Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-020-04 относится к работам по монтажу подъемно-транспортного оборудования, а именно – тяговых канатов пассажирских подвесных канатных дорог. Эта норма предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсах) при выполнении работ по монтажу канатов диаметром свыше 24 до 28 мм.
ГЭСН 03-04-020-04 является частью Сборника ГЭСНм 81-03-03 "Подъемно-транспортное оборудование" и служит основой для разработки единичных расценок (ФЕР, ТЕР) и составления смет ресурсным методом.
Единицей измерения для данной нормы является 1 тонна (т) смонтированного тягового каната.
Техническая информация
Состав работ по норме
Хотя в некоторых источниках для ФЕРм 03-04-020-04 состав работ не детализирован напрямую , общие положения Сборника ГЭСНм 81-03-03 указывают, что сметные нормы учитывают затраты на выполнение полного комплекса монтажных работ, определяемого на основе соответствующих технических условий и инструкций на монтаж оборудования. Исходя из технологических процессов монтажа канатов канатных дорог, норма 03-04-020-04 включает следующие основные операции:
- Подготовительные работы: Установка монтажного оборудования для раскатки канатов, включая тракторы и лебедки.
- Раскатка каната: Установка барабана с канатом на приспособление для раскатки и непосредственная раскатка каната по трассе канатной дороги.
- Предварительная выборка слабины: Выборка слабины каната по всей длине трассы.
- Натяжка каната: Установка натяжного полиспаста на станции и последующая натяжка тягового каната до проектного натяжения.
- Крепление и анкеровка: Установка якорных зажимов на канате и анкеровка канатов в муфтах.
- Счалка канатов: Выполнение счалки (соединения) тяговых и тягово-несущих канатов при необходимости.
- Укладка на опоры: Укладка тяговых канатов на опоры канатной дороги.
- Обвивка шкивов: Обвивка тяговым канатом шкивов на станциях.
- Навивка на анкерный барабан: Навивка несущего каната на анкерный барабан пассажирских канатных дорог (если применимо к тяговому канату в конкретной конструкции).
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, учтенных нормой ГЭСН 03-04-020-04, предусмотрен расход следующих основных материалов и ресурсов:
Материалы:
Смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС: 34.4 кг на тонну каната.
Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61: 0.09 кг на тонну каната.
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.034 м³ на тонну каната.
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.031 м³ на тонну каната.
Машины и оборудование:
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.92 маш.-ч на тонну каната.
Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т): 5.02 маш.-ч на тонну каната.
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.98 маш.-ч на тонну каната.
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 19.9 маш.-ч на тонну каната.
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты рабочих, предусмотренные нормой ГЭСН 03-04-020-04, составляют 144 человеко-часа на 1 тонну смонтированного тягового каната.
Требования к квалификации
Средний разряд работы, учтенный в данной норме, составляет 4.2. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированных рабочих-монтажников, обладающих соответствующими навыками и опытом для выполнения сложных и ответственных работ по монтажу канатных дорог.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для правильного применения ГЭСН 03-04-020-04 в сметной документации необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение объема работ: Исходя из проектной документации, определить общую массу (в тоннах) тягового каната диаметром свыше 24 до 28 мм, подлежащего монтажу.
- Применение нормы: Умножить ресурсные показатели нормы (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) на полученный объем работ в тоннах.
- Учет поправочных коэффициентов: При необходимости применить поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСНм, а также методическими указаниями по применению сметных норм. Например, при производстве монтажных работ на высоте более 10 м применяются повышающие коэффициенты к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин: 1.1 для высоты свыше 10 м до 25 м; 1.15 для высоты свыше 25 м до 40 м; 1.3 для высоты свыше 40 м до 70 м; 1.5 для высоты свыше 70 м.
- Перевод в текущие цены: Полученные ресурсные показатели переводятся в текущие цены с использованием соответствующих индексов пересчета или путем применения ресурсного метода с актуальными ценами на ресурсы.
Примеры использования
Норма ГЭСН 03-04-020-04 применяется при составлении смет на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт пассажирских подвесных канатных дорог. Например, при замене изношенного тягового каната на существующей канатной дороге или при монтаже нового каната в рамках строительства нового объекта. Эта норма будет использоваться для расчета затрат на сам канат (как материал, если он не учтен в стоимости оборудования) и на работы по его установке.
Особенности и ограничения
- Диаметр каната: Норма строго привязана к диаметру каната — свыше 24 до 28 мм. Для канатов других диаметров следует использовать соответствующие нормы из той же группы 03-04-020 (например, 03-04-020-05 для 15 мм, 03-04-020-06 для от 17,5 до 22 мм и т.д.).
- Комплексность работ: Норма учитывает полный комплекс монтажных работ, включая горизонтальное перемещение оборудования от приобъектного склада до места установки на расстояние до 1000 м.
- Дополнительные работы: Затраты на монтаж опорных конструкций (если они не входят в комплект поставки оборудования) или на другие сопутствующие работы (например, земляные работы для фундаментов опор, монтаж станций) не учтены данной нормой и должны определяться по соответствующим сборникам ГЭСН.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Сметчики часто сталкиваются с ошибками при применении сметных норм. Для ГЭСН 03-04-020-04 наиболее распространенные ошибки включают:
- Неверный выбор нормы: Использование данной нормы для канатов другого диаметра или для других типов канатных дорог (например, грузовых) приведет к некорректным расчетам. Всегда проверяйте соответствие диаметра каната и типа канатной дороги описанию нормы.
- Игнорирование поправочных коэффициентов: Неучет коэффициентов на условия производства работ (например, работы на высоте) может существенно исказить сметную стоимость. Важно внимательно изучать общие положения к сборникам ГЭСНм и методические указания.
- Двойной учет ресурсов: Включение в смету материалов или механизмов, которые уже учтены в составе нормы, приводит к завышению стоимости. Например, если канат уже включен в стоимость оборудования, его не следует дополнительно учитывать как материал по данной норме.
- Использование устаревших редакций: Сметные нормы регулярно обновляются. Применение устаревших редакций ГЭСН может привести к несоответствию текущим требованиям и некорректным расчетам. Всегда используйте актуальные редакции норм.
- Неправильный расчет объема: Ошибки в определении массы каната (например, перепутывание погонных метров с тоннами) приведут к значительным искажениям в смете.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся канатных дорог, спецификации на канаты и условия монтажа.
- Проверка диаметра: Убедитесь, что диаметр тягового каната в проекте точно соответствует диапазону, указанному в норме (свыше 24 до 28 мм).
- Уточнение состава работ: Если в проекте предусмотрены специфические операции, неявно учтенные в норме, или требующие дополнительных ресурсов, рассмотрите возможность применения дополнительных норм или составления индивидуальных расчетов с соответствующим обоснованием.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных условий монтажа, рекомендуется проконсультироваться с инженерами-сметчиками, имеющими опыт работы с канатными дорогами, или с представителями проектной организации.
- Использование актуального ПО: Применяйте лицензионное сметное программное обеспечение, которое регулярно обновляется и содержит актуальные базы ГЭСН. Это минимизирует риск ошибок, связанных с устаревшими данными или арифметическими неточностями.
Связанные нормы
При составлении смет на строительство или реконструкцию канатных дорог, помимо ГЭСН 03-04-020-04, могут потребоваться следующие нормы:
- ГЭСН 03-04-020-XX (другие диаметры): Для тяговых канатов пассажирских подвесных канатных дорог других диаметров (например, 03-04-020-05 для 15 мм, 03-04-020-06 для от 17,5 до 22 мм, 03-04-020-07 для свыше 22 до 25,5 мм, 03-04-020-08 для свыше 25,5 до 28 мм).
- ГЭСН 09-06-010-01 и ГЭСН 09-06-010-04: Монтаж опор канатных дорог (свободно стоящих, мачтового типа).
- ГЭСНм 03-04-004-02: Монтаж головок двухканатной подвесной грузовой дороги (сетевой простой опоры), может быть релевантна для некоторых узлов пассажирских дорог.
- ГЭСНм Сборник 3 (Разделы 1-3): Нормы на монтаж мостовых кранов, которые могут использоваться для вспомогательных операций.
- ГЭСН Сборник 1 "Земляные работы": Для устройства фундаментов опор и других земляных работ.
- ГЭСН Сборник 6 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные": Для устройства бетонных фундаментов и других монолитных конструкций.
- ГЭСН Сборник 9 "Строительные металлические конструкции": Для монтажа металлических конструкций, входящих в состав канатной дороги.
Контрольные моменты
При проверке сметной документации, составленной с применением ГЭСН 03-04-020-04, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие объемов: Проверить, соответствует ли объем смонтированного каната (в тоннах) проектным данным.
- Применение коэффициентов: Убедиться, что все необходимые поправочные коэффициенты (например, на высоту) применены корректно и обоснованно.
- Полнота ресурсов: Проверить, учтены ли все необходимые материалы и механизмы, а также трудозатраты, согласно норме. Отсутствие или избыток ресурсов может указывать на ошибку.
- Актуальность нормативов: Удостовериться, что использована актуальная редакция ГЭСН и соответствующие индексы пересчета.
- Отсутствие дублирования: Проверить, нет ли двойного учета одних и тех же работ или ресурсов в разных позициях сметы.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность и достоверность сметной документации при работе с нормой ГЭСН 03-04-020-04.
Ключевые моменты
-
Норма 03-04-020-04 применяется для монтажа тягового каната пассажирских подвесных канатных дорог диаметром 24-28 мм.
-
Единица измерения нормы — 1 тонна смонтированного каната.
-
В норме учтены трудозатраты в объеме 144 чел.-ч при среднем разряде рабочих 4.2.
-
Предусмотрен расход антикоррозийной смазки, припоев, круглых лесоматериалов и необрезной доски.
-
Для выполнения работ используются краны на автомобильном ходу, электрические лебедки, полуприцепы-тяжеловозы и гусеничные тракторы.
-
При работе на высоте более 10 м применяются повышающие коэффициенты к затратам труда и машин.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-04-020-04?
Когда применяется ГЭСН 03-04-020-04?
ГЭСН 03-04-020-04 применяется для определения затрат на монтаж тягового каната пассажирской подвесной канатной дороги, если диаметр каната составляет свыше 24 до 28 мм. Она используется при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте таких объектов.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 03-04-020-04 учтены следующие основные материалы: антикоррозийная смазка для защиты тросов АМС (34.4 кг/т), оловянно-свинцовые бессурьмянистые припои марки ПОС61 (0.09 кг/т), круглые хвойные лесоматериалы неокоренные (0.034 м³/т) и необрезная хвойная доска (0.031 м³/т).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСН 03-04-020-04 предусматривает трудозатраты рабочих в размере 144 человеко-часов на 1 тонну смонтированного тягового каната. Средний разряд работы составляет 4.2.
4 Какие машины и механизмы включены в норму?
Какие машины и механизмы включены в норму?
Для выполнения работ по данной норме учтены следующие машины и механизмы: краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т, электрические лебедки тяговым усилием 78,48 кН (8 т), полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 40 т и тракторы на гусеничном ходу мощностью 79 кВт (108 л.с.).
5 Какие поправочные коэффициенты могут применяться к данной норме?
Какие поправочные коэффициенты могут применяться к данной норме?
К данной норме могут применяться поправочные коэффициенты, учитывающие условия производства работ, например, работы на высоте. Для высоты свыше 10 м до 25 м применяется коэффициент 1.1; свыше 25 м до 40 м – 1.15; свыше 40 м до 70 м – 1.3; свыше 70 м – 1.5 к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин.
Практические советы
Всегда сверяйте диаметр тягового каната в проектной документации с диапазоном, указанным в норме ГЭСН 03-04-020-04 (свыше 24 до 28 мм).
Внимательно изучайте техническую часть и общие положения к Сборнику ГЭСНм 81-03-03 для корректного применения поправочных коэффициентов и учета всех сопутствующих работ.
Используйте актуальные версии сметно-нормативных баз и программного обеспечения для минимизации ошибок и обеспечения достоверности расчетов.
При наличии нестандартных условий или операций, не учтенных нормой, обосновывайте дополнительные затраты или применяйте индивидуальные расценки с соответствующими обоснованиями.
Проводите внутреннюю проверку сметной документации на предмет двойного учета, полноты ресурсов и соответствия проектным решениям.
Частые ошибки
Неверный выбор нормы из-за несоответствия диаметра каната или типа канатной дороги (например, применение для грузовых дорог).
Игнорирование или некорректное применение поправочных коэффициентов, особенно для работ на высоте, что приводит к занижению или завышению сметной стоимости.
Двойной учет материалов или работ, которые уже включены в состав нормы или в стоимость оборудования.
Использование устаревших редакций ГЭСН, что ведет к несоответствию текущим требованиям и ошибкам в расчетах.
Арифметические ошибки или неточности в определении объема работ (массы каната в тоннах).