Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 04-03-019-01 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости пусконаладочных работ на объектах, связанных с канатными дорогами. Данная норма регламентирует затраты на ввод в эксплуатацию несуще-тягового каната подвесных кольцевых одноканатных пассажирских дорог.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 04-03-019-01 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах персонала, времени эксплуатации машин и механизмов) при выполнении комплекса пусконаладочных работ, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного функционирования несуще-тягового каната. ,
Область применения нормы охватывает составление сметной документации для нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта объектов, включающих подвесные кольцевые одноканатные пассажирские дороги. Она позволяет корректно учесть затраты, связанные с проверкой, настройкой, испытаниями и вводом в эксплуатацию одного из ключевых элементов канатной дороги – несуще-тягового каната.
Основные характеристики
- Код нормы: 04-03-019-01
- Полное наименование: Канат несуще-тяговый подвесной кольцевой одноканатной пассажирской дороги
- Группа: Канаты дорог подвесных кольцевых одноканатных
- Тип работ: ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы)
- Категория: 04-03-019 (входит в сборник ГЭСНп-04 "Подъемно-транспортное оборудование")
- Единица измерения: 1000 м каната
- Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0 (указывает на нормативные документы, которыми утверждена или обоснована данная норма).
Техническая информация
Состав работ по норме
Пусконаладочные работы, учтенные в ГЭСН 04-03-019-01, представляют собой комплекс мероприятий, направленных на проверку работоспособности, настройку и испытание несуще-тягового каната и связанных с ним систем после завершения монтажных работ. Хотя детальный перечень операций не всегда приводится непосредственно в тексте нормы, исходя из специфики пусконаладки такого сложного объекта, он включает следующие основные этапы:
- Предварительная проверка и контроль монтажа: Осмотр и проверка качества выполненных монтажных работ по установке каната, его креплений, опор, приводных и обводных станций. Убеждение в отсутствии видимых дефектов и соответствии проектной документации.
- Натяжка и регулировка каната: Выполнение операций по предварительной и окончательной натяжке несуще-тягового каната до проектных значений. Это включает использование специализированного оборудования для создания необходимого натяжения и выверки положения каната по всей трассе.
- Проверка и настройка приводных систем: Комплексная проверка работы всех механических и электрических систем, отвечающих за движение каната. Это включает тестирование двигателей, редукторов, тормозных систем, систем аварийной остановки и других исполнительных механизмов.
- Калибровка контрольно-измерительных приборов: Настройка и калибровка датчиков, измеряющих скорость, натяжение каната, положение, температуру и другие критически важные параметры. Обеспечение точности показаний для безопасной эксплуатации.
- Статические испытания: Проведение испытаний каната и всей системы на прочность и устойчивость под статической нагрузкой, имитирующей максимальные эксплуатационные условия.
- Динамические испытания: Осуществление пробных пусков и остановок, движение каната на различных скоростях, проверка работы систем безопасности в динамическом режиме, включая имитацию нештатных ситуаций.
- Выявление и устранение дефектов: Анализ результатов испытаний, выявление любых отклонений от проектных параметров или неисправностей. Проведение необходимых регулировок, ремонтов или замен элементов.
- Оформление исполнительной документации: Составление актов о проведении пусконаладочных работ, протоколов испытаний, журналов настроек, паспортов оборудования и других документов, подтверждающих готовность канатной дороги к эксплуатации.
- Обучение и инструктаж персонала: Проведение инструктажа и обучения эксплуатационного персонала заказчика по правилам безопасной эксплуатации, обслуживания и реагирования на нештатные ситуации.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 04-03-019-01, как и большинство норм ГЭСНп, не предусматривает прямого расхода основных строительных материалов, поскольку ее фокус – это трудозатраты и использование специализированного оборудования для настройки и проверки. Основными ресурсами, учтенными в данной норме, являются:
Трудозатраты персонала:
Рабочий 5 разряда: 53.89 чел.-ч
Рабочий 6 разряда: 104.61 чел.-ч
Инженер I категории: 104.61 чел.-ч
Ведущий инженер: 53.89 чел.-ч
Машины и оборудование: В норме не указаны конкретные типы машин и оборудования. Предполагается использование специализированного пусконаладочного оборудования, измерительных приборов, а также собственных механизмов канатной дороги (приводы, лебедки и т.д.), необходимых для проведения испытаний и настроек. Затраты на эксплуатацию такого оборудования учтены в составе комплексной нормы. Дополнительные затраты на передвижные источники электроснабжения могут быть учтены отдельно, если их применение обосновано проектом.
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты по норме ГЭСН 04-03-019-01 составляют 317 чел.-ч на 1000 метров несуще-тягового каната. Эта сумма включает в себя работу как рабочих различных разрядов, так и инженерно-технического персонала. Высокий уровень трудозатрат и участие инженерного состава подчеркивают сложность и ответственность пусконаладочных работ для такого типа оборудования.
Требования к квалификации
Для выполнения пусконаладочных работ по данной норме требуется высококвалифицированный персонал. В состав бригады входят:
- Рабочие 5-го и 6-го разрядов: Отвечают за непосредственное выполнение операций по натяжке, регулировке, проверке механических узлов и устранению мелких неисправностей. Их квалификация позволяет работать со сложным подъемно-транспортным оборудованием.
- Инженер I категории и Ведущий инженер: Осуществляют общее руководство работами, проводят настройку сложных систем управления, калибровку приборов, анализ результатов испытаний, а также отвечают за оформление технической документации. Их участие критически важно для обеспечения соответствия объекта проектным требованиям и нормам безопасности.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 04-03-019-01 требует понимания ее структуры и особенностей расчета. Эта норма является основой для определения прямых затрат на пусконаладку каната.
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного расчета сметной стоимости пусконаладочных работ по ГЭСН 04-03-019-01 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение физического объема работ: Измерьте общую проектную длину несуще-тягового каната, подлежащего пусконаладке, в метрах. Например, если длина каната составляет 2500 метров.
- Приведение объема к единице измерения нормы: Поскольку единица измерения нормы – 1000 м, разделите фактическую длину каната на 1000.
- Пример: 2500 м / 1000 м = 2.5 единицы нормы.
- Расчет трудозатрат по каждой категории: Умножьте полученный объем работ (в единицах нормы) на соответствующие трудозатраты для каждой категории персонала, указанные в норме:
- Рабочий 5 разряда: 2.5 * 53.89 чел.-ч = 134.725 чел.-ч
- Рабочий 6 разряда: 2.5 * 104.61 чел.-ч = 261.525 чел.-ч
- Инженер I категории: 2.5 * 104.61 чел.-ч = 261.525 чел.-ч
- Ведущий инженер: 2.5 * 53.89 чел.-ч = 134.725 чел.-ч
- Расчет стоимости: Полученные трудозатраты (в человеко-часах) умножаются на текущую стоимость одного человеко-часа для соответствующего разряда/категории персонала. К полученной сумме добавляются затраты на эксплуатацию машин и механизмов, а также другие прямые затраты, предусмотренные сметными нормативами. Важно использовать актуальные индексы пересчета в текущие цены, которые публикуются ежемесячно в "Вестнике ценообразования и сметного нормирования" и на официальном сайте Федерального центра ценообразования в строительстве. ,
Примеры использования
Пример 1: Пусконаладка новой канатной дороги
Предположим, строится новая пассажирская канатная дорога с общей длиной несуще-тягового каната 4200 метров. Для определения затрат на пусконаладочные работы сметчик применяет ГЭСН 04-03-019-01.
- Объем работ: 4200 м / 1000 м = 4.2 единицы нормы.
- Далее, все ресурсные показатели нормы (трудозатраты) умножаются на коэффициент 4.2.
Пример 2: Капитальный ремонт с заменой каната
В рамках капитального ремонта существующей канатной дороги производится полная замена несуще-тягового каната длиной 1800 метров. После монтажа нового каната необходимо провести пусконаладочные работы.
- Объем работ: 1800 м / 1000 м = 1.8 единицы нормы.
- Ресурсные показатели нормы умножаются на коэффициент 1.8.
Особенности и ограничения
- Комплексность работ: Норма учитывает полный комплекс пусконаладочных работ, необходимых для ввода несуще-тягового каната в эксплуатацию, включая все стадии от проверки монтажа до пробных пусков и оформления документации.
- Исключение монтажных работ: ГЭСН 04-03-019-01 не включает затраты на сам монтаж каната или других конструктивных элементов канатной дороги. Эти работы нормируются по соответствующим строительным нормам из других сборников (например, ГЭСНм-07 "Компрессорные установки, насосы и вентиляторы" или других, относящихся к монтажу подъемно-транспортного оборудования).
- Исключение стоимости материалов: Норма не учитывает стоимость самого несуще-тягового каната, а также других основных материалов. Их стоимость должна быть учтена в сметной документации отдельными позициями по соответствующим сборникам сметных цен на материалы (ФССЦ).
- Пропорциональный расчет: При длине каната, не кратной 1000 м, применяется пропорциональный расчет, как показано в алгоритме.
- Связанные нормы: Для учета пусконаладочных работ на последующие участки каната может применяться норма ГЭСН 04-03-019-02, если это предусмотрено технической частью сборника ГЭСНп-04.
- Условия применения: Норма разработана исходя из усредненных условий производства работ. При наличии усложняющих факторов (например, стесненные условия, работа на высоте, особые климатические условия), могут применяться поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН. ,
Полезная информация
Для эффективного применения ГЭСН 04-03-019-01 сметчикам важно знать о типичных ошибках, полезных советах и связанных нормативах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение единицы измерения: Одна из наиболее распространенных ошибок – применение нормы на 1 метр каната вместо 1000 метров. Это приводит к занижению сметной стоимости в 1000 раз. Всегда внимательно проверяйте единицу измерения, указанную в норме (1000 м). ,
- Включение в норму стоимости материалов: ГЭСНп, по своей сути, не учитывают стоимость материалов, а лишь затраты на пусконаладочные работы. Попытка включить стоимость самого каната или других основных материалов в эту норму является некорректной. Материалы должны учитываться отдельными позициями в смете.
- Дублирование работ: Иногда сметчики ошибочно включают в смету как монтажные, так и пусконаладочные работы, которые могут частично пересекаться по составу. Важно четко разграничивать объем работ, учтенных в монтажных нормах, и объем, предусмотренный ГЭСНп 04-03-019-01, чтобы избежать двойного учета затрат.
- Игнорирование квалификационного состава: Недооценка или неправильное распределение трудозатрат по квалификационным разрядам и категориям персонала (рабочие, инженеры) может привести к некорректному расчету фонда оплаты труда и, как следствие, к искажению общей сметной стоимости. Всегда используйте данные по трудозатратам для каждой категории, указанные в норме.
- Использование устаревших редакций: Сметные нормы регулярно обновляются и дополняются. Использование устаревших редакций ГЭСН может привести к несоответствию сметы текущим требованиям и ценам. Всегда проверяйте актуальность используемой нормативной базы. ,
Практические советы
- Внимательно изучайте техническую часть сборника: Общие положения и технические части сборников ГЭСН содержат важные указания, примечания и коэффициенты, которые могут существенно влиять на применение норм. Обязательно ознакомьтесь с технической частью ГЭСНп-04. ,
- Обоснование в проектной документации: Всегда ссылайтесь на проектную документацию (Проект организации строительства – ПОС, Проект производства работ – ППР), которая должна содержать детальные требования к пусконаладочным работам, характеристики канатной дороги и обоснование применяемых технологий.
- Учитывайте специфику объекта: Каждая канатная дорога может иметь уникальные особенности. Если проектные решения значительно отличаются от усредненных условий, предусмотренных нормой, может потребоваться разработка индивидуальных норм или применение поправочных коэффициентов, обоснованных проектом.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений или при работе со сложными, нестандартными объектами, не стесняйтесь обращаться за консультациями к опытным сметчикам, инженерам-проектировщикам или представителям организаций, специализирующихся на пусконаладочных работах канатных дорог.
Связанные нормы
- ГЭСН 04-03-019-02: "Канат несуще-тяговый подвесной кольцевой одноканатной пассажирской дороги (на последующие 500 м)". Эта норма применяется для учета затрат на пусконаладку дополнительных участков каната, если общая длина превышает начальный объем, учтенный в 04-03-019-01.
- Общие положения к сборнику ГЭСНп-04 "Подъемно-транспортное оборудование": Содержат общие правила применения всех норм данного сборника, включая коэффициенты, учитывающие различные условия производства работ. ,
- ГЭСНм-07 "Компрессорные установки, насосы и вентиляторы" и другие монтажные сборники: Для учета затрат на сам монтаж канатных дорог, их элементов и оборудования следует обращаться к соответствующим нормам сборников ГЭСНм, которые регламентируют монтажные работы.
- ГЭСН 04-01-079-01, ГЭСН 04-01-080-01: Эти нормы, хотя и относятся к бурению (ГНБ), могут быть косвенно связаны с подготовительными работами для прокладки коммуникаций, которые могут быть частью инфраструктуры канатной дороги.
Контрольные моменты
- Проверка проектной документации: Сметчик должен убедиться, что объем и состав пусконаладочных работ, включенных в смету, полностью соответствуют требованиям проектной документации и техническому заданию заказчика.
- Акты выполненных работ: Обязательное оформление актов о проведении пусконаладочных работ, протоколов испытаний, журналов настроек и других исполнительных документов. Эти документы являются основанием для подтверждения фактического выполнения работ и их соответствия нормативным требованиям.
- Приемка работ: Участие представителей заказчика, проектной организации и надзорных органов в приемке пусконаладочных работ. Результаты приемки должны быть зафиксированы в соответствующих актах, подтверждающих готовность объекта к эксплуатации.
- Соответствие нормативным требованиям: Все пусконаладочные работы должны выполняться в строгом соответствии с действующими строительными нормами, правилами безопасности и техническими регламентами, применимыми к канатным дорогам.
Применение ГЭСН 04-03-019-01 требует от сметчика внимательности, знания нормативной базы и понимания технологических процессов пусконаладки канатных дорог. Соблюдение изложенных рекомендаций поможет избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов.
Ключевые моменты
-
Норма 04-03-019-01 относится к пусконаладочным работам (ГЭСНп) для канатных дорог.
-
Единица измерения нормы – 1000 метров несуще-тягового каната.
-
Общие трудозатраты составляют 317 чел.-ч, включая рабочих 5 и 6 разрядов, инженеров I категории и ведущих инженеров.
-
Норма не учитывает стоимость материалов и монтажные работы, только пусконаладку.
-
Для последующих участков каната может применяться связанная норма ГЭСН 04-03-019-02.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 04-03-019-01?
Когда применяется ГЭСН 04-03-019-01?
ГЭСН 04-03-019-01 применяется при составлении сметной документации для определения затрат на пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию несуще-тягового каната подвесных кольцевых одноканатных пассажирских дорог, как при новом строительстве, так и при реконструкции или капитальном ремонте с заменой каната.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
Норма ГЭСН 04-03-019-01, как норма на пусконаладочные работы, не предусматривает прямого расхода основных строительных материалов. Она учитывает только трудозатраты квалифицированного персонала и использование необходимого пусконаладочного оборудования. Стоимость самого каната и других материалов учитывается отдельными позициями в смете.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Общие трудозатраты по норме ГЭСН 04-03-019-01 составляют 317 чел.-ч на 1000 метров каната. Они распределяются следующим образом: Рабочий 5 разряда – 53.89 чел.-ч, Рабочий 6 разряда – 104.61 чел.-ч, Инженер I категории – 104.61 чел.-ч, Ведущий инженер – 53.89 чел.-ч.
4 Чем отличается ГЭСН 04-03-019-01 от ГЭСН 04-03-019-02?
Чем отличается ГЭСН 04-03-019-01 от ГЭСН 04-03-019-02?
ГЭСН 04-03-019-01 применяется для начального участка несуще-тягового каната (1000 м), тогда как ГЭСН 04-03-019-02 предназначена для учета пусконаладочных работ на последующие 500 метров каната. Это позволяет более точно учитывать затраты при большой протяженности канатных дорог.
Практические советы
Всегда внимательно изучайте техническую часть сборника ГЭСНп-04 для получения полных указаний.
Используйте только актуальные редакции ГЭСН, регулярно проверяя обновления.
Обосновывайте применение нормы ссылками на проектную документацию (ПОС, ППР).
При нестандартных условиях или значительных отклонениях от усредненных условий нормы, рассмотрите возможность применения поправочных коэффициентов или разработки индивидуальных норм.
Оформляйте все акты выполненных работ и протоколы испытаний для подтверждения объемов и качества пусконаладки.
Частые ошибки
Неправильное применение единицы измерения (на 1 м вместо 1000 м).
Включение в норму стоимости самого каната или других основных материалов.
Дублирование работ по пусконаладке с монтажными работами.
Некорректное распределение трудозатрат по квалификационным разрядам.
Использование устаревших редакций сметных норм.