Введение
Государственная элементная сметная норма ГЭСН 04-03-024-02 является ключевым инструментом для сметчиков при определении затрат на комплексное опробование подвесных канатных дорог. Эта норма относится к сборнику ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы) и предназначена для учета дополнительных затрат, возникающих при увеличении протяженности канатной дороги.
Назначение и область применения нормы
Норма ГЭСН 04-03-024-02 применяется для расчета трудозатрат и других ресурсов, необходимых для комплексного опробования подвесной канатной дороги, когда ее длина превышает базовую, учтенную в норме ГЭСН 04-03-024-01. Она добавляется на каждые последующие 300 метров длины дороги. Комплексное опробование — это завершающий этап пусконаладочных работ, направленный на проверку работоспособности всего комплекса оборудования канатной дороги в различных режимах эксплуатации, оценку качества монтажа и соответствия фактических эксплуатационных параметров проектным значениям.
Основные характеристики
- Код нормы: 04-03-024-02
- Полное наименование: Комплексное опробование подвесной канатной дороги → На каждые последующие 300 м добавлять к норме 04-03-024-01
- Единица измерения: 300 м
- Тип работ: Пусконаладочные работы (ГЭСНп)
- Категория: 04-03-024 (Комплексное опробование подвесной канатной дороги)
Техническая информация
Комплексное опробование подвесной канатной дороги — это сложный технологический процесс, требующий высокой квалификации персонала и тщательного выполнения всех операций. Целью опробования является подтверждение готовности объекта к безопасной и эффективной эксплуатации.
Состав работ по норме
Хотя сама норма 04-03-024-02 является добавочной и не детализирует состав работ, она подразумевает продолжение и расширение объема операций, учтенных в базовой норме 04-03-024-01. В общем случае, комплексное опробование подвесной канатной дороги включает следующие основные операции:
- Пробный пуск оборудования: Запуск всех систем канатной дороги в тестовом режиме.
- Функциональный контроль: Проверка работы отдельных узлов и механизмов (приводов, тормозных систем, систем управления, безопасности, связи и сигнализации).
- Проверка взаимодействия систем: Оценка корректности совместной работы всех элементов дороги.
- Испытания на различных режимах: Тестирование дороги на номинальной скорости, а также в аварийных и специальных режимах.
- Проверка систем безопасности: Испытания ловителей, ограничителей скорости, систем эвакуации и других устройств, обеспечивающих безопасность пассажиров и персонала.
- Измерение и регулировка параметров: Контроль и настройка натяжения канатов, провеса, скорости движения, параметров электрооборудования.
- Документирование результатов: Фиксация всех проведенных испытаний, выявленных отклонений и принятых мер.
Эти работы проводятся в соответствии с инструкциями, разработанными специализированными проектными организациями, и правилами безопасной эксплуатации канатных дорог.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 04-03-024-02, как и большинство норм ГЭСНп, в основном учитывает трудозатраты персонала. Прямые материальные ресурсы и машины/механизмы, как правило, не учтены в таких нормах, поскольку основное оборудование уже смонтировано, а для пусконаладочных работ используются специализированные инструменты и приспособления, которые либо входят в состав оборудования, либо являются оборотными средствами пусконаладочной организации. Если требуются специфические материалы или аренда дополнительного оборудования, они должны быть учтены в смете отдельными позициями.
Трудозатраты и время выполнения
Норма 04-03-024-02 предусматривает следующие трудозатраты на каждые последующие 300 метров длины канатной дороги:
- Рабочий 5 разряда: 137.7 чел.-ч
- Рабочий 6 разряда: 267.3 чел.-ч
- Инженер I категории: 267.3 чел.-ч
- Ведущий инженер: 137.7 чел.-ч
Общие трудозатраты по норме составляют 810 чел.-ч на каждые 300 метров дополнительной длины. Это отражает высокую сложность и ответственность работ, требующих участия как квалифицированных рабочих, так и инженерно-технического персонала.
Требования к квалификации
Учитывая состав трудозатрат, для выполнения работ по данной норме требуется персонал высокой квалификации:
- Рабочие 5 и 6 разрядов: Обладают глубокими знаниями в области монтажа, наладки и эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, умеют работать со сложными механизмами и электрическими схемами.
- Инженер I категории и Ведущий инженер: Осуществляют общее руководство работами, разрабатывают программы испытаний, анализируют результаты, принимают решения по устранению выявленных неисправностей и обеспечивают соответствие работ проектной документации и нормативным требованиям. Их участие критически важно для обеспечения безопасности и надежности функционирования канатной дороги.
Практическое применение
Правильное применение нормы ГЭСН 04-03-024-02 требует четкого понимания ее связи с базовой нормой и алгоритма расчета.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определите общую длину подвесной канатной дороги: Это исходный параметр для расчета.
- Примените базовую норму ГЭСН 04-03-024-01: Эта норма применяется для начальной (базовой) длины канатной дороги. Важно уточнить, какую именно длину покрывает ГЭСН 04-03-024-01 (например, "до 500 м" или "до 1000 м"). Эта информация содержится в технических частях сборников ГЭСНп.
- Рассчитайте дополнительную длину: Вычтите базовую длину из общей длины канатной дороги.
- Определите количество дополнительных интервалов по 300 м: Разделите полученную дополнительную длину на 300 метров и округлите результат в большую сторону до целого числа. Например, если дополнительная длина составляет 450 метров, это будет 2 интервала по 300 метров (первые 300 м и еще 150 м, которые округляются до следующих 300 м).
- Умножьте ресурсы нормы 04-03-024-02 на количество интервалов: Полученное количество интервалов умножается на трудозатраты и другие ресурсы, указанные в норме ГЭСН 04-03-024-02.
- Суммируйте результаты: Общие затраты на комплексное опробование будут складываться из затрат по ГЭСН 04-03-024-01 и рассчитанных дополнительных затрат по ГЭСН 04-03-024-02.
Примеры использования
Предположим, что норма ГЭСН 04-03-024-01 применяется для канатных дорог длиной до 1000 метров.
Пример 1: Канатная дорога длиной 1250 м
Базовая длина: 1000 м (по ГЭСН 04-03-024-01)
Дополнительная длина: 1250 м - 1000 м = 250 м
Количество интервалов по 300 м: 250 м / 300 м = 0.83, округляем до 1 интервала.
Применение ГЭСН 04-03-024-02: 1 раз.
Пример 2: Канатная дорога длиной 1800 м
Базовая длина: 1000 м (по ГЭСН 04-03-024-01)
Дополнительная длина: 1800 м - 1000 м = 800 м
Количество интервалов по 300 м: 800 м / 300 м = 2.67, округляем до 3 интервалов.
Применение ГЭСН 04-03-024-02: 3 раза.
Особенности и ограничения
- Обязательность применения: ГЭСНп являются обязательными для применения при определении сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета. Для других объектов они носят рекомендательный характер.
- Учет условий: Нормы ГЭСНп отражают среднеотраслевой уровень затрат при принятой технологии и организации работ. Корректировка норм допускается только в случаях, предусмотренных техническими частями сборников или методическими указаниями.
- Повторное выполнение работ: Повторное выполнение пусконаладочных работ, вызванное изменением технологического процесса или заменой оборудования, должно быть обосновано заданием заказчика и может быть учтено с применением понижающих коэффициентов, если это предусмотрено нормативными документами.
Полезная информация
Для эффективного использования ГЭСН 04-03-024-02 сметчикам следует учитывать ряд важных аспектов.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение без базовой нормы: Самая частая ошибка — попытка применить ГЭСН 04-03-024-02 без учета ГЭСН 04-03-024-01. Норма 04-03-024-02 является добавочной и всегда должна использоваться в связке с базовой нормой. Всегда проверяйте, какая базовая длина учтена в 04-03-024-01.
- Ошибки в округлении дополнительной длины: Неправильное округление количества 300-метровых интервалов. Всегда округляйте в большую сторону, так как даже неполный интервал требует выполнения полного объема дополнительных работ.
- Игнорирование специфики объекта: Каждая канатная дорога имеет свои особенности. Важно учитывать тип дороги (пассажирская, грузовая, одноканатная, двухканатная, кольцевая, маятниковая), ее конструкцию и проектные решения. Хотя ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты, проектная документация может содержать специфические требования к опробованию.
- Неучет сопутствующих затрат: Норма 04-03-024-02 покрывает только трудозатраты. Затраты на электроэнергию, испытательные грузы, специализированные приборы, транспортные расходы, а также накладные расходы и сметную прибыль должны быть учтены дополнительно в соответствии с методическими указаниями по ценообразованию в строительстве.
Практические советы
- Внимательно изучайте проектную документацию: Проект содержит ключевую информацию о длине канатной дороги, ее типе, составе оборудования и требованиях к пусконаладочным работам. Это позволит точно определить объем работ и корректно применить нормы.
- Используйте актуальные методические указания: Регулярно сверяйтесь с действующими МДС 81-27.2001 (или более поздними редакциями, если применимо) и другими официальными разъяснениями по применению ГЭСНп.
- Консультируйтесь с техническими специалистами: При возникновении сомнений в составе работ или особенностях опробования конкретного типа канатной дороги, привлекайте инженеров и наладчиков, имеющих опыт работы с данным оборудованием.
- Обосновывайте отступления: Если по каким-либо причинам требуется отступление от норм (например, из-за уникальных условий), оно должно быть надлежащим образом обосновано и согласовано с заказчиком и, при необходимости, с надзорными органами.
Связанные нормы
- ГЭСН 04-03-024-01: Базовая норма для комплексного опробования подвесной канатной дороги, к которой добавляется 04-03-024-02. Понимание этой нормы критически важно для корректного применения 04-03-024-02.
- МДС 81-27.2001 (или МДС 81-27.2007): "Указания по применению государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп)". Эти документы содержат общие положения и порядок применения всех сборников ГЭСНп, включая правила определения сметных норм, составления индивидуальных норм и применения ресурсного метода.
- Правила устройства и безопасной эксплуатации канатных дорог: Такие документы, как ПБ 10-559-03 "Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог" или ГОСТ Р 71238-2024 "Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Методы испытаний", определяют технические требования и процедуры, которые лежат в основе пусконаладочных работ и комплексного опробования.
Контрольные моменты
При проверке смет, содержащих ГЭСН 04-03-024-02, следует обратить внимание на:
- Корректность исходной длины: Убедитесь, что длина канатной дороги, принятая для расчета, соответствует проектной документации.
- Правильность расчета количества дополнительных интервалов: Проверьте округление и умножение.
- Наличие базовой нормы: Удостоверьтесь, что ГЭСН 04-03-024-01 также включена в смету и применена корректно.
- Соответствие квалификации персонала: Убедитесь, что состав бригады и квалификация соответствуют требованиям, предъявляемым к пусконаладочным работам на канатных дорогах.
- Учет прочих затрат: Проверьте, учтены ли в смете все необходимые сопутствующие затраты, не включенные в ГЭСН (например, затраты на электроэнергию, испытательные грузы, командировочные расходы и т.д.).
Тщательный подход к применению ГЭСН 04-03-024-02 позволит избежать ошибок в сметах, обеспечить прозрачность расчетов и гарантировать адекватное финансирование комплексного опробования подвесных канатных дорог, что является залогом их безопасной и надежной эксплуатации.
Ключевые моменты
-
Норма 04-03-024-02 является добавочной к ГЭСН 04-03-024-01 и применяется на каждые последующие 300 м длины канатной дороги.
-
Она учитывает трудозатраты высококвалифицированного персонала: рабочих 5 и 6 разрядов, инженера I категории и ведущего инженера.
-
Комплексное опробование включает пробный пуск, функциональный контроль, проверку взаимодействия систем и испытания на различных режимах.
-
Расчет производится путем определения количества 300-метровых интервалов дополнительной длины, округляя в большую сторону.
-
Для корректного применения нормы необходимо учитывать проектную документацию и действующие методические указания по ГЭСНп.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 04-03-024-02?
Когда применяется ГЭСН 04-03-024-02?
ГЭСН 04-03-024-02 применяется для учета дополнительных затрат на комплексное опробование подвесной канатной дороги на каждые последующие 300 метров ее длины, сверх базовой длины, учтенной в норме ГЭСН 04-03-024-01. Она используется после завершения монтажных и пусконаладочных работ для проверки работоспособности и безопасности всей системы.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
Норма ГЭСН 04-03-024-02, как и большинство норм ГЭСНп, в основном учитывает трудозатраты персонала. Прямые материальные ресурсы (за исключением мелких расходных материалов, входящих в состав накладных расходов) и основные машины/механизмы в данной норме не учтены. Если требуются специфические материалы или аренда дополнительного оборудования, они должны быть учтены в смете отдельными позициями.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма 04-03-024-02 предусматривает следующие трудозатраты на каждые последующие 300 метров длины канатной дороги: Рабочий 5 разряда – 137.7 чел.-ч, Рабочий 6 разряда – 267.3 чел.-ч, Инженер I категории – 267.3 чел.-ч, Ведущий инженер – 137.7 чел.-ч. Общие трудозатраты составляют 810 чел.-ч на один интервал в 300 метров.
4 Как рассчитать количество применений нормы 04-03-024-02?
Как рассчитать количество применений нормы 04-03-024-02?
Для расчета необходимо определить общую длину канатной дороги. Затем вычесть из нее базовую длину, учтенную в ГЭСН 04-03-024-01. Полученную дополнительную длину следует разделить на 300 метров и округлить результат в большую сторону до целого числа. Это и будет количество применений нормы 04-03-024-02.
Практические советы
Всегда начинайте расчет с применения базовой нормы ГЭСН 04-03-024-01, а затем добавляйте 04-03-024-02 для дополнительной длины.
Тщательно изучайте проектную документацию на канатную дорогу для точного определения ее длины и специфических требований к опробованию.
Используйте актуальные методические указания (например, МДС 81-27.2001/2007) для правильного применения ГЭСНп и учета всех сопутствующих затрат.
Учитывайте, что комплексное опробование является критически важным этапом для безопасности, поэтому привлекайте только квалифицированный персонал и строго следуйте технологическим картам и правилам безопасности.
Частые ошибки
Применение ГЭСН 04-03-024-02 без предварительного применения базовой нормы ГЭСН 04-03-024-01.
Неправильное округление количества 300-метровых интервалов дополнительной длины (всегда округлять в большую сторону).
Игнорирование необходимости учета сопутствующих затрат (электроэнергия, испытательные грузы, транспортные расходы, накладные расходы и сметная прибыль), которые не включены в данную норму.
Неучет специфических требований проекта или типа канатной дороги, которые могут повлиять на объем и характер пусконаладочных работ.