Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 04-03-024-01

04-03-024

Комплексное опробование подвесной канатной дороги → Комплексное опробование маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 м

Подробное описание
Группа: Комплексное опробование подвесной канатной дороги Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
04-03-024
Тип работ
GESNP
Трудозатраты
2700 чел.-ч (средний разряд 6.5)
Основное назначение
Комплексное опробование маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 м

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Рабочий 5 разряда чел.-ч 459
Рабочий 6 разряда чел.-ч 891
Инженер I категории чел.-ч 891
Ведущий инженер чел.-ч 459

Введение

Государственная элементная сметная норма ГЭСНп 04-03-024-01 является ключевым инструментом для определения затрат на пусконаладочные работы, связанные с вводом в эксплуатацию подвесных канатных дорог. Конкретно данная норма охватывает "Комплексное опробование маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 м". Она относится к Сборнику ГЭСНп-04 "Подъемно-транспортное оборудование" и предназначена для корректного учета трудозатрат и ресурсов, необходимых для финального этапа подготовки такого сложного объекта к безопасной и эффективной эксплуатации.

Основное назначение нормы — стандартизация процесса оценки стоимости комплексного опробования, которое является обязательным этапом после завершения монтажных работ и индивидуальных испытаний. Цель комплексного опробования — проверка работоспособности всех систем канатной дороги в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным, и вывод ее на устойчивый проектный режим.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСНп 04-03-024-01 учитывает весь комплекс мероприятий, необходимых для полноценного опробования маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги. Согласно общим положениям сборников ГЭСНп и методическим рекомендациям, пусконаладочные работы, включая комплексное опробование, включают следующие этапы и операции:

  • Подготовительные работы:

  • Организационная и инженерная подготовка производства работ.

  • Ознакомление с проектной и технической документацией оборудования.

  • Осмотр и проверка смонтированного оборудования на соответствие проекту и техническим условиям.

  • Индивидуальные испытания:

  • Проверка отдельных узлов, механизмов и систем канатной дороги в автономном режиме.

  • Функциональные испытания:

  • Проверка взаимодействия отдельных систем и агрегатов в составе единого комплекса.

  • Комплексное опробование: Это основной и наиболее трудоемкий этап, предусмотренный данной нормой. Он включает:

  • Испытание по времени: Канатная дорога испытывается в течение определенного времени. Минимальное время обкатки при опробовании на номинальной скорости для пассажирских канатных дорог (за исключением буксировочных) составляет 10 часов.

  • Проверка всех видов привода: Опробование осуществляется с проверкой основного, вспомогательного и аварийного приводов на всех предусмотренных режимах работы.

  • Проверка на различных режимах загрузки: Канатная дорога испытывается в следующих состояниях: не загруженная вагонетками (креслами); загруженная порожними вагонетками (креслами); со всеми гружеными вагонетками (креслами) на номинальной скорости.

  • Проверка работы узлов и механизмов: Детальная проверка всех движущихся и стационарных элементов конструкции, включая системы управления, связи и сигнализации.

  • Испытание спасательных устройств: Проверка работоспособности спасательных устройств на трассе и в пролетах, особенно в наиболее удаленных от поверхности земли участках.

  • Наладка технологического процесса: Вывод оборудования на устойчивый проектный технологический режим, обеспечивающий безопасное и эффективное функционирование дороги.

  • Составление отчетной документации:

  • Составление протокола по испытаниям и комплексному опробованию.

  • Согласование проведенных работ с заказчиком.

  • Сдача канатной дороги приемочной комиссии.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСНп 04-03-024-01, как и другие нормы на пусконаладочные работы, в основном учитывает трудозатраты персонала. Прямые материальные ресурсы, такие как строительные материалы или компоненты самой канатной дороги, в данной норме не учтены, поскольку она описывает процесс тестирования и наладки уже смонтированного оборудования, а не его создание или установку. Однако, для выполнения работ требуются определенные ресурсы, связанные с персоналом:

  • Рабочий 5 разряда: 459 чел.-ч
  • Рабочий 6 разряда: 891 чел.-ч
  • Инженер I категории: 891 чел.-ч
  • Ведущий инженер: 459 чел.-ч

Трудозатраты и время выполнения

Общие трудозатраты по норме ГЭСНп 04-03-024-01 составляют 2700 человеко-часов на одну маятниковую двухканатную подвесную пассажирскую дорогу длиной до 500 м. Распределение трудозатрат по квалификациям выглядит следующим образом:

  • Рабочий 5 разряда: 459 чел.-ч
  • Рабочий 6 разряда: 891 чел.-ч
  • Инженер I категории: 891 чел.-ч
  • Ведущий инженер: 459 чел.-ч

Средний квалификационный разряд персонала, задействованного в работах по данной норме, составляет примерно 6.5. Это отражает высокую сложность и ответственность выполняемых работ, требующих как квалифицированных рабочих, так и высококлассных инженерных специалистов.

Время выполнения работ напрямую зависит от организации процесса, наличия необходимой документации и готовности объекта. Минимальное время обкатки канатной дороги в рамках комплексного опробования составляет 10 часов, но общий процесс, включающий подготовительные работы, индивидуальные испытания и составление документации, занимает значительно больше времени, что и отражено в человеко-часах.

Требования к квалификации

Для выполнения работ по норме 04-03-024-01 требуется высококвалифицированный персонал. В состав бригады входят:

  • Рабочие 5 и 6 разрядов: Выполняют основные технические операции под руководством инженерного состава, включая настройку, регулировку и контроль работы механизмов. Их опыт и навыки критически важны для точного выполнения предписанных процедур.
  • Инженер I категории: Отвечает за технический надзор, анализ данных, выявление и устранение неисправностей, а также за координацию действий рабочих. Требует глубоких знаний в области механики, электрики и автоматизации канатных дорог.
  • Ведущий инженер: Осуществляет общее руководство пусконаладочными работами, принимает ключевые технические решения, взаимодействует с проектной организацией и заказчиком. Несет ответственность за успешное завершение комплексного опробования и соответствие объекта проектным требованиям и нормам безопасности.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Применение нормы ГЭСНп 04-03-024-01 в сметных расчетах достаточно прямолинейно, поскольку единица измерения — "шт" (1 дорога).

  1. Определение объекта: Убедитесь, что объект соответствует характеристикам нормы: маятниковая двухканатная подвесная пассажирская дорога длиной до 500 м.
  2. Применение базовой нормы: Для одной такой дороги применяется норма 04-03-024-01 в полном объеме, что соответствует 2700 чел.-ч.
  3. Учет длины: Если длина дороги превышает 500 м, необходимо дополнительно применять норму ГЭСНп 04-03-024-02 "На каждые последующие 300 м добавлять к норме 04-03-024-01". Расчет производится путем деления фактической длины, превышающей 500 м, на 300 м и округления в большую сторону до целого числа, если не указано иное в методических указаниях.
  4. Учет типа дороги: Если объект является кольцевой одноканатной дорогой, следует использовать норму ГЭСНп 04-03-024-03 "Комплексное опробование кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 м" и, при необходимости, ГЭСНп 04-03-024-04 для дополнительной длины.
  5. Формирование сметы: Полученные человеко-часы умножаются на текущую стоимость человеко-часа соответствующего разряда (или среднюю стоимость, если это предусмотрено методикой расчета) для определения прямых затрат на оплату труда. Затраты на эксплуатацию машин и механизмов (если они не учтены в составе нормы, что характерно для ГЭСНп) и накладные расходы добавляются согласно действующим методическим указаниям по ценообразованию в строительстве.

Примеры использования

Пример 1: Маятниковая двухканатная дорога длиной 450 м.

  • Объект: Маятниковая двухканатная подвесная пассажирская дорога.
  • Длина: 450 м (до 500 м).
  • Применяемая норма: ГЭСНп 04-03-024-01.
  • Трудозатраты: 2700 чел.-ч.

Пример 2: Маятниковая двухканатная дорога длиной 850 м.

  • Объект: Маятниковая двухканатная подвесная пассажирская дорога.
  • Длина: 850 м.
  • Применяемая базовая норма: ГЭСНп 04-03-024-01 (для первых 500 м) = 2700 чел.-ч.
  • Дополнительная длина: 850 м - 500 м = 350 м.
  • Количество дополнительных участков по 300 м: 350 м / 300 м = 1.16, округляем до 2 участков.
  • Применяемая дополнительная норма: ГЭСНп 04-03-024-02 (для 2 участков по 300 м). Согласно , норма 04-03-024-02 составляет 810 чел.-ч на каждые 300 м. Таким образом, 2 * 810 = 1620 чел.-ч.
  • Общие трудозатраты: 2700 чел.-ч + 1620 чел.-ч = 4320 чел.-ч.

Особенности и ограничения

  • Тип канатной дороги: Норма 04-03-024-01 строго предназначена для маятниковых двухканатных подвесных пассажирских дорог. При работе с кольцевыми или одноканатными дорогами следует использовать соответствующие нормы (например, ГЭСНп 04-03-024-03).
  • Длина: Базовая норма рассчитана на длину до 500 м. Превышение этой длины требует применения дополнительных норм.
  • Комплексность: Норма охватывает именно комплексное опробование, что подразумевает проверку всех систем во взаимодействии. Она не предназначена для учета отдельных видов испытаний или наладочных работ, которые могут быть учтены другими нормами ГЭСНп.
  • Пусконаладочные работы: Данная норма является частью пусконаладочных работ, которые начинаются после завершения монтажа оборудования. Она не включает затраты на монтаж, строительные работы или поставку оборудования.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильный выбор нормы: Одна из наиболее частых ошибок – применение 04-03-024-01 для канатных дорог другого типа (например, кольцевых одноканатных) или с другой системой движения. Всегда внимательно сверяйтесь с наименованием нормы и типом объекта.
  2. Игнорирование длины: Забывают учесть дополнительную длину дороги, превышающую 500 м, и не применяют норму ГЭСНп 04-03-024-02. Это приводит к занижению сметной стоимости. Всегда проверяйте проектную длину канатной дороги.
  3. Включение неучтенных затрат: Попытки включить в данную норму стоимость материалов, не относящихся к процессу опробования (например, смазочные материалы для постоянной эксплуатации, запасные части), или затраты на монтажные работы. ГЭСНп учитывают только трудозатраты и время эксплуатации машин, необходимые для наладки и испытаний.
  4. Отсутствие проектной документации: Расчет смет без детального изучения проекта и технологических карт пусконаладочных работ. Это может привести к неверному определению объема работ и, как следствие, к ошибкам в смете.
  5. Несоблюдение квалификационного состава: Привлечение персонала с недостаточной квалификацией, что может сказаться на качестве и безопасности работ, а также на корректности применения нормы, которая предполагает определенный уровень специалистов.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию на канатную дорогу, включая ее тип, длину, характеристики и требования к пусконаладочным работам. Это основа для правильного выбора и применения норм.
  • Использование методических рекомендаций: Обязательно руководствуйтесь "Методическими рекомендациями по применению государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы" (МДС 81-27.2007) и Приказом Минстроя России от 04.09.2019 № 511/пр . Эти документы содержат общие положения и правила применения ГЭСНп, которые помогут избежать ошибок.
  • Учет требований безопасности: Комплексное опробование канатных дорог — это работы повышенной опасности. Учитывайте требования "Правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог" (например, ПБ 10-559-03, хотя и отмененные, но содержащие важные технические аспекты) и других актуальных нормативных документов по промышленной безопасности. Это поможет понять полный объем необходимых проверок и испытаний.
  • Взаимодействие с техническими специалистами: Тесное сотрудничество с инженерами и техническими специалистами, непосредственно выполняющими пусконаладочные работы, позволит получить точное представление о составе и объеме операций, что критически важно для корректного сметного расчета.
  • Документирование: Ведите подробный учет всех этапов работ, результатов испытаний и актов приемки. Это не только требование безопасности, но и основа для обоснования сметных затрат.

Связанные нормы

При работе с канатными дорогами, помимо ГЭСНп 04-03-024-01, сметчикам часто приходится сталкиваться со следующими нормами:

  • ГЭСНп 04-03-024-02: "На каждые последующие 300 м добавлять к норме 04-03-024-01". Применяется для учета дополнительной длины маятниковых двухканатных дорог.
  • ГЭСНп 04-03-024-03: "Комплексное опробование кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 м". Используется для другого типа канатных дорог.
  • ГЭСНп 04-03-024-04: "На каждые последующие 300 м добавлять к норме 04-03-024-03". Дополнительная норма для кольцевых одноканатных дорог.
  • Общие сборники ГЭСНп: Для учета других видов пусконаладочных работ, не связанных напрямую с комплексным опробованием, но необходимых для ввода объекта в эксплуатацию (например, индивидуальные испытания отдельных систем, наладка электрооборудования).
  • ГЭСН на монтажные работы: Например, нормы из Сборника ГЭСН 09 "Строительные металлические конструкции" (для монтажа опор и станций) или ГЭСН 04 "Подъемно-транспортное оборудование" (для монтажа механизмов канатной дороги).

Контрольные моменты

  • Приемочная комиссия: По завершении комплексного опробования и выполнения всех необходимых пусконаладочных работ канатная дорога сдается приемочной комиссии. В состав комиссии должен быть включен инспектор Госгортехнадзора (или аналогичного надзорного органа).
  • Документация: Перед сдачей ПКД приемочной комиссии должны быть подготовлены и представлены все необходимые документы: паспорт ПКД, сертификаты на канаты, акты заделки канатов, акты испытаний, протоколы комплексного опробования и другие.
  • Регистрация: Канатные дороги подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора России до пуска в работу.
  • Проверка готовности к эксплуатации: Перед сдачей ПКД в эксплуатацию выполняется проверка готовности, включающая пробный пуск, общий и функциональный контроль отдельных частей и их взаимодействия.

Правильное применение нормы ГЭСНп 04-03-024-01 и учет всех сопутствующих требований обеспечивают не только корректность сметных расчетов, но и безопасность дальнейшей эксплуатации сложного инженерного сооружения, такого как пассажирская канатная дорога.

Ключевые моменты

  • Норма 04-03-024-01 применяется для комплексного опробования маятниковых двухканатных подвесных пассажирских дорог длиной до 500 м.

  • Общие трудозатраты по норме составляют 2700 человеко-часов, включая рабочих 5 и 6 разрядов, инженеров I категории и ведущих инженеров.

  • Комплексное опробование включает проверку всех видов привода, режимов загрузки, спасательных устройств и длительную обкатку (не менее 10 часов).

  • Для дорог длиной более 500 м или другого типа (кольцевые, одноканатные) следует применять связанные нормы (04-03-024-02, 04-03-024-03, 04-03-024-04).

  • Норма не учитывает стоимость материалов оборудования, а только ресурсы, необходимые для проведения пусконаладочных работ и испытаний.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 04-03-024-01 применяется для учета затрат на комплексное опробование маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 метров после завершения ее монтажа и индивидуальных испытаний.

В норме ГЭСН 04-03-024-01 учтены только трудозатраты персонала (рабочих 5 и 6 разрядов, инженеров I категории и ведущих инженеров) и время эксплуатации необходимых машин и механизмов. Прямые материальные ресурсы, такие как компоненты самой канатной дороги или строительные материалы, в данной норме не учтены, поскольку она описывает процесс тестирования и наладки, а не поставку или монтаж оборудования.

Норма 04-03-024-01 предусматривает общие трудозатраты в размере 2700 человеко-часов. Они распределяются следующим образом: Рабочий 5 разряда – 459 чел.-ч, Рабочий 6 разряда – 891 чел.-ч, Инженер I категории – 891 чел.-ч, Ведущий инженер – 459 чел.-ч.

Комплексное опробование включает проверку всех видов привода на всех режимах работы (без загрузки, с порожними и гружеными вагонетками), испытание спасательных устройств, наладку технологического процесса и вывод дороги на устойчивый проектный режим. Минимальное время обкатки составляет 10 часов.

Практические советы

1

Всегда сверяйте тип и длину канатной дороги с наименованием нормы, чтобы выбрать правильную расценку (04-03-024-01, 04-03-024-02, 04-03-024-03, 04-03-024-04).

2

Используйте методические рекомендации по применению ГЭСНп (МДС 81-27.2007, Приказ Минстроя № 511/пр) для корректного определения состава и объема работ.

3

Учитывайте требования безопасности и регламенты для канатных дорог (например, ПБ 10-559-03) для понимания полного объема необходимых испытаний и проверок.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильный выбор нормы для другого типа канатной дороги (например, кольцевой одноканатной вместо маятниковой двухканатной).

!
Ошибка 2

Игнорирование дополнительной длины дороги (более 500 м) и неприменение нормы 04-03-024-02.

!
Ошибка 3

Включение в смету по данной норме стоимости материалов, не относящихся к процессу опробования, или затрат на монтажные работы.

!
Ошибка 4

Расчет смет без детального изучения проектной и технологической документации на канатную дорогу.

1
04-03-024-02

На каждые последующие 300 м добавлять к норме 04-03-024-01

Применяется совместно с 04-03-024-01 для учета дополнительной длины маятниковых двухканатных дорог.

2
04-03-024-03

Комплексное опробование кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги длиной до 500 м

Применяется вместо 04-03-024-01 для кольцевых одноканатных дорог.

3
04-03-024-04

На каждые последующие 300 м добавлять к норме 04-03-024-03

Применяется совместно с 04-03-024-03 для учета дополнительной длины кольцевых одноканатных дорог.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
04-03-024
Тип работ
GESNP
Материалы
Рабочий 5 разряда: 459 чел.-чРабочий 6 разряда: 891 чел.-чИнженер I категории: 891 чел.-чВедущий инженер: 459 чел.-ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: