Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 04-03-024-02

04-03-024

Комплексное опробование подвесной канатной дороги → На каждые последующие 300 м добавлять к норме 04-03-024-01

Подробное описание
Группа: Комплексное опробование подвесной канатной дороги Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0

Быстрая информация

Единица измерения
300 м
Категория
04-03-024
Тип работ
GESNP
Трудозатраты
810 чел.-ч (включая рабочих 5 и 6 разрядов, инженера I категории, ведущего инженера)
Основное назначение
Комплексное опробование подвесной канатной дороги (на каждые последующие 300 м добавлять к норме 04-03-024-01)

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Рабочий 5 разряда чел.-ч 137.7
Рабочий 6 разряда чел.-ч 267.3
Инженер I категории чел.-ч 267.3
Ведущий инженер чел.-ч 137.7

Введение

Государственная элементная сметная норма ГЭСН 04-03-024-02 является ключевым инструментом для сметчиков при определении затрат на комплексное опробование подвесных канатных дорог. Эта норма относится к сборнику ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы) и предназначена для учета дополнительных затрат, возникающих при увеличении протяженности канатной дороги.

Назначение и область применения нормы

Норма ГЭСН 04-03-024-02 применяется для расчета трудозатрат и других ресурсов, необходимых для комплексного опробования подвесной канатной дороги, когда ее длина превышает базовую, учтенную в норме ГЭСН 04-03-024-01. Она добавляется на каждые последующие 300 метров длины дороги. Комплексное опробование — это завершающий этап пусконаладочных работ, направленный на проверку работоспособности всего комплекса оборудования канатной дороги в различных режимах эксплуатации, оценку качества монтажа и соответствия фактических эксплуатационных параметров проектным значениям.

Основные характеристики

  • Код нормы: 04-03-024-02
  • Полное наименование: Комплексное опробование подвесной канатной дороги → На каждые последующие 300 м добавлять к норме 04-03-024-01
  • Единица измерения: 300 м
  • Тип работ: Пусконаладочные работы (ГЭСНп)
  • Категория: 04-03-024 (Комплексное опробование подвесной канатной дороги)

Техническая информация

Комплексное опробование подвесной канатной дороги — это сложный технологический процесс, требующий высокой квалификации персонала и тщательного выполнения всех операций. Целью опробования является подтверждение готовности объекта к безопасной и эффективной эксплуатации.

Состав работ по норме

Хотя сама норма 04-03-024-02 является добавочной и не детализирует состав работ, она подразумевает продолжение и расширение объема операций, учтенных в базовой норме 04-03-024-01. В общем случае, комплексное опробование подвесной канатной дороги включает следующие основные операции:

  • Пробный пуск оборудования: Запуск всех систем канатной дороги в тестовом режиме.
  • Функциональный контроль: Проверка работы отдельных узлов и механизмов (приводов, тормозных систем, систем управления, безопасности, связи и сигнализации).
  • Проверка взаимодействия систем: Оценка корректности совместной работы всех элементов дороги.
  • Испытания на различных режимах: Тестирование дороги на номинальной скорости, а также в аварийных и специальных режимах.
  • Проверка систем безопасности: Испытания ловителей, ограничителей скорости, систем эвакуации и других устройств, обеспечивающих безопасность пассажиров и персонала.
  • Измерение и регулировка параметров: Контроль и настройка натяжения канатов, провеса, скорости движения, параметров электрооборудования.
  • Документирование результатов: Фиксация всех проведенных испытаний, выявленных отклонений и принятых мер.

Эти работы проводятся в соответствии с инструкциями, разработанными специализированными проектными организациями, и правилами безопасной эксплуатации канатных дорог.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 04-03-024-02, как и большинство норм ГЭСНп, в основном учитывает трудозатраты персонала. Прямые материальные ресурсы и машины/механизмы, как правило, не учтены в таких нормах, поскольку основное оборудование уже смонтировано, а для пусконаладочных работ используются специализированные инструменты и приспособления, которые либо входят в состав оборудования, либо являются оборотными средствами пусконаладочной организации. Если требуются специфические материалы или аренда дополнительного оборудования, они должны быть учтены в смете отдельными позициями.

Трудозатраты и время выполнения

Норма 04-03-024-02 предусматривает следующие трудозатраты на каждые последующие 300 метров длины канатной дороги:

  • Рабочий 5 разряда: 137.7 чел.-ч
  • Рабочий 6 разряда: 267.3 чел.-ч
  • Инженер I категории: 267.3 чел.-ч
  • Ведущий инженер: 137.7 чел.-ч

Общие трудозатраты по норме составляют 810 чел.-ч на каждые 300 метров дополнительной длины. Это отражает высокую сложность и ответственность работ, требующих участия как квалифицированных рабочих, так и инженерно-технического персонала.

Требования к квалификации

Учитывая состав трудозатрат, для выполнения работ по данной норме требуется персонал высокой квалификации:

  • Рабочие 5 и 6 разрядов: Обладают глубокими знаниями в области монтажа, наладки и эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, умеют работать со сложными механизмами и электрическими схемами.
  • Инженер I категории и Ведущий инженер: Осуществляют общее руководство работами, разрабатывают программы испытаний, анализируют результаты, принимают решения по устранению выявленных неисправностей и обеспечивают соответствие работ проектной документации и нормативным требованиям. Их участие критически важно для обеспечения безопасности и надежности функционирования канатной дороги.

Практическое применение

Правильное применение нормы ГЭСН 04-03-024-02 требует четкого понимания ее связи с базовой нормой и алгоритма расчета.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определите общую длину подвесной канатной дороги: Это исходный параметр для расчета.
  2. Примените базовую норму ГЭСН 04-03-024-01: Эта норма применяется для начальной (базовой) длины канатной дороги. Важно уточнить, какую именно длину покрывает ГЭСН 04-03-024-01 (например, "до 500 м" или "до 1000 м"). Эта информация содержится в технических частях сборников ГЭСНп.
  3. Рассчитайте дополнительную длину: Вычтите базовую длину из общей длины канатной дороги.
  4. Определите количество дополнительных интервалов по 300 м: Разделите полученную дополнительную длину на 300 метров и округлите результат в большую сторону до целого числа. Например, если дополнительная длина составляет 450 метров, это будет 2 интервала по 300 метров (первые 300 м и еще 150 м, которые округляются до следующих 300 м).
  5. Умножьте ресурсы нормы 04-03-024-02 на количество интервалов: Полученное количество интервалов умножается на трудозатраты и другие ресурсы, указанные в норме ГЭСН 04-03-024-02.
  6. Суммируйте результаты: Общие затраты на комплексное опробование будут складываться из затрат по ГЭСН 04-03-024-01 и рассчитанных дополнительных затрат по ГЭСН 04-03-024-02.

Примеры использования

Предположим, что норма ГЭСН 04-03-024-01 применяется для канатных дорог длиной до 1000 метров.

  • Пример 1: Канатная дорога длиной 1250 м

  • Базовая длина: 1000 м (по ГЭСН 04-03-024-01)

  • Дополнительная длина: 1250 м - 1000 м = 250 м

  • Количество интервалов по 300 м: 250 м / 300 м = 0.83, округляем до 1 интервала.

  • Применение ГЭСН 04-03-024-02: 1 раз.

  • Пример 2: Канатная дорога длиной 1800 м

  • Базовая длина: 1000 м (по ГЭСН 04-03-024-01)

  • Дополнительная длина: 1800 м - 1000 м = 800 м

  • Количество интервалов по 300 м: 800 м / 300 м = 2.67, округляем до 3 интервалов.

  • Применение ГЭСН 04-03-024-02: 3 раза.

Особенности и ограничения

  • Обязательность применения: ГЭСНп являются обязательными для применения при определении сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета. Для других объектов они носят рекомендательный характер.
  • Учет условий: Нормы ГЭСНп отражают среднеотраслевой уровень затрат при принятой технологии и организации работ. Корректировка норм допускается только в случаях, предусмотренных техническими частями сборников или методическими указаниями.
  • Повторное выполнение работ: Повторное выполнение пусконаладочных работ, вызванное изменением технологического процесса или заменой оборудования, должно быть обосновано заданием заказчика и может быть учтено с применением понижающих коэффициентов, если это предусмотрено нормативными документами.

Полезная информация

Для эффективного использования ГЭСН 04-03-024-02 сметчикам следует учитывать ряд важных аспектов.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение без базовой нормы: Самая частая ошибка — попытка применить ГЭСН 04-03-024-02 без учета ГЭСН 04-03-024-01. Норма 04-03-024-02 является добавочной и всегда должна использоваться в связке с базовой нормой. Всегда проверяйте, какая базовая длина учтена в 04-03-024-01.
  2. Ошибки в округлении дополнительной длины: Неправильное округление количества 300-метровых интервалов. Всегда округляйте в большую сторону, так как даже неполный интервал требует выполнения полного объема дополнительных работ.
  3. Игнорирование специфики объекта: Каждая канатная дорога имеет свои особенности. Важно учитывать тип дороги (пассажирская, грузовая, одноканатная, двухканатная, кольцевая, маятниковая), ее конструкцию и проектные решения. Хотя ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты, проектная документация может содержать специфические требования к опробованию.
  4. Неучет сопутствующих затрат: Норма 04-03-024-02 покрывает только трудозатраты. Затраты на электроэнергию, испытательные грузы, специализированные приборы, транспортные расходы, а также накладные расходы и сметную прибыль должны быть учтены дополнительно в соответствии с методическими указаниями по ценообразованию в строительстве.

Практические советы

  • Внимательно изучайте проектную документацию: Проект содержит ключевую информацию о длине канатной дороги, ее типе, составе оборудования и требованиях к пусконаладочным работам. Это позволит точно определить объем работ и корректно применить нормы.
  • Используйте актуальные методические указания: Регулярно сверяйтесь с действующими МДС 81-27.2001 (или более поздними редакциями, если применимо) и другими официальными разъяснениями по применению ГЭСНп.
  • Консультируйтесь с техническими специалистами: При возникновении сомнений в составе работ или особенностях опробования конкретного типа канатной дороги, привлекайте инженеров и наладчиков, имеющих опыт работы с данным оборудованием.
  • Обосновывайте отступления: Если по каким-либо причинам требуется отступление от норм (например, из-за уникальных условий), оно должно быть надлежащим образом обосновано и согласовано с заказчиком и, при необходимости, с надзорными органами.

Связанные нормы

  • ГЭСН 04-03-024-01: Базовая норма для комплексного опробования подвесной канатной дороги, к которой добавляется 04-03-024-02. Понимание этой нормы критически важно для корректного применения 04-03-024-02.
  • МДС 81-27.2001 (или МДС 81-27.2007): "Указания по применению государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп)". Эти документы содержат общие положения и порядок применения всех сборников ГЭСНп, включая правила определения сметных норм, составления индивидуальных норм и применения ресурсного метода.
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации канатных дорог: Такие документы, как ПБ 10-559-03 "Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог" или ГОСТ Р 71238-2024 "Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Методы испытаний", определяют технические требования и процедуры, которые лежат в основе пусконаладочных работ и комплексного опробования.

Контрольные моменты

При проверке смет, содержащих ГЭСН 04-03-024-02, следует обратить внимание на:

  • Корректность исходной длины: Убедитесь, что длина канатной дороги, принятая для расчета, соответствует проектной документации.
  • Правильность расчета количества дополнительных интервалов: Проверьте округление и умножение.
  • Наличие базовой нормы: Удостоверьтесь, что ГЭСН 04-03-024-01 также включена в смету и применена корректно.
  • Соответствие квалификации персонала: Убедитесь, что состав бригады и квалификация соответствуют требованиям, предъявляемым к пусконаладочным работам на канатных дорогах.
  • Учет прочих затрат: Проверьте, учтены ли в смете все необходимые сопутствующие затраты, не включенные в ГЭСН (например, затраты на электроэнергию, испытательные грузы, командировочные расходы и т.д.).

Тщательный подход к применению ГЭСН 04-03-024-02 позволит избежать ошибок в сметах, обеспечить прозрачность расчетов и гарантировать адекватное финансирование комплексного опробования подвесных канатных дорог, что является залогом их безопасной и надежной эксплуатации.

Ключевые моменты

  • Норма 04-03-024-02 является добавочной к ГЭСН 04-03-024-01 и применяется на каждые последующие 300 м длины канатной дороги.

  • Она учитывает трудозатраты высококвалифицированного персонала: рабочих 5 и 6 разрядов, инженера I категории и ведущего инженера.

  • Комплексное опробование включает пробный пуск, функциональный контроль, проверку взаимодействия систем и испытания на различных режимах.

  • Расчет производится путем определения количества 300-метровых интервалов дополнительной длины, округляя в большую сторону.

  • Для корректного применения нормы необходимо учитывать проектную документацию и действующие методические указания по ГЭСНп.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 04-03-024-02 применяется для учета дополнительных затрат на комплексное опробование подвесной канатной дороги на каждые последующие 300 метров ее длины, сверх базовой длины, учтенной в норме ГЭСН 04-03-024-01. Она используется после завершения монтажных и пусконаладочных работ для проверки работоспособности и безопасности всей системы.

Норма ГЭСН 04-03-024-02, как и большинство норм ГЭСНп, в основном учитывает трудозатраты персонала. Прямые материальные ресурсы (за исключением мелких расходных материалов, входящих в состав накладных расходов) и основные машины/механизмы в данной норме не учтены. Если требуются специфические материалы или аренда дополнительного оборудования, они должны быть учтены в смете отдельными позициями.

Норма 04-03-024-02 предусматривает следующие трудозатраты на каждые последующие 300 метров длины канатной дороги: Рабочий 5 разряда – 137.7 чел.-ч, Рабочий 6 разряда – 267.3 чел.-ч, Инженер I категории – 267.3 чел.-ч, Ведущий инженер – 137.7 чел.-ч. Общие трудозатраты составляют 810 чел.-ч на один интервал в 300 метров.

Для расчета необходимо определить общую длину канатной дороги. Затем вычесть из нее базовую длину, учтенную в ГЭСН 04-03-024-01. Полученную дополнительную длину следует разделить на 300 метров и округлить результат в большую сторону до целого числа. Это и будет количество применений нормы 04-03-024-02.

Практические советы

1

Всегда начинайте расчет с применения базовой нормы ГЭСН 04-03-024-01, а затем добавляйте 04-03-024-02 для дополнительной длины.

2

Тщательно изучайте проектную документацию на канатную дорогу для точного определения ее длины и специфических требований к опробованию.

3

Используйте актуальные методические указания (например, МДС 81-27.2001/2007) для правильного применения ГЭСНп и учета всех сопутствующих затрат.

4

Учитывайте, что комплексное опробование является критически важным этапом для безопасности, поэтому привлекайте только квалифицированный персонал и строго следуйте технологическим картам и правилам безопасности.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение ГЭСН 04-03-024-02 без предварительного применения базовой нормы ГЭСН 04-03-024-01.

!
Ошибка 2

Неправильное округление количества 300-метровых интервалов дополнительной длины (всегда округлять в большую сторону).

!
Ошибка 3

Игнорирование необходимости учета сопутствующих затрат (электроэнергия, испытательные грузы, транспортные расходы, накладные расходы и сметная прибыль), которые не включены в данную норму.

!
Ошибка 4

Неучет специфических требований проекта или типа канатной дороги, которые могут повлиять на объем и характер пусконаладочных работ.

1
04-03-024-01

Комплексное опробование подвесной канатной дороги

Базовая норма, к которой добавляется 04-03-024-02 для учета дополнительной длины.

2
МДС 81-27.2001

Указания по применению государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001)

Определяет общие правила и порядок применения всех сборников ГЭСНп, включая 04-03-024-02.

3
МДС 81-27.2007

Методические рекомендации по применению государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы

Актуализированные методические рекомендации, дополняющие и уточняющие порядок применения ГЭСНп.

Технические характеристики

Единица измерения
300 м
Категория
04-03-024
Тип работ
GESNP
Материалы
Рабочий 5 разряда: 137.7 чел.-ч, Рабочий 6 разряда: 267.3 чел.-ч, Инженер I категории: 267.3 чел.-ч, Ведущий инженер: 137.7 чел.-ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: