{
 "title": "ГЭСН 04-03-019-02: Применение нормы для канатных дорог",
 "metaTitle": "ГЭСН 04-03-019-02: Расчет и применение для несуще-тяговых канатов",
 "metaDescription": "Подробное руководство по ГЭСН 04-03-019-02 для сметчиков. Узнайте о составе работ, трудозатратах и особенностях применения нормы для подвесных кольцевых одноканатных дорог.",
 "slug": "gesn-04-03-019-02",
 "excerpt": "Норма ГЭСН 04-03-019-02 является ключевым элементом для точного определения затрат на пусконаладочные работы, связанные с укладкой и регулировкой несуще-тяговых канатов подвесных кольцевых одноканатных дорог. Эта статья призвана стать исчерпывающим руководством для сметчиков, помогая правильно применять данную норму в своей практике. Мы подробно рассмотрим ее назначение и область применения, детализируем состав работ и необходимые трудозатраты для квалифицированного персонала, включая рабочих и инженерно-технических специалистов. Особое внимание будет уделено пошаговому алгоритму расчета, примерам использования, а также особенностям и ограничениям, которые необходимо учитывать при составлении смет. Кроме того, мы проанализируем типичные ошибки, дадим практические советы по их предотвращению и укажем на связанные нормативные документы, что позволит обеспечить максимальную точность и достоверность сметных расчетов в соответствии с действующими стандартами ценообразования в строительстве. Понимание нюансов ГЭСН 04-03-019-02 критически важно для эффективного планирования и контроля затрат на строительство и эксплуатацию канатных дорог.",
 "content": "## Введение\n\nГосударственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных и специальных строительных работ. Норма ГЭСНп 04-03-019-02 относится к сборнику ГЭСНп-2020 «Подъемно-транспортное оборудование» и регулирует затраты на пусконаладочные работы, связанные с монтажом и регулировкой канатов подвесных дорог. \n\n### Назначение и область применения нормы\n\nГЭСНп 04-03-019-02 предназначена для определения ресурсных затрат на *последующие* 500 метров несуще-тягового каната для подвесных кольцевых одноканатных дорог. Это означает, что данная норма применяется в дополнение к базовой норме (предположительно ГЭСНп 04-03-019-01), которая учитывает затраты на первые 500 метров или иной начальный участок каната. Основное назначение нормы – обеспечить точный расчет трудозатрат, необходимых для выполнения работ по удлинению или добавлению секций несуще-тягового каната после первоначальной установки.\n\nОбласть применения нормы охватывает пусконаладочные работы на объектах, где используются подвесные канатные дороги кольцевого одноканатного типа. Такие дороги широко применяются для транспортировки людей (например, на горнолыжных курортах, в парках) и грузов. Точное применение этой нормы критически важно для формирования достоверной сметной стоимости проекта, так как она учитывает специфику работ с высоконагруженными и ответственными элементами конструкции.\n\n### Основные характеристики\n\n* **Код нормы:** 04-03-019-02\n* **Полное наименование:** Канаты дорог подвесных кольцевых одноканатных → На последующие 500 м несуще-тягового каната добавлять к норме 04-03-019-02\n* **Единица измерения:** 500 м\n* **Тип работ:** ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы)\n* **Категория:** 04-03-019 (Канаты дорог подвесных кольцевых одноканатных)\n\n## Техническая информация\n\nПонимание технического состава работ и ресурсных затрат, учтенных в ГЭСНп 04-03-019-02, является фундаментом для ее корректного применения в сметной документации.\n\n### Состав работ по норме\n\nПоскольку норма 04-03-019-02 является дополнительной и применяется к последующим участкам каната, состав работ включает операции, связанные с продолжением монтажа и пусконаладки несуще-тягового каната. Хотя конкретный перечень операций для данной нормы не детализирован в общедоступных источниках, исходя из ее назначения и типа объекта (подвесные канатные дороги), можно выделить следующие основные этапы и виды работ, учтенные в трудозатратах:\n\n1. **Разматывание и раскладка каната:** Подготовка и разматывание дополнительных секций несуще-тягового каната с барабанов или бухт. Аккуратная раскладка каната вдоль трассы подвесной дороги, исключающая повреждения и перекручивания.\n2. **Протяжка и укладка каната:** Перемещение каната по трассе, его протяжка через опорные ролики, станции и другие элементы конструкции. Это может включать использование вспомогательных механизмов и приспособлений для обеспечения плавности и безопасности процесса.\n3. **Выполнение соединений (сращивание) или подготовка к ним:** Если требуется соединение нескольких секций каната для достижения необходимой длины, норма учитывает трудозатраты на подготовительные работы и само сращивание (например, методом бесконечной петли или с использованием специальных муфт). Эти работы требуют высокой точности и квалификации.\n4. **Предварительное натяжение и регулировка каната:** Осуществление начального натяжения каната на добавленном участке с использованием натяжных устройств. Регулировка провисания (саги) каната в соответствии с проектными значениями для обеспечения его правильного положения и функционирования.\n5. **Контроль качества укладки и натяжения:** Визуальный осмотр и инструментальный контроль уложенного и натянутого участка каната на предмет отсутствия дефектов, правильности положения на опорах и соответствия проектным параметрам натяжения. Это включает проверку работы роликов, зажимов и других элементов, взаимодействующих с канатом.\n6. **Перемещение персонала, инструментов и легкого оборудования:** В пределах рабочей зоны, необходимой для выполнения вышеуказанных операций. Это включает доставку и перемещение специализированного инструмента, измерительного оборудования и мелких приспособлений.\n7. **Подготовительно-заключительные работы:** Включают организацию рабочего места, проверку готовности оборудования, уборку после завершения работ на участке.\n\nВажно отметить, что ГЭСНп (пусконаладочные работы) подразумевает не только физический монтаж, но и последующие операции по доведению системы до рабочего состояния, включая точную настройку и тестирование. \n\n### Материалы и ресурсы\n\nНормы ГЭСН, в отличие от ФЕР или ТЕР, не содержат стоимостных показателей, а лишь определяют потребность в ресурсах. В данной норме 04-03-019-02 учтены исключительно трудозатраты персонала. Это означает, что стоимость самого несуще-тягового каната, а также любых других материальных ресурсов (например, смазочных материалов, мелких крепежных элементов, расходных материалов для сращивания), необходимых для выполнения работ, не включена в данную норму и должна учитываться отдельно по соответствующим сборникам Федеральных сметных цен на материалы, изделия и конструкции (ФССЦ) или по текущим рыночным ценам, подтвержденным прайс-листами поставщиков. \n\n### Трудозатраты и время выполнения\n\nНорма ГЭСНп 04-03-019-02 предусматривает следующие трудозатраты на каждые 500 метров несуще-тягового каната:\n\n* **Рабочий 5 разряда:** 16.15 чел.-ч\n* **Рабочий 6 разряда:** 31.35 чел.-ч\n* **Инженер I категории:** 31.35 чел.-ч\n* **Ведущий инженер:** 16.15 чел.-ч\n\n**Общие трудозатраты:** Суммарные трудозатраты по данной норме составляют 95.00 чел.-ч на 500 метров. Это включает как непосредственное выполнение работ рабочими, так и инженерное сопровождение, контроль и принятие технических решений, что подчеркивает сложность и ответственность процесса монтажа и пусконаладки канатов подвесных дорог. Высокая квалификация персонала (рабочие 5-6 разрядов, инженеры) обусловлена необходимостью точного соблюдения технологических требований и стандартов безопасности при работе с такими критически важными элементами конструкции, как несуще-тяговые канаты. \n\n### Требования к квалификации\n\nРаботы по монтажу и пусконаладке несуще-тяговых канатов требуют высокой квалификации персонала. Рабочие 5-го и 6-го разрядов обладают необходимыми навыками для выполнения сложных операций по раскладке, протяжке, сращиванию и предварительной регулировке каната. Присутствие инженерно-технического персонала (инженер I категории, ведущий инженер) является обязательным, поскольку они отвечают за:\n\n* Технический надзор и контроль за соблюдением проектных решений и нормативных требований.\n* Принятие оперативных решений в случае возникновения нестандартных ситуаций.\n* Координацию действий бригады и взаимодействие с другими участниками проекта.\n* Обеспечение безопасности выполнения работ.\n* Ведение исполнительной документации и отчетности.\n\nТакой состав бригады гарантирует выполнение работ на должном уровне качества и безопасности, что критически важно для объектов повышенной опасности, таких как канатные дороги.\n\n## Практическое применение\n\nПравильное применение ГЭСНп 04-03-019-02 в сметной документации требует четкого понимания алгоритма расчета и учета всех нюансов.\n\n### Пошаговый алгоритм расчета\n\nДля корректного применения нормы 04-03-019-02 сметчику необходимо выполнить следующие шаги:\n\n1. **Определение общей длины каната:** Изучить проектную документацию и определить общую длину несуще-тягового каната, подлежащего монтажу и пусконаладке. Важно учитывать, что канат может быть поставлен в нескольких секциях, которые затем сращиваются на месте.\n2. **Выделение базового участка:** Определить длину базового участка, который будет учтен по норме ГЭСНп 04-03-019-01. Как правило, это первые 500 метров или иной участок, предусмотренный базовой нормой. \n3. **Расчет количества последующих участков:** Вычесть длину базового участка из общей длины каната. Полученный остаток разделить на 500 метров (единица измерения нормы 04-03-019-02). Результат округлить в большую сторону до целого числа, так как норма применяется на каждые *последующие* 500 м или их часть. Например, если осталось 600 м, норма применяется 2 раза (для двух последующих 500-метровых участков).\n4. **Применение нормы:** Умножить количество последующих участков на трудозатраты, указанные в ГЭСНп 04-03-019-02 для каждого вида персонала. Это даст общую потребность в человеко-часах для рабочих 5-го и 6-го разрядов, инженеров I категории и ведущих инженеров.\n5. **Учет стоимости ресурсов:** Перевести полученные человеко-часы в денежное выражение, используя текущие расценки на оплату труда соответствующих категорий персонала. Важно использовать актуальные сборники текущих цен, поскольку ГЭСН рассчитываются только в текущих ценах. \n6. **Дополнительный учет материалов:** Отдельно учесть стоимость самого несуще-тягового каната и других необходимых материалов, которые не входят в состав данной нормы. Для этого используются сборники ФССЦ или прайс-листы поставщиков. \n7. **Применение накладных расходов и сметной прибыли:** К полученным прямым затратам (оплата труда, стоимость материалов, эксплуатация машин, если они учитываются) необходимо добавить накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями (например, Пр/812-083.0 для накладных расходов и Пр/774-083.0 для сметной прибыли). \n\n### Примеры использования\n\n**Пример 1: Общая длина каната 1200 м.**\n\n* Предположим, ГЭСНп 04-03-019-01 применяется на первые 500 м.\n* Остаток длины: 1200 м - 500 м = 700 м.\n* Количество применений ГЭСНп 04-03-019-02: 700 м / 500 м = 1.4. Округляем в большую сторону до 2.\n* Таким образом, норма 04-03-019-02 применяется 2 раза.\n* Общие трудозатраты по 04-03-019-02: 2 * 95.00 чел.-ч = 190.00 чел.-ч.\n\n**Пример 2: Общая длина каната 2800 м.**\n\n* Предположим, ГЭСНп 04-03-019-01 применяется на первые 500 м.\n* Остаток длины: 2800 м - 500 м = 2300 м.\n* Количество применений ГЭСНп 04-03-019-02: 2300 м / 500 м = 4.6. Округляем в большую сторону до 5.\n* Таким образом, норма 04-03-019-02 применяется 5 раз.\n* Общие трудозатраты по 04-03-019-02: 5 * 95.00 чел.-ч = 475.00 чел.-ч.\n\n### Особенности и ограничения\n\n* **Дополнительный характер:** Ключевая особенность нормы – ее дополнительный характер. Она всегда применяется *после* базовой нормы для начального участка. Игнорирование этого может привести к завышению или занижению сметной стоимости.\n* **Тип каната и дороги:** Норма строго привязана к несуще-тяговому канату кольцевых одноканатных подвесных дорог. Применение для других типов канатов (например, тяговых, несущих двухканатных дорог) или других видов канатных дорог (например, двухканатных, маятниковых) недопустимо и требует использования соответствующих норм (например, ГЭСНм 03-04-001-03 для двухканатных грузовых дорог). \n* **Пусконаладочные работы:** Норма относится к ГЭСНп, что означает учет затрат на доведение смонтированного оборудования до рабочего состояния, включая регулировку, испытания и сдачу в эксплуатацию. Это отличает ее от норм на чисто монтажные работы.\n* **Отсутствие материалов и машин:** В данной норме не учтена стоимость самого каната и других материальных ресурсов, а также затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов. Эти позиции должны быть добавлены в смету отдельными строками, исходя из проектных данных и текущих цен. \n* **Актуальность нормативов:** ГЭСН регулярно обновляются. Важно использовать актуальную редакцию сборника (например, ГЭСНп-2020) и следить за изменениями, публикуемыми на официальных ресурсах Минстроя России. \n\n## Полезная информация\n\nДля эффективной работы с ГЭСНп 04-03-019-02 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормативах.\n\n### Типичные ошибки и как их избежать\n\n1. **Неправильное применение "дополнительности":** Самая частая ошибка – применение нормы 04-03-019-02 для всего объема работ или для первого участка каната. **Как избежать:** Всегда начинать расчет с базовой нормы (например, ГЭСНп 04-03-019-01), а затем применять 04-03-019-02 для последующих участков.\n2. **Неверное округление:** Округление количества 500-метровых участков в меньшую сторону или использование нецелых значений. **Как избежать:** Всегда округлять количество применений нормы в большую сторону до целого числа, так как работы выполняются на каждый начавшийся 500-метровый участок.\n3. **Игнорирование стоимости каната:** Забывание о необходимости отдельного учета стоимости самого несуще-тягового каната и других материалов. **Как избежать:** Четко разделять ресурсные затраты, учтенные в ГЭСН, и прямые материальные затраты, которые должны быть добавлены в смету по ФССЦ или прайс-листам.\n4. **Применение для неподходящих типов дорог/канатов:** Использование нормы для двухканатных дорог, грузовых канатов или других типов, не соответствующих ее описанию. **Как избежать:** Внимательно читать полное наименование нормы и ее область применения, сверяться с технической частью сборника ГЭСНп-04.\n5. **Неучет пусконаладочных аспектов:** Рассмотрение нормы как чисто монтажной, без учета специфики пусконаладочных работ, требующих высокой квалификации и точности. **Как избежать:** Помнить, что ГЭСНп охватывает не только физическое выполнение, но и настройку, регулировку, испытания, что оправдывает включение инженерно-технического персонала.\n\n### Практические советы\n\n* **Детальное изучение проекта:** Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, чертежи и спецификации на канатную дорогу. Это поможет точно определить тип каната, его общую длину, количество секций и особенности монтажа.\n* **Использование актуальных баз:** Всегда работайте с последними редакциями ГЭСН и актуальными сборниками текущих цен на ресурсы. Информация об изменениях публикуется на официальном сайте Федерального центра ценообразования в строительстве (ФЦЦС). \n* **Консультации со специалистами:** В случае сомнений по составу работ или особенностям применения нормы, не стесняйтесь обращаться за консультациями к инженерам-проектировщикам, технологам или опытным сметчикам, специализирующимся на канатном транспорте.\n* **Документирование:** Ведите подробную документацию по всем расчетам, обоснованиям и принятым решениям. Это упростит проверку сметы и поможет избежать разногласий.\n* **Учет специфики объекта:** Каждая канатная дорога имеет свои уникальные особенности. Учитывайте условия производства работ (высота, труднодоступность, погодные условия), которые могут потребовать применения повышающих коэффициентов, предусмотренных Общими положениями к ГЭСН.\n\n### Связанные нормы\n\nПри составлении сметы на канатные дороги, помимо ГЭСНп 04-03-019-02, могут потребоваться следующие нормы и документы:\n\n* ГЭСНп 04-03-019-01: Базовая норма для первых 500 м несуще-тягового каната кольцевых одноканатных подвесных дорог. Применяется в сочетании с 04-03-019-02. \n* ГЭСН 09-06-010: Монтаж опор, станций, мостов и эстакад канатных дорог. Эта норма учитывает затраты на монтаж основных конструктивных элементов канатной дороги, на которые затем укладывается канат. \n* ГЭСНм 03-04-001-03: Канат несущий и сетевой двухканатной подвесной грузовой дороги, диаметр: свыше 45 до 55 мм. Эта норма может быть использована для оценки затрат на другие типы канатов или дорог, если проект предусматривает их использование. \n* **ГОСТ Р 71234-2024** "Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Подвижной состав. Требования безопасности": Важный стандарт, регламентирующий требования безопасности к канатным дорогам, что косвенно влияет на технологию выполнения работ и квалификацию персонала. \n* **Общие положения к ГЭСН (ГЭСН 81-02-ОП-2001):** Содержат общие правила применения сметных норм, включая коэффициенты к нормам затрат труда, времени эксплуатации машин, материальных ресурсов, которые могут быть применены в зависимости от условий производства работ. \n\n### Контрольные моменты\n\nДля обеспечения точности и достоверности сметы, сметчику необходимо контролировать следующие аспекты:\n\n* **Соответствие типу объекта:** Убедиться, что норма применяется именно для кольцевых одноканатных подвесных дорог и несуще-тягового каната.\n* **Правильность определения объема:** Точно рассчитать количество 500-метровых участков, подлежащих учету по данной норме, с учетом базового участка.\n* **Полнота учета ресурсов:** Проверить, что помимо трудозатрат, учтенных в ГЭСН, в смету включены все необходимые материалы (сам канат, вспомогательные материалы) и, при необходимости, машины и механизмы.\n* **Актуальность цен:** Использовать только актуальные текущие цены на оплату труда и материалы.\n* **Обоснование коэффициентов:** Если применяются какие-либо повышающие или понижающие коэффициенты, они должны быть четко обоснованы ссылками на соответствующие нормативные документы или условия производства работ.\n\nСоблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам эффективно использовать ГЭСНп 04-03-019-02, обеспечивая прозрачность и точность сметных расчетов для проектов по строительству и обслуживанию канатных дорог.\n",
 "quickInfo": {
 "unit": "500 м",
 "category": "04-03-019",
 "type": "GESNP",
 "laborHours": "95.00 чел.-ч (включая рабочих 5 и 6 разрядов, инженеров I категории и ведущих инженеров)",
 "mainPurpose": "Определение затрат на пусконаладочные работы по укладке последующих 500 м несуще-тягового каната для подвесных кольцевых одноканатных дорог."
 },
 "keyPoints": [
 "Норма 04-03-019-02 применяется для последующих 500 м несуще-тягового каната кольцевых одноканатных подвесных дорог.",
 "Единица измерения нормы – 500 метров каната.",
 "Норма относится к пусконаладочным работам (ГЭСНп) и включает трудозатраты рабочих и инженерно-технического персонала.",
 "Общие трудозатраты составляют 95.00 чел.-ч на каждые 500 м каната.",
 "Стоимость самого каната и других материалов не учтена в норме и должна добавляться отдельно по ФССЦ или прайс-листам."
 ],
 "faqs": [
 {
 "question": "Когда применяется ГЭСН 04-03-019-02?",
 "answer": "ГЭСН 04-03-019-02 применяется для определения затрат на пусконаладочные работы по укладке и регулировке несуще-тягового каната подвесных кольцевых одноканатных дорог, начиная со второго и последующих участков по 500 метров. Она дополняет базовую норму, которая учитывает затраты на первый участок каната. "
 },
 {
 "question": "Какие материалы учтены в норме?",
 "answer": "В норме ГЭСН 04-03-019-02 учтены только трудозатраты персонала. Стоимость самого несуще-тягового каната и других необходимых материальных ресурсов (например, смазочных материалов, крепежных элементов) не включена в данную норму и должна учитываться отдельно по соответствующим сборникам ФССЦ или по текущим рыночным ценам. "
 },
 {
 "question": "Какие трудозатраты предусмотрены?",
 "answer": "Норма предусматривает общие трудозатраты в размере 95.00 чел.-ч на каждые 500 метров каната. В эти трудозатраты входят: Рабочий 5 разряда (16.15 чел.-ч), Рабочий 6 разряда (31.35 чел.-ч), Инженер I категории (31.35 чел.-ч) и Ведущий инженер (16.15 чел.-ч). "
 },
 {
 "question": "В чем отличие ГЭСНп от других типов ГЭСН?",
 "answer": "ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы) отличаются от ГЭСН (строительные работы), ГЭСНм (монтаж оборудования) и ГЭСНр (ремонтно-строительные работы) тем, что они учитывают затраты на комплекс работ по доведению смонтированного оборудования до рабочего состояния, включая его настройку, регулировку, испытания и сдачу в эксплуатацию. Это более специализированный вид работ, требующий высокой квалификации персонала. "
 }
 ],
 "commonMistakes": [
 "Применение нормы 04-03-019-02 для первого участка каната вместо базовой нормы (например, 04-03-019-01).",
 "Неправильное округление количества 500-метровых участков (например, округление в меньшую сторону или использование дробных значений).",
 "Игнорирование необходимости отдельного учета стоимости самого несуще-тягового каната и других материальных ресурсов.",
 "Применение нормы для канатных дорог, не являющихся кольцевыми одноканатными, или для других типов канатов.",
 "Неучет специфики пусконаладочных работ, что может привести к недооценке сложности и квалификации требуемого персонала."
 ],
 "practicalTips": [
 "Всегда начинайте расчет сметы с определения общей длины каната и выделения базового участка, для которого применяется соответствующая норма (вероятно, 04-03-019-01).",
 "Тщательно проверяйте проектную документацию на предмет типа и длины каната, а также особенностей конструкции канатной дороги.",
 "Используйте только актуальные сборники ГЭСН и текущих цен на ресурсы, регулярно проверяя обновления на официальных сайтах.",
 "Применяйте повышающие или понижающие коэффициенты к нормам только при наличии четких обоснований, предусмотренных Общими положениями к ГЭСН.",
 "Включайте в смету все сопутствующие затраты, не учтенные в данной норме, такие как стоимость самого каната, транспортные расходы, накладные расходы и сметная прибыль."
 ],
 "relatedNorms": [
 {
 "code": "04-03-019-01",
 "name": "Канаты дорог подвесных кольцевых одноканатных",
 "relationship": "Базовая норма для первого участка несуще-тягового каната, применяется в сочетании с 04-03-019-02 для последующих участков."
 },
 {
 "code": "09-06-010",
 "name": "Монтаж опор, станций, мостов и эстакад канатных дорог",
 "relationship": "Применяется для учета затрат на монтаж основных конструктивных элементов канатной дороги."
 },
 {
 "code": "ГЭСНм 03-04-001-03",
 "name": "Канат несущий и сетевой двухканатной подвесной грузовой дороги, диаметр: свыше 45 до 55 мм",
 "relationship": "Может быть использована для оценки затрат на другие типы канатов или дорог (двухканатных, грузовых)."
 }
 ],
 "internalLinks": [
 {
 "type": "norm",
 "code": "04-03-019-01",
 "anchorText": "ГЭСНп 04-03-019-01",
 "context": "Введение, Практическое применение, Типичные ошибки"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "09-06-010",
 "anchorText": "ГЭСН 09-06-010",
 "context": "Связанные нормы"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "ГЭСНм 03-04-001-03",
 "anchorText": "ГЭСНм 03-04-001-03",
 "context": "Особенности и ограничения, Связанные нормы"
 }
 ],
 "keywords": {
 "primary": ["ГЭСН 04-03-019-02", "норма 04-03-019-02", "смета 04-03-019-02"],
 "secondary": ["расчет 04-03-019-02", "применение 04-03-019-02", "Канаты дорог подвесных кольцевых одноканатных", "пусконаладочные работы канатных дорог"],
 "longTail": ["как рассчитать 04-03-019-02", "состав работ 04-03-019-02", "ошибки применения 04-03-019-02", "трудозатраты ГЭСНп 04-03-019-02", "несуще-тяговый канат смета"]
 },
 "technicalSpecs": {
 "unit": "500 м",
 "category": "04-03-019",
 "type": "GESNP",
 "materials": "В данной норме учтены только трудозатраты персонала. Стоимость несуще-тягового каната и других необходимых материалов учитывается отдельно по соответствующим сборникам ФССЦ."
 },
 "tags": ["ГЭСН", "04-03-019", "GESNP", "сметы", "строительство", "канатные дороги", "пусконаладка"],
 "readingTime": "12 минут",
 "difficulty": "Средний",
 "lastUpdated": "2025-07-27"
}