Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 04-03-024-03 является частью сборника ГЭСНп-04 "Подъемно-транспортное оборудование" и предназначена для определения затрат на выполнение пусконаладочных работ. Конкретно, данная норма регулирует комплексное опробование кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 метров. Она служит основой для составления сметных расчетов ресурсным методом и является исходным нормативом для разработки единичных расценок федерального, территориального и отраслевого уровней.
Пусконаладочные работы (ПНР) играют критически важную роль в процессе ввода объекта в эксплуатацию, обеспечивая проверку работоспособности оборудования и его систем в реальных условиях. Для канатных дорог это особенно актуально, поскольку от качества ПНР напрямую зависит безопасность и эффективность их дальнейшей эксплуатации. Норма ГЭСН 04-03-024-03 позволяет сметчикам точно определить потребность в трудовых ресурсах, необходимых для проведения полного цикла комплексного опробования данного типа канатной дороги.
Техническая информация
Состав работ по норме
Комплексное опробование подвесной канатной дороги, предусмотренное нормой ГЭСН 04-03-024-03, включает в себя ряд операций, направленных на проверку всех систем и механизмов в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным. Хотя конкретный перечень операций не детализирован в самой норме, исходя из характера пусконаладочных работ для канатных дорог, он обычно охватывает следующие этапы:
- Пробный пуск и настройка: Первоначальный запуск оборудования, проверка правильности монтажа и подключений, а также предварительная настройка всех систем.
- Общий и функциональный контроль: Детальная проверка работы отдельных узлов, механизмов и систем канатной дороги, а также оценка их взаимодействия друг с другом.
- Испытания по времени: Проведение длительных испытаний работы дороги в различных режимах, включая проверку всех видов привода. Минимальное время обкатки при опробовании на номинальной скорости для пассажирских канатных дорог составляет 10 часов.
- Проверка систем безопасности: Тестирование аварийных систем, тормозов, систем эвакуации и других элементов, обеспечивающих безопасность пассажиров и персонала.
- Регулировка и доводка: Окончательная регулировка всех параметров работы дороги для достижения проектных характеристик и оптимальной производительности.
- Оформление документации: Составление актов, протоколов испытаний и другой исполнительной документации, подтверждающей успешное завершение комплексного опробования.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 04-03-024-03, как и другие ГЭСНп, в первую очередь определяет затраты труда пусконаладочного персонала. В составе нормы не учтены прямые материальные ресурсы, поскольку комплексное опробование в основном является трудоемким процессом, не требующим значительного расхода строительных материалов. Необходимые для проведения работ расходные материалы (например, смазочные материалы, чистящие средства, мелкие запасные части) обычно учитываются отдельно в составе прочих затрат или в составе накладных расходов.
Трудозатраты и время выполнения
Для выполнения комплексного опробования кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 м нормой ГЭСН 04-03-024-03 предусмотрены следующие трудозатраты:
- Рабочий 6 разряда: 384 чел.-ч
- Инженер I категории: 384 чел.-ч
- Ведущий инженер: 192 чел.-ч
Общие трудозатраты по данной норме составляют 960 чел.-ч. Эти затраты отражают среднеотраслевой уровень труда, необходимый для выполнения работ по принятой технологии и организации пусконаладочных работ. Важно отметить, что в соответствии с методическими указаниями, корректировка сметных норм в зависимости от способа производства работ не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в сборниках ГЭСНп.
Требования к квалификации
Состав звена, предусмотренный нормой, включает специалистов различной квалификации, что подчеркивает комплексность и ответственность выполняемых работ:
- Рабочий 6 разряда: Выполняет основные технические операции под руководством инженерного персонала, обладает высокой квалификацией и опытом работы с подъемно-транспортным оборудованием.
- Инженер I категории: Отвечает за технический контроль, анализ данных, настройку и регулировку систем, а также за ведение технической документации. Требует глубоких знаний в области механики, электрики и автоматики канатных дорог.
- Ведущий инженер: Осуществляет общее руководство работами, принимает ключевые технические решения, координирует действия персонала и несет ответственность за конечный результат комплексного опробования. Его квалификация должна соответствовать уровню сложности оборудования и требованиям безопасности.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение нормы ГЭСН 04-03-024-03 в сметной документации осуществляется ресурсным методом. Алгоритм расчета включает следующие шаги:
- Определение объема работ: Убедитесь, что объект (кольцевая одноканатная подвесная пассажирская дорога) соответствует наименованию и длине, указанным в норме (до 500 м). Если длина превышает 500 м, необходимо использовать ГЭСН 04-03-024-04 для учета дополнительных затрат на каждые последующие 300 м.
- Применение нормы: Включите ГЭСН 04-03-024-03 в локальный сметный расчет (смету). Единица измерения нормы — "шт" (1 дорога).
- Учет трудозатрат: В смету заносятся трудозатраты пусконаладочного персонала, предусмотренные нормой (960 чел.-ч).
- Расчет оплаты труда: Стоимость оплаты труда пусконаладочного персонала определяется на основе текущих расценок на человеко-час для соответствующих разрядов рабочих и категорий инженерно-технических работников. Важно использовать актуальные данные, поскольку ГЭСН-2001 (на основе которой составлена норма) отражает цены 2000 года и требует индексации.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (оплата труда) применяются нормативы накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП) в соответствии с действующими методическими указаниями по ценообразованию в строительстве.
- Применение коэффициентов: При необходимости применяются повышающие коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы производства работ (например, работу в горной местности на высотных отметках). Однако, не допускается корректировка сметных норм в зависимости от способа производства работ, за исключением случаев, предусмотренных техническими частями сборников.
- Индексация: Для перевода сметной стоимости в текущие цены необходимо применять соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России.
Примеры использования
- Новое строительство: Норма применяется при вводе в эксплуатацию вновь построенных кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог длиной до 500 м.
- Реконструкция или техническое перевооружение: Если в результате реконструкции или технического перевооружения канатная дорога фактически создается заново или ее основные системы полностью заменяются, то комплексное опробование также нормируется по ГЭСН 04-03-024-03.
- Совместное применение с другими нормами: Для дорог длиной более 500 м, норма 04-03-024-03 применяется в сочетании с ГЭСН 04-03-024-04, которая учитывает дополнительные затраты на каждые последующие 300 метров.
Особенности и ограничения
- Тип дороги: Норма строго применима только к кольцевым одноканатным подвесным пассажирским дорогам. Для других типов канатных дорог (например, маятниковых двухканатных или грузовых) существуют отдельные нормы, такие как ГЭСН 04-03-024-01 и ГЭСН 04-03-012-01 соответственно.
- Длина: Норма рассчитана на дорогу длиной до 500 метров. Превышение этой длины требует дополнительного учета по ГЭСН 04-03-024-04.
- Отсутствие материальных ресурсов: В норме не учтены затраты на материалы, что является особенностью большинства норм ГЭСНп. Это означает, что сметчику необходимо отдельно предусмотреть необходимые расходные материалы, если они требуются для выполнения работ и не входят в состав накладных расходов.
- Основа для ФЕР/ТЕР: ГЭСН 04-03-024-03 является базой для федеральных (ФЕРп) и территориальных (ТЕРп) единичных расценок, которые уже включают текущие цены и индексы.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСН 04-03-024-03, как и любых других сметных норм, требует внимательности и знания методических указаний. Ниже приведены типичные ошибки и способы их предотвращения:
- Неправильный выбор нормы: Использование ГЭСН 04-03-024-03 для маятниковых или грузовых канатных дорог, а также для дорог, значительно превышающих 500 м без применения дополнительной нормы. Как избежать: Всегда тщательно проверяйте тип и характеристики объекта, а также его длину, и сопоставляйте их с наименованием и областью применения нормы. Используйте ГЭСН 04-03-024-04 для учета длины свыше 500 м.
- Необоснованное изменение состава ресурсов: Попытки корректировки состава звена или трудозатрат, предусмотренных нормой. Как избежать: ГЭСНп отражают среднеотраслевой уровень затрат и не подлежат корректировке, за исключением случаев, прямо указанных в технических частях сборников.
- Неправильное применение индексов пересчета: Использование устаревших или некорректных индексов для перевода стоимости из базовых цен в текущие. Как избежать: Всегда используйте актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России, и следите за изменениями в нормативной базе.
- Включение затрат на ПНР в неверные главы сводного сметного расчета: Затраты на пусконаладочные работы должны учитываться в главе 7 "Прочие работы и затраты" (при капитальном ремонте) или главе 9 "Прочие работы и затраты" (при новом строительстве) сводного сметного расчета, а не в главе 2 "Основные объекты строительства". Как избежать: Строго следуйте методическим указаниям по составлению сводных сметных расчетов.
- Отсутствие программы пусконаладочных работ: Смета на ПНР должна основываться на программе пусконаладочных работ, разработанной проектировщиком. Как избежать: Требуйте от проектировщика программу ПНР, в которой должны быть отражены все необходимые работы с указанием объемных характеристик.
- Недостаточное описание работ: Сокращение наименований работ или материалов без дополнительных комментариев, что может привести к неверной интерпретации объемов и стоимости. Как избежать: Максимально подробно описывайте все запланированные работы и используемые материалы в сметной документации.
Практические советы
- Изучите МДС 81-27.2001/2007: Эти методические рекомендации являются основным документом, регламентирующим применение ГЭСНп. Тщательное изучение поможет избежать многих ошибок и правильно интерпретировать положения норм.
- Используйте актуальные базы: Всегда работайте с последними редакциями ГЭСНп (например, ГЭСНп-2022) и актуальными индексами пересчета.
- Взаимодействие с проектировщиками: Тесное сотрудничество с проектной организацией позволит получить необходимую информацию о составе оборудования, его характеристиках и требуемых объемах пусконаладочных работ. Программа ПНР, разработанная проектировщиком, является ключевым документом для составления сметы.
- Документирование: Ведите полную и точную исполнительную документацию, подтверждающую объемы и качество выполненных пусконаладочных работ.
- Консультации: В случае возникновения сомнений обращайтесь за консультациями к опытным сметчикам или в специализированные центры по ценообразованию.
Связанные нормы
Для комплексного и корректного ценообразования при работе с канатными дорогами важно знать и применять связанные нормы:
- ГЭСН 04-03-024-04: "На каждые последующие 300 м добавлять к норме 04-03-024-03". Эта норма используется для учета затрат на комплексное опробование кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог длиной более 500 м.
- ГЭСН 04-03-024-01: "Комплексное опробование маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 м". Применяется для другого типа пассажирских канатных дорог.
- ГЭСН 04-03-012-01: "Комплексное опробование подвесной грузовой канатной дороги с приводным участком длиной 1000 м, включающим один натяжной участок". Используется для грузовых канатных дорог.
Контрольные моменты
Контроль за правильностью применения ГЭСН 04-03-024-03 и составления сметной документации осуществляется на различных этапах:
- Экспертиза сметной документации: Сметы могут проходить проверку на достоверность определения сметной стоимости. При выявлении нарушений уполномоченные органы могут использовать Методику определения сметной стоимости строительной продукции.
- Исполнительная документация: Фактически выполненные объемы работ и их соответствие смете подтверждаются исполнительной документацией, актами выполненных работ, протоколами испытаний.
- Соответствие проекту: Все пусконаладочные работы должны выполняться в строгом соответствии с проектом и программой ПНР, разработанной проектной организацией.
- Требования безопасности: Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности при проведении пусконаладочных работ на канатных дорогах, что регламентируется соответствующими федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Правильное применение ГЭСН 04-03-024-03 обеспечивает прозрачность и точность в определении стоимости пусконаладочных работ, что является залогом успешной реализации проектов по строительству и вводу в эксплуатацию канатных дорог.
Ключевые моменты
-
Норма 04-03-024-03 применяется для комплексного опробования кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог длиной до 500 м.
-
Общие трудозатраты по норме составляют 960 чел.-ч, распределенные между рабочим 6 разряда, инженером I категории и ведущим инженером.
-
Материальные ресурсы в норме не учтены и должны предусматриваться отдельно.
-
Для дорог длиной более 500 м необходимо дополнительно применять норму ГЭСН 04-03-024-04.
-
Расчет сметной стоимости по данной норме требует применения актуальных индексов пересчета из базовых цен в текущие.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 04-03-024-03?
Когда применяется ГЭСН 04-03-024-03?
ГЭСН 04-03-024-03 применяется для определения затрат на комплексное опробование кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 метров. Она используется при новом строительстве, реконструкции или техническом перевооружении таких объектов.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 04-03-024-03 не учтены прямые материальные ресурсы. Она определяет только трудозатраты пусконаладочного персонала и время эксплуатации машин и механизмов. Необходимые расходные материалы для проведения опробования учитываются отдельно.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает общие трудозатраты в размере 960 чел.-ч. Они распределяются следующим образом: Рабочий 6 разряда – 384 чел.-ч, Инженер I категории – 384 чел.-ч, Ведущий инженер – 192 чел.-ч.
4 Как учитывается длина канатной дороги, если она превышает 500 м?
Как учитывается длина канатной дороги, если она превышает 500 м?
Если длина кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги превышает 500 м, то к норме ГЭСН 04-03-024-03 необходимо дополнительно применять ГЭСН 04-03-024-04, которая учитывает затраты на каждые последующие 300 метров.
5 Можно ли корректировать состав работ или ресурсов в норме?
Можно ли корректировать состав работ или ресурсов в норме?
ГЭСНп отражают среднеотраслевой уровень затрат труда по принятой технологии и организации пусконаладочных работ. Корректировка сметных норм в зависимости от способа производства работ не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных техническими частями и вводными указаниями сборников ГЭСНп.
Практические советы
Всегда руководствуйтесь Методическими рекомендациями по применению государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (МДС 81-27.2001/2007).
Используйте только актуальные редакции ГЭСНп (например, ГЭСНп-2022) и действующие индексы пересчета.
Запрашивайте у проектировщика программу пусконаладочных работ, так как она является основой для составления сметы.
Тщательно проверяйте тип и длину канатной дороги, чтобы выбрать правильную норму и учесть все необходимые дополнительные затраты (например, по ГЭСН 04-03-024-04).
Обеспечьте полное и точное документирование всех выполненных пусконаладочных работ для подтверждения объемов и качества.
Частые ошибки
Неправильный выбор нормы: применение 04-03-024-03 для других типов канатных дорог (маятниковых, грузовых) или без учета длины свыше 500 м.
Необоснованное изменение состава ресурсов или трудозатрат, предусмотренных нормой.
Использование устаревших или некорректных индексов пересчета для перевода стоимости в текущие цены.
Неправильное включение затрат на пусконаладочные работы в главы сводного сметного расчета (например, в главу 2 вместо главы 7 или 9).
Отсутствие или игнорирование программы пусконаладочных работ, разработанной проектной организацией.