Введение
Государственная элементная сметная норма ГЭСН 03-04-022-08 относится к сборнику ГЭСНм 03 "Подъемно-транспортное оборудование", отдел 4 "Подвесные канатные дороги", раздел 2 "Пассажирские подвесные канатные дороги". Она регламентирует затраты на монтаж двухместных пассажирских кресел кресельных канатных дорог.
Эта норма является ключевой для сметчиков, работающих над проектами строительства, реконструкции или капитального ремонта канатных дорог, поскольку позволяет точно определить потребность в ресурсах для установки подвижного состава. Единицей измерения нормы является 10 штук кресел, что требует внимательности при масштабировании объемов работ в сметной документации.
Применение ГЭСН 03-04-022-08 основано на принципах ресурсного метода, где учитываются прямые затраты на труд рабочих, эксплуатацию машин и механизмов, а также расход материалов. Важно отметить, что данная норма, как и другие ГЭСН, не содержит стоимостных показателей в рублях, а лишь определяет нормативные расходы ресурсов. Для перевода в текущие цены необходимо применять соответствующие индексы пересчета.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 03-04-022-08 учитывает комплекс работ, связанных непосредственно с монтажом двухместных пассажирских кресел кресельных канатных дорог. Важно понимать, что данная норма охватывает именно установку кресел, а не весь объем работ по строительству канатной дороги в целом. В официальных источниках, таких как DefSmeta, указано, что "Состав работ. Не предусмотрен" для этой нормы . Это означает, что детальный перечень операций не расписан внутри самой нормы, но подразумевается полный комплекс монтажных работ, необходимых для установки кресел на канатную дорогу.
Как правило, монтажные работы по установке кресел включают:
- Горизонтальное перемещение кресел от приобъектного склада до места установки на расстояние до 1000 м.
- Вертикальное перемещение кресел до места установки (базовая высота до 10 м, при большей высоте применяются поправочные коэффициенты).
- Подъем и позиционирование кресел на несуще-тяговом канате или подвеске.
- Надежное крепление кресел к канату или элементам подвески в соответствии с техническими условиями и инструкциями производителя.
- Выполнение необходимых регулировок и проверок для обеспечения безопасной эксплуатации.
Следует учитывать, что ГЭСНм 03-04-022-08 не включает затраты на монтаж других элементов канатной дороги, таких как опоры, станции, приводные и обводные шкивы, натяжные устройства, а также сам канат. Для этих работ необходимо применять соответствующие отдельные нормы.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по монтажу двухместных пассажирских кресел кресельных канатных дорог нормой ГЭСН 03-04-022-08 предусмотрены следующие основные материалы и ресурсы. Их расход указан на 10 штук кресел:
Машины и оборудование:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 7.89 маш.-ч. Эти краны используются для подъема и точного позиционирования кресел на высоте, а также для перемещения других тяжелых элементов в процессе монтажа.
- Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.45 маш.-ч. Применяются для транспортировки кресел и другого крупногабаритного оборудования к месту монтажа.
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.45 маш.-ч. Могут использоваться для перемещения оборудования по сложной местности или для вспомогательных работ на площадке.
Материалы:
- Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.02 м³. Используются для устройства временных подмостей, опор, креплений или других вспомогательных конструкций в процессе монтажа.
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.02 м³. Аналогично круглым лесоматериалам, применяются для создания временных рабочих площадок, опалубки или защитных элементов.
Трудозатраты и время выполнения
Норма ГЭСН 03-04-022-08 учитывает трудозатраты рабочих-монтажников и машинистов, необходимые для выполнения работ по установке 10 двухместных кресел.
- Затраты труда рабочих-монтажников: 55 чел.-ч. Средний разряд работы составляет 4,1. Это отражает квалификацию персонала, необходимого для выполнения монтажных операций, требующих определенных навыков и опыта.
- Затраты труда машинистов: 8.34 чел.-ч. Эти затраты являются справочными и уже включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов, учтенных в норме.
Общие трудозатраты по норме составляют 55 чел.-ч для рабочих и 8.34 чел.-ч для машинистов на каждые 10 кресел. Это позволяет сметчику оценить необходимое количество человеко-часов для выполнения заданного объема работ.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4,1 для рабочих-монтажников указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала для выполнения работ по монтажу пассажирских кресел канатной дороги. Рабочие должны обладать знаниями и навыками в области монтажа подъемно-транспортного оборудования, уметь работать с грузоподъемными механизмами, соблюдать требования безопасности и технологические инструкции.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение нормы ГЭСН 03-04-022-08 в сметной документации осуществляется по следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Установите общее количество двухместных пассажирских кресел, подлежащих монтажу согласно проектной документации.
- Пересчет в единицы измерения нормы: Поскольку норма установлена на 10 штук кресел, разделите общее количество кресел на 10, чтобы получить количество единиц измерения нормы. Пример: Если необходимо смонтировать 120 кресел, то объем работ составит 120 / 10 = 12 единиц нормы.
- Применение ресурсных показателей: Умножьте полученное количество единиц нормы на ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 03-04-022-08 (трудозатраты рабочих, машино-часы, расход материалов). Пример: Для 12 единиц нормы трудозатраты рабочих составят 12 * 55 чел.-ч = 660 чел.-ч.
- Учет поправочных коэффициентов: При необходимости примените поправочные коэффициенты, например, для работ, выполняемых на высоте более 10 м. К затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин применяются коэффициенты: свыше 10 м до 25 м – 1,1; свыше 25 м до 40 м – 1,15; свыше 40 м до 70 м – 1,3; свыше 70 м – 1,5.
- Формирование сметной стоимости: Полученные ресурсные показатели умножаются на текущие цены ресурсов (стоимость человеко-часа, машино-часа, материалов) с учетом индексов пересчета для определения сметной стоимости работ.
Примеры использования
- Новое строительство: При проектировании и строительстве новой кресельной канатной дороги ГЭСН 03-04-022-08 применяется для расчета стоимости монтажа всех предусмотренных проектом пассажирских кресел.
- Реконструкция или модернизация: Если проект предусматривает замену старых кресел на новые или увеличение их количества, данная норма используется для определения затрат на демонтаж (при необходимости, по отдельным нормам) и последующий монтаж новых двухместных кресел.
- Капитальный ремонт: В случае капитального ремонта, включающего замену поврежденных или изношенных кресел, норма также применяется для расчета затрат на их установку.
Особенности и ограничения
- Комплексность проекта: Важно помнить, что монтаж кресел является лишь частью общего проекта строительства канатной дороги. Норма не учитывает затраты на проектирование, поставку самих кресел, монтаж опор, станций, приводных и натяжных устройств, а также укладку и натяжение несущего и тягового канатов.
- Транспортировка: Норма учитывает горизонтальное перемещение оборудования от приобъектного склада до места установки на расстояние до 1000 м. Если расстояние превышает указанное, могут потребоваться дополнительные расчеты или применение других норм на транспортировку.
- Высотные работы: При монтаже кресел на значительной высоте (более 10 м) необходимо применять повышающие коэффициенты к трудозатратам и времени работы машин, как указано в общих положениях к сборнику ГЭСНм 03.
- Масса кресла: В некоторых источниках указывается масса кресла 0,058 т . Хотя норма измеряется в штуках, знание массы может быть полезно для логистики и планирования грузоподъемных операций.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение единицы измерения: Наиболее частая ошибка – применение нормы на 1 штуку кресла вместо 10 штук. Как избежать: Всегда внимательно проверяйте единицу измерения нормы, указанную в сборнике (в данном случае – "10 шт").
- Игнорирование полного состава работ: Сметчики могут ошибочно полагать, что данная норма включает все работы по канатной дороге. Как избежать: Четко разграничивайте объем работ, покрываемый ГЭСН 03-04-022-08 (только монтаж кресел), и работы, требующие применения других норм (монтаж опор, станций, канатов и т.д.).
- Неучет высотных коэффициентов: При монтаже кресел на опорах, расположенных на значительной высоте, часто забывают применять повышающие коэффициенты. Как избежать: Внимательно изучайте проектную документацию на предмет высотных отметок и применяйте соответствующие коэффициенты к затратам труда и машин согласно технической части сборника ГЭСНм 03.
- Использование устаревших редакций норм: Сметные нормы регулярно обновляются, и использование старых редакций может привести к некорректным расчетам. Как избежать: Всегда работайте с актуальной редакцией ГЭСН, утвержденной Минстроем России.
- Неправильное применение индексов пересчета: ГЭСН содержат ресурсные показатели в базисных ценах 2000 года. Для получения текущей стоимости необходимо применять актуальные индексы. Как избежать: Используйте официальные индексы пересчета, публикуемые Минстроем России или региональными центрами ценообразования в строительстве.
Практические советы
- Комплексный подход: При составлении сметы на канатную дорогу всегда рассматривайте проект в целом. Составляйте смету поэтапно, начиная с земляных работ, фундаментов, монтажа опор, станций, затем канатов и только потом – кресел.
- Детализация проекта: Чем подробнее проектная документация, тем точнее будет смета. Уточняйте тип кресел, их количество, высоту монтажа, условия транспортировки и другие специфические требования.
- Консультации с экспертами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных решений в проекте, не стесняйтесь обращаться за консультациями к специалистам в области ценообразования или инженерам, специализирующимся на канатных дорогах.
- Использование сметных программ: Современные сметные программы значительно упрощают работу с нормами, автоматизируя расчеты и проверку на соответствие.
Связанные нормы
Для полного и корректного расчета стоимости строительства или реконструкции кресельной канатной дороги, помимо ГЭСН 03-04-022-08, необходимо использовать ряд других норм из сборника ГЭСНм 03 "Подъемно-транспортное оборудование" и других сборников ГЭСН:
- ГЭСНм 03-04-022-01 Привод кресельной канатной дороги: Учитывает затраты на монтаж приводной станции, которая обеспечивает движение каната.
- ГЭСНм 03-04-022-02 Балансир кресельной канатной дороги: двухроликовый: Норма для монтажа двухроликовых балансиров, поддерживающих канат на опорах.
- ГЭСНм 03-04-022-03 Балансир кресельной канатной дороги: четырехроликовый: Аналогично, для четырехроликовых балансиров.
- ГЭСНм 03-04-022-04 Балансир кресельной канатной дороги: восьмироликовый: Для восьмироликовых балансиров.
- ГЭСНм 03-04-022-05 Шкив обводный кресельной канатной дороги, диаметр: от 1000 до 2000 мм: Охватывает монтаж обводных шкивов на станциях.
- ГЭСНм 03-04-020 Канаты и муфты для канатов: Серия норм для монтажа несущих и тяговых канатов различного диаметра и их соединений.
- ГЭСН 09-06-010 Монтаж опор, станций, мостов и эстакад: Используется для монтажа металлических конструкций опор и станций канатных дорог.
- ГЭСН 81-02-01 Сборник 1. Земляные работы: Для устройства фундаментов под опоры и станции.
- ГЭСН 81-02-07 Сборник 7. Бетонные и железобетонные конструкции: Для устройства бетонных фундаментов и других железобетонных элементов.
- ГЭСНм 81-03-08 Сборник 8. Электротехнические установки: Для монтажа электрооборудования и кабельных линий канатной дороги.
Контрольные моменты
При проверке смет, содержащих ГЭСН 03-04-022-08, следует обратить внимание на:
- Соответствие объема: Убедитесь, что количество единиц нормы (10 шт. кресел) соответствует проектному объему работ.
- Применение коэффициентов: Проверьте корректность применения повышающих коэффициентов для высотных работ, если таковые имеются в проекте.
- Индексация: Удостоверьтесь, что примененные индексы пересчета соответствуют текущему периоду и региону строительства.
- Комплектность сметы: Проверьте, учтены ли в смете все необходимые работы по строительству канатной дороги, а не только монтаж кресел. Отсутствие норм на опоры, станции, канаты, электрооборудование может указывать на неполноту сметы.
- Обоснование: Убедитесь, что все примененные нормы и расценки имеют четкое обоснование в проектной документации или технических условиях.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность и достоверность сметной документации при работе с нормой ГЭСН 03-04-022-08 и другими нормами, связанными со строительством канатных дорог.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 03-04-022-08 применяется для монтажа двухместных пассажирских кресел кресельных канатных дорог.
-
Единица измерения нормы – 10 штук кресел, что требует внимательного пересчета объемов.
-
Норма учитывает трудозатраты рабочих-монтажников (55 чел.-ч при разряде 4.1) и машинистов (8.34 чел.-ч).
-
Включены затраты на эксплуатацию кранов, полуприцепов-тяжеловозов и гусеничных тракторов, а также расход лесоматериалов.
-
Норма не охватывает полный комплекс работ по строительству канатной дороги (опоры, станции, канаты и т.д.), требуя применения связанных норм.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-04-022-08?
Когда применяется ГЭСН 03-04-022-08?
ГЭСН 03-04-022-08 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж двухместных пассажирских кресел кресельных канатных дорог. Это может быть как новое строительство, так и реконструкция или капитальный ремонт, предусматривающие установку или замену кресел.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 03-04-022-08 учтены следующие материалы: лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (0.02 м³) и доска необрезная хвойных пород (0.02 м³). Эти материалы используются для вспомогательных нужд в процессе монтажа, таких как временные крепления или подмости.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 55 человеко-часов затрат труда рабочих-монтажников со средним разрядом 4,1. Дополнительно учтены 8.34 человеко-часов затрат труда машинистов, которые входят в стоимость эксплуатации машин.
4 Что не учтено в ГЭСН 03-04-022-08?
Что не учтено в ГЭСН 03-04-022-08?
ГЭСН 03-04-022-08 не учитывает затраты на поставку самих пассажирских кресел, а также на монтаж других элементов канатной дороги, таких как опоры, станции, приводные и натяжные устройства, несущие и тяговые канаты, электрооборудование и фундаменты. Для этих работ необходимо применять соответствующие отдельные нормы.
Практические советы
Всегда проверяйте единицу измерения нормы (10 шт.) и масштабируйте объем работ соответствующим образом.
При составлении сметы на канатную дорогу используйте комплексный подход, учитывая все этапы и элементы: от земляных работ и фундаментов до монтажа опор, станций, канатов и кресел.
Внимательно изучайте проектную документацию для определения высоты монтажа и необходимости применения повышающих коэффициентов к трудозатратам и машино-часам.
Регулярно обновляйте нормативную базу и используйте только актуальные редакции ГЭСН и индексов пересчета.
При возникновении нестандартных ситуаций или сомнений в применении нормы, обращайтесь к официальным разъяснениям Минстроя или консультантам по ценообразованию.
Частые ошибки
Неправильное применение единицы измерения (10 шт. вместо 1 шт.) при расчете объема работ.
Игнорирование необходимости применения повышающих коэффициентов для работ, выполняемых на высоте более 10 метров.
Неучет полного комплекса работ по строительству канатной дороги, ограничиваясь только монтажом кресел, что приводит к неполноте сметы.
Использование устаревших редакций сметных норм, что может привести к некорректным ресурсным показателям.
Отсутствие или неправильное применение актуальных индексов пересчета для перевода ресурсных показателей в текущие цены.