал из древесины хвойных пород), а также обеспечение безопасного доступа к месту монтажа.
- Транспортировка и разгрузка: Перемещение обводного шкива от приобъектного склада до места установки. Сборник ГЭСНм 03 в целом учитывает горизонтальное перемещение оборудования на расстояние до 1000 м . Для перемещения таких крупногабаритных и тяжелых элементов (масса шкива 3,7 т ) используются полуприцепы-тяжеловозы и тракторы на гусеничном ходу.
- Подъем и позиционирование: Основная операция, требующая использования кранов на автомобильном ходу большой грузоподъемности (16 т). Шкив поднимается и точно позиционируется на проектное место на опоре или станции канатной дороги. Это требует высокой точности и координации действий.
- Закрепление и выверка: Первичное закрепление шкива к несущим конструкциям. Могут использоваться простые строительные поковки (скобы, закрепы, хомуты) для временного или постоянного крепления. Последующая точная выверка положения шкива для обеспечения его правильной работы.
- Вспомогательные операции: Включают работы по обеспечению безопасности, установке и демонтажу временных монтажных приспособлений, а также мелкие слесарные работы, необходимые для завершения установки.
Материалы и ресурсы, учтенные в норме:
Норма ГЭСН 03-04-022-06 включает в себя следующие основные ресурсы, необходимые для выполнения монтажных работ:
Трудозатраты рабочих:
Средний разряд работы: 4,3
Затраты труда рабочих: 69,2 чел.-ч Высокий средний разряд работы (4,3) указывает на необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов, способных выполнять сложные и ответственные монтажные операции, требующие точности и опыта работы с крупногабаритным оборудованием.
Машины и механизмы:
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 18,42 маш.-ч. Это основной механизм для подъема и установки тяжелого шкива.
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 2,83 маш.-ч. Используются для доставки шкива к месту монтажа.
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 2,83 маш.-ч. Могут применяться для буксировки тяжеловозов на сложных участках, перемещения оборудования по площадке или выполнения вспомогательных земляных работ, если это необходимо для доступа к месту монтажа.
Материалы:
Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2 кг. Эти материалы используются для временного крепления или вспомогательных монтажных приспособлений.
Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2 шт. Шпалы могут использоваться в качестве подкладок, временных опор или элементов монтажных лесов при установке шкива.
Важно отметить, что в норме учтены только прямые затраты на монтаж самого шкива. Стоимость самого обводного шкива, а также затраты на его изготовление или приобретение, не входят в данную норму и учитываются отдельно в сметной документации как стоимость оборудования.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Правильное применение ГЭСН 03-04-022-06 требует от сметчика четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических условий производства работ.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Первым шагом является определение количества обводных шкивов, подлежащих монтажу, в соответствии с проектной документацией. Единица измерения нормы – "шт" (штука), поэтому расчет ведется на каждый монтируемый шкив.
- Применение нормы: Для каждого шкива применяются ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 03-04-022-06. Это включает трудозатраты рабочих, время работы машин и расход материалов.
- Пересчет в текущие цены: Ресурсные показатели ГЭСН отражают затраты в базисном уровне цен (например, 2001 или 2020 года, в зависимости от редакции сборника). Для получения сметной стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета. Эти индексы утверждаются Минстроем России и публикуются ежеквартально.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (оплата труда рабочих, эксплуатация машин, стоимость материалов) добавляются накладные расходы и сметная прибыль. Нормативы накладных расходов и сметной прибыли устанавливаются соответствующими методическими документами (например, МДС 81-35.2004 , ).
- Применение поправочных коэффициентов: Важный этап, позволяющий учесть специфические условия производства работ, не отраженные в базовой норме. Коэффициенты могут применяться к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин.
Примеры использования
- Новое строительство кресельной канатной дороги: При проектировании новой канатной дороги, где требуется установка нескольких обводных шкивов, норма 03-04-022-06 будет применяться для каждого шкива соответствующего диаметра. Например, если проектом предусмотрена установка двух шкивов диаметром 2500 мм, норма будет применена дважды.
- Реконструкция или модернизация существующей канатной дороги: Если в рамках реконструкции производится замена изношенных обводных шкивов на новые, данная норма также будет использоваться для определения затрат на демонтаж старого и монтаж нового оборудования. При этом следует учитывать, что демонтажные работы, как правило, нормируются отдельно или с применением понижающих коэффициентов к монтажным нормам (например, 0,8 к затратам на монтаж).
Особенности и ограничения
- Диапазон диаметров: Норма строго привязана к диаметру обводного шкива – "свыше 2000 до 3600 мм". Для шкивов меньшего диаметра (например, до 2000 мм) предусмотрена отдельная норма ГЭСН 03-04-022-05. Это подчеркивает важность точного соответствия проектных данных и применяемой нормы.
- Масса оборудования: Учтенная масса шкива (3,7 т) определяет тип и грузоподъемность используемой техники. Если фактическая масса значительно отличается, это может потребовать корректировки или применения индивидуальных норм.
- Комплексность работ: Норма охватывает именно монтаж шкива. Она не включает в себя:
- Стоимость самого обводного шкива.
- Общестроительные работы по возведению опор или станций канатной дороги (для этого используются другие сборники ГЭСН, например, ГЭСН 09-06-010-02 для монтажа опор , ).
- Пусконаладочные работы и испытания оборудования.
- Затраты на изготовление противовесов, если они не входят в комплект поставки оборудования .
- Условия производства работ: Базовые нормы ГЭСН рассчитаны на производство работ в нормальных (стандартных) условиях. При наличии усложняющих факторов (например, работы на высоте более 10 м, в стесненных условиях, в зимнее время, вблизи действующего оборудования) необходимо применять повышающие коэффициенты. ,
Полезная информация: Советы и типичные ошибки
Для эффективного применения ГЭСН 03-04-022-06 и избежания ошибок в сметной документации, сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неверное применение расценок по диаметру: Одна из наиболее частых ошибок – использование нормы 03-04-022-06 для шкивов, диаметр которых не соответствует указанному диапазону (свыше 2000 до 3600 мм). Для шкивов меньшего диаметра (до 2000 мм) предусмотрена норма ГЭСН 03-04-022-05. Всегда сверяйтесь с проектной документацией и техническими характеристиками оборудования. ,
- Игнорирование массы оборудования: Хотя норма не учитывает стоимость самого шкива, его масса (3,7 т) является важным фактором, определяющим выбор механизмов. Если фактическая масса значительно отличается от учтенной в норме (например, для шкивов свыше 3,6 м), это может потребовать разработки индивидуальной сметной нормы или применения обоснованных поправочных коэффициентов, так как мощности машин может быть недостаточно или, наоборот, избыточно.
- Неучет специфических условий производства работ: Базовые нормы ГЭСН не учитывают усложняющие факторы, такие как работы на высоте, в стесненных условиях, в зимнее время, вблизи действующего оборудования. Игнорирование этих факторов приводит к занижению сметной стоимости и последующим разногласиям. Всегда применяйте соответствующие повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСНм и методическими указаниями (например, МДС 81-35.2004, Приложение 1). ,
- Двойной учет затрат: Иногда сметчики ошибочно включают в смету затраты, которые уже учтены в данной норме (например, горизонтальное перемещение оборудования на расстояние до 1000 м ) или, наоборот, не включают необходимые, но не учтенные нормой работы (например, демонтаж старого оборудования, пусконаладка). ,
- Использование устаревших редакций норм: Сметно-нормативная база регулярно обновляется. Применение устаревших редакций ГЭСН может привести к некорректным расчетам и проблемам при экспертизе сметной документации. Всегда используйте актуальную редакцию ГЭСН (например, ГЭСН-2022).
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, включая чертежи, спецификации оборудования и пояснительные записки. Это поможет точно определить тип, количество и характеристики монтируемых шкивов, а также условия производства работ.
- Обоснование коэффициентов: При применении повышающих коэффициентов всегда имейте четкое обоснование (ссылки на проект, акты обследования, методические указания). Это поможет избежать вопросов при проверке сметы.
- Консультации с технологами: В сложных случаях, особенно при нестандартных условиях монтажа, рекомендуется консультироваться с инженерами-технологами, чтобы получить точное представление о составе и последовательности работ.
- Проверка комплектности: Убедитесь, что в смету включены все необходимые работы и ресурсы, не учтенные данной нормой, но требуемые проектом (например, монтаж привода ГЭСН 03-04-022-01, натяжного устройства ГЭСН 03-04-022-10, монтаж пассажирских кресел ГЭСН 03-04-022-07 и ГЭСН 03-04-022-08, или монтаж балансиров ГЭСН 03-04-022-02, ГЭСН 03-04-022-03, ГЭСН 03-04-022-04).
- Использование сметных программ: Современные сметные программы значительно упрощают работу, автоматизируя расчеты и помогая избежать механических ошибок. Они также содержат актуальные нормативные базы и индексы.
Связанные нормы
При составлении смет на строительство или реконструкцию канатных дорог, помимо ГЭСН 03-04-022-06, сметчики часто сталкиваются с необходимостью применения других норм из того же сборника ГЭСНм 03, а также из других сборников:
- ГЭСН 03-04-022-01: Привод кресельной канатной дороги. Эта норма применяется для монтажа основного приводного механизма канатной дороги. ,
- ГЭСН 03-04-022-02, ГЭСН 03-04-022-03, ГЭСН 03-04-022-04: Балансиры кресельной канатной дороги (двух-, четырех-, восьмироликовые). Эти нормы используются для монтажа балансиров, которые являются частью опорных конструкций и обеспечивают равномерное распределение нагрузки на канат. ,
- ГЭСН 03-04-022-05: Шкив обводный кресельной канатной дороги, диаметр до 2000 мм. Применяется для шкивов меньшего диаметра. ,
- ГЭСН 03-04-022-07, ГЭСН 03-04-022-08: Кресло пассажирское (одноместное, двухместное). Используются для монтажа пассажирских кресел. ,
- ГЭСН 03-04-022-09, ГЭСН 03-04-022-10: Устройство натяжное (подвесное, напольное). Эти нормы охватывают монтаж механизмов, обеспечивающих натяжение каната. ,
- ГЭСН 09-06-010-02: Монтаж опор канатных дорог. Эта норма из сборника ГЭСН 09 "Строительные металлические конструкции" применяется для возведения основных несущих конструкций канатной дороги. ,
Контрольные моменты
При проверке сметы, содержащей ГЭСН 03-04-022-06, обратите внимание на следующие аспекты:
- Соответствие диаметра: Убедитесь, что диаметр обводного шкива в проекте точно соответствует диапазону нормы (свыше 2000 до 3600 мм).
- Обоснованность коэффициентов: Проверьте, корректно ли применены повышающие коэффициенты за усложняющие условия (высота, стесненность, зимнее время) и есть ли для этого документальное подтверждение.
- Отсутствие дублирования: Убедитесь, что работы и ресурсы, учтенные в данной норме, не дублируются в других позициях сметы.
- Актуальность нормативной базы: Проверьте, что смета составлена с использованием актуальной редакции ГЭСН и индексов пересчета.
- Комплектность работ: Оцените, все ли необходимые работы по монтажу канатной дороги учтены в смете, или есть пропуски, которые могут привести к дополнительным затратам в будущем.
Тщательный подход к применению ГЭСН 03-04-022-06 и учет всех вышеперечисленных нюансов позволит сметчикам составлять точные и обоснованные сметы, минимизируя риски возникновения разногласий и обеспечивая успешную реализацию проектов по строительству и эксплуатации канатных дорог.
Ключевые моменты
-
Норма 03-04-022-06 применяется для монтажа обводных шкивов кресельных канатных дорог диаметром от 2000 до 3600 мм.
-
В норме учтены трудозатраты высококвалифицированных рабочих (средний разряд 4,3) и использование тяжелой техники (краны 16 т, тяжеловозы, гусеничные тракторы).
-
Масса обводного шкива, учтенная в норме, составляет 3,7 т, что определяет потребность в мощных подъемно-транспортных средствах.
-
Норма не включает стоимость самого шкива и общестроительные работы, а также пусконаладку; эти затраты учитываются отдельно.
-
Применение повышающих коэффициентов обязательно при работах на высоте, в стесненных условиях или в зимнее время, согласно МДС 81-35.2004.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-04-022-06?
Когда применяется ГЭСН 03-04-022-06?
ГЭСН 03-04-022-06 применяется для определения прямых затрат на монтаж обводных шкивов кресельных канатных дорог, если их диаметр составляет свыше 2000 до 3600 мм. Норма используется как при новом строительстве, так и при реконструкции или модернизации канатных дорог, когда требуется установка или замена таких шкивов.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 03-04-022-06 учтены следующие материалы: поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты) массой до 1,6 кг в количестве 2 кг, а также шпалы из древесины хвойных пород, непропитанные, для железных дорог широкой колеи, тип I, в количестве 2 шт. Эти материалы используются для вспомогательных монтажных операций и временных креплений.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих в объеме 69,2 чел.-ч при среднем разряде работы 4,3. Это указывает на необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов для выполнения сложных и ответственных работ по монтажу крупногабаритного оборудования.
4 Что не учтено в ГЭСН 03-04-022-06?
Что не учтено в ГЭСН 03-04-022-06?
ГЭСН 03-04-022-06 не учитывает стоимость самого обводного шкива, общестроительные работы по возведению опор или станций канатной дороги, пусконаладочные работы и испытания оборудования, а также затраты на изготовление противовесов, если они не входят в комплект поставки. Эти затраты должны быть учтены в смете отдельными позициями или по другим нормам.
Практические советы
Всегда тщательно сверяйте диаметр обводного шкива, указанный в проектной документации, с диапазоном применения нормы 03-04-022-06.
Применяйте повышающие коэффициенты к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин, если работы выполняются на высоте (более 10 м), в стесненных условиях, в зимнее время или вблизи действующего оборудования, обосновывая их ссылками на МДС 81-35.2004.
Убедитесь, что в смету включены все сопутствующие работы (например, демонтаж, пусконаладка, монтаж других элементов канатной дороги), которые не учтены данной нормой.
Используйте актуальные сметно-нормативные базы и индексы пересчета для обеспечения достоверности расчетов.
Частые ошибки
Неверное применение нормы для шкивов, диаметр которых не соответствует диапазону свыше 2000 до 3600 мм (например, использование для шкивов до 2000 мм, для которых есть отдельная норма ГЭСН 03-04-022-05).
Игнорирование необходимости применения повышающих коэффициентов при работах в усложняющих условиях (высота, стесненность, зимнее время), что приводит к занижению сметной стоимости.
Двойной учет затрат на горизонтальное перемещение оборудования, которое уже учтено в норме на расстояние до 1000 м.
Использование устаревших редакций ГЭСН или индексов пересчета, что ведет к некорректным расчетам и проблемам при экспертизе сметной документации.