Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 04-03-018-01

04-03-018

Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных → Несущий канат подвесной пассажирской канатной дороги

Подробное описание
Группа: Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0

Быстрая информация

Единица измерения
500 м
Категория
04-03-018
Тип работ
GESNP
Трудозатраты
352 чел.-ч (Рабочий 6 разряда: 119.68 чел.-ч, Инженер I категории: 116.16 чел.-ч, Ведущий инженер: 116.16 чел.-ч)
Основное назначение
Монтаж несущего каната подвесной пассажирской канатной дороги

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Рабочий 6 разряда чел.-ч 119.68
Инженер I категории чел.-ч 116.16
Ведущий инженер чел.-ч 116.16

Подвесные канатные дороги являются сложными инженерными сооружениями, играющими ключевую роль в транспортной инфраструктуре горнолыжных курортов, туристических зон, а иногда и в промышленных целях. Их строительство и эксплуатация требуют высокой точности расчетов и строгого соблюдения нормативных требований. Одним из важнейших этапов создания такой дороги является монтаж несущих канатов, от качества выполнения которого напрямую зависит безопасность и долговечность всей системы. Для корректного определения затрат на эти работы в сметном деле применяется государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 04-03-018-01.

Эта норма входит в состав сборника ГЭСНп-04 "Подъемно-транспортное оборудование" и регламентирует ресурсные показатели, необходимые для монтажа несущего каната подвесной пассажирской канатной дороги маятникового двухканатного типа. Она служит основой для формирования сметной стоимости работ ресурсным или ресурсно-индексным методом, позволяя сметчикам точно определить потребность в трудовых ресурсах, машинах и механизмах, а также вспомогательных материалах. Понимание нюансов применения ГЭСН 04-03-018-01 критически важно для каждого специалиста, занимающегося составлением смет на строительство или реконструкцию канатных дорог, поскольку ошибки в расчетах могут привести к существенным финансовым потерям или проблемам с приемкой работ.

Основная цель данной статьи — предоставить сметчикам исчерпывающую информацию о норме ГЭСН 04-03-018-01, раскрыть ее назначение, состав работ, ресурсные показатели и особенности практического применения. Мы рассмотрим типичные вопросы, возникающие при работе с этой нормой, и дадим рекомендации по избежанию распространенных ошибок, что позволит повысить точность и достоверность сметных расчетов.

Техническая информация о норме ГЭСН 04-03-018-01

Норма ГЭСН 04-03-018-01 относится к группе "Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных" и предназначена для определения затрат на монтаж несущего каната подвесной пассажирской канатной дороги. Единицей измерения данной нормы является 500 метров монтируемого каната. Это означает, что все ресурсные показатели, заложенные в норму, рассчитаны именно на эту протяженность.

Состав работ по норме

Монтаж несущего каната — это комплексный и многоэтапный процесс, требующий высокой координации и специализированного оборудования. Хотя ГЭСН не детализирует каждую операцию, она учитывает полный комплекс работ, необходимых для установки каната на заданную протяженность. На основе технологических карт и правил безопасности, состав работ по данной норме включает следующие ключевые этапы:

  1. Приемка канатов в монтаж. Этот этап включает внешний осмотр каната, проверку наличия и соответствия сертификатов изготовителя, а также подтверждение параметров и механических характеристик каната. Важно убедиться в отсутствии видимых дефектов, которые могли возникнуть при транспортировке или хранении.
  2. Раскатка канатов. Процесс раскатки каната по трассе канатной дороги. На равнинной местности для этого могут использоваться тракторы, а в условиях горной местности — электрические лебедки или тракторы с применением заранее растянутого по трассе монтажного каната.
  3. Установка монтажных балансирных устройств. На этом этапе происходит установка специальных балансирных устройств на башмаках опор. Затем конец монтажного каната присоединяется к несущему канату, и они протаскиваются через балансирные устройства. После этого несущий канат укладывается в ложе башмака, а монтажные роликовые балансиры снимаются.
  4. Натяжка несущих канатов. Один из наиболее ответственных этапов. Он включает установку натяжного полиспаста, заводку несущего каната с муфтой в контргрузовое устройство, соединение несущего каната с натяжным полиспастом. Далее устанавливаются страховочные захваты на башмаках опор, выбирается слабина каната, производится его натяжка и крепление на анкерном устройстве. После этого монтажный канат сматывается. Минимальное натяжение несущего каната для маятниковых дорог с натяжным устройством должно быть не менее 10Fпс (Fпс - вес груженого подвижного состава).
  5. Крепление концов каната. Каждый из концов несущего каната закрепляется при помощи специальной муфты или якорного барабана. Сращивание и крепление концов каната в муфте должны выполняться квалифицированным специалистом, прошедшим соответствующее обучение и аттестацию. Сращивание несущего каната на участке движения подвижного состава не допускается.

Норма учитывает горизонтальное и вертикальное перемещение оборудования и материальных ресурсов от приобъектного склада до места установки в пределах строительной площадки.

Материалы и ресурсы

В норме ГЭСН 04-03-018-01 учтены затраты на вспомогательные материалы, необходимые для выполнения вышеуказанных работ. Однако, как и во многих других ГЭСН, стоимость основного материала — самого несущего каната — в данной норме не учтена. Это связано с тем, что тип, диаметр, длина и, соответственно, стоимость каната могут значительно варьироваться в зависимости от проектных решений. Поэтому несущий канат должен быть учтен в смете отдельной позицией по проектным данным, что в сметных нормах обозначается литерой "П" (по проекту).

Трудозатраты и время выполнения

Одним из ключевых показателей ГЭСН являются трудозатраты, которые отражают количество человеко-часов, необходимых для выполнения комплекса работ. Для нормы ГЭСН 04-03-018-01 на каждые 500 метров монтируемого несущего каната предусмотрены следующие трудозатраты:

  • Рабочий 6 разряда: 119.68 чел.-ч
  • Инженер I категории: 116.16 чел.-ч
  • Ведущий инженер: 116.16 чел.-ч

Общие трудозатраты пусконаладочного персонала составляют 352 чел.-ч на 500 метров. Квалификационный состав персонала, учтенный в норме, распределяется следующим образом: 34% приходится на рабочего 6 разряда, 33% — на ведущего инженера и 33% — на инженера I категории. Это подчеркивает высокую долю инженерного и высококвалифицированного рабочего труда, что обусловлено сложностью и ответственностью монтажных работ.

Требования к квалификации

Монтаж несущих канатов канатных дорог — это работы повышенной опасности, требующие строгого соблюдения правил безопасности и высокой квалификации персонала. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (ПБ 10-559-03), все работы должны проводиться в соответствии с инструкцией по монтажу организации-изготовителя под руководством специалиста, аттестованного в установленном порядке. Особое внимание уделяется квалификации специалистов, выполняющих сращивание и крепление концов каната в муфте, так как эти операции критически важны для обеспечения прочности и надежности всей системы.

Практическое применение ГЭСН 04-03-018-01

Правильное применение нормы ГЭСН 04-03-018-01 в сметных расчетах требует понимания не только ее состава, но и особенностей учета различных факторов, влияющих на трудоемкость и стоимость работ.

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного расчета сметной стоимости монтажа несущего каната с использованием ГЭСН 04-03-018-01 рекомендуется следующий алгоритм:

  1. Определение общей протяженности монтажа: Первым шагом является точное определение общей длины несущего каната, подлежащего монтажу, согласно проектной документации.
  2. Применение базовой нормы: Для первых 500 метров монтируемого несущего каната применяется норма ГЭСН 04-03-018-01.
  3. Учет последующих участков: Если общая протяженность каната превышает 500 метров, для каждого последующего участка длиной 500 метров (или его части) необходимо применять связанную норму ГЭСН 04-03-018-02 "На последующие 500 м несущего каната добавлять к норме 04-03-018-01". Это позволяет учесть снижение удельных затрат при увеличении объема работ.
  4. Расчет трудозатрат и машинного времени: Умножьте ресурсные показатели (чел.-ч, маш.-ч) из выбранных норм на количество единиц измерения (500 м).
  5. Учет стоимости материалов: Отдельно в смету включается стоимость самого несущего каната, которая определяется по текущим ценам поставщиков или на основании данных проекта (позиция с литерой "П").
  6. Применение поправочных коэффициентов: Оцените условия производства работ. Если они отличаются от нормальных (например, работы в горной местности, на больших высотах, при пересечении сложных препятствий), примените соответствующие повышающие коэффициенты к нормам затрат труда и эксплуатации машин. Эти коэффициенты приводятся в общих положениях к сборникам ГЭСНп или в методических указаниях. Например, для работ в горной местности на разных высотных отметках или при пересечении оврагов, рек, дорог, линий связи и электропередач предусмотрены специальные коэффициенты.
  7. Учет дополнительных затрат: Определите и включите в смету затраты, которые не учтены в норме, но необходимы для выполнения работ. Это могут быть затраты на устройство и разборку временных предохранительных сооружений над дорогами или строениями, а также на загрузку контргрузовых ящиков натяжных устройств для канатов.

Примеры использования

  • Новое строительство канатной дороги: При проектировании новой пассажирской канатной дороги, например, на горнолыжном курорте, сметчик будет использовать ГЭСН 04-03-018-01 для расчета стоимости монтажа несущих канатов. Если общая длина несущего каната составляет 2500 метров, то для первых 500 метров будет применена ГЭСН 04-03-018-01, а для оставшихся 2000 метров (4 раза по 500 м) — ГЭСН 04-03-018-02.
  • Техническое перевооружение или замена каната: В случае износа или повреждения несущего каната на существующей канатной дороге, данная норма также применяется для расчета затрат на его замену. Например, при техническом перевооружении маятниковой канатной дороги, где производится замена несущих и тяговых канатов, а также сигнального кабеля.

Особенности и ограничения

  • Нормальные условия: ГЭСН 04-03-018-01, как и большинство ГЭСН, разработана исходя из нормальных условий производства работ. Это означает, что если условия отличаются (например, работы ведутся в стесненных условиях, на большой высоте, в зимнее время), необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты.
  • Высота и препятствия: В сборнике ГЭСНм 81-03-03-2022 (который является аналогом ГЭСНп-04 в части монтажа оборудования) указывается, что если трасса канатной дороги проходит по местности, пересеченной оврагами, ущельями, реками, дорогами, линиями связи и электропередач, или работы ведутся в горной местности на разных высотных отметках, то к нормам затрат труда и эксплуатации машин применяются повышающие коэффициенты. При производстве работ в условиях, осложненных внешними факторами, предусмотренными проектом, а также в других более сложных производственных условиях по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН, применяются коэффициенты.
  • Количество станций и высота опор: Сметные нормы на монтаж канатов исчисляются из условий, что высота станций не превышает 5 м, высота опор — 20 м, а количество станций на канатной дороге принято 2. Отклонения от этих условий могут потребовать дополнительных обоснований или применения индивидуальных расценок.
  • Комплексность работ: Норма учитывает полный комплекс операций по монтажу каната, но не включает затраты на устройство фундаментов опор, монтаж самих опор и станций, а также пусконаладочные работы всей системы канатной дороги, которые должны быть учтены по другим соответствующим нормам.

Полезная информация для сметчиков по ГЭСН 04-03-018-01

Для эффективной работы с ГЭСН 04-03-018-01 и избежания ошибок в сметных расчетах, сметчикам необходимо учитывать ряд практических аспектов и быть в курсе связанных нормативных документов.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Игнорирование нормы для последующих участков: Одна из наиболее частых ошибок — применение ГЭСН 04-03-018-01 для всей протяженности монтируемого каната, независимо от его длины. Это приводит к некорректному расчету, так как норма ГЭСН 04-03-018-02 специально разработана для учета снижения трудоемкости на последующих 500-метровых участках.
  • "Как избежать:" Всегда проверяйте общую длину каната и применяйте ГЭСН 04-03-018-02 для всех участков, кроме первого.
  1. Неучет поправочных коэффициентов: Забывают применять коэффициенты, учитывающие сложные условия производства работ (горная местность, пересечение препятствий, работа на высоте). Это приводит к занижению сметной стоимости и потенциальным проблемам с финансированием.
  • "Как избежать:" Внимательно изучайте проектную документацию и условия строительной площадки. Обращайтесь к общим положениям сборника ГЭСНп-04 и методическим указаниям по применению ГЭСН для определения всех применимых коэффициентов.
  1. Включение стоимости каната в норму: Ошибочно предполагают, что стоимость самого несущего каната учтена в ГЭСН 04-03-018-01.
  • "Как избежать:" Помните, что несущий канат является основным материалом, который учитывается по проекту (литера "П") и его стоимость должна быть добавлена отдельной позицией в смету.
  1. Недостаточный учет квалификации персонала: Недооценка требований к квалификации рабочих и инженерно-технического персонала, что может привести к неверному расчету трудозатрат или даже к проблемам с безопасностью и качеством работ.
  • "Как избежать:" Учитывайте, что монтаж канатных дорог требует высококвалифицированных специалистов, особенно для ответственных операций, таких как сращивание каната.
  1. Использование устаревших нормативов: Сметно-нормативная база регулярно обновляется, и использование устаревших версий ГЭСН может привести к некорректным расчетам.
  • "Как избежать:" Регулярно проверяйте актуальность применяемых норм и следите за изменениями и дополнениями, публикуемыми официальными органами (например, Минстроем России).

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию на канатную дорогу. Обратите внимание на тип и длину каната, количество и высоту опор, наличие сложных участков трассы.
  • Консультации со специалистами: При возникновении сомнений по применению нормы или учету специфических условий, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками, технологами или опытными сметчиками, специализирующимися на канатных дорогах.
  • Использование сметных программ: Современные сметные программы значительно упрощают работу с ГЭСН, автоматизируя расчеты и помогая применять коэффициенты. Однако важно понимать логику работы нормы, чтобы корректно вводить исходные данные.
  • Документирование решений: Всегда фиксируйте обоснования для применения тех или иных коэффициентов или дополнительных затрат. Это поможет при проверке сметной документации.

Связанные нормы

При составлении сметы на строительство или реконструкцию канатной дороги, помимо ГЭСН 04-03-018-01, необходимо учитывать и другие смежные нормы:

  • ГЭСН 04-03-018-02: "На последующие 500 м несущего каната добавлять к норме 04-03-018-01". Эта норма является прямым дополнением к рассматриваемой и применяется для учета затрат на монтаж несущего каната протяженностью более 500 метров.
  • ГЭСН 04-03-018-03: "Тяговый канат подвесной пассажирской канатной дороги". Применяется для монтажа тяговых канатов, которые, в отличие от несущих, обеспечивают движение подвижного состава.
  • ГЭСН 04-03-018-04: "На последующие 500 м тягового каната добавлять к расценке 04-03-018-03". Аналогично ГЭСН 04-03-018-02, эта норма используется для расчета затрат на последующие участки тягового каната.
  • ГЭСН 09-06-010: "Монтаж опор, станций, мостов и эстакад". Данная норма из сборника ГЭСН-2001, часть 9 "Строительные металлические конструкции", применяется для монтажа основных конструкций канатных дорог — опор и станций, которые являются неотъемлемой частью всей системы.
  • Другие нормы из сборника ГЭСНп-04: Для монтажа прочего подъемно-транспортного оборудования, входящего в состав канатной дороги (приводы, механизмы, электрооборудование), следует использовать соответствующие нормы из того же сборника.

Контрольные моменты

При проверке сметной документации или контроле выполнения работ по монтажу несущего каната канатной дороги, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие проекту: Убедитесь, что тип, длина и характеристики монтируемого каната соответствуют проектной документации.
  • Соблюдение правил безопасности: Проверьте наличие всех необходимых разрешений и допусков, а также соблюдение требований Правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (ПБ 10-559-03).
  • Квалификация персонала: Подтвердите, что работы выполняются аттестованными специалистами, особенно в части сращивания и крепления канатов.
  • Качество монтажа: Осуществляйте контроль за всеми этапами монтажа, включая приемку каната, его раскатку, натяжку и крепление, чтобы гарантировать надежность и безопасность сооружения.
  • Актуальность нормативов: Убедитесь, что сметные расчеты выполнены по актуальной редакции ГЭСН и с учетом всех последних изменений и дополнений.

Ключевые моменты

  • Норма 04-03-018-01 применяется для монтажа несущего каната подвесных пассажирских канатных дорог.

  • Единица измерения нормы — 500 метров каната.

  • Учтенные трудозатраты составляют 352 чел.-ч на 500 м, включая рабочих, инженеров I категории и ведущих инженеров.

  • Норма не учитывает стоимость самого каната, который определяется по проекту.

  • Применение нормы требует учета коэффициентов для сложных условий, таких как горная местность или пересечение препятствий.

Часто задаваемые вопросы

Норма ГЭСН 04-03-018-01 применяется при составлении сметной документации на работы по монтажу несущего каната подвесных пассажирских канатных дорог. Это включает как новое строительство, так и работы по замене или техническому перевооружению существующих канатных дорог.

В норме ГЭСН 04-03-018-01 учтены затраты на вспомогательные материалы, необходимые для выполнения работ. Стоимость самого несущего каната, являющегося основным материалом, в норме не учтена и определяется отдельно по проектным данным (обозначается литерой "П" в сметных нормах).

Норма предусматривает общие трудозатраты в размере 352 чел.-ч на каждые 500 метров монтируемого несущего каната. В этот объем входят трудозатраты рабочего 6 разряда (119.68 чел.-ч), инженера I категории (116.16 чел.-ч) и ведущего инженера (116.16 чел.-ч).

Сама норма ГЭСН 04-03-018-01 разработана исходя из нормальных условий производства работ. Однако для учета сложных условий, таких как работы в горной местности, на разных высотных отметках, или при пересечении трассой оврагов, рек, дорог, применяются специальные поправочные коэффициенты к нормам затрат труда и эксплуатации машин, согласно общим положениям сборника ГЭСНп-04.

ГЭСН 04-03-018-01 применяется для расчета затрат на монтаж первых 500 метров несущего каната. Норма ГЭСН 04-03-018-02 используется для расчета затрат на каждые последующие 500 метров несущего каната, добавляемых к объему, учтенному нормой 04-03-018-01. Это позволяет более точно учитывать снижение трудоемкости при увеличении протяженности монтажа.

Практические советы

1

Всегда уточняйте общую протяженность монтируемого каната, чтобы корректно применить ГЭСН 04-03-018-01 для первого участка и ГЭСН 04-03-018-02 для последующих.

2

Внимательно изучайте проектную документацию на предмет наличия сложных условий (высота, рельеф, пересечения), чтобы своевременно применить соответствующие повышающие коэффициенты.

3

Помните, что стоимость несущего каната не учтена в норме и должна быть добавлена в смету отдельной позицией на основании спецификаций проекта.

4

Особое внимание уделяйте требованиям к квалификации рабочих и инженерно-технического персонала, так как монтаж канатных дорог является высокотехнологичным и ответственным видом работ.

5

Регулярно проверяйте актуальность сметно-нормативной базы и официальные разъяснения Минстроя России для избежания ошибок в расчетах.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Игнорирование необходимости применения нормы ГЭСН 04-03-018-02 для последующих участков каната, что приводит к завышению или занижению сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Неучет или неправильное применение поправочных коэффициентов для сложных условий производства работ (например, горная местность, пересечение препятствий), что искажает реальные затраты.

!
Ошибка 3

Включение стоимости самого несущего каната в смету по данной норме, тогда как его стоимость должна определяться отдельно по проектным данным.

!
Ошибка 4

Недостаточный учет требований к квалификации персонала, особенно при выполнении ответственных операций, таких как сращивание и крепление концов каната.

!
Ошибка 5

Отсутствие проверки актуальности нормативной базы и изменений к ГЭСН, что может привести к использованию устаревших данных.

1
04-03-018-02

На последующие 500 м несущего каната добавлять к норме 04-03-018-01

Применяется для расчета затрат на последующие участки несущего каната после первых 500 м.

2
04-03-018-03

Тяговый канат подвесной пассажирской канатной дороги

Применяется для монтажа тяговых канатов, которые являются отдельным элементом канатной дороги.

3
04-03-018-04

На последующие 500 м тягового каната добавлять к расценке 04-03-018-03

Применяется для расчета затрат на последующие участки тягового каната после первых 500 м.

4
09-06-010

Монтаж опор, станций, мостов и эстакад

Применяется для монтажа конструкций опор и станций канатных дорог, являющихся частью общего комплекса работ.

Технические характеристики

Единица измерения
500 м
Категория
04-03-018
Тип работ
GESNP
Материалы
Рабочий 6 разряда: 119.68 чел.-ч, Инженер I категории: 116.16 чел.-ч, Ведущий инженер: 116.16 чел.-ч. (Несущий канат - по проекту)

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: